Волонтерство как субъект социальной работы (на примере деятельности Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования взрослых 'Центр развития семейных форм устройства детей' г. Мурманска)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(МГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Волонтерство как субъект социальной работы (на примере
деятельности Негосударственного образовательного учреждения дополнительного
образования взрослых «Центр развития семейных форм устройства детей» г.
Мурманска)
Выполнила студентка:
Титова Наталия Сергеевна
Мурманск 2014
Содержание
Введение
Глава 1.
Социально-исторические аспекты развития волонтерского движения
1.1 История и проблемы
развития волонтерского движения в отечественной и зарубежной практике
1.2 Непрофессиональный
уровень социальной работы: основные характеристики и перспективы развития
волонтерства в России
1.3 Анализ
нормативно-правовых основ РФ в области волонтерской деятельности
Глава 2. Волонтерская
деятельность как субъект социальной работы: анализ и обобщение опыта на примере
Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования
взрослых «Центр развития семейных форм устройства детей» (НОУ ДОВ «ЦРСФУД») г.
Мурманска)
2.1 Цели, задачи и
направления деятельности НОУ ДОВ «ЦРСФУД» г.Мурманск
2.2 Результаты
эмпирического исследования состояния волонтерской деятельности в работе НОУ ДОВ
«ЦРСФУД»г. Мурманск
2.3 Рекомендации по
развитию волонтерства в НОУ ДОВ «ЦРСФУД»
Заключение
Список использованной
литературы
Приложения
Введение
Актуальность:
жизнеспособность общества напрямую зависит от понимания проблем и нужд каждого
его индивида. Сплоченность в решении насущных проблем, взаимопомощь и
взаимовыручка всегда помогали людям при любых общественных формациях. Многими
государствами волонтерская помощь рассматривается как существенный экономический
потенциал и способ сплочения и развития гражданского общества. Деятельность
негосударственных объединений и учреждений, так называемого третьего сектора
экономики, признается за рубежом эффективным средством в решении социальных
проблем, однако в нашей стране оценена еще не в полной мере.
Необходимость качественного
анализа потенциала волонтерства в социальной работе на современном этапе
определяет актуальность темы данного дипломного исследования. Значимость
вопросов развития волонтерской деятельности в России с каждым годом будет
только возрастать по причинам признания огромного экономического потенциала
данного движения со стороны влиятельных международных организаций ООН, ЮНЕСКО,
МОТ, МОК. Существующей практикой доказана эффективность привлечения добровольцев
для решения насущных социальных проблем, а также неоценимая помощь в проведении
масштабных мероприятий в нашей стране. Однако нужно признать, что экспертные
обследования по волонтерству как в России, так и за рубежом, проводятся
нерегулярно и охватывают незначительную долю населения, в то время как есть
реальная потребность в регулярной и надежной информации по данному типу
занятости.
Цель дипломной работы заключается в выявлении специфики волонтерского
движения как субъекта социальной работы.
Объект дипломного исследования: волонтерское движение.
Предмет дипломного исследования: волонтерское движение как субъект
социальной работы.
Цель, объект, предмет обуславливают следующие задачи, которые необходимо
решить в ходе написания дипломной работы:
- рассмотреть исторические аспекты и современное состояние волонтерского
движения в России и за рубежом;
раскрыть проблемы и определить перспективы использования волонтерства в
практике социальной работы;
провести анализ отечественного законодательства в области поддержки
волонтерства;
обобщить опыт работы и провести эмпирическое исследование состояния
волонтерской деятельности в работе Негосударственного образовательного
учреждения дополнительного образования взрослых «Центр развития семейных форм
устройства детей» (далее по тексту - НОУ ДОВ ЦРСФУД/ Центр);
обосновать рекомендации по стимулированию волонтерской деятельности НОУ
ДОВ «ЦРСФУД» и внесению поправок в Проект закона РФ «О добровольческих
организациях».
База исследования: Негосударственное образовательное учреждение
дополнительного образования взрослых «Центр развития семейных форм устройства
детей» г. Мурманск.
Теоретической основой дипломной работы стали исследования таких ученых,
как В. Н. Келасьев, Г.П. Медведева, Н.М. Полуэктов, Н.В. Старков, Н.Б. Шмелева,
Е. И. Холостова и др., раскрывшие наиболее значимые, базовые личностные
качества, необходимые для работы в социальной сфере.
Благотворительность и добровольчество на разных этапах развития
российского государства изучали Ю. Годунский, М. А. Лукацкий, А. Р. Соколов,
Ю.Н. Тазьмин, В. Н. Ярская и т.д.
Методы, используемые при написании дипломной работы: анализ и синтез,
обобщение и систематизация, анализ научной литературы и специальных сайтов
Интернета, анкетный опрос, эксперт-опрос (интервьюирование), анализ нормативных
документов, включенное наблюдение.
Практическая значимость дипломного исследования проявилась в обосновании
рекомендаций по привлечению волонтеров в деятельности НОУ ДОВ «ЦРСФУД» и
предложения о внесении поправок в законодательство РФ по стимулированию
волонтерства.
добровольческий волонтер социальный
Глава 1. Социально-исторические аспекты развития
волонтерского движения
1.1 История и проблемы развития волонтерского движения в
отечественной и зарубежной практике
По мнению многих историков, корни оказания добровольческой и
благотворительной помощи находят еще в обычаях древних славян. Принятие
христианства, призывавшего к любви и милосердию, стало поворотным пунктом и
дало новый толчок в развитии добровольчества и благотворительности.
В некоторых государствах система волонтерства до введения всеобщей
воинской повинности была основным способом комплектования армий (например, в
Великобритании до первой мировой войны 1914-1918). В XVIII - первой половине
XIX века в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтерские батальоны
и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии.
Во второй половине девятнадцатого века в большинстве государств система
волонтерства потеряла своё значение; она осталась как способ комплектования
армии лишь в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии,
особенно в военное время, в некоторых государствах.
Волонтерство, как идея социального служения почти столь же древняя, как и
понятие «социум». История человечества не помнит такого общества, которому были
бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда находились
люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и
общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому
человеку довелось родиться и жить.
Однако только в ХХ веке, на европейском континенте добровольчество стало
приобретать черты всеобщего социального феномена.
После 1-й Мировой войны, в 1920г. во Франции, под Страсбургом, был
осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской
молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой
Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и
французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность
всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды,
продолжительность деятельности.
Труд добровольцев в 90-е годы XX века стал для США и европейских стран
весомым экономическим ресурсом, что подтверждают статистические данные. В 1998
году этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан, а с учетом
подростков старше 14 лет - 79%.
В Японии, США, Канаде, Австралии, Англии, Италии и других развитых
странах полагают, что добровольческая деятельность способствует поддержанию и
упрочению основных принципов демократии, в первую очередь тем, что вовлекает
большое число граждан в процесс принятия решений. Правительства этих стран
оказывают добровольческому движению всемерную и разнообразную поддержку, в т.ч.
