Разработка учебного проекта 'Кукла как оберег славян'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,16 Мб
  • Опубликовано:
    2015-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка учебного проекта 'Кукла как оберег славян'

Введение


Проектная деятельность - один из интереснейших инновационных методов обучения младших школьников. Почему? Потому, что уроки, построенные по этому методу, дают больше преимуществ в развитии младших школьников, чем уроки, построенные по «классической» модели. Ученики развивают: наблюдательность, любознательность, речь, логическое мышление.

Также проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса. Максимальная наглядность и простота в усвоении нового учебного материала позволяют получать как ученикам, так и учителям необыкновенное удовольствие от учебного процесса.

Близкие психологические контакты сближают преподавателя с классом. Отношения между учителем и учениками могут стать более близкими, основываясь на: взаимопонимании, взаимоуважении, эмпатии и других чувств человека. Т.е педагог выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным. Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами, - примерно 20% учащихся 8-9-х классов в качестве тем персональных проектов выбирают личностно окрашенные темы.

Проектная деятельность дает возможность уже в младшем школьном возрасте выбрать свою профессию или хотя бы взять уклон на какой-то конкретный вид деятельности, который будет интересен ученику. Будь то: естественные науки, гуманитарные и общественные науки, технические науки.

Дополнительным плюсом является то, что ученик может сам себя оценить. Может увидеть допущенные просчеты (на первых порах - это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.

В итоге дети могут получить такие умения, как:

ü  Увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

ü  поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;

ü  Оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;

ü  Добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;

ü  Планировать свою работу;

ü  Выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

ü  Увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

ü  Кроме того, проектная деятельность способствует:

ü  Развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);

ü  Развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;

ü  Решению профориентационных задач.

ü  Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.

Действия родителей могут быть такими:

ü  проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации)

ü  Помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет)

ü  Обеспечение самостоятельности школьников

ü  Активное участие на каждом этапе проектной деятельности.

Задачи проектной деятельности:

ü  Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

ü  Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

ü  Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

ü  Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

ü  Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Цель исследования: определить как влияет проектная деятельность на деятельность младших школьников на уроке литературного чтения. Предметом исследования будут ученики начальной школы. Гипотеза: проектная деятельность наиболее эффективна в обучающем процессе.

Глава 1. Проектная деятельность

 

.1 Понятие проектная деятельность


Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского - «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта»;

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Ученическое проектирование - это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Учебный проект( с точки зрения учителя): а)это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта; б) это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

 

.2 Отличия исследовательской, проектной, проектно-исследовательской деятельности


Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

 

Соотношение проектирования и исследования

Проектирование: разработка и создание прообраза объекта или его определенного состояния; решение практической проблемы ;подготовка конкретного варианта изменения элементов среды

Исследование: процесс поиска неизвестного; получение нового знания; создание нового интеллектуального продукта; не предполагает создание заранее планируемого объекта

Наиболее популярные формы проектов среди учащихся: учебный проект, социальный проект, экологический проект, информационный проект, обзорный проект, видеофильм, электронный буклет, рекламный ролик, сценарий мероприятия, учебная предметная презентация, сценарий изменения территории или элемента среды и т.д.

Наиболее популярные формы исследований среди учащихся: научно-исследовательская работа, учебное исследование, экспедиция, краеведческие исследования, экологический поход, реферат, социологические исследования, иллюстрированный доклад, учебная предметная презентация, научая статья, научный отчет, рецензия и т.д.


Классификация проектов.

Существует множество подходов к классификации проектов. Приведем несколько наиболее популярных из них.

По А.С. Сиденко:

Типы проектирования:

ü Репродуктивное проектирование.

ü Продуктивное проектирование.

ü Инновационное проектирование.

Классификация проектов:

1.      По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, проект-инсценировка, альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ или фольклорных находок, стенгазета, киносценарий, публикация в СМИ, туристический буклет, веб-сайт и т.д.).

2.      По форме (видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера).

.        По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный).

Приведем более подробное описание:

ü Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

ü Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

ü Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

ü Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

ü Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

4.      По профилю знаний (монопроекты - по одному учебному предмету; межпредметные - по 2-3 учебным предметам, проекты «на стыке наук». Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель.

5.      По характеру координации (с открытой, или явной, координацией:

ü в таких проектах координатор участвует в проекте в собственной своей функции, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников; со скрытой координацией: в таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта).

6.      По уровню контактов (внутришкольные (локальные), межшкольные или региональные: это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны; международные: участники проекта являются представителями разных стран).

Приведем более подробное описание:

ü Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

ü Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

ü Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и вполне укладывается в классно-урочную систему. А также протекают под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв.» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

ü Надпредметные проекты - внепредметные проекты, выполняемые на стыках областей знаний. Выходят за рамки школьных предметов. Используются в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

По характеру контактов проекты могут быть:

ü внутриклассными,

ü внутришкольными,

ü региональными (в пределах одной страны),

ü международными.

Последние два типа проектов являются еще телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

7.      По количеству участников (личностные - индивидуальные, парные, групповые).

8.      По продолжительности (мини-проекты; краткосрочные на 1-5 уроков; среднесрочные - на 1-2 месяца; долгосрочные - до 1 года).

Приведем более подробное описание:

ü Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Пример: проект «Расчет стоимости покупки автомобиля в кредит», курс экономики 10-11 класс. Работа над проектом ведется в группах по вариантам, в зависимости от суммы на покупку автомобиля и его марки. Продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты). (Другие примеры: расчет затрат на организацию путешествия, расчет затрат на питание семьи на месяц, открытие своего бизнеса и т.д.).

ü Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект «Чудеса России» об уникальных природных объектах, курс географии, 8 класс. Может проводиться в виде заключения, обобщения знаний по разделу «Общая характеристика природы России». Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам, например: Реки России, Озера России, Горные системы России, Уникальные памятники природы России, рекомендации подготовке готового продукта). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, и, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, например - электронных туристических буклетов их обсуждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Примером могут служить этнографические походы и экспедиции, экологические проекты.

ü Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время. Например, космические проекты, социально значимые проекты «Ветеран живет рядом», «Дети - детям сиротам» и т.д.

9.По типу объекта проектирования (морфологическое (проектирование вещей, создание новых моделей); социальное (направленных на социальные вопросы); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого «Я»).

Виды проектов:

ü Образовательный проект.

ü Воспитательный проект.

ü Управленческий проект.

