Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе любительской художественной деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,21 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе любительской художественной деятельности














Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе любительской художественной деятельности

Введение

Вопрос рассматриваемый в данной курсовой работе, один из актуальных в педагогике. Это вопрос о развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе любительской художественной деятельности.

На сегодняшний день имеют место проблемы музыкального воспитания детей в современной ситуации кризиса культуры и образования. При снижении нравственно-эстетического уровня образования безуспешным становится призыв к прекрасному, доброму, вечному. В обществе развиваются совсем другие ценности и идеалы, не требующие ни культуры чувств, ни культуры знаний, ни культуры веры.

Только образование, способствующее становлению личности, ее не повторимой индивидуальности, духовности, раскрытию творческого потенциала, способно поддерживать на должном уровне духовные ценности общества, его менталитет, гарантировать их обогащение и развитие. Это не просто ознакомление учащихся с культурой как с содержанием той или иной эпохи, но и воспитания культуры их жизнедеятельности с позиций красоты, гармонии и любви.

Актуальность данной темы исследования. В процессе участия в различных видах художественного творчества у школьников развиваются способности в области культуры (творческие способности), которые в состоянии удовлетворить эстетические потребности и со временем могут стать прологом профессионального труда в данном направлении. Для того, чтобы создать достаточно прочные основы для творческой деятельности школьника, необходимо расширять его опыт, то есть: чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения.

Урок музыки имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. Важно научить детей ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщить к высшим духовным ценностям, в общении с музыкой понять себя и своё место в мире, средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.

Для раскрытия творческих способностей детей, важно создать общую атмосферу комфорта и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Эта задача требует от педагога особого внимания. При выполнении заданий детям могут потребоваться различные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с учителем. Очень важно выстроить общение таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества.

Целью данной работы является изучить пути развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Задачи данного исследования:

1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

. Особенности творческих способностей детей младшего школьного возраста.

. Способы, направленные на развитие творческих способностей у младших школьников.

Объектом данной работы являются творческие способности детей младшего школьного возраста, предметом - развитие творческих способностей на уроках музыки у детей младшего школьного возраста.

Метод исследования: анализ литературы, наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности младших школьников.

Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей

1.1 Особенности творческих способностей у детей младшего школьного возраста

В повседневной практике способностями называют любые умения и навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.

В толковом словаре В. Даля "способный" - это "годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручный, пригодный". Здесь же имеются термины "способливый" и "способляться". "Способливый" - человек находчивый, умеющий управиться, устроить дело. В данном случае "способный" соотносится с успехом в деятельности и приравнивается к понятию "умный".

Способность - это индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют успешность ее обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.(5)

Что же такое "творческие способности", или "креативность" (от лат. "creatio" - созидание)? Американский психолог Фромм дал следующее определение понятия: "Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта".

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершенствовании деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов".(16) Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Так же можно дать определение, творческие способности - совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоокружающими.

Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

. Накопление впечатлений:

. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направления;

. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;

. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

Беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Оригинальность - способность к производству идей, отличающихся от общепринятых, неожиданных решений.

Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность - способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

В психолого-педагогической литературе приведены определения творческих видов деятельности.

Познание - образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.(10)

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний. (15)

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.(16)

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Все это позволяет дать определение понятию «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся. Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Современная педагогика утверждает, что учить творчеству возможно. Необходимо лишь найти оптимальные условия для такого обучения.

Большой вклад в разработку проблем способностей, творческого мышления внесли психологи, такие как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, Н.Б. Шумакова и другие.

Придерживаясь позиции ученых, которые определяют креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников. Можно выделить компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

