Нормативно-правовая база молодежной политики в РФ

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормативно-правовая база молодежной политики в РФ















Контрольная работа

Нормативно-правовая база молодежной политики в РФ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сущность государственной молодежной политики, ее цель, принципы и механизм реализации

. Нормативно-правовая база молодежной политики в РФ

Список использованной литературы

социальная группа молодежная политика

1. Сущность государственной молодежной политики, ее цель, принципы и механизм реализации

Молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу, с которой связаны реальные перспективы развития любой страны в ближайшие десятилетия. Как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь».

В разговорном языке слово «молодежь» (youth - англ., jugent - нем.) имеет самые различные значения. Среди исследователей также нет однозначного мнения, что такое молодежь: функция, возрастная стадия или социальная группа? Ряд социологов и психологов отмечают «произвол и неуверенность» в определении этого понятия. Зачастую ставится знак равенства между понятием «молодежь» и «юношество».

Дискуссия между исследователями, связанная с определением самого понятия «молодежь», возрастных границ, критериев выделения ее в отдельную группу имеет давнюю историю. Существуют разные подходы к этому предмету изучения, который может рассматриваться с позиций таких научных дисциплин, как социология, демография, психология, физиология и так далее. Имеют место и разные традиции классификации, которые сформировались в отдельных научных школах. Значительная роль отводится идеологическим факторам, поскольку именно молодежь во все времена находится на острие политического противостояния.

В течение длительного времени в отечественном обществоведении молодежь не рассматривалась в качестве самостоятельной социально-демографической группы, поскольку такой подход не укладывался в существовавшие представления о классовой структуре общества и входил в противоречие с его социально-политической целостностью. В признании молодежи отдельной социальной группой со своими особенностями и потребностями усматривалось ее противопоставление другим социальным группам. Поэтому молодежь чаще всего рассматривали как составную часть рабочего класса, крестьянства или советской интеллигенции.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В. Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».

Сегодня существует целый ряд концепций, которые используются в качестве основы рассмотрения молодежи как самостоятельной группы общества:

-Социальная концепция предполагает, что молодость - это основной признак выделения в обществе особой группы населения, а не только этап в жизни индивида.

-Политическая концепция молодежи исходит из принципа, что сущность и первооснова всех особенностей молодежи заключена не в возрасте, а в характере данной группы как одновременно объекта и субъекта социализации. Молодежь, обладая всеми атрибутами, которыми обладают прочие социальные группы, не имеет статуса, который свойственен основным группам общества.

-В основе психологического направления - концепция личности, определяемой возрастными психофизиологическими особенностями, выражающиеся в психоаналитических комплексах и механизмах защиты от «враждебной» внешней среды.

-Представители культурологического направления осмыслить сложный мир людей через субъективные проявления (идеи, интересы, мотивы, действия), которые отражаются в определенных типах культуры. Соответственно, мир молодежи интерпретировался через определенные формы ее субкультуры.

-Структурно-функциональное направление рассматривает молодежь на основе общественной потребности в структурном системном анализе объекта и его сложных и противоречивых взаимосвязях с окружающей средой.

-Интеграционное направление, синтезирующее разные сочетания трех других, менее известно и сформировано. Его последователи изучают молодежь во всем многообразии проявлений ее сознания и поведения, а также в сложных взаимосвязях с окружающим миром.

-В противоположном направлении от выше названных теорий развивается теория концептуального отрицания молодежи как социальной группы. Представители данного направления считают, что, поскольку в современном мире параметры единства, целостности молодежи как социальной группы теряют свою определенность, то исчезает и сам феномен молодежи вследствие все возрастающих темпов общественного развития и углубления демократичности социальной практики. Следовательно, гносеологическая ценность выделения молодежи в особую группу исчерпаны. Сегодня имеет значение не возраст, а личность конкретного человека, «молодежь» становится синтетическим термином, искусственной психологической и социальной конструкцией, которая для каждого общества определяется по-разному, в зависимости от экономических, политических и социальных переменных.

