Теоретический анализ ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,41 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретический анализ ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретический анализ ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения

.1 Психологические особенности личности студента

.2 Содержательные характеристики ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии

.3 Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения

Выводы по первой главе

Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения

.1 Методика исследования

.2 Описание и интерпретация результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

студент психологический личность

Актуальность исследования. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.

Перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь студенты, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в вузе, становление системы ценностных ориентаций, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек-человек».

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития.

Цель исследования: изучить особенности ценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения.

Объект исследования: ценностные ориентации.

Предмет исследования: ценностные ориентации студентов 1го курса заочной формы обучения.

Гипотезой исследования послужило предположение о том что студенты отдают предпочтения таким ценностям как «любовь», «материально-обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь».

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения;

2. Подобрать методики, соответствующей цели исследования.

. Исследовать и выявить особенности ценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения.

. Сформулировать выводы, полученные в теоретическом и эмпирическом исследованиях.

В процессе решения задач и проверке достоверности гипотезы были использованы методы:

. Теоретические методы - теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;

. Экспериментальные методы - тестирование, количественный и качественный анализ результатов эмпирической работы и математическая обработка данных; описание, обобщение и систематизация данных.

Методика исследования - Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б. Фанталовой <#"791078.files/image001.gif">

Рисунок 1

Результаты диагностики системы ценностных ориентаций у студентов первого курса заочной формы обучения.

По результатам, полученным в ходе исследования первое место определено такой ценности как «семья», она стала значимой для 60% испытуемых; для 30% респондентов приоритетной оказалась ценность «самосовершенствование»; ценность «здоровье» является важной для 5% испытуемых; ценность «профессия» является главной для 5% опрошенных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют достоверные особенности ценностей у студентов первого курса заочной формы обучения, а именно: для них наиболее значимы такие ценности как любовь, материально обеспеченная жизнь, отсутствие материальных затруднений, счастливая семейная жизнь.

Выводы по второй главе


Система ценностных ориентаций составляет основу отношений личности к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Являясь содержательной стороной направленности, ценности выступают основой мировоззрения и ядром мотивационно - потребностной сферы.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Становление системы ценностей непосредственно связано с профессиональным, личностным и жизненным самоопределением человека.

По результатам полученных в ходе проведения методики можно сделать следующие выводы:

Студенты отдают предпочтение таким ценностям как любовь, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь.

Заключение


В связи с актуальностью ценностных ориентаций нами была выбрана тема «Изучение ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения».

В начале исследования поставлена гипотеза о том, что о том что студенты отдают предпочтения таким ценностям как «любовь», «материально-обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь».

Теоретический анализ вопроса показал, что согласно данному анализу выделено определение понятия ценностных ориентаций.

Ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения.

Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Они являются целью и основой воспитания.

Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [37, с.148].

Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.

В ходе эмпирического исследования мы получили следующие данные: студенты отдают предпочтения таким ценностям как «любовь», «материально-обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь».

 Таким образом, в результате эмпирического исследования наша гипотеза подтвердилась.

Список используемой литературы

1.      Алехина И. В., Матяш Н.В, Павлова Т.А., Психология: практический курс. Психология развития. Часть 2. Брянск: Издательство Брянского педагогического университета им. Академика И.Г. Петровского, 2010. - 226 с.

2.      Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М., 2012. - 220 с.

.        Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 2011. - Т. 4. - 547 с.

.        Безменова И. К., Гулевич О. А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор. - М.: РПО, 2012. - 651 с.

5.      Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. - 576 с.

.        Большой психологический словарь. / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: Олма-пресс. 2013.- 299 с.

7.      Божович Л. И. Личность и ее формирование. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 2012. - 441 с.

.        Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 2011. - 217 с.

.        Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. - 2011. - № 5. - С.38-44.

.        Василюк Ф. Е. Психотехника выбора . Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 2011. - 229 с.

.        Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 2011. - 537 с.

.        Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. - 2012. - № 3. - С. 14-16

.        Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности . Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2010. - 281 с.

.        Гудечек Я. Ценностная ориентация личности . Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 2011. - 314 с.

.        Жуков Т. И. О международной ассоциации школьной и профессиональной ориентации // Вопр. психол. - 2012. - № 5. - С. 140-145.

.        Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. - М., 2011. - 621 с.

.        Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Московиздат, 2012. - 221 с.

.        Конфуций. Изречения / Перевод, предисловие и комментарии И. И. Семененко. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 225 с.

