Въезд и выезд из Российской Федерации иностранных граждан и апатридов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,47 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Въезд и выезд из Российской Федерации иностранных граждан и апатридов

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

"Иркутский государственный университет"

(ФГБОУ ВПО "ИГУ")

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра конституционного права.





Курсовая работа

Въезд и выезд из Российской Федерации иностранных граждан и апатридов

Студентки 1 курса

Жамбаловой Марины Викторовны

Научный руководитель:

К.ю.н., доцент

Дамдинов Бато Дашидондокович




Иркутск 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Правовое регулирование въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и апатридов

1.1 Иностранные граждане и апатриды по законодательству РФ

1.2 Система нормативно-правовых актов, регулирующих въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и апатридов

Глава 2. Порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и апатридов

2.1 Порядок въезда в РФ иностранных граждан и апатридов

2.2 Порядок выезда из РФ иностранных граждан и апатридов

Глава 3. Ответственность за нарушение порядка въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и апатридов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Приток иностранных работников по приоритетным профессионально квалификационным группам сглаживает структурный дефицит на рынке труда и способствует развитию экономики страны.

Согласно вариантам демографических прогнозов Росстата, в ближайшие 15 лет процессы депопуляции и старения населения Российской Федерации в отсутствие значительного миграционного прироста усилятся. Естественная убыль населения за это время составит несколько миллионов человек даже при условии проведения успешной демографической политики. Продолжится быстрое сокращение населения в стратегически значимых регионах Дальнего Востока и Сибири. В таких условиях привлечение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится важным источником восполнения потерь численности населения страны.

Без миграционного притока численность населения в трудоспособном возрасте уменьшится к 2025 г. более чем на 10 миллионов человек, а в структуре экономически активного населения опережающими темпами будет расти доля лиц старшего возраста (по данным Росстата). Связанные с этим изменения повлекут многочисленные социально-экономические последствия, такие как рост дефицита рабочей силы, в особенности квалифицированных работников, обострение структурных диспропорций на рынках труда, рост иждивенческой нагрузки на сокращающееся экономически активное население, обострение проблем здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения.

Все это отрицательно скажется на темпах роста экономики и благосостояния россиян, скорости перехода российской экономики на инновационный путь развития и, тем самым, на конкурентоспособности страны в целом и ее месте в глобальном мире.

В рассматриваемой перспективе эти негативные тенденции могут быть лишь частично смягчены в результате технологической модернизации, роста производительности труда, а также повышения внутренней миграционной мобильности и экономической активности населения. Тем не менее привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики являются необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

Целью нашей работы является рассмотрение порядка въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и апатридов.

Исходя из цели, ставим следующие задачи:

.Осветить правовое регулирование въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и апатридов;

2.Рассмотреть положение иностранных граждан и апатридов по законодательству РФ;

.Проанализировать систему нормативно-правовых актов, регулирующих въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и апатридов;

.Изучить порядок въезда в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и апатридов;

.Выявить ответственность за нарушение порядка въезда в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и апатридов.

въезд выезд иностранный апатрид

Глава 1. Правовое регулирование въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и апатридов

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) иностранных граждан и апатридов регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Базисными законодательными актами являются Федеральный Закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и Федеральный Закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ".

1.1 Иностранные граждане и апатриды по законодательству РФ

Согласно ст.1 Конвенции "О статусе апатридов" от 28.09.1954 под термином "апатрид" подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона.

При этом Россия не является участницей Конвенции "О статусе апатридов". Надо сказать, что в российском законодательстве термин "апатрид" не только не определяется, но и практически не используется. Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 62), а также российское законодательство оперируют понятием "лицо без гражданства". В то же время нельзя не отметить, что в тексте Конвенции 1954 года, изложенном на английском языке и являющемся аутентичным ее испанской и французской версиям, используется термин "stateless person", который в буквальном переводе означает "лицо, не имеющее государства (подданства)". Таким образом, термин "апатрид", используемый в Конвенции, представляется синонимом термина "лицо без гражданства", используемом в российском законодательстве.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", определяющей основные понятия в целях данного Федерального закона, лицо без гражданства - "физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства".

Таким образом, определение лица без гражданства, данное в российском законодательстве, основывается на действии одновременно двух условий:

во-первых, эти лица не признаются гражданами Российской Федерации;

во-вторых, они не имеют доказательств наличия у них гражданства какого-либо иностранного государства.

