Типовое оборудование аппаратных и студий радиодома
Министерство
образования и науки РФ
ФГБОУ
ВПО «Тульский государственный университет»
Кафедра
журналистики
Реферат
по
дисциплине: Техника и технология СМИ
Типовое
оборудование аппаратных и студий радиодома
Студент Климов Д.П.
Руководитель работы Грызлова
В.И
Тула
2014
Содержание
Введение
Основные
составляющие аппаратно-студийного комплекса
Устройство
аппаратно-студийных блоков
Основное
техническое оборудование аппаратных и студий радиодома
Заключение
Список
литературы
Приложение
Введение
В связи с постоянным развитием, как
радиотехнического оборудования, так и техники в целом, большое значение в
радиожурналистике приобрела проблема технического устройства радиостудий. Целью
данного реферата является углубленное изучение аппаратных и студий радиодома, а
так же их технического оснащения. В связи с этим к числу задач можно отнести
изучение основных составляющих аппаратно-студийного комплекса, устройство его
аппаратно-студийных блоков, а так же его основного технического оборудования.
Основные составляющие аппаратно-студийного
комплекса (АСК)
Монтажные аппаратные оборудованы техническими
средствами для монтажа будущих программ. Монтажные аппаратные так же
разделяются по функциям на аппаратные монтажа фонограмм (АМФ), аппаратные
сведения и монтажа фонограмм (АСМФ) и аппаратные подготовки программ (АПП).
Аппаратная монтажа фонограмм для монтажа музыкальных и речевых записей,
преимущественно сразу после их создания. Аппаратная сведения и монтажа
фонограмм содержит комплекс технических средств, предназначенных для извлечения
из записей сигналов, например, в виде отдельных партий музыкальных инструментов
или групп инструментов. Наконец, в аппаратной подготовки программ монтируют
готовые части программ из различных готовых материалов. Готовые
фонограммы-оригиналы хранят в фонотеке. Различают фонотеки для длительного
хранения фондовых, особо ценных фонограмм и фонотеки для оперативной, текущей
работы.
Основным коммутационным узлом радиодома служит
центральная аппаратная (ЦА). Через нее сигналы внешних источников программ,
направляются в другие аппаратные радиодома, а сигналы выпускаемых программ
непосредственно или через коммутационно-распределительную аппаратную (КРА)
организаций связи поступают к потребителям - радиопередающим центрам и
станциям, междугородной вещательной аппаратной (МВА), междугородной телефонной
станции, на центральную станцию проводного вещания (ЦСПВ).
Контроль технического качества выпускаемых
программ осуществляют в аппаратной технического контроля отдела технического
контроля (ОТК) радиодома. Дежурный персонал ОТК проводит контрольные
прослушивания, проверяет уровни вещательных сигналов. Для фиксации случаев
технического брака и нарушений норм в аппаратной ОТК установлены магнитофоны и
самописцы, которые регистрируют уровни и другие параметры сигналов.
Отдел координации ведет согласование
деятельности редакций по размещению подготавливаемых передач в сетке вещания, а
отдел выпуска контролирует выпуск программ. В отделе выпуска имеется аппаратная
или рабочее место с коммутатором для оперативной связи с редакциями и
аппаратными вещания. Диспетчер отдела выпуска контролирует проведение передач и
к их ход, а в некоторых случаях, принимает решение об изменении сетки вещания.
Внутренние и внешние линии радиодома проходят через кроссовую. В ней
установлены стойки или шкафы, с помощью которых осуществляют неоперативные или полуоперативные
соединения (кроссировку) этих линий.
Особую роль в деятельности радиодома играет
аппаратная реставрации фонограмм. Она содержит в себе технические средства,
помогающие улучшить качество фонограмм, которые не соответстуют современным
требованиями. Обычно это старинные фонограммы, фонограммы, записанные с помощью
некачественных устройств, либо потерявшие качество в связи с условиями
хранения. Для уменьшения недочетов используют устройства шумоподавления,
многополосные регуляторы амплитудно-частотной характеристики, магнитофоны с
изменяемой скоростью движения носителя записи, устройства расширения спектра
(эксайтеры). В состав радиодома входит трансляционная аппаратная (ТА), в
которую сходятся соединительные линии (СЛ) от городских трансляционных пунктов,
расположенных в государственных и общественных сооружениях, зрелищных и
спортивных учреждениях. Из трансляционных пунктов электрические сигналы
поступают в аппаратную записи и аппаратную вещания.
Одна из важнейших служб радиодома - служба
сбора, хранения и обработки информации, в которую непрерывно вводятся
поступающие материалы. С помощью терминалов работники редакций могут получать
доступ к базам хранения этой информации. Должны обеспечиваться перевод,
редактирование, хранение рабочих материалов и их оперативный вывод на дисплеи
или печатающие устройства редакций.
Система распределения звуковых и телевизионных
сигналов обеспечивает персоналу редакций прослушивание и просмотр по внутренним
линиям радиодома программ звукового вещания, создаваемых в данном радиодоме и
получаемых от внешних источников.
