Учетная политика организации

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,35 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учетная политика организации

Введение

Я, Сеттарова Анастасия проходила производственную практику в товариществе с ограниченной ответственностью «Richman trinity» с 02 февраля 2015 г.по 11 апреля 2015 г.

Целями прохождения практики в ТОО «Richman trinity» являются:

ознакомление с деятельностью предприятия;

закрепление знаний, полученных в процессе обучения , путем самостоятельного творческого выполнения задач, поставленных программой практики;

выработка умения пользоваться полученными знаниями для решения продовольственных задач, в частности, приобретение практических навыков профессии бухгалтера-аудитора, необходимых для последующей деятельности.

В вязи с поставленными целями и предоставленным планом по прохождению практики, руководитель практики ознакомил меня со многими аспектами деятельности данного предприятия.

В процессе прохождения практики, я не только ознакомилась с хозяйственной деятельностью предприятия и его структурой, но так же смогла применить свои теоретические знания на практике.

Задачи, поставленные и выполненные в ходе прохождения практики:

самостоятельное и содейственное выполнение заданий, предусмотренных программой и календарным планом практики;

регулярное ведение записей в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий, а также своевременное предоставление дневника для контроля руководителю практики;

соблюдение действующих на предприятии правил внутреннего трудового распорядка.

1. Ознакомление с хозяйственной деятельностью предприятия

ТОО «Richman trinity» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Конституции РК, Гражданского Кодекса РК, Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и своих учредительных документов. Форма собственности - частная.

Местонахождение офиса ТОО:

г. Астана, ул. Сембинова д. 26.

ТОО имеет текущий счет в филиале «Банк Центр Кредит», печать с указанием своего наименования на государственном и русском языках.

Основным видом деятельности является оптовая и розничная торговля. Целью деятельности товарищества является получение чистого дохода.

Отдел бухгалтерии имеет следующую структуру. Бухгалтерия состоит из нескольких бухгалтеров, каждый из которых выполняет свою функцию.

Бухгалтер по заработной плате ведет учет оплаты труда рабочих и административного персонала, открывает личные карточки, производит начисление и удержание с заработной платы.

Бухгалтер по заработной плате подчиняется главному бухгалтеру, который составляет финансовую отчетность и предоставляет на проверку государственным органам. Работа их автоматизирована, выполняется на компьютере в программе 1С-бухгалтерия, что облегчает ручной труд и экономит время.

ТОО «Richman trinity» работает в соответствии со своим Уставом. В настоящее время каждой организацией возможность составлять свою учетную политику в зависимости от особенности деятельности предприятия.

калькуляция себестоимость дебиторский кредиторский

2. Ознакомление со структурой и основными функциями бухгалтерии предприятия

Основными функциями бухгалтерского учета являются: формирование достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий необходимой для оперативного руководства и управления, а также ее использования инвесторами, покупателями, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными лицами; обеспечение контроля за наличием движения имущества и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов. Система бухгалтерского учета на предприятии и работа бухгалтера организуется в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Республике Казахстан.

За время производственной практики я получила навыки составления бухгалтерских документов, в том числе, бухгалтерского отчёта, первичных документов (счёт-фактура, расходный и приходный ордера, сопроводительные документы, накладные и т.д.), учёт кассовых операций.

Ежегодно издается приказ об учетной политике предприятия на основании Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26.02.2007 г. и «Национальным стандартом финансовой отчетности» №2, утвержденным приказом Министра финансов РК от 21.06.2007 г. №217. Учетная политика составлена на основе допущений, что:

а) ТОО «Richman trinity» является внутренним нормативным документом, определяющим единую совокупность принципов, правил организации бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

б) активы и обязательства ТОО «Richman trinity» существуют обособленно от активов и обязательств собственников ТОО (допущение имущественной обособленности);

в) факты хозяйственной деятельности ТОО относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности);

г) ТОО «Richman trinity» действует и будет действовать в обозримом будущем;

д) принятая у ТОО «Richman trinity» учетная политика применяется последовательно из года в год.

В случае изменения учетной политики применяется перспективный способ отражения изменений, то есть новая учетная политика будет применяться к событиям и сделкам, происходящим после даты ее изменения. Пересчет предыдущих финансовых отчетов и пересчет суммарного эффекта от изменений в учетной политике ТОО в отчете о доходах и расходах за текущий период не производится.

При разработке учетной политики были применены концепция и основные принципы, указанные в разделе 2 НСФО №2.

При этом каждый финансовый год начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря.

Предприятие проводит регулярные отчисления на социальные нужды во внебюджетные социальные фонды. В пенсионный фонд отчисляется 10% от начисленной суммы оплаты труда.

Само предприятие анализируют свою работу для улучшения показателей своей деятельности.

Источниками анализа являются стандартные формы статистической и бухгалтерской отчетности: отчетный бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), отчет о движении капитала (форма №3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

. Ознакомление с учетной политикой предприятия

Учетная политика - это совокупность способов принимаемых руководством предприятия для ведения бухгалтерского учета и раскрытия финансовой отчетности в соответствии с их принципами и основами.

Основная цель учетной политики - это создание информационной системы, позволяющей проводить оценку капитала, активов, обязательств, доходов, расходов за любой период деятельности организации для своевременных и правильных налоговых отчислений.

Методологическая сторона включает такие его элементы как способы оценки, способы начисления амортизации основных средств - при начислении амортизации в ТОО «Richman trinity» используется метод равномерного (прямолинейного) списания и производственный метод, основные средства в результате переоценки отражаются в учете и отчетности по текущей стоимости.

Лицами, уполномоченными осуществлять управленческие функции (должностными лицами), являются:

директор ТОО;

Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной финансовой отчетности несет главный бухгалтер ТОО, который возглавляет бухгалтерию.

Руководство ТОО делегирует главному бухгалтеру полномочия самостоятельно принимать решения на основе правил, закрепленных учетной политикой, и профессионального суждения по вопросам формирования показателей финансовой отчетности, в том числе по вопросам классификации, признания, оценки и расчета элементов финансовой отчетности и их составляющих, а также раскрытия связанной с ними информации.

Вся система учета деятельности предприятия условно делится на следующие виды:

1 финансовый учет - ведется на синтетических счетах подраздела 1000-7700 рабочего плана счетов, где формируются все затраты и доходы в процессе финансово-хозяйственной деятельности завода;

2 производственный учет - отражается на синтетических счетах подраздела 8000 рабочего плана счетов и формирует внутреннюю калькуляционную собственность продукции, работ и услуг, учитывает все прямые и накладные расходы завода;

3 статистический учет - базируется на данных финансового учета;

4 налоговый учет - формируется на базе конечных результатов бухгалтерского учета в соответствии с налоговым законодательством и не предусматривает альтернативных методов учета.