.        Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психол. журн. - Томск, 2010. - № 7. - С. 25-29.

.        Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды. - М.: Издат, 2011. - 514 с.

.        Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. - М., 2012. - 841 с.

.        Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 2011. - 214 с.

.        Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 2011. - 429 с.

.        Лосский Н. О. Бог и мировое зло. - М.: Республика, 2011. - 537 с.

.        Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос, 2011. - 543 с.

.        Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2011. - 599 с.

.        Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 2011. - 258 с.

.        Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. - М.: МГУ, 2012. - 369 с.

.        Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 2011. - 321 с.

.        Серый А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида. Вопросы общей и дифференциальной психологии. - Кемерово: Кузбассвузиздат., 2011 - 456 с.

.        Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и социальные перемещения // Вопросы социальной и профессиональной ориентации студентов. - Свердловск, 2012. - №4. - С. 14-16

.        Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журн. - 2012. - Т.3. - № 5. - С. 235-145.


Приложение 1

 

Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е.Б. Фанталовой

Целью методики является изучение системы ценностных ориентаций подростка. В основу методики положена процедура многомерного шкалирования. Точнее, один из его методов - попарное сравнение. Испытуемому предоставляется список жизненных сфер, бланки для ответов и инструкция. Каждому испытуемому предлагается на первом бланке проранжировать предлагаемые жизненные сферы по критерию ценности, на втором по критерию доступности. В результате обработки данных, мы получим:

1.      иерархию жизненных сфер с позиции их ценности для подростка;

2.      иерархию жизненных сфер с позиции их доступности для подростка;

Инструкция

Перед Вами список из 12 понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:

. Активная, деятельная жизнь;

. Здоровье (физическое и психическое);

. Интересная работа;

. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

. Наличие хороших и верных друзей;

. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);

. Свобода как независимость в поступках и действиях;

. Счастливая семейная жизнь;

. Творчество (возможность творческой деятельности).

Вам предстоит сравнить эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два последовательных сравнения, каждое по своему критерию: первое - по «ценности», второе - по «доступности».

На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр. Каждой цифре соответствует понятие-ценность, которое стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы 1.

Сравнение в матрице 1 производится на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы выбираете из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Ее Вы обводите кружком. Пример: Вам дана пара 2 3. Под цифрой «2» обозначено «здоровье», под цифрой «3» - «интересная работа». Если Вы обвели цифру «2», то это означает что здоровье для Вас важнее, чем интересная работа. Обводить можно только одну цифру из пары! Пропускать пары нельзя!

Вероятно, иногда Вам будет казаться, что обе ценности, составляющие пару, важны для Вас одинаково или одна не может существовать без другой. Тогда мысленно представьте внезапно возникшую ситуацию необходимости выбора, когда Вам все же приходится выбирать ту из двух ценностей, от которой в случае такого рода необходимости Вам труднее отказаться. Отвечать старайтесь быстро, по первому впечатлению. Закончив заполнение матрицы 1, переходите к матрице 2.

В ней сравнение производится на основании того, что некоторые из представленных ценностей, являются для Вас более доступными в жизни по сравнению с остальными. Вы выбираете из пары ту ценность, которая легче достигается Вами. Пример: пара 2 3. Если Вы обвели кружком «3», то это значит, что интересная работа более доступна Вам, чем хорошее здоровье.

Регистрационный бланк 1

Матрица 1. Сравните понятия-ценности на основе их большей значимости для Вас, большей привлекательности

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

1

3

2

4

3

5

4

6

5

7

6

8

7

9

8

10

9

11

10

12

 

 

1

4

2

5

3

6

4

7

5

8

6

9

7

10

8

11

9

12

 

 

 

 

1

5

2

6

3

7

4

8

5

9

6

10

7

11

8

12

 

 

 

 

 

 

1

6

2

7

3

8

4

9

5

10

6

11

7

12

 

 

 

 

 

 

 

 

1

7

2

8

3

9

4

10

5

11

6

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

8

2

9

3

10

4

11

5

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

9

2

10

3

11

4

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

10

2

11

3

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

11

2

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Регистрационный бланк 2

Матрица 2. Теперь сравните эти же понятия-ценности на основе их более легкой достижимости для Вас, большей доступности

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

1

3

2

4

3

5

4

6

5

7

6

8

7

9

8

10

9

11

10

12

 

 

1

4

2

5

3

6

4

7

5

8

6

9

7

10

8

11

9

12

 

 

 

 

1

5

2

6

3

7

4

8

5

9

6

10

7

11

8

12

 