Для обеспечения создания программ из фондовых
фонограмм, предусматривается служба автоматизированного хранения, поиска и
доставки фонограмм из фондов оперативного и долговременного хранения.
Важными для поддержания нормальной деятельности
радиодома являются службы времени, которые поддерживают работу электронных
часов, расположенных в аппаратных, студиях, редакциях и других отделах.
На случай чрезвычайных обстоятельств оборудованы
резервные аппаратно-студийные блоки, снабженные всем необходимым для работы в
автономном режиме.
Устройство аппаратно-студийных блоков (АСБ)
В состав каждого АСБ обычно входит сама студия и
аппаратная. В свою очередь, в некоторых случаях, при студии оборудуют две
аппаратные: аппаратную вещания и аппаратную записи. В последней чаще всего
используются многодорожечные микрофоны, что позволяет записывать отдельные
партии музыкальных инструментов, сводить фонограммы. Помимо пульта, контрольных
громкоговорящих агрегатов и магнитофонов аппаратная комплектуется стойкой
устройств звуковых эффектов.
Аппаратная вещания состоит из двух комнат -
дикторская и аппаратная. Иногда, чтобы обеспечить звукорежиссеру, режиссеру или
ведущему передачу более спокойную обстановку для работы, аппаратную разделяют
на 2 части (рис 1).
Студии в зависимости от назначения и числа
исполнителей различаются размерами, временем реверберации и формой частотной
характеристики времени стандартной реверберации.
Желательно, чтобы высота потолков в помещениях
была около 3-х метров. Для дикторской вполне достаточно помещения в 9 - 10
квадратных метров. Аппаратная должна быть просторной с площадью не менее 18 -
20 кв. м. Еще один пример компоновки записывающей студии показан на рисунке 2.
На многих музыкальных станциях не имеется
раздельных дикторской и аппаратной. Вернее, вещание ведется непосредственно из
аппаратной, снабженной соответствующей звукоизоляцией, а дикторская не
используется, а по сему и не существует.
Для быстрого введения в передачу сигналов от
разных внешних источников в аппаратной воспроизведения помещают стойку
оперативной коммутации. Так же для создания интерактивности передач, приема
звонков от слушателей, оборудуют телефонные кабины.
Человек, пришедший в прямой эфир и посаженный в
студию, за стеклом которой кто-то сидит и с кем-то о чем-то неслышно
переговаривается, чувствует психологический дискомфорт. Что влияет на качество
ведения передач в прямом эфире. Иногда для улучшения эмоционального состояния
исполнителей идея зрительно связать помещение студии с окружающим
пространством. В студии устраивают большие окна, выходящие в тихий озелененный
дворик или парк с искусственным водоемом. Столь же угнетающе действует
нахождение в небольшом замкнутом пространстве на персонал аппаратных. Поэтому,
несмотря на удорожание мер по звукоизоляции, в наружных стенах аппаратных также
устраивают окна. Десять лет назад была придумана студия с живым общением всех,
кто в ней находится (Рис 3). Минусом такого решения является то, что оно
требует специальную студийную мебель.
Основное вещательное оборудование студий -
микрофоны, пульт диктора, контрольные громкоговорящие агрегаты, позволяющие
исполнителям прослушать только что сделанную запись.
Микрофоны (М), установленные в студии связаны
гибким экранированным кабелем с микрофонными розетками 15 (рис 1). Микрофонные
цепи от розеток до пульта звукорежиссера проложены в стальных трубах,
защищающих их от магнитных полей, создаваемых осветительной системой студии.
Диктор может связаться с аппаратной, отделом
выпуска, редакцией, некоторыми другими службами.
Для переговоров часто используют один из
микрофонов пульта, а ответы слушают с помощью небольшого громкоговорителя,
вмонтированного в пульт. Стол диктора покрывают плотной тканью, предназначенной
для того, чтобы предотвратить частотные искажения, вызываемые интерференцией -
отражением звуков, издаваемых диктором.
Основное техническое оборудование аппаратных и
студий радиодома
вещательный студия фонограмма монтаж
В качестве основного оборудования аппаратных и
студий радиодома можно выделить микрофоны, телефонный гибрид для звонков,
различные устройства воспроизведения, технологическое обеспечение, консоль или
пульт управления системой в целом.
Профессиональные микрофоны можно разделить на
два типа - эфирные микрофоны и микрофоны для аудиопроизводства.
Эфирные микрофоны применяются в условиях
вещательных студий радиостанций и тв каналов. Они могут использоваться как для
записи программ, так и вещания в прямой эфир. Обычно здесь применяются
микрофоны, «заточенные» для работы с обычной речью, но при крайней
необходимости они справятся и с записью вокальных партий. Микрофоны такого типа
обычно имеют узнаваемый вид, потому что рассчитаны на установку в специальные
стойки с амортизирующим подвесом типа «Паук». Нередко у таких микрофонов
имеется переключатель, меняющий характеристики направленности. При
необходимости такой микрофон может работать в режиме круговой направленности,
кардиоиды, суперкардиоиды и «восьмерки». Студийные микрофоны обычно имеют
обрезной фильтр низких частот.
