Специфика управления общественным мнением в политике посредством технологий цветных революций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Специфика управления общественным мнением в политике посредством технологий цветных революций

Содержание

Введение

. Концепция «цветной революции» в политической сфере

.1 Характерные черты общественного мнения в политике

.2 Специфика организации и проведения «цветных революций

. Варианты использования технологий «цветных революций» в управлении общественным мнением

.1 Сетевые технологии как инструмент «цветных революций

.2 Роль «цветных революций» в управлении общественным мнением

Заключение

Библиографический список

Введение

Начало XXI столетия выявило новый феномен в политической трансформации, так называемые «цветные революции», породившие смену политических элит в ряде постсоветских стран. Главным результатом такого рода «революций» стало изменение внешнеполитической стратегии соответствующих государств на интеграцию в НАТО и Европейский Союз, что позволяет рассматривать «цветные революции» как качественно новое средство геополитической борьбы за сферы влияния на мировой арене.

«Цветные революции» в ряде постсоветских государств оказали серьезное воздействие на характер их внешнеполитических интересов. Это обусловливает необходимость исследования причин, движущих сил, установок и результатов «цветных революций» в контексте трансформации внешнеполитического курса Грузии, Украины на постсоветском пространстве. А попытки западных государств осуществить «васильковую революцию» в нашей стране актуализирует проблему изучения и понимания технологий «цветных революций» с тем, чтобы им эффективно противостоять.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что обобщение и детализация социально-политических технологий, используемых при подготовке и осуществлении «цветных революций» позволит использовать их в практике построения государственной политики Республики Беларусь, направленной на избежание вмешательства иностранных государств.

Исследованию «цветных революций» посвящена обширная литература, представленная авторами многих стран. В их числе западные ученые и политики (А. Реймон, 3б. Бжезинский, Р. Брэнсон, М. Макфол, Д. Шарп и др.), российские (В.Батюк, Н.А.Борисов, М.А. Бочанов, С.Г. Кара-Мурза, С. Марков), украинские (Т.А.Бевз, С.Белковский). Данная проблематика интересует и белорусских исследователей: (М.В. Ильин, В.М. Макаров).

Важно отметить, что тема «цветных революций» освещается отечественными и зарубежными авторами с диаметрально противоположных научных позиций. Западные исследователи рассматривают «цветные революции» с точки зрения демократического перехода, вызванного эндогенными факторами, а для большинства ученых из стран СНГ детерминированность такого рода «революций» скорее вызвана экзогенной средой.

Объект - феномен «цветных революций» в современном мире.

Предмет исследования - технологии цветных революций в управлении общественным мнением в политике.

Цель - выявить специфику управления общественным мнением в политике посредством технологий цветных революций.

Задачи:

определить основную концепцию «цветной революции» в политической сфере;

выявить характерные черты общественного мнения;

выявить специфику организации и проведения «цветных революций»;

рассмотреть варианты использования технологий «цветных революций» в управлении общественным мнением;

рассмотреть сетевые технологии как инструмент «цвентых революций»;

определить роль «цветных революций» в управлении общественным мнением.

При написании работы были использованы следующие методы исследования: описательный, исторический, системный методы, а также метод анализа, сравнительный и институциональный подходы.

цветная революция общественное мнение

1. Концепция «цветной революции» в политической сфере

.1 Характерные черты общественного мнения в политике

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.

Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.

Изучение общественного мнения - очень актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Изучение общественного мнения социологическими методами при объективном анализе позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил.

Анализ общественного мнения имеет не только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе.

Общественное мнение - это оценочные суждения большинства членов больших общностей людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности.

Общественное мнение отражает все или почти все стороны жизни общества. Оно включает в свое содержание те же рациональные, волевые и эмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Так, если мнение высказывается по политическим или нравственным вопросам, то оно тем самым включает в себя и политические, и нравственные идеи, т.е. рациональные моменты.

Общественное мнение широко охватывает также сферу чувств, так как оно оценивает поступки людей, одобряет, или осуждает их. Чувства расположения, симпатии или гнева, ненависти всегда присутствуют в общественном мнении.

Ключевыми понятиями феномена «общественное мнение» являются понятия объекта и субъекта. Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъект общественного мнения - это доминирующее большинство того или иного общества. Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности.

Мнения - это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту. Для выяснения специфики мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. В процессе такого взаимодействия высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений поведения людей. Специфика состоит в том, что в суждении выражается отношение к чему-либо в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается общественностью.

Мнение зависит не только от знаний, но и от интересов людей, их мировоззрения. Выражение отношения в формах одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения. В общественном мнении всегда выражается определенное отношение людей к решению тех или иных вопросов общественной жизни, к деятельности правительства, политических партий, к отдельным личностям. Как мнению большинства общественному мнению присуще внутреннее единство.

Другим важным признаком общественного мнения является то, что оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам. Важным признаком общественного мнения является не только то, что оно публично высказывается и защищается, но и то, как широко оно распространено.

Общественное мнение как суждение, выражающее обыкновенное сознание людей, не основывается на научных положениях, однако нельзя рассматривать наличие в общественном мнении ложных представлений его специфической чертой.

Мнения весьма подвижны. Особенность их такова, что с изменением условий, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинстве или единодушным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений делает необходимым анализ всей их совокупности.

В процессе социологического изучения общественного мнения фиксируется прежде всего направленность мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. Ставится задача определить не только отношение людей к какой-либо проблеме, но и их суждение о возможных, наиболее эффективных путях решения этой проблемы. Подобные исследования являются необходимым элементом принятия управленческих решений.

Формирование общественного мнения осуществляется стихийно и сознательно. Эволюция и развитие общественного мнения начинается с установления семейного очага, образования клана и племени.

Если раньше до образования этих союзов действиями человека руководил исключительно эгоизм, то с этих пор начинается впервые регуляция действий человека с точки зрения интересов союза. Руководством такого регулирования везде и всюду является так называемое общественное мнение, определяющее добро и зло с точки зрения интересов общества, а не с точки зрения одних личных стремлений.

Позднее был создан аппарат суда, но суд не устранил силы и значения общественного мнения, играющего огромную роль как в примитивных обществах, так и в развитых социальных организациях. При этом общественное мнение является более тонким инструментом в оценке человеческой деятельности, нравственных поступков, помыслов и нравственных чувств человека, которые не могут быть оценены судом вообще. Общественное мнение выносит свою совершенно определенную оценку нравственному поведению.

С общественным мнением связываются и такие общественные явления, как популярность, известность, которые являются для многих побудителем к действиям, имеющим общественный характер и общественный интерес.

