Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,18 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости













Курсовая работа

Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости

Введение

зрелый компетентный общение личность

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия 20 века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско - литературный, клинический и собственно экспериментальный.

В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

Проблема развития индивида, становление его как личности - кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости.

Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Зрелость может быть оценена в широких пределах - от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет. Но конец периода зрелости колеблется в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой многогранный процесс, которой выступает и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания.

В настоящее время в России в условиях развития новой экономики основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность.

Особую роль занимает способность успешно выстраивать коммуникацию с другими людьми. Человеческое общество вообще немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.

Таким образом, формирование уровня компетентности в общении человека, отвечающего требованиям общества, является актуальной проблемой психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Актуальность этого вопроса и определили выбор темы работы: Компетентность в общении и развитие личности в зрелом возрасте.

Объект исследования: люди зрелого возраста.

Предмет исследования: влияние особенностей развития личности на компетентность в общение в зрелом возрасте.

Цель исследования: исследовать уровень развития компетентности в общении в зрелом возрасте.

Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

. Изучить теоретические подходы к исследованию проблем компетентности в общении и развития личности в зрелом возрасте

. Исследовать влияние особенностей развития личности на компетентность в общение в зрелом возрасте.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

- Методика Ю.М. Орлова «Потребность в общении»,

Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского),

- Оценка умения слушать (методика М. Снайдер),

Тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по 1 и 2 главам, заключения, списка литературы и приложений.

1. Теоретические подходы к исследованию проблем компетентности в общении и развития личности в зрелом возрасте

.1 Развитие личности в зрелом возрасте. Особенности зрелой личности

По мнению отечественных и зарубежных психологов, личность в зрелом возрасте способна к развитию. По мнению Л.А. Петровской, это связано с процессом социализации. Существенным основанием для переосмысления взрослым сложившегося опыта может быть стремление приблизиться к самому себе, в большей мере соответствовать изначальной собственной внутренней природе. Если не упрощать проблему личности и не сводить ее только к детерминации, принять тезис гуманистической психологии о существовании истинного стержня, сердцевины личности (А. Маслоу), следует признать, что социализация ребенка может быть связана с его подавлением, искаженным развитием в силу разных обстоятельств. В отличие от первичной социализации ребенка, ориентированной, прежде всего вовне - на присвоение внешнего, социализация взрослого - это, прежде всего обращенность внутрь себя, это самопознание. В гуманистической психологии акцент на проблеме самопознания связан с тезисом о свободе человека, реализуемой в его выборах. Аутентичное (подлинное) бытие предполагает исследование возможностей, предоставляемых каждой ситуацией, и осуществление выбора, который выражает действительные ценности человека, его потребности, чувства и т.п.

Таким образом, продуктивный выбор принципиально предполагает более или менее продвинутую ориентацию человека в собственном потенциале [24. - С. 29-32].

В рамках данного подхода расширение сферы осознания самого себя - наиболее существенная предпосылка достижения самоактуализации. Открытие самого себя как особой реальности, значимой и достойной изучения не менее, чем мир окружающий, обращение в первую очередь к себе в поиске возможностей разрешения своих проблем - важный акцент этого подхода.

Таким образом, социализация взрослого субъектна по своей сути, это саморазвитие через осуществление выборов - кем быть, каким быть, с кем быть и т.д. То есть имеется в виду не только свобода выбора активности в конкретных частных ситуациях, но и выбор собственного психологического облика, здоровья или болезни - способа жизни в целом.

Имеется в виду саморегуляция в самом широком смысле слова.

Обращение взрослого к сложившемуся собственному психологическому потенциалу может быть связано и с устремленностью стать тем, кем он может стать в своей жизни. Например, П.Д. Успенский, стоящий у истоков гуманистической психологии, обосновывая идею возможной эволюции человека, понимает ее как «развитие определенных внутренних качеств и черт, которые без усилия со стороны человека обычно остаются неразвитыми и не в состоянии развиться сами по себе». Аналогичная или близкая идея представлена у А. Маслоу, Э. Шострома, Э. Фромма, А. Менегетти.

О развитии человека в направлении высшего человека писал Ф. Ницше. Его образ сверхчеловека во многом близок самоактуализирующейся личности А. Маслоу [24. - С. 29-32].

Обозначенные некоторые формы обращения взрослого к сложившемуся собственному психологическому потенциалу обычно в повседневной жизни представлены частично, стихийно, спорадически. Но они могут быть более или менее постоянными, систематичными, нацеленными. Принципиальную предпосылку этого можно определить как феномен «разбуженного сознания» (термин К. Юнга).

По мнению ряда авторов, развитие личности связано с процессом самоопределения личности, т.е. активностью, направленной на увеличение вероятности самореализации. Самореализация становится возможной только при наличии определенной степени актуального положительного (позитивного) личностного смысла «Я». Именно смысл «Я» выполняет функцию «замыкания» процесса самоопределения, указывая на возможность и способность личности разработать и реализовать те или иные источники смысла, и через это - самореализоваться [29. - С. 32-38].

Самоопределение включает два процесса: формирование достаточного уровня самоуважения на базе соответствующего уровня ожидаемой самоэффективности в отношении того или иного обретенного и спроектированного замысла или содержания жизни; осознание и принятие личностных качеств и особенностей, которые рассматриваются как одно из условий предполагаемых достижений. Последнее является не чем иным, как нахождением положительного личностного смысла «Я» [29. - С. 32-38].