ü Организационный проект.

ü Нормативно-правовой проект.

ü Социально значимый проект.

ü Политический проект.

ü Законотворческий проект.

ü Проект - иллюстрация учебной темы.

ü Проект - исследование научной проблемы в определенной учебной дисциплине.

ü Проект - постановка проблемы.

ü Обзорный проект.

ü Проект - инсценировка (видеофильм, рекламный ролик, репортаж, сценарий).

ü Текущий учебный проект.

ü Итоговый учебный проект.

По Е.С. Полат :

.        По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

ü исследовательские,

ü творческие,

ü ролево-игровые,

ü информационные,

ü практико-ориентированные (прикладные).

.        По признаку предметно-содержательной области:

ü монопроекты,

ü межпредметные проекты.

.        По характеру контактов:

ü внутренние или региональные,

ü международные.

.        По количеству участников проекта:

ü индивидуальные,

ü парные,

ü групповые.

.        По продолжительности проекта:

ü краткосрочные,

ü средней продолжительности,

ü долгосрочные.

.        По результатам:

ü доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

ü макет, схема, план-карта;

ü видеофильм;

ü выставка; и др.

По С. Хайнесу :

1.      Проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects).

2.      Проекты-интервью (Survey projects).

.        Проект-производство (Production projects).

.        Проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationalprojects).

По америк.профессору Э.У. Коллингсу :

(Савченко Н.П., журнал «Теория и практика дополнительного образования №6, 2010, стр.35: /…. В 1910-е гг. Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов на четыре группы…/):

1.    «Проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т. д.

2.      «Экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. Один из таких проектов, реализованных в средней группе учащихся, носил название «Посещение дома мистера Смитса для выяснения причины тифозных заболеваний».

3.    «Повествовательные проекты», разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.

4.      «Конструктивные проекты», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра

По предмету труда:

ü Человек - человек. Человек - природа.

ü Человек - техника. Человек - художественный образ.

ü Человек - знаковая система.

По сфере применения:

ü Школа. Семья. Досуг.

ü Производство. Профессиональное самоопределение.

По интересам:

ü Познавательные. Экологические.

ü Коммерческие. Игровые. Профессионально - трудовые.

ü Научные. Комплексные.

По материальному воплощению:

ü Интеллектуальные.

ü Информационные.

ü Комплексные.

По преобладающим технологическим процессам:

ü Архаичные (ручные технологии),

ü Традиционные (машинные технологии),

ü Инновационные (технологии на основе радиоэлектроники и телемеханики)

По цели проектной деятельности:

ü Гностические.

ü Изыскательские.

ü Преобразующие.

По продолжительности выполнения:

ü Долгосрочные (от 20 до 60 часов),

ü Среднесрочные (блок 8 - 10 часов),

ü Кратковременные (2 - 4 часа)

По организации проектной деятельности:

ü Индивидуальные.

ü Звеньевые.

ü Групповые.

ü Школьные.

По структуре содержания:

ü Мономодульные(охватывают один модуль программы )

ü Полимодульные (соединение нескольких блоков или модулей)

ü Интегрированные (межпредметные)

По уровню творчества:

ü Репродуктивные.

ü Творческие задания.

ü Творческий проект.

Специфика.

Роль учителя. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И, прежде всего - развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит «прожить» педагогу в ходе руководства проектом:

ü активный, компетентный и грамотный пользователь иностранного языка;

ü энтузиаст-новатор в области обучения и овладения языком, способный квалифицированно оценить, стимулировать и вдохновлять к продуктивной иноязычной коммуникации, поддерживая, поощряя и направляя учащихся в сторону достижения цели;

ü  специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких - не во всех! областях);

ü консультант, всегда готовый прийти на помощь (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);

ü руководитель, организатор и менеджер учебной деятельности (особенно в вопросах планирования времени); «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту- тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

ü координатор всего группового процесса (фасилитатор);

ü опытный советчик-эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Вот так существенным образом изменяется роль учителя по сравнению с традиционной моделью. Именно в проектировочной деятельности учитель иностранного языка приобретает такой ролевой коммуникативный репертуар.

Роль ученика. Также меняется и роль учащегося, участвующего в проектной деятельности, который становится:

инициатором работы;

генератором идей;

самостоятельным исполнителем;

независимым участником, имеющим свое мнение;

исследователем проблем;

помощником для других участников;

оценщиком результатов и продуктов иноязычной коммуникативной деятельности.

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие - сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы пожалуй не найти. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону.

Следует отметить, что одним из основных направлений критики метода проектов в 1920-е гг. стало именно «принижение роли учителя». В отечественной практике проектной деятельности начала XXI в. преобладает противоположная крайность. Даже в проектах, выполненных старшеклассниками, зачастую явно ощущается «рука руководителя». А ведь развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, какая-то композиция, выполненная своими руками, и т. п. Точно так же важно, что тема проекта не должна жестко задаваться взрослыми. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных тем. Еще лучше - совместная выработка темы в группе «учащиеся + учитель» по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не нужно забывать, что ученик подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением, где он обречен играть лишь одну роль - роль исполнителя.

Все этапы работы, организуемой в условиях проектной деятельности, сопровождаются:

специально созданной атмосферой общения;

организованной групповой, парной, командной и индивидуальной работой;

техникой формирования групп;

приемами управления учебной деятельностью во время подготовки проектов.

Таким образом, проектировочный аспект формируемой коммуникативной компетенции школьников позволяет:

1.      Усилить интенсивность обучения путем увеличения роли речемыслительной деятельности учащихся в объеме учебного занятия по отношению к организационной деятельности учителя.

2.      Развить в процессе обучения межличностную интерактивность (прагматическую и стратегическую компетенции) путем групповой работы, создавать ролевые ситуации, обращенные к собеседнику в акте коммуникации.

.        Формировать социокультурную и дискусивную компетенции в ходе конструирования коммуникативных ситуаций и заданий при использовании коммуникативных стратегий, инофоновой информации о культуре, реалий, традиций стран изучаемого языка.

