ноября 2005 г. были объявлены итоги очередных президентских выборов. Вновь был президент эль-Хадж Омар Бонго, занимавший этот пост уже 38 лет. Омар Бонго скончался 8 июня 2009 г. в испанской клинике, после чего обязанности президента до 16 октября исполняла Роза Франсина Рогомбе.
августа 2009 г. состоялись президентские выборы, в которых приняли участие около двух десятков кандидатов. В тот же день о своей победе заявил сын скончавшегося президента, Али-бен Бонго, который вступил в должность 16 октября 2009 г.
Общие контуры политической системы
Конституционные основы, характеристика формы правления. Действующая конституция Республики Габон была принята 14 марта 1991 г. и вступила в силу 26 марта 1991 г. К конституции был принят ряд поправок, в том числе в 1995, 1997 (срок президентских полномочий продлен с 5 до 7 лет) и 2003 гг.
Конституция гарантирует основные неотъемлемые права и свободы человека, в частности право на свободное развитие личности, свободу мысли, совести, мнений, вероисповедания, безопасность, право на работу вне зависимости от происхождений, пола и расы, право на частную собственность, свободу собраний, ассоциаций, профсоюзов и других организаций, чья деятельность не противоречит закону (Преамбула, ст. 2- 19).
Порядок внесения поправок в конституцию регулируется гл. 12 конституции. Согласно ст. 116, инициатива пересмотра конституции принадлежит президенту, Совету министров и членам правительства. Предложение о принятии поправок должно быть вынесено на рассмотрение Национальной ассамблеей не менее чем 2/3 депутатов от ее состава или на рассмотрение Сената не менее чем 2/3 сенаторов. Решение о принятии поправок может быть принято двумя способами: на основании результатов референдума (проект конституционного закона выносится на референдум президентом республики в соответствии со ст. 18 конституции) или после голосования парламента при условии одобрения 2/3 членов Национальной ассамблеи и Сената.
Также ст. 116 конституции определяет условия, при которых конституция республики не может быть пересмотрена. К таким условиям отнесены: руководство страной лицом, временно исполняющим обязанности президента; действие в стране временного правительства; наличие угрозы территориальной целостности республики; период между объявлением официальных результатов президентских выборов и вступлением в должность президента. Также, согласно ст. 117, республиканская форма правления и принципы плюрализма не могут являться объектом поправок.
Форма правления - президентско-парламентская, на практике президент обладает полнотой власти в стране.
Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Конституция Габона формально закрепляет принцип разделения властей (ст. 5). Ветви власти определяются как независимые друг от друга. В целом по объему полномочий президент существенно превосходит всех остальных участников политического процесса. Круг его функций охватывает, в том числе, законодательную и судебную сферы.
Глава государства - президент, избирается путем всеобщих прямых и тайных выборов. Правительство Габона подотчетно парламенту (ст. 36). Вместе с тем президент формирует правительство, назначает вице-Президента. Президент вправе распустить Национальную ассамблею (ст. 19). А Национальная ассамблея, в свою очередь, уполномочена объявить вотум недоверия правительству (ст. 64), что предполагает отставку премьер-министра и последующую отставку всего правительства (ст. 65). Импичмент президенту объявляет Конституционный суд. Для реализации этой процедуры необходимо согласие абсолютного большинства членов правительства, а в случае его отсутствия - простого большинства депутатов парламента (ст. 13).
Законодательная инициатива принадлежит депутатам парламента и членам правительства (ст. 53).
Конституционный суд рассматривает законы на предмет соответствия конституции и может объявить закон неконституционным (ст. 83). Конституционный суд разрешает вопросы, связанные со спорными компетенциями между различными институтами государственной власти. Обратиться в Конституционный суд с требованием рассмотреть конституционность законопроекта перед его принятием может премьер-министр. Требования на предмет рассмотрения остальных законов могут исходить от президента, премьер-министра, председателей обеих палат парламента или от десяти депутатов каждой палаты, председатели Кассационного суда, Государственного совета или Счетной палаты, а также от любого гражданина, чьи права были нарушены соответствующим законом.