путем издания различных законодательных актов, стимулирующих его развитие,
созданием системы государственных добровольческих центров и специальных
добровольческих программ. Так, в Японии существует система центров
добровольцев, в которую входят общенациональные, префектуральные и
муниципальные центры, которые имеются во всех муниципалитетах, а также в
частном секторе. Министерствам Японии вменено в обязанность заниматься
активизацией волонтерской деятельности. В США государство активно поддерживает
добровольческое движение. Д. Буш в 2003 г. создал Президентский совет по службе
и гражданскому участию, а годом раньше - Корпус свободы США для поддержки и
координации работы на общественных началах. Он также оказывает поддержку
Американскому корпусу и Корпорации национальной службы, учрежденной Б.
Клинтоном. При предыдущих президентах была создана сеть центров добровольной
помощи, начат целый ряд государственных программ, основанных на труде
добровольцев. Эти программы дополняются добровольческими программами корпораций.
Представим интересные факты:
Несколько цифр из развития добровольческого движения 80-90-х гг. прошлого
столетия. 1987 г. - 80 миллионов волонтеров, в 1995 - более 93 миллионов, 1998
г. - более 109 миллионов людей участвовали в волонтерском движении. Восемь
человек из десяти говорят, что они стали волонтерами из чувства глубокого
сострадания к нуждающимся людям. Более трех четвертых от всех опрошенных были
заинтересованы в конкретной задаче, поставленной в добровольческом проекте.
Около 70% добровольцев участвуют в волонтерских программах с целью получить
новый взгляд на жизнь, людей, работу.
% взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в
волонтерских акциях. Из них 60 % регулярно участвуют в добровольческой работе,
отдавая ей более 20 часов в месяц. 46 % опрашиваемых сказали, что они стали
волонтерами, потому что они чувствуют в себе большое желание помогать другим.
В настоящее время каждый третий немец, - что составляет 34 % населения
Германии - является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях,
проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. 28% населения считают
волонтерство уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта.
% японцев имеют опыт волонтерства в прошлом. Из них 48 % уверены, что
добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом.
Около 33% населения Ирландии является волонтерами. Общее количество
времени, отданное на волонтерскую работу, равняется 96,454 рабочим часам в год.
72 % населения считает, что волонтеры делают нечто такое, что никогда не может
быть сделано руками оплачиваемых сотрудников.
Проведем краткий обзор международных волонтерских объединений: (United
Nations Volunteers). Волонтеры ООН - организация непосредственно подчиняющаяся
ООН, занимающаяся поддержкой устойчивого глобального развития на планете путем
продвижения идей добровольчества и мобилизации добровольцев для решения
конкретных практических задач на нашей планете. Около 4000 Волонтеров ООН
насчитывалось на апрель 2003 г., работающих с беженцами, ВИЧ-инфицированными,
детьми, инвалидами; в области детского и взрослого образования,
здравоохранения, городского развития, выборного права и защиты прав
избирателей, гендерного равенства и прав женщин и т.д. и т.п. практически во
всех странах-участницах ООН.(Service Civil International). Международная
волонтерская организация, основанная в 1920 г., имеет 33 отделения по всему
миру. В ее задачи входит продвижение идей мира, международного взаимопонимания
и солидарности, социальной справедливости и защиты окружающей среды. Основная
деятельность SCI сосредоточена на организации международных волонтерских
проектов, семинаров, коротких, средних и долгосрочных волонтерских программ,
образовательных тренингов и международных обменов.
YAP (Youth Action for Peace). Молодежная международная организация начала свою
деятельность в 1923 г., продвигая идеи мира и сотрудничества между странами и
активно выступая против военных конфликтов. YAP имеет отделения в 15 странах и
объединяет политически активную молодежь в добровольческом движении. YAP
занимается организацией волонтерских антивоенных проектов, пацифистских
семинаров и тренингов, разработкой методов ненасильственного решения военных
конфликтов, работой с беженцами, социально незащищенными группами, лоббированием
антивоенных и миротворческих идей среди политических партий и организаций.
ICYE (International Cultural Youth Exchange). Федерация ICYE начала свою
деятельность 1949 г. ICYE насчитывает более 30 отделений в странах Африки,
Азии, Европы и Латинской Америки. Миссия ICYE в продвижении молодежной
волонтерской активности за международное взаимопонимание и мир. Глобальное
образование и интеркультурное воспитание - два основных принципа программ ICYE
по работе с детьми, престарелыми и инвалидами; по организации детских центров,
экологических проектов.
Alliance (Alliance of European Voluntary Service
Organizations). Альянс
европейских волонтерских организаций, основанный в 1982 г., представляет собой
координационный центр европейских национальных волонтерских организаций,
специализирующийся на координации краткосрочных и долгосрочных волонтерских
рабочих лагерей, продвигающих идеи международного сотрудничества, мира и
взаимопонимания.
CCIVS (Coordinating Committee for International Voluntary
Service). Координационный
комитет международных волонтерских организаций был создан в 1948 г. под эгидой
ЮНЕСКО. Комитет CCIVS координирует деятельность более 250 национальных
волонтерских организаций в 100 странах мира.
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 1980-х годов,
хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда,
например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений,
всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтерское
движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении
которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
«Волонтерское движение в России развивается с хорошей динамикой и в
правильном направлении», - считает глава комитета Госдумы РФ по физической
культуре и спорту, олимпийский чемпион 2002 года в парном фигурном катании
Антон Сихарулидзе. «Не секрет, что мы совсем недавно начали активно развивать
волонтерское движение в России, - отметил Сихарулидзе. - Но этот процесс, на
мой взгляд, сейчас у нас набрал достаточно хороший темп. Конечно, для того,
чтобы волонтерское движение стало популярным и даже модным, необходимо время и,
разумеется, усилия самих ребят - будущих волонтеров. Но мы движемся, считаю, в
верном направлении».
В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь
почувствовать себя человеком - помоги другому. Максимально это проявилось при
проведении XI Паралимпийских зимних игр в Сочи
2014г.
Волонтеры - это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и
время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер»
является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными
помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками.
Общее, что их объединяет, - добровольность (деньги не являются основным мотивом
работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе
методики.
Традиционно, волонтерами называют непрофессиональных добровольных
помощников, которые прошли обучение специальной программе и помогают
осуществлять профилактическую деятельность (проведение тренингов, подготовка и
проведение массовых акций, станционных игр, участие в разработке
полиграфической продукции и т.п.) Как правило, волонтеры являются равными по
возрасту и социальному статусу целевой группе (то есть в основном это подростки
и молодежь).
Причины, по которым люди становятся волонтерами, могут быть разными,
основными являются:
) Идея, благородная идея, отражающая важность и принципы
деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает
и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и
результатов деятельности.
) Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское
движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
) Потребность в комфортной и интересной компании единомышленников.
При этом расширяется круг общения, и данное обстоятельство часто становится
основной причиной работы в качестве волонтера.
) Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными
подходами и новыми возможностями.
) Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность
движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный
результат, особенно это касается детей и подростков.
) Финансовые соображения. Возможность что-то заработать тоже может
быть стимулом. Безвозмездности, как таковой, не бывает, волонтер все равно
что-то получает, будь то моральное удовлетворение или финансовые компенсации.
Точно одно - волонтер, в настоящем его понимании, работает не ради денег. Но он
может получать какие-либо материальные выгоды в той или иной форме, если это
этично и позволительно для проекта или организации.
) Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность
улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда
карьера психолога и педагога начинается именно с участия в волонтерской
деятельности. Будучи волонтером, можно установить новые связи, получить опыт работы
в разных сферах деятельности, и за счет этого приобрести уважение и вес в
обществе. Зачастую, именно в волонтерском движении проявляются некоторые
способности, например, руководящие или организаторские.
) Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах
деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии -
журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев,
дизайн.
) Решение своих проблем, особенно, если профиль организации
совпадает с собственными проблемами.
) Досуг. «Время можно тратить двумя способами - с пользой и без».
Первый вариант - это волонтерское движение.
) Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, пережившие
кризис, могут точно прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем,
которые ранее случились с ними или их близкими. Тем самым, они являются
примером положительного опыта преодоления жизненного кризиса для людей со
схожими трудностями.
) Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется
поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.
) Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став
волонтером и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою
зрелость, самостоятельность и оригинальность.
) Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся
обладателями сопутствующих благ - поездок, интересных книг и фильмов, новых
связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и.т.п.
Слово «профессионал» и слово «волонтер» не противоречат друг другу, но
они и не взаимозаменяемы. Профессионал тоже может выступать в качестве
волонтера, работая в каком-либо проекте бесплатно. Как показывает практика,
привлечь профессионалов к организации и проведению профилактических мероприятий
не всегда возможно, особенно в необходимом количестве, поэтому приходится
прибегать к помощи волонтеров - непрофессионалов.
Привлечение волонтеров дает ряд преимуществ:
. Экономические. Во всем мире волонтерство уже получило широкое
распространение, а его роль в социальном и экономическом развитии стран оценена
на международном уровне. По данным Американского университета им. Дж. Хопкинса
в 2010 году в волонтерской деятельности по всему миру приняли участие 971 млн.
человек, а вклад их деятельности в мировую экономику оценивается в 1,348 трлн.
долл. США. Это означает, что если бы добровольцы составили население одной
страны, то у нее было бы второе по величине взрослое население в мире, уступая
только Китаю, и это была бы седьмая крупнейшая экономика на планете. Поэтому
волонтерство, с одной стороны, отражает уровень развития общества, а с другой
стороны, представляет собой особую форму и эффективной занятости, и
социально-трудовых отношений.
. Идеологические. Если суть работы - распространение идей, то ничто не
является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены.
Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя
зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека - не воспитывать, а привлечь
его к воспитанию других. Лучший способ информировать - привлечь к информированию
других. Один из самых действенных способов усвоения информации - передача ее
кому-либо.
. Коммуникативные. Хорошего контакта с группой профессионалы не всегда
могут достичь. Использование волонтеров как ретрансляторов информации и
позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное
обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной
передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.
. Оценочные. Мнения волонтеров - это «взгляд со стороны», который может
быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.
. Количественные. За счет волонтеров происходит значительное увеличение
количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число
проводимых мероприятий и свежих идей.
Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости
сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого
не хватает человеческих ресурсов. Как правило, вначале собирается инициативная
команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят
предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.
Существует много разнообразных форм и систем волонтерских движений. Но в
основном, все формы организаций можно разделить на несколько весьма условных
групп.
«Команда» - группа от 3 до 30 человек активистов, созданная и работающая
на базе общественной организации, молодежного клуба или учебного заведения.
Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план
работ. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором участников группы
является общение в хорошей компании. Многое также зависит и от лидера
«команды».
«Агентство» - независимые друг от друга отдельные люди, объединенные
общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, агентство имеет
ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует
мероприятия.
«Система» - объединение команд, агентов, подчиняющихся общим правилам и
идеологии. Подобная форма организации имеет финансовую поддержку, офис,
документацию, а порой и официальную регистрацию.
Использование волонтеров возможно во множестве сфер деятельности,
особенно касающихся профилактики:
Проведение профилактических занятий или тренингов.
Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.
Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов,
работу в своей социальной среде).
Первичное консультирование и сопровождение.
Подготовка других волонтерских команд и участников.
Работа с закрытыми группами (нарко- и алкозависимые, проститутки,
военнослужащие и др.).
Творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций,
создание плакатов, брошюр, видеороликов.
Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.
Экспертная деятельность по оценке качества услуг.
Стать волонтером может любой человек от 13 лет (но бывают и исключения,
волонтерами становятся дети младшего возраста). Никаких возрастных ограничений
для того, чтобы стать волонтером, нет.
В профилактической работе наиболее хорошо себя зарекомендовали 4 группы:
. Старшеклассники, учащиеся колледжей (профтехучилищ);
. Студенты вузов;
. Медицинские работники, психологи, педагоги, социальные работники,
социологи;
. Сотрудники общественных организаций.
Потенциально, помимо перечисленных категорий, волонтерами могут стать:
Родственники, знакомые, друзья;
Друзья родственников, друзей и знакомых;
Участники проведенных тренингов;
Молодежь, приглашенная в рамках информационной кампании;
Посетители подростковых и молодежных клубов.
Волонтер может участвовать в акциях как 1 раз, так и постоянно до 5 лет.
Через 3-5 лет волонтер, посвящающий все свое свободное время интересному для
него делу, становится профессионалом и, как правило, начинает работать в
организации уже как специалист.
Уход волонтеров - процесс необратимый. Кому-то стало интересней в другом
деле, кто-то уехал, обзавелся семьей, нашел работу и т.д. Однако имеет место
феномен возврата. Люди, снимая с себя тяжкое бремя волонтера, уходят учиться,
работать, заниматься семьей. Но проходит время, и один за другим, многие из
них, приходят помогать, отдавая свои силы и часть своего времени на благое
дело. Поэтому главное, чтобы, уходя, волонтеры чувствовали, что им будут всегда
рады.
Организовывают работу молодежи в волонтерском движении руководители
молодежных, общественных организаций, медицинских учреждений, учебных
заведений, работающие в них инициативные специалисты, сотрудники фондов - все
те, кто заинтересован в расширении и улучшении работы с молодежью.
Для привлечения в волонтеры вначале нужно сделать так, чтобы команда или
движение были привлекательными. Нужны «приманки», например, форма,
полиграфическая продукция, положительные отзывы в СМИ. А главное - ядро
движения (команды) должны составлять позитивные энергичные люди, с ярко
выраженными лидерскими качествами, за которыми хотелось бы идти.
Необходима информационная кампания (распространение информации) о
волонтерском движении. Обычно привлечение волонтеров происходит через:
Объявления, стенды, листовки в местах скопления молодежи (клубы, школы и
др.).
Наборы из групп клиентов или участников тренингов.
Наборы в других организациях, переманивание или вовлечение в работу из
других сфер деятельности.
Проведение всевозможных акций.
Приглашения через друзей и близких.
Если информация направлена на людей, совсем далеких от профилактики, есть
несколько привлекательных моментов для молодежи:
Значимость предлагаемого.
Общение и время препровождение.
Карьерный рост и улучшение своего социального положения.
Одобрение и публичность.
Дух свободы.
Всевозможные незначительные материальные блага.
Привлекательность быть волонтером.
Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются чуть позже,
когда люди уже включаются в деятельность.
