Учетная политика предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,83 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учетная политика предприятия

Введение

учетный нормативный политика

Понятие учетная политика тесно связано с действующим постоянно меняющимся законодательством. Следует еще раз обратить внимание на то, что грамотное обоснование того или иного пункта, положения, варианта учетной политики зависит, во-первых, от знания действующей нормативной базы и, во-вторых, от возможности ее творческого применения.

Учетная политика имеет большое значение для понимания содержания отчетности организации: от реальной оценки ее имущественного и финансового состояния до конечного финансового результата. Недостаточное внимание к ее формированию как важнейшему элементу системы бухгалтерского учета приводит к отрицательным последствиям. Противоречивость и непоследовательность учетного процесса, неполное отражение объектов учета и недостаточное обоснование способов его ведения, отсутствие упорядоченного документооборота влекут за собой искажение бухгалтерской отчетности и не могут служить источником достоверной и надежной информации о показателях деятельности организации.

В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 г. организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей, основываясь на ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

В условиях реформирования системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности разработаны и введены в действие целый ряд нормативных документов, влияющих на постановку учета финансово-хозяйственной деятельности организаций: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету: ПБУ3/2006, ПБУ 4/99, ПБУ5/01, ПБУ6/01, ПБУ7/98, ПБУ9/99, ПБУ10/99. и т.д.

Вышеназванные нормативные документы, в различной степени отвечающие требованиям международных стандартов, определяют варианты применения того или иного способа или метода бухгалтерского учета, требуют внесения изменений в порядок его ведения.

Таким образом, учетная политика организации является уникальным средством, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета, во-вторых происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности; в-третьих разрешаются противоречия действующего законодательства.

Следовательно, учетная политика организации, будучи совокупностью способов бухгалтерского учета, может стать в настоящее время также и важным инструментом налогового планирования в организациях.

Поскольку одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия и далеко не на каждом предприятии имеется в наличие такой или подобный документ, что связано с недостатком информации (опыта), то целью данной работы является:

  • определить содержание и дать определение учетной политики;
  • разработать примерный проект учетной политики предприятия и показать порядок ее оформления и содержание;
  • дать комментарии по пунктам разработанного проекта учетной политики и определить факторы, влияющие на их принятие.

1.Сущность учетной политики и нормативная база для ее формирования

.1 Цели и задачи формирования учетной политики организации

Множество объектов бухгалтерского наблюдения характеризуются существенным разнообразием: здания, сооружения, мебель, транспортные средства и. т.д. Когда совокупности элементов, составляющих бухгалтерскую систему, свойственно такое многообразие, возникает потребность упорядочить ее, классифицировать всю совокупность по определенным признакам.

Классификация сводится не к упорядочению фиксированного набора бухгалтерских счетов, а состоит в конструировании системы счетов, основанной на исследовании производственно-хозяйственных и финансовых процессов, составляющих деятельность экономических субъектов, анализе потребностей в информации для их отражения и выявления возможностей получения этой информации.

Классификация бухгалтерских счетов направлена на установление минимума счетов, необходимого и достаточного для описания объектов бухгалтерского наблюдения, распределения этих объектов по конкретным счетам, разбивку образованной системы на классы, сгруппированные по определенному общему признаку таким образом, что полученные в результате декомпозиции подмножества сохраняют свойства системы как единого целого.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в организациях установлены ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета и порядок налогообложения. Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, обеспечение контроля, за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременное предупреждение негативных явлений хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;

своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

отражение, в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Рассмотрим общие положения формирования учетной политики:

Учетная политика рассматривается как способ законодательного регулирования в условиях рыночной экономики финансово-экономических и хозяйственных особенностей функционирования организации исходя из ее структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей.

Учетная политика организации представляет, с одной стороны, обязательный нормативный документ системы бухгалтерского учета, что закреплено в пункте 3 ст. 5 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (далее - Закон «О бухгалтерском учете»). С другой стороны, учетная политика - документ, защищающий интересы организации в области применения ею способов ведения бухгалтерского учета и его постановки.

Основы учетной политики устанавливает первый национальный стандарт по бухгалтерскому учету: «Учетная политика организации» (далее - ПБУ 1/2008). Под учетной политикой организации понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Организация имеет право на самостоятельный выбор способов группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способов применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иных соответствующих способов и приемов, разработанных системой нормативного регулирования. В случае отсутствия в системе нормативного регулирования каких-либо конкретных способов бухгалтерского учета или когда применение способов нормативными документами однозначно не определено организация вправе самостоятельно их разработать и узаконить для себя через механизм учетной политики, руководствуясь общеметодологическими принципами и правилами.

