на санскрите). Они содержат древние легенды, сборники заговоров, жертвенных формул и религиозных гимнов.
Из дошедших до нас источников мы узнаем, что в своем возникновении политико-правовая мысль у всех древневосточных народов восходит к мифологическим истокам. Так и на политические воззрения народов Древней Индии заметно повлияли мифологические и религиозные представления.
В период раннего земледелия и скотоводства индийцы обожествляли явления природы. С течением времени и образованием государства эти боги превращаются в богов, которые являются покровителями царя и его власти. По мере развития государства в единое централизованное целое, начинают появляться мысли о единобожии, т.к. царь-государь на земле единый, так и на небе должен быть единый бог. Этим богом становится Праджапати. «Уже в ведийских гимнах мы находим яркую характеристику этого бога, считавшегося единым творцом мира. «Он, создавший ясное небо, крепкую землю, сияние мира и свод небесный, измеривший свет сквозь эфирные пространства… Он единый бог над всеми богами»».
Постепенно формируется жречество и появляется новая религия, которая называется брахманизм. В Веды добавляются новые и новые записи и толкования, в целом эта брахманская идеология была нацелена на укрепление власти аристократов и жрецов (брахманов).
Согласно брахманскому учению общество делилось на четыре класса (варны): жрецов (брахманов), воинов (кшатриев), крестьян и торговцев (вайшья) и слуг (шудр), рабы не входили ни в одну из варн. Первые две варны были главными и господствующими, а последние две - подчиненными.
Мировоззрения этого учения определяли строение общества, роль и место на земле каждого члена варны, их права и обязанности. Наряду с Ведами развитие мысли брахманизма закрепляется письменно и в другом памятнике - Упанишадах (IX-VI вв. до н. э.).
Все люди должны были следовать законам, долгам, правилам поведения, которые установлены богом (дхарме, или дхамме). Они все записаны были в правовых сборниках (дхармасутры, или дхармашастры), которые составляли разные брахманистские школы.
Одним из важнейших памятников, который выражал политико-правовые мысли стали «Законы Ману». В них утверждается, что социальное неравенство, деспотия царя - явление божественное. В «Законах» говорится, что брахман является главенствующим варном над остальными тремя, наделяясь различными привилегиями. Те, кто осмелится причинить вред брахману, несут наказание, как в этой жизни, так и загробной. Также большое внимание уделяется обожествлению власти царя, и требуется полное подчинению ему.
Эволюционирующее сознание человека подтачивало устои этой идеологии. В появляющихся других религиозных течениях, содержатся ноты скептизма и неверия брахманисткой религии. Она начала постепенно разваливаться, а на смену ей пришел буддизм, который выдвигал идеи духовного равенства всех людей.
«Ни одного человека я не назову брахманом только потому, что родившее его материнское лоно принадлежало к брахманской касте. На языке Брахмы говорят многие, сердце и мысль которых обращены к миру. Поэтому я назову брахманом того лишь, кто, отдаляясь от мира, освобождается от всякой страсти».
Сиддхаттхи Готамы, которого прозвали Буддой (просветленный), выступил против идеологий брахманизма и основных положений Вед и Упанишад. Он отрицал так же мысль о том, что бог это вершитель верховной власти, первоисточник закона. Он считал, что только от человека зависит его положение на земле: если следовать правильному, благородному пути на земле (правильное поведение, речь, образ жизни и т.д.), то можно избежать страданий в этом мире. Это приведет человека к нирване.
В целом буддизм призывал полностью повиноваться высшим чинам, не вникать и быть невнимательным к политико-правовым явлениям, т.к. это считалось одним звеном земных несчастий, не противиться злу, оставить все как есть, относиться равнодушно к жизни, нищете (главное духовное богатство). Буддизм сосредотачивался на внутренних проблемах людей. Это все было выгодно знати, которой было легко таким образом держать в повиновении людей, духовно порабощать их.
В скорее, пройдя некоторые переработке в своей сути, буддизм прекратился в государственную религию, выйдет за пределы Индии и перерастет уже в одну из мировых религий.
Различные идеологии и религии сменяли друг друга, оставляя след в истории и дальше развивая общественно-политические мировоззрения. Эта смена происходила вследствие эволюции мысли древнеиндийских людей. Просуществовав долгое время, народы Древней Индии подарили нам неисчисляемое количество информации и артефактов. Хоть это общество и считается древним, но по духовному, моральному, социальному и политическому уровню развития оно не уступало, а наоборот даже превосходило другие центры цивилизации.