Психологию развития интересуют не только процесс развития личности в зрелом возрасте, но и основные характеристики зрелой личности.

В психологии выделяют такие характеристики зрелой личности, как развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации.

Очевидно, что социальная ситуация развития значительно определяет характерные черты зрелой личности. Так, М.В. Гамезо отмечает, что решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремление к ней. Психологически ответственное лицо - это личность, отвечающая за содержание своей жизни и отвечающая, прежде всего перед собой и другими людьми. Зрелый человек занимает срединное положение между своими родителями, вступившими в пору старости, и своими собственными детьми, которые в это же время стоят на пороге самостоятельной жизни. И если в семье, под одной крышей, три поколения, то требуется серьезная перестройка жизни семьи. Эстафета ответственности передается зрелому поколению за все стороны жизни (духовной, материальной и др.) в семье, что делает взрослого человека главой семьи.

Ценности зрелых людей начинают играть ведущую роль и в жизни общества: зрелые люди могут утверждать свои вкусы, свой образ жизни, стиль деятельности и т.д.

В этом возрасте большинство людей достигает вершины профессиональной и общественной карьеры, в их руках сосредоточены функции управления в самых разнообразных сферах общественной жизни, в управленческих структурах государства.

В отечественной психологии в качестве важнейших проявлений зрелой личности отмечают ее

активность (стремление субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требования ситуации и ролевых предписаний);

направленность личности (характеризующуюся устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов);

глубинные смысловые структуры, которые обусловливают сознание и поведение личности;

степень осознанности отношений к действительности, а также характерную структуру отношений, установок и диспозиций личности.

Зрелая личность обладает развитым самосознанием и субъективно для индивида выступает как «Я - концепция» - система представлений о себе, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценке, уровне притязаний, уверенности в себе и т.п.

По мнению А.Н. Леонтьева, зрелая личность характеризуется широкой системой связей с миром, высокой степенью иерархизованности мотивов деятельности и общей структурой, под которой понимается устойчивая конфигурация главных мотивационных линий.

Глубокая характеристика зрелой личности дана в трудах зарубежных психологов. Так, в соответствии с теорией Г. Олпорта, зрелая личность должна обладать свойством самопротяженности. Это означает, что жизнь не должна быть привязана к непосредственным потребностям и обязанностям. Человек должен быть способен участвовать в широком круге разнообразных деятельностей и радоваться им. Удовлетворения и фрустрации должны быть разнообразными и многообразными, а не ограниченными и стереотипными. Важная черта этой самопротяженности - это проекция в будущее: планы, надежды.

Зрелая личность характеризуется теплыми отношениями с другими как в интимных, так и в неинтимных контактах и обладает фундаментальной эмоциональной безопасностью и самоприятием. Зрелая личность реалистически относится как к себе, так и к внешней реальности. И наконец, зрелая личность обладает единой жизненной философией.

По Э. Эриксону, основной характеристикой зрелой личности является генеративность. Она проявляется в стремлении повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества, в потребности заботиться о других людях, в ответственности за свою судьбу, за свои поступки, а так же за судьбы близких, в способности к участию в жизни общества. Неспособность успешно включиться в производительную жизнь общества приводит, по мнению Э. Эриксона, к личностному застою, стагнации и поглощенности самим собой.

В связи с проблемой зрелости личности в зрелом возрасте следует привести суждения А.А. Бодалева о том, что понятия взрослость и зрелости не тождественны. Можно достичь зрелого (взрослого) возраста и не обладать зрелой личностью. А.А. Бодалев пишет: «Если человек, достигший совершеннолетия, ведет себя в различных ситуациях в соответствии с общечеловеческими нормами морали и основные ценности жизни стали его собственными ценностями, значит, можно с уверенностью говорить об его личностной зрелости. В других случаях, когда он одни нормы соблюдает, а другие грубо игнорирует, одни ценности поддерживает, а против других восстает, доказывая это своими поступками, можно с полным правом утверждать, что он в личностном отношении оказывается зрелым только частично».

Становление зрелой личности - это сложный путь, не лишенный внутренних кризисов. Особая значимость периода взрослости заключается в том, что, включаясь во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свое отношение к окружающему миру. Важная характеристика в становлении зрелой личности - это результативный, продуктивный момент ее деятельности. Дела, деяния, достижения, продукты, социальные влияния личности являются критериями ее субъективности. При этом важна общественная ценность продуктов и влияний, представленная для личности как «ценность моей жизни». В изменениях, которые личность произвела в общественном мире, она узнает себя, ей открывается истинный уровень ее жизни, внутриличностные противоречия, предпосылки саморазвития, самоизменений. Человек использует свои лучшие жизненные достижения в деятельности, поведении, общении на новом уровне, в новых формах отношений к жизни.

Весь жизненный путь человека формируется и развивается в процессе непрерывного становления и разрешения, разнообразных по своей природе и своему значению противоречий, которые лежат в основе внутренних конфликтов личности на том или ином этапе жизни, или в конкретной жизненной ситуации. В состоянии внутреннего конфликта человек испытывает проблемную напряженность всего своего поведения. Эта напряженность возникает не сразу, а постепенно, накапливаясь. Относительное социально - психологическое равновесие в какой-то момент нарушается, что приводит к затруднениям, осложнениям в основных видах деятельности (взрослый человек проецирует психологический дискомфорт на производственные дела, на общение с коллегами, друзьями, друг с другом). Далее - по нарастающей: происходит как бы «разрыв жизни» (человек не может выполнять свои жизненные функции, пока не разрешит противоречие). И это уже жизненный кризис, при котором социально-психологическое противоречие обостряется до предела, «до той последней границы, которая определяет в данный момент внутриличностные резервы социальной адаптивной энергии».