. Ознакомление с учетом денежных средств на расчетном счете предприятия

Денежные средства в кассе. Учет денежных средств в кассе на предприятии ведется в соответствии со специальным Положением о правилах организации наличного денежного обращения в РК. Всеми операциями по приему и выдаче денег из кассы занимается специально выделенное материально ответственное лицо - кассир. Он несет материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. При оформлении на работу кассир дает письменное обязательство, по которому принимает на себя ответственность за денежные суммы. Кассиру запрещается передоверять выполнение своих обязанностей третьим лицам. В случае невозможности выполнение кассиром своих обязанностей (болезнь и тп.) все ценности кассы передаются по акту. Запрещается исполнять обязанности кассира работникам бухгалтерии имеющим право подписи кассовых документов. Дирекция предприятия создала необходимые условия для сохранности ценностей в кассе: помещение кассы изолированно, двери в кассу на время выполнения кассовых операций закрываются с внутренней стороны, но при мелких операциях кассир выдает деньги непосредственно в бухгалтерии. Для обеспечения сохранности ценностей в кассе необходимы периодические ревизии, во время которых полностью пересчитывают наличные деньги и проверяют все прочие ценности. Ревизии проводят не реже одного раза в месяц. В кассе разрешается иметь минимальные суммы денежных средств на обеспечение мелких хозяйственных операций. Для этого банк устанавливает лимит остатка средств в кассе, в данном случае 15 000 тысяч тенге. Превышение лимита допускается только в дни выдачи заработной платы от трех до пяти дней. Не использованные суммы подлежат сдачи в банк. Сдача денежной наличности в банк оформляется «объявлением на взнос наличных денег». На принятую сумму выдают квитанцию, которая является оправдательным документом для списания денег по кассе. Для получения денег с расчетного счета банка выдают сельскохозяйственным предприятиям на основе заявления чековые книжки. В данном хозяйстве чековые книжки не применяют. Прием наличных денег в кассу оформляют приходным кассовым ордером, в котором указывают: от кого поступило, на какие цели, сумму и дату. Заполняются ордера бухгалтером и передаются в кассу с деньгами. У плательщика остается квитанция, удостоверяющая совершение платежа. Выдачу наличных денег из кассы оформляют расходным кассовым ордером. В нем указывается кому, на какие цели, сумму и дату. Расходник выписывают в бухгалтерии на основании заявления получателя, которое визируется руководителем предприятия. В ордере расписываются кассир и получатель. Ордер действителен только в день его выдачи. Все кассовые документы регистрируются в «журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров». Журнал обычно открывают отдельно на приходные и расходные ордера, но при малом числе кассовых операций журнал ведется совместно. Деньги из кассы выдают также на основании платежных ведомостей при выплате заработной платы. Расходный кассовый ордер оформляют на фактически выданную сумму заработной платы. Против фамилии лиц, не получивших заработную плату делают отметку «депонировано». На титульном листе платежной ведомости делают надпись о фактически выплаченной сумме, а также о сумме подлежащей депонированию.

Движение денег кассир учитывает в кассовой книге. В ней ежедневно регистрируются все операции по поступлению и расходованию денег. По окончании работы кассир подсчитывает итоги и выводит остаток на следующий день. Движение денег по кассе в системе бухгалтерских счетов учитывается на активном счете 1000 «касса» и на субсчетах:

«касса организации» учитываются наличные деньги в кассе предприятия. При работе с иностранной валютой должны открываться соответствующие субсчета.

«денежные средства в пути»

«денежные средства на текущих банковских счетах»

«денежные средства на карт-счетах»

«денежные средства на сберегательных счетах»

«прочие денежные средства»

Денежные документы учитываются в специальном разделе кассовой книги. Регистром бухгалтерского учета, в котором отражают кассовые операции, является журнал-ордер №1. Он используется для ведения кредитовых оборотов счета 1000. В ведомости 1-а ведутся дебетовые обороты счета 1000. Основанием для ведения журнала-ордера №1 служит отчет кассира с приложенными к нему первичными документами. При небольшом объеме операций допускается использовать отчет кассира за три пять дней, но в любом случае отчет кассира занимает в журнале-ордере одну строку. Остаток средств в кассе показывают в ведомости на начало и конец каждого месяца. Сальдо на конец месяца по счету 1000 считают следующим образом: к сальдо на начало месяца прибавляют итог дебетового оборота за месяц и вычитают итог кредитового оборота, отраженный в журнале-ордере №1.

По окончании месяца путём сопоставления итогов оборотов по дебету и кредиту счёта 1000 «Касса» выводится сальдо наличных денег на начало следующего месяца. Его сверяют с остатком в кассовой книге. В сроки, определённые руководством организации, но не реже, чем установлено действующими нормативными документами, в кассе проводят инвентаризацию наличности, результаты которой оформляются актом. В приказе по ТОО «Richman trinity» « Об учётной политике предприятия на 2000год» утверждён срок проведения инвентаризации кассы- 1 раз в месяц по окончании отчётного месяца. После сверки и разноски итогов журнала-ордера №1 в Главную книгу об этом делают соответствующую отметку; журнал-ордер подписывают исполнители, т.е. лица, заполнявшие регистр, производившие сверку и разноску в Главную книгу, а также главный бухгалтер хозяйства. При этом указывают дату составления журнала-ордера т отражения оборотов в Главной книге.

Учет денежных средств на расчетных счетах. ТОО «Richman trinity» хранят свободные денежные средства на расчетных счетах в банках. Для открытия расчетного счета предприятие представляет в банк специальное заявление по установленной форме. Это заявление подписывает руководитель предприятия и главный бухгалтер. К заявлению прилагают карточку (в двух экземплярах) с образцами подписей и оттиском печати. Помимо карточки предоставляется копия утвержденного устава или другого документа, подтверждающего создание предприятия (приказ, постановление, решение и др.). На расчетный счет поступают денежные средства за выполненные работы и услуги на сторону, кредиты банка, свободные денежные средства из кассы, прочие поступления по основной деятельности. Например наличные деньги из кассы, которые вносятся на основании «объявления на взнос наличных денег». При этом банк выдает квитанцию о приеме. С расчетного счета денежные средства перечисляются поставщикам, разным дебиторам и кредиторам на основании платежного требования. По этому документу банк перечисляет указанную сумму в банк получателя. Если на расчетном счете не достаточно средств для оплаты всех требований, то они оплачиваются в хронологическом порядке выписки документов по мере поступления средств на счет. Банк может самостоятельно списать средства в бесспорном порядке по исполнительным листам судов, приказам органов. На основании этих документов банк выписывает инкассовые поручения. Предприятие само может перечислить деньги со своего расчетного счета. Для этого используются платежные поручения. В платежном поручении указывается наименование получателя и адрес его банка, сумма перечисления и вид платежа. На основании этих документов банк перечисляет средства со счета. Для контроля за движением денежных средств на счетах в банке и для отражения этих операций в учете периодически получают из банка выписки с расчетного счета. В выписке указываются все суммы поступлений и платежей. Учет денежных средств в бухгалтерии предприятий ведется на активном счете 1030 «расчетные счета». В зависимости от источника поступления денег счет имеет следующую корреспонденцию:

Дт     Кт

1010 На расчетный счет сданы наличные деньги из кассы

1030 4010 Зачислен на расчетный счет долгосрочный кредит

1030 Погашен краткосрочный кредит банка

Основанием для бухгалтерских записей по счету 1000 являются выписки из банка с приложением документов. Регистром бухгалтерского учета, в котором отражаются операции по расчетному счету при журнально-ордерной системе учета, является журнал-ордер №2. В журнале-ордере отражаются кредитовые обороты, а в ведомости 2-а дебетовые. Основанием для ведения журнала-ордера №2 являются выписки из банка с приложенными документами. Записи в журнале- ордере делают по корреспондирующим счетам на основании выписок банка на каждый день или за несколько дней, при этом в графе дата указывают начальную и конечную дату выписок. В случаях, когда корреспондирующими счетами являются счета учета капитала и финансовых результатов, для конкретизации сумм по статьям аналитического учета к журналу- ордеру открываются листки- расшифровки. В отдельных случаях хозяйства могут иметь несколько расчетных счетов в разных банках. В этих случаях рекомендуется по каждому расчетному счету открывать в журнале ордере №2 вкладной лист с последующим суммированием итогов по всем расчетным счетам в основном бланке журнала-ордера. Оборот по кредиту счета из журнала- ордера заносят в Главную книгу по счету №1010 общей суммой в графу «оборот по кредиту». Одновременно все суммы, составившие этот оборот, записывают в дебет соответствующих корреспондирующих счетов в Главной книге в раздел «обороты по дебету» в графу «с кредита счета 1010 по журналу- ордеру №2». На последней странице журнала- ордера указывают ежемесячно дату завершения записей в журнале- ордере и дату переноса оборотов в Главную книгу. Все это заверяют подписями исполнитель и главный бухгалтер.

