Формирование представлений о пластической форме зверей и птиц у первоклассников на занятиях изобразительной деятельностью

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    325,02 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование представлений о пластической форме зверей и птиц у первоклассников на занятиях изобразительной деятельностью

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования








Формирование представлений о пластической форме зверей и птиц у первоклассников на занятиях изобразительной деятельностью

 

Исполнитель:

Иванова С. В.

студентка гр. ИХО-41

Научный руководитель:

Польская Г. Н.





Волгоград 2014

Содержание

Введение

. Педагогический аспект в обучении рисованию животных и птиц

.1 Обучение детей рисованию животных, как часть обучения изобразительному искусству

.2 Психологический механизм обучения детей рисованию животных

. Формирование представлений о пластической форме зверей и птиц у первоклассников на занятиях изобразительной деятельностью

.1 Последовательность обучения детей рисованию с натуры зверей и птиц

.2 Примерные конспекты уроков ИЗО в 1 классе

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Основными задачами эстетического воспитания школьников являются: научить детей пониманию прекрасного и возвышенного, а также безобразного и низменного - развить у них способность к чувствованию, пониманию и оцениванию красоты в окружающем мире, в природе, в общественной жизни, в искусстве и труде, созданию красоты как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности.

Наиболее любимыми и интересными для детей в процессе рисования являются изображения животных: собак, кошек, различных птиц; так как животные всегда находятся рядом с человеком и зачастую влияют на развитие ребенка. Одной из главных тем в искусстве первобытного человека являлось изображение животных. В последствии это сформировало особый жанр - анимализм. Животных можно встретить в искусстве Древней Греции, Древнего Китая, Японии.

Выразительные и реалистичные изображения животных можно встретить в набросках А.А. Иванова, В. А. Серова, Рембранта , К.А. Савицкого и других художников.

Цель работы - изучить теоретические и практические аспекты в обучении младших школьников рисованию животных.

Задачи:

. Рассмотреть психологический аспект обучения детей рисованию животных.

. Разработать последовательность обучения рисованию с натуры зверей и птиц.

. Привести примеры применения методов, приемов и средств обучения младших школьников рисованию животных и птиц.

Метод работы - исследовательский.

Актуальность. Рисование животных не только развивает творческие способности ребенка, но и способствует познанию окружающего мира и себя в нем. Это помогает воспитать у ребенка в раннем возрасте гуманистическое отношение к окружающей среде.

Предмет исследования - изобразительная деятельность школьников.

Объект исследования - рисование животных и птиц.

Базой исследования по методике обучения школьников изобразительной деятельности являются такие авторы, как Павлик К.В., Ростовцев Н.Н., Сокольникова Н.М., Бывальцева М.В., ., Кирцер Ю.М., Кузин В.С., Островская О.В, Виноградова Г.Г., Затай Б.Ф., Карлов Г.Н.

1. Педагогический аспект в обучении рисованию животных и птиц

Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Эти цели достигаются реализацией задач в искусстве.

Важная часть воспитания и развития личности - нравственно-эстетическое воспитание. В возрасте младшего школьника преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности. Это самый благоприятный период для нравственно-эстетического воспитания. Упустив возможности в нравственно-эстетическом воспитании на этапе начальной школы, практически невозможно будет компенсировать их в основной школе.

.1 Обучение детей рисованию животных, как часть обучения изобразительному искусству

В начальной школе образовательная область "Искусство" решает следующие задачи:

формирование эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;

формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;

развитие способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;

овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

формирование целостного представления о национальной художественной культуре и ее месте в мировой художественной культуре.

У младших школьников, в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области "Искусство" на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие перед данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться основной цели начального образования - развития личности ребенка.

В начальной школе у детей формируется художественная культура- неотъемлемая часть духовной культуры.

Художественные знания, умения и навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры. Композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка изобразительного искусства. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, которые решают задачу формирования целостной картины мира.

Также важной задачей образовательной области "Искусство" является гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения. Занятия художественной деятельностью оказывают на ребенка и психотерапевтическое воздействие, снимая нервное напряжение, тем самым, сохраняя здоровье ребенка.

Очень важно в процессе преподавания предмета искусства учитывать местные особенности национальной культуры: ремесел и промыслов. Изучение народного костюма, утвари, обрядов решает проблему приобщения ребенка к искусству родного края.

Учителю следует учитывать возрастные особенности младших школьников и на уроках искусства в большей мере активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей - словесно-информативные. Это поможет лучшей реализации задач, стоящих перед образовательной областью "Искусство".

Обязательный минимум содержания образовательного компонента "Изобразительное искусство" на сегодняшний день реализуют следующие программы:

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд", автор Б.М. Неменский и др., разработана для I-IX классов. В ней ставится задача духовного развития личности. Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе, а их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью. Программа обеспечена учебниками для I,II,III, и IV классов: "Искусство и ты", "Искусство вокруг нас" и "Каждый народ - художник" и рабочими тетрадями "Твоя мастерская".

Программа "Изобразительное искусство", автор В.С. Кузин и др., разработана также для учащихся I-IX классов. Она ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству. Программа обеспечена учебниками "Изобразительное искусство", автор В.С. Кузин и др., для I-IV классов и рабочими тетрадями "Изобразительное искусство".

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд", автор Т.Я. Шпикалова и др., ставит целью пробуждение у ребенка интереса к культуре и искусству своего народа, воспитание любви к своему Отечеству, обогащение духовного мира младшего школьника, развитие навыков самостоятельной художественной деятельности. В настоящее время авторским коллективом разрабатываются учебно-методические комплекты для всех классов начальной школы, включающие учебники. Рабочие тетради. Методические рекомендации для учителя.

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд", автор Ю.А. Полуянов разработана для школ, работающих по системе  Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Особенность данной программы заключается в том, что развитие эстетического сознания детей осуществляется посредством формирования у них способности строить образы воображения, руководствуясь принципами красоты. Автором подготовлена "Книга для учителя", в которой предлагается методика организации занятий и поурочные разработки для I класса.

Своеобразие предлагаемых программ для четырехлетней начальной школы представляет учителю возможность сделать выбор того варианта программы, который позволит ему реализовать свои возможности и учесть особенности подготовки детей [27;125-127].

В программе В.С. Кузина основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

. осуществление идейно-политического, нравственного, трудового и эстетического воспитания учащихся.

. вооружение учащихся знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование у них навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства.

. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены четыре основных вида занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы, декоративная работа, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.[34;1]

Содержание занятий рисования с натуры предусматривает в 1 кл. рисование с натуры и по памяти (включая наброски и зарисовки) животных. Во 2 кл. предусматривает рисунки, наброски и зарисовки с натуры, по памяти и представлению. В 3 кл. - рисование домашних и диких животных, птиц, рыб. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов.

