Аналитический обзор в области стандартизации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,72 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аналитический обзор в области стандартизации

Введение

В последнее время мы все чаще и чаще встречаемся с такими понятиями как качество, надежность, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о стандартизации продукции, требуем соблюдения закона о защите прав потребителей.

Все это свидетельствует об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг, причем не только как потребителей, но и как производителей. И это понятно: в рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг. Основой конкурентоспособности является качество.

Зарождением стандартизации можно считать некоторые правила и нормы, принятые указами Петра I (1686 - 1725 гг.).

Началом же стандартизации в России является образование в 1746 г. Комиссии мер и весов. В 1893 г. была создана Главная палата мер и весов. В 1918 г. был принят Декрет Совета народных комиссаров «О введении международной системы мер и весов». Советский период государственной политики в области стандартизации начинается в 1925 г.

Во времена СНГ работы по стандартизации в России велись на основе введенной в 1994 г. государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ). ГСС РФ 1994 года содержит правила ведения работ по стандартизации, согласованные с международными нормами и требованиями. Сегодня работы по стандартизации в России ведутся на основе принятого закона Российской Федерацией «О техническом регулировании», который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных и на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, храпения, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также при оценке соответствия (технические регламенты и стандарты должны обеспечить практическое выполнение законодательных актов).

Цель: изучить стандартизацию, её роль и значение. Сравнить ее со старым и новым временем. Попытаться узнать какие цезии и задачи преследовались раньше и, что стандартизация преследует сейчас, разобрать саму сущность стандартизации.

Задачи:

рассмотреть понятие, цели и виды стандартизации;

провести сравнение стандартизаций;

выяснить роль стандартизации в повышение качества;

определить правовые основы стандартизации

1. Аналитический обзор в области стандартизации

1.1 Цели и задачи стандартизации

Чтобы говорить о целях стандартизации, нужно разобраться в самом понятии и дать определения стандартизации. Так как этих понятий очень много, поскольку практически каждые несколько лет задачи и цели стандартизации меняются, я проведу анализ и сравнение, от определения 1999 года данное Крыловой Г.Д. «Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда». Сравнивая его с определением данным в 2005 году. Айранов И.З. «Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства, обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работы и услуг».

В целом эти два определения схожи и во многом перекликаются, но так же есть и отличия. Как мы видим, первое определение в основном говорит о качестве товара, его правильном изготовление. А во втором автор говорят о конкурентоспособности этого товара и ее обращение.

Безусловно, эти два определения стандартизации верны и направлены на улучшения качества товара и услуг, но отвечают требованиям своего времени.

Теперь когда мы разобрались, что такое стандартизация в целом давайте определим ее цели, для этого давайте обратимся к федеральному закону «О техническом регулирование» от 01.05.2007 № 65-ФЗ. В нем говорится, что целями стандартизации являются:

повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

-обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг); (в ред. Федерального закона <#"justify">-содействие соблюдению требований технических регламентов;

создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Сравнивая цели стандартизации с разрывом в 20 лет (1993 и 2013) [5] и [1] мы видим большое совпадение в них. Но современные цели становятся более емкими, охватывают больший круг вопросов и отвечают требованиям развития науки и техники сегодняшнего дня. Если в 1993 году мы говорили только о повышении качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства, то в новом Законе конкретно стоит вопрос о повышении конкурентоспособности продукции, работ и услуг, о безопасности всех сфер в том числе и от добычи сырья до изготовления продукции, что является дальнейшим важнейшим шагом развития нашей промышленности и социальной сферы.

Задачи же стандартизации появляются в книгах от 2004 года [3], [4] мне кажется, что раньше их не указывали по той просто причине, что они перекликаются с целями стандартизации. Сейчас же к задачам стандартизации относят:

обеспечение взаимопонимания между разработчиком, изготовителем, продавцом и потребителем;

установления требований к качеству продукции с учетом ее безопасности;

установление метрологических норм и правил;

совершенствование информационного обеспечения в области стандартизации;

обеспечение вопросом стандартизации по всем стадиям жизненного цикла продукции.