И совсем не редкость сегодня, когда взрослый человек в середине своего жизненного пути (35 - 40 лет) мучительно пытается найти ответы на вопросы: «Как жить дальше?», «Для чего жить дальше?», «Зачем вообще жить дальше?». Заметим, что для возникновения социально-психологического противоречия необходимо наличие развитой структуры личности, ее «Я», достаточно высокого уровня развития высших чувств и ценностей человека. Перед взрослым человеком стоит ряд существенных задач по самоактуализации:

стать лучшим родителем для своих детей,

достичь профессиональных высот, проявить себя в общественной жизни,

быть преданным другом,

быть интересным для окружающих в общении и т.п.

Все это рождает потребность в постоянной кропотливой работе над собой, над изжитием недостатков в характере, потребность самосовершенствования.

Ближе к сорока годам человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его жизненные мечты с ходом и результатами их осуществления. Жизнь, как правило, более сурова, вносит свои коррективы в задуманные еще в молодости планы.

Время неумолимо движется вперед, и взрослый человек совсем не уверен, что он успеет сделать все, что хотелось бы и что некогда казалось ему вполне по силам. Не каждому оказывается под силу успешная перестройка, но если человек преодолевает трудности, внутренние конфликты, то, как правило, сохраняет свой творческий потенциал, более того - достигает качественно новых высот.

Разумная и адекватная переоценка ценностей в середине жизни приведет к глубинному обновлению личности, создаст благоприятные предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период - период зрелости (40 - 45 - 55 - 60 лет), приведет к росту удовлетворенности не только на период зрелости, но и на более поздние годы. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых показано, что важнейшим самоощущением взрослого человека должно быть чувство неуспокоенности (Б.Г. Ананьев, Л.П. Гримак, Е.А. Климов, А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, Е.Ф. Рыбалко, Е.Д. Смит, А.В. Толстых, Е.С. Филатова, Э. Франкл, Т. Ханна, Э. Эриксон и др.) (цит. по [10]).

Кризис зрелого возраста несет в себе положительное начало, т.к. способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным новообразованиям в психике. А вот каким будет это переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию - будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данного человека.

Таким образом, в период взрослости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности. Период взрослости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности как индивидуальности.

1.2 Особенности общения в зрелом возрасте

Общение - это взаимодействие людей. В нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людьми по отношению друг к другу). Межличностное общение в этой связи оказывается таким процессом, который при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

В качестве других видов общения могут быть названы: общение личности с различными общностями людей, общение этих общностей между собой.

Обычно в зрелом возрасте наблюдается некоторое сужение круга общения, поскольку много времени и энергии тратится на воспитание детей, упрочение карьеры. Однако оно остается необходимым аспектом развития, как для мужчин, так и для женщин.

Наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих ценностей человека. При этом, чем ниже уровень группы в социальной иерархии (прежде всего - по уровню доходов), тем больше присутствие ценностей духовных взаимоотношений [15. - С. 35].

Общение в зрелом возрасте не теряет своей ценности и в производственной сфере.

Начнем с общения с друзьями.

Можно выделить четыре основные функции дружеского общения.

Первая - терапевтическая. В общении с друзьями во многом отреагируются негативные чувства, вызванные семейными или профессиональными конфликтами. Друзья здесь необходимы, чтобы выслушать и поддержать партнера. Поэтому хотя бы один из членов пары должен обладать способностью слушать другого.

Вторая - компенсирующая. Мы полагаем, что эту функцию нужно развести с предыдущей, хотя во многом они похожи. Здесь в общении с партнером происходит компенсация неудовлетворенных в браке несексуальных потребностей. Через общение с партнером осуществляется удовлетворение потребности в признании, симпатии, уважении, чего нет в браке.

Третья - это возможность структурирования времени через дружеское общение. При этом оно принимает характер совместных развлечений, праздников.

Четвертая - развивающая, когда через близкие отношения происходит взаимный обмен чувствами, опытом, информацией и т.п. Общение в этом случае - довольно существенный источник развития обоих членов пары.

Необходимо отметить, что мы имеем в виду общение в стабильной дружеской паре или группе. Эпизодическое общение может выполнять и другие функции. Например, встреча друзей через 25 лет после окончания школы для кого-то будет означать: «Посмотри, сколько я в жизни достиг», для кого-то: «Как хорошо было раньше», а для кого-то: «Жизнь продолжается». Кроме того, понятно, что чаще всего в реальной паре или группе в общении удовлетворяются несколько функций. Но, как нам кажется, именно последняя - развивающая - предполагает наличие истинной эмоциональной близости, способность к которой формируется в юности. Говоря о близости, хочется опровергнуть миф о том, что в зрелом возрасте становится невозможным приобретение близких друзей, они остаются обязательно с молодости. Если у человека присутствует способность к близости, то возможность приобретения новых друзей сохраняется, причем новые отношения могут быть даже более зрелыми и глубокими, чем в юности. Наоборот, нередко друзья юности перестают быть интересными, и общение с ними сокращается, если пути развития людей слишком различны. К примеру, если у одного акцент интересов сместился только в материальную сферу, другой увлекся туризмом. В случае отсутствия способности к близости действительно возможность приобретения новых друзей снижается ввиду уменьшения межличностных контактов в целом. Или же может произойти эффект «качелей»: быстрое вступление в близкий контакт, а затем внезапный резкий агрессивный разрыв. При этом ответственность за разрыв человек возлагает на партнера, например через обвинение его в предательстве и т.п.