К причинам или движущим силам общественного мнения следует отнести массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.

С процессом становления общественного мнения связаны экономические, духовные и социальные потребности. Потребности людей не только влияют на динамику общественного мнения, но выступают в качестве ее главного фактора, так как заключают в себе испытываемые людьми глубокие побуждения к достижению определенных условий жизни и развития. Стремление к удовлетворению потребностей и выражается через оценки, умонастроения, суждения.

В результате складывается общественное мнение, в котором отражается содержание и характер той потребности, которая вызвала его к жизни. Осознанные массовые потребности людей выступают причиной зарождения и формирования общественного мнения в силу того, что выступают в качестве мотивов различных общественно-психологических процессов внутренне присущих самой природе этого мнения.

Возникая на основе потребностей и сохраняя с ними тесную связь, интересы выражают специфическое отношение людей к тем объектам действительности, которые представляют для них большую значимость и эмоциональную привлекательность. По сравнению с потребностями они выступают более сильным побудительным мотивом для возникновения общественного мнения. Те события и явления действительности, которые вызывают к себе интерес не только отдельных людей, но и порождают массовый интерес, становятся центром общественного внимания, оценок и эмоций.

Помимо потребностей и интересов на содержание и направленность общественного мнения большое влияние оказывают ценностные ориентации. Ценностные ориентации представляют собой соединение рассудочного и чувственного отношения к предмету общественного мнения. Формирование общественного мнения идет на двух уровнях: эмоциональном и рациональном. Наиболее действенным и устойчивым является то мнение, которое захватывает как сферу чувств людей, так и сферу разума. В нем могут быть выражены не только ненависть или надежда, но и рационально обоснованная позиция его субъекта.

Таким образом, общественное мнение как публично выраженное и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений, поскольку не бывает полного совпадения интересов людей, их желаний и устремлений.

Общественное мнение подвержено манипулированию в силу того, что складывается не только сознательно, но и подсознательно, включая и свое содержание как суждения здравого смысла, и предрассудки, мифы. Для него могут быть характерны эмоциональная взвинченность, психическая неустойчивость. Манипулирование разрушает основы, на которых держится общественное мнение: определенную систему ценностей, установки, стереотипы. Сегодня средства массовой информации объединяют людей вокруг себя и творят их сознание по своему подобию. Мнение формируемое подобным образом, выступает не мнением большинства, а мнением некой новой массы. С наступлением массового общества телевидение и пресса становятся основным средством формирования общественного мнения, которое создается, или меняется в угоду социального заказчика. При этом зритель не может ни возразить, ни узнать, как много людей разделяют его мнение.

При формировании общественного мнения в политике необходимо учитывать его характерные черты:

направленность мнения, которая отражает общую качественную оценку проблемы, отношение к ней. В наиболее упрощенной форме направленность мнения фиксируется ответом «да» или «нет» на вопросы анкеты. Также это могут быть ответы «положительно - отрицательно - безразлично», «за - против - не определился», «за - против - при условии»;

интенсивность мнения, которая является показателем того, какую силу оно приобретает независимо от его направленности. Формой измерения интенсивности (и одновременно направленности) общественного мнения могут служить ответы респондентов на вопросы анкеты типа «полностью согласен - согласен - мне все равно - не согласен - абсолютно не согласен»;

стабильность мнения, которая показывает длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств. Фиксация стабильности мнения требует сопоставления результатов не менее чем в двух разведенных во времени исследований.

информационная насыщенность, которая показывает, каким объемом знаний об объекте мнения владеют люди. На опыте подтверждено, что наиболее информированные о проблеме люди высказывают более четкое мнение о ней. Люди, больше знающие о проблеме и имеющие более четкое представление, поступают более предсказуемо;

социальная поддержка, которая свидетельствует об уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной социальной среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по поводу данной проблемы.

Общественное мнение проявляется в действии сознательных и бессознательных (иррациональных) факторов. Бессознательная составляющая общественного мнения включает в себя: проявления интуиции, инстинктов, неосознанных волевых импульсов, мифов, традиций, стереотипов, символов и т.д. Поэтому большое влияние на его формирование оказывают различные феномены массовой психологии, в первую очередь различного рода слухи. Слухи относятся к числу наиболее влиятельных и активно циркулирующих явлений духовной жизни людей и остаются объективно неизбежным атрибутом межличностной коммуникации. Слух - информативное сообщение, основу которого составляют правдивые или ложные сведения о реальных или вымышленных фактах, событиях, явлениях действительности. Процессу формирования общественного мнения под воздействием слухов присущи противоречивость и стихийность. Он протекает довольно быстро, и сложившееся общественное мнение существует относительно недолго. Общественное мнение под воздействием слухов может принимать форму не столько обычного оценочного суждения, сколько прямого жесткого требования. Общественное мнение различается в зависимости от того, под влиянием какого типа слухов оно сформировалось. Так, общественное мнение, сформировавшееся под воздействием стихийных слухов, возникает спонтанно при активизации таких факторов, как жалость, ненависть и т.д. Подобное общественное мнение скоротечно и противоречиво.

Общественное мнение, сформировавшееся под влиянием предупреждающего слуха, направлено на предостережение людей о нежелательном явлении или событии. В отличие от мнения, возникшего под воздействием провокационного слуха, в нем практически отсутствует агрессивность.

Мнение, сложившееся под воздействием правдоподобного слуха, содержит некоторые элементы достоверных фактов, правда, вместе с домыслами и догадками.

Выделяют «слухи-желания», «слухи-пугала», агрессивные слухи. Мнение, сформировавшееся под влиянием «слухов-желаний», укрепляет в людях надежду на что-либо или усиливает разочарование. Мнение, сформировавшееся под влиянием «слухов-пугал», является формой массового возбуждения, сопровождаемое деятельностью людей по избавлению от возможной опасности. Наиболее негативным по своим последствиям является мнение, сложившееся под влиянием агрессивного слуха, так как характер функционирования этого мнения определяется ненавистью, подозрительностью, враждебностью.

Особое место в процессе формирования общественного мнения занимает вера. Познание душевных основ бессознательного открывает возможности для воздействия на содержание общественного мнения, его направленность, тенденции изменения.

Становление общественного мнения есть процесс очень сложный. Он определяется не только влиянием движущих сил деятельности людей, таких, как потребности, интересы, ценности, установки, стереотипы. На содержание и интенсивность формирования общественного мнения влияют все массовидные духовно-психологические образования, существующие в обществе. Кроме того, на формирование и динамику развития общественного мнения влияют экономические политические, правовые, нравственные и другие условия.