4. Политические мысли в Древнем Китае
политический древний восток азия
Изучение возникновения и развития древнейших китайских народов в настоящее время можно посредством древних документов, надписей на «гадальных костях» (это были обращения, вопросы, просьбы к оракулу), дарственных грамот и различных религиозно-философских произведениях. Также использовали материалом для ведения летописи панцири черепах, бамбуковые планки, шелк.
Древнейшие земледельческие племена появились примерно в VI-V тыс. до н.э. Ученые называют эту культуру Яншао, она возникла в бассейне р. Хуанхэ.
Китайская историография традиционно начинает историю Китая с образования цивилизации Шань-Инь (II тыс. до н.э.). В эту эпоху считается, что правили пять самых легендарных императоров, которые были справедливы, мудры и преисполнены добродетелью.
По некоторым данным мы можем судить о том, что в эту эпоху уже существовало общинное землевладение. Так же как и во всех древневосточных государствах в период Инь существовала патриархальная семья. Все типичные черты этого: главенствующие мужчины, многоженство и порабощение женщин, сильно выраженный культ предков.
Считается, что в эту эпоху происходило появление рабства, расслоения общества. Этот процесс классового расслоения происходил внутри сельских общин. Древние аристократы, выделившиеся еще из родовых общин, в период Инь имели особое положение. Опираясь на свое богатство и власть, они постепенно образовывали правящий класс рабовладельцев.
С течением времени государство Шан-Инь ослабевает и Чжоуские племена, которые располагались в бассейне р. Вэй, разгромив царство Инь, основывают новое государство (конец XII века до н.э.) Чжоу. Но уже к концу IX века до н.э. государственное устройство ослабело от стремления местных правителей отделиться от центра, от смуты, происходящей в стране. Этот кризис давал толчок к размышлениям и поискам выхода из этой ситуации. Это и привело к развитию и расцвету политико-правовой мысли в VI -V веках до н.э.
Огромное значение в культуре Китая имели религиозно-философские идеологии Конфуция. Все его идеи изложены в книге «Люнь Ой». Самый главный принцип в конфуцианстве - традиция и консервативность. Он сам неоднократно утверждал, что «передает, а не выдумывает».
Конфуций развивал и поддерживал патриархальный строй семьи. По его учению государство являлось громадной семьей, где царь - отец, глава семьи, т.к. он считался «сыном неба». Исходя из этой мысли отношения между главными правящими людьми и подчиненными - образ отношений младших со старшими.
Большое внимание уделяется воспитанию человека. Каждый индивидуум должен был совершенствоваться, полностью изменяться.
Конфуций говорил:
«Только самый великий ученый и самый худший идиот никогда не меняются».
«По своим врожденным свойствам все люди близки друг к другу. По своим приобретенным свойствам они отличаются друг от друга».
«Молчание - верный друг, который никогда не изменит».
Это учение стремилось воспитать в человеке полное духовное повиновение. Конфуцианство утверждало то, что каждый человек должен быть доволен своим социальным статусом и не стремиться его изменить.
«Темные люди должны повиноваться аристократам и мудрецам».
Таким образом, учения Конфуция, которое было основано на принципе неравенства людей, выступало за идею правления «высших по рангу людей», т.к. простолюдины были отстранены от управления государством.
Этот мыслитель стремился установить «классовую гармонию», равновесие, мир между верхами и низами общества.
Также Конфуцианство отвергало насилие и призывало царей и чиновников строить взаимоотношения на добродетели. «Правление посредством добродетели подобно Полярной звезде, которая покоится на своем месте, а все звезды вращаются вокруг нее». Так в трактовке философа добродетель - это целый список норм и принципов основанных на морали и этике.
Философ не принимал концепцию управления государством посредством законов и наказаний, следование ритуалам, по его мнению, могло избежать возникновения разногласий, конфликтов и насилия.
В целом, рабовладельческая знать стремилась подчинить характер человека, выработать постоянное смирение и готовность повиноваться.
Так же широко распространилась и другая религиозно-философская система, которая принадлежала Лао-цзы. Основные положения изложены в трактате «Дао дэ Цзин».
Само слово «даосизм» происходит от «дао» («тао»), означающее «основа мира», «нерожденное, порождающее все сущее».
Так по учению Лао-цзы человек должен был соблюдать полное послушание, смирение. Очевидно, что мысли были схожи с Конфуцианскими идеями, были такие же классовые цели. Пытаясь изменить что-либо, повлиять на ход событий, человек нарушал гармонию, и поэтому одним из главных принципов «дао» было недеяние (У-вэй). Это недеяние являлось не бездействием как физическим, а представляло собой действие без рассуждений, без объяснений.
Последователи «даосизма» должны были покорно принимать все, что предоставляет жизнь, не противоречить истинной природе. Принимая все как есть, Лао-цзы говорил, что можно достичь процветания и долголетия духа.