Несколько другое значение имеют дружеские отношения на работе. С одной стороны, они могут придать дополнительный смысл работе с недостаточной оплатой труда и возможностью профессионального роста. С другой - могут стать источником дополнительной эмоциональной поддержки. В особенности это важно для женщин. Но наибольшую значимость они приобретают для людей, недостаточно удовлетворенных семейной жизнью. В этом случае производственные отношения во многом приобретают характер семейных, т.е. в них актуализируются неразрешенные конфликты членов «производственной семьи».

А.Л. Темницкий отмечает, что среди четырех ведущих трудовых мотивов ориентация рабочих на общение - общение занимает второе место. Автор считает, что общение для рабочего не только соответствует естественной потребности в общении, но и компенсирует дефицит общественных организаций на промышленных предприятиях. Поэтому, несмотря на усиление индивидуалистической ориентации, удовлетворенность рабочих общением на протяжении ряда лет остается стабильной, в то время как, например, удовлетворенность зарплатой снижается. Более удовлетворены те рабочие, которые рассчитывают на помощь. Значимость ориентации работников на общение и на хорошие отношения с товарищами подтверждается и в других исследованиях. [15. - С. 35]

Перейдем к обсуждению внутрисемейного общения.

На общение родителей с детьми и друг с другом в первую очередь влияют собственные способности устанавливать близкие отношения, а также процесс взросления детей. Возрастную динамику общения в основном определяет последнее. Особенно значимые точки - это поступление ребенка в школу, подростковый кризис, процесс эмоционального отделения подростка от семьи, образование детьми своих семей (их реальное отделение). Коротко обозначим влияние на общение каждого этапа.

Первое важное изменение общения родителей и ребенка происходит при поступлении его в школу. Общение теперь во многом опосредуется школой. Основные конфликты концентрируются вокруг школьных неуспехов ученика. Конфликтность в общении может повыситься, если родители будут стремиться скомпенсировать через ребенка собственное чувство неполноценности. В этом случае от ребенка будет требоваться абсолютная успешность во всех аспектах учебной деятельности. «Например, родители будут хотеть, чтобы ребенок имел пятерки по всем предметам - от математики до физкультуры и музыки. Такие дети, как правило, обладают выраженным страхом не соответствовать ожиданиям взрослых и имеют те или иные нарушения психического здоровья.

С поступлением ребенка в школу часто меняются и взаимоотношения мужа и жены друг с другом. Способы коммуникации между ними к этому времени часто становятся стереотипными, и определенные их структуры могут быть не приспособлены к ситуации пребывания ребенка вне семьи. Особенно это бывает заметно в тех семьях, где жена не работает и все время уделяет воспитанию ребенка.

Следующее важное изменение общения происходит в период препубертата - младшем подростковом возрасте, который начинается в 10-12 лет. Здесь также может возрастать конфликтность в общении между родителями и подростком по следующим причинам.

Во-первых, сам подросток становится несколько эмоционально неуравновешенным.

Во-вторых, многие родители не понимают изменений, происходящих в подростке. Из этого могут вытекать их стремления сохранить жесткий контроль над ним или «повернуть назад развитие». Наблюдается тенденция отвержения родителями новых качеств подростка и желание вернуть старые детские качества: послушание, ласковость и т.п.

Конфликты препубертата могут плавно перетечь в конфликты вокруг процесса эмоционального отделения подростка от семьи. Отделение от семьи - необходимый этап в формировании самостоятельности человека, его активной жизненной позиции, принятии ответственности за свою жизнь на самого себя в последующие жизненные периоды.

Оно первоначально проявляется в том, что подросток уходит в оппозицию родителям (критикует все, что говорится и делается родителями), горячо отстаивает свои права, даже те, которые еще не умеет реализовывать. Если родители занимают при этом слишком жесткую позицию, то возможными становятся уход из дома, стремление слиться с асоциальными компаниями, попытки самоубийства. Слишком мягкая позиция родителей, т.е. полный отказ от контроля, приведет к усилению неуверенности, тревоги у детей и провоцированию своими экстравагантными действиями родителей к запретительным мероприятиям. И только если у родителей хватит терпения переждать период экспериментирования подростка со своими правами, поддерживать его и, безусловно, любить, только тогда через некоторое время подростки выходят из трудного периода, результатом которого станет новый тип взаимоотношений, основанный на партнерстве, а не на подчинении. Однако чтобы осуществилось отделение подростка от семьи, семейная система должна суметь сохранить свою целостность с «отсутствием» подростка.

Отделение подростка от семьи затрудняется, если:

родители компенсируют через ребенка свои проблемы, в том числе проблему смысла жизни;

ребенок и его трудности являются скрепляющим звеном семейной системы, и его уход заставит родителей увидеть проблемы в своих взаимоотношениях;

в семье имеются нарушения структурно-ролевого характера. Например, ребенок фактически играет роль недостающего или плохо выполняющего свои функции родителя (сын может «замещать» отсутствующего или эмоционально отстраненного мужа, а дочь в неполной семье - мать своей матери, т.е. выполнять поддерживающую функцию отсутствующего мужа);

у родителей присутствует фобия утраты ребенка, т.е. они находят в нем много болезненных проявлений, преувеличивают его хрупкость, беззащитность.