1.2 Специфика организации и проведения «цветных революций»

В политическом дискурсе под «цветными революциями», как правило, понимается «процесс смены правящих режимов под давлением массовых уличных акций протеста и при поддержке финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций». Есть и более «жесткие» определения «цветных революций». Например, «цветная революция» - это «государственный переворот, осуществленный с преимущественным использованием методов ненасильственной политической борьбы, силами «цветного» движения», как правило «в интересах и при непосредственном доминирующем участии в планировании, организации и финансировании со стороны иностранного государства, группы иностранных государств, общественных или коммерческих организаций». Конечно, сам по себе факт наличия интересов внешних игроков ни в коей мере не отрицает определенных внутренних факторов и причин таких революций. Более того, как показывает историческая практика, массовые уличные протесты, поддержка оппозиционных движений, стремящихся к смене режима, из-за рубежа присутствуют в любой революции. Так в чем же заключается специфика «цветных революций»?

Анализируя эволюцию революционных движений начиная с конца XIX и до начала XXI века, можно утверждать, что «цветные революции» - это высокотехнологичный продукт эпохи глобализации, который стал возможен только по достижении человеческим сообществом определенного уровня развития во всех сферах (науке, экономике, средствах связи и коммуникации и др.). Еще одной существенной характеристикой «цветной революции» является то, что она представляет собой «комплекс процессов, имитирующих социально-политическую революцию».

И вот почему. Во-первых, классические революции XIX-XX веков «на своем начальном этапе не являются ни чисто политическим, ни экономико-политическим процессом, но представляют собой, прежде всего, идеологический и духовно-нравственный переворот, происходящий вначале в общественном сознании, в «системе ценностей» основной части общества и только затем - в его общественном бытии», то есть в перестройке его социально-политических и экономических институтов после захвата власти революционной партией или коалицией. Что же касается России, то в нашей стране духовно-нравственная, идейная сторона революции понималась и воспринималась особенно ярко и болезненно.

Иными словами сущность революции в ее традиционном понимании содержится в особой идее, новой идеологической доктрине, формирующей высшие ценности и верховный смысл существования человека, в новом историческом проекте, практическая реализация которого и есть революция, революционный процесс. С этой точки зрения «цветные революции» не имеют и даже не предполагают не только никаких великих идей, но и идей просто новых - новых даже для самих стран, в которых эти революции совершаются. Это либо известные уже всем идеи западной либеральной мысли (может быть, в более радикальной форме), либо радикальные проекты, имевшие место в религиозных доктринах, прежде всего в исламе.

Таким образом, «цветная революция» - это процесс безыдейный.

Во-вторых, особенностью «цветных революций» является отсутствие условий, принципиально важных для революции «классической». Как известно, «революция невозможна без революционной ситуации, причем не всякая революционная ситуация приводит к революции». Автор этих слов - В. И. Ульянов (Ленин) - указывал на три главных признака революционной ситуации: «1) Невозможность для господствующих классов сохранить в неизмененном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому; 2) Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов; 3) Значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс, в «мирную» эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими «верхами», к самостоятельному историческому выступлению».

Революция возникает «лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше объективным переменам присоединяется субъективная, т. е. способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадет», если его не «уронят»».

Так вот, ни в одной из стран, где апробировались технологии «цветных революций», революционной ситуации не было. Достаточно посмотреть уровень жизни в этих странах, а также на катастрофические социально-экономические и политические последствия революционных «завоеваний», чтобы сделать вывод об инспирированности произошедших изменений. В то же время нельзя отрицать того, что для успеха «цветных революций» необходим все-таки момент наибольших трудностей, с которыми сталкиваются те или иные правительства, - резкого или длительного и явного ухудшения его экономического или политического положения (проигрыш войны, международные санкции, экономический кризис и т. д.). Кроме того, не было в странах, подвергшихся "цветной" атаке, и революционного класса, способного не просто смести правительство (это-то, как раз очень просто сделать), но заменить его, то есть представить новую программу действий, проект развития.

Итак, важно понимать, что "цветные революции" не ставят важнейшую для классических революций цель - изменения политического строя и форм собственности, то есть всей социальной системы. Они «заточены» лишь под смену политических режимов. С этим связана третья особенность «цветных революций».

Пристальное внимание следует обратить на то, что среди факторов неудачи и провала «цветной революции» ключевым является «наличие решительного и твердого главы государства, не стесняющегося «употреблять власть» и пресекающего любые незаконные и провокационные акции «цветных» революционеров, даже и относительно массовые». Иными словами, развитие «цветного» революционного процесса происходит в условиях «ненасильственного» перехвата власти у того правительства, которое не решается ею воспользоваться или останавливается перед употреблением легитимного, но при этом относительно массового насилия (разгон несанкционированных митингов, протестных шествий и т. п.). Сила законной власти в целом и национального лидера, в частности, заключается также в наличии верных и преданных силовых структур, которых нельзя ни запугать, ни перекупить. Не менее, а, может быть, даже более значимым является исключительная уверенность в своей правоте, законности и легитимности.

Но это еще не все. Любая, даже экспресс-революция предлагает своего лидера, этакого знаменосца протеста. С этой целью должно произойти укрепление блока всех оппозиционных партий. В результате появляется фигура лидера, не запятнанного ни сотрудничеством с прежним режимом, ни открытым (это особенно важно) сотрудничеством с Западом. В силу чего правящий режим сталкивается с единым фронтом оппозиции, который очень сложно расколоть. Если же единения оппозиции не происходит, то «революция» затухает и постепенно переходит в стадию протестов маргинальных сил.

В-четвертых, это экспрессивный и молниеносный характер действий «цветных» революционеров. За счет массированного применения финансовых ресурсов и информационных технологий срок подготовки свержения режима удается сократить до полутора-двух лет. Таким образом, не нужно заниматься изнуряющей, растянутой на несколько поколений работой по подрыву режима, втягивать страну в гонку вооружений или изматывать противника экономически - как это было с СССР и его союзниками по социалистическому лагерю. Все эти этапы проходят в предельно ускоренном режиме с использованием новых возможностей постиндустриального и информационного общества: прежде всего это сетевые структуры, нейропрограммирование, манипуляция общественным сознанием посредством мировых СМИ.