  • творческое мышление;
  • творческое воображение;
  • применение методов организации творческой деятельности.
  • Для развития творческих способностей школьника необходимо систематически обращаться к его эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свои эмоциональные состояния, даёт человеку ощущение воплощённости собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями. В соответствии с этим принципом, внимание человека на переживаемые им в этой ситуации эмоциональные состояния, когда эмоция осознаётся, ее предлагается выразить с помощью слова, жеста, рисунка, знака и т.д. В результате, повышается уровень творческого развития учащихся, а также уровень интеллектуального развития и самооценка.
  • Для развития творческого мышления и воображения детей младшего школьного возраста следует предложить следующие задания:
  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формулировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты.
  • Творчески мыслящий человек нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.
  • Помощь педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. В результате такой помощи, ребенок должен научиться:
  • удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет;
  • видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) - так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик - свой самолет, водитель - автомобиль;
  • мечтать (фантазия соединяет самые разные вещи, в одно удивительное целое).
  • Но этих трех даров недостаточно. Поэтому, чтобы творить, следует еще научиться:
  • владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла);
  • создавать «законченную вещь», то есть произведение.
  • Также очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением или музыкой ), помочь ему в обретении самого себя, учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:
  • смотреть, чтобы увидеть красоту;
  • слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
  • почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
  • говорить так, чтобы тебя услышали;
  • быть самим собой;
  • не причинять другому вреда своими чувствами или своей любовью;
  • трудиться творчески;
  • творить вдохновенно.
  • Вышеперечисленные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения, которое является высшей и необходимой способностью человека. Воображение - познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Деятельность воображения всегда является переработкой ощущениями и восприятием. Из "ничего" воображение творить не может (слепой от рождения не в состоянии создать цветовой образ, глухой - звуков), самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности. Дени Дидро восклицал: "Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком... Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей".(5) Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности. Именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно усиленно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в будущем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, гаснет интерес к искусству, науке, снижаются возможности творческого мышления. Поэтому воображение необходимо специально развивать, тренировать, и делать это важно и в раннем детстве, и в дошкольном, и в школьном возрасте.
  • Психологи и педагоги подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
  • Таким образом, опыт творческой деятельности, является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает: перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новые.
  • 1.2 Возрастные особенности младших школьников
  • С поступлением ребенка в школу, в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом изменяется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает в центр сознания ребенка (Л.С. Выготский). Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся произвольными.
  • Центром жизни ребенка становится система "ребенок - учитель". Ведущей деятельностью становится учение - это новая ситуация развития ребенка, которая сменяет игровую, но не заменяет ее. Впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.
  • Учебная деятельность влечет за собой новые обязанности, и значимость этой его деятельности, которая соответствующим образом оценивается окружающими. Эта деятельность непосредственно направлена на творческое усвоение достижений и ценностей науки и культуры, накопленных человеком. В отличии от игры она целенаправленна, результативна, обязательна и произвольна.
  • Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе.Учебная деятельность, как деятельность с ярко выраженной общественной значимостью, ставит ребенка объективно в новую позицию по отношению к взрослым и сверстникам, меняет его самооценку, которая во многом зависит от оценок учителя. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они "стараются", значит, хорошо учатся, что побуждает еще больше "стараться".
  • Младшим школьникам, как и детям дошкольного возраста свойственна потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть на одном месте, любят побегать на перемене. Также характерна для младшего школьника, потребность во внешних впечатлениях, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности. С первых дней обучения в школе у ребёнка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны учителя, потребность выполнять определённую общественную роль (например, быть старостой) .
  • Школьная жизнь требует систематического и обязательного выполнения ряда правил, для всех обязательных, которым подчиняется поведение ребенка в школе. Отношения учителя и ребенка упорядочены необходимостями их совместно-разделенной деятельности, организацией школьной жизни. Подчинение этим правилам требует от ребенка умения управлять своим поведением, выдвигает существенные требования к произвольности деятельности, умению подчинять ее сознательно поставленным целям.
  • Систематическое школьное обучение связано с задачей изучения основ наук, научным способом мышления. Мышление детей, осваивающих теоретические знания, не тождественно мышлению ученых, деятелей искусства и т.д. Ребенок не создает сам понятий, ценностей и норм общественной морали, а присваивает их в процессе учебной деятельности. Однако и это очень важно - он выполняет такие мыслительные действия, которые адекватны тем, посредством которых, с помощью которых вырабатывались продукты духовной культуры.(1) В. В. Давыдов неоднократно писал о том, что в своей учебной деятельности дети воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм, которые человечество накопило и выразило в идеальных формах духовной культуры.
  • Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего - мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.
  • В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, которое обеспечивает возможность систематического обучения в школе. Совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не сформировались, в результате чего, младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
  • Младший школьный возраст, также характеризуется - неравномерностью развития, это означает, что девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения по сравнению с мальчиками (в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора года). Они же показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности.
  • Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса (7 лет). В организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
  • Однако, несмотря на определенные осложнения в этот период, сопровождающие физиологическую перестройку, то есть: повышенная утомляемость, нервнопсихическая ранимость ребенка, физиологический кризис, не только недостаток, но и достоинство, он способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот период является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников.
  • "Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются" - так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.
  • Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя - все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки.
  • Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. В эмоциональной жизни детей этого возраста происходят изменения, то есть, если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.
  • Очень важно учитывать, что вся душевная организация у детей во многом иная, чем у взрослых!
  • В своих трудах Н. Лейтес раскрыл механизм возрастной чувствительности, той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз "на свой лад" свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии реагирования, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства, возникают наиболее приятные внутренние условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъём соответствующих этим "направлениям" способностей.(11;12)
  • На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию ребёнка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всём, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, журнале. Потребность поделиться, снова оживить в сознании то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся с ними освоиться. Всё это - неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития психики.(7;17)
  • Важным источником успехов младших школьников в учении является их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей, и т. п. И это внешнее копирование, только помогает ребенку в усвоении материала. Но в то же время оно может привести к поверхностному восприятию некоторых явлений, событий. Специфика детства в том, что именно в годы созревания возникают своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о возрастной одарённости, имея в виду эти, обусловленные возрастом предпосылки развития. Нормальный ребенок в этом периоде жадно готов всему учиться, его жизненная смелость позволяет легко и быстро овладеть целыми областями знания. Важно отметить, что периоды особой готовности к овладению конкретными видами деятельности рано или поздно заканчиваются. И если какая-то функция в данный период не получила своего развития, то впоследствии исправить это затруднительно, а иногда и вовсе невозможно, (например, в подростковом возрасте уже очень трудно научиться прямохождению и речи). Ребенок кажется человеком без устойчивых интересов - ему интересно все, он готов к любому обучению, только для этого нужно мудрое руководство.(1)
  • Развитие младшего школьника - очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста - постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни.
  • творческий школьник урок музыка
  • 1.3 Организация межличностных отношений педагога и учащихся в процессе выполнения творческих заданий
  • Обучение как особая разновидность общения детально прослеживается В. К. Дьяченко.(9) Он подчеркивает, что в процессе обучения" как бы накладываются одна на другую и сливаются воедино не только деятельность обучаемого и обучающего, но еще два вида активности: один - это та конкретная деятельность, которой обучается наставник и которую усваивает ученик, а другой - это прямое непосредственное, и косвенное, опосредованное, общение".(9) В этом проявляется двусторонний характер процесса обучения - взаимодействие (общение) учителя и учащегося, посредством которого и происходит усвоение и воспроизведение определенных способов деятельности в соответствии с поставленными целями.(19)
  • Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Эффективность этой организации повышается, если: сформирована положительная установка у взаимодействующих сторон на совместную работу, они осознают её цели и находят в ней личностный смысл; осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций воспитателей и воспитанников в этом процессе; создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности; позиция, стиль работы педагога способствует самореализации участников деятельности.
  • Для формирования взаимоотношений педагогов и школьников, большой воспитательный потенциал заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Наиболее эффективной для развития сотруднического взаимодействия является методика организации коллективной творческой деятельности.
  • Под межличностными отношениями учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, двоичный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.
  • Коллективная творческая деятельность способствует развитию взаимоотношений, позволяет лучше узнать друг друга, усиливает взаимное влияние участников деятельности.
  • Успешность деятельности, срабатываемость ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и учащихся связано, прежде всего, с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге. Для того чтобы успешно строить взаимоотношения с детьми, педагогу необходимо знание их возрастных особенностей, потребностей, намерений; индивидуальных возможностей и интересов; воспитательного потенциала деятельности, уровня подготовленности детей к участию в той или иной деятельности, т.к. беспомощность детей часто принимается за безответственность; уровня развития коллектива, характера взаимоотношений между учащимися и педагогами; факторов, влияющих на взаимодействие членов коллектива; своих собственных возможностей. Информация по данным вопросам очень изменчива и требует постоянного изучения, при этом педагогу важно получать сведения по каждому вопросу от разных сторон (других педагогов, детей, родителей), из разных источников (из общения, в деятельности со своими товарищами, учителями, наедине с самим собой).
  • Отношение школьников к педагогам также определяется их осведомлённостью об учителе. Одной из самых доступных для них является информация об уровне знаний педагога, профессиональных качествах, которую дети распознают достаточно быстро, даже если для этого требуется много времени. Несмотря на то, что рамки учебного времени ограничивают возможность решения этой проблемы, детям очень важно увидеть индивидуальные, сильные стороны в учителе. Необходимо создание специальных ситуаций, в которых обе стороны могут лучше узнать друг друга. Знания друг о друге должны быть не просто зафиксированы, а осознаны и понятны. Понять другого человека - значит узнать причины, мотивы данного поступка, поведения, объяснить их. Это не означает, что нужно соглашаться с действиями партнера и одобрять их. Заинтересованное и доброжелательное стремление увидеть ошибки друг друга и исправить их в связи с желанием добиться общего успеха в совместной работе, это и есть характеристика взаимопонимания. Взаимопонимание между педагогами и учащимися формируется и проявляется в процессе повседневного общения, в каждодневных делах и заботах, на уроке и вне его.
  • Также необходимо применять индивидуальный подход, который определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношения к себе. По мнению В.М. Коротова, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребёнка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Таким образом, индивидуальная работа - это деятельность педагога воспитателя, требующая знаний общего, типичного и индивидуального, и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.(14)
  • В индивидуальной работе с детьми, по мнению Н.Е. Щурковой, педагоги должны руководствоваться следующими принципами:
  • установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне "учитель-ученик-класс";
  • уважение самооценки личности ученика;
  • вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
  • постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
  • создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.(14)

Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Также выбор методов организации творческой деятельности, который осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития творческих способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания, таких как: осведомленности в поставленной проблеме, степени проявления интереса школьников, личного опыта).

Часто в процессе обучения творчеству, педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия. В этом случае применим творческий (ситуационный) метод, который требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, в то время как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели.

Системы методов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированны на единую цель и взаимно дополняют друг друга.

В плане творческого стиля преподавания учителя необходимо:

умение поставить учебно-познавательные проблемы;

стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;

поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.(1)

Все это предполагает умение создавать атмосферу творчества на занятиях, которая создается путем:

1.Выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я).(4)

Целесообразно продумать систему мер, которые обеспечивают доброжелательные отношения между педагогами, детьми, родителями и создают ситуации «равноправия» между всеми участниками воспитательного процесса.

2. Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию (я и Я).(4)

При выполнении серии заданий на познание объектов с помощью анализаторов показать несовершенство органов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствоваться.

3.Создание ситуации успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. (3)

Одними из главных и определяющих условий развития личности младшего школьника являются позитивные межличностные отношения с учителем, одноклассниками, положительное отношение к самому себе. Поэтому так необходимо, чтобы учитель изучал и учитывал особенности взаимоотношений школьников. Развитие умений познавать межличностные отношения младших школьников - необходимое условие успешного контакта с ними, правильной организации жизнедеятельности коллектива, создания условий для решения воспитуемыми возрастных задач.

Глава 2. Особенности развития творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности

творческий школьник способности

2.1 Задачи развития любительской художественной деятельности у детей младшего школьного возраста

Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей младшего школьного возраста приобретает особое значение. Наиболее благоприятной сферой развития творческих способностей является художественная деятельность. Немаловажное значение в системе начального воспитания занимает музыкальное образование, так как нравственно-эстетическое воспитание ребенка является важной стороной развития личности и воспитания. Возраст младшего школьника является самым успешным для восприятия мира искусств, т.к. дети в этом возрасте (7-8 лет) наиболее эмоциональнее и чувствительнее воспринимают окружающую действительность. Эта деятельность рано начинает привлекать внимание детей.

Урок музыки является одним из основных способов развития творческих способностей учащихся. Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере.

Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе - сформировать художественную культуру учащихся в связи различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.

Современная педагогика стремиться активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество школьника, которое обусловлено объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.

Детское творчество на уроках музыки является познавательно-поисковой музыкальной практикой, которая связана с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает обязательное условие - отказ от стереотипных представлений, т.е. учащиеся сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

Задача музыкального воспитания - комплексное развитие нравственно-эстетических чувств ребенка, его воображения, творческих и специальных музыкальных способностей.

Творчество детей основывается на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором и исполнителем, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то, что создает уже его собственное творческое воображение.

Детские музыкальные инструменты - средство обучения музыке, а игра на них - самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности учеников, так как это практическая деятельность, ребенок создает, а не только потребляет, находится внутри музыки, а не снаружи ее. Реализуются наиболее значимые задачи:

. Создание условий, предоставление шанса каждому школьнику для поиска и выявления, индивидуальных для него способов общения с музыкой.