Учет денежных средств находящихся в пути. На счете 1020 «переводы в пути» отражают денежные средства, переданные для инкассации, в почтовые отделения для зачисления на другой счет хозяйства и тд. Операции по счету 1020 отражают в журнале-ордере №3, для .их целей используют специальные разделы журнала-ордера. По истечении месяца итоги оборотов переносят а установленном порядке в Главную книгу. В конце месяца в журнале-ордере №3 подсчитывают кредитовый, а в ведомости дебетовый обороты и выводят остаток на конец месяца по каждому счету, субсчету и аналитическому счету, затем переносят в Главную книгу.


. Ознакомление с дебиторской задолженностью предприятия

Дебиторская задолженность. Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется в ТОО «Richman trinity» на активном счете 1210, 2110 "Задолженность покупателей и заказчиков. На счете 1210, 2110 учитывают расчеты по принятым к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги. Счета к получению представляют собой дебиторскую задолженность, включающую в себя суммы к получению, либо в течение одного отчетного периода (текущая дебиторская задолженность), либо в течение нескольких периодов, следующих за отчетной датой (долгосрочная дебиторская задолженность). В случаях, если счета к получению выражены в иностранной валюте, они при первоначальном отражении оцениваются в тенге путем пересчета по курсу на дату совершения операции, а в последующие периоды переоцениваются с использованием курса на дату завершения отчетного периода. Дебиторская задолженность признается только тогда, когда признается связанный с ней доход и оценивается по стоимости за минусом представленных скидок с продаж, цены и с учетом возврата проданных товаров.

Остаток на счете 1210 на конец отчетного периода показывает задолженность покупателей и заказчиков за отгруженные (отпущенные) им товарно-материальные запасы, выполненные и принятые работы и услуги.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия ТОО «Richman trinity» посылает работников в служебные командировки, приобретают в магазинах канцелярские принадлежности, оплачивают почтовые переводы и осуществляют прочие расходы. Эти расходы не всегда возможно оплатить путем безналичных расчетов через учреждения банков, в силу чего для их оплаты и осуществления других аналогичных расходов работникам выдают в подотчет согласно расчету, утвержденному руководителем, наличные деньги.

Задолженность работников и других лиц», к нему открывается субсчета 1250 «Задолженность работников». Авансы выдаются не ранее наступления действительной необходимости в расходах и только тем сотрудникам, на которых распоряжением руководителя возложено осуществление расходов из подотчетных сумм, а также лицам, направляемым.

В деньги на служебные командировки выдаются в пределах сумм, причитающихся командируемым лицам на оплату проезда к месту командировки обратно, возмещения расходов суточных и расходов по найму помещений на срок командировки. Расходование подотчетных сумм подтверждается документами, для обобщения которых предназначен авансовый отчет, предоставляемый в бухгалтерию в установленные сроки не менее 3 дней. Бухгалтерия проверяет авансовые отчеты, затем их утверждает руководитель предприятия.

Командировкой считается поездка работника предприятия в другую местность для выполнения служебных заданий на определенный срок по распоряжению руководителя предприятия. за время нахождения в командировке в пределах Республики Казахстан работнику выплачиваются суточные в размере не более 6 МРП, фактическое пребывание в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении. Если работник направляется в несколько адресов, то отметки проставляются в каждом месте, независимо от времени пребывания.

. Ознакомление с расчетом с поставщиками

Понятия учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Поставщиками и подрядчиками торговой организации являются организации и предприятия, поставляющие товарно-материальные запасы (промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия) или оказывающие различные услуги (транспортные, коммунальные услуги, услуги связи и др.).

Для бесперебойного удовлетворения потребности покупателя в товарах народного потребления торговые организации заключают договоры с поставщиками и подрядчиками на поставку товарно-материальных запасов и оказание услуг, в которых предусматривается порядок расчетов между ними. Расчеты между торговыми организациями и поставщиками осуществляются, в основном, безналичным путем через учреждения банка в виде перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные запасы, потребленные транспортные и коммунальные услуги и услуги связи предназначен счет 3310 «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам». На этом счете торговые организации также учитывают расчеты с органами транспорта за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также расчеты за все виды услуги связи.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные товарно-материальные запасы и потребленные услуги, находят отражение на указанном счете, независимо от того, одновременно или предварительно производилась оплата предъявленного счета.

Составляется следующая корреспонденция при приобретении от них каких-либо ценностей или услуг:

Отражаются суммы поставленных поставщиками материальных ценностей, оказанных услуг, выполненных работ:

Дебет - 1310 (поступление сырья и материалов)

Кредит - 3310 (поставка поставщиков или подрядчиков); 2. Перечисляются средства в оплату поставленных материальных ценностей, оказанных услуг, выполненных работ:

Дебет - 3350 (поставщики и подрядчики)

Кредит - 1010 / 1030 (расчеты с кассы или же с расчетного банковского счета)

Нормативное регулирование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в Казахстане осуществляется Правительством Республики Казахстан и Министерством Финансов РК. В Казахстане нормативно-правовое регулирование представлено четырьмя уровнями.

К основным документам, регулирующим расчеты с поставщиками и подрядчиками, можно отнести:

. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (с изменениями и дополнениями на 05.07.2008 год);

. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года № 99-IV (по состоянию на 10 сентября 2010 года);

. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28февраля 2007 года №243-III (по состоянию 19.03.2010 год);

. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);

. План счетов бухгалтерского учета от 23 мая 2007 года;

. Устав организации;

. Учетная политика самого предприятия;

и другие.

Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и покупателями

На суммы предъявленных на оплату счетов поставщиков за поставленные ценности, оказанные услуги (работы) или фактически поступившие товары и материалы, потребленные услуги и работы составляется бухгалтерская запись: Д-т 1310 «Материалы», 1330 «Товары», 7210 «Административные расходы», К-т 3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сумма налога на добавленную стоимость включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью: Д-т 3130 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным запасам» К-т 3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Оплата счетов поставщиков, т.е. погашение задолженности перед ними, отражается на счетах следующей записью: Д-т 3310 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -т 1030 «Расчетные счета», 1060 «Валютные счета», 1050 «Специальные счета в банках», 3390 «Расчеты с подотчетными лицами».

. Ознакомление с прочими видами дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, азываются дебиторами.

Дебиторская задолженность - важная составляющая часть оборотного капитала. Текущие активы этого типа часто составляют значительную долю в структуре баланса предприятия.

Дебиторскую задолженность можно классифицировать по следующим видам:

дебиторская задолженность по полученным векселям;

дебиторская задолженность по расчетом с бюджетом;

дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

прочие виды дебиторской задолженности.

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид выпускаемой продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукции, принятая на предприятии система расчетов и т. д.

Процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой политики предприятия, с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевременной индексации долга.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется приказом руководителя.

Существенную часть дебиторской задолженности составляют расчеты с покупателями, заказчиками и прочими дебиторами.

