Содержание образования. У нас была одна из лучших в мире систем образования, в том числе школьного. Но в основном российское образование нуждается не в радикальной реформе, а в быстрой модернизации, когда извне поступают в основном ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Отличие модернизации от реформы - опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы.
На общем фоне разрушительных процессов, протекающих в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, система российского образования оказалась одним из наиболее устойчивых социальных институтов. также нельзя не учесть того, что российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Главная заслуга в этом принадлежит педагогической элите, которая вопреки нищенской зарплате и экстремальной социальной ситуации работает с полной самоотдачей. Особую тревогу вызывают такие установки в реформировании образования, как:
ориентация на принятие западных моделей образования, игнорирование лучших традиций российской педагогики;
внедрение рыночного подхода к образованию.
На практике он означает, что извечные цели образования - дать ребенку знания о мире, развить его как многогранную личность, ответственную за себя и общество - практически отвергнуты. Это приведет к тому, что школа будет не воспитывать человека, а создавать биокомпьютер, вкладывая в него программы, пользующиеся спросом на рынке. Не случайно вместо искусства учителя и педагогического творчества все чаще говорится об «образовательных технологиях», «антропотехнике», «человеческом ресурсе» и т.д.;
дефундаментализация образования, то есть подмена знаний, ориентированных на формирование в сознании подрастающих поколений целостной научной картины мира, информацией и навыками сугубо прагматического и технологического характера;
дегуманитаризация образования, выражающаяся в замене собственно гуманитарных, мировоззренческих дисциплин, формирующих нравственный стержень личности и широту мышления (истории, философии, литературы), науками социально-экономического цикла (политологией, экономикой, маркетингом, менеджментом);
ориентация на «уход» государства из образования, что коммерциализирует образование, закрепляет нищенское положение педагогических работников;
реструктуризация сельской школы;
переход на 12-летнее школьное обучение, хотя ученые, педагоги-практики, родители выступают против этого «новшества» и считают его очередной авантюрой с трудно предсказуемыми социальными и экономическими последствиями. Таким образом, чтобы данные предпосылки не стали фактическими явлениями нужно приложить немало усилий и колоссально потрудиться.
. Основной нормативный акт об образовании в России
.1 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В данной главе изложены выдержки из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые показывают, какую структуру имеет систему образования в Российской Федерации, Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, предъявляемые к образовательным стандартам, а также какими должны быть образовательные стандарты нового времени.
Система образования
Система образования включает в себя:
) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
) дошкольное образование;
) начальное общее образование;
) основное общее образование;
) среднее общее образование.
. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
) среднее профессиональное образование;
) высшее образование - бакалавриат;
) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.
Образовательные стандарты
. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
) единство образовательного пространства Российской Федерации;
) преемственность основных образовательных программ;
) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
) результатам освоения основных образовательных программ.
. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
. При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Образовательные программы
. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
. К основным образовательным программам относятся:
) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
. К дополнительным образовательным программам относятся:
) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии сфедеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.
. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.
. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.
К образовательным стандартам в Российской Федерации предъявляется ряд требований, которые необходимо строго выполнять.
Общие требования к реализации образовательных программ:
. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.
. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.
. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2.2 Государственная регламентация образовательной деятельности
В главе 12 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» статьей 94 раскрывается суть государственной регламентации образовательной деятельности.
Государственная регламентация образовательной деятельности.
. Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных образовательных программ и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.
. Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:
) лицензирование образовательной деятельности;
) государственную аккредитацию образовательной деятельности;
) государственный контроль (надзор) в области образования.
Заключение
Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.
В настоящее время перед Россией стоит задача формирования системы образования, которая воспроизводила бы культурный и интеллектуальный потенциал, способный вывести общество из кризиса и придать ему необходимый запас прочности для вхождения в общемировое пространство, в том числе и образовательное.
В России накоплен мощный образовательный потенциал, сложились собственные, достаточно эффективные традиции в подготовке профессиональных кадров, в воспитании и культурно-образовательном развитии населения. Поэтому перед российским образованием в целом стоит чрезвычайно сложная задача по решению проблем образованности российского населения.
Подводя итоги данного исследования можно утверждать, что в Российской Федерации, детальная регламентация образования способствует улучшению качества Российского образования населения. Новые образовательные стандарты призваны развивать личностные качества учащихся и способствовать более глубокому изучению общеобразовательных предметов.
Список используемой литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // СЗ РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445.
2.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3.Алязова, З.С. История образования // Вестник ТГПУ. 2009. №12 (90).
4.Богуславский, М.В. Образование // Новая Российская энциклопедия: В 12 т. Т. 1: Россия. М., 2005.
5.В Миʜᴎϲтерстве образования РФ // Народное образование. - 2003. - №8. - С. 261-267.
6.Вагиков, В. Беда и вина школьного учителя // Российская Федерация сегодня. - 2003. - 2 января. - С. 39-41.
.Волгин, Н.А. Социальная политика. - М., 2003.
.Глазычев, В.Л. Драма реконструкции образовательных систем: Вопросы образования. - 2005. - №1. - С. 45 - 54.
.Демиденко, Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире: СОЦИС. - 2004. - №3. - С. 89 - 96.
.Дудник, С.И. Образовательная политика в современной России: проблемы и перспективы // Образование и гражданское общество. - 2002 - №1, с. 20.
.Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
.Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2005.
.Жуков, В.И. Российское образование: проблемы и ᴨȇрсᴨȇктивы развития. - М., 2008.
.Запесоцкий, А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002. - 356 с.
.Зверев, А. Образование - это услуга или товар? // Народное образование. - 2003. - №7. - С. 82-88.
.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
.Колесников, Л.Ф., Гурченко, В.Н., Борисова, Д.Г. Эффективность образования. - М., 2001.
.Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе): Проект. М., 2000. 13 с.
.Корнетов, Г.Б. Всемирная история педагогики. - М.: Изд. «Феникс», 1994.
.Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2002, 2003.
.Миронов, В. Проблемы образования в современном мире и философия «Отечественные записки» 2002, №2.
.Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Проект МО РФ. М., 2000. 7 с.
.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2001, 2002.
.Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах / Орехова, В.А. - М.: КноРус, 2006. - 200 с.
25.Педдиагностика. - М.: Народное образование, 2002. - 176 с. - (№1).
26.Пикулькин, А.В. Система государственного управления. Учебник. М. ЮНИТИ. 2004.
27.Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб.пособие для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004.
.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2007
.Федеральная программа развития образования // официальные документы в образовании. - 2000. - №8. - С. 21-28.
.Шишлов, А.В. Долгий путь к закону // Народное образование. - 2003. - №7. - С. 9-15.