В примерные задания включено рисование с натуры, а так же по памяти и представлению насекомых (майский жук, стрекоза, кузнечик, шмель), птиц (скворец, утка, снегирь, голубь), животных (заяц, кролик).

В 4 кл. - рисование с натуры, по памяти и представлению животных, птиц, рыб.[5;3]

В результате изучения программы "Изобразительное искусство и художественный труд" Б.М. Неменского учащиеся начальной школы:

. осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве, украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

. развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

. обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме.[14;33]

1.2 Психологический механизм обучения детей рисованию животных

Изобразительная деятельность - важное средство развития личности младшего школьника. Она способствует расширению кругозора, воспитанию эстетических потребностей детей, творческого воображения, памяти, художественных способностей. В процессе рисования учащиеся осваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.

На уроках ИЗО, особенно на урока рисования с натуры, школьник накапливает зрительные образы, познает форму, строение, пространственное положение, цвет объектов действительности.

Ощущение и восприятие - это наглядные образы предметов. Отражение действительности органами чувств называется чувственным отражением. Именно чувственное отражение знакомит человека с непосредственно воспринимаемыми сторонами и качествами предметов и дает знания о них.

Полноту познания изучаемых объектов дает ощущение их формы через прикосновение, в результате чего у ребенка формируется более широкое представление об особенностях формы предмета.

Русский физиолог И.П. Павлов доказал, что для выработки представления о действительной величине предмета требуется известная величина изображения на сетчатке и вместе известная работа наружных и внутренних мышц глаза. Известная комбинация раздражений является сигналом, становится условным раздражением от действительной величины предмета.

Особое внимание в процессе рисования должно быть обращено на контур как элемент, несущий важную информацию о пространственных свойствах объектов действительности.

Как правило, изображение контура предмета в рисунке сразу же определяет пространственное положение предмета, его пропорции, особенности формы - круглой, прямоугольной и так по порядку.  И.М. Сеченов писал, что контур предмета принадлежит к самым резким чертам всякого видимого образа. Поэтому во всех случаях, когда плоскостная форма предмета отличается определенностью, след в сфере мышечного чувства, будет тоже определенным.

Контур представляет собой границу объемной формы с внешней средой, причем контур всегда обусловлен перспективным сокращением объемной формы. Он находится в тесной взаимосвязи с распределением светотени по данной форме и часто является линией перехода одной формы в другую.

Дети должны усвоить, что линия контура является одним из основных изобразительных средств в рисовании. От того, насколько правильным будет изображен контур предмета, будет зависеть правильность передачи формы, пропорции, пространственного положения изображаемого предмета.

В изобразительном процессе большое значение имеет развитый глазомер, то есть способность на глаз определять пространственные отношения объектов. В обучении детей рисованию применяется вспомогательный метод определения пространственных свойств предметов - визирование: рисующий, вытягивая руку с карандашом по направлению к изображаемому объекту, прищуривает один глаз и большим пальцем фиксирует на карандаше тот или иной размер, величину, после чего сравнивает его с другими размерами и величинами, определяемыми таким же образом.

Существенными факторами для развития у школьников воспитания объемности, удаленности предметов является раскрытие закономерностей линейной и воздушной перспективы, распределение цвета и тени на поверхности предметов. Метод перспективы заключается в том виде, в каком мы их видим. Основными закономерностями линейной перспективы являются:

а) одинаковые по величине предметы по мере их удаления от зрителя как бы уменьшаются в своих размерах;

б) равные между собой расстояния при удалении от зрителя кажутся уменьшающимися;

в) параллельные линии, удаляющиеся от зрителя, кажутся сходящимися в одной точке (например, рельсы, которые на всем протяжении удалены друг от друга на одинаковое расстояние, кажутся сходящимися в одной точке на линии горизонта).

Зрительная фиксация и передача на плоскости перспективных изменений размеров и направлений форм необходимы на всех этапах изобразительного процесса.

Важнейшая задача в обучении детей изобразительному искусству - научить их точно передавать цветовую окрашенность предметов, что обуславливает необходимость продуктивного зрительного восприятия детьми цвета изображаемых объектов. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети различают теплые и холодные, ахроматические и хроматические цвета; выделяют такие свойства цвета, как светлота, цветовой фон и насыщенность.

Зрительно воспринимая в процессе рисования с натуры форму, пропорции, перспективные сокращения, цвет предметов, учащийся анализирует, сравнивает, обобщает воспринимаемые свойства предметов. Таким образом, изобразительная деятельность стимулирует развитие мышления.

Наглядно проявляется мыслительная деятельность рисующего в процессе рисования с натуры. П.П. Чистяков указывал, что процесс рисования с натуры требует не только данных, получаемых посредством ощущений и восприятий, не только одного чувства и таланта, но и рассуждения, тем самым обосновывается тот факт, что изобразительный процесс невозможен без постоянного рассуждения, без активной работы мысли рисовальщика.

Любая мыслительная деятельность совершается посредством мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации.

Анализ есть мыслительное разъединение целого на части, то есть разъединение предмета, явления на отдельные стороны, признаки, свойства, составляющие в совокупности этот предмет или явление.

Синтез, наоборот, представляет собой мыслительное соединение отдельных частей, признаков и свойств в единое целое.

Анализ и синтез широко участвуют в познании действительности, причем не только в мыслительной деятельности - без них невозможны и такие познавательные процессы, как ощущение и восприятие.

В изобразительном искусстве любой процесс изображения построен на постоянном сочетании анализа и синтеза. Изображая с натуры какой-либо объект действительности, школьник анализирует конструктивное строение, пространственное расположение, цвет, распределение светотени и другие его особенности, закономерности, признаки, в свою очередь, анализ, например, конструктивного строения натуры требует последовательного анализа каждой ее части, составляющей вместе с другими изображениями объект в целом.

Такому же подробному анализу подвергается и распределение светотени на поверхности предмета. Рисующий анализирует градации светотени - свет, тень, полутень, блики, рефлексы, определяя разницу между ними по световому тону, устанавливая границы между светом и полутенью и так далее. Причем рассматривается распределение светотени как на предмете в целом, так и на его отдельных частях.

В течение всего процесса рисования предмета осуществляется синтез их конструкции, формы, пространственного расположения, светотени. Анализируя форму каждой части вазы, рисующий тут же соединяет все элементы формы в единую часть, а все части в единое целое - общую конструкцию предмета. При анализе светотени объединяются все градации света и тени, место расположения предмета по отношению к источнику света.

С точки зрения Н.Н. Ростовцева, оптимальное соотношение анализа и синтеза в изобразительной деятельности выражается в общепринятом порядке выполнения любой художественной работы: на первой стадии преобладает синтез, на следующей анализ и затем - снова синтез.

