Коррекция общения у старших дошкольников

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,29 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коррекция общения у старших дошкольников

План

Введение

. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы

. Основные принципы психолого-педагогической коррекции

. План занятий для коррекции общения у старших дошкольников

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей, уникальной, жизни среди общей размытости ценностных ориентации, крушения старых идеалов, не дать охватить себя депрессивным тенденциям, сохранить в себе веру, стремление, радость жизни. А если не хватает этой внутренней силы? Тогда неминуем уход в апатию, болезнь.

Можно сказать, что современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми человек не всегда может справиться самостоятельно. Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психологической поддержки людям разного возраста.

Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребенок с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Однако по мере того как ребенок становится старше, число стрессогенных факторов не только не уменьшается, но существенно увеличивается. Таким образом, сегодня существует огромная потребность в психологической поддержке психически здоровых людей.

Цель контрольной работы - рассмотреть сущность психологической коррекции как вида деятельности практического психолога.

психологический коррекция общение дошкольник

1. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии. Биологическая модель - объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания.

Медицинская модель - выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития.

Интеракционистская модель - подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка.

Педагогическая модель - усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка.

Деятельностная модель - ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности.

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

. Оптимизация социальной ситуации развития.

. Развитие видов деятельности ребенка.

. Формирование возрастно-психологических новообразований.

В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд <#"justify">2. Основные принципы психолого-педагогической коррекции

Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:

Принцип активности всех сторон, участвующих в коррекции. Часто, когда речь идет о коррекции личностного развития детей, имеют в виду, что взрослый (воспитатель, психолог) организует систему воздействий и через это снимает симптоматику, ликвидирует причины. В этом случае активен взрослый. На самом деле это далеко не так. Путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать: можно только что-то подавить, «запугать ребенка», добиться, якобы, желаемой реакции, но сформировать и скорректировать невозможно. Ребенок сам должен желать изменений, являясь «страдающей» стороной; он самостоятельно должен совершать действия, направленные на достижение позитива, то есть быть активным. Ребенок может и не знать, что с ним проводится коррекционная работа? Это действительно так. Но если желание помочь со стороны взрослого искренне, если он устанавливает с ребенком хорошие отношения и сам участвует в предлагаемой деятельности, это обязательно найдет отклик в душе ребенка. Дети интуитивно чувствуют как добро, так и фальшь. Возникновение ответной активности со стороны воспитанника - залог успеха коррекционной работы.

Принцип оптимального сочетания «нормативности» развития с «личностными достижениями». Под нормативностью развития понимается, с одной стороны, соответствие развития возрастным стандартам, с другой стороны, соответствие поведения ребенка требованиям деятельности, нормам и правилам взаимоотношений. Например, в дошкольном возрасте должны быть сформированы элементы произвольности, умение оценивать себя достаточно адекватно в конкретных видах деятельности, иерархия мотивов и т.п. Ориентация на возрастные нормативы дает возможность педагогам, психологам обнаруживать те или иные «отклонения», принимать соответствующие решения о необходимости коррекции.

Однако это вовсе не означает, что вся коррекционная работа должна быть направлена только на то, чтобы «подогнать» ребенка к некоторому эталону. Главное здесь - не норматив, а личностные достижения. Если ребенку удалось сегодня сделать что-то лучше, чем вчера, и это им осознается, пусть даже не достигнут возрастной норматив, можно говорить о личностном росте и развитии.

Одновременно такое продвижение свидетельствует и об эффективности коррекционного процесса.

Принцип ориентации на зону «ближайшего развития». Данный принцип тесно связан с предыдущим. Понятия зоны «актуального» и зоны «ближайшего» развития были выдвинуты в отечественной психологии Л.С. Выготским. Зона «актуального развития» - это имеющийся уровень достижений ребенка, то, с чём он справляется самостоятельно, без помощи взрослых. Зона «ближайшего развития» - то, что составляет «завтрашний день» развития ребенка, то, с чем он справляется и чего достигает с помощью других, в частности, взрослых, а затем будет делать самостоятельно. Отсюда важно определить именно зону «ближайшего развития» воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогической помощи. Другими словами, не «топтаться» на достигнутом и его упрочении, но и не забегать далеко вперед, предъявляя невыполнимые требования и предлагая виды деятельности, задания, с которыми он заведомо не справится. Умелая опора на зону «ближайшего развития» - основная линия коррекции.

Принцип моделирования личностно значимых отношений в личностно значимой деятельности. Это эффективный способ создания предпосылок для личностных достижений. Суть его состоит в том, что в коррекционном процессе должны моделироваться те отношения, которые являются наиболее важными для ребенка, где действительно возможны личностные достижения. Например, воспитатель моделирует игровую ситуацию, где у детей не все получается, но есть желание добиться успеха, проявить себя. Подбирая партнеров ребенку, ролевые задания, педагог добивается успеха: ребенок справляется с игрой. Происходит своеобразный микро этап в его личностном развитии. Здесь важно, с одной стороны, учитывать ведущий вид деятельности, с другой, - личностно значимый вид деятельности. Как известно, в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в школьном - учеба. В процессе любого вида деятельности формируются основные личностные новообразования. В то же время в индивидуальном отношении ведущая деятельность не всегда стоит на первом месте. Есть дети, которые больше любят рисовать, лепить, играть в футбол, чем учиться, и - наоборот. С ними коррекцию лучше вести посредством именно игровой деятельности.

Принцип изменения системы значимых отношений. Успех коррекции можно прогнозировать только тогда, когда по отношению к ребенку, нуждающемуся в помощи, будут изменены отношения со стороны значимых других - учителей, воспитателей, сверстников. Изменение собственной позиции в руках самого воспитателя, он может косвенно влиять и на изменение позиции сверстников. Однако изменить позицию сверстников бывает очень сложно. Здесь, в первую очередь, должен поработать психолог, который, обладая ценным арсеналом психологических и психотерапевтических методов, оказывает позитивное влияние на поведение детей в детском доме, гармонизирует систему отношений в социальных семьях.

. План занятий для коррекции общения у старших дошкольников

Цель: развитие и коррекция навыков общения ст. дошкольников в детской группе, помощь в осознании чувств и эмоций окружающих людей и животных, стимулирование активности детей, побуждающей к сближению друг с другом.

Ход занятия.

Дети приглашаются в комнату для занятий. Взрослый их приветствует: «Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть», и приглашает стать в кольца, разложенные на полу по кругу. Дети приветствуют друг друга и гостей.

Взрослый обращает внимание детей на особенность колец - при переходе в другое кольцо можно превращаться в кого угодно.

Игра «Превращение». Дети переходят из своего кольца в другое, «превращаясь» в лису, змейку, собаку, кошку. В данных образах ребята имитируют сцены приветствия, ссоры, игры.

Беседа «Понимаем ли мы животных»

1.Могут ли животные нам рассказать о своем настроении?

.Могут ли «говорить» их глаза, тело?

(Рассматривание силуэтов кошек)

.Как помочь животному, когда оно грустит, злится, боится?

.Бывают ли похожими настроения людей и животных?

.Как помочь человеку справиться с плохим настроением?

Заключение

В жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология - наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности. Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Список используемой литературы

1.Андрущенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2004. 96 с.

.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: «Академия», 1999. 144 с.

.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб.: «Речь», 2006. 176 с.

.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: «Академия», 2001. 160 с.

.Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. - СПб.: Речь, 2007. 208 с.

.Степанова О.А. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003. 272 с.

.Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. - М.: Книголюб, 2004. 64 с.

8. Материалы с сайта http://www.detskiedomiki.ru/

Похожие работы на - Коррекция общения у старших дошкольников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!