.2 Организационные, научные и методические основы стандартизации

У стандартизации, как и у любой науки должны быть организационные структурные, и научно-методические основы. И я убедился, что определить эти основы не так-то просто, как казалось бы. Во-первых, в новых учебниках об этом практически не говориться, а если и говорится, то говорят не о Российской Федерации, а о Европейском союзе или Америке [8]. В научной литературе чуть старше говорится о б этом в основном ссылками на ГОСТы которые регламентируют то, как должна выглядеть стандартизация в целом [3]. Изучив эти научные работы, в которых говорится о организационно-методических основах, мне стало понятно, что основные вопросы организации и практической деятельности в области стандартизации в России регламентированы в следующих основополагающих документах комплекса Государственной системы стандартизации РФ (ГСС).

Это такие государственные стандарты как:

1 ГОСТ Р 1.0-92. «ГСС РФ. Основные положения»;

ГОСТ Р 1.2-92 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов»;

ГОСТ Р 1.4-93 «ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения»;

ГОСТ Р 1.5-2002 «ГСС РФ. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению»;

ГОСТ Р 1.8-2002 «ГСС РФ. Стандарты межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации»;

ГОСТ Р 1.9-95 «ГСС РФ. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам »;

ГОСТ Р 1.10-95 «ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них»;

ГОСТ Р 1.11-99 «ГСС РФ. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов»;

ГОСТ Р 1.12-99 «ГСС РФ. Стандартизация и смежные области деятельности. Термины и определения».

ПР 50-688-92 Правила по стандартизации. «Временные типовые положения о техническом комитете по стандартизации».

ПР 50-718-99 Правила по стандартизации. «Правила заполнения и представления каталожных листов продукции».

Что касается научных основ стандартизации, то ими занимаются различные различные НИИ, и научно-исследовательские лаборатории. K научно-исследовательским институтам Госстандарта относятся: НИИ стандартизации-головной институт в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ); ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) [9].

Так же деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. B частности, роль технических регламентов выполняют санитарные нормы и правила (СанНиП), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России, государственные образовательные стандарты Министерства образования Российской Федерации и др. Об этом нам рассказывает в своей работе Димов Ю.В. [6].

Но его мнение совсем не разделяет Гончаров А.А.[7]. Он считает, что управление стандартизацией в cтpaнe возложено на Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, который несет ответственность за организацию, состояние и развитие стандартизации и межотраслевой унификацией, усиление роли стандартизации в ускорении научно-технического прогресса, повышении эффективности общественного производства и улучшении качества продукции; научно-технический уровень и технико-экономическую обоснованность утверждаемых им государственных стандартов, надзор за их соблюдением.

Как мне кажется оба авторы правы, поскольку мы говорим о организационных, научных и методических основах стандартизации, а как я уже говорил выше что стандартизация это наука то она ни как не может существовать без научно исследовательских институтов (НИИ), так же как и они без нее. О чем нам и говорит Димов Ю.В. и в чем он, безусловно, прав. Гончаров А.А. говорит, что Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии полностью контролирует всю стандартизацию.

.3 Роль стандартизации в повышении качества продукции

О том, что качество является одной из первых целей стандартизации, я уже говорили в начале своей работы. Попробуем теперь же разобраться, как она влияет на качество. Для этого нам сначала необходимо дать само определение «качество».

Так, что же вкладывают в понятие «качество» специалисты Госстандарта России? Качество сегодня - главный критерий оценки продукции, работ, услуг, оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Оно как бы индикатор высокого стандарта или уровня совершенства и не случайно производитель, рекламируя свою продукцию, в первую очередь, говорит о ее качестве. Именно качество - это тот ключ, которым, как показывает опыт многих стран, открываются двери к выходу изкризиса.

Качество - понятие многосложное, и его обеспечение требует максимальной консолидации научных сил объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества только и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей и коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, каждого рабочего или исполнителя услуги [10].

Какая конкретная же роль отводится Госстандарту России для решения проблемы качества? Прежде всего, специалисты Госстандарта России совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы, а условиях рыночной экономики в соответствии с правилами и нормами международной стандартизации. Новые правовые основы позволяют создавать стандарты на принципах всеобщей пользы с ориентацией на мировые достижения, с включением в эти стандарты обязательных (по требованиям безопасности) рекомендуемых норм и показателей. Стандартизация расценивается государством как средство управления качеством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требовании безопасности, защиту правпотребителей.