Как видно из вышеизложенного, наступление отрочества существенно влияет на общение между супругами. Это время становится своеобразной лакмусовой бумажкой. На ней проявляются трудности взаимоотношений, которые по тем или иным причинам скрывались, причем, иногда даже от самих себя.

Следующий этап, который может стать сложным для семьи, - это период реального перехода взрослых детей к самостоятельной жизни. Страх отпустить от себя ребенка может присутствовать у некоторых людей, в особенности у одиноких женщин, задолго до наступления этого периода.

Действительно, как мы уже отмечали, есть вероятность того, что реальное отделение взрослого ребенка повлечет формализацию отношений. Однако при наличии действительно близких отношений чаще всего наблюдается временная изоляция детей, необходимая им для достижения самостоятельности. И впоследствии эмоциональный контакт восстанавливается.

Если рассмотреть отношения между самими родителями, то стоит сказать, что для некоторых супружеских пар этот период становится критическим. Практически выполняется их родительская функция, возникает необходимость переключения на новые дела и интересы. Для некоторых женщин, занятых в основном воспитанием детей, обостряется проблема структурирования времени.

Кроме того, общение теперь осуществляется напрямую, без опоры на детей. И в тех парах, в которых была потеряна эмоциональная близость, такое общение становится трудным. Если же уход детей приходится на проживание человеком экзистенциального кризиса, то это может вызвать его обострение.

Некоторые пары довольно легко справляются с отпусканием детей. Более того, у них наблюдается обновление отношений. Появляется желание пожить для себя, получить радость от довольно свободной жизни.

Рассмотрев динамику общения в семье, вызванную взрослением детей, обсудим другие аспекты внутрисемейного общения. Первое, что необходимо отметить, - это изменение общения вследствие развития человека в течение жизни. Понятно, что общение в зрелой паре и между зрелыми людьми будет отличаться от общения в период молодости. Но поскольку муж и жена находятся постоянно вместе, они какое-то время могут не замечать этих изменений. Тем более что учащение ссор часто не рассматривается людьми как сигнал необходимости пересмотра взаимоотношений. Наличие конфликтов, так же как и отсутствие семейной коммуникации и поддержки, является определенным общественным стереотипом семейной ситуации: «все так живут», «это нормально». Когда же изменения станут заметными, может наблюдаться отказ одного или обоих супругов принимать эти изменения и стремление продолжать общение с «фотокарточкой в день свадьбы». Это сопровождается постепенным эмоциональным отдалением вплоть до последующего полного отчуждения.

Второй важный аспект внутрисемейного общения - это возможность влияния на него, так называемого родительского программирования. Оно может проявляться в формировании еще в детстве и молодости установок в отношении развития семейных отношений или же в текущем влиянии на общение супругов позиции их родителей.

В литературе влияние родительского программирования описывается чаще применительно к детям. Однако оно сохраняет свою роль до момента действительного отделения от родителей и нахождения своего самостоятельного пути. Таким образом, родительское программирование может продолжать существовать в глубокой старости даже после смерти родителей. При этом совершенно не важны физическое присутствие родителей и возможность частых контактов - «Руководство» родителями жизнью взрослых детей происходит и на расстоянии. В зрелости, особенно в период экзистенциального кризиса, появляется, можно сказать, последняя возможность пересмотреть свои позиции и добиться фактического отделения от родительской семьи. Как правило, следствием такого отделения становится появление новых, более глубоких связей с родителями и улучшение внутрисемейных отношений.

Помимо возможного родительского программирования необходимо учитывать такие явления, как ролевое напряжение и ролевые конфликты.

Ролевое напряжение - это тревога, вызываемая избыточными требованиями в рамках какой-либо роли. Как писал Г. Крайг, ролевое напряжение связано с тем, что супругам приходится иметь дело одновременно с различными системами ролей: семейными и профессиональными. Возникает необходимость установления приоритетов расходования времени и энергии для их выполнения. Становится возможным появление ролевых конфликтов, вызванных противоречивыми требованиями к человеку для осуществления семейных и профессиональных ролей.

Ю.Е. Алешина и Е.В. Лекторская отмечали, что у некоторых женщин возникает чувство вины перед семьей и домом. Оно полностью субъективно и выражается в самообвинениях из-за того, что работа отнимает много времени и сил. При этом объективная картина жизненной ситуации может быть во многом иной или даже противоположной.

Подытоживая рассмотрение динамики внутрисемейного общения в зрелости, можно заключить, что она определяется стадиями развития семьи в целом.

Принято выделять такие стадии:

супружество до рождения детей;

супружество с маленькими детьми;

супружество с повзрослевшими детьми, которые нередко оставляют родительскую семью;

супружество после отделения детей.

Каждая стадия характеризуется своими задачами, типичными проблемами и требует от супругов перестройки, отказа от некоторых прежних принципов и моделей поведения. Непонимание того, что супружеские отношения не могут оставаться неизменными, может привести к серьезным трудностям и конфликтам.