Способы удержания волонтеров:
Доверие. Если доверяют, значит, уважают и ценят. Нужно доверять
волонтерам посильную работу, и если она увенчается успехом, все будут очень
довольны.
Понимание значимости и сути работы. Волонтеры должны пройти обучение,
принимать участие в составлении плана работ и видеть положительные результаты
своей деятельности.
Карьерный рост. Для этого практически во всех организациях распределены
должности и создана иерархия. В зависимости от успехов человек приобретает тот
или иной статус, что не только повышает его самооценку, но и развивает чувство
ответственности.
Новая деятельность. Молодым людям свойственно пробовать себя в различных
видах деятельности, и чем больше предоставляется таких возможностей, тем
интереснее им будет работать. Пусть тот, кто не очень хорошо проводит занятия,
попробует себя в разработке полиграфии или анкетировании, или подготовке акций.
Перспектива. Например, возможность получения рабочего места в
организации, поездка, обучение на семинаре, рекомендательное письмо для
поступления в вуз или получения работы, получение премии.
Поощрения.
Существуют следующие способы поощрения волонтеров:
Похвала. Главное в похвале - своевременность и объективность, иначе она
становится лестью.
Доска почета на видном месте.
Вручение грамоты.
Благодарственное письмо на место работы, учебы или родителям.
Личная благодарность от известного человека (представителя администрации
города или звезды).
Присвоение очередного звания, должности.
Знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение.
Представительство на конференции, выставке.
Материальное вознаграждение (денежная премия или подарок).
Наем на работу по результатам деятельности в волонтерском движении.
Допуск до ресурсов (компьютер, Интернет, принтер, ксерокс, видеокамера).
Поручение ответственных работ.
Публичное признание заслуг с привлечением прессы или ТВ, друзей, или
вручение чего-либо при большом стечении народа.
Для работы волонтерам нужно:
Помещение. Как показала практика, если волонтерам негде собираться,
мотивация и эффективность работы снижаются. При наличии помещения волонтеры
имеют возможность общаться, готовиться к занятиям, обмениваться опытом.
Поддержка. Ничто так не разваливает волонтерские группы, как
пренебрежительное к ним отношение и скептицизм в отношении их деятельности.
Добровольцы это быстро понимают и уходят. Отношение к ним должно быть таким же
уважительным, как к сотрудникам. Многие вещи волонтеры в силу возраста и
отсутствия полномочий сделать не могут. И поэтому в составе волонтерской группы
должен быть наиболее опытный участник или руководитель, способный организовать
работу остальных.
Обучение. В организации должен быть человек (специалист или более опытный
волонтер), умеющий организовывать и объяснять некоторые тонкости той или иной
работы, наиболее эффективно распределять трудовые ресурсы волонтерской группы.
Материальное обеспечение. Рано или поздно материальные затраты все же
потребуются. При работе волонтеров они минимальны, но есть. В основном это
расходы на канцелярские товары, призы, транспорт.
Волонтерами, к сожалению, в большинстве случаев становятся девушки.
Соотношение 3 к 1. Возможно, это связано с тем, что волонтерская деятельность
связана во многом с преподаванием и общением с людьми, а это считается «женским
уделом». Однако если посмотреть соотношение оставшихся через 2 года, то
пропорция может уже быть 1 к 1,.
В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то
пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой
государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском
движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры
руководствуются в своей деятельности одним общим принципом - помогать людям.
К проблемам волонтерства за рубежом можно отнести состояние социальной
политики каждой отдельной взятой страны и уровень вовлеченности населения в
данное движение.
Трудности в функционировании волонтерства в России:
Правовые. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов защиты
(судебной, административной, социальной и другой), решения конфликтных ситуаций
(между объектом и субъектом деятельности, общественными организациями и
властью), режима благоприятствования процессам создания волонтерства и другим
формам проявления жизни локальной общности (налоги, аренда помещений, статус и
т.д.).
Государственные. Отсутствие государственных программ (на федеральном и
региональном уровне), стимулирующих процесс регенерации жизненной ткани
общества, а главное - отсутствие потребности у власти в таких программах.
Социально-психологические. Иждивенческая психология, разрушенность
нормальных общественных и государственных институтов (например, института
уголовного наказания).
Технологические. Традиции волонтерства только формируются. Существует
также проблема подготовки, обучения волонтеров элементарным способам действия.
Волонтерство - это особый взгляд на жизнь, целое мировоззрение, впитавшее
в себя все самое сочное из созданного просветителями, утопистами и подвижниками
за последние несколько столетий. Добровольческий проект - это коммуна энтузиастов,
объединенных идеей совместного созидания, ежедневных открытий в самых простых
действиях: вместе готовить еду, вместе реставрировать крепостную стену,
возиться с детьми, ухаживать за городским парком, устраивать фестиваль и пр.,
вместе путешествовать, вместе веселиться.
Волонтерство пришло в Россию в начале 1990-х годов с появлением
некоммерческих организаций, которые занялись благотворительностью,
просветительской деятельностью и созданием условий для добровольцев. Из-за
многих социальных стереотипов волонтерская деятельность в нашей стране
приживается неохотно и не пользуется одобрением большинства населения.
Волонтерство
за рубежом существенно отличается от российского. По опросу центра Superjob.ru
<#"792585.files/image001.jpg">
Диаграмма 1 Выборка участников исследования:
Категории опрошенных волонтеров представлены в таблице 2.
Таблица 2. - Категории волонтеров, принявших участие в анкетировании
Категория
|
Пол
|
Возраст
|
|
М
|
Ж
|
От 10 до 15 лет
|
От 15 до 20 лет
|
От 20 до 25
|
Старше 25 лет
|
Студенты
|
9
|
8
|
|
14
|
4
|
|
Работающие студенты, из них
|
1
|
|
|
|
|
|
полная занятость
|
2
|
4
|
|
6
|
3
|
|
неполная занятость
|
7
|
4
|
|
8
|
1
|
|
Бывшие клиенты центра
|
|
1
|
|
|
|
1
|
Члены семьи специалистов
центра
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Специалисты социальной
сферы
|
|
2
|
|
|
2
|
|
полная занятость
|
|
1
|
|
|
1
|
|
не полная занятость
|
|
1
|
|
|
1
|
|
Разовые акционные волонтеры
|
|
2
|
|
|
|
2
|
Всего участвовавших в
анкетировании
|
11
|
13
|
1
|
14
|
6
|
3
|
Участвовавшие в анкетировании респонденты в большинстве своем имеют достаточный
опыт работы в социальной сфере, о чем свидетельствуют данные таблицы № 3.
Таблица 3. - Опыт волонтерской работы участвующих в анкетировании
|
Наличие волонтерской книжки
|
Опыт волонтерской работы
|
|
Да
|
Нет
|
Разовая помощь
|
От 1 месяца до 1 года
|
От 1 года до 2 лет
|
От 2 лет до 3 лет
|
Свыше 3 лет
|
Студенты
|
15
|
3
|
|
5
|
5
|
7
|
1
|
Бывшие клиенты центра
|
|
1
|
|
1
|
|
|
|
Члены семьи специалистов
центра
|
|
1
|
|
|
1
|
|
|
Разовые акционные волонтеры
|
|
2
|
2
|
|
|
|
|
Специалисты социальной
сферы
|
1
|
1
|
|
|
1
|
1
|
|
На вопрос: С какой целью Вы работаете добровольцем?