. Творческое развитие его природной музыкальности.

Совместное музицирование (пение в хоре, игра в ансамбле) решает многие задачи и проблемы общения. Застенчивый ребенок станет участником общего дела, почувствует себя в центре жизни; неуправляемый подчинится единому, строгому замыслу; одаренный сможет воплотить свои творческие фантазии на деле. Становится ощутимой ценность каждого в общем деле, и дети чувствуют это. На таких уроках в процессе коллективного музицирования формируется эмоциональная сфера ребенка, его душевное здоровье. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.

Шумовой оркестр - это игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестре оживляет восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает у школьников живой интерес.

Пение - активная деятельность в приобщении к музыкальному искусству, которая способствует творческому развитию школьников. Песня открывает перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, понимания и переживания красоты мелодии.

Импровизация - одно из любимых занятий учащихся. С удовольствием импровизируют все. Все те дети, кто умеет хорошо петь, и те, кто слабо интонируют, недостаточно владеет своим голосом. В импровизации ребенок раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение.

Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию школьников, это значит - вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.

.2 Способы развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки

Музыкальное творчество детей - самый действенный способ их развития. (Б.В. Асафьев.)

Музыка, как другие виды искусства, в системе общего среднего образования имеет особое предназначение - способствовать духовному совершенствованию человека. Но она не только носитель духовных ценностей, а и язык духовного общения, которым нужно овладеть. Это происходит в творческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуального варианта музыкального образа, в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.

Развитие творческих способностей младших школьников осуществляется в условиях развивающего обучения при помощи специально разработанных серий творческих заданий, которые составляются с учетом всех видов музыкальной деятельности, применяемых на уроках музыки (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских инструментах), и предполагают развитие творческой активности и музыкальных способностей (ритмического чувства, ладового и звукового слуха, художественно-образных представлений), а также творческого восприятия музыки.

Творческие задания должны быть вариативными, содержать "эффект новизны", соответствовать возрастным особенностям младших школьников, основываться на принципе наглядности, соответствовать коллективному обучению с учетом индивидуальности учащихся.

Активизация творческой деятельности, проблемность в обучении требует нового подхода к проведению урока музыки. Одним из методов решения этой задачи, как принцип построения урока музыки в младших классах, является сюжетность (сюжет означает последовательное и связное описание событий). Применительно к уроку музыки он подразумевает логически точный и выстроенный ход урока с наличием сюжетного действия, которое объединяет и подчиняет себе все элементы урока, его тематический материал. Сюжетный принцип построения позволяет учесть психологические особенности детей младшего школьного возраста, такие как неустойчивость внимания, необходимость смены эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, моторная активность, стремление конкретизировать музыкальные впечатления, потребность к самовыражению в самых разнообразных формах. Эмоционально-выразительная активность, любознательность, интерес к новому, синтетичность восприятия позволяет каждому ребенку раскрыться в подобном сюжетном уроке. Появляется также возможность разнообразить формы работы и виды музыкальной деятельности, часто переключая внимание с одного задания на другое, чередовать материал по уровню сложности, включать большое количество двигательных упражнений. Дети, незаметно для себя, постоянно заняты музицированием.

Сюжет урока позволяет включить в него игру, что является одним из главных средств познания для ребенка младшего школьного возраста. Можно применять самые различные виды игр: развивающие, обучающие, закрепляющие определенные умения и навыки, сюжетно-ролевые и творческие. Именно эти игры включают ученика в активный процесс познания музыки, позволяют активизировать эмоции, внимание, память, интеллект. Играя, ребенок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое, познает все изнутри. В основе построения сюжета урока лежит придуманная история. В ней могут жить и действовать музыкальные термины, сказочные герои, это могут быть путешествия во времени и пространстве.

Успех в творческом развитии ребят возможен лишь только в том случае, если учитель сам является истинным творцом. Современный опыт ведения урока в школе показывает, что преподаватель может быть таковым только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

Любая идея, художественно-педагогическая задача урока должна быть органично для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим "я". Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Недаром К. Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал: "Нет ничего мучительнее обязанности во что бы ни стало воплощать чужое, смутное, вне себя пребывающее". В художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания. Это в полной мере следует отнести к музыкально-педагогическому процессу на уроке.

Для преподавателя музыки важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму для переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства, - его красоту, тончайшее кружево его образов. При этом надо постоянно помнить, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. "Если нет материала, чувству не во что излиться" (С. Волконский). Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя с аналитическими способностями. Ибо "в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума. Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо?" (К. Станиславский).

Только творческая личность педагога может воспитывать творческую личность учащихся.

Одной из действенных форм развития детского творчества в музыкальной педагогике являются ассоциативные игры в основе которых лежит явление синестезии. Являясь частным проявлением ассоциации, синестезия представляет собой такое взаимодействие ощущений, при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализатора.

Оперируя различными средствами, музыка в состоянии вызвать тот или иной образ, те или иные ассоциации. Дети часто "видят" размеры звучания - низкие звуки как "крупные" и "толстые", а высокие как "маленькие" и "тоненькие". Например, в пьесе М. Мусоргского "Два еврея" тема богатого представлена во "внушительном" и "степенном" низком регистре, а бедняка - в "юрком" и "уродливом" высоком регистре. Цепь ассоциаций: богатый - значит толстый (обобщение социального опыта), а толстый, большой должен звучать низко (обобщение биологического опыта).

Кроме того, в природе часто встречается явление зрительно-слуховой синестезии. Это так называемый цветной слух. Наиболее простой и всеобщий случай цветного слуха, когда высокие тона - "звонкие тембры" - ассоциируются со светлыми красками, а низкие тона - "глухие тембры" - с темными. Отбор задач для ассоциативных игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения, с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы ассоциативная игра полностью решала постановленные задачи, необходимо соблюдать определенную методику проведения.