Огромное значение в изобразительной деятельности школьника имеет сравнение, которое представляет собой мыслительное установление сходства и различия предметов и явлений окружающего мира.

Любое сравнение предполагает сопоставление каких-либо конкретных отношений. Если учащийся не будет сравнивать предметы постановки друг с другом, то он просто не сможет определить их пропорции, форму, пространственные отношения, цвет.

Сравнивая свой рисунок с изображаемым объектом, ученик систематически контролирует процесс работы, устанавливает соответствие или несоответствие изображаемого с натурой, находит в рисунке или живописной работе те или иные ошибки, неточности и исправляет их.

Широко применяется в изобразительном процессе обобщение - мысленное объединение, сходных по каким-либо признакам, качествам предметов и явлений действительности. Для определения общего в явлениях и предметах окружающего мира необходимо участие не только анализа и синтеза, но и сравнения, посредством сравнения художник определяет то общее, что имеется между отдельными объектами, явлениями, которые он объединяет в конкретную группу, категорию.

Любое правило, понятие есть обобщение, общий вывод, который человек делает на основе сходных явлений, фактов. И усвоение, то есть познание, любого правила, закона есть не что иное, как обобщение.

Обобщение в изобразительном искусстве предполагает целостное восприятие объектов и явлений действительности.

Целостность восприятия имеет огромное значение и в процессе зрительного анализа картины. Здесь, так же и в процессе изображения, восприятие целого (тема, идея, сюжет картины) зависит от восприятия его отдельных частей (отдельных композиционных групп, цветовых пятен) и одновременно восприятие отдельных частей зависит от восприятия целого.

Определяя общее в предметах, или явлениях и находя различия между ними, учащийся начинает систематизировать или классифицировать их, то есть объединять их в группы на основе сходства и различия.

В процессе обобщения предметов и явлений действительности школьник одновременно отвлекается от целого ряда других их признаков, сторон, которыми они отличаются друг от друга. Такое мысленно отвлечение называется абстрагированием. Процесс абстрагирования - это признание реальности, заключающееся в обобщении предметов и явлений, выделении общего в них при отвлечении от других свойств и сторон этих предметов и явлений.

Являясь необходимым условием глубокого познания сущности изображаемого, абстрагирование обуславливает в изобразительном процессе применения схем построения рисунка, призванных как можно точнее передать пространственные отношения, конструктивные закономерности строения предметов, перспективные сокращения форм изображаемых объектов (особенно таких сложных объектов как человек, животные, птицы, различные сооружения и многое другое).

Большое значение в познании действительности имеет и противоположный абстрагированию процесс - конкретизация. Под эти термином, принято понимать фиксацию мысли на каком-либо признаке, какой-либо стороне предмета, явления вне других сторон, признаком предмета и явлений в целом.

Конкретизация всегда предполагает мысль о частном, которое соответствует определенному общему и является своего рода связующим звеном между обобщением и данными чувственного опыта. Общее легче и быстрее понимается через конкретные примеры, явления, в которых содержится это общее. Изучая, например, закон распределения светотени на цилиндрических поверхностях, учащийся быстрее усвоит их. Рассматривая распределение светотени на конкретных предметах, в конкретных условиях освещения.

Одно из важнейших условий успешного обучения изобразительному искусству - развитие у ребенка наблюдательности. Наблюдательность заключается в умении видеть натуру и улавливать в ней главное, существенное, то есть особенности конструктивного строения предмета, его пространственного положения, пропорций, цвета, распределения светотени.

Б.М. Теплов, исследующий особенности зрительного восприятия в процессе изобразительной деятельности, отмечают необходимость развития у детей наблюдательности, так как в изобразительных искусствах задача изображения требует острого восприятия подлинного вида вещей.

Хорошо организованное наблюдение изображаемых объектов содействует успешному развитию у школьников умения видеть в процессе обучения изобразительному искусству. В.С. Кузин выделяет ряд требований к организации наблюдения:

1.      Четкая постановка задачи: что и зачем наблюдать.

2.      Систематичность и планомерность наблюдений.

.        Подбор наблюдений должен проводиться в определенной тематике.

4.      Создание у учащихся заинтересованного отношения к наблюдению.

5.      Постоянное сравнение рисунка с натурой.

Для успешного выполнения рисунка с натуры, на темы и декоративного рисунка, для полноценного восприятия демонстрируемых во время бесед об изобразительном искусстве художественных произведений необходимым условием является внимание.

Внимание обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активность мышления, концентрацию волевых усилий школьника на изучение того или иного объекта явления.

Научные исследования и школьная практика показали, что наиболее эффективными путями развития внимания у детей на уроках изобразительного искусства являются следующие:

формировать у школьников умения видеть различные явления и факты, подмечать малозаметные, но существенные стороны и признаки объектов действительности;

развитие у детей умения постоянно сравнивать объект с его изображением;

использование в процессе обучения принципа наглядности, показ преподавателем различных предметов и методов работы карандашом, кистью разъяснение законов композиции, светотени, перспективы, цветоведения на конкретных примерах, с использованием таблиц и так далее);

широкое использование яркого по форме и богатого по содержанию рассказа учителя, возбуждающего у учащихся интерес к изобразительной деятельности, к художественному творчеству.

Большую роль играют занятия изобразительным искусством в развитии учащихся зрительной памяти. Память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит закрепление, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений.

Специфика изобразительной деятельности требует довольно высокого уровня развития зрительной памяти.

На необходимость в изобразительном искусстве уметь рисовать предметы по памяти указали Н.П. Крымов; И.К. Айвазовский и другие. Психологические особенности обучения детей рисованию по памяти и по представлению имеют много общего и основаны на одних и тех же психофизиологических механизмах процессов памяти и в то же время между ними есть определенные различия.

Рисование по памяти понимается как процесс, воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент его зрительного восприятия.

Рисование по представлению означает процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в произвольном пространственном положении.

И.М. Сеченов выделил различия между рисованием по памяти, по представлению и с натуры:

. Между реальным чувствованием и последующим воспоминанием почти никогда не бывает фотографического сходства.

. То, что в данном впечатлении действительно ново - воспроизводимо быть вообще не может.

. Малознакомое воспроизводится неясно, отрывочно.

. Фотографически верно не то, что часто повторялось и не зависит от изменчивости условий восприятия.

В.С. Кузин, А.А. Смирнов для развития зрительной памяти у детей рекомендуют различные способы:

) специальные упражнения в зрительном воспроизведении того, что наблюдает ученик в течение дня;

) специальное зрительное рисование по памяти и по представлению (работы выполняются как в виде быстрых набросков за 3-4 минуты, так и в виде длительных рисунков за 35-40 минут;

) сравнение рисунков по памяти и по представлению с натурой;

) удаление какой-либо части предмета самим школьником при изображении с натуры с целью дальнейшего е воспроизведения по памяти.