) Помощь семьям в ТЖС - 14%
) Расширение профессионального круга общения - 25%
) Получение опыта работы в социальной сфере - 47%
) Возможность найти новых друзей - 14%.
Иллюстрирует ответы на вопрос диаграмма 2.
Диаграмма 2 Цель работы добровольцем
Работу, связанную непосредственно с людьми (консультирование, тренинги,
обучение и т.д.) предпочитают 73, 08%, не связанную с общением (общественные
работы, доставка, помощь в оформлении и т.д.) допускают 11,54%, любое участие
важно также для 15,38%.
На вопрос: Какую помощь Вы предпочитаете оказывать? Ответы распределились
следующим образом:
физическую - 44,12%, психологическую - 50%, материальную - 5,88%.
Будущее волонтерства добровольцы Центра видят в повышении активности
студенческой молодежи, государственной поддержке и всевозрастающих масштабах
данного движения.
Экспертный опрос подвел итог в способах привлечения и мотивации
волонтеров к помощи в деятельности Центра развития семейных форм устройства детей
в г. Мурманск.
В интервью с координатором проекта укрепления семьи «Вместе с мамой»
Курдвановской Натальей Викторовной были выявлены группы людей, задействованные
в волонтерской деятельности и способы их привлечения:
) Организованное волонтерство. Люди, которые имеют опыт работы
волонтером в других учреждениях, и захотели себя испытать в работе в новом
направлении. Способ привлечения таких волонтером происходит посредством
социальных сетей (Волонтер 51) и различных Фондов (Фонд поддержки семей «Чужих
детей не бывает!» и т.д.)
) Студенчество. Проходя учебные практики, приобретая опыт работы в
социальной сфере, становятся организованными волонтерами, зачастую студенты
специальностей социальной работы, психологии, педагогики.
) «Мамы-волонтеры». Клиенты центра, получившие своевременную
помощь по выходу из ТЖС. Они являются положительным примером преодоления
кризиса для других клиентов центра. Также они имеют практику проведения и
участия в групповых работах, тем самым, являясь незаменимыми помощниками на выездных
мероприятиях.
) Члены семьи специалистов. Самые постоянные волонтеры центра,
показывают пример взаимодействия членов семьи.
) Разовые «акционные» волонтеры. Зачастую это разовая материальная
помощь, оказываемая в рамках объявленных акций.
) Опосредованная финансовая помощь, при которой Центр информирует
общество о наличии и размещении копилок с целью сбора средств для клиентов в
ТЖС.
Волонтеры понимают всю специфику работы организации только при длительном
нахождении в проекте. Это связанно с временными и финансовыми ограничениями, с
особенностями и традициями воспитания. Волонтерская деятельность эффективна
только тогда, когда она не является помехой для другой деятельности человека.
Координатор-методист проекта «Поддержка выпускников различной формы опеки
в Мурманской области и в Лапландии» Лаптева Римма Станиславовна, приняв участие
в интервьюировании, ответила на вопросы следующим образом:
Сколько работает Дом молодежи? «С 6 сентября 2014. Но волонтеры появились
в этом проекте раньше (с апреля). На базе ЦРСФУДа производился ремонт,
волонтеры помогали убирать, ремонтировать подъезд».
Каким образом привлекались волонтеры? «Учащиеся ВУЗов: одни сами
предлагали свою помощь, других привлекали, предлагали (особенно студентам
факультета социальной работы, психологии). Задавали конкретные рамки, так как
работа специфическая, связана с конфиденциальной информацией, с детьми. Так же
искали мотивированных людей, пришедших в профессию по призванию. В данный
момент, а центре работает 15 волонтеров.
Оформлены ли волонтерские книжки у добровольцев? «Волонтерские книжки
оформляются по просьбе самих волонтеров, мы за этим жестко не следим».
А договоры с волонтерами заключаются? «Да, конечно, договоры есть на
руках у обеих сторон, как в печатном, так и в электронном виде».
Наверняка Вы слышали о Проекте закона «о волонтерах» и внесении
волонтерской работы в пенсионный стаж, как Вы относитесь к этому? «Конечно,
позитивно, это может подстегнуть многих помогать людям».
А у вас нет ощущения, что это возможно нарушит самый главный признак
волонтера - добровольность? «Если человек реально приносит пользу, то какая
разница каким мотивом он руководствуется. Задачи благотворительных организаций
в действительности решать фундаментальные социальные проблемы в обществе,
например, наш проект работает на профилактику и уменьшение сиротства. Решить
некоторые проблемы не всегда есть возможность, не всегда есть поддержка, но
надо искать людей способных оказать эту поддержку, таким образом, подлинно
наступает социальный эффект. В этом смысле, они руководствуются мотивами
улучшить жизнь общества, помочь решить создавшуюся ситуацию. Эффект реален. Я
считаю, это утопия, что все добровольцы имеют в основе мотивации исключительно
высокого уровня. У всех свои потребности. Люди, которые приходят со стороны,
имеют смешанную мотивацию, часть это удовлетворение внутренних потребностей
самореализации, часть это внешнее воздействие».
Нельзя не согласиться с Лаптевой Риммой Станиславовной о мотивациях к
волонтерской деятельности, конечно же, это смешанная мотивация, порыв. И задача
специалистов ЦРСФУДа создать условия для большей отдачи потенциала волонтеров в
решении поставленных перед ними задач.
Личный опыт работы волонтером укрепил уверенность, что за волонтерством
будущее и позволил выявить основные реалии и проблемы волонтерства (участие в
круглом столе «Мифы и реальность добровольчества»). Такие как:
) Добровольчество - трата времени. Сегодня необходимо выживать,
зарабатывать деньги, и нормальные люди работают.
На самом деле, каждый сам выбирает добровольчество как стиль жизни или
как единоразовую помощь и поддержку. Давление со стороны близкого окружения и
семьи обычно обусловлено лишь незнанием содержательной стороны волонтерской
деятельности.
) Добровольческая деятельность требует много времени. В
действительности волонтер сам решает, сколько времени он может и хочет
посвящать добровольческой деятельности. Даже единоразовая помощь может
расцениваться как вклад в данную деятельность.
) Волонтерам рады всегда и везде. Да, это верно, однако, некоторые
мероприятия требуют специальной подготовки и знаний, определенный
половозрастной состав.
) Волонтерство только для школьников/студентов. Реально, а также
по опыту европейский государств, волонтер - это стиль жизни, а не определенный
и ограниченный возраст и статус.
) Добровольчество нельзя сочетать с семьей, работой. Можно в семье
найти сторонников этого важного дела. Волонтерство может стать профессией, если
иметь многолетний опыт в этом деле и огромное желание своими руками преображать
мир.
) Волонтером не стать без волонтерской книжки. В первую очередь
волонтеров отбирают по личностным характеристикам. В волонтерской книжке
отражен опыт работы, но без соответствующих норм законодательства, волонтерская
книжка не имеет никакой силы.