Представленные выше концепции создали необходимую предпосылку для начала работы над созданием единой концепции молодежи, по разработке проекта формирования новой научной дисциплины - ювенологии. Концепция ювенологии, разработанная исследователями В. Адамским, К. Господиновым и Ф. Малером, определяет молодежь как особую группу, обладающую определенной автономностью и достаточно четко выделяемую в структуре общества на основе сходства, по преимуществу собственно своих социальных и психологических свойств. Это такие свойства как объективность молодежи как общественного явления, двойственность молодежи как явления биологического и социального, одновременная объектность и субъектность молодежи. Ювенологическая концепция позволяет определить социально-экономический потенциал общества и разработать конкретные предложения по формированию и реализации молодежной политики на различных уровнях.

Что касается определения возрастных границ молодежного возраста в отечественной науке, то попытку обобщить подходы разных исследователей предпринял В. Боряз. Его вывод: используемый возрастной интервал молодежного возраста - 14-35 лет. Однако наиболее распространенный вариант - 16-30 лет. В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, к категории молодежи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.

Итак, возрастной диапазон молодежной группы - от 14-16 до 30 лет, хотя эти границы довольно условны и подвижны, зависят от исторических и социально-экономических условий. Сегодня молодежь Российской Федерации - это 39,6 млн. молодых граждан, или 27% от общей численности населения страны.

Молодежь - особая группа населения. В наше время она, как и все российское население, отличается большой неоднородностью, резкими различиями по материально-экономическому, образовательно-культурному и духовно-нравственному состоянию.

Молодежь отличает от старших поколений способность к более быстрой и менее болезненной адаптации к меняющимся внешним условиям деятельности, в том числе, к условиям труда; более высокое качество и более современный уровень знаний, динамичность, гибкость, способность к восприятию и продуцированию нового. Именно способность быстро приспособиться к изменяющимся обстоятельствам среды дает ей возможность не только лучше других категорий населения осваивать опыт предыдущих поколений, но и самой активно модернизировать общество. При этом она обновляет и обогащает его, тем самым объективно выступая одним из факторов общественного прогресса. Молодежь в процессе общественного воспроизводства является своего рода амортизатором разрешения противоречий при преодолении конфликта между устаревающими прошлыми и формирующимися новыми отношениями в труде.

Стоить подчеркнуть, что отношение к молодежи является важным тестом на определение нынешнего состояние современного общества и его способность к быстрому прогрессу. Молодежь является своеобразным социальных изменений, которые в общественной жизни происходят постепенно, ускользая от внимания большинства людей. Это критическое отношение к окружающей действительности и новые идеи, которые особенно востребованы в период коренных преобразований.

Несмотря на то, что проблема молодежи в современной России активно обсуждается уже много лет, она сохраняет свою актуальность, «ибо относится к числу не просто важных, но в какой-то мере ключевых проблем социальной науки и практики». И это не случайно: положение дел в области социального здоровья и социального самочувствия молодежи остается стабильно негативным.

Как отмечает А. А. Клещенко, «достаточно сравнить оценки, которые были даны десять лет тому назад, с современным состоянием молодежи». Вот что писал известный специалист в области социологии молодежи М. Н. Руткевич еще в 2002 году: «Смена политической системы и развал экономики обусловливают, по нашему мнению, среди молодого поколения подлинную «антропологическую катастрофу». Она находит зримое выражение в массовом распространении разрушения личности (в том числе вследствие пьянства, потребления наркотиков, сексуальной распущенности и т.д.), в уменьшении возможностей создания устойчивой обеспеченной семьи и обзаведения детьми». С этого времени ситуация не улучшилась. Социологические исследования в России, в том числе и региональные, свидетельствуют о стабильности тенденции роста девиаций и дезадаптаций в молодежной среде.

Далее рассмотрим понятие, цель, принципы и механизм реализации государственной молодежной политики (ГМП).

Необходимо отметить, что в современной России термин «молодежная политика» широко используется в научной литературе, активно применяется в нормативных правовых актах на уровне федерального центра и в субъектах РФ. Однако не смолкают споры о сущности и приоритетах ГМП. Научные дискуссии подтверждают, что ее происхождение объективно. Она возникла естественным образом и исторически развивается, что обусловлено наличием у молодежи как особой социальной группы своих специфических интересов в обществе, существованием отношений между его институтами и молодыми людьми.

