Анализ кинофильма 'Граффити' c использование социологических приемов и теорий

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ кинофильма 'Граффити' c использование социологических приемов и теорий

Правительство Российской Федерации

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Московский институт электроники и математики

Факультет информационных технологий и вычислительной техники







ЭССЕ

по социологии на тему

«Анализ кинофильма Граффити c использование социологических приемов и теорий»

Выполнил: студент группы № УК-91

Нефедов А.П

Проверил

преподаватель департамента социологии

Логунова О.С.



Москва 2014

На примере фильма Граффити я постарался рассмотреть некоторые социологические теории, изучаемые в курсе социологии. Я проанализировал фильм используя социологические приемы и выявил социальные проблемы общества. В качестве доказательства моей точки зрения, я буду приводить социальные факты из данной киноленты.

Для начала я провел визуальный социологический анализ общества и отдельных личностей данной киноленты на основе теоретических оснований и практики использования фотографии как метода социологического исследования предложенных Петром Штомпкой. В широком смысле визуальные данные «потенциально охватывают всякие предметы, людей, места, события или ситуации, который может наблюдать человеческий глаз»1. Суть визуального социологического анализа заключается в суждении о человеке или об обществе, совершенно не зная его, то есть только по внешнему виду. Итак проведем визуальный анализ общества и героев этой картины.

В фильме нам дают визуальный образ ключевого места действия фильма- села Промежуточное. Мы видим типичную захолустную деревню. Все дома в деревне покосившиеся и разваливающиеся. Мы видим следы советского прошлого, например обветшалый дом культуры и большой коровник построенный еще при Советском Союзе. Но вместе с общей серой картиной, нам показывают еще и красоту окружающей природы.

На основании полученных визуальных социологических данных, я могу заключить, что общество, в котором происходят события фильма, находится в упадке. Это общество ничего не производит нового, но использует старое для выживания. Исходя из того что жилые постройки в деревне все находятся в почти аварийном состоянии, можно сделать вывод, что в селе существует нехватка мужского населения, которое в основном и должно было следить за состоянием домов своих семей. Чем вызвана эта нехватка мы узнаем позднее.

Далее я проведу визуальный социологический анализ главных действующих лиц фильма: Андрея Драгунова, Экклезиаста и Митяя. Стоит напомнить, что cуть визуального социологического анализа заключается в суждении о человеке или об обществе, совершенно не зная его, то есть только по внешнему виду, поэтому я в основном буду брать сцены, где наши герои появляются впервые.

Начну я с Андрея Драгунова. Впервые мы видим его разрисовывающим из балончика с краской стены железнодорожной станции. Он выглядит как типичный представитель неформальной культуры города. Вместе с этим, перед тем как за ним начинается погоня, мы успеваем увидеть нарисованную им картину на стене. Этот рисунок на стене дает нам понять, что он неплохой художник. Далее в ходе повествования мы также увидим, что он не обеспокоен своим будущим.

По этим визуальным социологическим данным мы можем сказать, что Андрей относится к низшей или средней страте общества. Он талантливый художник. Мы можем сказать, что он плывет по течению. Все, что ему надо - это самовыражение и удовлетворение его материальных потребностей.

Здесь визуальный социологический анализ нам дает информацию о том, что Экклезиаст относится к низшему слою общества. Также, исходя из визуальных данных, мы можем уже распознать его характер и понять, что за человек перед нами.

Митяя впервые мы видим за рулем ассенизационной машины. Его лицо изуродовано шрамами, заметны отклонения в поведении. Связав шрамы и его поведение, можно предположить, что его могло контузить на войне. Таким образом с помощью визуального социологического анализа мы выяснили, что Митяй прошел войну, а учитывая его возраст мы можем сказать, что он ветеран чеченской войны.

Здесь с помощью визуального анализа мы получаем информацию о социальном статусе Митяя и его стратификационной принадлежности.

Итак через визуальный социологический анализ мы раскрыли существенные особенности общества, получили данные о социальном положении персонажей, раскрыли черты характера героев фильма, смогли определить стратификационную принадлежность и также нам удалось выяснить некоторые подробности биографии индивидов.

Далее я хочу раскрыть проблему социализации человека. Социализация-это процесс усвоения социальных норм, ценностей и моделей поведения индивида на протяжении всей его жизни.

Итак главный герой фильма - молодой современный человек, начинающий художник на преддипломной практике. До событий фильма он прошел стандартный набор социальных институтов для современного городского человека т.е. он социализировался в такой же политической, экономической и образовательной системе как и большинство современных людей живущих в городах. Он не имеет принципов, не имеет цели жизни. Основными его потребностями являются удовлетворение собственных материальных потребностей и самовыражение.

В следствии обстоятельств на преддипломную практику он едет не в Италию, а в село Промежуточное. Там он обретает нетипичное для него окружение, находит настоящих своих друзей. У него появляются другие стремления, удовлетворение собственных материальных потребностей уходит на второй план. Но и на свое окружение он оказывает сильное влияние он вдохновляет их на осуществление собственных целей, можно сказать он приносит в село Промежуточное надежду на лучшее.

У людей в селе Промежуточное совершенно другие потребности и цели с акцентом на духовное начало. Это связано с тем, что они прошли совершенно другие социальные институты в ходе своей социализации. Определяющим социальным институтом в селе является армия. Почти все мужское население села прошло армию и войну. Война затронула почти каждую семью деревни. Но те кто прошел войну, возьмем для примера контуженного «недоношенного ребёнка войны» Митяя , обрели свой смысл жизни - просто жить и любить жизнь. Но в селе также есть и другая прослойка людей прошедших социализацию в тюрьме. Их ценности в жизни очевидны. Они ставят свои интересы, свою выгоду даже выше чужой человеческой жизни.