Вывод: практическое исследование, проведенное в рамках дипломной работы,
выявило основные группы людей, задействованные в волонтерской деятельности
Центра:
Организованное волонтерство;
Студенчество;
«Мамы-волонтеры»;
Члены семьи специалистов;
Разовые «акционные» волонтеры;
Опосредованная финансовая помощь.
Основными каналами по привлечению волонтеров являются:
социальная реклама;
обращение в волонтерские центры;
студенты-практиканты;
волонтерская база Центра.
Принципы организации волонтерства:
Доверие;
Понимание значимости и сути работы;
Карьерный рост;
Новая деятельность;
Перспектива;
Поощрения
2.3 Рекомендации по развитию волонтерства в НОУ ДОВ «ЦРСФУД»
Традиционно волонтерами называют непрофессиональных добровольных
помощников, которые прошли обучение по специальной программе и помогают
осуществлять профилактическую деятельность (проведение тренингов, подготовка и
проведение массовых акций, станционных игр, участие в разработке
полиграфической продукции и т.п.) Как правило, волонтеры являются равными по
возрасту и социальному статусу целевой группой, в основном это подростки с 14
лет и молодежь до 35 лет. Следовательно, для дальнейшего привлечения волонтеров
НОУ ДОВ «ЦРСФУД» г. Мурманска нужно:
назначение администрацией Центра ответственного координатора работы
волонтеров, в компетентность которого входило бы: проведение собеседований для
определения подготовленности желающего сотрудничать волонтера, расчет
оптимального количества волонтеров необходимых при проведении той или иной
акции; ведение волонтерской базы; открытие и ведение волонтерских книжек и
т.д.;
систематическая реклама деятельности Центра, освещение всеми доступными
информационными каналами проводимых мероприятий;
создание атмосферы доброжелательного, доверительного отношения к каждому
изъявившему желание оказать помощь в работе Центра;
подготовка и обучение.
Заключение
История волонтерства имеет давние традиции. Добровольческая помощь
существовала во все времена и во всех обществах, но в разных формах. В
настоящее время волонтерское движение охватило все страны мира, и масштабы его
зависят от того, какие условия создает для этого то или иное государство.
Степень формирования волонтерства показывает уровень развития гражданского
общества, его сплоченность в решении как глобальных, так и насущных проблем. Современное
волонтерское движение - это уже весомый экономический ресурс для европейских
стран и США.
Вовлеченность в добровольчество не имеет возрастных, гендерных и даже
политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети
добровольческих НКО (некоммерческих организаций), ежегодно привлекают в свои
проекты и программы свыше сотни миллионов людей.
При всестороннем анализе состояния волонтерства в России можно назвать
следующие проблемы:
не проработана нормативно-правовая база в вопросах привлечения,
стимулирования деятельности, ведения и учета волонтерских книжек;
методически не закреплены механизмы повышения мотивации;
не систематизированы процессы обучения волонтеров;
не образованы центры по координации межведомственного взаимодействия по привлечению
волонтеров.
Познакомившись с проблемой волонтерства, как субъекта социальной работы
не только теоретически, но и практически, используя метод включенного
наблюдения, можно сделать вывод о том, что данное движение должно в первую
очередь осознаваться и поддерживаться на государственном уровне, нужно
создавать необходимые условия по организации, стимулированию волонтерства. За
последние 5 лет волонтерство в России себя зарекомендовало с лучшей стороны,
особенно в решении масштабных задач и проблем: борьба с терроризмом и стихией
(пожары, наводнения), проведение масштабных спортивных мероприятий. Интенсивно
стала развиваться непрофессиональная социальная работа. Не меньшие просторы для
деятельности нуждаются в организации работы, приведение в соответствие
законодательства, координации деятельности и инициативы, используя энергию и
желание сделать мир своими руками - руками добровольцев-волонтеров.
Рассмотрение волонтерства, как субъекта социальной работы позволило
оценить разнообразные формы и виды помощи, оказываемые по уходу за
престарелыми, больными, инвалидами. Это грандиозная помощь государственным
социальным учреждениям, особенно в условиях нестабильности в обществе и
нехватки ресурсов для обеспечения социальной помощи и защиты. Организация культурно-массовых
и спортивных мероприятий нуждается в добровольческом ресурсе, не обходится без
него и здравоохранение и образование. А самое, пожалуй, главное в волонтерстве
- это молодежь, её неуемная энергия преобразования и желание получить
разнообразный социальный опыт.
Этому подтверждение эмпирическое исследование, проведенное в рамках
данного дипломного исследования, которое показало желание молодежи оказывать
действенные виды помощи - физическую, психологическую, и при этом получать
возможность общения, с пользой и интересом проводить свободное время, учиться
ответственности, гражданственности и приобрести начальный профессиональный и
социальный опыт.
Деятельность НОУ ДОВ «ЦРСФУД» г. Мурманск по использованию волонтеров в
социальной работе можно считать показательной, однако нужно признать, что
эффективность привлечения станет еще выше, если придать данной работе большую
системность:
назначить ответственного координатора по работе с волонтерами;
разработать Программу привлечения волонтеров для участия в социальных
проектах НОУ ДОВ ЦРСФУД г. Мурманск;
разработать методику проведения собеседований для определения
подготовленности желающего сотрудничать волонтера, расчета оптимального
количества волонтеров, необходимых при проведении той или иной акции; ведения
волонтерской базы; открытия и ведения волонтерских книжек и т.д.;
проводить систематическую рекламу деятельности Центра, освещение всеми
доступными информационными каналами проводимых мероприятий с участием
волонтеров;
совершенствовать механизмы подготовки и обучения волонтеров.
Список использованной литературы
1. СК РФ от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ (в ред. от
05.05.2014 N 126-ФЗ) Консультант Плюс,
1992-2014
. КоАП РФ. КонсультантПлюс, 2092-2014 3. Налоговый кодекс
Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2013) КонсультантПлюс, 1992-2014
4. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях» от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010)
КонсультантПлюс, 1992-2014
. Закон РФ «Об основах профилактики и безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 №120-ФЗ (в ред. от 02.04.2014
№62-ФЗ) [электронный ресурс] КонсультантПлюс, 1992-2014
6. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от
12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013) КонсультантПлюс, 2092-2014
. А ты стал бы волонтером?
8. Бархаев, А. Б. Социально-психологические условия
вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций. [Текст]
Диссертация. / А.Б. Бархаев. - М.: МГГУ, 2010. - 292 с.
. В ЗАТО запланированы средства на восстановление,
реконструкцию и ремонт памятников.
10. Всемирная декларация добровольцев [Текст] (принята на
11-м Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев, Париж, 14 сентября 1990
года.
11. Волонтерство.
. Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси
[Текст] // Наука и жизнь, 2006г. № 10. - С. 32-37.
. Денисова Н.С. Технологии социальной работы с молодежью
[Текст] / Н.С. Денисова, И.А. Гизатова // Педагогическое мастерство: материалы
II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. -
96 с.
15. Каковы особенности волонтерского движения в России?
Прибегаете ли Вы к волонтерской помощи?
16. Как осуществлять оценку добровольческой деятельности
[Текст] / А.В. Кострикин, В.А. Лукьянов, С.Р.Михайлова, А.И. Радушинская, С.В.
Тетерский .- М.: АСТ Пресс, 2011. - 44 с.