Рассмотренные приемы рисования направлены на осмысление формы, конструкции, пространственного положения, цветовой окрашенности изображаемых предметов и на этой основе - точное воспроизведение их в зрительной памяти.

Формированию творческого воображения детей способствует и рисование на темы. В процессе тематического рисования учащийся должен самостоятельно рас крыть конкретную тему, сюжет, творчески решить композицию, продумать цвет, освещение, в рисунках на темы ярко проявляется самостоятельность, оригинальность мышления, умение рисовать от себя - выражать изобразительными средствами свои мысли и чувства.

Занимаясь проблемой детского творчества, Г.Г. Григорьева выделила следующие показатели качества продукции детского творчества:

1)      нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств для выполнения образа;

2)      индивидуальный "почерк" детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

)        соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Одна из центральных проблем методики изобразительного искусства - развитие художественных способностей учащихся. Обучение и воспитание служат решающим фактором в формировании способностей.

С развитием художественных способностей тесно связано развитие склонности к рисованию, изобразительной деятельности. Склонность - это особенность личности, проявляющаяся в предпочитаемом выборе занятий какой-либо конкретной деятельности и способности к ней у ребенка совпадают, и развитие их идет параллельно. При определенных условиях склонность к конкретной деятельности может рассматриваться как проявление способности к этой деятельности.

Склонности тесно связаны с развитием у детей интереса к художественному творчеству. Интерес характеризуется познавательной направленностью личности и объекты действительности, обусловленные определенным специфическим отношением к ним данной личности. Они начинают интересоваться всем, что так или иначе связано с изобразительным искусством: посещают выставки, рассматривают открытки, репродукции, с удовольствием слушают рассказы о художниках.

Сохранение устойчиво интереса детей к изобразительной деятельности обуславливает быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению кругозора учащихся, причем роль интереса в процессах деятельности очень велика. Удовлетворение интереса приводит к возникновению новых интересов, обусловленных более высоким уровнем познавательной деятельности.

Очень часто толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой людьми.

Чтобы более активно развивать у школьников способности к изобразительной деятельности, учитель должен знать психологические основы, структуру и показатели этих способностей.

Способности - система свойств личности, обеспечивающих успешное усвоение той или иной деятельности (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес).

Способности к конкретной деятельности имеют свою структуру. Структуру способностей составляют ведущие и опорные свойства.

К ведущим свойствам способностей изобразительной деятельности относятся:

а) творческое воображение и мышление, обеспечивающее отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа;

б) зрительная память;

в) эмоциональное отношение (особенно эстетическое) к воспринимаемому и изображаемому явлению;

г) целенаправленность и воля.

Основными опорными свойствами изобразительных способностей являются:

а) высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности и обеспечивающая точную передачу пропорций, особенностей объемной и плоской Фомы, направленности лилий, пространственных отношений предметов, светотеневых отношений и т. д.;

б) сенсомоторные качества руки рисующего;

в) умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом.

Правдивая передача натуры предполагает умение подмечать характерные, типичные стороны и детали предметов и явлений, раскрывающие самую сущность, основу изображаемого, этой основой является конструктивное, пропорции, пространственное положение, материал, цвет натуры, причем все это зрительно воспринимается согласно законам воздушной перспективы. Таким образом, точность передачи натуры означает соответствующее действительности изображения объекта во всей совокупности его признаков.

Важным свидетельством наличия способностей к изобразительной деятельности служит быстрота усвоения специальных знаний, умений и навыков.

О способностях к художественной деятельности говорит умение образно мыслить. Изобразительное творчество основано на создании новых художественных образов. Любая композиция требует умения образно увидеть изображаемое. Нельзя создать сюжетную композицию, предварительно ясно ее не представив, причем по мере ее выполнения уточняются образы воображения, конкретизируются композиция в целом и в представлении учащегося. Способность образно мыслить тесно связана со способностью компоновать.

В процессе обучения школьников изобразительному искусству исключительно важное значение имеет развитие у детей эстетических чувств средствами изобразительного искусства.

Все виды занятий изобразительным искусством в школе имеют одно общее - возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающей действительности.

Для раскрытия школьникам эстетического содержания в объектах и явлениях учитель должен эмоционально выразительно рассказать об элементах эстетического в том или ином объекте, явлении, конкретно охарактеризовать его красоту.

Рассказывая об изображении русской природы, в картинах следует рассказать о композиционных особенностях этих картин, характерных приметам того или иного времени года, изображаемого художником, времени исполнения картины, а как можно боле раскрыть значение этих картин в передаче красоты русской природы, такой внешне скромной, но глубоко волнующей душу русского человека. Важно подробно рассмотреть изобразительные средства, с помощью которых художник выражает на холсте свое восхищение родной природой.

Эмоциональному настроению школьников во время беседы способствует прослушивание музыки, близкой по своему содержанию теме беседы об изобразительном искусстве.

Итак, мы рассмотрели самые важные аспекты психологии обучения школьников изобразительному искусству. Особое внимание уделено раскрытию психологического аспекта обучения детей рисованию, формированию у учащихся внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, мышления, творческого воображения, изобразительных способностей, эстетических чувств, развития личности школьника в целом.

2. Формирование представлений о пластической форме зверей и птиц у первоклассников на занятиях изобразительной деятельностью

Для того, чтобы осуществить все воспитательные задачи на уроках изобразительного искусства разработаны программы, включающие в себя четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве.

Обучение младших школьников рисованию животных осуществляется на уроках рисования с натуры. Очень важным предварительным этапом является изучение с младшими школьниками анатомии, пропорций изображаемого животного. Характерное строение тела и внешний облик во многом зависят от среды обитания. Также важно, чтобы дети верно передавали в рисунке не только анатомическое строение животного, но и его характер, образ.

В процессе выполнения изображения зверей и птиц решаются определенные учебные задачи: освоение конструктивно-анатомических особенностей, передача пропорций, фактуры шерсти.

Сначала целесообразно выбрать для натуры животное в состоянии покоя. В дальнейшем можно будет ставить задачу передать движение, характер и определенные повадки зверей и птиц.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка, приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Для достижения наибольшего эффекта, педагогу необходимо знать приемы обучения, дающие наилучшие результаты, эффективные методы работы с учениками, а также выбрать, по какому принципу и какой системе нужно работать в данной теме, акцентируя особое внимание на начальной стадии обучения.