Особенности исполнительной власти. Системе органов исполнительной власти посвящена вторая глава конституции Республики Габон. Главой государства является президент, который является гарантом конституции, преемственности политического курса, территориальной целостности, вместе с правительством определяет внешнюю и внутреннюю политику государства. Он является главой исполнительной власти (ст. 8).
Президент избирается сроком на 7 лет прямым и тайным голосованием с правом последующего переизбрания. Президент может переизбираться неограниченное количество раз (ст. 9). Президентом республики может быть избран гражданин от рождения, вне зависимости от пола, достигший возраста 40 лет (ст. 10).
Президент назначает вице-президента, а также освобождает его от должности при согласии глав обеих палат парламента (ст. 14а). Также президент назначает премьер-министра и других членов правительства, равно как и отстраняет их от должности (ст. 15). Президент может выносить на референдум конституционный законопроект по своей собственной инициативе или по предложению правительства, либо Национальной ассамблеи, либо Сената (ст. 18). Президент вправе распустить Национальную ассамблею (ст. 19). Президент также является Верховным главнокомандующим (ст. 22), объявляет о введении чрезвычайного положения (ст. 25).
Исполнительная власть в стране представлена также правительством, действующим во главе с президентом. Правительство ответственно перед президентом и Национальной ассамблеей (ст. 28). Деятельностью правительства руководит премьер-министр (ст. 29), который также и формирует его состав при участии президента страны. Члены правительства должны быть старше 30 лет и не могут заниматься другими видами деятельности в течение срока действия своего мандата (ст. 32).
Действующим президентом Габона с 1967 г. является Ель Нади Омар Бонго Ондимба.
Особенности законодательной власти. Законодательной власти посвящена гл. 3 конституции Республики Габон. Органом законодательной власти в стране является парламент, состоящий из двух палат: Национальной ассамблеи и Сената. Депутаты Национальной ассамблеи избираются сроком на 5 лет путем прямых всеобщих выборов, а члены Сената - на 6 лет коллегией выборщиков, представляющих муниципальные органы. В Сенате представлены местные сообщества (ст. 35). Парламент принимает законы, регулирующие налоговую сферу, и контролирует деятельность исполнительной власти (ст. 36). Число депутатов парламента, их привилегии, условия и порядок их избрания зафиксированы в органическом законе (ст. 37). Заседания парламента являются публичными, их содержание публикуется в газете «Journal des Debats» (ст. 44). Также обе палаты парламента независимы в административных и финансовых вопросах (ст. 46).
Особенности судебной власти. Судебная власть, представленная Конституционным судом, Кассационным судом, Государственным советом, Счетной палатой, Апелляционным судом и прочими судебными инстанциями, вершится от имени народа Габона (ст. 67). Судебная власть является независимой и не подчиняется другим ветвям власти - исполнительной и законодательной (ст. 68). Гарантом независимости судебной ветви власти является президент (ст. 69).
Высшим органом судебной системы является Верховный судебный совет во главе с президентом республики (ст. 70). В Верховном судебном совете законодательная ветвь власти представлена тремя депутатами и двумя сенаторами, которые обладают совещательным голосом. Совещательным голосом обладает также министр финансов (ст. 71).
Высшей судебной инстанцией по гражданским, торговым, социальным и уголовным делам является Кассационный суд (ст. 73).
Административными вопросами занимается Государственный совет (ст. 74).
Счетная палата осуществляет контроль над государственными финансами (ст. 75).
Высший суд юстиции функционирует в исключительных случаях, например при необходимости судить президента республики, подозреваемого в нарушении присяги и государственной измене (ст. 70). Конституционный суд состоит из 9 судей, назначаемых президентом, Сенатом и Национальной ассамблей (ст. 89).
Территориально-государственное устройство. Габон разделен на 9 провинций: Эстуаре, Хаут-Огове, Мойен- Огове, Нгунье, Ньянга, Огове-Лоло, Огове-Маритиме, Во- лью-Нтем. Провинции поделены на 37 департаментов.
Местное управление и самоуправление. На местном уровне действуют префекты и субпрефекты, возглавляющие провинции и округа. Префекты и супрефекты назначаются президентом республики. В 7 городских коммунах местные органы власти представлены муниципальными советами, избираемыми на 5 лет всеобщим голосованием.