В Российской Федерации отсутствует какой-либо специальный законодательно установленный порядок признания лица апатридом. В то же время вопросами проверки наличия или отсутствия у лиц гражданства занимаются органы Федеральной миграционной службы при предоставлении им убежища, статуса беженца, выдачи разрешений на въезд, временное пребывание, временное или постоянное проживание, осуществлении миграционного учета и контроля и др.

Согласно Конституции Российской Федерации (ч.3 ст.62) лица без гражданства, как и иностранные граждане, пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым российская Конституция устанавливает в целом национальный режим для определения правового положения лиц без гражданства (как и иностранных граждан), приравнивая его к правовому положению собственных граждан. Конституция РФ не устанавливает различий в правовом положении иностранцев и лиц без гражданства.

Что касается отдельных ограничений, то они могут устанавливаться только на уровне федеральных законов и международных договоров. Такой высокий уровень актов, посредством которых могут устанавливаться исключения для лиц без гражданства (и иностранных граждан) из применяемого в отношении них национального режима, свидетельствует о том, какое особое внимание уделяет государство признанию и укреплению стабильности самого этого режима.

Следует обратить также внимание на то, что, несмотря на федеративный характер устройства российского государства, субъекты Федерации не вправе своими законами изменять правовой статус лиц без гражданства, как и правовой статус иностранных граждан. Это обусловлено нормами статьи 62 (ч.3) Конституции РФ, в которой прямо сказано, что исключения из актов национального уровня в отношении правового режима лиц без гражданства могут допускаться только федеральным законом, так и положениями ст.71 и ст.76 Конституции Российской Федерации, согласно которым регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к ведению Российской Федерации, поэтому может осуществляться только федеральным законодательством.

Значительной проблемой в настоящее время в Российской Федерации является проблема граждан бывшего СССР, правовой статус которых до настоящего времени не урегулирован; они не имеют документов, удостоверяющих их личность. Это наиболее уязвимая в настоящее время группа лиц в Российской Федерации, поскольку они лишены подчас возможности реализации даже минимально необходимых прав.

Определение термина "иностранный гражданин" в российском законодательстве дается в ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Принципы и нормы, которым должно следовать государство в определении правового статуса иностранного гражданина, закреплены в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985г. Такие нормы предусматривают: права любого государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства; обязанность иностранцев соблюдать законы страны пребывания (жительства), а за их нарушение нести ответственность наравне с гражданами этой страны; недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории данной страны (индивидуальная высылка возможна только по закону); право иностранца на защиту государства своего гражданства (для того, чтобы И. г. мог пользоваться своими правами, ему должен быть предоставлен свободный доступ в дипломатические представительства и консульские учреждения государства его гражданства). Законно находящиеся в РФ И. г. имеют право свободного передвижения по территории РФ, за исключением посещения режимных территорий предприятий и (или) объектов и закрытых административно-территориальных образований, для въезда в которые в соответствии с законодательством РФ требуется разрешение. При остановке в пути следования на срок более 3 дней иностранный гражданин должен зарегистрироваться в органе исполнительной власти субъекта РФ по внутренним делам или в гостинице, имеющей право на регистрацию И. г., на основании заявления в письменной форме. Дипломатическим агентам и консульским должностным лицам иностранных государств, аккредитованным в РФ иностранным журналистам, а также иностранным работникам зарегистрированных в РФ постоянных представительств иностранных авиакомпаний, банков, торгово-промышленных фирм и других постоянных представительств право свободного передвижения предоставляется на основе взаимности.

В то же время для иностранных граждан существуют определенные федеральным законодательством ограничения. Действующее законодательство РФ о правовом положении иностранных граждан устанавливает, что иностранные граждане, а также лица, имеющие гражданство иностранного государства и гражданство РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ, не имеют права поступать на государственную службу или находиться на государственной службе; быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; быть членами экипажей военных кораблей РФ и других эксплуатируемых в некоммерческих целях судов, а также летательных аппаратов государственной и экспериментальной авиации; быть членами экипажей воздушных судов гражданской авиации; быть операторами радиостанций или радиоэлектронных средств и установок; поступать на работу на режимные и особо важные объекты, деятельность которых связана с обеспечением национальной безопасности РФ; заниматься разведкой, разработкой и промыслом живых и неживых ресурсов поверхностных водных объектов, внутренних морских вод, территориального моря РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ и лицензиями, которые выданы иностранным гражданам в порядке, установленном законодательством РФ. Кроме того, указанные лица не несут военную службу и не могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Они также не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

1.2 Система нормативно-правовых актов, регулирующих въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и апатридов

Данную сферу регулируют только законодательные акты федерального уровня. Законодательство о въезде в РФ и выезде из РФ иностранных граждан и апатридов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федеральных законов, постановлений Правительства РФ и Указов президента РФ. Наряду с этим регулируются международными договорами Российской Федерации.