Одним из главных вопросов для педагога,на которые нужно обратить внимание- это восприятие натуры и наблюдение за ней. П.П. Чистяков указывал, что детей надо научить смотреть на натуру, это почти самое необходимое и довольно трудное. Учитель должен указать на характерные особенности натуры, чтобы у детей явились четкие зрительные представления о данном предмете.

Педагог должен объяснить учащимся закономерности предмета. Глаз человека точно отражает предметы реального мира. И.М. Сеченов доказал, что факт сходства неизвестного и внешнего предмета с его образом на сетчатке глаза не подлежит сомнению. Чтобы учащемуся было легче увидеть и понять основную закономерность строения натуры животного, учителю необходимо методически правильно организовать учебный процесс.

Исходя из сказанного, на уроках рисования с натуры очень велика роль словесного объяснения. Словесный анализ основных качеств с натуры (особенно, если он сопровождается графическими иллюстрациями учителя) помогает учащимся значительно глубже проникнуть в содержание предмета, подвергнуть тщательному разбору. Это находит свое отражение в рисунке ребенка.

Отличительной чертой восприятия детей ко времени прихода их в школу является его произвольность. Ребенок может управлять своим восприятием, подчинить его определенной цели.

К школьному периоду восприятие ребенка претерпевает известные изменения в отношении способности к выявлению отдельных качеств предметов, находящихся в поле зрения, и обобщению их. Особенностью восприятия ребенка ко времени поступления в школу является его в достаточной степени развитая способность абстрагирования и обобщения. А.Н. Леонтьев дает следующую характеристику восприятию детей к моменту поступления в школу: "…к началу школьного возраста, в условиях правильного воспитания детей достигает относительно высокой степени развития. Оно приобретает характер особой деятельности, целенаправленной и управляемой. Вместе с тем восприятие становится более развитым со стороны способности выделения и обобщения отдельных свойств предметов". На уроках рисования необходимо обращать внимание на развитие восприятия ребенка младшего школьного возраста.

Поскольку предмет отражается на сетчатке глаза ребенка так же, как на сетчатке взрослого человека, то ребенка можно с раннего возраста научить рисовать по правилам реалистического рисунка. Если постоянно руководить ребенком, помогать ему осмысленно воспринимать окружающее, то он сможет научиться грамотно рисовать.

При обучении детей рисованию с натуры животных, педагогу необходимо приучать детей видеть детали предмета и его главные характерные признаки. Рассматривая форму тела птицы, туловища, крыльев, хвоста, конечностей, головы и шеи, можно убедиться, что в их основе лежат простейшие геометрические фигуры (голова - окружность, тело-овал, крыло-треугольник и т. д.) [33;95]. Кроме того, необходимо развивать в детях способность синтезирующего восприятия, т.е. выделение главного от второстепенного, подчинение деталей основной форме предмета.

Итак, рисование с натуры начинается с наблюдения и анализа животного, и если не руководить наблюдением учащихся, то они не сумеют пользоваться натурой для выполнения своего рисунка. Наблюдение и изображение будут проходить в отрыве друг от друга. Прежде чем начать наблюдение и анализ натуры, нужно привлечь внимание детей постановкой ряда вопросов.

Получив положительные ответы, тем самым, подготовив учеников к анализу натуры, можно переходить к процессу изображения. Правильно организованный анализ животного, которого предстоит рисовать, оказывает решающее влияние и на качество восприятия учащихся. Чем более глубокому анализу подвергается натурная постановка, тем ярче она в сознании детей, тем боле полно отобразят они ее в своих рисунках.

После анализа натуры необходима пояснительная беседа. В начальной школе наиболее приемлемой является вопросно-ответная форма. Такая форма организации нового материала дает учителю возможность привлечь детей к более глубокому осознанию предметов и их особенностей. Правильно ставя вопросы, педагог сосредотачивает внимание учеников, прежде всего на самом главном, а потом уже переходит к второстепенным признакам.

Вопросно-ответная форма объяснения дает наилучший результат тогда, когда вопросы, направляющие внимание учащихся на анализ предмета, ставятся в такой же последовательности в какой обычно ведется работа над рисунком. Первые вопросы должны направлять внимание учащихся на изучение общего характера формы тела животного. После того как определена основная форма, педагог соответственно заданными вопросами переключает внимание детей на изучение пропорций тела животного, отдельных его частей (туловища, головы, лап, хвоста, крыльев и т. д.), их характера и местоположения, посредством вопросов обращает внимание учеников на то, как освещен предмет, в какой цвет он окрашен.

Чтобы материал урока более компактно запечатлился в сознании учащихся, педагогу необходимо в конце разбора в том же порядке самому кратко его повторить.

Как правило, дети младшего школьного возраста очень быстро рисуют, потому что они еще не привыкли анализировать результаты своих наблюдений, выполняют работу по первому впечатлению. Поэтому, ставя ту или иную задачу перед учащимися, необходимо вначале внимательно и подробно ее разобрать, после чего можно выделять время на самостоятельную работу. Чтобы обеспечить быстрое объяснение задания и его усвоение, необходимо проводить фронтальные уроки. Это легко делается при рисовании с натуры, когда перед всем классом ставится одна натура или три, четыре одинаковых.

В итоге, рассмотрев организаторские особенности обучения младших школьников рисованию животных, можно сделать вывод, что рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в изображении рисунка, но и в общем развитии ребенка, приучает мыслить и наблюдать, анализируя натуру, и тем самым подготавливает учащегося к дальнейшей учебной работе.

.1 Последовательность обучения детей рисованию с натуры зверей и птиц

Техника рисования карандашом. Раскрывая перед учащимися процесс создания рисунка животного, необходимо разбить его на этапы:

-й этап. Композиционное размещение изображения на листе бумаги. Длительный рисунок может начинаться с живого, эмоционального наброска, при условии, что последний будет заключать в себе основную композиционную идею.

Изображение намечается вспомогательными линиями.

-й этап. Выявление основной большой формы. Задача учащихся на этом этапе создания рисунка - научиться видеть предмет в его основной форме, видеть в целом, видеть общее без деталей.

Всякий предмет наряду с главными признаками имеет множество второстепенных; задача педагога - научить ребенка выделять главное из второстепенного. Педагогу необходимо направлять наблюдательность учащихся на основную форму животного.

-й этап. Уточнение характера формы, установление точности пропорций.

Определяют отношения размеров туловища к голове, крыльев к хвосту, туловища к конечностям и т.д. Кроме этого, надо проследить их положение в пространстве [33;95].

-й этап. Переход от общего к частному. Это длительный этап работы, во время которого анализируются малые формы предмета, устанавливается их связь с целым, прорисовываются мелкие детали.

-й этап. Детальная характеристика натуры: передача материальности, фактуры (перья, шерсть и т.д.).