.3 Компетентность в общении в зрелом возрасте. Этапы, виды и составляющие компетентного общения в зрелом возрасте

Роль общения в нашей жизни - в общественной, в профессиональной и в частной - огромна.

Очень точно выразил сущность общения академик Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга». B этих словах подчеркивается взаимность влияния людей друг на друга и необходимость для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Именно поэтому в общении так важна компетентность.

«Компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в себе самом - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче» с целью «устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми» [25. - С. 69].

Компетентное общение представляет собой сложное интегральное образование, и подход к его проблемам возможен с разных позиций.

В многообразных случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие структурные компоненты, как партнеры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих - партнеры, какова ситуация или задача, - и своеобразием связей между ними.

Сложность общения и соответственно компетентности в общении тесно связаны с многообразием его видов. Для зрелого возраста характерны следующие виды общения: служебно-деловое общение, интимно-личностное, ритуальное общение, общение манипулятивное, диалогическое и т.д.

Практика показывает, что далеко не всегда компетентность в одном виде общения означает одновременно мастерство в иных его видах. Весьма часто это могут быть автономные образования, поскольку различна сама реальность разных видов общения.

В данном контексте уместно специально оговорить содержание термина «компетентный». В словаре иностранных слов этот термин переводится как «узнающий, сведущий в определенной области». Конечно, знание об общении - необходимый компонент компетентности, но лишь в случае, когда они становятся социальной установкой - готовностью действовать определенным образом по отношению к себе, к другим, к ситуации. Можно быть очень осведомленным, информированным по проблемам общения с человеком, но это отнюдь не гарантия компетентности. Основной критерий здесь это реальное решение возникающих в общении задач и одновременно личностное развитие, самореализация участников.

Важным показателем компетентности в общении в зрелом возрасте является отношение к собственным ценностям - насколько он их рефлектирует, насколько сам себе отдает в них отчет. Известно, что совсем непросто ответить себе на вопрос «чего я больше всего хочу в этой жизни, к чему стремлюсь, зачем живу». По сути, заведена речь о рефлексивной культуре как составляющей компетентности. Именно рефлексивно-эмпатийное развитие человека обеспечивает позицию децентрации в отношении с партнером, умение смотреть на ситуации общения не только «с собственной колокольни». Рефлексивная культура предполагает, что участник общения способен стать как бы посредником самому себе в этом процессе, анализируя его процесс, ситуацию, цели, последствия и т.п. Именно в рефлексивной позиции человека по отношению к самому себе и партнерам по общению в большой мере проявляется субъектность общающихся сторон, что выступает предпосылкой построения общения как диалога. Именно в зрелом возрасте развитие компетентности - это развитие умений обратиться к исследованию собственно психологического потенциала, а также умений реконструировать компоненты психологического облика своих партнеров, ситуаций, задач.

К развитию компетентного общения в зрелом возрасте можно подходить с разных точек зрения. Можно ориентироваться на обогащение, полноту, полифоничность, и в таком случае основной оказывается направленность на обретение многообразной палитры психологических позиций и средств, которые помогают полноте самовыражения партнеров, всем граням их точности.

Г.М. Андреевой [13. - С. 9] в общении выделено три взаимосвязанных стороны:

коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

интерактивная сторона - в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивная сторона общения - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

В зрелом возрасте в процедуре компетентного общения можно выделить следующие этапы:

потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;

ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

ориентировка в личности собеседника;

планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет;

бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести;

восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то общение окажется неэффективным.

Можно сказать, что развитие компетентности в общении в зрелом возрасте предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект - субъектных сторон общения и субъект - объектных составляющих этого процесса.

В самом широком смысле компетентность в общении в зрелом возрасте можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.

Наряду с компетентностью в общении и характеристикой возможностей людей зрелого возраста, которые и определяют качество их общения, можно выделить следующие составляющие:

коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении,

отношение к способу общения и коммуникативные способности,

способность владеть инициативой в общении,

способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров по общению,

сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения,

способность к самостимуляции и взаимной стимуляции в общении.

Умение внимать словам других имеет первостепенное значение в человеческом общежитии. Социологи подсчитали: из всего времени, необходимого нам для общения с другими на работе и дома, 9% у нас уходит на писание, 16% - на чтение, 30% - на разговор, 45% - на то, чтобы выслушать других.

Одним из показателей компетентности общения в зрелом возрасте выступает умение говорить и слушать. Известно, что многие из нас не умеют слушать (и слышать) то, что говорят нам другие. Это ведет к неприятностям, а подчас к катастрофическим последствиям. Разрушаются приятельские отношения и даже семьи. Когда выясняются причины такого положения, то оказывается, что мы не умеем внимательно слушать, понимать проблемы других, обсуждать их трудности.

В период взрослости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности.

Период взрослости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности как индивидуальности.

Характеристикой зрелой личности, являются - развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации.

В зрелом возрасте наблюдается некоторое сужение круга общения, поскольку много времени и энергии тратится на воспитание детей, упрочение карьеры. Однако оно остается необходимым аспектом развития, как для мужчин, так и для женщин.

Наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих ценностей человека.

Развитие компетентности в общении в зрелом возрасте предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект - субъектных сторон общения и субъект - объектных составляющих этого процесса.

В самом широком смысле компетентность в общении в зрелом возрасте можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.