Последовательность работы над проектом

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

2

3

4

 Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

 Планирование

а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

 Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

 Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

 Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

 

Оценивание проекта

(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)

Этапы

Критерии оценки

Самооценка

Учитель

Коллеги по команде

 Защита

Представление (15 баллов)

 

 

 


Ответы на вопросы (15 баллов)

 

 

 

 Процесс проектирования

Интеллектуальная активность (10 баллов)

 

 

 


Творчество (10 баллов)

 

 

 


Практическая деятельность (10 баллов)

 

 

 


Умение работать в команде (10 баллов)

 

 

 

 Итог

Достигнутый результат (15 баллов)

 

 

 


Оформление (15 баллов)

 

 

 


Глава 2. Тотемы


Понятие «Тотем» (“от-отем” на языке канадских аборигенов означает “его род”) заимствовано у североамериканского племени оджибва, на языке которых тотем означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. Тотем выглядит как резной, раскрашенный в яркие цвета, столб. Индейцы ставили Тотем около своего жилища. Он являлся документом семьи, удостоверяющим ее родословную. Тотемом считается животное, растение или неодушевленный предмет, находящийся в родстве с определенной группой людей, племенем. Тотемная группа ведет свое происхождение от почитаемого животного, видя в нем покровителя и подателя жизненных благ. А торчащая перекладина на Тотеме служила своего рода пьедесталом, для выступлений глашатаев.

В научном смысле под понятием «тотем» подразумевается целый класс (какой-то вид, а не конкретный объект) объектов или явлений природы. Определенному тотему могут поклоняться та или иная социальная группа, род, племя, отдельно женщины и отдельно мужчины, а иногда и отдельно взятый конкретный человек.

Тотемизм - некогда весьма распространенная и ныне еще существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Этой религиозной системе много тысяч лет. С самого начала существования человечества люди ощущали свое родство с тем или иным растением или животным. Значительную роль в определении тотема играла интуиция и личная приязнь, в общем, все то, что словами определить трудно.

Тотему оказывают специальное поклонение, с тотемом считают себя родственно связанными и по имени тотема часто себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы стать тотемом, однако наиболее распространенными тотемами были животные.

Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса - кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников. Если тотемом, например, служит ворона, то она считается действительным прародителем данного рода и каждая ворона - сородичем.

Соответственно кровными родственниками считаются все, кто поклоняются тотему вороны, и отождествляют себя с вороной. Тотемизм наиболее близок к истоку развития магического сознания, в котором всему сущему приписывается происхождение от предматериальных, невидимых сил. Через поклонение тотему формировалась магическая культура взаимодействия людей с высшими силами, покровительства и помощи которых они искали.

Владелец тотема должен был делать подношения выбранному тотему в виде еды, питья, драгоценностей. Всячески приветствовалось и проведение магических обрядов, посвященных тотему, - так люди «платили» ему за защиту и покровительство.

Кстати, тотем мог быть не только личным, но и принадлежать роду в целом - так тотем становился символом рода, его божеством, ангелом-хранителем и помощником, предсказывающим будущие события и оберегающим своих подопечных.

Кроме всего прочего это место в Ванкувере считается “местом силы”, так что если вам хочется чего-то попросить у Вселенной, возможно именно оттуда вас лучше всего услышат!

 

.1 Обереги


Оберег или апотропей (с греческого-отвращающий беду) это предмет, знак, действие или состояние, слово, фраза, звук и даже запах, охраняющий человека, животных, жилище от вредного воздействия злых сил (духов, сглаза, колдовства).

Оберег - это слово ведет свое происхождение от корня «бер». Бер - неуправляемый стихийный Дух, бурный, буйный, бешеный. Бером наши предки называли Медведя, пробудившегося от спячки раньше времени, покинувшего свою БЕРлогу, логово Бера. В таком состоянии медведь являл собой особую опасность, сокрушая все вокруг и превращая в безлад. Так что запрещалось даже упоминать имя Бера, дабы не накликать беду. Слово оберег, понимается как защита от Бера. Оберег же смиряет стихийный Дух, делает его ладным, приносит в жизнь Лад, порядок, красоту.

От корня «бер» произошли такие слова как «берег» (реки, моря), «беречь». Вода (стихийная, бурлящая, а потому - опасная) нашими предками связывалась с Марой (Морой) - навьей богиней, богиней смерти и зимы. Отсюда и «море» - по сути опасная стихия, а «берег» - это граница между опасностью, «бером», стихийным неуправляемым духом и безопасной территорией. Берег - это черта, препятствие для Бера.

С давних веков у разных народов сохранился обычай украшать свои дома оберегами из природных компонентов, которые символизируют здоровье, благополучие, счастье и достаток

Оберегами могли быть как предметы - амулеты, талисманы, так и некие магические действия и ритуалы.

На Руси были только обереги. Оберег - это препятствие, защита от Бера. Бером наши предки называли неуправляемый Дух стихий, все, что связано с опасностью, неуправляемой силой. Оберег смиряет стихийный Дух, приносит в жизнь Лад, красоту, порядок.

Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния - такие, как болезни (вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи).

Наиболее простое действие - сплюнуть через левое плечо три раза. О сплевывании упоминали еще во времена римской империи.

Цель создания личного оберега - формирование внутреннего потенциала, который затем обретает выражение во внешнем Мире.

Предназначение оберега - создать внутренний настрой в человеке, для которого создается оберег.

Ношение оберега - это вещественный признак связи с Богами, который позволяет потокам Сил Богов перетекать из скрытого мира в проявленный.

Личный оберег изготавливается с намерением привести «внешнюю» жизнь в соответствие с внутренним «Я» человека, проявить скрытые способности и возможности личности. Правильно созданный оберег открывает канал, по которому течет Сила, направленная на достижение желаемого результата.

ü  Самые сильные обереги создавали волхвы, которые ведали Древнюю Мудрость. Сила оберега напрямую зависела от Силы и ведания волхва. В расчет бралось все - время года, время суток, расположение светил, материал, форма, предназначение оберега..

ü  Считается, что оберег не может быть изготовлен для себя, их делают только кровные родственники, причем нельзя просить или заставить сделать оберег. Он должен быть изготовлен от Души и по доброй воле.

ü  Супружеские связи не считаются кровным родством, но взаимно созданные обереги тоже будут иметь силу.

ü  Молитвы, песнопения, заговоры, руны и изображения тоже могут стать оберегами.

 

.2 Амулеты

 

Амулет - это особая, чаще всего, индивидуальная и уникальная вещь (нательное украшение, минерал, особый знак, др.), которая особым образом энергетически заряжена. Заряжена - это значит подключена энергетически к определённым силам Тонкого мира, которые воздействуют на человека и его судьбу (позитивно или негативно, в зависимости от амулета). Обычно носимятся на на шее в виде подвески или на руках в виде браслетов.