К пятой характеристике «цветных революций» относится создание с использованием технологий сетевого маркетинга, безлидерских движений и рекламного менеджмента гигантских партий-големов, охватывающих значительное число протестного электората всех спектров, привлеченных различными, зачастую полностью противоречащими друг другу обещаниями, а также простым любопытством либо желанием «вырваться» из размеренной повседневности, следуя принципу «чтобы было, что вспомнить

Эта партия-голем может быть разбужена в момент «Х» при появлении необходимости вывести народ на улицы для проведения массовых акций гражданского неповиновения. А по достижению целей переворота может быть полностью ликвидирована посредством встроенного механизма самоуничтожения, мешающего этим массовым, но безголовым партиям превратиться в реального политического игрока. Механизм самоуничтожения скрывается в постыдной и скрываемой до победы переворота тайне их возникновения и финансирования, а также в исключительной широте спектра участников, которые могут примириться лишь до момента победы над ненавистным диктатором, а вот «светлое будущее» представляют совершенно по-разному. Такими были движения «Отпор» (Сербия), «Сксела», «Бекум» (Армения), «Кмара» (Грузия), «Движение 6 апреля» (Египет) и др. Собственно такими представляются «Движение-31», «Стратегия-31», «Солидарность» или «Лига избирателей» в современной России.

Шестое отличие «цветных революций» от классических революций заключается в том, что так называемый момент «Х» связан либо с выборами, либо с требованиями их досрочного проведения. Выборы - это именно то событие, которое позволяет оппозиции вывести максимально возможное количество недовольных на улицу. Причем подготовка к этому начинается задолго до самих выборов и осуществляется, как правило, по двум сценариям. Первый - если выборы еще не объявлены, существующий режим объявляется нелегитимным и диктаторским. В случае проявления им слабости, следует требование отставки руководства страны, происходит формирование переходного правительства и объявление внеочередных выборов (Тунис, Египет). Если же режим, поддерживаемый большинством населения, не сдается, то на авансцену выступают вооруженные бандформирования, активно поддерживаемые из-за рубежа (Ливия, Сирия).

Второй сценарий используется в ходе очередной предвыборной кампании. В этом случае задолго до выборов «революционеры» заранее обвиняют власти в фальсификации ее итогов и заявляют о своей победе.

Развитие этого сценария предусматривает как минимум два способа смены режима: мирный и относительно мирный. Мирный - отмена Конституционным судом итогов выборов и переголосование (Украина). Относительно мирный - переход полицейских сил на сторону оппозиции в ситуации, когда армия и другие силовые структуры занимают нейтрально-выжидательную позицию; далее следуют захват и даже поджог зданий парламента или ЦИКа и наконец изоляция или арест прежних руководителей страны (Сербия, Грузия, Киргизия).

Седьмой особенностью «цветных революций» является совершенно новая, в отличие от классических революций, роль внешних сил. Они не только финансируют организаторов революции в течение нескольких лет до ее осуществления (что, как известно, имело место в России начала ХХ века, а также в странах Латинской Америки и Ближнего Востока в 1960-1970-е годы).

Революция в классическом понимании требует сочетания, как минимум, трех необходимых условий. Во-первых, должны быть не только социально-экономические, но и политические предпосылки революционной ситуации. Во-вторых, революция невозможна без организации, финансового обеспечения и манипуляции информационными потоками. И наконец, последнее в перечислении, но не последнее по важности: революция невозможно без идеологии, нового социального проекта.

Организационные технологии по устройству «цветных революций» являются наиболее явными, наиболее открытыми для изучения и разработки мер по противодействию им. Ярчайшим примером таких технологий служит знаменитый труд о методах ненасильственного протеста и убеждения, опубликованный в 1973 г. Джином Шарпом. Автор выделяет 198 способов, с помощью которых можно подготовить не только саму «революционную почву», но и вполне активно вмешаться в процесс по смещению действующей власти.

Правилам организации и проведения «цветных революций» включают в себя 3 этапа.

На первом этапе организаторы рекомендуют проводить исключительно символические акции, целевые акции для решения локальных проблем, создание мифа о том, что «власть нелегитимна». Основными задачами, решаемыми в ходе проведения первого этапа, являются: определение мобилизационного протестного потенциала общества; проверка реакции власти; индоктринирование (сознательное, целенаправленное внушение политических идей, ценностей, символики, норм поведения группам людей). Первый этап наиболее важен для понимания не только общего состояния антиправительственных настроений в обществе, но и определения потенциального социального контингента, готового участвовать в планируемых акциях. Установление уровня готовности общества к политическим переменам является предпосылкой к подготовке второго этапа развития сценария «цветных революций».

Второй этап включает в себя процесс дискредитации государственного аппарата и силовых структур. В ходе реализации данной установки существует необходимость подчёркнуто прозрачно продемонстрировать обществу явные или скрытые недостатки, выявленные в ходе подготовки и проведения выборов или в самой политической деятельности стоящей «у руля» партии или режима власти. В сознание активных членов общества закладывается мысль о необходимости срочных (или радикальных) перемен, исключающая возможность принятия взвешенного решения не только об участии в «ненасильственных» акциях, но и о целесообразности их проведения вообще. Также на этом этапе внедряется процесс активной пропаганды и агитации служащих и сотрудников ведомств, имеющих прямое отношение к государственной власти. В своих программах политтехнологи рекомендуют использовать работников указанных госструктур для сбора компрометирующей действующую власть информации, ее обнародования, а также призывать их к ведению саботажа и вредительству на вверенных им участках. Наличие сильных «подрывных» позиций в государственном аппарате может сыграть решающую роль в деле создания предреволюционной ситуации даже в самой политически спокойной и социально благополучной стране.

Третий этап ознаменовывается самим процессом непосредственного свержения власти. Естественно, в открытых программах по подготовке и проведению «цветных революций» не прописывается конкретный комплекс акций и действий, направленных на достижение этого результата.

В революционных потрясениях новейшего времени комплекс факторов, необходимый для естественной революции, не представлен. Однако огромную роль (причем по нарастающей) играет финансовая и организационно-информационная поддержка антисистемным силам из-за рубежа. При этом давлению подвергаются режимы лишь тех стран, в ресурсах, стратегическом или геополитическом положении которых заинтересован Запад. Иными словами, «цветные революции» инициируются в тех регионах, которые попадают в орбиту интересов ведущих игроков мировой системы.

2. Варианты использования технологий «цветных революций» в управлении общественным мнением

2.1 Социальная сеть как инструмент «цветных революций»

Главной привлекательностью в деятельности сетевых организаций - отсутствие единого управляющего органа и различные центры координации деятельности таких организаций, не оставляющих шансов оппонентам революции применить всю мощь карательного аппарата правящего режима.