2. Исследование влияния особенностей развития личности на компетентность в общение в зрелом возрасте

.1 Методы и организация исследования

Исследование проходило на базе МКДОУ детский сад комбинированного вида №22. Где основная часть сотрудников педагоги в возрасте от 25 до 53 лет. В исследовании принимали участие 25 педагогов.

Целью нашего исследования было изучить влияние особенностей развития личности на компетентность в общение в зрелом возрасте.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

- Методика «Потребность в общении» (Ю.М. Орлов),

- Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского),

- Оценка умения слушать (методика М. Снайдер),

Тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер).

На первом этапе исследования применена методика «Изучение потребности в общении» Ю.М. Орлова. [14. - С. 365-366].

Данная методика была разработана Ю.М. Орловым в 1978 году и представляет собой тест-опросник, содержащий 33 положения (утверждения), с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в общении. Кроме этого, с помощью данной методики, возможно, определить насколько человек чувствует себя одиноким, удовлетворенным в процессе общения с другими людьми, также возможно определить степень удовлетворенности от общения с другими людьми.

Все это дает основания использовать методику «Изучение потребности в общении» Ю.М. Орлова как показатель отчужденности личности, с помощью ее основных проявлений и особенностей:

низкий уровень знаний об особенностях социально-политической системы;

отсутствие интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности;

менее логичное мышление, познавательная замкнутость;

навязчивые состояния и ригидность;

склонность печалиться, высокий уровень страхов;

безразличие к групповому поведению.

неадекватность и презрение к самому себе;

экстремизм, ослабление чувства ответственности, горечь и зависть;

чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью;

пессимизм, чувство одиночества, фрустрированности;

другие воспринимаются как угроза;

презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих слабостей;

отсутствие чувств лояльности, принадлежности, враждебность, экстремизм в этом состоянии иногда предшествуют отклоняющемуся поведению.

Перед проведением данной методики испытуемых ознакомили с устной инструкцией: «Сейчас вам прочтут ряд положений. Если вы с ними согласны, то рядом с номером положения напишите на своем листочке «Да», если не согласны, напишите «Нет».

После прочтения инструкции испытуемым были зачитаны 33 утверждения, на которые они отвечали в соответствии со своими установками.

Затем высчитывалась сумма полученных баллов при ответах «Да» и «Нет». Чем больше сумма, тем больше потребность в общении.

Вторым этапом исследования проведен тест «Оценка уровня общительности». [16. С. 21-22].

Тест, оценивающий общий уровень общительности, разработан В.Ф. Ряховским и представляет собой тест-опросник, содержащий 16 положений (утверждений).

Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя 3 варианта ответов - «да», «иногда» и «нет».

Перед проведением данной методики испытуемых ознакомили с устной инструкцией: «Сейчас вам прочтут ряд положений. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

После прочтения инструкции испытуемым были зачитаны 16 утверждений, на которые они отвечали в соответствии со своими установками.

Оценка ответов: - «да» - 2 очка; «иногда» - 1 очко; «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Следующим этапом исследования проведен тест «Умеете ли Вы слушать» (методика М. Снайдера) [36].

Тест дает возможность изучить степень овладения умением слушать собеседника, выяснение уровня культуры сотрудников.

Данный тест выступает в роли ориентира для самооценки педагогами сформированности умения слушать собеседника, осознания сильных и слабых сторон организации процесса общения.

Перед проведением данной методики испытуемых ознакомили с устной инструкцией: «Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас

неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с товарищем, сослуживцем, непосредственным начальником, руководителем или просто случайным собеседником».

После прочтения инструкции испытуемым были зачитаны 25 утверждений, на которые они отвечали в соответствии со своими установками. Далее необходимо просчитать процент ситуаций, вызывающих досаду и раздражение.

Далее был проведен тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдера) [36].

Тест разработан американским психологом М. Снайдером.

Перед проведением данной методики испытуемых ознакомили с устной инструкцией: «Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным - букву «Н».

Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

По одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные. Подсчитывайте сумму баллов.

.2 Анализ результатов исследования влияния особенности развития личности на компетентность в общении в зрелом возрасте

Произведя обработку бланков ответов по методике «Изучение потребности в общении» Ю.М. Орлова было выяснено, что больше половины испытуемых, а именно 18 человек, испытывают высокую степень выраженности потребности в общении (72%). Возраст педагогов испытывающих высокую степень потребности в общении от 25 до 43 лет.

Среднюю степень выраженности потребности в общении показали 7 человек, что составило 28%. Их возраст - от 45 лет и старше.

В ходе проведения теста «Оценка уровня общительности» получены следующие результаты:

педагога в возрасте от 50 лет и старше - замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество, круг друзей ограничен;

педагогов в возрасте от 43 до 47 лет - общительны, и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. Но с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно.

Трое испытуемых от 25 до 30 лет весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить.

Произведя обработку бланков ответов по тесту «Умеете ли Вы слушать» (методика М. Снайдера) выявлено, что 55% испытуемых в возрасте от 25 до 43 лет являются хорошими собеседниками, но не всегда внимательны к его проблемам.

% испытуемых - в возрасте от 43 до 53 лет отличные собеседники и неконфликтные люди. Умеют слушать, их стиль общения может стать примером для окружающих.

В ходе проведения теста «Оценка самоконтроля в общении» получены следующие результаты:

Испытуемые в возрасте 25-30 лет обладают низким коммуникативным контролем. Они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций, способны к искреннему самораскрытию в общении.