Амулеты могут быть заряжены абсолютно по-разному (мы говорим прежде всего о позитивных амулетах): на защиту от негатива, на усиление связи с Богом, на усиление взаимоотношений и чувств, на притяжение денег, на укрепление здоровья и т.д. Собственно, какую программу амулету задать, какие силы Тонкого мира призвать и подключить, такую функцию амулет и будет выполнять. Но, чаще всего, амулетом называют небольшие вещи в виде украшений, имеющие вид определённых знаков. Эти знаки изначально несут определённый смысл и подключение к соответствующим Силам, и далеко не всегда позитивным силам. Поэтому нужно очень внимательно относиться к любым знакам и готовым амулетам, которые вы хотите приобрести в магазине. .Амулеты находили в раскопках древнейших захоронений.

 

.3 Талисманы

 

Талисманом может стать любая вещь человека, а не только минерал или украшение. Но при этом талисман, чаще всего, создаётся с целью достижения успеха и усиления везения. Как зарядить собственный талисман - читайте здесь. Хотя нужно отметить, что именно талисманы, в отличии от амулетов не всегда заряжают с помощью специальных ритуалов. Талисманы часто создаются одной только верой человека, что та или иная вещь «счастливая» и приносит удачу. Но кстати говоря это не означает, что такая вещь не становится магической, потому что Вера - это очень большая сила.

Обереги и талисманы древних славян, связываемые с культом животных, появились еще в первобытном обществе. Люди считали, что их род идет от определенного животного, и если обратиться к этому животному за помощью, то животное передаст свою силу и мощь человеку. Как правило, полагалось, что основные характеристики животного будут не только у одного человека, а будут преследовать весь его род (орел - свобода, конь - скорость и так далее). Чаще всего женщины носили амулеты и обереги, которые символизировали плодородие, а мужчины отдавали предпочтение тем животным, качества которых могли пригодиться в очередном сражении.

 

Виды амулетов, талисманов, оберегов и назначение

Тип

Рисунок

Тотем/ Амулет/ Оберег/ Талисман

Назначение

Тотем

Капище с тотемом

У тотема просили удачи на охоте, защиты от стихийных бедствий или поддержки в войне. Ему поклонялись, совершая различные ритуалы или поклонения, жертвоприношения или преподносили дары. Взамен люди принимали на себя все те особенности, которыми обладало тотемное животное. Родовые племена, поклонявшиеся хищникам - зверям или птицам, славились своими охотничьими и боевыми талантами, чаще всего занимали главенствующее положение среди других племен, хотя некоторые из тотемных животных не всегда были «боевыми» хищниками.

Амулет

Славянская руна защиты Мир

Символизирует внутреннее, божественное по своей природе, Я человека; ту его часть, что хранит непреходящее Знание и непреходящую Жизнь; то, что принадлежит Небу. Основные свойства руны «Мир»: Естественная защита, умение принимать решения, очищение ауры. Гармонизирует, уравновешивает психику. Улучшает настроение, успокаивает расшатанные эмоции, дает внутреннее авновесие.

Оберег материальный                Оберег хранитель             Позволяет хранить, удерживать, накапливать (Силу, информацию, время). Например: сохранять здоровье <#"790475.files/image004.gif">

Оберег защитник

Защищает, обороняет, позволяет отражать нападение, вызывать «огонь» на себя. Способен редупреждать об опасности, укрывать, прятать что-либо, отводить взгляд, внимание. Выполняет соединительное, ритягивающее действие.

 

Изображение глаза богов.

Один из самых простых и действенных способов. Таким украшением защищали нос рыболовецкого судна для защиты и удачного улова .

Вышивка, повязки на руку из красных ниток

Самый лучший оберег и одновременно украшение любого аксессуара. Славянские народы считались очень искусными в плане изготовления магических предметов с защитным действием. Среди всех оберегов, сделанных своими руками, особое место занимали магические вещицы для детей. Еще один один из самых доступных способов.

Оберег проводник.

Позволяет находить дорогу и достигать цели кратчайшим путем. Помогает идти стезею Прави. Ведет к источникам ведания (знания). Обладает приворотными свойствами

Оберег духовный Талисман

Нательный крест, образы святых

Нательным крестам редшествует традиция нашивных крестов, семантический смысл к-рых продолжает идею нанесения креста на тело. Раньше носил сугубо религиозную функцию. Верующие считали ранее, и не сомневаются в этом сейчас, что он способен защитить их от злых людей, болезней и от других проблем. Сегодня же это не только символ веры, но и ювелирное украшение.

Печать Велеса

Относится к важным языческим символам. Помощь Велеса - одного из главнейших Богов древнего мира - это великое благо, дарующее Удачу в путешествиях, торговле, законе и праве. Для таких людей открыты все дороги, и все рискованные мероприятия тяготеют к благополучному исходу. Лапа Великого Зверя запечатлена на этом обереге, и под этой величественной лапой пройдет жизнь опекаемого Велесом. еловые люди стараются обязательно взять этот оберег на сложные переговоры, чтобы выйти победителем.

Обереги есть нательные, настенные, на одежду, оберег для какого-то места, оберег двора (частного дома), например, чуры, вместилища для тотемных, родовых духов, духов-защитников, и многие другие.

Одни обереги, так же как и талисманы, изготавливают строго определенными по значению символами, словами, формами, и обладают такой же программой помощи при острой необходимости.

Другие же, как и амулеты, могут иметь любую форму украшения, и непрерывно выполняют свою программу.

Обереги направлены и не только чисто на обережные функции. У некоторых народов, словом «оберег» и «обережный» определяются все предметы, несущие в себе функции амулетов, талисманов, и оберегов в изначальном смысле. Как, например, у Славянских Народов.

Особенности оберегов заключаются в совокупности выполняемых задач, то есть, на какую бы цель ни был назначен оберег, он в дополнение к основной задаче будет выполнять и обережную функцию.

Эти обереги могли быть двух видов:

ü  материальные

ü  духовные.

К материальным магическим предметам относились обереги, изготовленные своими руками, купленные или подаренные. . Дети часто выбирают себе талисманы из любимых мягких или других игрушек

 

.4 Кукла

 

Понятие «Кукла».