. Подготовка к игре:

а) объявление названия;

б) сообщение о расположении участников (сидя за столом, стоя у доски, объединившись в группы или индивидуально);

в) объяснение хода игры;

г) показ педагогом отдельных действий (если необходимо), раздача предметов, инструментов.

. Проведение игры

. Подведение итогов игры, когда осуществляется рефлексия, обобщение (по желанию каждый из участников игры высказывает свои мысли по поводу).

Обязательным условием ассоциативной игры является создание педагогом атмосферы доверия. Учитель первым высказывает свои мысли и переживания, демонстрируя свою открытость. Участие в игре, как и вся другая деятельность школьника, нуждается в оценке и поощрении, эмоциональной поддержке. Учителю важно поддержать любые попытки ребенка творить, его стремление выразить себя. Поэтому он предлагает, но не навязывает, советует, но не требует. Решение принимает ребенок или группа, исходя из своего личного опыта восприятия этого мира.

Вот несколько игр, которые используются на уроках: "Представь и услышь", "Цвета", "Найди свой звук", "Слепой", "Ты - звук", "Движения", "Запахи и ощущения", "Тембры и образы". (см. приложения №№1 - 8)

Для развития творческих способностей используются дидактические игры - разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях обучения и воспитания. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача не выступает открыто, а реализуется косвенным путем, через наличие занимательности, шутки, юмора облегчает выполнение задачи. Эти игры требуют определенного абстрагирования, в них дети оперируют представлениями, самостоятельно делают выводы и умозаключения, замечают логические ошибки, проявляют внимательность, быстроту реакции; некоторые дидактические игры несут в себе воображаемую игровую ситуацию. Например музыкальные дидактические игры Б. Рачиной "Кто дольше слышит звук" и "Солнышко - туча". (см. приложения №13,14)

Также развитию творческих способностей младших школьников способствуют вокальные импровизации. Разнообразие путей вхождения в песню, рождаемое самой музыкой и детьми, позволяет раскрывать и находить все новые пути вокально-хорового музицирования, позволяет постепенно овладеть тем методическим богатством, которое таится в искусстве; открывает творческую свободу в нахождении своих авторских вариантов.

В основе успешного выполнения творческих заданий в процессе вокальной деятельности лежит определенная степень развития музыкально-слуховых представлений. Начальным этапом могут быть импровизации в звукоподражании:

голосам животных, птиц ( "мяу", "гав-гав", "ку-ку", "чик-чирик");

музыкальным инструментам (барабану - "трам-та-рарам", колокольчику - "динь-динь" и т.д.). Необходимо каждый раз менять высоту звучания, ритмический рисунок, передавать различные эмоциональные оттенки (радости, задора, испуга, жалобы и т.п.)

В своих импровизациях дети могут передавать интонации выразительной речи человека (ауканье, перекличка, интонирование своих имен).

Следующим этапом в развитии детского вокального творчества являются импровизации на заданный текст. Начинать этот этап работы необходимо с характеристики настроения словесного текста и с выбора необходимых средств выразительности для передачи музыкального образа. После этого необходимо проведение настройки школьников в удобную для голоса тональность. Затем детям предлагается спеть свой вариант мелодии. После того, как все желающие выступят, выбирается лучшая мелодия и исполняется всем классом.

Следующим видом работы являются импровизации в определенных жанрах: марш, танец, песня. Методика работы такая же, как и при сочинении песен контрастного жанра.

Успех импровизации во многом зависит от педагогического мастерства учителя, умения создать единую эмоциональную настроенность урока музыки.

Большие возможности для развития творческих способностей младших школьников представляет музыкально-практическая деятельность. Включение в уроки музыки музыкально-ритмических движений не только снимает физическую усталость, повышает интерес к занятиям, но и позволяет учащимся творчески откликнуться на музыку.

Для успешного выполнения творческих заданий музыкально-ритмического плана необходимо полноценное восприятие музыки и творческое применение знакомых движений, их варьирование.

Сначала ученики импровизируют однотипный музыкально-игровой образ, придумывают однородные движения отдельных персонажей. Важно, чтобы в творческой деятельности инициатива исходила и от самих детей. Учитель же умело управляет творческим процессом. Можно применять такие игры как: "Домики для пальчиков", "Медвежата", "Теремок". (см. приложения №№8 - 10)

Творческому развитию учащихся способствует игра на музыкальных инструментах при условии систематического целенаправленного включения этого вида деятельности в урок музыки. Первые творческие задания прежде всего направлены на развитие ритмического чувства. Учащимся предлагают придумать слова, фразы в заданном ритме или, наоборот, передать ритмический рисунок придуманных слов хлопками, прищелкиванием пальцев, притопами и т.д. Можно предложить детям на ударных инструментах передать ритмический мотив словесного ответа на приветствие учителя.

К самым первым заданиям относится и сочинение ритмического вступления к песне на инструменте, который наиболее ярко передает художественно-образную сторону произведения, ритмизация имен, импровизации звукоподражания (зовы птиц, сигнал гудков и т.д.), досочинение музыкальных фраз, импровизации в диалогах. В дальнейшем можно перейти к сочинению мелодии на данный текст в характере марша, польки, колыбельной. Неожиданный музыкально-ритмический эффект может дать следующий прием исполнения песни: часть класса поет, а другая, отстав на один-два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладони. При этом создается своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием способствует развитию распределенного внимания и увлекает учащихся. Интересным является и такой вид работы, как "озвучивание" стихотворения. Например, "Ночь" Дж. Китса. (см. приложение №12)

Инструментальное творчество развивает музыкальное мышление учеников в процессе восприятия, активизирует музыкальный процесс, поэтому очень важно на музыкальных занятиях создавать условия для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку, независимо от его индивидуальных возможностей.