Микрофоны для аудиопроизводства - это речевые, вокальные
и инструментальные микрофоны. Вокальные и речевые обычно внешне похожи. Они
имеют дизайн, позволяющий монтировать их на специальные стойки в держатели с
амортизирующими подвесами и с возможностью использования высокоэффективных
ветрозащит. У таких решений характеристики направленности можно менять. Кроме
того у них тоже обычно имеется обрезной фильтр для низких частот.
Инструментальные микрофоны могут внешне походить и на стандартные студийные
вокальные микрофоны, и на обычные эстрадные. Их особенностью является
способность воспринимать детали и нюансы звука при высокой сопротивляемости
мощному звуковому давлению. Сопротивляться мощным звукам позволяет встроенный
аттенюатор. Он снижает риск перегрузки микрофона.
Микшерный пульт - это необходимое устройство для
усиления звука, его сведения или звукозаписи. Существует много классификаций
микшерных пультов. По необходимости внешнего источника питания выделяют
активные и пассивные (пассивные обычно не отличаются большой функциональностью,
максимум - это регулировка высоких, средних и низких частот, а также шейдеры
громкости для каждого канала и один на общую громкость), по количеству входов и
выходов - от четырех и более. Как правило, в солидных студиях звукозаписи
используются микшерные пульты с не менее чем 32 входами. Также обязательным
пунктом в микшере должен присутствовать эквалайзер. В зависимости от ценовой
категории микшера он может быть расширенным или достаточно скудным. Часто
микшерные пульты содержат еще и блок различных звуковых эффектов, которые можно
настраивать отдельно для каждого канала. Одними из наиболее популярных во всем
мире являются микшерные пульты марок Behringer и Yamaha. Их описывают как
наиболее качественные и профессиональные. Также ценятся микшерные пульты
компаний Pioneer, Shure и Fender.
По типу передачи сигнала можно выделить
аналоговые и цифровые. Основные преимущества цифровых микшерных пультов
заключаются в более функциональных блоках обработки и маршрутизации,
возможности сохранения всех настроек в пресеты, а также в гораздо более
компактных размерах. Однако оцифровка входных сигналов и обратное
преобразование цифрового сигнала в аналоговый привело к появлению большого
количества противников этой технологии. Кроме того, в отличие от традиционных
микшерных консолей, где все функции и органы управления понятны любому
звукорежиссеру, цифровые микшеры требуют определенного времени на их изучение.
Другой класс микшерных пультов составляют консоли для вещательных студий
радиостанций. Данные микшеры, как правило, оснащаются высококачественными и
сверхнадежными компонентами и фейдерами, а также так называемыми «телефонными
гибридами».
Телефонный гибрид для звонков - технологический
комплекс, позволяющий использовать ресурсы и обычной телефонной сети, и ISDN, и
GSM, и VoIP. Телефонный гибрид улучшает качество связи, позволяет
организовывать телеконференцию в прямом эфире.
Заключение
В данном реферате были рассмотрены основные
составляющие аппаратно-студийного комплекса, которые включают в себя
аппаратно-студийные блоки, монтажные аппаратные, аппаратную технического
контроля, а так же центральную, трансляционную, коммутационно-распределительную
и междугородную аппаратные. Так же в реферате были рассмотрены основные функции
и задачи каждого из блоков.
В ходе исследования было изучено устройство
аппаратно-студийных блоков, основные модели аппаратных записи и аппаратных
вещания, а так же способы их оборудования.
Еще одной задачей реферата являлось изучение
основное техническое оборудование аппаратных и студий радиодома. В результате было
исследовано такое оборудование, как микрофоны, микшерные пульты, а так же дано
определение телефонного гибрида.
Подводя итоги, можно сказать, что данный реферат
знакомит исключительно с основами типового оборудования аппаратных и студий
радиодома. Для полного и детального изучения данной темы необходимо дальнейшее
продолжение научной работы.
Список литературы
1. Худяков
С.В. Аудиотехника. Часть 2: Учебное пособие. - Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012.
- 188 с.
. Каталог
"Оборудования для радиовещания"-2010
. #"792480.files/image001.gif">
Пояснения к рисунку: 1 - студия; 2 -
режиссерская; 3 - техническая аппаратная; 4 - звуконепроницаемое окно; 5 -
пульт звукорежиссера; 6 - контрольные громкоговорящие агрегаты; 7 - стойка
звуковых эффектов; 8 - стойка управляющей ЭВМ; 9 - магнитофоны; 10 - стойка
коммутации; 11 - стойка измерений; 12 - щиток питания; 13 -тамбур; 14 - кабина
для исполнителей; 15 - гибкий экранированный кабель с микрофонными розетками; М
- микрофоны.
Рисунок 2
Рисунок 3