С.И. Ожегов в своем словаре дает следующее определение слову "кукла" - "детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигурка человека или животного в специальных театральных представлениях" (Ожегов С.И., 1968 - С.303). Аналогичные определения, можно встретить и в других, правда, немногочисленных, в том числе иностранных, словарях объясняющих значение слова "кукла" (Encyclopedia Americana, 1966. - P. 732).

Таким образом, понятие "куклы" определяет прежде всего игрушки, атрибуты мира детей. Не случайно, изучением кукол чаще занимались исследователи, интересовавшиеся детскими игрушками в целом. В ходе исследований учеными были выявлены группы игрушек, которые встречаются практически повсеместно. Среди них выделена и группа так называемых "образных игрушек", представленная куклами и игрушками, изображающими животных (Павлинская Л.Р., 1988. - С. 226).

Изучая проблему возникновения этих игрушек, многие исследователи обращали внимание на палеолитические скульптурные статуэтки, изображавшие преимущественно женщин, отмечая при этом, что они, скорее всего, являлись культовыми предметами, а некоторые из них - и амулетами (Художественная культура первобытного общества. - С. 316-328). Вероятно, это был один из первых шагов человечества на пути, который привел к тому, что в культуре многих народов различные представления о предках, о злых и добрых духах, богах нашли свое воплощение именно в антропоморфных образах.

По мнению Э.Б. Тайлора, первые идолы, сделанные человеком, не воспринимались им как живые и деятельные предметы. Он предполагал, что первоначально идолы являлись изображениями какого-либо духовного существа и должны были служить напоминанием о нем. Лишь затем, в силу развитого в детях и необразованных людях вообще стремления отождествлять символ с представляемым им существом, люди стали видеть в идоле живое и могущественное существо, что "затем привело даже к появлению учения о способе проявления его силы, или одушевлении" (Тайлор Э.Б., 1989. - С. 346).

Предполагаемый процесс превращения таких статуэток в игрушки для детей практически не описан в работах исследователей. Однако косвенное свидетельство того, что он имел место в истории человечества, можно, по мнению некоторых авторов, обнаружить, в частности, в английском языке, где слово "doll" является сокращением греческого слова "eidolon" - идол (Encyclopedia Americana, 1966. - С. 732).

Надо заметить, что данный взгляд на происхождение кукол был назван Е.А. Аркиным "теорией деградации". В целом, соглашаясь с тем, что кукла как изображение человека занимает в жизни людей первобытной культуры исключительное место, Е.А. Аркин выделял три качества, в которых существовали куклы:

ü  кукла - идол

ü  кукла - игрушка.

По его мнению, все эти виды кукол сосуществовали у первобытных народов.

Е.А. Аркин писал, что, по его мнению, замечание Леббока, что "кукла это - помесь дитяти и фетиша, в которой обнаруживаются противоположные характеры ее родителей", полнее отражает суть куклы-игрушки, чем взгляд на нее как на продукт деградации (Аркин Е.А., 1935. - С. 46).

Он считал, что, основной "пробел" данной точки зрения заключается в том, что он "совершенно игнорирует роль ребенка в эволюции человечества, что ребенок почти всегда третируется как пассивное автоматически-подражательное существо, лишенное творческого воображения и инициативы" (Аркин Е.А., 1935. - С. 46). Е.А. Аркин считал, что единственным создателем игрушки, в том числе и куклы, является ребенок (Аркин Е.А., 1935. - С.35).

Таким образом, этот автор достаточно необычным образом ставит вопрос о происхождении игрушек и видит различные основания для появления в культуре кукол - игрушек и кукол - идолов. Примеры совмещения разных функций в одном изображении он объяснял различным восприятием предмета ребенком и взрослым. "Те самые куклы, которые служат предметом игры для детей, в глазах взрослых имеют магическое значение талисмана" (Аркин Е.А., 1935. - С.45).

Тем не менее, в ряде культур была проведена четкая грань между куклами - детскими игрушками и куклами - антроморфными изображениями, имеющими ритуальное или магическое значение. В некоторых случаях куклы, действительно выполняя функции детских игрушек, тем не менее, сохраняли и некоторые магические свойства, например, являлись оберегами. Однако эти ситуации не всегда находили отражение в терминах, использовавшихся исследователями.

Таким образом, термин "кукла", используемый в публикациях, достаточно условен. Разнообразие функций, которые выполняет кукла в культуре различных народов, привело к тому, что под термином "кукла" в литературе стало пониматься скорее некое антропоморфное изображение, а также предмет, символически изображающий человека, использующийся в качестве его "заместителя" не только в детских играх. Выражения "шаманская кукла", "обрядовая кукла" исключают данные предметы из мира детей или, по крайней мере, указывают на то, что детская игра - не единственное назначение кукол.

Таким образом, сталкиваясь с подобными, вероятно, своего рода переходными стадиями существования кукол в культуре, необходимо рассмотреть, по возможности наиболее полно, функции этих предметов в традиционной культуре народа. Так, В.Б. Миримановым, например, была рассмотрена функциональная многоплановость такого явления как традиционное искусство. В своей работе он выделил следующие его функции: идеологическую, общеобразовательную, коммуникативно-мемориальную, социальную, познавательную, магико-религиозную и эстетическую (Художественная культура первобытного общества, 1994. - С. 220-232).

Идеологическая функция кукол, вероятно, может быть рассмотрена в связи с ее ролью в духовном воспитании детей. Как отмечала Л.Р. Павлинская, "в силу своей образности, доступной пониманию ребенка на ранних этапах детства, игрушка являлась одной из основных форм духовного воспитания ребенка, именно поэтому в ее содержании отразились наиболее существенные мировоззренческие идеи общества" (Павлинская Л.Р., 1988. - С. 248).

Вероятно также, что на тех формах, пластических образах, которые воплощались при создании куклы, должно было отразиться и то, что "в традиционном обществе художник творит в полном согласии с устоявшимися представлениями, и в этом смысле каждое его изделие является выражением не частного, личного, но общего - коллективного - взгляда на мир" (Художественная культура первобытного общества, 1994. - С. 221).

Достаточно ярко проявляется и коммуникативно-мемориальная функция кукол. Так, Л.Р. Павлинская писала, что "игрушка является одним из овеществленных каналов межпоколенной связи". С ее помощью детьми усваивались как навыки трудовой деятельности, так и идеологические представления народа (Павлинская Л.Р., 1988. - С. 248-249).