Особенности политических процессов
Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Габон - бывшая французская колония, что привело к значительному влиянию французского институционального дизайна в стране. Государственные институты, а также система судопроизводства построены по французскому образцу.
Внутренние конфликты и расколы. Индекс имущественного расслоения (коэффициент Джини) для Габона составляет 41,5 (2011 г.). По данным Гейдельбергского института на 2011 г., в Габоне с 2009 г. существует конфликт между правительством и оппозиционными партиями, которому присвоен 2-й уровень по шкале Барометра конфликтов.
Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. Официальная идеология в стране, согласно конституции 1991 г., отсутствует.
Религия и государство, роль религии в политике. В Габоне действует свобода вероисповедания, государство отделено от церкви. В 1973 г. президент принял ислам. 55 - 75% христиане, остальное население придерживается традиционных верований, менее 1% составляют мусульмане.
Политическая роль военных/силовых структур. Военные имеют незначительное влияние, главным образом в силу своей малочисленности и полной подконтрольности президенту.
Особенности партийной системы. Многопартийная система была установлена в 1991 г. Доминирует на политическом пространстве созданная президентом Габонская демократическая партия, которой постоянно принадлежит свыше 2/3 голосов. Систему можно охарактеризовать как систему доминирующей партии.
Таблица Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 17 декабря 2011 г.
ПартияЧисло местДемократическая партия Габона115Народный союз Габона3Движение за либеральные реформы1Социально-демократическая партия1Союз за новую республику1Итого121
НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. В Габоне авторитетом пользуются Национальное объединение профсоюзов (политическая партия), Габонская партия прогресса, а также организации деловых кругов: Палата торговли, сельского хозяйства, промышленности и рудников Габона, Национальный совет объединения предпринимателей. Среди профсоюзов выделяется Габонская конфедерация свободных профсоюзов (16 тыс. членов). Роль других НПО минимальна.
Положение и роль СМИ. Независимые СМИ в Габоне не существуют, разрешено создание только аффилированных СМИ при политических группах. В настоящее время в Габоне все СМИ де-факто находятся под контролем власти.
Таблица Положение Габона в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002-2012 гг.
ГодЧисло странМесто страныПоказатель20021395820,5200316610131,25200416711537,5200516710226,0200616811428,5200716910231,5200817311026,75200917512943,5201017810728,752011-201217910136,5Пояснение: Чем больше значение показателя и место страны в рейтинге, тем хуже положение со свободой прессы в стране
Источник: Reporters Sans Frontieres Reporters Without Borders
Таблица Основные показатели экономики
Гендерное равенство/неравенство. По конституции Габона женщины обладают равными с мужчинами правами, но на практике их представительство в парламенте и органах власти минимально.
Положение в мировой экономике и политике
габон географический политический конституционный
Национальное хозяйство в контексте мировой экономики.
Габон лидирует по ВВП на душу населения среди государств Центральной Африки - 5500 долл. США (2001 г.). В стране 600 тыс. чел. экономически активного населения. Инфляция составляет 1,5%. Среди отраслей хозяйства по доле в ВВП лидирует промышленность (60%), на 2-м месте - сфера услуг (30%), а оставшаяся доля приходится на сельское хозяйство.
При этом сельское хозяйство лидирует по числу занятых (60%), тогда как на промышленность и торговлю приходится 15%, а на сферу услуг - 25%. Производство электроэнергии составляет 850 млн кВт ч (2000 г.) Среди отраслей горнодобывающей промышленности лидирует добыча нефти - ведущая отрасль экономики вообще, а также такие отрасли, как добыча марганцевой руды и золота. Обрабатывающая промышленность производит главным образом продукты нефтепереработки (бензин, керосин, авиационное топливо). Кроме того, в число значимых отраслей входят пищевая и лесная промышленность.
Сельское хозяйство Габона не может полностью удовлетворить потребности страны. В стране выращиваются бананы, маниок, сахарный тростник. Животноводство заключается главным образом в свиноводстве и овцеводстве.