Развитию творческих способностей способствует слушание музыки. В основе осознанного восприятия музыки лежит определенная степень развития музыкального мышления. Младшие школьники еще в недостаточной степени владеют такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Их надо этому научить. Важно приучать детей выделять в музыке сначала главное, затем анализировать средства музыкальной выразительности.

Можно предложить ученикам придумать название для только что прослушанного произведения и объяснить свой выбор, исходя из характера средств выразительности. Например, выбор средств выразительности для музыки о Мальчике-с-пальчике, Мальвине, Коньке-горбунке.

Можно провести игру "Музыкальное лото". Учащиеся находят карточки, на которых изображены элементы музыкальной речи, соответствующие прослушанному произведению, выкладывают их на партах, затем в пластической импровизации передают музыкальный образ данного произведения. Прежде чем учащиеся назовут наблюдаемые явления, пользуясь специальной терминологией, они должны научиться отражать характер музыки в движениях. Вначале предлагается система простых движений для обозначения характера слушаемой музыки и отдельных средств выразительности. Например: под маршевую музыку "шагать" в воздухе сжатыми кулачками обеих рук; под музыку плавную, протяжную - легко "дирижировать" обеими руками вверх-вниз и т.д. Одновременно с характером музыки можно в движении отразить и некоторые средства выразительности. Например, при показе динамики изменять амплитуду движений. Такие "двигательные" ответы не только помогают осознать характер музыки, но и позволяют учителю увидеть ответы всего класса. Постепенно такие ответы сменяются словесной характеристикой музыки. Настроение, вызванное только что прослушанной музыкой, можно отразить в рисунках, в написании мини-сочинений, а также просто цветными линиями.

Выполнение разнообразных творческих заданий и упражнений стимулирует раскрытие творческого потенциала ребенка, способствует развитию его музыкальных способностей и творческой активности, а также формированию определенных качеств личности.(20)

.3 Исследование творческих способностей у младших школьников

Исследование проводилось в 1 «В» классе гимназии города Логойска. Испытуемыми были 14 школьников, из них 8 мальчиков и 6 девочек.

В данном исследовании я присутствовала на уроке музыки и наблюдала за работой педагога.

Темой данного урока была «Звуки вокруг нас». В начале урока учитель прочитала стихотворение Е. Королевой «Музыкальные и шумовые звуки»:

Все на свете знают,

Звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка

Это звуки шумовые…

После прочтения стихотворения учитель задал вопрос: «Часто ли мы слышим такие звуки в жизни?» на что дети ответили «Да». Затем школьникам было предложено изобразить следом за учителем шум ветерка - дети дружно принялись дуть на листочки бумаги; скрежет мышки - дети царапали ногтями по столу; тиканье часов - произносили голосом «тик-так».

Затем последовало разучивание «Песни о звуках». В работе над песней педагог обращала внимание на легкий, подвижный темп, светлый звук, что петь необходимо радостно и весело.

Следующим этапом урока было «рисование» голосом. Учитель изображала голосом жужжание шмеля. Затем двое желающих детей также начали изображать жужжание. После чего класс разделили на две группы. Одна группа изображала пчелу звуком з, а другая - шмеля звуком ж. По руке учителя «пчела» и «шмель» приближались (крещендо - постепенно усиливая силу звука), а потом удалялись (диминуэндо - постепенно уменьшая силу звука). Эта игра хороша тем, что она проводится на ощущение динамики.

После «рисования» голосом последовало прослушивание музыки (Н.А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»), по которой дети сразу определили изображенного шмеля.

По работе педагога можно сказать, было видно, что материал к уроку был заготовлен заранее, было все предусмотрено, учитель чувствовала себя уверено. Играя с детьми она была очень выразительна и открыта, дети чувствуя это, были полностью вовлечены в процесс урока и с большим удовольствием принимали участие в данных играх.

Затем мною было предложено детям прослушать «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, предварительно не сказав названия. После прослушивания школьникам надо было нарисовать то, что они себе представили. В результате были получены рисунки разного содержания, но в одном характере (см. приложения). Дети, не зная названия сумели самостоятельно охарактеризовать данное произведение, почувствовать оттенки настроения, переданные музыкой.

В конце урока я предложила детям тест следующего содержания, цель которого определить уровень знаний элементов музыкального языка

а) да

б) нет

в) не знаю

.Музыкальные звуки в песне звучат громко или тихо, быстро или медленно:

а) да

б) нет

в) не знаю

.Темп - скорость исполнения музыки:

а) да

б) нет

в) не знаю

.В мелодии звуки движутся вверх, вниз или стоят на месте:

а) да

б) нет

в) не знаю

.Музыкальная пьеса может быть написана в мажоре (радостно) или в миноре (грустно)

а) да

б) нет

в) не знаю

Этот тест показал: 1 человек ответил правильно на все вопросы, 9 человек ответили с одной - двумя ошибками и 4 человека ответили правильно на два вопроса.

Мы можем предположить, что давая как можно больше заданий, аналогичных вышеперечисленным в предыдущем и в данном параграфах, можно влиять на успешность в различных предметах.

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод, что творчество играет важную роль в психической деятельности людей, особенно детей младшего школьного возраста. Любительская художественная деятельность, в данном случае урок музыки, является по-настоящему воспитывающим, так как он развивает не только разум, но и облагораживает чувства.