Основной причиной заставляющей силы, желающие смены режима, работать с сетевыми организациями, является отсутствие каких-либо эффективных методов борьбы или контроля над последними.

В настоящее время социальные сети активно используются сторонниками «цветных революций» как координирующий элемент множества разрозненных сил и организаций, цели деятельности и миссии которых могут полностью или частично совпадать.

Одним из законов функционирования социальных сетей, интересующих профессиональных эверсоров, является так называемое «доминирование слабых связей». Смысл этой тенденции заключается в том, что информация распространяется быстрее через малознакомых, либо вовсе незнакомых людей. Поэтому в случае распространения революционной идеи, наполненной большей эмоциональной составляющей, социальные сети, благодаря силе слабых связей за короткий промежуток времени формируют большие массы сторонников и как следствие именно эмоциональная составляющая заставляет участников социальных сетей переходить к конкретным действиям.

К недостаткам социальных сетей можно отнести:

весьма относительная автономность;

чрезмерная закрытость;

возможность выхода из-под контроля.

Создание социальных сетей опирается на следующие типы связей:

профессиональные;

идеологические;

этнические;

религиозные;

семейные;

родственные;

соседские.

Сетевые структуры в «цветных революциях» - образования временные, что влияет на управленческую иерархию и соподчиненность узлов. Как правило, сторонники смены режима начинают создавать сетевые организации и сообщества после выработки генеральной стратегии и тактики действий своих мероприятий. Идейные вдохновители «цветных революций» (НПО ряда стран НАТО) используют любые технологии для репродуцирования различными социальными своей социально-групповой идентичностью.

Сторонники смены политического режима осуществляют процесс развертывания социальных сетей, как правило, задолго до начала основных событий. Основные игроки на данном этапе являются инструкторы, которые проводят обучение специально подобранных активистов, формируя, таким образом, костяк команды и определяя структуру сети.

Анализ попыток проведения «цветных революций» показывает, что особенно в летний период осуществляются различные тренинги, семинары, слеты. На семинары приглашаются активные участники, координаторы и активисты, ранее принимавшие участие в подобных мероприятиях. Кроме того, в течение всего периода идет формирование баз данных на участников сетевого движения. При этом управляющая сторона активно учитывает тот факт, что значительную роль в привлечении в различные общества играют так называемые дружеские связи, которые учитываются и изучаются самым внимательным образом.

Социальные сети молодежи очень распространены, мобильны и устойчивы. Координаторы сетевых войн учитывают уровень политической активности молодежных движений и рост социального недовольства. В Украине и Грузии молодежь как оказалось, легко зажечь сомнительными политическими идеями, в Киргизии и Молдове молодые люди подверглись по большей части, искушению поучаствовать в грабежах и вандализме во время революционных событий в силу катастрофического материального положения.

Для вовлечения в ряды недовольных действующим режимом эверсионные технологи используют социальные противоречия и проблемы, накопившиеся в обществе и не решающиеся действующей властью. Это могут быть и этнические противоречия, и экологические проблемы, и тяжелое материальное положение значительной части населения.

Основным моментом вовлечения в сеть является «вербовка» сторонника, который наиболее подвержен влиянию и готов вступить в общество несогласных. Особую роль на данном этапе играют различные правозащитники, приглашенные на тренинги и семинары.

В настоящее время важную роль в формировании протестного движения играют социальные сети, которые пользуются большой популярностью у сторонников «цветных революций», особенно в тех странах, где контроль за телекоммуникациями не имеет глобального характера.

Внутри онлайн сети разворачивается активная работа по привлечению новых членов в ряды сторонников «цветных революций». Проводится их активная идеологическая обработка. Создаются узлы социальной сети.

Истинная цель сети, создаваемой для осуществления «цветной революции» скрывается до непосредственного начала событий. Идеологи революционных преобразований активно используют имеющиеся методы конспирации. Изучают возможность блокирования ресурса. Создают «запасные площадки». Маскируют назначение сети и активно используют блоги.

Блоги, как их охарактеризовал Дэн Гиллмор, являются элементом «народной журналистики» играют одну из ведущих ролей в раскрутке «цветных революций». Однако деятельность эверсионных технологов в блогосфере наиболее эффективна в случае:

отсутствия информации в официальных СМИ о происходящих событиях (пример Иран);

отсутствия доступа к СМИ;

блокировки мобильной связи;

отсутствия у правящего режима механизма действий в блогосфере на упреждение;

высокой скорости развития событий, не позволяющей СМИ оперативно реагировать на происходящее;

отсутствия у населения доступа к местам, где развиваются революционные события (Сирия, Египет, Ливия).

Основными задачами использования блогов при проведении «цветных революций» являются: максимальный охват населения и оперативность в передачи информации. Так, например, во время операции по принуждению Грузии к миру от имени одного из авторитетных блоггеров распространялась заведомо ложная информация о развитии ситуации на территории Южной Осети и Абхазии.

Кроме того, идеологи «цветных революций» уделяют особое внимание флэш-мобам, веб-форумам, массовым sms и mms-рассылкам, вирусному видео, распространению управляемых слухов и другим приемам психологического воздействия.

Таким образом, возможности он-лайн сетей и других технологий оказывают значительное влияние на организацию сетевых структур, используемых сторонниками «цветных революций», их структурированность и тактику.

Отечественные аналитики обращают внимание, что буквально за год до арабской версии «цветной революции», в 2010 году, правительство США заключило договор с компанией "HBGary Federal" на разработку компьютерной программы, которая может создавать многочисленные фиктивные аккаунты в соцсетях для манипулирования и влияния на общественное мнение по спорным вопросам, продвигая нужную точку зрения. Она также может быть использована для наблюдения за общественным мнением, чтобы находить опасные точки зрения.

В глобальном плане, если учитывать создание целого ряда сетевых структур, начиная с НПО и заканчивая интернет-сетями, речь идет о новых технологиях социальной инженерии, создающих неведомые ранее модели принятия решений, изменяя когнитивный базис современного человека. А Интернет, будучи планетарной информационной магистралью, превращает такие проекты, как «WikiLeaks», «Facebook» и «Twitter», в трансляторы американской «мягкой силы», инструмент борьбы за влияние и, конкретно, государственных переворотов - «цветных революций» - в странах-мишенях.

Конечно, социальные сети сами по себе не продуцируют «вирус революции», но являются прекрасным каналом его распространения. Например, «Twitter». Это, собственно, не социальная сеть, но социальным медиа этот сервис безусловно является.