Общая протяженность железных дорог в стране составляет 649 км, а объемы перевозок: пассажирские - около 200 тыс. чел. в год, грузовые - примерно 3 тыс. т в год. Общая протяженность автомобильных дорог составляет 8,5 тыс. км, причем из них только 838 км - дороги с твердым покрытием. В Габоне имеется 59 аэропортов, три из них - международные. Есть несколько морских портов, общее водоизмещение торгового флота - 35 тыс. т. В Габоне свыше 200 тыс. радиоприемников, более 60 тыс. телевизоров, 39 тыс. телефонных линий и 120 тыс. сотовых телефонов, 18 тыс. пользователей Интернета.
Габон ежегодно посещает около 170 тыс. туристов (1997 г.), что приносит стране 7 млн долл. США.Габон стремится привлекать зарубежные инвестиции в горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство. Правительство придерживается политики постепенной либерализации государственного сектора экономики, стимулирования создания новых рабочих мест.
Курс национальной валюты - франка - жестко привязан к евро. Валютные резервы страны составляют около 20 млн долл. США. При этом государственный бюджет составляет 1,8 млрд долл. США. Объем экспорта в 2001 г. составил 2,5 млрд долл. США, а импорт 921 млн долл. США. Главным торговым партнером Габона являются США (половина всей внешней торговли), на втором месте Франция, затем Китай. Главный продукт экспорта - сырая нефть (81%), а также лес, марганец.
В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 г., Габон назван страной с экономикой «высокого среднего дохода» {uppermiddle income). Также в классификации Всемирного банка Габон определен как страна - заемщик МБРР, что позволяет получать несвязанные (благодаря платежеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.
По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 г.): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (89,17%); древесина и изделия из нее, древесный уголь (6,62%); руды, шлаки, зола (2,16%); каучук и изделия из него (0,58%); чугун и сталь (0,23%) и др.
По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 г.): энергосиловое оборудование (20,05%); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (8,88%); фармацевтическая продукция (6,96%); электрическое и электронное оборудование (6,79%); изделия из чугуна и стали (6,38%); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (4,77%); мясо и мясные субпродукты (4,23%); зерновые культуры (4,23%); оптические, фотографические, технические, медицинские и другие приборы (2,35%); пластмассы и изделия из них (2,1%); чугун и сталь (2,08%) и др.
Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы. Габон имеет ограниченный потенциал воздействия на внешнюю среду.
Общий размер взносов Габона в регулярный бюджет ООН в 2012 г. определен в размере 361 932 долл. США, или 0,014% взносов всех стран-участниц (у США - 22%).
Квота Габона в МВФ в 2012 г. составляет 0,06% от совокупного размера квот, «вес» при принятии решений - 0,09% от общего числа голосов (у США эти показатели составляют соответственно 17,70 и 16,76%).
Таблица Вес в мировой экономике
ГодДоля в мировом ВВП, %Доля в общем объеме экспорта товаров и услуг в мире, %Доля в общем объеме импорта товаров и услуг в мире, %19900,02710,06300,041719950,01670,04560,028020000,01570,04370,020720050,01890,04310,018620080,02370,04880,023820090,01880,03620,023620100,02060,03610,0220
Габон - страна-реципиент. Размер зарубежной помощи в процентном отношении от ВНД в 2010 г. был равен 0,91%, или 69,08 долл. США на душу населения.
Страна экспортирует энергоресурсы.
Население страны невелико даже в масштабах Африки и составляет около 0,02% от населения мира. Французский язык имеет статус официального (национального и/или государственного) в Габоне и еще как минимум в 28 странах мира. Общая численность говорящих на французском языке - более 120 млн чел. (население государств, в которых французский является официальным, составляет около 80 млн чел.), или более 2% населения мира.
Габон дважды избирался непостоянным членом СБ ООН.
По данным доклада «Военный баланс 2009», подготовленного Международным институтом стратегических исследований (International Institute of Strategic Studies), численность вооруженных сил Габона в 2008 г. составила 4700 чел. Численность военизированных подразделений (жандармерия) - 2 тыс. чел. На вооружении сухопутных войск находились 70 БРМ, 12 БМП, более 21 БТР и 51 артиллерийское орудие и миномет. ВМС располагали 9 катерами и патрульными судами. На вооружении ВВС состояли 14 боевых самолетов, в том числе 13 истребителей (устаревшие модели), 5 ударных и 9 военно-транспортных вертолетов.
Расходы на оборону Габона в процентах ВВП ниже среднемировых.