С другой стороны, куклы как всякий изобразительный символ могли быть "фиксирующими элементами" в сохранении родовой преемственности, "своеобразными родовыми реликвиями, выполняющими ту же роль, что и портреты предков, напоминающие о генеалогии семьи" (Художественная культура первобытного общества, 1994. - С. 223).

Содержание игр с куклами часто связано с воспроизведением существующих в обществе взаимоотношений. Так, в игровой деятельности девочек народов Сибири преобладали темы "гости", "свадьба" и другие близкие по сюжетам игры. Таким образом, кукла становилась одним из средств моделирования социального пространства и усвоения норм социальных отношений. В связи с этим можно говорить о достаточно очевидной социальной функции куклы. Кроме того, В.Б. Мириманов писал, что "даже статуэтки, предназначенные для культа предков и служащие как бы вместилищем душ умерших, имеют определенное социальное значение, так как они отражают реально существующую социальную структуру общества, ибо, по бытующим представлениям, иерархия в царстве духов соответствует иерархии земной" (Художественная культура первобытного общества, 1994. - С. 224-225).

Познавательная функция кукол также в значительной степени определена их близостью к ребенку, возможностью донести до него посредством игры с куклой знания из различных сфер человеческой жизни. Немаловажную роль при этом играла также и условность образа традиционной куклы. "Отсутствие конкретных черт и высокая степень условности образа позволяли вкладывать в него широкое содержание, стимулировали ассоциативную интерпретацию его с использованием присущего данной культуре пласта мифологических представлений и реалий окружающего мира. Абстрагированный, условный характер игрушки превращал ее в объект, насыщенный многими смыслами и образами, которые в игровой деятельности приобретали реальное наполнение и способствовали активному, творческому познанию ребенком окружающего мира" (Павлинская Л.Р., 1988. - С. 249).

Хотя для традиционной культуры в целом не характерны изделия, имеющие исключительно художественную ценность, декоративное эстетическое начало будет скорее всего каким-либо образом проявлять себя. Поскольку, как отмечал В.Б. Мириманов, "в конечном счете, каково бы ни было назначение традиционных масок и статуэток, степень их воздействия определяется именно художественной убедительностью, так как сами по себе эти формы не могут быть "узнаны", поскольку они не существуют в природе" (Художественная культура первобытного общества, 1994. - С. 231). Эстетическая функция кукол, вероятно, может быть наиболее полно понята только при очень тонком анализе всей культуры народа, выявлении его представлений о "красивом" и атрибутов, ее маркирующих.

Применение подобного подхода при анализе кукол кадиувео представляется достаточно правомерным, поскольку, с одной стороны, они в определенной степени представляют собой проявления художественного творчества кадиувео и являются традиционными для этого племени, а с другой - указанный выше список хозяйственно-прикладных функций сможет стать достойной основой для изучения практически любого явления материальной культуры.

Хотя, как правило, предметы, существующие в традиционной культуре, совмещают в себе целый ряд функций, акцентирование той или иной из них может свидетельствовать о повышении ее значимости в культуре в целом или об утрате значимости других функций.

История куклы.

Раньше кукол было совсем другое призвание. Все началось еще тогда, когда люди едва добыв огонь, поселились в пещерах и создали своих божеств, олицетворением которых являлись тотемы. У каждого племени был свой тотем, олицетворяющий божество, которое представало перед людьми в образе какого-либо животного.

Люди племени считали, что дух животного, воплощенный в тотеме помогает племени выживать, оберегает от злых сил и способствует процветанию. А чтобы дух всегда был в хорошем настроении и не гневался на людей племени, жрецы приносили ему жертвы и совершали молитвенные обряды. В таких обрядах часто использовали уменьшенную копию тотема, по сути, куклу.

Затем появились небольшие куклы-обереги, воплощающие в себе языческие божества, существовали и в древней Руси. Их часто давали детям, чтобы спасти от порчи или сглаза.

Чтобы оберег действовал, его нужно было делать без применения иголок и ножниц. В основном пользовались разными вариантами скручивания, мотания, плетения, перевязывания.

Со временем ритуальное значение кукол забывалось, и они становились просто игрушками, с помощью которых можно было развлечь детвору, показав веселую сценку.

Например, в Древней Греции, куклы были также очень популярны, причем, как в религиозных обрядах, так и в домашних увеселительных спектаклях. Как раз в это время кукольники придумали способ заставить кукол двигаться, привязывая к ним ремешки.

Наиболее популярным кукольный театр стал в Средневековье, когда это развлечение почти полностью покинуло лоно церкви и кукольные спектакли стали устраивать на улицах, ярмарках и площадях. Тогда появилось много бродячих кукольников, рассказывающих зрителям разные истории.

В то время куклы не просто веселили публику со сцены, а служили этаким «гласом народа», разоблачая продажных чиновников, высмеивая пороки и грехи, борясь за добро и справедливость. Эти разоблачительные выступления всегда имели оглушительный успех, из-за чего кукольники подвергались гонениям со стороны властей, которых и высмеивали в своих спектаклях.

Эволюция и развитие кукольного театра не останавливаются даже в наши дни. Появляются все новые виды кукол, новые способы управления ими. Частенько вместе с куклами на сцене выступают на равных и настоящие актеры, делая спектакль еще более живым.

Сейчас куклы носят сугубо развлекательный характер. Некоторые созданы для игры, некоторые для того, чтобы украшать собой интерьер, некоторые играют в театрах.

Роль куклы.

С куклами играли все дети лет до восьми, пока ходили в одинаковых рубахах, а когда мальчики надевали штаны (портки), получали посильные мужские обязанности, то куклы оставались забавой для девочек-нянек.

Наши предки строго следили, чтобы своих кукол дети никогда не оставляли на улице и не разбрасывали по избе.

Кроме игровой функции, куклы использовались во многих обрядах и ритуалах. Это были специально изготовленные фигурки, с которыми не разрешалось играть, считалось, что они обладают мистической силой, чаще всего их хранили в местах, недоступных для чужого глаза и доставали, когда приходило время совершать тот или иной обряд - сбор урожая, встреча весны, сватанье, женитьба...

Некоторых кукол ставили, наоборот, на видное место, для выполнения своих функций - привлекать достаток в доме, избавлять от болезней. Были и куклы, которых изготавливали специально перед совершением обряда. Например, когда празднуют Масленицу, то делают соломенную куклу - чучело зимы, которую сжигают на костре вместе с маленькими соломенными куколками - символами бед, болезней и несчастий, чтобы скорее пришла теплая весна.