Момент возникновения дебиторской задолженности определяется, прежде всего, условиями заключенных договоров и связан с моментом реализации товаров (работ, услуг).

После того, как право собственности на товары переходит к контрагенту, или мы передаем ему результаты работ, выполняем услуги, у наших партнеров возникает обязанность встречных действий (оплаты, встречной поставки), а, следовательно, и возникает дебиторская задолженность.

Таким образом, дебиторская задолженность возникает:

при переходе права собственности на товары;

при передаче результатов работ, оказании услуг

Дебиторская задолженность - достаточно "мобильная" статья баланса предприятия. Обычная хозяйственная деятельность предприятия включает регулярные расчеты по образовавшейся задолженности, при этом способы расчета могут быть самыми различными.

Обычно договорами между хозяйствующими субъектами предусмотрены способы исполнения обязательств (оплата, встречная поставка при товарообменной операции, расчеты векселями и др.). Однако расчеты между предприятиями могут производиться и любыми другими способами, не предусмотренными первоначально договором, при взаимном согласии.

Основные способы прекращения задолженности широко известны.

. Оплата денежными средствами.

. Зачет взаимной задолженности.

. Оплата задолженности векселями.

. Уступка права требования.

. Перевод долга.

. Прощение долга.

Как правовая категория кредиторская задолженность - особая часть имущества предприятия, являющаяся предметом обязательственных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Экономическая составляющая включает в себя часть имущества предприятия (как правило, денежные средства) и товарно-материальные ценности.

Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, однако она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют право требования на нее. Кредиторская задолженность, как форма заёмного капитала, характеризуется следующими основными особенностями:

. Это бесплатный источник используемых заёмных средств. Как бесплатный источник формирования капитала она обеспечивает снижение не только заемной его части, но и всей стоимости капитала предприятия.

. Размер оказывает влияние на продолжительность финансового цикла предприятия. Он влияет в определенной степени на необходимый объем средств для финансирования оборотных активов. Чем выше относительный размер кредиторской задолженности, тем меньший объем средств предприятию необходимо привлекать для текущего финансирования своей хозяйственной деятельности.

. Сумма кредиторской задолженности находится в прямой зависимости от объема хозяйственной деятельности предприятия, в первую очередь - от объема производства и реализации продукции. С ростом объема производства и реализации продукции возрастают расходы предприятия, начисляемые в составе кредиторской задолженности, а соответственно увеличивается ее общая сумма, и наоборот.

Кредиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательств (в том числе зачётом), а также списана как невостребованная.

Среди основных видов кредиторской задолженности выделяют задолженности по:

. перечислениям взносов на страхование имущества предприятия;

. перечислением взносов на личное страхование персонала;

. поставщикам и подрядчикам;

. векселям к уплате;

. дочерними или зависимыми обществами и персоналом организации;

. перечислениям налогов в бюджеты разных уровней;

. учредителям по выплате доходов;

. полученным авансам;

. отчислениям во внебюджетные фонды социального страхования, медицинского страхования и пенсионный фонд и т.д.

. Ознакомление с учетом основных средств и нематериальных активов предприятия

Основные средства - это материальные активы, которые:

а) используются компанией для производства или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другим компаниям, или для административных целей; и которые

б) предполагается использовать в течение более одного периода.

Амортизация - это систематическое уменьшение амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезной службы.

Амортизируемая стоимость - фактические затраты на приобретение актива или другая величина, отраженная в финансовой отчетности вместо фактических затрат, за вычетом ликвидационной стоимости.

Срок полезной службы:

а) период, в течение которого ожидается использование компанией амортизируемого актива; либо

б) количество изделий, которые компания предполагает произвести с использованием актива.

Фактические затраты - это сумма уплаченных денежных средств или эквивалентов денежных средств, или справедливая стоимость другого возмещение, переданного для приобретения актива на момент его приобретения или сооружения.

Ликвидационная стоимость - это чистая сумма, которую компания ожидает получить за актив в конце срока его полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по его выбытию.

Справедливая стоимость - это сумма денежных средств, достаточная для приобретения актива или исполнения обязательства при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами.

Убыток от обесценения - это сумма превышения балансовой стоимости актива над его возмещаемой суммой.

Балансовая (учетная) стоимость - сумма, по которой актив признается в бухгалтерском балансе, за вычетом суммы накопленной амортизации и

Накопленного убытка от обесценения.

Объект основных средств должен признаваться в качестве актива, когда:

а) с большей долей вероятности можно утверждать, что компания получит связанные с активами будущие экономические выгоды;

б) фактические затраты на приобретение актива для компании могут быть надежно оценены.

Фактические затраты на приобретение объекта основных средств включает покупную цену, в том числе импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку, а также любые прямые затраты по приведению актива в рабочее состояние для использования по назначению; любые торговые скидки вычитываются при определении покупной цены.

Примерами прямых затрат являются:

а) затраты на подготовку площадки;

б) первичные затраты на доставку и разгрузку;

в) затраты на установку;

г) стоимость профессиональных услуг, таких как работа архитекторов и инженеров.

Основной порядок учета

Учет основных средств на предприятии организуется в соответствии с СБУ 6. Этот стандарт определяет методику учета основных средств, принадлежащих субъекту на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Основные средства могут поступать на предприятие в результате строительства производственных и жилых зданий, сооружений, передаточных устройств; приобретения машин, оборудования, транспортных средств; изготовления своими силами инвентаря, оборудования, мебели; безвозмездного поступления от других субъектов и физических лиц; финансируемой аренды объектов; вкладов в уставный капитал и др.

Акт приемки-передачи ( перемещения) основных средств применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов; для оформления ввода их в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод в действие должен быть, в соответствии с существующим законодательством, оформлен в особом порядке; для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного цеха ( отдела, участка) в другой; для оформления передачи основных средств со склада ( из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче другому субъекту ( вклады в уставный капитал, реализация, дарение)..

Бухгалтерия закрепляет поступивший объект за материально ответственным лицом, открывает инвентарную карточку, присваивает объекту инвентарный номер, вносит объект в Инвентарный список ( по месту нахождения, эксплуатации) и делает запись по оприходованию основных средств.

Аналитический учет основных средств ведется в бухгалтерии в Инвентарных карточках, которые открывают на каждый инвентарный объект, за исключением однотипных предметов хозяйственного инвентаря, инструментов и других предметов, имеющих одно и то же производственное или хозяйственное назначение, одинаковые технические характеристики, стоимость и находящихся в одном производственном подразделении. Эти предметы допускается учитывать в одной инвентарной карточке.

После первоначального признания в качестве актива объект основных средств должен учитываться по его первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения.

После первоначального признания в качестве актива объект основных средств должен учитываться по первоначальной стоимости, являющейся его справедливой стоимостью на дату переоценки за вычетом амортизации и убытков от обесценения, накопленных впоследствии. Переоценки должны проводиться достаточно регулярно, чтобы балансовая стоимость существенно не отличалась от справедливой стоимости на отчетную дату.

Справедливой стоимостью земли и зданий обычно являются их рыночная стоимость. Это стоимость определяется путем оценки, обычно выполняемой профессиональными оценщиками.

Справедливой стоимостью категорий машин и оборудования обычно является их рыночная стоимость, определяемая путем оценки. Когда информация о рыночной стоимости отсутствует по причине специфического характера машин и оборудования, или по причине редкости продаж этих активов, за исключением случая продажи в качестве части действующей компании, они оцениваются по их восстановительной стоимости с учетом износа.