Таблица Военные расходы
ГодВоенные расходы в долл. США по постоянному курсу на 2010 г., млнВоенные расходы в % от ВВП1990н.д.н.д.1995н.д.н.д.20001611,8020051371,312008н.д.н.д.20101250,95Источники: SIPRI, World Development Indicators
Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнеры, отношения с Россией. Буркина-Фасо участвует в следующих международных организациях: учреждения ООН: ООН, специализированные органы Генеральной ассамблеи (ЮНКТАД) и Совета безопасности, специализированные организации Объединенных Наций (ФАО, МБРР, ИКАО, МАР, МФК, МФСР, МОТ, МОМ, ИМО, МВФ, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВПС, ВОЗ, ВОИС, ВМО), МАГАТЭ.
Другие международные организации: Международный уголовный суд, Группа 77, Международная организация профсоюзов, Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная организация по стандартизации (на правах члена-корреспондента), Международный телекоммуникационный союз, Организация по запрету химического оружия, ВТО, Всемирная туристическая организация, Всемирный таможенный союз.
Буркина-Фасо также входит в такие организации, как Организация Исламская конференция, Движение неприсоединения, Организация франкоговорящих стран.
Страна участвует в следующих интеграционных блоках: Центральноафриканский банк развития, Зона франка.
Во внешней политике Габон в основном ориентируется на Францию. Взаимоотношения с соседями носят ограниченный характер. Отношения с США стабильны и традиционно значимы для Габона с момента приобретения независимости.
Дипломатические отношения с Габонской Республикой установлены 15 октября 1973 г. Российская Федерация признана Габоном в качестве правопреемника СССР
10января 1992 г. Двусторонние отношения носят ровный, дружественный характер. В 1980 г. были подписаны Торговое соглашение, соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве, а также о культурном и научном сотрудничестве. В 1997 г. габонские власти содействовали российской стороне в проведении эвакуации через Либревиль граждан России и персонала нашего посольства из Республики Конго. В сентябре 1999 г. по линии Института Африки РАН состоялся визит в Москву министра культуры Габона, который обсудил в Минкультуры и Минобразования России перспективы сотрудничества в этой сфере.
Осуществляется взаимодействие по линии внешнеполитических ведомств. Проводятся регулярные межмидовские консультации. В ноябре 2000 г. успешно прошел официальный визит в Габон делегации Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации во главе с заместителем председателя Г. В. Боосом. 23 - 26 апреля 2001 г. в Москве с официальным визитом находился президент О. Бонго. Состоялись его переговоры с В. В. Путиным, главы двух государств подписали Совместное российско- габонское заявление. О. Бонго встретился с председателями палат Федерального собрания, в ходе которых были достигнуты договоренности о расширении парламентских обменов. Состоялась встреча О. Бонго и сопровождавших его габонских министров с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей. Президенту Габона присвоено звание почетного доктора РУДН. В рамках визита министр иностранных дел России И. С. Иванов провел консультации с Государственным министром, министром иностранных дел, сотрудничества и франкофонии Габонской Республики Ж. Пингом, был обсужден широкий круг актуальных международных проблем и вопросов двусторонних отношений, подписан Протокол о межмидовских консультациях. Первыми практическими шагами на пути реализации достигнутых в ходе визита О. Бонго договоренностей стали межмидовские политические консультации, прошедшие в Либревиле в ноябре 2001 г. и в Москве 4 июня 2002 г. В июле 2002 г. состоялся визит в Москву министра обороны Габона А. Бонго. В октябре 2002 г. Россию посетила с официальным ответным визитом делегация Национального собрания Габона во главе с ее председателем Г. Нзубой-Ндамой. В октябре 2003 г. состоялся обмен посланиями глав внешнеполитических ведомств России и Габона по случаю 30-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. В мае 2004 г. в Либревиле прошел очередной раунд межмидовских консультаций, а в Москве находился мининдел Габона Ж. Пинг с рабочим визитом, в ходе которого состоялась его встреча с С. В. Лавровым. Министры, в частности, высказались за углубление политического диалога, в том числе в рамках 59-й сессии ГА ООН, где глава внешнеполитического ведомства Габона председательствует. Объем торгово-экономических связей остается низким. После 1998 г. практически прекратились закупки в Габоне тропической древесины и марганцевой руды.