Из идей этого учения видно, что она пропагандирует необходимость сохранения отсталости людей, т.к. непросвещенным человеком легче управлять, нежели умным. Так же как и Конфуцианство, даосизм резко отвергало насилие и войны.
В Древнем Китае появляется другая идеология политической мысли, которая полностью критикует доктрины Конфуцианства. Представителем является Шан Ян, и это учение называлось легизмом.
Последователи этого учения считали, что управлять лучше всего, опираясь на законы и суровые наказания. Закон для всех един и все равны перед ним. Наказание есть закон, он должен быть жестоким.
Они отвергали все принципы Конфуцианского учения, в целом были пронизаны враждебностью к людям, низкой оценкой их качеств. Считали, что человек - источник зла, и пытались противостоять этому.
В результате, это учение привело к образованию сильного централизованного государства в Китае, но в нем установилась жестокая деспотическая власть.
Во II-I вв. до н.э. религией в Древнем Китае становится Конфуцианство, в котором присутствовали идеи легизма. Как и в других древневосточных государствах в древнекитайских социально-политических мировоззрениях присутствовали мифологически-религиозные представления. Но политико-правовые воззрения раньше отделились от религиозных, поставив центр изучение государственного аппарата, взаимоотношений человека и общества.
Заключение
Изучение истории появления политической мысли в Древних государствах помогает нам получить не только полезную и познавательную информацию, но и помогает придти к неким умозаключениям.
Рассмотрение истории возникновения дает понять человеку закономерности развития социально-политических учений, тем более в древневосточных цивилизациях формирование этих учений и развитие этих стран происходило изолированно, без вмешательства внешних факторов, так, можно проследить этап самого зарождения и дальнейшего развития.
Таким образом, подводя итог по изученной теме, можно отметить следующие характерные черты политико-правовой мысли, возродившейся в Древнем Востоке:
.Политическая мысль в целом была основана на мифологическо-религиозных представлениях.
.Политика и право не обособились от верований и мифов, считалось, что основой всего общества являются божественные установления.
.Так же большое значение при формировании социально-правовых учений сыграли этические представления и мораль (напр., Конфуцианство, буддизм).
.Присутствие апологетического характера в большинстве учений, т.е. защита интересов определенных сословий в государстве, одобрение власти эксплуататорской верхушки, неравенства и привилегий знати.
Миф являлся первой и довольно крепко устоявшейся формой освоения и восприятия мира в то время, сохранившееся с первобытных времен. Этим и обуславливается преобладание мифических представлений во всех основных сферах жизни людей.
Политические учения хоть и не были отделены от мифически-религиозных воззрений в отдельную сферу общественной жизни, но все же внесли огромный вклад в развитие человечества как такового. Во-первых, они положили начало образования политической науки; во-вторых, создав почву, они стали дальше в течение долгих тысячелетий накапливать и совершенствовать свои учения; в-третьих, даже сейчас многие мыслители и государственные деятели обращаются к трудам древних предков. Эти признаки отражают всю ценность деятельности древних предков.
Список литературы
1.http://all-politologija.ru/ru/politika-v-stranax-drevnego-vostoka
.http://allpolitologia.ru/politicheskie-ucheniya-drevnego-vostoka-grecii-i-rima/
.http://www.e-reading.co.uk/chapter.php/1002770/56/Moskati_Sabatino_-_Civilizacii_Drevnego_Vostoka.html
.http://www.banks-delo.ru/stat/7498714/
.http://yanko.lib.ru/ann/hist_anc_east-kuz-a.htm#_Toc57414938
.http://grachev62.narod.ru/leist/chapt02.htm
.Ирхин Ю.В. «Политическая мудрость древнего Востока: взгляд из XXI века на политические идеи Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая» Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2000. № 2. С. 5-20.
.http://lawtoday.ru/razdel/biblo/ippu/004.php
.http://www.politictime.ru/potis-977-2.html
.http://www.ipolitics.ru/articles/exams/politologiia/politicheskie_ucheniia_drevneij_indii_brahmanizm_b.shtml
.http://www.mistcity.ru/Biblio/TGU/umk/ippu/ippu09.htm
.http://www.ipolitics.ru/articles/exams/politologiia/politicheskie_ucheniia_drevnego_kitaia_konfutsians.shtml
.Лекции (УМК): История политических и правовых учений. Тема 2. Политические и правовые учения Древнего Китая и Древней Индии
.Всеволод Игоревич Авдиев. «История Древнего Востока» ОГИ3, Государственное издательство политической литературы, 1948.
.http://politike.ru/dictionary/287