Автоматизированная система регистрации пациентов в стоматологической клинике 'Дентал'
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ВОЛЖСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Н. ТАТИЩЕВА" (ИНСТИТУТ)
ФАКУЛЬТЕТ
"ИНФОРМАТИКА И ТЕЛЕКОМУНИКАЦИИ"
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
"Технологии программирования"
на тему:
Автоматизированная система регистрации пациентов в стоматологической клинике
"Дентал"
Выполнил: студент гр.ИСЗ-601
Кулаков С.Ю.
Проверил: Тихонов В.И.
Тольятти
Введение
Целью работы является создание объектно-ориентированной модели автоматизированной
информационной системы регистрации пациентов в стоматологической поликлинике.
Объект - стоматологическая поликлиника "Дентал".
Предмет - спроектированная автоматизированная информационная система
регистрации пациентов в стоматологической поликлинике
1. Описание бизнес-процессов предметной области на естественном языке
В каждой стоматологической поликлинике осуществляется регистрация
пациентов. Для этого существует специальный кабинет - Регистратура, где имеется
своя картотека. В ней хранятся амбулаторные карты больных в бумажном и
электронном виде.
Присутствуют следующие действующие лица:
· Регистратор;
· Пациент;
· Врачи-специалисты.
Перечень документов:
· Паспорт;
· Медицинский страховой полис;
При платном лечении нужен только паспорт.
Набор требований к системе составляется исходя из собственного
представления о регистрации пациентов, которая приблизительно соответствует
реальности.
Требования к системе:
1. Информационная система предназначена для ввода, хранения и обработки
информации о пациентах, обращающихся в стоматологическую поликлинику и о
составлении амбулаторных карт и больничных листов.
2. Информация о пациентах должна включать их анкетные данные,
которые при необходимости можно изменить.
. Информационная система должна обеспечить выполнение ввода
следующих данных, связанных с составлений амбулаторных карт и больничных листов
пациентов:
ФИО;
№ амбулаторной карты;
№ страхового медицинского полиса;
Паспортные данные;
Место жительства;
Место работы (учебы).
Вид лечения (платное/бесплатное)
Прикрепление к картотеке лечащего врача
. Информационная система должна обеспечивать формирование документов,
сопровождающих производимые операции:
В стоматологическую поликлинику приходят пациенты, чтобы записаться на
прием к врачу. Регистратор записывает данные о пациенте, выдает талон на прием
к врачу - специалисту.
Записываются следующие данные:
ФИО;
№ амбулаторной карты;
№ страхового медицинского полиса;
Паспортные данные;
Место жительства;
Место работы (учебы);
Причину визита.
Очень часто в "Регистратуре" из-за большого объема бумажной
документации теряется значительная часть информации. При наличии такого учета
существует сложность в доступе и поиске необходимой информации, а также в
ведении документации.
В связи с этим предлагается автоматизированная система регистрации
пациентов и учета больничных листов в стоматологических поликлиниках, которая
будет упрощать работу по регистрации пациентов.
2. Модель Бизнес-процессов
3.
Объектно-ориентированная модель бизнес-процессов предметной области на языке UML
Рисунок 1а - Диаграмма прецедентов (регистрация пациента)
Рисунок 1б - Диаграмма прецедентов(формирование картотеки)
Рисунок 1в - Диаграмма прецедента(запись на прием)
Рисунок 1г - Диаграмма прецедентов(проверка на наличие в картотеке)
Рисунок 1д - Диаграмма прецедентов (изменение/удаление данных о пациенте)
Рисунок 2а - Диаграмма активности (регистрация пациента).
Рисунок 2б - Диаграмма активности (запись на прием).
Рисунок 2в - Диаграмма активности (изменение данных о пациенте).
Рисунок 3 - Диаграмма последовательности (запись на прием).
Рисунок 4 - Диаграмма классов
5.
Спецификация функциональных требований к программному обеспечению
язык url программный обеспечение
Система предназначена для автоматизирования регистрации пациентов в
стоматологической поликлинике.