Между Габоном и Россией развиваются межпарламентские связи. В сентябре 2008 г. по приглашению Государственной Думы состоялся визит в Москву парламентской габонской делегации во главе с председателем Национальной ассамблеи Ги Нзубой-Ндамой. Состоялись встречи с руководством Думы и Совета Федерации, заместителем министра иностранных дел Г. Б. Карасиным, а также контакты на уровне Законодательного собрания и администрации г. Санкт-Петербурга.
Делегация Габона во главе с первым заместителем председателя Национальной ассамблеи Д. Она-Ондо в июне 2010 г. приняла участие в московской международной парламентской конференции «Россия-Африка: горизонты сотрудничества» и организованном в рамках конференции бизнес-форуме.
В конце марта - начале апреля 2011 г. состоялся визит в Габонскую Республику российской парламентской делегации во главе с заместителем председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации М. В. Герасимовой.
В рамках региональных связей в 2006 и 2009 гг. в Москве побывали делегации мэрии Либревиля. С ответным визитом в 2007 г. Либревиль посетила делегация мэрии Москвы. Подписан Протокол о сотрудничестве между мэриями обеих столиц.
Несмотря на достаточно активные политические контакты, торгово-экономические связи длительный период остаются на низком уровне после того, как в 1998 г. практически полностью прекратились закупки в Габоне ценных пород тропической древесины и марганцевой руды. В стране не представлено ни одного российского экономического оператора, отсутствуют торговые взаимоотношения (товарооборот в 2010 г. составил около 800 тыс. долл. США).
Работавшие здесь две российские компании, которые занимались геологоразведкой, в 2009 г. полностью прекратили свою деятельность в Габоне. Компания «Ренова» не стала продлевать на очередной период лицензию на проведение работ по причине отсутствия желаемых результатов. Копания из Татарстана «Татнефтегеофизика», проводившая с 2006 г. поиск нефтяных месторождений в районе г. Ламба- рене по контракту с французской нефтедобывающей компанией «Морэл энд Пром», по завершении срока контракта не смогла найти новых партнеров и также вынуждена была уйти с габонского рынка.
В апреле 2010 г. и июне 2011 г. в Либревиле с целью проведения переговоров в министерстве горнорудной промышленности и нефти Габона побывала делегация российской компании «ИФД Капитал», которая сообщила о готовности участвовать в разработке глубоководного нефтяного блока, расположенного на шельфе. Компания приобрела права (93% акций) на проведение бурильных работ на этом блоке у американской фирмы Vanco, которая не смогла выполнить свои финансовые обязательства перед Габоном.
В марте с.г. в России побывала совместная делегация ТПП и миннефти Габона для участия в выставке-форуме «Госзаказ-2011».
В ходе президентских выборов (август 2009 г.) и юбилейных мероприятий по случаю празднования 50-летия независимости Габонской Республики (август 2010 г.) активно использовалась предоставленная российской компанией « Utair» вертолетная техника.
Ежегодно Габону по линии Министерства образования России предоставляется 7 государственных стипендий, которые используются габонской стороной лишь частично. В марте 2002 г. подписан контракт на подготовку в Российском университете дружбы народов (РУДН) габонских специалистов на компенсационной основе.
Вызовы и угрозы безопасности
Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства для Габона в настоящее время может быть оценено как низкое.
В 1960-х гг. страна пережила череду военных переворотов, но с 1967 г. не было совершено ни одной успешной попытки неконституционной смены власти.
Большинство международных конфликтов Буркина-Фасо носят территориальный характер, в частности, неурегулированной остается морская граница с Экваториальной Гвинеей.
Угрозу терроризма в Габоне можно охарактеризовать как низкую.
Коррупция - системная проблема в Габоне. На основе экспертных оценок уровень коррупции в Габоне характеризуется как высокий.
Габон не сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2013», в 2005 - 2015 гг. прогнозируется положительный прирост населения, который составит 2,4% в год.
Согласно официальной точке зрения, имеющийся уровень миграции (2005 г.) является неудовлетворительным, правительство предпринимает усилия для снижения уровня как эмиграции, так и иммиграции.