На сегодняшний день под государственной молодежной политикой понимается «внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства». Она является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Исходя из принципа субъектности, можно выделить два вида молодежной политики. Первый вид - государственная молодежная политика, где субъектом является государство в лице его специальных органов, деятельность которых в большей или меньшей степени связана с развитием человека (образование, культура, физическое развитие, труд, досуг и т. д.). Второй вид - общественная молодежная политика, в которой субъектом являются различные партии, профсоюзы, молодежные движения, объединения и организации.

Главная цель ГМП - добиться активного вовлечения молодого поколения в социально-экономическую, политическую и культурно-духовную жизнь страны.

Основная деятельность по реализации ГМП осуществляется специальными органами, ответственными за ее осуществление в стране и отдельных регионах. При этом, как подчеркивает А. В. Кочетков, следует различать:

-координационно-консультативные органы (советы, комиссии) по вопросам ГМП, создаваемые при органах исполнительной власти;

-уполномоченные органы по работе с молодежью (по делам молодежи) - органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке ГМП и ее нормативно-правовому регулированию;

-органы обеспечения ГМП, задачей которых является организация исполнения правовых норм в сфере ГМП применительно к специфике соответствующего органа исполнительной власти.

ГМП в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

-ответственность государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

-ответственность молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей;

-приоритет государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути;

-преемственность, стабильность и совершенствование мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Как самостоятельное направление государственной политики, молодежная политика «находит выражение в принятии законов и специальных программ, связанных с широкой реализацией прав молодежи в сфере образования и трудоустройства; решением проблем молодых семей (осуществлением кредитования строительства и приобретения жилья, выдачей ссуд на обустройство и т. д.)».

С 2008 года по инициативе Президента РФ более активно началась работа по реализации государственной молодежной политики. В это время был сделан важный шаг, способствующий повышению статуса ГМП, - подписан Указ о проведении в Российской Федерации Года молодежи. В соответствии с ним в 2009 г. по всей стране системно организовывались и осуществлялись программы и мероприятия, направленные на развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей. Год молодежи, по мнению главы государства, дал органам власти «уникальную возможность найти и опробовать новые, более эффективные методы взаимодействия в выработке основ молодежной политики».

Важную роль в реализации государственной молодежной политики имеют федеральные законы «Молодежь России», комплексные целевые программы по реализации государственной молодежной политики, принятые во многих субъектах Российской Федерации. Одним из главных инструментов решения долгосрочных социально-экономических задач являются государственные программы, в которых, собственно, и находят свое воплощение конкретные направления государственной политики. На местном уровне государственная молодежная политика реализуется в форме региональных стратегий и целевых молодежных программ, которые могут дать отчетливое представление об устойчивом развитии молодежной политики в городе или регионе. Именно в этих проектах определяются важнейшие направления развития, те ключевые моменты, на которые стоит направить управленческие усилия в первую очередь.

При этом, как отмечают Т. Е. Зерчанинова и Е. В. Позднякова, «нужно осознавать, что эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, ценностных ориентаций, жизненных планов молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг».

Поэтому важно, чтобы молодежные программы имели мощную материально-техническую базу и были обеспечены организационно-управленческими, информационными и интеллектуальными ресурсами. Значительным шагом является создание всех условий для того, чтобы молодежь могла принимать активное участие в обсуждении молодежных программ и политики развития, намеченных к реализации в ближайшее время.

Таким образом, государственная молодежная политика в России формируется и реализуется в соответствии с определенными принципами и намеченными приоритетными направлениями. Реализация данных направлений обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Государственная молодежная политика также включает в себя пути решения жилищных проблем, вопросов занятости молодежи; поддержку молодой семьи и талантливой молодежи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха и многие другие вопросы. Такой подход способствует улучшению качества жизни молодого поколения и развития страны в целом.

Субъектами государственной молодежной политики являются:

1.федеральные органы государственной власти;

2.органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

.органы местного самоуправления;

.молодежные общественные объединения;

.молодые граждане;

.иные организации и отдельные граждане, принимающие участие в осуществлении прав и законных интересов молодежи.