Система состоит из подсистем:
Ø Формирование базы данных;
Ø Запись на прием;
В подсистему "Запись данных о пациенте" вводятся следующие
данные:
Ø Паспортные данные пациента;
Ø № медицинского страхового полиса;
Ø Место работы (учебы);
Ø № амбулаторной карты пациента;
В подсистему "Формирование базы данных" вводятся следующие
данные:
Ø Паспортные данные о пациенте;
Ø № амбулаторной карты;
Ø № медицинского страхового полиса;
Ø ФИО лечащего врача;
Ø Дата обращения.
Подсистема "Запись на прием" выполняет следующие операции:
Ø Проверяет наличие базы данных пациента;
Ø Согласовывает время приема врача;
Ø Записывает в "рабочую книгу" лечащего врача;
При пополнении соответствующих разделов базы данных учитываются адреса и
телефоны пациентов.
При изменении данных о пациенте могут измениться следующие реквизиты:
Ø ФИО
Ø Паспортные данные
Ø Место работы/учебы
При удалении данных о пациенте удаляются все паспортные данные, а также
выполняется удаление данных амбулаторной карты.
При поиске амбулаторной карты пациента указываться реквизиты: фамилия
пациента или фамилия лечащего врача.
Когда пациент обращается в регистратуру, он должен предоставить
регистратору:
Ø паспорт
Ø медицинский страховой полис,
Ø № амбулаторной карты
Ø фамилию лечащего врача.
После этого регистратор предлагает дату и время, когда врач сможет
принять этого пациента. Затем это время согласуется с пациентом. После чего
осуществляется запись на прием.
Пациенту сообщается время и дата приема.
. Список классификационных справочников
Программный продукт будет использовать следующие классификационные
справочники:
1. Врачи-специалисты;
2. Пациенты;
. Расписание врачей.
7. Объектно-ориентированная модель программного продукта
Рисунок 4 - Диаграмма классов
Рисунок 5а - Диаграмма прецедентов (всей системы)
Рисунок 5б - Диаграмма прецедентов (регистрация пациентов).
Рисунок 5в - Диаграмма прецедентов (запись данных о пациенте).
Рисунок 5г - Диаграмма прецедентов (запись на прием).
Рисунок 5д - Диаграмма прецедентов (изменение данных о пациенте).
Рисунок 6а - Диаграмма активности (регистрация пациентов).
Рисунок 6б - Диаграмма активности (Изменение данных о пациенте).
Рисунок 6в - Диаграмма активности (Запись на прием).
Рисунок 7 - Диаграмма последовательности (регистрация пациентов в
стоматологической поликлинике).
Рисунок 8а - Диаграмма состояния (объект - "Пациент").
Рисунок 9 - Диаграмма компонентов.
Заключение
В ходе выполнения данной работы была рассмотрена реальная предметная
область регистрации пациентов в стоматологической поликлинике. Было проведено
описание бизнес-процессов данной области на естественном языке. После этого
была создана объектно-ориентированная модель бизнес-процессов данной области на
языке UML, включающая следующие диаграммы:
· Диаграммы прецедентов;
· Диаграммы активности;
· Диаграммы классов;
На основании подготовленных материалов, а также учитывая пожелания сотрудников
стоматологической поликлиники были выбраны и предложены следующие нововведения:
§ Учет пациентов;
§ Формирование БД пациентов;
§ Учет БД пациентов.
На основании подготовленных материалов была разработана спецификация
функциональных требований к программному обеспечению.
После этого была создана объектно-ориентированная модель программного
продукта, включающая следующие диаграммы:
· Диаграмма классов;
· Диаграммы прецедентов;
· Диаграммы активности;
· Диаграмма последовательности;
· Диаграммы состояния;
· Диаграмма компонентов;
· Диаграмма развертывания.
На основании подготовленных материалов можно разработать программное
обеспечение с рабочим названием "Автоматизированная система учета
пациентов в стоматологической поликлинике". После разработки и внедрения
данного программного обеспечения можно ожидать следующие результаты:
§ Снижение объема бумажной документации;
§ Снижение затрат на хранение бумажной документации;
§ Облегчение доступа и поиска необходимой информации;
Повышение качества услуг, оказываемых сотрудниками поликлиник.
Список
используемой литературы
1. Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения
экономических информационных систем. - М: "Финансы и статистика",
2005г. - 524с.
2. Шмуллер, Джозеф. Освой самостоятельно UML за 24 часа, 3-е
издание. : Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2005. - 416
с.: ил. - Парал. тит. англ.