В Конституции РФ 1993 года говорится о том, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст.27 п.2). Для иностранных граждан и лиц без гражданства порядок въезда в Российскую Федерацию носит разрешительный характер. Виза или иное разрешение на въезд выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ по основаниям, указанным в законе, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Дальнейшие разъяснения о въезде в РФ и выезде из РФ иностранных граждан и апатридов даются в главе IV, V, VI Федерального Закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, которая посвящена порядку оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Еще одним базисным законодательным актом в этой области является Федеральный Закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, глава II которого дает разъяснения о порядке оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию.

С 1 января 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон Российской Федерации "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Абзац второй пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" теперь изложен в следующей редакции: "Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом".

Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части оснований для ограничения въезда в Российскую Федерацию дополнен следующим пунктом: иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет <#"center">Глава 2. Порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и апатридов

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане, находящиеся в качестве пассажиров на борту круизных судов, имеющих разрешения на пассажирские перевозки и прибывающих в Российскую Федерацию через морские и речные порты, открытые для международного пассажирского сообщения, могут находиться на территории Российской Федерации в течение 72 часов без виз в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые передаются Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые принимаются Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляет выезд из Российской Федерации или въезд в Российскую Федерацию без визы на основании решения о реадмиссии указанного иностранного гражданина или лица без гражданства, принятого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо решения о реадмиссии по ускоренной процедуре указанного иностранного гражданина или лица без гражданства, принятого соответствующим пограничным органом федеральной службы безопасности. В случае, предусмотренном международным договором Российской Федерации о реадмиссии, выезд указанного иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации или их въезд в Российскую Федерацию осуществляется также на основании проездного документа для целей реадмиссии, предусмотренного указанным международным договором.

Федеральным законом или международным договором Российской Федерации могут устанавливаться особенности въезда в Российскую Федерацию, пребывания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, поступающих (поступивших) на обучение в образовательные организации Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, предусматривающими привлечение соответствующих категорий иностранных граждан или лиц без гражданства для обучения в Российской Федерации.

Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:

) сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в Российской Федерации;

) неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности;

) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.

Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если:

) это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения;

) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

.1) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства неоднократно (два и более раза) выносилось решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение десяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;

.2) в период предыдущего пребывания в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства была прекращена процедура реадмиссии в соответствии со статьей 32.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации;

) иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, - до их представления;

) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;

) при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и последующего выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;

) иностранный гражданин или лицо без гражданства использовали подложные документы;

) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией, - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме. Порядок погашения иностранными гражданами и лицами без гражданства такой задолженности определяется Правительством Российской Федерации;

) иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности;

) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.

Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:

) в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

) осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;

) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

) не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств;

) привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку.

Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.

Транзитная виза иностранному гражданину не требуется в случае транзитного проезда этого иностранного гражданина через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Транзитный проезд иностранного гражданина или лица без гражданства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии осуществляется на основании решения о транзите указанного иностранного гражданина или лица без гражданства, принятого руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его заместителем.

Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;

) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств:

) стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета;

) необходимости ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия;

) болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья;

) непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

2.1 Порядок въезда в РФ иностранных граждан и апатридов

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено федеральными законами, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство. Лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации беженцами, могут выезжать из Российской Федерации и въезжать в Российскую Федерацию на основании проездного документа беженца.

Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых иностранным государством удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора на территории Российской Федерации и которые не имеют действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, въезжают в Российскую Федерацию на основании письменного уведомления компетентного органа иностранного государства об удовлетворении указанного запроса.