Завершают рисунок обобщением деталей, выявлением больших масс, характерных черт птицы. Передачей фактуры оперения, обобщением деталей [33;95].

-й этап. Подведение итогов - синтез. Проверка общего состояния рисунка, подчинение деталей целому, уточнение рисунка в тоне, нет ли разницы между светом и тенью.

Особенности учебного рисования птиц заключается в том, что прикосновения карандаша к бумаге должны быть пронизаны искренним чувством и желанием создать живой образ [33;95].

Раскрывая последовательность работы над рисунком, необходимо на практике показать детям, как следует вести рисунок. Особое внимание надо обращать на свободное движение кисти руки. Этого легко добиться на начальной стадии обучения, когда мышцы руки у детей эластичны, податливы и быстро привыкают ко всякого рода движениям. Развитие свободного движения руки играет большую роль не только в приобретении навыков рисования, но и в написании букв и цифр.

Раскрывая перед учащимися последовательный ход работы над рисунком, необходимо довести до сознания детей, что членение работы на отдельные этапы условно, что сам процесс рисования проходит в непрерывной последовательности от одного этапа к другому, как единое целое.

Педагог должен не только научить детей правильно изображать натуру, но и изображать красиво, выразительно.

Прежде чем начать рисовать, учителю следует показать учащимся правильное расположение изображения на листе бумаги, поскольку принципы композиции усваиваются детьми с трудом.

На начальных этапах обучения рисованию рекомендуется использовать прием прикладывания ребенка к центральной части листа. Контурная линия, нанесенная вокруг пальцев, и будет обозначать границы изображения.

Рисуя, учитель все время обращается к классу и напоминает, что изображение надо наносить постепенно, переходя от общей формы к детальной.

С первых дней обучения рисованию младших школьников с натуры преподавателю изобразительного искусства необходимо приучать детей к визированию размеров изображаемой натуры, развивая тем самым у них глазомер. Поэтому размеры изображаемого предмета на осевой линии, нанесенной педагогом на доску (впоследствии и детьми на бумагу) наносятся только после их измерения способом визирования. Сначала измеряются самые большие части предмета, затем они делятся на более мелкие. После нанесения размеров высоты предмета, наносятся размеры его ширины. А затем линии, обозначающие размеры предмета, соединяются, в результате получается схематичное изображение.

Если изображение намечается неверно, то рисунок необходимо исправить, причем исправлять рисунок надо также легким касанием карандаша.

Показывая на доске порядок выполнения рисунка, следует идти от схематичного к более детальному изображению предмета. Без известной схематизации не обойтись на начальном этапе построения рисунка. Это правильный путь, та как он ведет от простого к сложному, от простой формы к сложной.

Показывая учащимся начальной школы на доске или на бумаге, как следует начинать рисовать тот или иной предмет, преподавателю изобразительного искусства необходимо учитывать, что не всем детям в одинаковой мере доступна первоначальная схема работы над изображением.

Все, что рисует педагог на доске, должно быть понятно учащимся, с этой целью необходимо постоянно активизировать вопросами внимание детей. Например: какие части предмета рисуются в первую очередь? Есть ли какие-либо искажения? Что следует рисовать, после того как намечены общие очертания предмета? Не искажены ли в рисунке отдельные части предмета? и т.д.

Получая ответы, учитель дополняет, исправляет их. После того как рисунок на доске завершен, педагог заканчивает объяснение. Остается четко сформулировать задание и дать учащимся возможность приступить к его выполнению.

После объяснения не следует оставлять рисунок на доске, так как в противном случае он будет скопирован детьми, а натура многими из них будет просто забыта.

Попытаемся указать наиболее целесообразные пути оказания помощи учащимся, когда они приступили уже к выполнению задания.

Эта часть урока требует от учителя большого напряжения, умелой организации своей работы. Наиболее опытные педагоги, спустя одну - две минуты после объяснения, обходят весь класс, не задерживаясь долго около отдельных учеников, наблюдая за тем, правильно ли учащиеся приступили к работе: как они сидят, пользуются рисовальными принадлежностями и как начинают строить изображение. Заметив какие-либо нарушения на первой стадии работы над рисунком, педагог принимает меры для их устранения. Таким образом, в результате первого обхода каждый ученик, допустивший вначале какие-либо ошибки, получает от преподавателя соответствующие замечания. Обойдя весь класс, учитель возвращается к тем детям, с которых он начал свой обход.

Правильно наметив изображение, учащиеся переходят к следующему этапу работы над рисунком, прорисовывая общую форму предмет. В это время педагог совершает следующий обход класса, уделяя при этом основное внимание тому, насколько правильно дети уловили основной характер формы, заметив ошибки - добивается их исправления.

Обычно учитель во время самостоятельного выполнения младшими школьниками задания обходит класс еще 1-2 раза. Здесь он больше внимания обращает на то, как работают над более мелкой формой и правильно ли они завершают работу над рисунком. В том случае, когда у некоторых учеников встречается та или иная ошибка, преподаватель ориентирует каждого из них на ее исправление. Направлять ученика к исправлению ошибки нужно, по мнению Н.Н. Лошакова, таким образом, чтобы он ясно осознал, почему то, по поводу чего учитель делает замечание, является ошибкой.

Ошибки в рисунках учащихся появляются в основном потому, что он мало изучают натуру, мало сравнивают свои рисунки с ней.

Хорошо, если, найдя при помощи педагога ошибку, учащийся сможет самостоятельно ее исправить. В случае, когда он не может этого сделать, следует в устной форме объяснить ребенку, как нужно поступить. Если же после этого он не сможет внести исправлений, учитель прибегает к показу.

Указанные выше формы оказания помощи учащимся в их работе должны иметь место в начальной школе. Иногда преподаватель должен принимать непосредственное участие в работе ученика над рисунком. Личная поправка рисунка ребенка преподавателем имеет большое образовательное значение. Ребенок видит, как можно исправить именно его рисунок.

Иногда педагог замечает, что одну и ту же ошибку делают многие дети. Здесь следует приостановить работу всего класса и разобрать ошибку, обращаясь уже не к отдельным учащимся, а ко всем детям.

За несколько минут до конца урока работа прекращается. Нужно подвести итоги. С этой целью отбирается несколько хороших, посредственных и плохих рисунков. Путем сравнения этих рисунков друг с другом и с натурой устанавливается, какие допущены ошибки, каких положительных результатов добились учащиеся.

При разборе обращается внимание на то, как справились ученики с композиционной задачей, насколько правильно сумели они передать в рисунке животного (с учетом характерных его признаков), каково качество выполненных работ.

Итак, мы рассмотрели поэтапное рисование с натуры животных.