На иных принципах работает «Facebook». В декабре 2011 года, по собственным данным, «Facebook» насчитывал более 800 миллионов активных пользователей. Эта сеть стала самым значимым сетевым инструментом «мягкой власти» - благодаря «весу» в сети, зависящему от количества «друзей», и отбору сообщений по их популярности. В результате наложения этих факторов у пользователей возникает ощущение значимости происходящих событий и мгновенной включенности в этот процесс.

Более того, создается впечатление, что от позиции, реакции конкретного субъекта зависит развитие ситуации. Условно, если я выйду на площадь, то ненавистный диктатор будет повержен.

Однако в России «Facebook», достигший в январе 2012 года 5-миллионной планки участников, - не самая популярная сетевая площадка. Для сравнения: на конец 2011 года сеть «Одноклассники.ру» насчитывает 67 миллионов активированных аккаунтов, а «Вконтакте» - 120 миллионов. Если же судить по счетчику на сайте, то активных пользователей (тех, кто ежедневно заходит в сеть) сервиса «Вконтакте» насчитывается свыше 36 миллионов.

Такой успех именно этой сети объясняется наличием, с одной стороны, «сильных групп - коммуникационных платформ, которые отчасти заменяют пользователям этой сети автоматические алгоритмы EdgeRank от Facebook с точки зрения фильтрации интересующего их контента».

С другой - простотой в использовании и огромным сопроводительным багажом: распространяемая в группах информация обычно состоит из фотографий, демо-тиваторов и коллажей, которые доходчивы и не требуют специальных знаний для интерпретации.

Анализ работы социальных сетей позволяет выстроить их своеобразную иерархию как по степени воздействия, так и по технологической применимости. На вершине сетевой пирамиды может быть размещен интеллектуальный портал для самых продвинутых и креативных пользователей - можно сказать, инициаторов социальных изменений - "LiveJournal" ("Живой Журнал" - ЖЖ). Это место "высокого" общения, самоутверждения либо же так называемого троллинга - размещения материалов с целью провоцирования конфликта. По воздействию на общественное мнение ЖЖ технологически применим в роли классических СМИ, что в революционной ситуации явно недостаточно. Другое дело "Facebook", который занимает срединное или центральное место в сетевой иерархии, охватывая многомиллионные аудитории. В России эту планку покорил "ВКонтакте". Далее следует "Twitter".

Социальные сети выполняют сегодня роль не столько площадки для общения, сколько детонатора инфор-мационного взрыва: они способны распространять информацию по всему миру за считанные секунды, ускоряя тем самым ход той или иной операции. Это вовсе не обозначает, что телевидение и радио утратили свою популярность. В современных условиях происходит симбиоз крупнейших телевизионных гигантов с такими сетями, как «WikiLeaks», «Facebook», «Twitter», «YouTube», усиливающий в конечном итоге эффект информационных операций, выводя на улицы сотни тысяч манифестантов.

Итак, сетевые структуры - продукт, созданный для решения как минимум трех глобальных задач. Первая - изменение исторической памяти и формирование новых смыслов. Если эту задачу удается решить, то индивид, социальная группа будут делать то, что нужно заказчику операции. В таком случае никакая военная концепция не нужна. Вторая задача заключается в организации оперативного контроля над деятельностью групп и отдельных лиц.

Фактически, в сети происходит модерация поведения. Далее достигнутое может быть закреплено во флэшмобах, разного рода акциях, ну и, конечно, в решающий момент госпереворота все эти навыки должны проявиться в полной мере. Однако это уже третья задача - создание механизма формирования и манипуляции поведением в конкретных ситуациях, а также привлечение к решению задач людей, которые этих задач не понимают и не должны этого понимать.

.2 Роль «цветных революций» в управлении общественным мнением

Все цветные революции построены по одной и той же схеме, или технологической цепочке - это невозможно не заметить. Это прямо указывает на то, что цветные революции в принципе не могут быть реализацией объективных надежд и стремлений большинства населения. Достаточно взглянуть на национально-освободительные движения и войны в странах Азии, Африки и Латинской Америки, закончившиеся сменой власти: все они пришли к власти разными путями, но всегда исключительно благодаря поддержке населения. Примером может быть власть Фиделя Кастро на Кубе, который никогда бы со своей горсткой революционеров не победил бы батисту, если бы весь народ его не поддержал. По моему мнению, наивно полагать, что цветные революции - это стихийное проявление, всплеск народного гнева, «народный бунт» вроде восстания Пугачева, проявление народной воли: это не что иное как красивая легенда, сказка, образ конфликта, за которой скрывается банальный государственный переворот, организованный из-за рубежа.

В цепочке цветных революций важную роль играет стихийная активность людских масс, из которых формируется агрессивно настроенная по отношению к любой власти политическая толпа, разрушительные действия которой (часто сопровождающиеся массовыми беспорядками и погромами) технологи «цветных революций» выдают за «истинный голос народа», настоящее общественное мнение. Желания и требования толпы возводятся в ранг абсолютно справедливых и приоритетных, используя известную формулу: «глас народа - глас божий». Правда, мало кто при этом указывает на то, что любой человек, попавший в толпу, теряет свою индивидуальность, свободу, способность объективно и критически оценивать происходящее вокруг и становится частью стихии, добровольно подчиняется стадным чувствам. Давно замечено, что большие массы людей легко управляются, если из них сформировать толпу: эти технологии манипулирования массовым сознанием давно используются тоталитарными сектами.

В психологии также известны массовые проявления синдрома групповой абстиненции - впадения людей, принимавших участие в политической толпе, в состояние сильного психологического шока, сходного с состоянием алкогольного или наркотического похмелья. Именно поэтому так часто говорят, что после «ослепления» сознания людей «идеалами» очередной цветной революции наступило состояние «отрезвления», политического «похмелья». Это - прямой результат ломки индивидуальной психики человека, которая происходит с ним в политической толпе - главной ударной силе любых цветных революций. Бесследно для психики человека эта ломка не проходит.

В мировой политике технологии цветных революций - это один из видов современных технологий информационно-психологического управления политическими конфликтами. Для их успешной реализации страна обязательно должна находиться в состоянии политической нестабильности: должен присутствовать кризис власти, еще лучше, если внутри страны будут развиваться один или несколько локальных вооруженных конфликтов, или страна будет втянута в один крупный международный конфликт. То есть, обязательно должен быть должен быть объект воздействия - политический конфликт в любой из фаз развития. Если власть стабильна и конфликта как такового нет - его надо сначала создать. Именно это мы и видели недавно в Иране, где и власть, и оппозиция выступали под одними и теми же лозунгами защиты завоеваний исламской революции, но при этом соревновались в том, кто из них ближе к революционным идеалам и является наиболее правильным последователем курса аятоллы Хомейни.