Основаниями для выдачи иностранному гражданину визы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, являются:

) приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по ходатайству:

а) федеральных органов государственной власти;

б) дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации;

в) международных организаций и их представительств в Российской Федерации, а также представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации;

г) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в случаях, установленных федеральным законом.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по ходатайству:

а) органов местного самоуправления;

б) юридических лиц, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальном органе;

в) граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан;

г) филиалов иностранных коммерческих организаций, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальном органе, в случае приглашения данными филиалами иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;

д) иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами и осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в случае приглашения ими членов своей семьи, определенных пунктом 1.1 статьи 13.2 указанного Федерального закона;

е) представительств иностранных коммерческих организаций, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальном органе, в случае приглашения этими представительствами иностранных граждан, направленных в целях осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

) решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо представительством федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящимся в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по ходатайству находящегося за пределами Российской Федерации иностранного гражданина, поданному в связи с необходимостью въезда в Российскую Федерацию для экстренного лечения либо вследствие тяжелой болезни или смерти близкого родственника.

За предоставление решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, о выдаче обыкновенной визы, направляемого в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, а также за внесение изменений в выданное федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, решение о выдаче обыкновенной визы уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

) решение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, о выдаче иностранному гражданину визы, направленное в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации;

) решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принимаемое по заявлению в письменной форме гражданина Российской Федерации о совместном с ним въезде в Российскую Федерацию членов его семьи (супруга (супруги), несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей), являющихся иностранными гражданами, либо принимаемое в исключительных случаях по заявлению в письменной форме иностранного гражданина;

.1) решение о признании иностранного гражданина носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации";

) решение территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

) договор на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждение о приеме иностранного туриста организацией, осуществляющей туристическую деятельность;

) решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа о признании иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем по заявлению, поданному иностранным гражданином или лицом без гражданства в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации;

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица.

Виза - выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Виза содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату рождения, пол, гражданство (подданство), номер основного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, дату выдачи визы, разрешенный срок пребывания в Российской Федерации, номер приглашения на въезд в Российскую Федерацию либо решения государственного органа, срок действия визы, цель поездки, данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице), кратность визы.

Виза выдается дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, его представительством на территории Российской Федерации, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом.

Форма визы, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты и порядок аннулирования визы устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации.

За выдачу, продление и восстановление визы представительствами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, на территории Российской Федерации, находящимися в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Виза может быть однократной, двукратной и многократной.

Однократная виза дает право иностранному гражданину пересечь Государственную границу Российской Федерации один раз при въезде в Российскую Федерацию и один раз при выезде из Российской Федерации.

Двукратная виза дает право иностранному гражданину на двукратный въезд в Российскую Федерацию.

Многократная виза дает право иностранному гражданину на неоднократный (более двух раз) въезд в Российскую Федерацию.

Срок действия визы может быть продлен во время пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации:

) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом по заявлению в письменной форме или в форме электронного документа иностранного гражданина либо по ходатайству в письменной форме или в форме электронного документа органа государственной власти, органа местного самоуправления или юридического лица;

) федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по обращению в письменной форме или в форме электронного документа органа по внешним сношениям (иностранным делам) иностранного государства, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо представительства международной организации в Российской Федерации;

) представительством федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящимся в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по заявлению в письменной форме или в форме электронного документа иностранного гражданина, либо по ходатайству в письменной форме или в форме электронного документа органа государственной власти, органа местного самоуправления или юридического лица, либо по обращению в письменной форме или в форме электронного документа дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо представительства международной организации в Российской Федерации;

) органами пограничного контроля в соответствии с федеральным законом.

Дипломатическая виза выдается иностранному гражданину, имеющему дипломатический паспорт.

Дипломатическая виза выдается:

) главам иностранных государств, главам правительств иностранных государств, членам иностранных официальных делегаций, членам семей указанных лиц, следующим с ними, и сопровождающим их лицам на срок до трех месяцев;

) дипломатическим агентам дипломатических представительств и консульским должностным лицам консульских учреждений, сотрудникам представительств международных организаций в Российской Федерации, в отношении которых Российской Федерацией признается дипломатический статус, членам семей указанных лиц на срок до трех месяцев;

) иностранным дипломатическим и консульским курьерам на срок командировки.

В случае, если в отношении иностранного гражданина, не имеющего дипломатического паспорта, Российской Федерацией признается дипломатический статус, указанному гражданину может быть оформлена дипломатическая виза.

В случае, если в отношении иностранного гражданина, имеющего дипломатический паспорт, Российской Федерацией не признается дипломатический статус, указанному гражданину оформляется обыкновенная виза.

Служебная виза выдается иностранному гражданину, имеющему служебный паспорт.