Самоорганизация и самореализация молодежи реализуется через деятельность молодежных объединений, реализацию социальных проектов и инициатив, различные формы молодежного самоуправления. Общественные объединения представляют собой уникальный институт социализации молодого человека, где он сам принимает решения, планирует деятельность, ищет ресурсы, совершает поступки и несет за них ответственность, т.е. приобретает важнейшие жизненные компетенции. На территории РФ действуют молодежные общественные объединения различной направленности: политической, правозащитные, студенческие, экологические и другие. Сегодня самая массовая общественная неполитическая некоммерческая организация в России Российский Союз Молодежи (РСМ). Но, несмотря на то, что на сегодняшний день существует достаточное количество молодежных объединений, процент молодых людей, состоящих в подобных организациях, остается невысок.

Итак, субъекты молодежной политики составляют разветвленную и сложную систему. Но следует сказать, что в этой системе зачастую отсутствует единство и взаимодействие. Это связано, в первую очередь, с отсутствием единого закона и четкого разграничения функций в сфере молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровне.

2. Нормативно-правовая база молодежной политики в РФ

В Российской Федерации система государственной молодежной политики начала складываться в 1991 году, после принятия Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16 апреля 1991 г. № 2114-1. Данный закон в соответствии с п. 2 Раздела 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ является частью правовой системы РФ, однако он практически не применяется.

Формирование государственной молодежной политики в современной России на рубеже 1980-90-х гг. было связано с изменением социально-политического устройства страны, подготовкой проекта закона СССР по молодежной политике, активизацией мирового сообщества в области решения проблем молодежи. Во взаимоотношениях федеральных и региональных органов власти в процессе становления молодежной политики на протяжении 1990-2000-х гг. можно выделить три этапа, характеризующихся переходом инициативы в развитии молодежной политики либо на уровень регионов, либо на уровень центра:

1.Первый этап становления институционально-правовой базы молодежной политики (первая половина 1990-х гг.), когда инициатива данного процесса безраздельно принадлежала федеральному центру. В условиях кризиса советской и становления новой демократической политической системы в начале 1990-х гг. на федеральном уровне требовалось переосмысление принципов и направлений работы государства с молодежью, выработка новых подходов к воспитанию молодого поколения в соответствии с ценностями зарождающейся системы.

Основными вехами становления институционально-правовой базы молодежной политики на первом этапе стали:

-Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991 г.);

-Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (1992 г.);

-Постановление Верховного Совета «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1993 г.);

-Указ Президента РФ О федеральной целевой программе (ФЦП) «Молодежь России» (1994 г.);

-Федеральный закон «О государственной поддержке детских и молодежных объединений в Российской Федерации» (1995 г.).

2.Вторая половина 1990-х гг. знаменует следующий этап становления молодежной политики в современной России, когда инициатива переходит на региональный уровень. Период конца 1990-х гг. обнаружил элементы стагнации режима, что выражалось в экономическом кризисе и неспособности системы с ним справиться, непрекращающейся военной кампании в Чечне, болезни президента Б. Ельцина, развитии на этом фоне феномена фаворитизма, делегировании во власть членов семьи. В данной политической ситуации становление молодежной политики на федеральном уровне существенно замедлилось, что восполнялось нормотворческой активностью в регионах.

3.Третий этап становления институционально-правовой базы молодежной политики начинается со сменой политического руководства в государстве в 2000 г. и продолжается по настоящее время. На этом этапе инициатива по формированию молодежной политики вновь переходит на федеральный уровень, что обусловлено постепенной эволюцией политического режима в сторону усиления вертикали президентской власти, централизации отношений федерального центра и регионов: введение федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ, главных федеральных инспекторов в субъектах федерации, изменение порядка формирования Совета Федерации, отмена прямых выборов губернаторов, введение пропорциональной составляющей в избирательные системы по выборам региональных легислатур, процесс укрупнения регионов.

-Постановление Правительства РФ О ФЦП «Молодежь России на 2001-2005 гг.» (2000 г.);

-Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (2001 г.);

-Стратегия государственной молодежной политики РФ (2006 г.).

Несмотря на «маятниковый характер», основные рамки формирования и развития молодежной политики устанавливал федеральный центр. Если центр, как правило, устанавливал принципы, направления, формы взаимодействия государства и молодежи, то деятельность региональных органов власти позволяла выявить существенные проблемы в реализации основных направлений молодежной политики, сформировать представление о состоянии молодежной среды, тем самым определить приоритеты и механизмы осуществления государственной молодежной политики на федеральном уровне.