 

 

 

 

 

1

6

2

7

3

8

4

9

5

10

6

11

7

12

 

 

 

 

 

 

 

 

1

7

2

8

3

9

4

10

5

11

6

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

8

2

9

3

10

4

11

5

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

9

2

10

3

11

4

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

10

2

11

3

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

11

2

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В результате первичной обработки результатов можно получить следующие данные о подростке:

Желательность или ценность каждой из предлагаемых ему для оценке жизненных сфер (Ц). Оценивается числом предпочтений ценности этой сферы перед другими. Максимально возможное значение Ц по каждой сфере равно 11 (в случае, если подросток всегда выбирает эту жизненную сферу в качестве более важной по сравнению с другими), минимальное значение по каждой сфере равно 0 (в случае, если ни разу эта сфера не выбрана в качестве более важной по сравнению с другими).

Доступность каждой из предлагаемых для оценки жизненных сфер (Д). Оценивается числом предпочтений доступности этой сферы перед другими. Максимально возможное значение Д по каждой сфере равно 11 (в случае, если подросток всегда выбирает эту жизненную сферу как более доступную по сравнению с другими), минимальное значение по каждой сфере равно 0 (в случае, если ни разу эта сфера не выбрана в качестве более доступной по сравнению с другими).

Рейтинг привлекательности предлагаемых ему для оценки жизненных сфер (РЦ). Определяется последовательностью предпочитаемых подростком сфер.

Рейтинг доступности предлагаемых для оценки сфер (РП). Определяется последовательностью доступных для подростка сфер.

Приложение 2

 

Показатели выбора ценностных ориентаций


Активная, деятельная жизнь

Здоровье (физическое и психическое)

Интересная работа

Красота природы и искусства

Любовь

Материально обеспеченная жизнь

Наличие хороших и верных друзей

Уверенность в себе

Познание

Свобода как независимость в поступках и действиях

Счастливая семейная жизнь

Творчество

1

7

7

6

2

8

6

8

6

2

3

11

4

2

6

9

9

2

8

6

4

0

6

3

9

0

3

4

7

5

5

4

4

7

3

6

8

8

5

4

3

5

5

5

7

6

6

6

4

6

4

9

5

5

4

2

0

10

8

9

7

3

6

11

1

6

0

9

4

2

8

5

6

8

3

7

11

4

7

4

6

7

3

8

5

5

4

2

8

8

8

10

9

8

4

6

5

6

2

3

1

10

3

9

10

11

6

1

6

6

7

3

3

4

9

0

10

6

9

3

1

8

7

4

5

8

6

9

0

11

10

11

5

1

8

4

7

4

2

5

9

0

12

3

10

3

0

6

4

3

7

3

9

9

10

13

3

7

5

2

10

8

9

5

6

1

9

1

14

10

11

3

2

8

6

7

3

1

5

9

1

15

10

11

4

0

6

6

8

4

2

5

9

1

16

9

10

0

1

2

8

3

7

5

11

6

4


Показатели доступности ценностных ориентаций


Активная, деятельная жизнь

Здоровье (физическое и психическое)

Интересная работа

Красота природы и искусства

Любовь

Материально обеспеченная жизнь

Наличие хороших и верных друзей

Уверенность в себе

Познание

Свобода как независимость в поступках и действиях

Счастливая семейная жизнь

Творчество

1

4

4

8

5

10

6

11

5

5

1

7

6

2

4

6

2

8

10

0

2

4

9

5

10

0

3

3

4

4

5

3

5

7

8

5

7

9

6

4

5

2

5

5

5

7

6

7

4

6

8

5

5

6

5

9

3

10

6

10

2

6

8

0

1

6

2

3

4

9

8

4

10

4

3

10

7

5

7

5

4

5

4

7

6

4

6

7

9

2

8

8

11

3

2

1

6

8

8

3

8

7

9

1

9

3

2

6

1

9

3

11

7

8

5

10

2

10

5

7

5

3

7

5

8

8

9

8

0

5

11

6

5

5

5

10

3

9

8

1

3

11

0

12

2

4

7

4

10

1

8

9

7

7

1

7

13

10

4

6

11

5

2

2

8

8

8

0

5

14

7

5

9

2

9

4

10

8

0

2

8

2

15

10

10

4

0

7

4

5

8

1

5

11

2

16

11

10

8

0

1

6

2

4

6

7

8

4


Похожие работы на - Теоретический анализ ценностных ориентаций студентов первого курса заочной формы обучения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!