Способы ведения бухгалтерского учета, определенные учетной политикой организации, действуют с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа.

Учетная политика обязательна для всех структурных подразделений организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их месторасположения. Головному офису организации следует своевременно информировать финансовые службы подразделений по вопросам учетной политики.

При формировании учетной политики организация устанавливает для себя возможные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрены альтернативные решения в рамках системы нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета.

Налоговое законодательство предоставляет организациям в ряде случаев право выбора способов определения объекта налогообложения или порядка уплаты налога. Эти способы должны быть определены до начала финансового года:

либо в отдельном разделе приказа по учетной политике;

либо в отдельном приказе по учетной политике «для целей налогообложения».

Существуют разные методы учета хозяйственных операций. Рассмотрим один из них: метод учета затрат на производство.

Организация самостоятельно выбирает метод учета затрат на производство с учетом особенностей технологии и характера производства, разнообразия изготавливаемой продукции и массовости ее выпуска, видов и сложности продукции, длительности цикла производства и размеров незавершенного производства и ряда других факторов.

.2 Основные принципы учетной политики организации

Любая наука, и бухгалтерский учет не исключение, должна иметь свои принципы.

Принципы учета лежат в основе разработки конкретных правил ведения учета, закрепленных в стандартах, инструкциях, положениях, регламентирующих учет. К сожалению, в российских нормативных документах нигде не говорится о существовании такой категории, как принципы учета, вместо этого используются понятия «требования» и «допущения».

Общее признание учетных принципов зависит от того, насколько они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости.

Принцип уместен, если информация имеет смысл и принесет пользу потребителям информации об определенной хозяйственной единице.

Принцип объективен, если на информацию не влияют личные мнения или оценки ее составителей. Объективность подразумевает: надежность, соответствие действительности.

Принцип осуществим, если его реализация не вызывает чрезмерных сложностей или затрат.

Анализируя принципы учета, их можно классифицировать по трем направлениям, которые рассмотрены в таблице 1.1.

. Принципы, определяющие, какая информация подлежит учету;

. Принципы, формирующие процедуру ведения бухгалтерского учета,

. Принципы, регламентирующие способы учета в конкретных ситуациях.

Таблица 1.1. Принципы бухгалтерского учета

определяющие, какая информация подлежит учетуформирующие процедуру ведения бухгалтерского учетарегламентирующие способы учета в конкретных ситуациях1. Качественные характеристики информации 2. Денежного измерения 3. Существенности1. Обособленного предприятия (имущественной обособленности) 2. Двойственности 3. Непрерывности 4. Последовательности 5. Учетного периода1. Продолжения (непрерывности) деятельности 2. Учета по себестоимости 3. Консерватизма 4. Реализации 5. Увязки доходов и расходов

Чтобы выявить, какая информация подлежит учету, следует руководствоваться качественными характеристиками информации, принципом денежного измерения и существенности.

Согласно принципу денежного измерения учету подлежит только та информация, которая выражена в деньгах. Деньги выступают единственной практически удобной единицей измерения, позволяющей получать сравнимые финансовые данные о разнообразных объектах бухгалтерского наблюдения.

Деньги выражаются в той стоимости, которую они имеют в момент включения хозяйственных фактов в бухгалтерскую информационную систему.

Принцип существенности определяет, что особое внимание следует уделять учету только той информации, отсутствие или неточность которой могут повлиять на исчисление финансового результата или на принятие решения пользователей.

Процедуру бухгалтерского учета определяют принципы обособленной организации, двойственности, непрерывности, последовательности, учетного периода.

Принцип обособленной (автономной или целостной) организации провозглашает юридическую самостоятельность экономического субъекта (организации) - первого лица по отношению к его владельцу (второму лицу).

Принцип двойственности обосновывает фундаментальное бухгалтерское уравнение, увязывающее имущество организации (активы) с источниками его образования (капитал собственника и заемный или привлеченный капитал третьих лиц).

Согласно принципу непрерывности бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента начала деятельности организации до его ликвидации, без каких-либо пропусков и изъянов. Бухгалтерское наблюдение носит непрерывный и сплошной характер. Последнее, подразумевает охват всех объектов наблюдения.

Принцип последовательности в методах учета (последовательности применения учетной политики) предполагает, что выбранная методика учета в организации будет использоваться на протяжении длительного периода времени.