Куклы-обереги у многих народов мира делались без лица, чтобы в них не вселились злые духи, приняв куклу за человека. Материалы для изготовления таких кукол брались из того, что было под рукой - веревочки, ниточки, тряпочки, остатки одежды, природные материалы.

Назначение оберегов часто сходно с основными потребностями любого человека любой национальности - охранять от невзгод, приносить счастье, давать здоровье, оберегать в дальней дороге, привлекать богатство, удачу, любовь. В Японии считается, что не важно, верит или не верит человек в силу действия оберега, все равно, оберег будет работать.

Самая простая традиционная кукла-оберег у всех народов - это маленькая тряпичная куколка скрутка или мотанка, которую клали в колыбельку ребенку для защиты от злых сил и для того чтобы, подрастая, ему было чем поиграть, пока мать освободится от множества своих забот.

У славян тканевую Берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, чтобы замужество было удачным. Обереги также давали сыну, уходящему служить в армию, мужу - для благополучия в дороге.

Африканские женщины изготовляли для своих дочерей куклу Рождаемости (или Плодородия), используя материалы своей местности - дерево, пальмовые листья, шерсть, бисер. Эти куклы Тсонга обшивают бисером так, что не видно даже основы, закладывая в вышитый орнамент свои традиционные символы благополучия, деторождения, богатства. Кукле давали имя, которое при рождении первой девочки становилось и ее именем. Далее кукла переходила к дочери по наследству.

Материалы для изготовления.

Первые куклы изготавливались из природных материалов той местности, где обитал человек. Т.е Кукол делали из дерева, фанеры, бумаги, , золы, кожи. Например, чтобы успокоить плачущего ребенка, мать давала ему в ручки палочки и камешки, скрученные кусочки кожи, плетеные фигурки из соломы, листьев, фигурки из глины. Это и были первые игрушки.

Появление ниток, веревок, тканей и других материалов дало начало созданию фигурок, обозначающих человека, то есть кукол. С развитием промышленности усложнялось и изготовление кукол. По способу изготовления и по своему предназначению куклы разных народов мало отличались.

А вот по внешнему виду одежды, расцветки, отделки, мелких элементов можно определить, из какого региона эта кукла, какую народность представляет, какие традиции и обычаи в данной местности

Глава 3. Межпредметный проект: «Кукла как источник семейных традиций на Руси»

 

Паспорт проекта.

1)      Творческий проект: Кукла оберег славян как источник семейных традиций.

)        Участники проекта: ученики начальной школы

)        Руководитель:

)        Цель:

ü  познакомить и побудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной кукле

ü  сделать с детьми кукол

5)      Задачи:

ü  изучить историю оберегов

ü  изучить виды оберегов и их значение

ü  изучить и проанализировать виды кукол-мотанок

ü  познакомиться с правилами создания кукол-мотанок

ü  отследить в литературе и источниках технологию изготовления кукол мотанок

ü  изготовить кукол мотанок

ü  воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость.

6)      Направленность проекта:

культурно-нравственная

7)      Тип проекта:

познавательно-творческий

8)      Срок реализации:

февраль-март 2015 года

Актуальность проблемы.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. Многие традиции и обряды постепенно забывались. А гибель нескольких составляющих приведет к гибели культуры в целом.

И теперь возникла большая необходимость восстановить, заполнить утраченные знания. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, -в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

)        План выполнения проекта

)        Сбор информации с целью знакомства с историей и видами кукол- оберегов;

)        Изучение технологии изготовления кукол

)        Изготовление кукол- оберегов своими руками

)        Презентация проекта.

)        Подведение итогов работы над проектом;

)        Гипотеза:

Изучение и изготовление оберегов знакомит детей с русскими традициями и позволяет сохранить особенности культуры и семейные традиции своего народа.

3)      Прогнозируемые результаты:

1)      Мы узнаем историю куклы оберега, для чего люди изготавливали такие игрушки, какую роль они играли в жизни наших предков.

)        Мы научимся изготавливать куклы мотанки своими руками.

4)      Объект:

технология изготовления авторских оберегов и сохранение традиций своих народов.

5)      Предмет:

возможность изготовления авторских оберегов с учётом славянских традиций, предпочтения людей при выборе оберега/

6)      Методы исследования:

теоретический (изучение истории оберегов, анализ общественного мнения), практический (эксперимент).

В ходе работы я изучила историю и назначение славянских оберегов, познакомилась с их основными видами, правилами изготовления, выяснила значение каждого элемента в обереге, подготовила необходимые выкройки для некоторых из них и изготовила обереги такие, как: крупеничка, богач.

Полученные результаты:

1)      Первые куклы использовались в обрядах, олицетворяя различных богов, божеств, духов. Детям брать такие куклы было запрещено.Их могли использовать волхвыИх называли тотемы. идолы. Основной особенностью этих кукол было отсутствие лица.. Эти куклы были основными участниками семейно-бытовых обрядов: рождение, свадьба, болезнь, смерть. Для каждого момента жизни делались традиционные народные куклы, которые хранились определенное время, а некоторые даже на протяжении всей жизни. Когда куклы утрачивали свою обрядовую силу их отдавали детям.

)        Для изготовления кукол использовались такие природные материалы как : солома, глина, мочала, камыш, початок кукурузы, корни травы, сучьев и веток, деревьев, камешки, кожи, бересты, шерсти, зерен, кости, творога А позже кукол стали делать из разнообразных кусочков ткани При изготовлении. не использовали ножницы и иголки. Куколок либо готовили путем скручивания, мотания ниток(мотанки) и разрыванием тряпочки(рванинки). Куклам рисовали лицо угльком или вышивали. По поверьям, в безликой кукле не не могла появиться нечистая сила и не могла навредить ребенку.(у куклы с лицом могла появиться душа и она могла навредить ребенк. А, следовательно, не могла причинить вред домочадцам.в куклы играли и мальчики и девочки

)        Виды кукол: обрядовые, обереговые, игровые, лечебные. Функции.

 Вид Название

Обереговая

Лечебная

Игровая

Андропушко




Ангелок




Баба-Большуха




Баба-Яга




Бабка-девка




Бабочка




Бабушкина кукла(Берестушка)




Берегиня




Беременная кукла




Березнянка




Барыня




Барышня




Бессонница




Благодать




Богач




Ведущая в жизнь




Веничек




Вепсская кукла оберег




Вербница




Веснянка(Авдотья-весновка)




День и ночь




Древо мира




Десятеручка




Желанница




Жница




Зайчик




Закрутка




Зольная




Капуста(стка),




Кормилица, Рожаница.