На сегодняшний день правовое регулирование государственной молодежной политики в Российской Федерации основывается на международных документах, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Основу европейской работы с молодежью составляет Хартия Совета Европы «Европейская социальная хартия» от 3 мая 1996 г. № 163, которая подписана Россией 14 сентября 2000 г., но не ратифицирована. Большое значение для международных молодежных обменов, воспитания гражданственности имеет Европейская конвенция о содействии транснациональной долгосрочной добровольной службе молодежи от 11 мая 2000 г. № 175. Однако основополагающим документом для местных органов власти в европейских странах является Хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований, не подписанная Россией.

Нормативно-правовая база молодежной политики в РФ имеет внутреннюю структуру и состоит из частей, которые включают правовые акты в следующей последовательности:

1.Конституция РФ

2.Законы

Вопросы ГМП находят отражение в федеральных конституционных и обычных законах. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» относит принятие мер по реализации ГМП к полномочиям Правительства РФ в социальной сфере. Гражданский, Семейный, Трудовой, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации содержат нормы, имеющие значение для развития законодательства по вопросам ГМП. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, механизм их включения в систему ГМП. Правовые нормы, затрагивающие вопросы правового положения молодежи и организации работы с ней, есть в ряде других федеральных законов: «Об общественных объединениях»; «О воинской обязанности и военной службе»; «Об образовании»; «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; «О занятости населения в Российской Федерации»; «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; «Об альтернативной гражданской службе» и др.

3.Указы Президента РФ

В ряде указов и распоряжений Президента РФ вопросам ГПМ уделяется внимание. Принятым еще в начале 90-х годов прошлого века Указом Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» осуществление целостной ГМП в России признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Необходимо выделить подзаконные акты Президента РФ, которыми установлены всероссийские молодежные праздники «День молодежи» и «День российского студенчества», предусмотрены меры в области государственной поддержки: общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи; талантливой молодежи; молодых российских ученых; студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования; молодых деятелей культуры и искусства. Президентские указы под одинаковым названием «О структуре федеральных органов исполнительной власти» позволяют судить о том, как менялись подходы к управлению в сфере ГМП на федеральном уровне.

В России имеет место практика подзаконного регулирования вопросов ГМП палатами Федерального Собрания РФ, которые обладают определенными полномочиями в данной сфере. Речь идет о постановлениях Совета Федерации и Государственной Думы, регулирующих вопросы, связанные с организацией работы с молодежью. В этом плане особенно важными являются постановления о создании и регулировании деятельности постоянно действующих совещательных и консультативных молодежных органов палат Федерального Собрания РФ - Молодежной парламентской ассамблеи при Совете Федерации и Общественной молодежной палаты при Государственной Думе.

4.Постановления Правительства РФ

Различные аспекты ГМП находят отражение в постановлениях и распоряжениях Правительства РФ. Они касаются: конкретизации правового статуса молодых граждан и мер их государственной поддержки; формирования молодежных программ; координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере ГМП; утверждения положений об органах по делам молодежи; поддержки молодых российских ученых; физического развития детей и молодежи; создания условий для укрепления их здоровья; обеспечения жильем молодых семей; содействия развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи и решения других вопросов работы с ней. В таких документах, как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» включены подразделы «Молодежная политика».

5.Законодательные акты министерств

Сегодня действует немало ведомственных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по вопросам ГМП. При этом ведущей формой таких актов является приказ. В параграфе анализируются приказы, касающиеся различных вопросов ГМП и принятых Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, Министерством образования и науки РФ, Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральным агентством по делам молодежи и другими федеральными органами исполнительной власти.

6.Региональное законодательство

На сегодняшний день законодательство по молодежной политике на региональном уровне включает несколько компонентов: законы о государственной молодежной политике (действую более чем в 73 субъектах), законы о государственной поддержке детских и молодежных организаций (действуют в 40 регионах), региональные комплексные целевые программы по молодежной политике. На региональном уровне действует большое количество подзаконных актов органов государственной власти субъектов РФ, посвященных вопросам регулирования ГМП. Их общее количество уверенно приближается к 100000. Среди подзаконных актов органов государственной власти субъектов РФ в сфере ГМП есть:

-указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

-постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

-акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

-акты других исполнительных органов государственной власти субъекта РФ;

-акты иных органов государственной власти субъекта РФ, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

То есть, можно говорить о практически завершенном процессе складывания законодательных основ государственной молодежной политики в регионах России.