Кроме стандартизации, существует также понятие метрология - наука об измерениях. Каким образом она гарантирует качество? От достоверности результатов измерения зависит достоверность определения показателей качества продукции и услуг. Недостоверные результаты измерений имеют отрицательные не только экономические, но и социально политические последствия, поскольку подрывают доверие населения к отечественной технике и технологии к качеству потребляемых товаров снижают их конкурентоспособность на мировом рынке.

Осуществляемый территориальными органами Госстандарта государственный надзор и контроль также является одним из рычагов, влияющих на качество продукции. Деятельность в области государственного контроля должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите потребительского рынка от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.

.4 Правовые основы стандартизации

Здесь как мне кажется, нам нужно обратится к самому Закону «О стандартизации»(с изменениями от 27 декабря 1995 г., 30 декабря 2001 г., 10, 25 июля 2002 г.) Этот закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, государственные контроль в выполнения обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, качество продукции.[5]

Безусловно, большую роль в развитии правовых основ стандартизации сыграл Закол РФ «О стандартизации», который устанавливал на территории России нормы регулирования единого механизма реализации государственной политики по вопросам стандартизации, определял компетенцию федеральных органов власти, а также нрава и обязанности в области стандартизации юридических и физических лиц, вовлеченных в сферу хозяйственной деятельности.

В конце 2002 года принят принципиально новый стратегический Федеральный закон «О техническом регулировании», который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных и на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, храпения, перевозки, реализации, утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также при оценке соответствия (технические регламенты и стандарты должны обеспечить практическое выполнение законодательных актов).

С введением этого Закона Законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» утратили силу с середины 2003 года.[3]Был введен Закон «О техническом регулировании» принятый от 27.12.2002 N 184-ФЗ. Чтобы понять, что это такое дадим определение: 'Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и использования обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

.5 Системы стандартизации

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации - это органы, признанные на определенном официальном уровне, основная функция которых заключается в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.

В Концепции национальной системы стандартизации определено, что исходными предпосылками развития и совершенствования стандартизации в Российской Федерации в настоящее время являются:

- ориентация развития экономики на рыночные отношения;

- интеграция экономики России с европейской и мировой экономики;

партнерство в рамках СНГ;

снижение импортозависимости отечественного рынка;

определения характера интеграции в науке и технике.

Стандарты должны устанавливать требования по всем стадиям жизненного цикла продукции от разработки до утилизации, что и отражено в новом Законе «О техническом регулировании», и применяться всеми участниками этих процессов.

Важной задачей является гармонизация отечественных стандартов, а также других нормативных документов с международными стандартами, переход на добровольный характер применения стандартов.

Это мы ознакомились с работой Яблонского по поводу систем стандартизации, теперь рассмотрим точку зрения Крыловой.

Концепция определяет основные исходные предпосылки развития и дальнейшего совершенствования стандартизации в РФ:

- необходимость государственного регулирования экономики в условиях ее ориентации на рыночный характер;

- обеспечение в стандартах баланса интересов самостоятельных хозяйственных субъектов и государства;

- обеспечение практических мер по вступлению России, в ВТО как способа интеграции отечественной экономики с мировой экономикой;

- сохранение приоритета стран СНГ в торгово-экономическом и научно-техническом партнерстве.

Основные положения Концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации, в том числе:

установление приоритетных направлений и объектов стандартизации;

совершенствование законодательных основ, а также активизацию формирования необходимого технического законодательства;

перспективное и текущее планирование, построенное на результатах исследований и расчетов экономической идругих видов эффективности стандартов;

реформирование системы управляющих и исполнительных органов по стандартизации;

внедрение современных информационных технологий, как в систему информационного обеспечения, так и непосредственно в процедуры разработки стандартов.

Крылова говорит нам в своей работе о стандартизации 90-х годов, поэтому мы и видим такую разницу. Во-первых, она ссылается на Закон «О стандартизации» который в 2003 году перестал существовать, и был заменен на Закон «О техническом регулировании» о котором нам рассказывает Яблонский. Во-вторых, мы видим какие различные цели, преследовала Российская Федерация тогда и какие цели преследует сейчас.

1.6 Категории и виды стандартов

В России установлены следующие категории нормативно-технической документации, определяющей требования к объектам стандартизации:

государственные стандарты (ГОСТ);

отраслевые стандарты (ОСТ);

республиканские стандарты (РСТ);

стандарты общественных объединений (СТО);

технические условия (ТУ);

международные стандарты (ИСО/МЭК)

региональные стандарты;

межгосударственные стандарты;

национальные стандарты.