В ходе любительской художественной деятельности у учащихся развиваются творческие (креативные) способности, которые определяются, как способность удивляться и познавать, умением находить решения в нестандартных ситуациях. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, которое является высшей психической функцией и отражает действительность. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт. В процессе обучения, воображение превращается в такие формы мышления - как образное мышление, составляет основу творческой деятельности субъекта.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность.Творческое воображение необходимо развивать, особенно в младшем школьном возрасте, иначе, если этого не делать, то обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления. Существенную роль воображение играет в обучении другим языковым умениям: чтению, орфографии и пунктуации. На механизме воображения основано опережение при письме и чтении, догадка при восприятии текста - устного и записанного, «предчувствие» знаков препинания в момент, когда предложение еще не составлено (или не воспринято - если это диктант).

Для успешного выполнения творческих заданий необходимы следующие характерные свойства и способности ребенка: склонность к музыкальной деятельности, эмоциональная отзывчивость на музыку, способность к перевоплощению, искренность в выражении своих чувств в доступной музыкальной деятельности, способность фантазировать, наличие музыкальной памяти. Успех в творческой деятельности зависит от более общих свойств личности: от быстроты и адекватности решений, способности свободно ориентироваться в новых ситуациях, умения применять свой опыт. Также большое значение имеют и физиологические особенности детей.

Также успех развития творческих способностей детей младшего школьного возраста во многом зависит взаимодействия между учащимися и педагогом. Учителю необходимо знание возрастных особенностей; индивидуальных возможностей и интересов. Также учитель должен быть сам вовлечен в творческий процесс.

В данной работе приведен ряд способов по развитию творческих способностей детей на уроках музыки, при выполнении которых, решаются многие задачи и проблемы общения: застенчивые дети - раскрепощаются, а непоседы, наоборот - станут более сдержанными; дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.

Также можно заключить, что занятия музыкой, включающие большое количество творческих заданий, способствует повышению уровня креативности учащихся.

Список использованной литературы

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.:Академический Проект, 2001. - 704с. Изд.2-е., исп. и доп.

2.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2006. - 224с. - (Серия «Талантливому педагогу - Заботливому родителю»).

3.Айдарова Л.И. Ребенок и слово // Мир детства. Младший школьник. - М., 2001. - С. 109 - 145.

4.Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. - 2009. - № 2. - С. 18 - 25.

.Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г.В. Бороздина. - Минск: Изд-во Гревцова, 2009. - 336с

.Воспитание ученика: Сб. программно-методических материалов / Авт.-сост.: В.М. Коротов и др. - М.: НИИ ТиМВ СССР, 1990. - с. 77-91.

.Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990г. с.31

.Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268

.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989. - с. 14-57.

10.Левин В.А. Школа детства // Начальное образование в России. Инновация и практика. - М., 2004. - С. 65 - 85.

11.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971. - 277с.

.Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М. Прос., 1960г. - 216с.

.Лихчев Б.Т. Педагогика . Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед.учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464с.

.Методика воспитательной работы: Учебн.пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: издательский центр "Академия", 2002. - 144с.

15.Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2007. - 483 с.

16.Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? - М., 2008. - 153 с.

.Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М., 1991г.

.Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. Пособие для студ. Пед. Колледжей. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 400с.

.Пуйман С.А. Педагогика. Основные положения урса / С.А. Пуйман. - Мн.: «ТетраСистемс», 2001.-256с.

.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки: Методические рекомендации. - Гродно: УО «Гродненский ГОИПК и ПРР и СО», 2005 - 28с.

.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989, т.1.-486с.

.Степаненков, Н.К. Педагогика школы : учебн. пособие / Н. К. Степаненков. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. - 496с..

.Харламау I.Ф. Педагогiка: Падручнiк для пед. ВНУ. - МН.: Унiверсiтэцкае, 1996. - 511с.

.Ходонович Л.С. Воспитываем и развиваем дошкольников в музыкальных играх: Учеб.-метод. Пособие. - 2-е изд., испр. И доп. / М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. Образования. - Минск, 2000. - 70с.

Приложение

"Представь и услышь"

Перед игрой учитель может обратиться к ученикам со следующими словами: "Ты не раз слышал, как хлопает и скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром. А вот может быть, оно поет или вздыхает? Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, пока еще неизвестные.

Детям предлагается:

а) описать или нарисовать свои любимые звуки;

б) представит, как звучит мягкое пушистое облако; описать и нарисовать его звучание;

в) представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т.д.;

г) представить, как звучит большая лужа после дождя.

Описать и нарисовать звучание большой и маленькой лужи.

"Цвета"

Для игры используются от 4 до 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Дети выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению в данный момент, и разбиваются на группы. Учитель просит участников игры:

а) по очереди голосом озвучить цвет, каким они его себе слышат;

б) зазвучать "цветной политрой" всей группой;

в) создать звуковое произведение, ритмически организовав его, чередуя звучание отдельных голосов, созвучий и целой группы "инструментов".

"Найди свой звук"

Для игры учителю необходимы разнообразные мелкие предметы (ключи, гвозди, банки-склянки, бумага, чашки, ложки) и прочие инструменты, из которых можно извлеч звуки. Детям предлагается, манипулируя этими предметами и извлекая из них разнообразные звуки (стуча, скребя, гладя, шурша, звеня и т.п.), найти понравившийся тембр, звук, сочетание. После того как звуки будут определены, каждый воспроизводит свою находку и пытается объснить, почему он выбрал именно этот звук или сочетание, какой образ, цвет возниает при его восприятии.

Класс делится на группы. Детям предлагается создать музыкальное произведение на заданную учителем тему. Извлекая звуки из разных предметов, музыкальных инструментов, группа пытается передать заданный образ. Затем идет исполнение по группам. Слушатели, закрыв глаза, пытаются определить, о чем идет речь в заданной пьесе, какие образы хотели передать создатели, предлагают ее название.

В качестве примеров могут быть использованы следующие темы: "Шорох ночного леса"; "Шум улицы прошлого века"; "Заколдованный замок"; "Утро в деревне"; "Приближение грозы"; "В зоопарке".