Но процесс социализации не ограничивается главными фундаментальными социальными институтами. Социализация человека проходит также и в социальной группе. Главный герой, обретя своих друзей попал в такую неформальную социальную группу. В ходе фильма мы наблюдаем изменения в личности не только главного героя, но и его окружения. Это говорит о том, что внутри группы происходила взаимная социализация. Так же данная социальная группа осуществляла экспрессивную, поддерживающую функцию. А в диаде Клизи и Андрея социальная группа выполняла и инструментальную функцию.

Также различия в социальных ценностях и нормах определенной социальной группы зависит от социальной стратификации. В объяснении данного вопроса нам поможет теория социального пространства, а точнее социальной мобильности П.А. Сорокина и его понятия социальной мобильности и социальной стратификации.

«Социальная мобильность - это явление перемещения индивида внутри социального пространства.»1

«Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге».1

Возьмем для примера социальную группу администрации и предпринимателей данного села и социальную группу простых обывателей. Представители администрации и предпринимателей играют в деревне роль высшей страты общества по экономическому, политическому и профессиональному признаку. Это связано с тем, что эта социальная группа приехала из маленького провинциального городка. Они прошли горизонтальное и вертикальное восхождение по социальной лестнице с помощью социальных институтов присущих городу.

Население же деревни является низшей стратой общества деревни как по политическому и экономическому признаку, так и по профессиональному. Их движение по социальной лестнице является только горизонтальным. Например если взять женское население села, и пронаблюдать изменение социального положения данной социальной группы в обществе, мы увидим, что тут присутствует только движения без заметного изменения социального положения. Если же взять мужское население, то мы увидим, что несмотря на вертикальный социальный подъем с помощью института армии, происходит социальный спуск, и далее наблюдается лишь горизонтальная социальная мобильность.

Проанализировав стремления этих двух каст деревни, можно сказать, что у первой страты имеется стремление к вертикальному социальному росту, в то время как у второй страты такого стремления не наблюдается. Единственное что волнует первых- это собственное материальное благополучие, то время как вторых волнует духовная составляющая.

Следующая проблема, которую я хочу рассмотреть, это проблема социальной дилеммы рассмотренную Э. Дюркгеймом.

«Социальная дилемма - это ситуация, когда нам приходится принимать решение о поступке, который может принести личную выгоду в ближайшем будущем, однако, в силу определенных общественных последствий, может причинить вред в отдаленной перспективе»1.

Перед главным героем в течении повествования встает - получить свои деньги и уехать домой, в «город-геморрой», чтобы и дальше разрисовывать стены из баллончика, или остаться и, возможно, выполнить свое предназначение как художник, подарить людям этого захолустья настоящие, чистые эмоции, и обрести самому понимание, зачем он вообще встал на путь искусства. В первой половине фильма для него однозначно в приоритете был первый вариант, но чем дольше он пребывал в деревне, тем сильнее менялись его приоритеты. В итоге он, окончательно просрочив преддипломную практику, а в следствии и возможность получения диплома, выбирает второй вариант. Таким образом именно через социализацию в этой социальной группе он получает истинные ценности его жизни, получает ответы о смысле жизни, о своем предназначении.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного можно сделать выводы, что социализация и ресоциализация происходит на протяжении всей жизни человека. Основными факторами социализации и ресоциализации являются социальные институты и социальные группы, в которые вступает человек в течении всей жизни. В ходе социализации и ресоциализации ценности, приоритеты, цели индивида могут изменяться.

Итак, проведя анализ фильма, используя социальные приемы и теории, я сделал определенные выводы. При анализе данной картины я рассмотрел следующие социальные аспекты:

-проблему социализации

-социальные статусы и роли

-стратификационные различия общества

-проблему социальной мобильности

-социальное взаимодействие (интеракцию)

-социальную дилемму

Исходя из проведенного мной анализа, можно сделать вывод, что социальные аспекты хоть и могут рассматриваться по отдельности, все равно неразрывно взаимосвязаны друг с другом.

Также я увидел как много информации может дать визуальный анализ. Мы, абсолютно не зная сущность человека, по внешнему виду мы смогли определить его черты характера, его социальный статус, некоторые его социальные роли. Визуальный анализ раскрыл нам особенности данного общества, показал нам социальные ценности этого общества.

На примере фильма также была рассмотрена проблема социальной дилеммы. Стоит отметить, что исход решения социальной дилеммы зависит не только от индивидуальных социальных качеств индивида, но и от особенностей его социализации, его социальном положении и его социальной мобильности.

При анализе я наглядно увидел, что процесс социализации проходит на протяжении всей жизни индивида. Я смог рассмотреть как на этот процесс влияют социальные институты, социальные группы и общество в целом.

В заключение я хотел бы отметить, что для человека естественнее духовные ценности в жизни нежели материальные. Человек, воспитанный с установкой на материальные ценности, в основном не имеет истинной цели в жизни и ощущает пустоту своей жизни. Человеку необходимо знать свое предназначение. Главный герой нарисовав, возможно самую главную работу его жизни, обретает понимание своего предназначения и личностную законченность.

кинофильм граффити социологический визуальный

Список литературы

1)Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.

2)Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.

)И.С. Кон. Люди и роли.

)Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/ пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. - М.: Логос, 2007.

Похожие работы на - Анализ кинофильма 'Граффити' c использование социологических приемов и теорий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!