Как нами уже отмечалось, в реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях широко используется программно-целевой подход. Так, Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной молодежной политики (распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р). Мы солидарны с позицией А. В. Кочеткова, по мнению которого Стратегия далека от совершенства и вызывает немало нареканий ученых и специалистов-практиков. В ней фрагментарно прописаны вопросы управления в сфере ГМП, а многие принципиальные вопросы работы с молодежью вовсе не отражены. Вместе с тем Стратегия расширяет возможности для ее самореализации и гарантирует поддержку государством молодежных инициатив.

Некоторые положения по реализации молодежной политики отражены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года».

Принятая Стратегия государственной молодежной политики определяет основную цель, приоритетные направления и принципы государственной молодежной политики. Одновременно цель и приоритеты молодежной политики увязаны с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и предполагает межведомственный характер их достижения. В Стратегии также предложены меры, механизмы и инструменты реализации.

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года также определяет основную цель государственной молодежной политики и основные задачи для ее достижения.

Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день на первый план вышла задача модернизации всей российской системы государственной молодежной политики - как на уровне принципов, так и на уровне деятельности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и других субъектов. Это требует понимания правовой природы данной политики, что обусловлено тесной связью ее существования и эволюции с проблемами публичной власти, функционирующей в российском обществе как сочетание государственной власти и местного самоуправления.

Нынешняя ситуация такова, что обновляющемуся российскому социуму должна соответствовать новая, научно обоснованная стратегия ГМП, опирающаяся на эффективное законодательство о ней. Нужен новый концептуальный подход к правовому регулированию государственной молодежной политики, под которым понимается воздействие ее субъектов правовыми средствами на общественные отношения в данной сфере с целью их упорядочения. Современная ГМП должна рассматриваться как неотъемлемая часть более общей и глобальной проблемы - создания социального и правового государства, демократических институтов гражданского общества.

Актуальные требования, выдвигаемые к совершенствованию государственной молодежной политики, предполагают активное участие самой молодежи и их объединений. Исторически система молодежных объединений не только стала центром кристаллизации и формирования ГМП, но и оказалась более устойчива, чем система органов по делам молодежи, претерпевших многочисленные реорганизации. Между тем, изменения, вносимые в последние годы в нормативно-правовую базу ГМП, а также содержание деятельности органов исполнительной власти, прежде всего федеральных органов по делам молодежи, в значительной степени ослабляют роль молодежных общественных объединений и их возможности участия в общественной жизни. «Признавая на словах важность молодежных объединений, представители власти отводят им в лучшем случае роль статистов и организаторов «массовки» на проводимых мероприятиях, а зачастую мнение молодежных объединений вообще игнорируется».

Эта ситуация должна быть срочно изменена, поскольку никакая модернизация невозможна без созидательной активности и самоорганизации самих граждан, которой нужно учить смолоду, а тут не обойтись без молодежных общественных объединений. Для реализации поставленной задачи необходимо формирование нового поколения молодежных работников, умеющих работать с молодежными инициативами и способных координировать и поддерживать деятельность молодежных и детских объединений в современных условиях.

Список использованной литературы

1.Боряз В. Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. Л.: Наука, 1973 - 155 с.

.Вебер Э. И. Ценностные ориентиры современной молодежи России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4. С. 142-145.

.Давыдов Д. Г. Социально-психологические особенности имиджа вооруженных сил России в молодежной среде: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2005. 25 с. - С. 6.

.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) // СПС Гарант.

.Руткевич, М. Н. Социология образования и молодежи. М.: Гардарики, 2002. 541 с. - С. 456.

.Социология молодежи / под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 460 с. - С. 17.

.Спиридонова Г. В. Проблемы адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда // Российская наука: тенденции и перспективы: Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 21 (177) - С. 72.

.Чепрасов Ю. В. Концептуальные основания молодежных исследований // Проблемы социальной работы с молодежью и молодежная политика: история, теория и практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (19 ноября 2010 года). СПб.: СПГУТД, 2010 - 350 с.

Похожие работы на - Нормативно-правовая база молодежной политики в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!