Принцип учетного периода гласит, что финансовый результат в организации исчисляется не с момента его организации, а за определенные промежутки времени - месяц, квартал, год.

С помощью следующих принципов можно обосновать принимаемые решения в конкретных ситуациях. К таковым относятся принципы продолжающейся деятельности, учета по себестоимости, консерватизма, реализации, увязки доходов и расходов.

Принцип действующей организации, или принцип продолжения (непрерывности) деятельности, в бухгалтерском учете есть допущение того, что организация будет работать на протяжении неопределенно-длительного периода времени, иметь постоянный производственный процесс, и не намерено сокращать объем производства.

Приведенный принцип направлен на выбор способа оценки объектов бухгалтерского наблюдения. Для действующей организации характерна оценка по учетной (балансовой) стоимости, в качестве которой выступают историческая (первоначальная) стоимость (оценка на момент совершения хозяйственной операции) или восстановительная стоимость (расчетным или экспертным путем приближенная к реальной, так называемой текущей рыночной стоимости).

Принцип учета по себестоимости предполагает учет объектов бухгалтерского наблюдения по их первоначальной стоимости. Принцип не всегда применяется, так, например, при ликвидации организации, ее имущество оценивается по ликвидационной стоимости, при безвозмездном получении имущество приходуется по рыночной стоимости. Кроме того, в условиях инфляции можно проводить периодические переоценки имущества, применять так называемый индекс-дефлятор.

Принцип бухгалтерского консерватизма (осторожности в оценке) сводится к тому, что бухгалтер скорее выберет низшую оценку для активов и доходов и наивысшую для пассивов и расходов. Расходы отражаются в момент появления обоснованной возможности, а доходы - в момент появления обоснованной уверенности.

Принцип соответствия, или увязки доходов и расходов, предполагает, что расходы должны быть отражены в том отчетном периоде, в котором возникли доходы, ставшие возможными благодаря этим расходам. Процесс соотнесения доходов и расходов происходит с помощью метода начислений

Закрепление принципов учета в нормативных документах большое завоевание российского учета.

1.3 Методологические аспекты учетной политики организации

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, а также документов, излагающих правила представления полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.

Допустимые варианты ведения учетной политики рассмотрены в таблице 1.2.

Таблица 1.2. Допустимые варианты ведения учетной политики

Готовая продукция - часть материально-производственных запасов организации, предназначенных для продажи и являющихся конечным результатом производственного процесса.

1.4 Система нормативного регулирования учетной политики

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учету:

а) первый уровень - Федеральный закон, другие федеральные законы. Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета,

б) второй уровень - положения по бухгалтерскому учету;

в) третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы,

г) четвертый уровень - рабочие документы конкретной организации.

На первом уровне кроме Федерального закона отдельные аспекты бухгалтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации также относится к документам первого уровня, так как этот документ устанавливает общие принципы ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с внешними потребителями информации и др.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета во всех организациях, независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций. К документам третьего уровня относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содержит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета и прочие. Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику организации.

2. Разработка учетной политики организации ООО «Симплекс»

2.1 Порядок формирования учетной политики организации

Для правильной организации работы необходимо выбрать методы учета той или иной хозяйственной операции. Рассмотрим некоторые из них:

Выбор метода оценки и порядка отражения в учете материально-производственных запасов по их видам:

Материально-производственные запасы - часть имущества:

используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи;

предназначенная для продажи;

используемая для управленческих нужд организации.

К материально-производственным запасам относятся:

материальные ресурсы;

готовая продукция;

малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

товары.

Для учета материально-производственных запасов организации необходимо разработать в качестве единицы бухгалтерского учета номенклатуру учета материально-производственных запасов (номенклатурный номер) в разрезе наименований и (или) однородных групп (видов).

Материально - производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

Материальные ресурсы:

Материальные ресурсы - часть материально-производственных запасов организации: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров).

Порядок отражения в учете процесса приобретения и заготовления материальных ресурсов может производиться организацией на выбор одним из следующих способов рассмотренных в таблице 2.1:

Таблица 2.1. Способы отражения материальных ресурсов в бухгалтерском учете

№№ п/пСпособ отражения в учетеХарактеристика способа1по учетным ценамУчет движения материальных ресурсов по учетным ценам осуществляется на балансовом счете 10 «Материалы». Для определения фактической себестоимости приобретения (заготовления) материальных ресурсов и отклонений от учетной цены используются дополнительные счета: - балансовый счет 15 «Заготовление и приобретение материалов»; - балансовый счет 16 «Отклонение в стоимости материалов»;2по фактической себестоимостиДля определения фактической себестоимости приобретения (заготовления) материальных ресурсов и учета движения материальных ресурсов используется только балансовый счет 10 «Материалы».