Каша




Кубышка- травница




Коза




Козьма и Демьян




Колокольчик




Коляда




Кострома(толстушка костромушка)




Куватка




Кукла с косой




Кукла на здоровье счастье




Купавка




Красноликая пасхальная




Крупеничка(Зерновушка,Куянчик)




Крестец




Кукушечка




Кукла на выхвалку




Кукла на счастье




Кукла мечта




Кукла нарядная




Кукла невесты




Кукла с косой




Кукла Филлиповка




Купавка




Лихоманки




Луковка




Ловец снов




Малышок-голышок




Мартеничка




Масленица Московка




Мать и Дочь




Материнская молитва(Бабушина кукла)




Домашняя масленица




Мотанка




На счастье




Неразлучники




Нянюшка




Оберег колыбели




Окно радости




Орловская




Отдарок на подарок




Параскева пятница




Парочка




Пасхальная




голубка(херувимчики)




Пеленашка




Платочница




Полено




Потешки




Плодородия




Подорожница




Покосница




Простоволосая




Птичка




Радость




Роща(Мировое дерево)




Русалка




Рябинка




Санница




Свадебная




Семик и семичиха




Семья(кукла плодородия)




Симеон Столпник




Скрутка




Солнце




Солнечный Конь




Столбушка




Стригушка




Сударушка




Соня?




Счастье




Трясовицы




Узелковая




Устинья




Утешительница




Хороводницы




Ярославская кудельная





)        Инструкция по изготовлению куклы Крупенички и Богача.

5)     
Презентация проекта.

6)      В ходе изучения информации в Интернете мы узнали, что первые куклы появились очень давно, тогда же когда появился и сам человек, а наши предки славяне изготавливали кукол для проведения обрядов, в качестве оберегов и для игр детям. Роль куклы для детей: игровая, обучающая. Обучаясь на кукле, дети готовят себя дальнейшей жизни. В ходе исследования мы научилась делать самодельную тряпичную куклу. И узнали иного интересного у других.

Выводы: Мы смоги достичь цели исследования, так как познакомились с разнообразными видами тряпичных кукол и сделать обереги. Выдвинутая мною в начале исследования гипотеза подтвердилась, кукла - это не просто игрушка, а очень нужная и полезная вещь. Данная работа помогла мне и моим ученикам изменить отношение кукле.

кукла оберег русь тотем

Источник информации

 

Книги.

1.   Аксенова М., Ананьева Е., Евсеева. Т. Куклы мира. //Мир энциклопедий Аванта,Астр:2008-184 стр.: ил. 978-5-98986-097-5

.     Берстенева. Е., Догаева. Н. Кукольный сундучок. //Традиционная кукла своими руками. Бел..гор.: 2010-112 стр.:ил. 978-5-7793-2030-6

3.      Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова - М.: Чистые пруды, 2006.

.        Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

5.   Бойко С. Игрушки во все времена: археологические раскопки // Домашнее воспитание. - 2001. - № 4. - С. 55-59.

6.      Бойко С. Очерки по истории игрушки // Домашнее воспитание. - 2011. - № 1. - С. 52-55

.        Грушина Л. Тряпичные куколки. //Народное творчество. Карап:-2012-18 стр.: ил. 978-5-9715-058

.        Грушина.Л. Лоскутные куколки. Карап.

9.   Дайн. Г.Тряпичная кукла //Лоскутные мячики. //Игрушка в культуре Росии.:-248 стр:.ил.

10.    Дайн .Г.Русская тряпичная кукла//Делаем Сами.2007-121стр.:ил

11. Жакова О.В., Данкевич Е. В. Тряпичные куклы.

12.    Зайцева О.. Декоративные куклы. //Практическое руководство по изготовлению кукол. А,Ас-СП-б: 2009-128 стр.: ил. 978-5-17-059208-1,

13. Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007).

.     Землянская Е.Н .Учебные проекты в начальной школе. //«Начальная школа»-2005 г-№9-С.55-58.

15.    Зимина.З. Текстильные обрядовые куклы.Лад:2007-100 стр.:ил.

16. Котова. И. Русские обряды и традиции//Народная кукла. А. С.-СПб.:

17.    Котова. И. Котова. А. Русские обряды и традиции. //Народная кукла. Пар, 2010.-240с: ил

.        Лыкова. И..//Куколки из сундучка. //Рукотворные игрушки. Книга для детей и юношества.

.        Лыкова.И. Лоскутные куколки. //Любимые игрушки своими руками.:Цв.м.2012- стр.ил. 978-5-4310-0033-1

.        Москин Д. Яшкова.Т. Загадка народной куклы. //Образ, материал, технология.

.        Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. // «Учитель», 2000г. № 1, 4

.        Российская педагогическая энциклопедия // Игрушки: история, роль игрушки в развитии ребенка / гл. ред. В. В. Давыдов - М. : БРЭ, 1993. - С. 338-342.

.        Тарасова.О. Куклы мотанки.//Кл. сем. дос.:2014-128стр.: ил.978-5-9910-2898-1

.        Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками

.        Русская тряпичная кукла//

.        Русская тряпичная кукла культура, традиции. Технологии.

.        Смирнова.Л. Обереги на все случаи жизни.Хар.2011-128стр.:ил. 978-985-16-9022-6

28. Хоменко .В.Никитюк.Г. Обереги своими руками. //Кл. сем.дос,Кн.кл,Х:2010-96стр. ил. 978-5-9910-1300-0

29.    Шайдурова. Н .//Традиционная тряпичная кукла//Дет-Пр.:2011-176стр.: ил. 978-5-89814-631-3

.        (Журнал)Народная игрушка. //Цветомир . Карап: 2009-Вып-№1 66стр.: ил. 978-5-8403-1578-1

.        (Видеоматериалл)Тряпичные куклы//Делаем сами.Н-Пр:2008-128 стр.: ил.5-366-00064-2

.        Яковлева. Л.Куклы на все времена.

Интернет:

1.         <#"790475.files/image012.gif">

Приложение 2

 

Варианты иконографического оформления лиц

 

Похожие работы на - Разработка учебного проекта 'Кукла как оберег славян'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!