Служебная виза выдается:

) членам официальных иностранных делегаций, членам семей указанных лиц, следующим с ними, и сопровождающим их лицам на срок до трех месяцев;

) работникам административно-технического и обслуживающего персонала дипломатических представительств, консульским служащим и работникам обслуживающего персонала консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, представительств международных организаций в Российской Федерации и членам семей указанных лиц на срок до трех месяцев;

) военнослужащим вооруженных сил иностранных государств и членам семей указанных лиц на срок до одного года. Военнослужащим вооруженных сил иностранных государств, въезжающим в Российскую Федерацию в целях реализации международных договоров Российской Федерации и (или) решений органов государственной власти Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества, и членам семей указанных лиц разрешается продление срока пребывания в Российской Федерации путем выдачи многократной визы на срок действия внешнеторгового контракта, зарегистрированного в установленном порядке, но не более чем на пять лет.

В случае, если в отношении иностранного гражданина, не имеющего служебного паспорта, Российской Федерацией признается официальный статус, указанному гражданину может быть оформлена служебная виза.

В случае, если в отношении иностранного гражданина, имеющего служебный паспорт, Российской Федерацией не признается официальный статус, указанному гражданину оформляется обыкновенная виза.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Обыкновенная частная виза выдается на срок до трех месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской Федерации, или иностранного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, или юридического лица.

Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок.

Обыкновенная туристическая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристическую деятельность.

Обыкновенная туристическая групповая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста в составе организованной туристической группы (не менее пяти человек) при наличии надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристическую деятельность.

Обыкновенная учебная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательной организации. Пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы не препятствует его обучению в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на территории Российской Федерации без изменения цели въезда.

Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год. Иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" или осуществляющему такую деятельность, обыкновенная рабочая виза оформляется как многократная и выдается на срок действия соответственно заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года со дня въезда этого иностранного гражданина в Российскую Федерацию с последующим продлением срока действия указанной визы на срок действия соответственно заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления. Иностранным гражданам - членам семьи иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", обыкновенные рабочие визы оформляются как многократные и выдаются на срок действия визы, выданной указанному иностранному гражданину, с правом осуществления в установленном федеральным законом порядке трудовой деятельности, обучения, а также иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, с последующим продлением срока действия таких виз в случае продления срока действия визы указанному иностранному гражданину. В случае пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы допускается обучение данного иностранного гражданина в образовательной организации на территории Российской Федерации без оформления в установленном порядке изменения цели въезда данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Обыкновенная гуманитарная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления научных, или культурных, или общественно-политических, или спортивных, или религиозных связей и контактов, либо паломничества, либо благотворительной деятельности, либо доставки гуманитарной помощи (с правом осуществления педагогической деятельности в случае, предусмотренном подпунктом 8.1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища выдается иностранному гражданину на срок до трех месяцев при наличии решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о признании данного иностранного гражданина беженцем на территории Российской Федерации.

Обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" выдается иностранному гражданину на срок до одного года при наличии решения о признании этого иностранного гражданина носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".

Транзитная виза выдается на срок до десяти дней иностранному гражданину в целях транзитного проезда через территорию Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ".

Виза временно проживающего лица выдается на четыре месяца иностранному гражданину, которому разрешен въезд в Российскую Федерацию для временного проживания, в пределах квоты на выдачу разрешений на временное проживание, порядок определения которой устанавливается Правительством Российской Федерации, или без ее учета. В случае, если иностранный гражданин не смог в установленный срок въехать в Российскую Федерацию, но при этом основания для получения им такой визы сохранились, данному иностранному гражданину по его заявлению в письменной форме может быть выдана новая виза временно проживающего лица, действительная в течение двух месяцев со дня ее выдачи.

Если разрешение на временное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации не получено по причинам, не зависящим от иностранного гражданина, срок действия визы временно проживающего лица продлевается по его заявлению в письменной форме или в форме электронного документа.

При получении иностранным гражданином разрешения на временное проживание в Российской Федерации территориальный орган федерального органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, продлевает срок действия визы временно проживающего лица на срок действия указанного разрешения.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2.2 Порядок выезда из РФ иностранных граждан и апатридов

Выезд из РФ иностранным гражданином или апатридом осуществляется на основании тех же документов, по которым они въехали в РФ, а миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения. Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение о выдаче иностранному государству и которые не имеют действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, выезжают из Российской Федерации на основании указанного решения.

Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:

) в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

) осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;

) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

) не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств;

) привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Глава 3. Ответственность за нарушение порядка въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и апатридов

Глава VII Федерального Закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", гласящая об ответственности должностных лиц, граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение настоящего Федерального Закона, была исключена Федеральным законом от 10.01.2003 N 7-ФЗ. Однако имеются некоторые виды ответственности в главах IV и V Федерального Закона "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ".

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном въезде в Российскую Федерацию, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации и незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, а также транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных статьей 26 Федерального Закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, может быть вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 27 Федерального Закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.

Въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, не допускается, за исключением случая, если указанный иностранный гражданин или лицо без гражданства передается иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Так же иностранные граждане и апатриды несут ответственность за нарушение порядка въезда в РФ и выезда из РФ в соответствии с главой 18 КоАП РФ. К числу мер административного наказания относятся: предупреждение, штраф, административное выдворение.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение предусматривается: за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении (статья 18.1 КоАП); за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст.18.8 пп.1 и 2 КоАП); за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу (ст.18.10 КоАП), а также за правонарушения, предусмотренные ст. ст.18.11, 18.17, 19.27 КоАП Российской Федерации;

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как меру административного наказания вправе устанавливать и назначать: судья; начальник федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, его заместитель; коменданты пограничных комендатур; командиры подразделений пограничного контроля; начальники пограничных застав и др.; начальники управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители; руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его заместитель; руководители территориальных органов и руководители структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти.

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае предусмотренных федеральным законом за счет средств пригласившего его органа. Если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по административному выдворению иностранного гражданина за пределы Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Заключение

Миграционная привлекательность Российской Федерации по сравнению с другими странами приема мигрантов невысока и распространяется преимущественно на граждан государств-участников Содружества Независимых Государств. Продолжается эмиграционный отток из страны. Мигранты новых поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств-участников Содружества Независимых Государств, обладают более низкими уровнем образования, знания русского языка, профессионально-квалификационной подготовки, чем их предшественники.

Действующее миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на приток временных иностранных работников.

За исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, программы постоянной миграции отсутствуют. Законодательство не предусматривает разработку и внедрение иммиграционных программ, ориентированных на разные категории иностранцев (родственников, экономических мигрантов, в том числе работников высокой квалификации, инвесторов, предпринимателей, самозанятых, отдельных категорий беженцев).

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

2.Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ г. Москва "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // <#"justify">Специальная литература

16.Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция // Отечественные записки. - 2003. - №3. - С.177-188.

17.Экономика и социология труда. Социально-трудовые процессы в системе рыночного хозяйства: учебное пособие для вузов / под ред. Н.В. Карпова, А.Г. Схиртладзе, В.Б. Крахт. - М.: Старый Оскол: ТНТ, 2008. - 368 с.

.Вишневский А.Г. Перспективы развития России: роль демографического фактора / А.Г. Вишневский, Е.М. Андреев, А.И. Трейвиш. - М.: ИЭПП, 2003. - С.33-36.

.Мигрантам нужны контроль и полис ОМС на границе // Экономика и жизнь. - 2012. - № 22. - С.6.

.Владимирова Л. Нелегально в России работает до 5 млн. иностранцев // Экономика и жизнь. - 2012. - № 23. - С.3.

.Рязанцев С.В., Ткаченко М.Ф. Мировой рынок труда и международная ми-грация: учебное пособие. - М.: Экономика, 2010. - 303 с.

.Экономика труда: Учебник / под ред. проф.П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. - М., 2008. - 592 с.

.Миграция и демографический кризис в России / под ред. Зайончковской Ж.А., Тюрюкановой Е.В. - М.: Новая Евразия, 2010. - 95 с.

.Гладков Н., Гефтер Ю. Различие понятий "иностранный работник" и "тру-дящийся-мигрант" // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2008. - № 1. - C.9-17.

.Мукомель В.И. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. - М.: Диполь-Т, 2005. - 369 с.

.Международная миграция: молодежный выпуск: сб. статей / Гл. ред.В.А. Ионцев. - М.: МАКС Пресс, 2005. - 100 с.

.Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная полити-ка в Российской Федерации и странах Запада. - М., 2009.

.Зинченко Н.Н. Миграция населения: Теория и практика международно-правового регулирования. - М.: Внешторгиздат, 2007. - 123 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!