предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных министерству государственных учреждений Рязанской области;
) предъявлять иски в арбитражные суды и суды общей юрисдикции по вопросам, отнесенным к компетенции министерства;
) включать представителей министерства в установленном порядке в состав коллегий, комиссий, советов, иных совещательных и консультативных органов;
) министерство имеет иные права, предусмотренные законодательством.
.2 Задачи и функции Министерства
Основными задачами Министерства являются:
обеспечение на территории Рязанской области государственных гарантий в сфере содействия занятости населения в соответствии с федеральным законодательством;
предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в сфере труда и содействия занятости населения;
совершенствование систем оплаты труда работников государственных учреждений Рязанской области в целях повышения результативности деятельности указанных учреждений, расширения объема и повышения качества предоставления государственных услуг;
создание условий для развития и эффективного использования трудовых ресурсов;
улучшение условий и охраны труда;
развитие социального партнерства в сфере труда;
содействие реализации прав вынужденных переселенцев на территории Рязанской области в сфере содействия занятости населения в соответствии с действующим законодательством;
содействие добровольному переселению в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом;
В соответствии с возложенными задачами Министерство осуществляет следующие функции и направления деятельности:
подготовка предложений Правительству Рязанской области по:
участию в формировании и реализации основных направлений государственной политики в сфере труда и содействия занятости населения;
установлению порядка, условий предоставления и размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам;
установлению размеров финансовой поддержки, порядка и условий ее предоставления безработным гражданам;
установлению порядка предоставления финансовой поддержки безработным гражданам и женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
принятие по вопросам, относящимся к сфере деятельности министерства, правовых актов нормативного характера - постановлений, которые действуют на всей территории Рязанской области;
внесение предложений в федеральные органы исполнительной власти по вопросам социально-трудовых отношений;
участие в рабочих группах по разработке законопроектов;
разработка нормативной базы для установления потребительской корзины и величины прожиточного минимума в Рязанской области;
осуществление расчета величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Рязанской области;
мониторинг задолженности по выплате заработной платы в организациях Рязанской области;
мониторинг систем оплаты труда работников учреждений, финансируемых из областного бюджета и местных бюджетов;
изучение состояния нормативных документов по оплате труда Правительства Рязанской области и министерства, ведение разъяснительной работы среди юридических и физических лиц по их применению;
подготовка и направление в органы государственной власти и профсоюзные организации Рязанской области предложений по совершенствованию системы социального партнерства;
содействие урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий;
оказание методической помощи муниципальным образованиям Рязанской области в развитии системы социального партнерства на территориальном уровне и заключении территориальных соглашений;
разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и обеспечение контроля за их выполнением;
организация сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Рязанской области;
осуществление на территории Рязанской области государственной экспертизы условий труда;
организация и координация работы по определению потребности Рязанской области в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Рязанской области в порядке, установленном федеральным законодательством;
организация проведения регионального этапа всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности";
оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда в Рязанской области;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости безработных граждан;
содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
содействие реализации прав вынужденного переселенца на занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации в соответствии с действующим законодательством;
формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения в Рязанской области;
содействие в пределах полномочий созданию и развитию субъектов инновационной деятельности;
осуществление функций главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство полномочий;
организация и осуществление мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с действующим законодательством, организация и осуществление мобилизационной подготовки в подведомственных государственных учреждениях Рязанской области;
организация и осуществление воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время сотрудников министерства, пребывающих в запасе;
министерство осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Глава 3. Задание от кафедры: «Проанализировать динамику и текущее состояние рынка труда в Шиловском районе Рязанской области»
Шиловский муниципальный район - административная единица Рязанской области. На территории муниципального образования проживает 40,0 тыс. человек, что составляет примерно 3,7% населения Рязанской области. Численность трудоспособного населения в районе составляет 22,5 тыс. человек. Такая высокая доля трудоспособного населения, прежде всего, связана с миграционными потоками (миграционный прирост населения за последние 5 лет изменился с отрицательного на положительный), а также преобладания численности вступающих в трудоспособный возраст над численностью выбывающих из него. Но это не избавляет район от демографической проблемы, здесь по-прежнему преобладает высокая смертность и низкая рождаемость населения. Новое поколение не восполняет поколение своих родителей.
В своей работе я провела анализ рынка труда и занятости населения Шиловского района. В ходе исследования выявила структуру занятых по отдельным сферам.
На предприятиях занято 5,5 тыс. человек, в сфере индивидуального предпринимательства - 2,3 тыс. человек, в бюджетных учреждениях - 3,4 тыс. человек. Кроме того, на временной работе, работе без оформления трудовых отношений и работе вахтовым методом в других регионах занято около 2,5 тыс. человек, численность безработных 237 граждан.