Оценка фактической себестоимости материальных ресурсов при их отпуске в производство и ином выбытии может производиться организацией на выбор одним из следующих методов рассмотренных в таблице 2.2:

Таблица 2.2. Методы оценки материальных ресурсов

№№ п/пМетод оценкиХарактеристика метода1по себестоимости каждой единицыРекомендуется для материальных ресурсов, используемых организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.) или материальных ресурсов, которые обычным образом не могут заменять друг друга. В фактическую себестоимость каждой единицы включаются стоимость материальных ресурсов по продажным ценам поставщиков и транспортно-заготовительные расходы, связанные с их приобретением и доставкой в организацию.2по средней себестоимостиОснован на определении средневзвешенной фактической себестоимости по каждому виду (группе) материальных ресурсов. Средняя себестоимость определяется путем деления общей себестоимости вида (группы) материальных ресурсов на их количество на начало месяца, а также на любое другое число месяца по мере поступления в отчетном месяце новой партии материала.3по себестоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО)Основан на допущении, что материальные ресурсы используются в течение месяца или иного периода в последовательности их приобретения (поступления), то есть ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. Списание материальных ресурсов производится по цене остатка этих материалов на начало отчетного месяца. При полном списании этих остатков далее списание производится по цене первых в течение отчетного месяца закупок. Используется в целях возмещения при падении цен на материальные ценности, когда наибольшей будет цена первой по времени поступления партии.

Организация может применять в течение отчетного года как элемент учетной политики один метод оценки по каждому отдельному виду (группе) материальных ресурсов.

Основание: п. 58 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации; гл. IV, п.п. 15-20 ПБУ 5/01.

Порядок раскрытия учетной политики распространяется на организации, публикующие бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

К заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности относятся:

инвесторы как настоящие, так и потенциальные

акционеры - информация, позволяющая оценить способность организации выплачивать дивиденды;

работники организации - информация о стабильности и рентабельности своих работодателей;

кредиторы - информация: будут ли кредит и причитающиеся проценты выплачены своевременно;

поставщики и другие коммерческие контрагенты - информация: будет ли суммы, выплачены своевременно;

клиенты - информация о непрерывности деятельности организации, особенно в случае долгосрочных соглашений;

государственные учреждения - информация о распределении ресурсов; информация для регулирования деятельности организаций.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в составе бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Информация общего характера:

если при подготовке бухгалтерской отчетности организация не придерживалась допущений бухгалтерского учета: непрерывности деятельности, последовательности применения политики бухгалтерского учета и принципа начисления, указываются причины этого;

ограничения прав собственности на имущество организации;

В условиях развития рынка и изменений бухгалтерского и налогового законодательства организации имеют право на изменение отдельных положений учетной политики и внесение новых. Все изменения в учетную политику необходимо оформлять соответствующей документацией:

в виде приказа, вносящего изменения или дополнения в существующую учетную политику;

в виде нового приказа об учетной политике организации.

С точки зрения Закона «О бухгалтерском учете» целесообразно издавать ежегодно новый приказ об учетной политике, чтобы не хранить первоначальный с ежегодно вносимыми в него изменениями более 5 лет. В целях сопоставимости данных бухгалтерского учета все изменения в учетной политике должны вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа. Последствия изменения учетной политики, оказывающие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных потоков или результаты деятельности организации должны быть оценены в стоимостном выражении.

Отражение последствий в бухгалтерском учете и отчетности должно осуществляться следующим образом:

порядок отражения последствий, вызванных изменениями законодательства, предусматривается в самом нормативном документе, устанавливающем эти изменения;

если нормативным документом это не предусмотрено, то последствия отражаются в общеустановленном порядке;

если последствия изменения учетной политики вызваны иными причинами, не связанными с изменениями законодательства, то в этом случае их отражение в отчетности организации производится исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда невозможно получить достаточно надежной оценки.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному периоду. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Изменения в учетной политике могут иметь место в случаях:

реорганизации (слияния, разделения, присоединения);

смены собственников организации;

изменений в законодательстве или в системе нормативного регулирования учета Российской Федерации;

разработки новых способов ведения учета (как Минфином, так и организацией);

При реорганизация предприятия (слияние, разделение, присоединение) в приложении к передаточному акту кроме форм бухгалтерской отчетности, инвентаризационных описей и других документов должен быть включен приказ по учетной политике реорганизованной организации с указанием изменений, внесенных в него в связи с реорганизацией.