рисование животное изобразительный урок

2.2 Примерные конспекты уроков ИЗО в 1 классе

Рассмотрим на примере конспектов уроков ИЗО в начальной школе, какими методами, приемами, средствами осуществляется обучение детей младшего школьного возраста рисованию животных.

Урок изобразительного искусства в 1 классе. Рисование с натуры птиц. Волнистый попугайчик

Цели и задачи урока:

1.      Научиться изображать форму натуры; понимать, чем обусловлены внешняя форма темы.

2.      Развивать навык карандашного наброска.

.        Воспитывать любовь к животному миру.

Материал и оборудование:

клетка с попугайчиками; чучело птицы (любое); скелет птицы (любой); схемы и плакаты; фотографии; репродукции картин художников - анималистов, где изображены птицы; альбомные листы; кисти, акварельные краски .

Стаканчики для воды; ластик; тряпочка для вытирания рук и вытирания кисти.

Ход урока

I.       Вступление

Вступительная организационная беседа, объясняющая тему, цели и задачи урока. 5 мин

II. Основная часть

Наблюдение и анализ натуры с совместной беседой-обсуждением. 10 мин

Карандашный набросок натуры. 10 мин

Оформление работы в цвете. 15 мин

III. Заключение

Подведение итогов; анализ результатов (как лучших, так и неудачных работ).

Содержание урока

При рисовании птиц перед учащимися становятся новые учебные задачи. Они должны научиться изображать сложную форму натуры, понимать, чем обусловлена внешняя форма тела.

Для первого задания желательно принести и поставить в классе, взяв из кабинета биологии, скелет и чучело птицы. Живых и веселых птиц можно принести из живого уголка или из дома кого-либо из учащихся, договорившись заранее. Лучше, если это будут веселые попугайчики, австралийские волнистые попугайчики. Птицы очень яркие, подвижные; вызывают в детях положительные эмоции.

Дети очень печально смотрят на скелет птицы и на ее чучело, а живые птицы вызывают радость.

Учитель:

Скелет и чучело необходимы для научного познания живой природы, чтобы лучше ее понимать, беречь и охранять. Жизнь не бесконечна и очень хрупка. Но она прекрасна, посмотрите, как прекрасны эти попугайчики. Их родина - Австралия, там тепло, и живут эти птицы так же, как наши воробьи.

Далее учитель предлагает рассмотреть птиц их форму, цвет. Можно после эмоционального выступления плавно перейти к помощи таблиц, где птицы изображены в профильном положении, которое позволяет уменьшить влияние перспективы.

Желательно перед разбором изображения птиц на таблицах познакомить коротко учащихся с формой тела, обобщив все ранее сказанное о птицах, и проанализировать форму, цвет живых попугайчиков, выделив общее и особенное в их внешнем виде.

Для выявления особенностей тела птицы следует обратить внимание на туловище: оно продолговатой овальной формы и несколько поднято спереди.

После беседы учащиеся переходят к выполнению рисунка: сначала определяют границы изображения (с учетом основных пропорций модели), здесь стоит осуществить показ разметку на доске или на учебном мольберте для показов. Чтобы птицы сидели спокойно можно включить тихую лирическую музыку, птицы будут прислушиваться и сидеть, давая себя лучше нарисовать, а детей предупредить, чтобы рисовали как можно тише и быстрее.

Далее определяются в рисунке соотношения частей тела попугая: туловища, головы, шеи и хвоста. В ходе наблюдения и в процессе карандашного наброска формы частей тела учащиеся должны уметь сравнить их со знакомыми геометрическими формами: круглая голова, короткая коническая шея, овальное, суженое к хвосту туловище, удлиненный хвост, короткие ноги. Затем идет уточнение формы натуры, прорисовка крыльев, клюва, глаз, ног; оформление в карандаше деталей.

В процессе построения рисунка намечается светотень там, где она особенно нужна для выявления объема. Не следует проводить резкой границы между линией и светотеневой стадиями работы. Затем следует отвлечься на обсуждение окраски птицы. Приготовить краски и приступить к работе в цвете. Если у детей остается время, то можно, пририсовав соответствующий антураж, изобразить попугая на фоне природы. Если работа заняла все время, то можно дать такое задание на дом.

Подвести итоги, похвалить лучшие работы.

Рисование с натуры животных: "Кошечка, которая гуляет сама по себе", 1 класс

Цели и задачи урока:

. Обучение наброску (зарисовке) с натуры в различной графике.

. Развитие наблюдательности, мелких мышц рук, глазомера.

. Воспитание любви к живой природе; терпения; творческого эмоционального отношения к работе.

Материалы и оборудование:

Наглядный материал - схемы, таблицы с изображением кошек; чучело или скелет из кабинета биологии; набор открыток по теме; музыкальное сопровождение: песня про черного кота, песенка Матроскина из мультфильма и так далее; карандаши, резинка; альбомные листы; мольберт для показа; кошка живая (принесенная из дома детьми) в корзине или специальной клетке.

Ход урока

I. Вступление.

Организационно-познавательная беседа по теме урока.

Сообщение целей и задач предстоящей работы.

Эмоциональная настройка на работу, просмотр видеоматериала с комментариями и обсуждением.

Показ фотографий, таблиц, наглядности. 10 мин

II. Основная часть

Наблюдение натуры; обсуждение особенностей позы, окраски. 7 мин

Собственно набросок в карандаше 10 мин

III. Заключение

Разложить готовые работы вокруг "дремлющей" натуры, отметить наиболее "похожие" работы. Всем погладить и пожалеть натуру под присмотром учителя. 8 мин

Программа по изобразительному искусству требует как выполнения длительных рисунков с натуры, так и быстрых, выразительных набросков. Быстрые наброски позволяют передать непосредственное впечатление при восприятии натуры, самое существенное, характерное для нее. Наброски с натуры развивают глаз, руку, наблюдательность школьников.

В качестве технических средств можно использовать как простой графитовый карандаш, так цветные карандаши, фломастеры.

Предлагается занятие в классе: в виде натуры - принесенные "любимцы" (кошечки в корзинах или специальной клетке). Обстановку нужно создать спокойную, чтобы животное почувствовало себя комфортно и дали возможность зарисовать.

Начать лучше всего с беседы-диалога и, рассказывая, задавая вопросы, внимательно рассмотреть натуру, ее позу, характерные особенности.

Учитель должен обратить внимание детей на имеющуюся наглядность: иллюстративным материалом могут служить не только рисунки учителя на доске, выполненные заранее, но и специальные плакаты и наброски художников, таких как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Серов, Ефанов, Ватагин и другие.

После наблюдения натуры необходимо пояснить. Сколько и каких набросков нужно сделать, обычно достаточно 2-3 набросков на одном листе, изобразив животное в разных позах.