Технологии информационно-психологического воздействия на конфликты на практике сводятся к двум направлениям: агрессивному воздействию в форме информационно-психологической войны и «мягким» технологиям психологического управления конфликтной ситуацией. Если технологии первого направления преследуют цели подготовки и переход к вооруженной стадии конфликта, то вторые, «мягкие» технологии направлены на поиск его мирного разрешения.

Использование «жесткого» либо «мягкого» набора технологий информационно-психологического воздействия осуществляется с учетом конкретной политической ситуации и общей международной обстановки. Так, «мягкие» «бархатные революции» в странах СНГ (Украина, Грузия, Киргизия, Молдова и т.д.) предполагают наличие и учет внутриполитических условий их реализации (внутриполитической нестабильности), тогда как «жесткие» операции в Афганистане и Ираке предусматривают формирование в массовом сознании международной общественности специальных политических мифов: персонифицированных образов «международного терроризма» (образ «Бен Ладена»), «всеобщей угрозы миру» («наличие в стране оружия массового уничтожения»), имеющих глобальные масштабы и последствия.

Ярким примером использования информационно-психологических технологий в целях управления политическими конфликтами являются различные кампании по мягкому, ненасильственному изменению государственного строя - «бархатные революции» в Сербии («бульдозерная революция»), Грузии («революция роз»), Украине («оранжевая революция»), в Молдове (апрель 2009 г.), в Центральной Азии - Кыргызстане («революция тюльпанов»), «кедровую революцию» в Ливане, а также неудавшиеся попытки в Беларуси («васильковая революция»), Узбекистане и Мексике (в 2006 г.). В этот перечень также можно включить «Революцию гвоздик» в Португалии, ставшую бескровным военным переворотом, и «Бархатную революцию» в Чехословакии, приведшую к распаду страны на две части. В качестве технических предшественников «бархатных революций» можно назвать EDSA Revolution (the People Power Revolution), произошедшую в 1986 г. на Филиппинах, и (неудачная попытка) события в Китае на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 г.

Организация мощного молодежного протестного движения, внешне выглядящего спонтанным, но, на самом деле, являющемся строго организованным, - это первое звено в технологической цепочке психологической операции по принудительной смене неугодного США политического режима, которую выделяют британские аналитики.

Важно отметить, что центры обучения технологиям «цветных революций», как и террористические организации, имеют сетевую систему организации, тесно взаимодействуют между собой, их деятельность координируется из одного центра.

Британские аналитики определяют второе звено в технологической цепочке психологической операции как системную организацию оппозиции и выделение из их рядов медиа-личности, персональный образ которой способен олицетворять «благородную стихию народной революции». Третьим звеном технологической цепочки «бархатных революций» («демократического шаблона» по терминологии Гардиан) служит т.н. «параллельный подсчет голосов», организуемый в противовес официальным выборным процедурам и используемый как мощный инструмент психологического манипулирования, обеспечивающего как вброс различной, сенсационной и недостоверной информации, размывание гражданской позиции, распространение слухов, так и для создающий почву для различных политических провокаций.

Последнее звено американской психологической технологии сосредоточена на мерах, которые следует предпринять, если действующая власть пытается отнять победу на выборах: «в Беларуси президент Лукашенко и правда выиграл, так что там и реакция была минимальной. В Белграде же, Тбилиси, в Киеве, где власти сначала пытались держаться за власть, основная рекомендация - не выходить из себя, но настраиваться решительно, организовывать массовые акции гражданского неповиновения, которые, оставаясь мирными и законными, могут спровоцировать власть на подавление с помощью силы» - т.е сочетание парализации политической жизни страны и функционирования системы государственного управления («политический саботаж») с проведением массовых политических провокаций, реакция власти на которые способна создать медиа-повод для инициации новой волны «бархатной революции», уже на другом качественном уровне.

В российских научных кругах «бархатные революции» также рассматриваются как особый вид политических технологий, как технологии информационно-психологического воздействия и технологии (операции) информационно-психологической войны. На наш взгляд, прямым подтверждением указанного тезиса является мнение известных российских ученых С. Кара-Мурзы, С.Телегина, А. Александрова, М. Мурашкина, предпринявших попытку расписать технологическую цепочку психологических приемов «бархатных революций» на примере «оранжевой революции» в Украине. В своей работе «Экспорт революции: Саакашвили, Ющенко…» они выделяют следующие звенья технологической цепочки осуществления «бархатных революций»:

консолидация (организация по боевому принципу) объединенной оппозиции и выбор из ее рядов (или извне) подконтрольного и абсолютно управляемого лидера, кандидата на должность главы государства; формирование в сознании населения определенного имиджа кандидата как личности, несущей спасение стране, «балансирующей над пропастью» (т.е. - применение информационно-психологической технологии по созданию определенного политического лидера и продвижение его в массовое сознание населения, в том числе - с помощью технологий политического маркетинга);

используя этнополитические факторы различных территорий и манипулируя этническим и конфессиональным самосознанием проживающего в них населения, формирование территориального анклава, в которой кандидат пользовался абсолютной поддержкой населения, на уровне подсознания воспринимающего его образ как образ их национального вождя (т.е. - применение этнополитических технологий психологического воздействия на этническое подсознание и социально-культурные архетипы населения);

психологическое разделение населения страны на «наших» и «не наших», используя для этого рекламную символику «революции» и иные привлекательные имиджевые решения, стимулирующие процесс подсознательной самоидентификации граждан не столько с политической идеологией «революционеров», сколько с их привлекательным образом и яркой символикой; введение символики «революции» в моду (т.е. - применение психологических технологий воздействия на массовое сознание, основанное на эффекте политической стратификации под внешним идеологическим воздействием);

создание образа коллективного врага и установление интерпретационной диктатуры (технология создания и продвижения в сознание образа политического противника, информационно-психологическая технология по установлению монополии на политическое комментирование событий);

внедрение в сознание «революционных масс» идеологических штампов, оправдывающих применение насилия, использования любых средств ради благородной цели («неотвратимость победы», «народ победить нельзя») и размывающее чувство индивидуальной ответственности (так, как это происходит в толпе). Цель этого - создание из поддерживающих идею «революции» личностей стихийную и абсолютно управляемую массу - политическую толпу, становящуюся послушным инструментом осуществления внешней политической воли, без колебаний идущая на любые провокации нарушение законности (психологические технологии формирования и управления толпой сегодня изучаются как одно из направлений социальной психологии);

внешний «разогрев» сформированной политической толпы, повышение уровня психологического напряжения, в том числе - в ожидании неизвестных событий, которые вот-вот должны свершиться и все кардинально изменить;

внешняя инициация толпы, задав ей цель и направив на ее достижение всю резко высвободившую энергию (технологии управляемого социального взрыва) политической толпы на поражение противника (например, заведомое «непризнание итогов голосования» прямыми заказчиками «бархатной революции» как своеобразный психологический «спусковой механизм» для инициирования цепных поведенческих реакций).