Группа основных средств - это объединения активов, одинаковых по содержанию и характеру их использования в операциях компании. Примерами отдельных групп основных средств могут быть следующие:

а) земля;

б) здания и сооружения;

в) оборудование;

г) суда;

д) самолеты;

е) автотранспортные средства;

ж) оборудование административных помещений.

Правила учета влияния переоценки основных средств на величину налога на прибыль, если оно имеет место, рассматривается в МСФО12, Налоги на прибыль.

Свод оборотов и остатков по каждой классификационной группе основных средств за месяц при ручной обработке информации проводят в Карточках учета движения основных средств, в которых на основании документов записывают обороты и остатки, показанные в инвентарных карточках, которые сверяют с Главной книгой по счетам подраздела «Основные средства». В карточках указывают остаток основных средств на начало года (квартал, месяц), поступления, выбытие (в том числе ликвидировано), остаток на конец месяца (квартала, года).

На основе этих данных составляют отчетность о наличии и движении основных средств.

Амортизация.

Основные средства, участвуя в процессе производства, под влиянием времени, воздействием сил природы и в процессе эксплуатации постепенно изнашиваются. Физический износ основных средств является результатом их использования и воздействия внешних факторов, то есть такой износ происходит в результате участия основных средств в процессе производства в связи с механическим изнашиванием частей и деталей оборудования, конструктивных элементов зданий и сооружений (эксплуатационная форма физического износа), а также под воздействием различных внешних факторов: влажности, атмосферных осадков, ржавления, старения металла и др.(естественная форма физического износа). В результате физического износа утрачивается часть первоначальной стоимости основных средств.

Моральный износ основных средств представляет собой процесс, в результате которого активы не соответствуют современным требованиям развития науки и техники, то есть, связан с техническим прогрессом, совершенствованием и обновлением методов производства. Совершенствование техники и технологий способствует удешевлению производства аналогичных действующих основных средств. В связи с этим основные средства, находящиеся в эксплуатации, как бы обесцениваются, теряя часть своей стоимости. С созданием и внедрением в производство принципиально новых, более совершенных и экономичных видов машин, оборудования, зданий и сооружений, новых или улучшенных более продуктивных пород животных, видов и сортов многолетних насаждений становится экономически нецелесообразным дальнейшее использование действующих основных средств.

Нематериальные активы. Нематериальные активы - это не денежные активы, не имеющие физической сущности, предназначенные для использования в течение длительного периода времени (более одного года) в производстве или реализации товаров (работ, услуг), в административных целях и сдаче в аренду другим субъектам. Эти активы можно определить, они контролируются субъектом, и от их использования субъект ожидает получение экономической выгоды в будущем.

Нематериальный актив можно определить: если его можно сдать в аренду, продать, обменять; если можно отнести непосредственно к данному активу ожидаемые будущие экономические выгоды от его использования.

Субъект контролирует нематериальный актив, если у него есть право на экономические выгоды, ожидаемые к получению от его использования.

Будущие экономические выгоды, непосредственно связанные с данным нематериальным активом, будут получены в случае, если: определена роль нематериального актива в увеличении будущих экономических выгод; есть способность и намерение субъекта использовать данный актив; существуют адекватные технические, финансовые и другие ресурсы, позволяющие субъекту получить ожидаемые будущие экономические выгоды.

Нематериальные активы не имеют физической сущности и могут быть включены в состав как материальных, так и не материальных активов.

Например, предприятия имеет компьютерное программное обеспечение, предназначенное для управления технологическим оборудованием, без которого это оборудование не может функционировать. Для того, чтобы определить, должно ли это программное обеспечение быть учтено как основное средство в составе оборудования или же оно является нематериальным активом, необходимо принципиально определить является ли это программное обеспечение неотъемлемой частью оборудования или нет. Только после этого, на основе разумных суждений можно определить, где и как должно учитываться компьютерное программное обеспечение: либо в составе основного средства, либо как нематериальный актив.

Некоторые нематериальные активы содержатся на физических носителях: компьютерное программное обеспечение - на дискете, фильм - на ленте, юридическая документация (лицензия, патент) - на бумаге. В таких случаях, на соответствие определению и критериям признания нематериальных активов проверяются непосредственно компьютерное программное обеспечение, фильм, юридическая документация, а не дискета и бумага, которые в свою очередь являются вспомогательными элементами и не могут быть приняты за основу определения сущности актива.

Нематериальные активы можно разделить на четыре группы.

Нематериальные активы, связанные с производством. В эту группу входят «Ноу-хау», права на использование производственной информации, программное обеспечение ЭВМ и базы данных, технологии интегральных микросхем, использование определенной формулы, технологии или внешнего вида продукции, промышленные образцы, сервитуты и др.

Нематериальные активы, связанные с коммерческой деятельностью. В эту группу входят товарные знаки, места происхождения товаров и др.

Нематериальные активы, связанные с правами пользования. В эту группу входят права на изобретения, права на использование лицензии и др.

Прочие виды нематериальных активов. В эту группу входят «Цена фирмы» («гудвилл»), интеллектуальная собственность и др.

Нематериальный актив признается в качестве актива только в тех случаях, когда высока вероятность того, что субъект получит в будущем ожидаемые экономические выгоды, непосредственно связанные с данным активом и когда можно достоверно определить стоимость актива.

В момент признания нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости. Оценка первоначальной стоимости нематериальных активов зависит от способа их приобретения: поступление со стороны (покупка, приобретение в результате объединения организаций, за счет государственной субсидии, обмен) или создания самим хозяйствующим субъектом.

Согласно принципу стоимости, нематериальные активы должны отражаться при приобретении по стоимости их приобретения. Стоимость приобретения включает все затраты, понесенные в связи с приобретением актива, в том числе, цену покупки, затраты по перевозке, юридические расходы и любые другие затраты, связанные с приобретением.

Нематериальный актив списывается с бухгалтерского баланса при его выбытии или, если не ожидается получение никаких экономических выгод от его использования или последующего выбытия.

Доходы или убытки, полученные от выбытия нематериального актива, определяются как разница между стоимостью реализации и балансовой стоимостью за минусом расходов по выбытию, которая в отчете о результатах финансово-хозяйственной деятельности признается как доход или расход. При инвентаризации нематериальных активов проверяется: фактическое наличие нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности; правильность и своевременность отражения их в балансе; правильность начисления износа нематериальных активов; наличие морально устаревших активов.

В первичных документах должно содержаться подробное описание объектов нематериальных активов, указана их первоначальная стоимость, сроки полезного использования, нормы износа, подразделение, в котором используются объекты и другие данные. При инвентаризации нематериальных активов необходимо установить наличие документов, подтверждающих существование самого объекта, и права предприятия на его использование. К ним относятся документы, описывающие объект нематериальных активов или порядок его использования, а также документы, подтверждающие имущественные права предприятия.

Проводки:

Д-т                                                       Кт

2411,2412,2413,2414,2415,2932 3310

. Ознакомление с учетом товарно-материальных запасов предприятия

Наряду со средствами труда, в процессе производства участвуют и предметы труда, которые выступают в качестве производственных запасов. В процессе производства они участвуют только один раз и их стоимость полностью включается в себестоимость производимой продукции, составляя ее материальную основу.

запасов сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, прочих материалов предназначенных для использования в производстве или при выполнении работ и услуг;

незавершенного производства;

готовая продукция;

товаров, предназначенных для продажи.

Учет материальных запасов ставит перед собой следующие задачи: контроль за полным и своевременным оприходованием, за сохранностью в местах хранения, контроль за состоянием складских запасов, своевременное и полное документирование всех операций по их движению, правильное определение фактической себестоимости запасов и транспортно-заготовительных расходов, выявление и реализация ненужных материальных запасов, получение точных сведений об остатках и движении запасов в местах их хранения.