Последствия изменения учетной политики должны быть оценены на основании выверенных в результате проводимой в организации, обязательной при реорганизации, инвентаризации имущества и обязательств на дату реорганизации.

Учетная политика подлежит оформлению соответствующим организационно-распорядительным документом:

(приказом или иным письменным распоряжением руководителя), при этом утверждается: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; правила документооборота и технологии обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Наличие элементов организационного характера является обязательным. Приказ об учетной политике должен предусматривать ряд внутренних положений, оформляемых в виде приложений к данному приказу и регламентирующих вопросы организации и ведения учетной работы.

. Определяя учетную политику в части организации работы бухгалтерии, организация решает следующие вопросы:

схему ведения учета;

выделение подразделений на отдельный баланс;

систему внутрипроизводственного контроля.

. Основным документом, регулирующим организацию учетной работы, является Положение о бухгалтерской службе, которое определяет место и роль различных групп учета в структуре бухгалтерского учета.

. Выбор организационной формы учета определяется, главным образом, объемами учетной работы и налоговых расчетов.

. Группа налогового учета может состоять из функциональных подгрупп - по принципу разделения хозяйственных операций, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и требующих корректировки для целей налогообложения.

. При наличии у организации обособленных структурных подразделений Положением о бухгалтерской службе утверждается уровень централизации учетных работ.

. Учет в организациях может быть организован по централизованной, децентрализованной или смешанной форме.

При централизованной форме все работы по текущему обобщению, систематизации информации, составлению бухгалтерских отчетов сосредоточены в центральной бухгалтерии.

При децентрализованной форме кроме центральной бухгалтерии в отдельных подразделениях создаются свои учетные подразделения.

. Для распределения функций между работниками бухгалтерской службы в организациях разрабатываются должностные инструкции.

. Положение о бухгалтерской службе (включая обособленные структурные подразделения), должностные инструкции работников бухгалтерии утверждаться в качестве приложения к приказу об учетной политике.

. Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции работников бухгалтерии оформляются по общей схеме.

2.2 Общая характеристика организации ООО «Симплекс» и её учетная политика

Рассмотрим учетную политику организации ООО «Симплекс».

Основным видом деятельности ООО «Симплекс» является производство общестроительных работ.

В целях обеспечения организации производственного процесса имеет склад сырья и материалов и транспортное хозяйство.

Склады обеспечены современным оборудованием и технологической оснасткой. Бухгалтерский учет движения товарно-материальных ценностей на складах осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами.

Списание материалов на выпущенную (готовую) продукцию осуществляется на основании цеховых отчетов о расходе, представляемых в бухгалтерию.

Рассмотрим действующую учетную политику ООО «Симплекс».

В соответствии приказом Министерства финансов Российской Федерации №94 от 31 октября 2000 г. (в редакции от 18 сентября 2006 г. №115н) бухгалтер ведет учетную политику по новому плану счетов.

2.3 Рекомендации по дополнению к учетной политике

В качестве рекомендаций предлагается дополнить учетную политику: положением о документообороте и графиком документооборота с целью улучшения организационной части делопроизводства и ведения бухгалтерского учета в организации.

Как уже было сказано ранее, в организации не разработано Положение о документообороте и график документооборота. В связи с этим предлагаю разработать и утвердить в установленном порядке Положение о документообороте и график документооборота в организации.

Положение о документообороте

. Общие положения

Настоящее Положение устанавливает порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов.

. Первичные документы

.1. Основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, созданные в соответствии с требованиями настоящего Положения.

.2. Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило, в момент совершения операции.

.3. Первичные учетные документы принимаются к учету, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

.4. В ООО «Симплекс» приказом директора утверждается по согласованию с главным бухгалтером перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.

.5. Бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном законодательством (нумератором, типографским способом).

.6. Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме и содержанию.

.7. Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования: - оттиск штампа учетного работника, ответственного за их обработку.

. Учетные регистры

.1. Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах.

. Исправление ошибок в первичных документах и учетных регистрах

.1. В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

.2. Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением кассовых и банковских), исправляются следующим образом: зачеркивается неправильный текст или суммы и надписывается над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное.

.3. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью «исправлено», подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления.

.4. В приходных и кассовых ордерах исправления не допускаются.

. Порядок организации документооборота

.1. Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) регламентируется графиком.

.2. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом директора ООО «Симплекс».