Государственные стандарты (ГОСТ) разрабатывают на продукцию, работы, услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России. В стандартах содержатся как обязательные требования, так и рекомендательные. К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы, техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий, единство методов контроля и единство маркировки. Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности. Рекомендательные требования стандарта становятся обязательными, если на них есть ссылка в договоре (контракте).

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р.

Диапазоном применяемости отраслевых стандартов ограничивается предприятиями, подведомственными государственному органу управления, принявшему данный стандарт. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Республиканские стандарты (РСТ) устанавливаются по согласованию с Госстандартом и соответствующими ведущими министерствами и ведомствами по закрепленным группам продукции, на отдельные виды продукции, изготовляемой предприятиями.

РСТ устанавливают требования к продукции, которая может выпускаться находящимися на территории республики предприятиями, но не является объектом государственной и отраслевой стандартизации.

РСТ устанавливаются также на товары народного потребления, изготавливаемые предприятиями, находящимися на территории республики, независимо от их подчиненности, в тех случаях, когда на продукцию отсутствуют государственные стандарты или отраслевые стандарты.

РСТ обязательны для всех предприятий, находящихся на территории республики, выпускающих и потребляющих данную продукцию.

Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ, инженерных обществ и др.). Эти нормативные документы разрабатывают на принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые методы испытаний, а также нетрадиционные технологии и методы управления производством. Общественные объединения преследуют цель распространения перспективных результатов мировых научно-технических достижений, фундаментальных и прикладных исследований.

Эти стандарты служат важным источником информации о передовых достижениях, и по решению самого предприятия они принимаются на добровольной основе для использования отдельных положений при разработке стандартов предприятия.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования норм документов, предоставления информации о принятых стандартах отраслей, общественных и других организаций в Госстандарт РФ, создание службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований ГОСТ и других вопросов организационного характера. ПР и Р разрабатываются организациями, подведомственными Госстандарту РФ и Госстрою РФ.

Технические условия (ТУ) разрабатываются предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов. Особенность процедуры принятия ТУ состоит в том, что во время приемки новой продукции происходит их окончательное согласование с приемочной комиссией. Перед этим предварительно рассылается проект ТУ тем организациям, представители которых будут на приемке продукции. ТУ считаются окончательно согласованными, если подписан акт приемки опытной партии (образца).

Международные стандарты (ИСО/МЭК) разрабатываются международными организациями по стандартизации для того, чтобы устранить технические барьеры в торговле, то есть гармонизировать требования, предъявляемые к продукции, услугам в соответствие с требованиями международных стандартов.

Если стандарт гармонизирован с международным стандартом, то по нему можно проводить сертификацию продукции.

Региональные стандарты разрабатываются региональными органами по стандартизации. Например, такой организацией является ЕОКК (европейская организация по контролю качества) .

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов: основополагающие; на продукцию (услуги); на работы (процессы); методы контроля .

Димов говорит о таких стандартах как:

основополагающие стандарты;

стандарты на продукцию;

стандарты на работы и процессы;

стандарты на методы испытаний, контроля, анализа;

технические условия.

Основополагающие стандарты устанавливают общеорганизационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила обеспечения:

Общие требования в процессах создания и использования продукции, охране окружающей среде, безопасности продукции;

Взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности (науке, технике);

Информационную совместимость;

Установление общих методов проектирования.

Стандарты на продукцию регламентируют требования к продукции и делятся на:

стандарты общих технических требований;

стандарты общих технических условий;

стандарты технических условий.

Стандарты общих технических требований и общих технических условий устанавливают всесторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению и потреблению (эксплуатации).

Стандарты, регламентирующие правила приемки, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт данной продукции выполняют функцию по обеспечению заданного качества продукции при ее производстве, сохранении качества при ее транспортировании и хранении, полноценного использования продукции при потреблении, восстановление продукции.

Стандарты технических условий регламентируют требования не к группе однородной продукции, а к конкретной выпускаемой продукции.

Стандарты на работы и процессы устанавливают правила проведения различного рода работ, процессов. Главным их требованием является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества при проведении данных работ (процессов).

Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа регламентируют требования к методам испытаний, проведению научно-исследовательских работ, испытаниям при сертификации продукции.