В процессе производства материалы учитываются по-разному. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и др.), другие- изменяют только свою форму (смазочные материалы, лаки, краски), третьи- входят в изделие без каких-либо внешних изменений (запасные части), четвертые - только способствуют изготовлению изделий и включаются в их массу или химический состав (инструмент, спецодежда и др.).

По функциональной роли и назначению в процессе производства все запасы подразделяются на основные и вспомогательные: основные- это материалы, вещественно входящие в изготовляемую продукцию, образуя ее материальную основу ( мука при выпечке хлеба); вспомогательные- эти материалы входят в состав вырабатываемой продукции, но, в отличие от основных, они не создают вещественной (материальной) основы производимой продукции. Их применяют в качестве компонентов к основным материалам для придания продукции необходимых качеств (краски, лак, клей), либо они содействуют производственному процессу.

Деление материалов на основные и вспомогательные условно, поскольку зависит это от количества применения одного и того же материала в разных видах продукции, от характера технологии и других факторов.

Материально-ответственным лицом является заведующий складом. В соответствии с установленными правилами материальные ценности на складе размещаются по секциям , группам в ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, что обеспечивает их быструю приемку и отпуск, а также контроль за соответствием фактического наличия их установленным нормам запаса. По ТМЗ находящихся в подотчете материально-ответственных лиц, бухгалтерия ведет количественный и суммовой учет в материальных отчетах. Материалы оцениваются методом специфической (сплошной) идентификации.

Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации материального учета. По первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием ТМЗ.

Инвентаризация ТМЗ производится ревизионной комиссией один раз в год.

Для получения товаров от местных поставщиков материально-ответственному лицу выдается доверенность. Она выдается лицам, с которыми заключен договор о материальной ответственности. Срок ее действия устанавливается хозяйствующим субъектом. Доверенность подписывают руководитель и главный бухгалтер, заверяют печатью.

Основными документами, служащими основанием для оприходования ТМЗ, являются:

счет-фактура, в котором указывается порядковый номер и дата составления, наименование, адрес и РНН поставщика и покупателя ТМЗ, номер свидетельства о постановке на учет по НДС, наименование поставляемых ТМЗ и их количество, стоимость ТМЗ без НДС, ставка НДС, стоимость с учетом НДС;

товарно-транспортная накладная.

На основании данных документов бухгалтерия составляет приходный ордер.

В случае сомнительного качества материалов предприятие в праве вернуть товар на основании накладной на возврат ТМЗ поставщику.

Со склада материалы отпускаются для реализации на основании накладной на отпуск материалов на сторону и счет-фактуры выданной .

Материально-ответственное лицо составляет месячные отчеты об остатках и движении материалов на подотчете, которые предоставляют в бухгалтерию. В отчетах содержится информация об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца, также указывается расход по норме. Его исчисляют в бухгалтерии.

Готовая продукция учитывается на активном инвентарном счете 1320. Материально-ответственным лицом на складе готовой продукции является начальник цеха, с которым заключен договор о материальной ответственности. Вся произведенная продукция оформляется приемо-сдаточными документами.

Расход материалов на производство дает начальник цеха не позднее первого числа каждого следующего месяца. Исчисление фактической производственной себестоимости и распределение ее на отгруженную продукцию производит бухгалтерия.

Списание материалов производится на основании утвержденных руководителем актов списания.

. Ознакомление с учетом труда и его оплаты на предприятии

В процессе производственно-хозяйственной деятельности у хозяйствующего субъекта возникают взаимоотношения с участниками трудового коллектива и лицами, работающими на основании контрактов, трудовым соглашениям и договорам гражданско-правового характера по оплате труда за выполненные работы и оказанные услуги. Трудовые отношения между работодателем и работником, а также вопросы нормирования и оплаты труда регулируется «Трудовым кодексом РК» от 15 мая 2007 года № 252-III.

Первичными документами учета кадров являются личные карточки. Основным первичным документом по учету рабочего времени является табель учета рабочего времени. Табель применяется для учета использования рабочего времени всех категорий работающих, а также для контроля за соблюдением рабочими и служащими установленного режима рабочего дня, для расчетов с ними по заработной плате и для получения данных об отработанном времени. В табеле учета использования рабочего времени отметки о причинах неявок на работу, о неполном рабочем дне, о сверхурочной работе и других отступлениях от установленного режима работы отражаются только на основании соответствующих документов (листки нетрудоспособности, приказы (распоряжения) о простое, справки о выполнении государственных и общественных обязанностей и т.п.

Первичными документами по учету численности рабочих и служащих и их движения являются приказы (распоряжения) о приеме, увольнении или переводе на другую работу и о предоставлении отпусков. Каждому работнику при приеме на работу присваивается табельный номер.

Существуют несколько видов обязательств, связанных с учетом оплаты труда:

Задолженность персоналу по оплате заработной платы;

Задолженность бюджету по подоходному налогу, удержанному из заработной платы;

Задолженность накопительным пенсионным фондам по удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов;

Задолженность перед другими юридическими и физическими лицами по суммам, удержанным из заработной платы в их пользу.

Заработная плата, а также другие обязательства связанные с оплатой труда выплачиваются ежемесячно.

Удержания из заработной платы:

Пенсионные взносы - 10% от начисленной суммы.

Подоходный налог с физических лиц - после отчисления в пенсионный фонд, вычет суммы, не облагаемой налогом, 10% от оставшейся суммы.

По исполнительным документам в пользу других юридических и физических лиц.

Своевременно невозвращенные подотчетные суммы.

Удержания за недостачу товарно-материальных ценностей (согласно приказа директора ).

Для определения суммы заработной платы, подлежащей выплате работнику, необходимо определить сумму заработка за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. Эти расчеты производят в расчетной ведомости, а в платежную ведомость используют для выплаты заработной платы.

Оплата отпуска и выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск производится по среднему заработку независимо от форм и систем оплаты труда.

. Ознакомление с учетом затрат на производство и калькуляцией себестоимости продукции предприятия

Классификация производственных запасов.

Производственные запасы представляют собой совокупность предметов труда, используемых в производственном процессе. Они участвуют в производственном процессе однократно и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Все запасы предприятия можно разделить на три группы (рис. 1).

Рис. 1

В зависимости от роли, которую играют производственные запасы, они могут подразделяться на группы:

сырье и материалы;

покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

топливо;

тара и тарные материалы;

строительные материалы;

материалы, переданные в переработку;

запасные части;

отходы.

Классификация производственных запасов осуществляется по многим признакам. Есть общая классификация, отражающая единые признаки группировки. Самый общий классификационный признак - по функциональной роли материалов. Классификация по этому признаку приведена на рис. 1.

Сырье составляет основу продукта и является основой сельского хозяйства (хлопок, шерсть, зерно и др.) и продукцией добывающих отраслей.

Материалы - это продукция перерабатывающих отраслей. Они делятся на основные и вспомогательные.

Основные - являются составляющей готовой продукции, то есть их использование предусмотрено технологией. Они занимают значительный удельный вес в себестоимости.

Вспомогательные материалы не входят вещественно в состав продукции, а способствуют процессу производства, обеспечивают обслуживание оборудования или предают внешний вид продукции, не влияя при этом на технические параметры.

Полуфабрикаты - материалы, прошедшие часть обработки или даже сборки, они целиком входят в изготавливаемую продукцию, могут быть собственного производства и покупными (чугун, шины).