Испытуемые в возрасте 30 - 43 лет обладают высоким коммуникативным контролем. Легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации.

Испытуемые старше 47 лет обладают средним коммуникативным контролем, они искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях.

В данной главе мы постарались экспериментально доказать, что развитие личности и компетентность в общении в зрелом возрасте взаимосвязаны.

Для этого мы использовали следующие методики:

- Методика «Потребность в общении» (Ю.М. Орлов),

- Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховский)

- Оценка умения слушать (методика М. Снайдер),

Тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер).

В результате можно отметить, что

испытуемые в возрасте от 25 до 30 лет весьма общительны, испытывают высокую степень потребности в общении, являются хорошими собеседниками, но не всегда внимательны, обладают низким коммуникативным контролем.

у испытуемых в возрасте 30-43 лет обладают высоким коммуникативным контролем, люди этого возраста коммуникабельны и терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. Испытывают высокую степень потребности в общении. Отличные собеседники и неконфликтные люди.

испытуемым в возрасте от 43 до 50 лет, испытывают среднюю степень потребности в общении. Обладают средним коммуникативным контролем, они искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Возможно, это объясняется преобладанием мотива собственного благополучия и спокойствия. Умеют слушать, их стиль общения может стать примером для окружающих.

Итак, чем старше человек, тем потребность в общении менее выражена. Люди старшего возраста обладают средним коммуникативным контролем, но они отличные собеседники и неконфликтные люди. Умеют слушать, их стиль общения может стать примером для окружающих.

Таким образом, люди зрелого возраста обладают коммуникативными свойствами личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, умело выбирают способы общения, владеют инициативой в общении, эмоционально откликаются на состояние партнеров по общению, умело реализуют собственную индивидуальную программу общения.

Заключение

В период взрослости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности.

Период взрослости является наиболее благоприятным для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения.

Поскольку общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субъектов общения.

В зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, общение по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование личности в зрелом возрасте и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. А изменения, которые происходят в людях под влиянием развертывающегося общения, в свою очередь, более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.

Своевременно правильно оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.

С возрастом происходит значительное изменение характера причин, заставляющих человека вступать в непосредственное общение с другими людьми.

Чем старше человек становиться, тем круг общения его уменьшается, т.е. уменьшается количество субъективно значимых и входивших в круг непосредственного общения людей.

Изменения в субъективной значимости других людей для личности, как правило, обуславливаются, с одной стороны, ее позицией по отношению к себе в системе потребностей, с другой - отношением к ней со стороны лиц, составляющих ее круг общения.

Можно охарактеризовать многообразие индивидуальных вариантов содержания потребности в общении, а также отразить сложность и многогранность этого личностного образования.

Таким образом, по проделанному исследованию пришли к выводу, что общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование личности в целом.

Развитие компетентности в общении в зрелом возрасте предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект - субъектных сторон общения и субъект - объектных составляющих этого процесса.

В самом широком смысле компетентность в общении в зрелом возрасте можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.

Люди зрелого возраста обладают коммуникативными свойствами личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, умело выбирают способы общения, владеют инициативой в общении, эмоционально откликаются на состояние партнеров по общению, умело реализуют собственную индивидуальную программу общения.

Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой социальной психологии.

Список литературы

1.Аверин В.А. Психология человека от рождения до смерти. Учеб. Пособие под ред. А.А. Реана. 1999. С. 180

.Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М.: Просвещение, 1982. С. 335

.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л: Лань, 1969 с. 336

.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1999. С. 376

.Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

.Ахмеров Р.А. Жизненные программы личности // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы

.Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Просвещение, 1983. С. 96

.Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. - М.: «Флинта»; «Наука», 1998

.Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. - СПб.: Издательство НИИ им. Бехтерева, 2007.С. 115

.Гамезо М.В. Возрастная психология / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. - М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999

.Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения». Практикум. - Новосибирск, издательство Новосибирского университета, 2007. С. 98

.Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, 2003

.Журнал «Прикладная психология» №6, 2001 г. ст. «Стили общения», 9 с.

.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 365-366

.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

.Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. С. 21-22, 28-31

.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: «Питер», 2000

.Кондратьева О.В., Кондратьев С.В. Социальная психология. - Волгоград, 2003.

.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. С. 464

.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

.Мерлин В.С. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. - 1982. - Т 3. С. 24

22.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. Высш.учеб. заведение/В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп.-М.:Издательский центр «Академия» 2007. С. 608

23.Немов Р.С. Психология, 3 кн. - М., 2001, - Кн. 1. С. 688

.Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. - 1999. - №2. С. 29-32

.Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216с

.Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990

27.Психология личности. Учебное пособие. / под. Ред.проф. П.Е. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. - М.: Эмско, 2007. С. 653

28.Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. С. 115-116

.Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996.С. 283-295

.Семенов И.Н. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых / И.Н. Семенов, Ю.А. Репецкий // Мир психологии. - 1999. - №2. С. 32-38

.Холл К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. - М.: «КСП+», 1997.

32.Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость, учебное пособие для студентов высш. уч заведений. М. Издательский центр Академия, 2006

33.Шкуратова И.П. Структура социально - перцептивных оценок // Эмоциональные и познавательные характеристики общения. - Ростов н/Д, 1990

.Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения - М. 000 Издательство АСТ. 2007. 584

.Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: «Питер», 1996

.http://gendocs.ru/v11932/

Похожие работы на - Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!