Таким образом, само понятие революции подразумевает коренное преобразование общественной и политической жизни, смену социального слоя и нацеленность на улучшение жизни граждан государства. Отличие «цветных революций» в том, что они не менябт общественно- политического строя, а только осуществляют смену элит, чаще всего к власти приходят люди, уже находящиеся в ней. Таким образом, «цветные революции» являются переворотом, а не революцией.

«Цветные революции» отличаются подчёркнуто- коммуникативным характером, что естественно для информационного века. Если ранее участником революции всегда был её непосредственный участник, то сегодня в этой же роли может выступить и наблюдатель. Это новый тип давления- информационный, создающий информационно-организационный тип революции, которого никогда не было ранее.

Таким образом, средства массовой информации сыграли знацительную роль в проведении «цветных» революций. Благодаря своей способности не просто информировать человека, но и создавать определенные реальности, СМИ использовались в качестве инструмента для манипулирования массовым сознанием. Особое значение приобрели аудио- визуальные СМИ. Однако контроль над ними не помог власти сохранить стабильную ситуацию, оппозиция более грамотно использовала возможности СМИ для подмены реальности и интенсификации коммуникационных потоков.

Заключение

Становление общественного мнения есть процесс очень сложный. Он определяется не только влиянием движущих сил деятельности людей, таких, как потребности, интересы, ценности, установки, стереотипы. На содержание и интенсивность формирования общественного мнения влияют все массовидные духовно-психологические образования, существующие в обществе

Огромную роль (причем по нарастающей) играет финансовая и организационно-информационная поддержка антисистемным силам из-за рубежа. При этом давлению подвергаются режимы лишь тех стран, в ресурсах, стратегическом или геополитическом положении которых заинтересован Запад. Иными словами, «цветные революции» инициируются в тех регионах, которые попадают в орбиту интересов ведущих игроков мировой системы.

В организации и проведении «цветных революций», сетевые структуры - продукт, созданный для решения как минимум трех глобальных задач. Первая - изменение исторической памяти и формирование новых смыслов. Если эту задачу удается решить, то индивид, социальная группа будут делать то, что нужно заказчику операции. В таком случае никакая военная концепция не нужна. Вторая задача заключается в организации оперативного контроля над деятельностью групп и отдельных лиц. Третья задача - создание механизма формирования и манипуляции поведением в конкретных ситуациях, а также привлечение к решению задач людей, которые этих задач не понимают и не должны этого понимать.

Таким образом, средства массовой информации сыграли знацительную роль в проведении «цветных» революций. Благодаря своей способности не просто информировать человека, но и создавать определенные реальности, СМИ использовались в качестве инструмента для манипулирования массовым сознанием.

Библиографический список

1. Аксенова М.Д. История России. XX век / Аксенова М.Д. М.: Аванта+, 2002. - 702 с.

. Арендт Х. О революции. #"justify">. Арендт Х. О революции. #"justify">. Арендт Х. О революции. #"justify">. Белковский С. Общая теория революции, или апология Луки. // Независимая газета. 23.5.2005г

. Белковский С. Общая теория революции, или апология Луки. // Независимая газета. 23.5.2005г

. В.Сурков: Запад не обязан нас любить. // Шпигель. 20 июня 2005.

. Валецкий О.В. Югославская война 1991-1995 гг.. / Валецкий О.В. - М.: Крафт+, 2008. - 528 с.

. Грамши А. Тюремные тетради, В 3 ч. : [Пер. с итал.] , М. Политиздат 1991.

. Глава ЦИК России считает перемены в ряде стран СНГ не революциями, а сменой правящих элит. // Интерфакс, 16-09-2005

. Затулин Константин: Цветные революции вызваны глубоким кризисом новых независимых государств // Кремль.org: ежедн. интернет-изд. 2005, 5 июля. URL #"justify">. Ильзар Азар: Бакиев молчит // Газета.ру: ежедн. интернет-изд. 2010. 7 апреля. URL #"justify">. Кагарлицкий Б.В.: «Оранжевые мираж» или начало политики? // Взгляд, деловая газета: ежедн. интернет-изд. 2007. 19 ноября. URL: #"justify">. Кара-Мурза С.Г. Анти-советский проект / Кара-Мурза С.Г. - М.: Алгоритм, 2009. - 352 с.

. Лимонка №283. Статьи - Миф о цветных революциях. Октябрь 2005.

. Лимонка №283. Статьи - Миф о цветных революциях. Октябрь 2005.

. Лимонка №283. Статьи - Миф о цветных революциях. Октябрь 2005.

. Лимонка №283. Статьи - Миф о цветных революциях. Октябрь 2005.

. Лимонка №283. Статьи - Миф о цветных революциях. Октябрь 2005.

. Лурье Светлана: «Васильковой революции» не будет // Спецназ России: общ-полит. изд. 2005. август. URL #"justify">. Медведев Д. Сохранить эффективное государство в существующих границах. // Эксперт. 4.4.2005

. Нарочницкая Н.А. Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека / Нарочницкая Н.А. - СПб.: Алетейя, 2008. - 82 с.

. Пихоя Р.Г. Почему распался СССР? // Россия в XX веке: Реформы и революции. в 2 т. Т.1. - М., 2002. - С.121-145.

. Путин высказывается против попыток "экспорта демократии." // Интерфакс 18.09.2005

. Райс похвалила киргизскую революцию.// Segodnia.ru. 12.10.2005

. Суханов В.И. «Революция гвоздик» в Португалии: Страницы истории / Суханов В.И. М.: Мысль, 1983, 239 с.

. Шарп Д. От диктатуры к демократии / Шарп Д. - М.: Новое издательство, 2005. - 82 с.

. Язык и стиль средств mass media и пропаганды: печать, радио, TV, док. Кино / под ред. Д. Э. Розенталя, - М.: МТУ, - 1980г.

. «Pro et Contra». Рябов Андрей. №1 (28) от 2005 г.

Похожие работы на - Специфика управления общественным мнением в политике посредством технологий цветных революций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!