Топливо - это своеобразный вид вспомогательных материалов, но выполняющий специфическую функцию. То есть оно может быть:

технологическим (участвующим в технологическом процессе);

двигательным;

хозяйственным.

Виды топлива: твердое, жидкое, газообразное.

Тара и тарные материалы предназначаются для упаковки готовой продукции (мешки, ящики). Тара, используемая для измерения и хранения ценностей в цехах, к этой группе не относятся и являются инвентарем.

Запасные части имеют особое назначение и используются для замены отдельных частей оборудования в процессе ремонта.

Отходы своего производства - это остатки материалов, которые могут быть использованы в производстве, в подсобных хозяйствах или реализованы на сторону (обрезки, стружка, лоскут). Отходы учитываются по пониженным ценам в том случае, если имеют потребительскую стоимость. Отходы, не имеющие потребительской стоимости или не поддающиеся оценке, не являются объектом бухгалтерского учета.

Учет операций с производственными запасами. Документирование и оперативный учет движения производственных запасов.

Приобретение материалов у поставщиков осуществляется на основе заключенных договоров.

Выполнение договоров поставки по срокам, количеству, ассортименту учитывается службой МТС (материально-технического снабжения). Поставщик отпуск или отгрузку сопровождает выпиской счетов фактур и транспортных документов (товаротранспортные накладные).

На складе покупателя кладовщик проверяет, взвешивает и пересчитывает принимаемые ценности. На фактическое количество поступивших материалов кладовщик составляет приходный ордер (однострочный, многострочный).

При недостаче материала составляется приемный акт. Для составления акта создается комиссия. В ее состав должен входить представитель поставщика, транспортные организации или третьей незаинтересованной стороны (исполкома).

В том случае, если обнаружена недостача по вине поставщика или транспортной организации, этот акт является основанием для предъявления претензии.

Прием ценностей кладовщиком может осуществляться у экспедитора (работника данного предприятия) или у представителя поставщика. Предварительно экспедитору выписывается доверенность, по которой он получает грузы на складе поставщика или от транспортной организации.

Принятые по приходным ордерам или актам материалы, кладовщик отражает в карточке складского учета. Карточка складского учета является регистром аналитического учета производственных запасов. Для каждого отдельного вида, марки, типоразмера материала заводится отдельная карточка.

Карточка выписывается бухгалтером материального отдела и передается на склад кладовщиком. Записи в карточку делаются на основании первичных документов. По поступившим ценностям, их количество отражается в графе приход и тут же по этой строке выводится сальдо.

Материалы, хранящиеся на складе, постоянно отпускается на производственные и прочие нужды предприятия. Каждая операция отпуска обязательно фиксируется в первичном документе.

Существует два основных вида расходных документов: требование, лимитно-заборная карта.

Требование используется для оформления разового отпуска материалов, чаще всего - вспомогательных материалов, а также запасных частей. Требования могут быть однострочными и многострочными.

Требования выписываются цехом в двух экземплярах. Затем они проверяются в отделе снабжения, с целью уточнения номенклатурного номера.

При отпуске кладовщик в двух экземплярах требования отражает фактически отпущенное количество товара. Один экземпляр требования остается у кладовщика, а другой - у представителя цеха.

Лимитно-заборную карту используют для многократного отпуска одного и того же материала в течение месяца. Она выписывается плановым отделом до начала месяца в двух экземплярах для цеха и склада. Исходя из производственной программы, в ней определен месячный лимит отпуска или забора материалов. Каждая операция отпуска фиксируется в двух экземплярах карты и тут же отмечается остаток лимита. Удобство лимитно-заборных карт в том, что сокращается количество выписываемых расходных документов и контролируется фактический отпуск материалов.

Если при отпуске материалов возникают разного рода отклонения (замена одного материала другим, сверхлимитный отпуск для ликвидации аварий), то выписывается «сигнальное» требование с визой главного инженера.

Отпуск материалов на сторону в порядке реализации отражается в накладных, которые выписываются отделом сбыта. Накладная выписывается в трех, четырех или пяти экземплярах, два из которых остаются на данном предприятии: один у кладовщика, а второй на проходной.

Инвентаризация проводится по следующим причинам:

При смене материально-ответственных лиц.

При передаче имущества в аренду или при приватизации предприятия.

В случае пожара или стихийных бедствий.

По требованиям контролирующих организаций.

При установлении фактов хищений и злоупотреблений.

Плановая ежегодная инвентаризация.

До начала инвентаризации в карточках складского учета должны быть выведены количественные остатки. Все первичные документы должны быть переданы в бухгалтерию и обработаны. Факт сдачи всех документов подтверждается распиской.

Недостача.

Товарищество создает резервный капитал в размере 10% от уставного капитала. Формирование резервного капитала осуществляется путем ежегодных отчислений из чистого дохода товарищества в размере 5%.

Решение комиссии по поводу излишков и недостач, а также их причин фиксируется в протоколе заседания инвентаризационной комиссии и в акте по результатам инвентаризации. К акту прикладывается объяснительная записка материально-ответственного лица.

Выявленные излишки приходуются; недостачи в пределах норм естественной убыли списываются на расходы предприятия, а похищенные ценности должны быть возмещены по сумме ущерба.

Размер ущерба отражается в БУ в том случае, если недостача превышает норму естественной убыли.

В бухгалтерском учете для отражения результатов инвентаризации, в том случае, если ими являются недостачи, предусмотрены специальные счета: 375 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Однако не вся сумма ущерба будет реальным доходом предприятия. Согласно методу начисления, доход и обязательства признаются не в момент движения денежных средств, а в момент определения суммы.

12. Ознакомление с учетом готовой продукции и её реализацией

Готовая продукция - продукция основных и вспомогательных цехов, предназначенная для реализации. Она должна быть закончена производством, укомплектована, отвечать требованиям стандартов или техническим условиям, принята службами технического контроля, снабжена паспортом, сертификатом или другим документом, удостоверяющим ее качество и комплектность, сдана на склад, а при сдаче на месте заказчику - оформлена актами приемки или другими документами. Для учета готовой продукции применяется активный инвентарный счет 1320 «Готовая продукция». Она входит в состав оборотных средств предприятия и отражается в финансовой отчетности по фактической себестоимости.

Фактическую себестоимость готовой продукции можно определить только по окончании отчетного периода (месяца). В течение отчетного периода постоянно происходит движение продукции (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции по учетным ценам, в качестве которых могут быть использованы фиксированные цены, фактическая себестоимость готовой продукции за прошлый месяц и др.

Учет и оценка приобретенных товаров. Товар - материальное изделие, предлагаемое рынку с целью приобретения, использования или потребления. Для учета приобретенных товаров применяются активные инвентарные счета 1330 «Товары приобретенные» и 1350 «Прочие товары», которые используются в основном торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, снабженческо-сбытовым, посредническим, внешнеэкономическими организациями, а также промышленными, строительными и сельскохозяйственными предприятиями, если они, наряду с производством продукции, осуществляют торговые операции.

Учет прихода товаров в любой организации не составляет большого труда, поскольку поступление каждой партии товаров оформляется соответствующим документом (товарно-транспортной накладной, счетом и др.) Учет расхода товаров на складах также не вызывает проблем, так как на каждый их отпуск выписывают соответствующий расходный документ. Сложности в основном возникают при учете реализации товаров в магазинах розничной торговли. Причиной этих сложностей служит тот факт, что покупателям не выписывают никаких документов, а на сумму покупки в контрольно-кассовой машине выбивают чек, сумму которого показывает стоимость реализованных товаров по продажным ценам, т. е., если учет будет осуществляться по покупным ценам, фактически не будет информации о стоимости реализованных товаров по покупным за день.