А в работе Лифица мы видим, что он разделяет основополагающий стандарт еще на два стандарта, он называет их подвидами стандарта - это организационно-методический и общетехнический стандарт.

Организационно-методические стандарты, которые регламентируют основные (общие), положения устанавливают общие требования, обеспечивающие организационно-техническое единство объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие порядок (правила) обеспечивают единство и взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности. Стандарты, регламентирующие построение (изложение, оформление, содержание) обеспечивают информационную совместимость документации.

Общетехнические стандарты, регламентирующие термины определения, обозначения, номенклатуру показателей качества выполняют функцию обеспечения информационной совместимости однозначности понимания объекта стандартизации. Общетехнические стандарты, регламентирующие общие требования и (или) нормы выполняют функцию обеспечения технического единства и взаимосвязи объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие методы, устанавливают общие методы проектирования подготовки производства, испытаний, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции [8].

Также Лифица в своей работе добавляет стандарт на термины и определения - это стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки и понятия.

Несмотря на небольшой разрыв написания этих работ, мы видим, что в более новой работе Лифица 2013 года уже есть какие та дополнения и изменения к работе Димова написанной в 2004 году. Хоть эти авторы оба очень хорошо описывают свои работы, на мой взгляд, Димов более подробно и доступно описывает каждый стандарт. Тогда как Лифица больше оперирует различной документацией.

.7 Контроль и надзор за соблюдением требований стандартов

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Государственный контроль и надзор проводится:

у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;

в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;

в испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов являются законы Российской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».

Государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам.

Государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.

Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности.

Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют государственный инспектор или комиссия, им возглавляемая. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

Госстандарт России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» контроль и надзор за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

К таким органам относятся, например,

1 Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров;

2 Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществлю государственный экологический контроль;

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируем.

Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок.

Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:

-проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях иди о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

При проведении государственного контроля и надзора проводятся:

-отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр продукции, работ и услуг;

-исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;

-проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;

-оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;

-проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.

Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимать ля и участников проверки и оформляет акт отбора образцов. Технический осмотр продукции, работ и услуг проводится непосредственно государственным инспектором с привлечением специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.

По результатам проверки главные государственные инспектора и государственные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания.

В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательней сертификации государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях[6].

контроль надзор стандарт качество

Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели задачи стандартизации, организационные, научные и правовые основы, ее роль в повышение качества. Также мы провели анализ и сравнение понятия стандартизации, и ее методов, в 90-х года и в настоящее время. Стандартизация является незаменимым и практически единственным средством обеспечения совместимости, взаимозаменяемости, унификации, норм безопасности и экологических требований, является единства характеристик и свойств, качества продукции. Развитие стандартизации неразрывно связано с совершенствованием управления качеством, в частности, с внедрением систем управления качеством.

Я разобрал такой вопрос как « Роль стандартизации в повышение качества» и тут мы отчетливо видели, что без стандартизации мы бы и не видели качества, поскольку стандартизация дает нам стандарт, на которые все хоть немного, но пытаются ровняться и делать тем самым свою продукции более качественной и конкурентно способной.

И на этом основание мне кажется, я могу сделать вывод о том, что без стандартизации человечество так бы, а осталась на уровне развития первобытного человека.

Список использованной литературы

1 Федеральный Закон «О техническом регулировании» 2003-2014 г.

Основы стандартизации и контроля качества. Под редакцией В.Р. Ткаченко. - М.: Изд-во стандартов, 1973.

Яблонский О.П. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник / Серии «Высшего образования» 2004 г.

Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник / Серии «Бакалавр» 2005г.

Крылова Г. Д. «Основы стандартизации, сертификации, метрологии». Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана. 1999 г.

Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов 2-е изд. Питер 2004 г. Серия «Учебник для вузов»

Гончаров А.А. Метрология стандартизация и управление качеством. Учебник 1-e издание, 2002 г.

Лифица И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия. 11-е изд. переработан и дополнен. Серия «Бакалвр. Базовый курс» 3013 г.

ГОСТ 1.0-2004 «Стандарты в Российской Федерации. Основные положения».

Антонов Г. А. Основы стандартизации и управление качеством продукции: Учебник для студентов вузов: В 3 ч./ Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. --СПб., 1995.

Похожие работы на - Аналитический обзор в области стандартизации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!