. Красновид А.В. Молодежное волонтерство в России [Текст] //
Российский рынок труда глазами молодых ученых: Сборник статей по материалам
Круглого стола 9 октября 2010 г. / Под ред. Колосовой Р.П. - М.: МАКС Пресс,
2011. 182 с.
. Красновид А.В. Корпоративное волонтерство как инструмент
развития бренда работодателя [Текст] // Российский рынок труда глазами молодых
ученых: Сборник статей по материалам Круглого стола 8 октября 2011 г. / Под
ред. Колосовой Р.П. (в печати).
. Колосова Р.П., Красновид A.B. Занятость волонтеров:
возможности и ограничения [Текст] - М.: Экон. ф-т МГУ имени М.В. Ломоносова;
ТЕИС, 2010. - 258 с.
. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы:
[Текст]: Учебное пособие / Л.П. Кузнецова. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2012. -
186 с.
. Луговая Е.А. Проблемы развития молодежного добровольчества
[Текст] // Проблемы социальной работы с молодежью и молодежная политика:
история, теория и практика: Материалы всероссийской научно-практической
конференции. - Спб.: СПГУТД, 2010. - С. 169 - 171.
. Луговая Е.А. Благотворительность как духовно-нравственная
ценность православной молодежи [Текст] // Ломоносов - 2011: Материалы XVIII
международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.
Электронная версия. - Москва: МГУ, 2011.
. Луговая Е.А. Философские основания добровольчества [Текст]
// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - №7 (13). - С.
138 - 141.
. Медведева Г.П. Этика социальной работы [Текст] Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.П. Медведева. - М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1999. - 208 с.
. Макарова А. В течение десяти
дней волонтеры занимались уборкой мусора в долине озера Малый Вудъявр.
26. Молодежное волонтерское движение в России: проблемы и
перспективы. Научно-практические конференции ученых и студентов и дистанционным
участием. Коллективные монографии
. Новиков А.С. Проблемы волонтерского движения в современной
России // Международный научно-исследовательский журнал, 2012 - / А.С. Новиков
. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными
группами населения. [Текст]: Учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева; под
ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 356 с.
. Понятие волонтерства. Главное - желание? [Текст] //
Информационно-методический журнал BiZ. - 2011 - № 4. - C. 2 - 4.
. Практическая библиотечка координатора добровольцев: сборник
методических и практических рекомендаций, выпуск 1: в 25 ч. Ч. 9 / В.А.
Лукьянов, А.В. Кострикин, С.Р. Михайлова, А.И. Радушинская, С.В. Тетерский. -
СПб.: ООО «МультиПроджектСистемСервис», 2012. - 44 с.
. Ромицын И.В. Волонтерская деятельность как фундамент
гражданского общества.
32. Сихарулидзе А. Волонтерское движение набрало в России
хороший темп.
33. Социальная работа с молодежью: учебное пособие /Басов
Н.Ф. [и др.]; под редакцией д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. - М.: «Дашков и К»,
2007. - 286 с.
. Степаненко П. Быть волонтером еще и прикольно!
. Стратегия государственной молодежной политики Министерство
образования и науки РФ
. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст]
/ Р.В. Овчарова. - М.: «Дашков и Ко», 2011. - 384 с.
. Технология социальной работы [Текст]: Учебник / Под ред.
Е.И. Холостовой Л.И. Кононовой. - М.: Юрайт, 2011. - 324 с.
. Трохина А.В. Волонтерство как особая форма занятости //
Уровень жизни населения регионов России. - 2012, № 12. С. 9 - 14.
. Трохина А.В. Оценка трудового потенциала и экономических
эффектов волонтерства // Теория и практика общественного развития. - 2012, №
12. С. 20 - 25.
. Трохина, А.В. Проблемы регулирования волонтерской занятости
в России // Налоги и налогообложение. - 2012, № 10. С. 12 - 15.
. Федосова Е. Почувствуй разницу: волонтерство в развитых
странах.
42. Федеральный научно-практический журнал «СОТИС -
социальные технологии, исследования», Материалы VII Общероссийской конференции
по добровольчеству, 2010. - №4. - C. 21-34 с.
. Холостова Е.И. Социальная работа [Текст] : Учеб. пособие /
Е.И. Холостова. - 7-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2010. - 386 с.
. Что такое волонтерство?
45. Шакурова М.В. Методика и
технология работы социального педагога [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. - М.: Издательский центр «Академия»,
2009. - 272 с.
46. Шекова Е.Л. Труд добровольцев в сфере культуры США и
России // СОЦИС. 2002. №3. С. 97.
. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью
[Текст]: учебник / Т.А. Юзефавичус. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- 208 с.
. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том I (А-О): Пер. с англ. - М.:
Вече, АСТ, 2009. - 544с.
. Новая иллюстрированная энциклопедия. В 20т. - М.: Большая
Российская энциклопедия, 2001. - 255 с.
50. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А.
Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 382 с.
. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ.
высш. учеб. заведений / Авт.- сост. Л.В. Мардахаев.- М.: Издательский центр
«Академия», 2009. - 368 с.
. Социальная энциклопедия / Ред. Кол. А.П. Горкин, Г.Н.
Карелова, Е.Д. Катульский и др. - М.: Больш. Рос. Энц-я, 2010. - 536 с.
Приложение А
Выдержки из Проекта Федерального закона о добровольчестве (11.01.2013)
Основными документами, регулирующими волонтерскую деятельность в РФ
являются:
Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации» гласит:
Статья 2. п. 3.1. волонтеры - граждане Российской Федерации и иностранные
граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации
и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без
предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую
ими деятельность (п. 3.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 257-ФЗ).
«Методические материалы по разработке региональных программ поддержки
социально ориентированных некоммерческих организаций» (утв. Минэкономразвития
РФ) содержат:
.2. Полномочия субъектов Российской Федерации по поддержке социально
ориентированных некоммерческих организаций. При этом формами поддержки
социально ориентированных некоммерческих организаций, реализуемых органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, определены:
) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка,
а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации
работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
Предоставление поддержки в области переподготовки и повышения
квалификации работников и добровольцев социально ориентированных организаций
осуществляется, в том числе через софинансирование из бюджетных источников
специализированных образовательных программ.
Согласно Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и
добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 1054-р, основной целью
государственной политики в области содействия развитию благотворительной и
добровольческой деятельности является активизация потенциала
благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества,
способствующего формированию и распространению инновационной практики
социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения
социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу
трудовые ресурсы добровольцев.
Основными задачами содействия развитию благотворительной и
добровольческой деятельности, связанными с реализацией конституционного
принципа поощрения благотворительной деятельности, Концепцией определены:
обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в
благотворительной и добровольческой деятельности, а также повышение доверия
граждан к благотворительным организациям;
формирование условий для расширения объемов благотворительных
пожертвований граждан и организаций;
обеспечение роста числа благотворительных организаций, в том числе
частных и корпоративных фондов, обеспечивающих устойчивость благотворительной
деятельности;
содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности
благотворительных организаций;
развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной
поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;
формирование условий для эффективного использования потенциала
благотворительной и добровольческой деятельности на этапах планирования и
реализации социальных программ государства и бизнеса в деятельности
государственных и муниципальных учреждений и некоммерческих организаций.