Выбор учетной стоимости - стоимости приобретения или продажной цены немаловажен для хозяйствующего субъекта, но немаловажен для организации учета движения товаров. В целях правильной организации учета процесса реализации, в частности, учета движения товаров, в учетной политике необходимо определить метод учета стоимости товаров. Стандартами бухгалтерского учета предусмотрено четыре метода отражения движения стоимости товаров:

метод специфической (сплошной) идентификации;

метод средневзвешенной стоимости;

метод определения стоимости выбывающих запасов по стоимости запасов, поступивших раньше других, - ЛИФО;

метод определения стоимости выбывающих запасов по стоимости запасов, поступивших позже других, - ЛИФО.

Порядок применения каждого из изложенных методов приведен в главе «Учет товарно-материальных запасов».

. Ознакомление с учетом финансовых результатов и собственного капитала предприятия

Уставный капитал. Уставный капитал товарищества оплачен участниками полностью на момент регистрации товарищества.

Вкладом в уставный капитал товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, в том числе право землепользование и право на результаты интеллектуальной деятельности и иное имущество.

Изменение (увеличение или уменьшение) уставного капитала Товарищества производится в соответствии с положениями главы Закона Республики Казахстан « О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».

Увеличение уставного капитала товарищества осуществляется в порядке и с учетом требований действующего законодательства.

Имущество товарищества формируется за счет вкладов его участников, доходов, полученных товариществом, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Имущество товарищества является собственностью товарищества и учитывается на его балансе.

Доли всех участников в уставном капитале и соответственно их в имуществе товарищества пропорциональны их вкладам в уставный капитал.

Распределение чистого дохода и убытков товарищества

Доход товарищества определяется по результатам его деятельности за год на основании финансовой отчетности.

Доход товарищества формируется из выручки от хозяйственной деятельности после возмещения материальных и приравненных к ним затрат и расходов на оплату труда. Конечным результатом деятельности товарищества является получение дохода.

Доход, остающийся у товарищества после уплаты налогов, заработной платы и других обязательных платежей в бюджет (чистый доход), является собственностью товарищества и распределяется им для дальнейшей работы и развития.

Часть чистого дохода, оставшегося после выделения необходимых средств на развитие производства и общие нужды товарищества, распределяется между участниками по решению общего собрания участников товарищества.

Решение о распределении чистого дохода принимается очередным общим собранием участников, посвященным утверждению результатов деятельности товарищества за соответствующий год.

При принятии общим собранием решения о распределении чистого дохода между участниками каждый участник вправе получить часть распределяемого дохода, соответствующую его доле в уставном капитале товарищества. Выплата должна быть произведена товариществом в денежной форме в течение месяца со дня принятия общим собранием участников решения о распределении чистого дохода.

Товарищество не вправе распределять доход между участниками до полной оплаты всего уставного капитала.

Убытки товарищества покрываются за счет резервного капитала, если же средств капитала не хватает - за счет других средств, имеющихся у товарищества, а при их недостатке - за счет реализации имущества товарищества.

В случае если средства резервного капитала исчерпаны, то отчисления в него возобновляются.

Характеристика и значение финансовой отчетности. Под отчетностью понимают систему итоговых показателей, комплексно характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за истекший период. Составление отчетности является завершением этапом учетной работы. Целью финансовой отчетности является предоставление пользователям полезной, значимой и достоверной информации о реальном финансовом положении юридического лица, результатах деятельности и изменениях в его финансовом положении за отчетный период. В числе пользователей финансовой отчетности входят настоящие и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, работники, а также государственные органы и общественность. Финансовая отчетности содержит информацию, полезную для принятия инвестиционных решений и решений по предоставлению кредитов, оценки будущих денежных потоков субъекта, оценки ресурсов, обязательств субъекта в связи с вверенными ему ресурсами, оценки работы руководящих органов.

. Ознакомление с финансовой отчетностью предприятия

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа его хозяйственной деятельности. Наряду с этим, отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования и прогнозирования.

Основными требованиями, которые предъявляются к отчетности, являются объективное и точное отражение действительных результатов деятельности предприятия, строгая увязка всех показателей, согласованность бухгалтерской и оперативно-статистической отчетности, соблюдение методологических и других положений. За предоставление искаженной отчетности и оценки статей баланса руководители и главные бухгалтеры, виновные в этом, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Основными принципами финансовой отчетности являются:

Начисление. Финансовые отчеты составляются на основе принципа начисления, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они понесены.

Непрерывность финансовой отчетности предполагает, что субъект будет продолжать свою деятельность в течение неопределенного периода, и нет подтверждения тому, что он имеет намерение или возникает необходимость ликвидации в обозримом будущем.

Понятность. Информация, представляемая в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям.

Значимость. Финансовая информация должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.

Существенность. Финансовая информация является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности.

Правдивое и беспристрастное представление. Финансовые отчеты должны создавать у пользователя правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результатах операций, движении денежных средств субъектов.

Нейтральность. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть свободной от предвзятости для того, чтобы быть надежной.

Осмотрительность подразумевает соблюдение степени предосторожности при принятии решений, необходимых для вынесения оценок, в условиях неопределенности, для того, чтобы активы и доходы не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены.

Завершенность и сопоставимость. В целях обеспечения достоверности, информация в финансовых отчетах должна быть полной. Для повышения полезности и содержательности информация одного отчетного периода должна быть сопоставимой с другим периодом.

Последовательность. Пользователи должны иметь возможность сравнивать финансовые отчеты субъекта за разные отчетные периоды с целью определения тенденции изменений в его финансовом положении.

Важным требованием, предъявляемые к отчетности, является ее прозрачность, понимание данных отчетности инвесторами и акционерами. Отчетность должна составлять в установленные сроки.

Отчетность предприятий подразделяется на бухгалтерию, статистическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия, о результатах его хозяйственной деятельности, составленную на основе данных бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятия как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основании данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени- сутки, неделю, декаду, половину месяца. Ее данные используются для оперативного контроля и управления процессами производства и реализации продукции.

Заключение

ТОО «Richman trinity» - это частное предприятие. Основная деятельность данного предприятия - это производство, закуп и реализация товаров.

Ознакомившись с деятельностью данного ТОО и подготовив отчет по прохождению практики, я могу констатировать, что ТОО «Richman trinity» является преуспевающим предприятием, которое занимает свое определенное место на нашем рынке.

Изучив, непосредственно внутреннюю структуру данного предприятия, я могу сказать, что его деятельность осуществляется при помощи цельного коллектива, в котором каждый работник занимает определенную должность.

В бухгалтерии ТОО «Richman trinity», где я соответственно проводила большую часть рабочих часов, я смогла ознакомиться с хозяйственной деятельностью данного предприятия, а так же применить свои теоретические знания на практике.

Литература

1.       Учетная политика предприятия ТОО «Richman trinity».

.         Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О.И., «Бухгалтерский учет на предприятии», Алматы, 2002г

3.      Финансовый контроль и углубленный аудит: теория, методология, практика : учеб. пособие / Дуйсенбек Онгарович Абленов. - Алматы : Экономика, 2007.

.        Радостовец В.В., Шмидт О.И., Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета - Алматы: «Центраудит-Казахстан», 2000г.

.        Стандарты бухгалтерского учета.

.        Подольский В.И. Аудит: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2000г.

Похожие работы на - Учетная политика организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!