Необходимо добиться, чтобы в ходе наблюдения дети хорошо усвоили форму кошки: туловище и голова напоминают округлые формы яйца; задние ноги имеют округлые коленки; уши - треугольные; хвост длинный.

Ставится задача: соблюсти похожесть животного; нарисовать в характерных позах, чтобы можно было угадать, кто это.

При выполнении наброска нельзя упускать из виду общие очертания натуры, общий характер взаимосвязи вех частей тела животного. В момент работы над набросками учитель должен работать индивидуально, помогая в наиболее трудные моменты работы исправить изображение.

В ходе выполнения самостоятельной работы следует обязательно учитывать, что помощь учителя должна быть своевременной. Следует отмечать удачные зарисовки.

Необходимо наблюдать и рисовать животных в самых различных положениях, с разных точек зрения. Внимательно передавать в рисунке очертания тела животного, его пропорции; стараться схватить его повадку, создать образное представление о нем.

Учащимся следует соблюдать правильную последовательность работы над наброском:

рассмотреть объект;

решить вопросы композиции;

отметить границы будущего рисунка.

Обычно достаточно отметить верх и низ изображения для вертикальной композиции рисунка или правый и левый край при горизонтальном размещении изображения на листе бумаги, затем легкими штрихами установить пропорции, движение изображаемой натур, переходя в конце к уточнениям и обобщению рисунка.

Делая наброски изображения животного, не следует стремиться побыстрее зарисовать как можно больше различных поз, важно понять общие принципы движения тела животного. Полезно остановить внимание сначала на одной позе животного, потом на другой.

Итоговая фраза: "Многообразный животный мир - это существенная часть окружающей нас природы. Занятия рисунком или набросками, изображающими животных, позволяют нам лучше понять и увидеть этот мир.

Заключение

Важную роль в обучении детей рисованию животных играют психологические основы обучения. Это формирование у учащихся внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, мышления, творческого воображения, изобразительных способностей, эстетических чувств. В процессе обучения детей рисованию происходит развитие личности школьника в целом.

Рисование в школе, как и любой другой предмет, имеет свои специфические особенности, свои задачи и свой систематический курс обучения. В учебном рисунке дети приобретают с помощью учителя необходимые знания и навыки. Учитель должен раскрыть, разъяснить детям закономерности рисуемого предмета. На уроках рисования очень важна роль словесного объяснения. Рисование с натуры важно начинать с наблюдения и анализа натуры; ставя задачу перед учащимися, необходимо вначале внимательно и подробно ее разобрать, после чего можно выделять время на самостоятельную работу.

Чтобы полностью раскрыть перед учащимися весь процесс создания рисунка, его необходимо разбить на этапы.

1.      Композиционное размещение изображения на листе бумаги.

2.      Выявление основной большой формы.

.        Уточнение характера формы, установление точности пропорций.

.        Переход от общего к частному

.        Детальная характеристика натуры: передача материальности, фактуры.

.        Подведение итогов - синтез.

Раскрывая последовательность работы над рисунком, необходимо на практике показать детям, как следует вести рисунок. Важно в конце урока подвести итоги. Путем сравнения рисунков друг с другом и с натурой устанавливается, какие ошибки допустили дети, каких положительных результатов они добились.

Чтобы наиболее полно отразить успешность обучения младших школьников рисованию животных на уроках целесообразно применять такие методы как наблюдение, рассматривание картин и книжных иллюстраций, показ образцов, прием показа способов изображения, беседа, пояснение, совет, поощрение, игровые приемы.

Таким образом, обучение детей рисованию животных оказывает благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей, повышает у них интерес к изобразительной деятельности и стимулирует самостоятельные формы ее проявления.

Список используемой литературы

1.     Алексеева Е.В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы ч. 1,2. Волгоград: Учитель, 2005.

2.      Аманжолов С.А. Формирование способностей к изобразительному искусству у школьников. // Изобразительное искусство в школе. - 2004.- №4.

.        Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. -М.: Просвещение, 1981.

.        Белютин. Основы изобразительной грамоты. - М.: Советская Россия, 1961.

.        Бывальцева М.В. Животные глазами детей на уроках изобразительного искусства // Начальная школа, - 2001. - №12.

.        Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.

.        Выгодский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.

.        Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 1998.

.        Грек В.А. Рисую штрихом. Минск: Скарынка, 1992.

.        Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы ч. 1,2. Волгоград: Учитель, 2005.

.        Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы ч. 1,2. Волгоград: Учитель, 2004.

.        Затай Б.Ф. Обучение рисованию в общеобразовательной школе // Изобразительное искусство в школе. - 2004. - №4.

.        Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. 1-9 классы. " Школьная книга", 2001.

.        Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. Книга для учителя. - - М.: Просвещение, 1976.

.        Керн, Тони. Рисуем птиц: Пошаговый метод рисования. Минск: Современное слово, 2002.

.        Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2000.

.        Коростина Е.А. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы ч.1,2. Волгоград: Учитель, 2004.

.        Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: "Просвещение" 1984.

.        Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979.

.        Кузин В.С. Психология живописи. - М.: "Оникс XXI век", 2005.

.        Кузин В.С. Теоретические основы курса "Изобразительное искусство" // Начальная школа. -1998. - №1.

.        Лабунская Г.В. изобразительное творчество детей. - М.: 1965.

.        Лаптев А. Рисование лошади // Юный художник. - 2002.- №8.

.        Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. - М.: Просвещение, 1979.

.        Некрасова-Каратаева О. Психологическая природа детского рисования //Искусство в школе.- 1995 - №3.

.        Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 классы. Пособие для учителя. Владос, 2003.

.        Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания. - М.: Флинта, 2002.

.        Павликов П.Я. Каждый может научиться рисовать. - М.: Советский художник, 1966.

.        Порте П. Учимся рисовать зверей, рыб и птиц / Пер. с фр. Э.А. Болдиной. - М.: ООО "Мир книги", 2005.

.        Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. - М.: Дрофа, 2001.

.        Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-4 классы. 1994 .

.        Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. -М.: "Просвещение", 1980.

.        Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1976.

.        Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: Просвещение, 1999.

.        Стерхова Н.С., Подъянова С.М. Основы преподавания изобразительного искусства в начальных классах: учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов ВУЗов и педколледжей. - Шадринск, ШГПИ. 2002.

.        Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.

.        Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Искусство. Москва. 2005.

.        Чухман Е.К. Роль искусства в развитии способности школьника. - М.: Педагогика, 1985.

.        Щербаков В.С. Изобразительное искусство: обучение и творчество. - М.: Просвещение, 1969.

Приложение

Последовательность рисования попугая


Последовательность рисования кошки

Похожие работы на - Формирование представлений о пластической форме зверей и птиц у первоклассников на занятиях изобразительной деятельностью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!