. Структура и содержание региональной программы поддержки социально
ориентированных некоммерческих организаций
.1.2. Показатели развития сектора социально ориентированных
некоммерческих организаций в регионе:
рост количества некоммерческих организаций, за исключением
государственных (муниципальных) учреждений, обслуживающих домашние хозяйства,
на территории субъекта Российской Федерации;
рост численности работников (без внешних совместителей) некоммерческих
организаций, за исключением государственных (муниципальных) учреждений,
обслуживающих домашние хозяйства, на территории субъекта Российской Федерации;
увеличение объема продукции (работ, услуг), выполненных на территории
субъекта Российской Федерации некоммерческими организациями, за исключением государственных
(муниципальных) учреждений, обслуживающими домашние хозяйства, в общем объеме
валового регионального продукта;
увеличение средней численности добровольцев, привлекаемых некоммерческими
организациями, за исключением государственных (муниципальных) учреждений,
обслуживающими домашние хозяйства, на территории субъекта Российской Федерации.
.1.3. Показатели развития благотворительной деятельности и
добровольчества:
увеличение числа граждан, участвующих в благотворительной деятельности;
увеличение числа граждан, участвующих в добровольческой деятельности;
увеличение количества зарегистрированных на территории субъекта
Российской Федерации благотворительных организаций;
увеличение количества зарегистрированных на территории субъекта
Российской Федерации специализированных некоммерческих организаций управления
целевым капиталом;
увеличение объема доходов от управления целевым капиталом некоммерческих
организаций, специализированных некоммерческих организаций управления целевым
капиталом на территории субъекта Российской Федерации, направленных на их
уставную деятельность.
.2. Направления реализации региональной программы поддержки социально
ориентированных некоммерческих организаций
.2.4. Предоставление консультационной поддержки, а также поддержки в
области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и
добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций
В Программе рекомендуется предусмотреть мероприятия по оказанию
консультационной поддержки социально ориентированным некоммерческим
организациям, подготовке, переподготовке и повышению квалификации их работников
и добровольцев с учетом особенностей субъекта Российской Федерации, в том
числе:
проведение конференций, семинаров и иных мероприятий по актуальным вопросам
деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, обмену
опытом и распространению лучших практик;
поддержка деятельности социально ориентированных некоммерческих
организаций, направленной на оказание на безвозмездной основе консультационных
услуг другим социально ориентированным некоммерческим организациям, в т.ч. по
правовым, бухгалтерским, налоговым и иным вопросам, включая вопросы привлечения
добровольцев, осуществления их уставной деятельности и др.;
финансирование программ подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих
организаций;
учреждение и предоставление на конкурсной основе грантов (стипендий) на
возмещение расходов работников и добровольцев социально ориентированных
некоммерческих организаций, связанных со стажировками и участием в мероприятиях
в других субъектах Российской Федерации.
.2.6. Меры, стимулирующие поддержку деятельности социально
ориентированных некоммерческих организаций и участие в ней граждан и
юридических лиц
Рекомендуется включать в состав программы мероприятия по разработке и
принятию законов субъекта Российской Федерации, предусматривающих:
развитие добровольческих центров;
д) развитие форматов морального поощрения активных работников социально
ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев,
включая проведение соответствующих конкурсов, присуждение премий, награждение
почетными грамотами, объявление благодарностей органов государственной власти
субъекта Российской Федерации.
Приложение Б
Рабочий план исследования
Таблица 1. Этап подготовки к исследованию.
Наименование мероприятий
|
Сроки исполнения
|
Ответственные за исполнение
|
Примечание
|
1. Обсуждение и утверждение
программы и методического инструментария исследования.
|
04.11.2013г.
|
.
|
|
2. Составление выборки.
|
05.11.2013г
|
|
|
3. Разработка вопросов
анкеты.
|
06.11.2013г 07.11.2013г.
|
|
|
4. Обсуждение вопросов
анкеты
|
08.11.2013г
|
|
|
5. Тиражирование анкет.
|
09.11.2013г.
|
|
24 экземпляра анкет
|
6. Определение даты
проведения анкетирования и интервьирования
|
10.11.2013 .
|
|
|
Таблица II.
Этап подготовки к исследованию.
Наименование мероприятий
|
Сроки исполнения
|
Ответственные за исполнение
|
Прим.
|
7.Согласование
организационных вопросов.
|
02.12.2013г.
|
|
|
8.Проведение анкетирования
и интервьирования
|
10.11.2013 - 25.11.2013г. 01.12.2013г
|
.
|
|
Таблица III.
Подготовка к обработке первичной информации.
Наименование мероприятий.
|
Сроки исполнения
|
Ответственные за исполнение
|
Прим.
|
9. Сбор анкет и разработка
методов их анализа
|
20.12.2013 - 25.12.2013г.
|
|
|
10. Обработка первичной
социологической информации.
|
25.12.2013 - 26.12.2013г.
|
|
|
Таблица IV.
Анализ результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.
Наименование мероприятий
|
Сроки исполнения
|
Ответственные за исполнение
|
Прим.
|
11. Анализ результатов и
подготовка предварительного отчета.
|
27.12.2013 - 25.12.2013г.
|
|
|
12. Обсуждение результатов
и выводов анкетирования
|
28.12.2013г.
|
|
|
13.Доработка и утверждение
окончательного отчета, выводов и рекомендаций по итогам исследования.
|
29.12.2013г.
|
|
|
Приложение В
АНКЕТА
Добровольная помощь, в какой бы форме она не предоставлялась, является
основой взаимопомощи и укрепления социальных связей в обществе. Волонтерское
движение - важная составляющая социальной работы.
В целях улучшения работы социальных служб и занятости молодежи прошу Вас
принять участие в анкетировании. Ваше мнение важно для нас.
. Пол
. Возраст
. Основной вид и сфера деятельности (нужное подчеркнуть):
) Учеба (старшие классы школы; лицей;
колледж, институт, университет)
) Работа (торговля, общественное питание, сфера услуг, социальные
учреждения, образование, культура, государственная служба)
) Иное учеба (университет) и работа
. Образование:
. Занятость на основном виде работы:
) Полная
) Частичная
. Что повлияло на ваше решение стать волонтером? Направление
подготовки (социальная работа)
. Оформлена ли волонтерская книжка?
. В каком проекте НОУДОВ ЦРСФУД Вы участвуете?
) «Вместе с мамой»
) «Молодежные центры»
) «Прайд»
. С какой целью Вы работаете добровольцем?
) Помощь семьям в ТЖС
) Расширение профессионального круга общения
) Получение опыта работы в социальной сфере
) Возможность найти новых друзей
. Связана ли Ваша будущая работа с социальной сферой? да
. Какую работу Вы предпочитаете?
) Связанную непосредственно с людьми (консультирование, тренинги,
обучение и т.д.)
) Не связанную с общением (общественные работы, доставка, помощь в
оформлении и т.д.)
) Любое участие________________________________
. Опыт работы добровольцем:_______________________
. Какую помощь Вы предпочитаете оказывать?
) Физическую
) Психологическую
) Материальную
. Как вы видите будущее такой социальной деятельности, как
волонтерство? __________
___________________________________________________________
Спасибо за участие!