"Ты - звук"

Детям предлагается ответить на вопрос: "Какой звук ты ассоциируешь с данным человеком?". Выбирается участник, и каждый пытается описать или воспроизвести звук, который он ассоциирует с данным человеком. Звуки можно записать на пленку и тем самым создать "личностный звуковой ряд".

"Движения"

Ведущий (ученик или учитель) выполняет какие-либо движения, а класс пытается в звуках, в красках, в словах, используя ассоциации с уже знакомыми музыкальными произведениями, описать, нарисовать, озвучить характер этих движений.

Другим вариантом игры явлется создание определенных движений после прослушивания звуков, созвучий, мелодий, просмотра заданных цветовых гамм.

"Запахи и ощущения"

Игра проводится по аналогии с игрой "Движения". Предметом этой игры являются ассоциации, в основе которых лежит взаимосвязь между звуками, запахами и ощущениями.

Детям предлагается найти звуковые ассоциации с различными запахами (духов, леса, дождя, растений, человека и т.д.), ощущениями от прикосновения к различным предметам (мягкость, жесткость, шершавость, упругость и т.д.), а также красками.

"Темры и образы"

Учитель предлагает прослушать одну и ту же мелодию, программную пьесу в исполнении различных музыкальных инструментов. Участники записывают, а затем рассказывают, как изменялся возникший образ в зависимости от изменения тембра. Игра может быть использована при изучении темы "Тембр".

"Домики для пальчиков"

(сл. О. Громовой, муз. Т. Протапенко)

Раз, два, три, четыре, пять -

(Дети разжимают пальцы одновременно на обеих руках, начиная с мезинца.)

Вышли пальчики гулять.

(Выполняют повороты кистей рук вправо - влево.)

Раз, два, три, четыре, пять -

(Сжимают пальчики поочередно в кулак.)

В домик спятались опять.

(Вращательные движения кулачками вправо - влево.)

"Медвежата"

(сл. О.Громовой, муз. Т.Протопенко.)

Медвежата в чаще жили,

Головой они крутили.

Вот так, вот так-так,

Головой они крутили.

(Дети изображают медведя: широко расставляют ноги, носками внутрь, ссутуливаются, сгибают в локтях руки, отводя локти от туловища.)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так-так,

Дружно дерево качали.

(Выполняют повороты головой вправо-влево. Выставив одну ногу вперед, вытягивают вперед и руки, выполняют наклоны туловища.)

Вперевалочку ходили,

И из речки воду пили.

Вот так, вот так-так,

Вперевалочку ходили.

(Топчятся на месте, переступая с ноги на ногу, как медведи.)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так-так,

Выше лапы поднимали.

(Кружатся как медвежата.)

"Теремок"

(русская народная песня)

. Стоит в поле теремок.

(Показываю "теремок", соединяя кончики пальцев рук над головой.)

Он не низок, не высок.

(Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх.)

На двери весит замок, да замок.

(Показывают "замок" сомкнутыми ладонями и пальцами.)

Кто бы тот замок открыть нам помог?

(Поднимают плечи вверх, опускают.)

2. Слева зайка, справа мишка.

(Поворачивают голову вправо, затем - влево.)

Отодвиньте-ка задвижку.

(Тянут руки в разные стороны, но пальцы оставляют в "замке".)

Слева ежик, справа волк.

(Кивают головой вправо - влево.)

Нажимайте на замок!

(Сильно сжимают пальцы.)

Зайка, мишка, ежик, волк

(Открывают замок, рассоединяют пальцы по одному, разводят руки в стороны.)

Открывают теремок.

"Ночь" Дж. Китс

Ночь исходит, тайн полна.

(Провести по струнам фортепиано, соответствующим низким звукам, на педали.)

Загорается луна.

(Медленно глиссандо на металлофоне и детских цимбалах.)

И сквозь сон кому-то внемлют.

(Тихое попеременное звучание 2-х треугольников.)

Кто их слух привлек?

Это песен дивный звон

(Исполняются на металлофоне следующие последовательности звуков: A, C, E, F, E.)

Растревожил дивный сон,

(Резкое глиссандо по верхним струнам фортепиано на педали.)

И весь мир в луну влюблен.

(Постепенно включаются все инструменты, в конце присоединяется звучание губной гармошки или дудочки.)

Музыкальные дидактические игры Б. Рачиной

"Кто дольше слышит звук?"

Учитель играет на фортепиано один звук, дети вслушиваются в него как можно дольше, и когда перестаюи его слышать, тихо поднимают руку.

"Солнышко - туча"

Суть этой игры - определение ладовой окраски мажор и минор на слух. Разучивается попевка: "Солнышко" (нисходящее трезвучие в можоре), "Туча" (одноименное мажорное нисходящее трезручие). Попевка исполняется в качестве распевания нескольких уроков, пока дети хорошо не усвоят интонацию и ладовую окраску. Затем учитель предлалает услышать "солнышко" и "тучу" в знакомой музыке и отразить услышанное условными жестами. Солнышко показывают так: руки стоят на парте на локтях, запястья сомкнуты, а кисти раскрыты так, как будто в них - круглое солнышко или как бы хорошо раскрытй цветок, на туче ладошки закрываются и кулачки сближаются. Когда дети научатся различать ладовую окраску, можно постепенно вводить термины. Солнышко называют "МАЖОР" (написать на доске большими буквами) - слово яркое, светлое, а тучу музыканты называют "минор" (написать на доске маленькими буквами) - слово мягкое, темное, ласковое.

Очень важно с самого начала формирования чувства, однозначно не связывать лад с конкретным эмоциональным содержанием. Прежде всего, надо слушать не программные произведения: фрагменты произведений В. Моцарта, Л. Бетховена, И. Гайдна, прелюдии И.С. Баха C-dur, d-moll, es-moll из первого тома "ХТК" и f-moll из второго тома.

Похожие работы на - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе любительской художественной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!