Среди всех видов экономической деятельности бюджетная сфера и обрабатывающий сектор имеют самый большой удельный вес в структуре среднесписочной численности работающих. Уровень официально зарегистрированной безработицы на территории Шиловского района составляет 1,1 %. Анализ соотношения спроса и предложения рабочей силы на рынке труда района выявил превышение числа обратившихся в Центр занятости населения граждан над количеством вакансий. Наиболее востребованными на рынке труда являются квалифицированные рабочие (электрогазосварщики, токари, водители, трактористы, продавцы), неквалифицированные рабочие (грузчики, животноводы). Налицо диспропорция между потребностями экономики района и предложением со стороны рабочей силы.
Предприятия и организации района не имеют возможности в требуемом количестве обеспечить производство квалифицированными кадрами рабочих специальностей.
Кроме того, наблюдается тенденция снижения населения трудоспособного возраста, что так же влияет на баланс рабочей силы.
В районе отмечается рост основных показателей уровня жизни населения: среднемесячной заработной платы и пенсии.
Доходы населения
Показатель2010 г.2011 г.2012 г.Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 113071262815007Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.691275458450Прожиточный минимум на душу населения, руб.566959016340Покупательная способность среднемесячной заработной платы2,02,14 2,37 Покупательная способность средней пенсии1,21,31,33
Отмечается значительная отраслевая дифференциация заработной платы. За 2012 года среднемесячная зарплата в целом по району составила - 15007 руб., однако по отраслям среднемесячная заработная плата составила: в культуре - 8370,4 руб., в сельском хозяйстве - 14652,6 руб. в обрабатывающих производствах - 14752,2 руб., в финансовой сфере - 26451 рублей, предоставление прочих видов услуг (проведение расследований и обеспечение безопасности) - 43041,1 рублей.
Разработана комплексная муниципальная программа Шиловского муниципального района Рязанской области «Социально- экономическое развитие муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области на 2014-2016 годы», изучив ее можно выявить основные проблемы, задачи, направления, и механизмы их реализации, которые мы сейчас и рассмотрим.
Развитие рынка труда и занятость населения
Основные проблемы:
·отсутствие мотивации к поиску работы у незанятых граждан;
·низкая занятость сельских жителей, наличие населенных пунктов, не имеющих действующих сельхозпредприятий;
·низкий уровень оплаты труда по вакансиям, заявленным в службу занятости.
·не соответствие вакансий профессиональному уровню и квалификации незанятых граждан.
Основные задачи:
·проведение опережающего переобучения и переподготовки персонала с целью недопущения высвобождения работников;
·экономическое стимулирование и содействие предприятиям и организациям в создании новых рабочих мест;
·обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда;
·организация общественных работ и временного трудоустройства безработных граждан и несовершеннолетних граждан;
·содействие развитию малых форм хозяйствования на селе с целью вовлечения в экономику района незанятого сельского населения;
·содействие развитию малого предпринимательства с целью организации собственного дела неработающими гражданами.
Приоритетные направления:
·улучшение информационного обеспечения политики занятости;
·поддержка всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения в сельской местности;
·обеспечение возможностей трудоустройства и переобучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
·организация временной занятости подростков в свободное от учебы время;
·проведение мероприятий, способствующих обеспечению временной занятости трудоспособного населения и молодежи.
Механизм реализации:
·стимулирование и развитие социально-значимых форм занятости населения;
·реализация мер по обеспечению занятости сельского населения;
·реализация мер по обеспечению молодежной занятости;
·развитие общественно-значимых альтернативных форм занятости;
·организация и проведение общественных работ с заинтересованными организациями;
·направление на обучение и переобучение новым профессиям граждан из числа безработных.
Критерии реализации намеченного:
·организация временной занятости несовершеннолетних не менее 100 человек ежегодно;
·обеспечить трудоустройство незанятого населения не менее 40 человек ежегодно;
·обеспечение профессионального обучения 100 человек ежегодно;
·уровень зарегистрированной безработицы - не более 1,1 % в 2014-2016 годах.
Таким образом, проанализировав рынок труда Шиловского района, мы видим значительные недостатки и проблемы, но, не смотря на это, при выполнении намеченных задач в комплексной программе в районе возрастет политика в области занятости населения.
Заключение
Пройдя учебную практику в период с 30 июня 2014 года по 27 июля 2014 года в Министерстве труда и занятости населения Рязанской области, я приобрела определённый набор практических и теоретических знаний и навыков. Я в полной мере ознакомилась с организационной структурой министерства, его задачами, основными направлениями деятельности, правовым и информационным обеспечением.
Изучив отчетную документацию министерства, я провела исследовательскую работу по теме «Динамика и текущее состояние рынка труда в Шиловском районе Рязанской области», результаты которой изложены в третьей главе. Таким образом, все основные цели и задачи, поставленные в начале отчета по прохождению учебной практики, были достигнуты и выполнены.
министерство труд занятость управление
Список литературы
1)Структура. [URL: http://mintrud.ryazangov.ru/department/structure/]
)Комплексная муниципальная программа Шиловского муниципального района Рязанской области «Социально-экономическое развитие муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области на 2014-2016 годы»
)Шиловский район. [URL: http://www.ryazanreg.ru/investment/potential/passports/6/25]