]. Причины нарушений
Недостатки произношения звуков [Г] и [Г'] носят название гаммацизма. Те разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими-либо другими, называются парагаммацизмом.
Недостатки произношения звука [Г] в общем, аналогичны разновидностям каппацизма и хитизма. В одних случаях вместо [Г] слышится гортанный щелчок, в других - южнорусский [Г], представляющий собой как бы озвонченный [Х], в-третьих - гортанный, звонкий фрикативный звук, образуемый сближением и вибрацией голосовых связок (украинский звук [Г]).
Встречается также - чаще у детей дошкольного возраста - парагаммацизм в виде замены [Г] звуком [Д] («дуси», «рода» вместо «гуси», «рога»).
Звуки [К], [К'], [Г], [Г'], [Х], [Х'] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные. А если этого самого подъёма нет? Почему такое случается? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка - гипотонус (вялость), либо парез (частичное нарушение подвижности вследствие родовой травмы, интоксикации и пр.).
Ещё одна причина отсутствия или искажения заднеязычных звуков - нёбо. Его строение разное. Если твёрдое нёбо готическое, узкое или щелеобразное, корень языка просто не может до него дотянуться. При ринолалии (расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть») правильное произношение звуков вообще затруднено. Но об этом - особый разговор. В подобных случаях ошибки в звукопроизношении, - это проявление механической (органической) дислалии, либо ринолалии.
Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [Т], [Т'], [Д], [Д'], либо вовсе опускает.
Чтобы правильно произнести звуки [К], [К'] [Г], [Г'] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. Ох, как трудно! С помощью игр и упражнений можно расшевелить «лентяя»!
Примерный комплекс артикуляционных упражнений
«Массаж»
Цель: Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.
«Накажем непослушный язычок»
Цель: Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя». Произношение слогов («пя-пя-пя») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
«Блинчик»
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Губы растянуты в улыбке. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Накажем непослушный язычок».
«Язычок-борец»
Цель: укреплять мускулатуру языка.
Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом - отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «мостик» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «мостик». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.
«Мостик»
Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 3 до 7.
«Мостик построим - мостик разрушим»
Цель: Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.
«Катание с горы»
Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться направлять воздушную струю.
Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «мостик». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («мостик»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.
Приемы постановки звуков [К], [Г]
Сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных переднеязычных. Мягкие звуки ставятся от мягких, а твердые - от твердых. Постановка звуков производится с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог та, в момент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, а вслед за ним ка.
Звук [Г] ставится подобным же образом, но от слога «ДА». То есть, подключается голос (звук [Г] - звонкий). Если же у ребенка, помимо дефектов заднеязычных звуков, есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков - глухими: «том» - дом, «субы» - зубы, «шук» - жук и т.д.), сделать это будет проблематично. Взрослому придется сначала рассказать ребёнку вот такую сказку.
Сказка «Домик для голоса»
У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса. А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т]. Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т], а не название буквы [Тэ], или[Та]. Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т]: «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, - [Д]: «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] - [З], [Ш] - [Ж], [Ф] - [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д], надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».
Закрепление звука [Г] в речи ребёнка. Речевой материал
ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д.
ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д.
ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д.
Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?
Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога.
Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.
Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»
Стихотворные тексты со звуком [Г]:
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
(Г. Виеру)
Гусь
Га-га-га! - гогочет гусь.
Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу, не нагляжусь!
(Н. Коётарев)
Снегири
Снегири сидят в снегу:
Сядут в снег - и ни гу-гу.
Зря сычи их стерегут
На заснеженном лугу.
(А. Пудваль)
Грач
Грач качался в гамаке,
Гуси - в волнах на реке.
Мимо голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается-
Неплохо получается.
(А. Пудваль)
Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны:
В гнезде - гагара, у гагары птенцов пара.
Ганна съела галушку, Герман - горбушку.
Шлёпают гуськом гусак за гусаком.
Свысока смотрит гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
Гонец с галер сгорел.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара
Итого гагар - пара.
Рассказ "Генерал Гена"
Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову - громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.
Глянул в зеркало - настоящий генерал получился.
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!
А галчата как загалдят:
Это ты-то генерал? А где твоя сабля?
А вот же, под крылом, - говорит Гена.
А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
Эх, вы, глупенькие, грустно сказал Гена, - нет у вас фантазии!
(Г. Юдин.)
Способы постановки и автоматизации мягкого звука [Г']
Когда звук [Г] поставлен, его мягкий вариант [Г'] в произношении ребёнка появятся без проблем. Надо только помнить, что мягкие звуки предполагают более напряжённый язык и более высокий подъём его корня.
ГУ-ГУ-ГУ-…, ГЕ-ГЕ-ГЕ… и т.д. Подобрать слова также не составит труда. Надо лишь идти от простого к сложному. Самое простое, - звуки в начале слова: ГАЗЕТА, ГАЗОН, ГИМН, ГИТАРА, ВАГОН, ТЕЛЕГА, ОГОНЬ, ФЛАГИ, СНЕГИРЬ.
Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков - чистоговорки и скороговорки:
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, - теперь беги!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги!
Выучите с ребенком скороговорки и стихи: важно развивать не только звукопроизношение, но и память.
Игры на закрепление звука [Г]
Игра "Дети и гуси"
Группа детей делится на две команды: первая - дети, вторая - "гуси" Гуси гуляют по поляне. Появляются дети. Обращаясь к гусям, дети спрашивают: - Гуси, гуси! - Га - га - га! - отвечают гуси. - Пить хотите? - Да - да - да! Далее выносят воду. - Гуси, гуси! Вот вода! - Га - га - га, га - га - га! (гуси кланяются, благодарят)
Игра "Дети, гуси и лиса"
"Гуси" машут крыльями и летают по комнате. В кустах сидит лиса. Появляются дети. Они протягивают к гусям руки и спрашивают: - Гуси, гуси, вы откуда? - Га - га - га, га - га - га! Все мы с юга, все мы с юга! - Гуси, гуси, вы куда? - Га - га - га, га - га - га. Мы летим на луга! - К нам летите на луга, на зеленые луга! - Га - га - га, га - га - га! Внезапно появляется "лиса": - Мигом гуся утащу, своих деток угощу (пойманные гуси выбывают из игры).
игра звук мягкий артикуляция
Список источников
1.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998
2.Ефименкова Л. Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда, М. : ВЛАДОС, 2001
3.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - СПб. : Союз, 1999
4.Поваляева М. А., Дидактический материал по логопедии : Сказки о веселом Язычке - Ростов н/Д : Феникс, 2002
5.Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: "Просвещение", 1973
6.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» /Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина М.: Просвещение, 1989
.Хватцев М.Е. Логопедия Издательство: Владос , 2009
8.Шашкина Г.Р., Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : учеб. пособие для студ. вузов - М. : Академия, 2005