.3. Работники ООО «Симплекс» создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота.

.4. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по организации, учреждению осуществляет главный бухгалтер.

. Порядок хранения первичных документов и учетных регистров

.1. Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером.

.2. Срок хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов в архиве ООО «Симплекс» определяется согласно Перечню типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств и других учреждений, организаций и предприятий.

.3. В случае пропажи или гибели первичных документов приказом директора назначается комиссия по расследованию причин пропажи, гибели.

В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Заключение

В работе изучена и проанализирована учетная политика организации. В ведении данной работы раскрыта актуальность выбранной мною темы. Работа состоит из двух глав, в которых последовательно раскрыта сущность учетной политики.

В первой главе проанализирована сущность учетной политики и нормативная база для ее формирования, раскрыты цели и задачи формирования учетной политики, указаны основные принципы ее формирования. Учетная политика организации представляет, с одной стороны, обязательный нормативный документ системы бухгалтерского учета, что закреплено в Федерального Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (далее - Закон «О бухгалтерском учете»), с другой стороны, учетная политика - документ, защищающий интересы организации в области применения ею способов ведения бухгалтерского учета и его постановки. При формировании учетной политики организация устанавливает для себя возможные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрены альтернативные решения в рамках системы нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета.

Под учетной политикой организации понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Первая глава посвящена целям и задачам по формированию учетной политики организации. В этой главе рассмотрены: порядок формирования учетной политики, методологические аспекты учетной политики, организационные аспекты учетной политики. Рассмотрены методы учета той или иной хозяйственной операции. Учетная политика организации подлежит оформлению соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом или иным письменным распоряжением руководителя).

Утверждается: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета; формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; правила документооборота и технологии обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Особый интерес представляет вторая глава работы, в которой рассмотрена учетная политика ООО «Симплекс». Мною представлена учетная политика данной организации, которая включает в себя приказ «Об учетной политике», рекомендации по дополнению к учетной политике, в которые включены: общие положения, порядок оформления первичных документов, порядок оформления учетных регистров, организация документооборота. В данной работе мною приведены основные вопросы, по которым руководство организации должно принимать тот или иной вариант решения в рамках обоснования учетной политики, ее формирования. Несмотря на то, что бухгалтерский учет регламентируется общими нормативными документами для всех организаций, как правило, за исключением кредитных, у каждой из них могут быть разные цели и задачи. Рекомендации, приемлемые для управления одной организации и полезные для нее, могут быть вредны или бесполезны для другой организации. В связи с этим актуально рассмотрение различных подходов к так называемой оптимизации финансово-хозяйственной деятельности организации, на мой взгляд, и должна составлять выбранная организацией учетная политика. Отсюда следует, что руководитель и главный бухгалтер могут в своей учетной политике избрать вариант ведения бухгалтерского учета, отвечающий исключительно и главным образом целям налогообложения и требованиям налоговых органов к формированию информации. При этом избежать тех постоянных противоречий, с которыми сталкиваются на каждом шагу, стараясь отразить факты хозяйственной жизни в соответствии с нормативами бухгалтерских документов, так и налогового законодательства.

Библиографический список

1Федеральный Закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Федеральный закон «О лизинге» от 29.10.98 г. №164-ФЗ (ред. от 08.05.2010)

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008. №106н (по тексту - ПБУ 1/2008);

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н (ред. от. 11.2010 №142н) (по тексту - ПБУ 4/99);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44н (ред. 25.10.10 №32н) (по тесту - ПБУ 5/01);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н (ред. от 24.12.10 №186н) (по тексту - ПБУ 6/01);

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты», Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. №56н (ред. 20.12.2007 №143н) (по тексту - ПБУ 7/98);

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации», Утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.99 г. №32н (ред. от 08.11.2010 №144н) (по тексту - ПБУ 9/99);

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации», Утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.99 г. №33н (ред. от 08.11.201 №144н) (по тексту - ПБУ 10/99);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 г. №153н (ред. от 24.12.2010 №186н)

Анташов В.А., Уварова Г.В. экономический советник менеджера Уч. - пр. пособие: Мн. «Финансы, учет, аудит», 2009.

Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. М.: Бухгалтерский учет, 2009.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 г. №49;

Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

Кондраков Н.П. Эккаутинг для менеджеров. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ. Учебное пособие. - М.: Феникс, 2008.

Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: учеб. пособие - М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2009.

Рассказова-Николаева С.А., Учетная политика 2012 г.:..учеб. пособие. - М.: «Питер», 2012 г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!