Развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    179,76 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии

Введение

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. И педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную «Я - концепцию», стимулировать «к учению с увлечением», повышать качество образования.

В настоящее время изменяются требования общества к личности, которая должна обладать способностью к самообразованию и саморазвитию. Это возможно в целенаправленном осуществлении процесса развития познавательного интереса учащихся в школьные годы.

Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися происходит в процессе их активной умственной деятельности. И настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель - как известно, далеко не каждый ученик прислушивается к требованиям и желаниям учителя. От того, на сколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети зависит в дальнейшем их полноценное развитие.

Анализ педагогического опыта показывает, что учебно-воспитательный процесс может быть управляемым тогда, когда учитель располагает информацией об уровне развития познавательного интереса учащихся. Преподавание, без учета доступности информации для учащихся отрицательно сказываются на качестве знаний обучаемых. Главное направление развития современной школы - повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика. Проблема активности учащихся на уроках географии, развития интереса в обучении - не нова, но является актуальной, и требует более глубокого и подробного изучения.

Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Несмотря на то, что основные положения школьного урока из года в год повторяются, являясь в определенном смысле базовыми (фундаментальными), каждый последующий значимый этап в развитии системы образования и общества в целом вносит в концепцию урока свои коррективы и такие специфические требования, которые в наибольшей мере отвечают новым целям и задачам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

В настоящее время особое значение придается тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2050». Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым изложенной в послании президента молодежи, была поставлена задача о вхождении республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. [1] В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования.

На это ориентируют школу и основные требования «Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан», который делает значительный шаг к обновлению и к разгрузке содержания обучения, с одной стороны, а с другой - впервые нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения в современной школе. [2]

Важными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан.

Стандарт утверждает идею личностно-ориентированного обучения и его развивающую функцию. Он нацелен на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Образовательный стандарт ориентирует школу на переход от старых к новым принципам образования, от безличностной, «знаниевой» к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся современной школы.

Обновление и модернизация - это, прежде всего, новый взгляд на всю систему профессионально-методической работы учителя, предполагающий:

новый подход к системе традиционных средств и методов обучения, усиление их воспитательной и развивающей функции с учетом запросов современного общества и особенностей сложившихся реалий;

использование (и дальнейшая разработка и совершенствование) новых технологий и инноваций, в основу которых положены передовой опыт учителей и исследования ученых-методистов и педагогов, представителей смежных наук;

новая стратегия организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке как основной форме учебного процесса в школе;

повышение уровня профессионально-методической подготовки и переподготовки учителя, осуществляемой на уровне научных знаний, накопившихся к началу нового века.

Отсюда очевидна важность и актуальность темы исследования дипломной работы «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии», которая имеет большое методологическое, обучающее, воспитательное и развивающее значение, т.к. на современном этапе в сфере образования большое внимание уделяется совершенствованию учебного процесса и поиску наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися.

Цель исследования реализуется в системе задач, решаемых в курсовой работе:

. Установить степень теоретической разработанности исследуемой проблемы на основе анализа психологической, психолингвистической, лингвистической, педагогической и методической литературы.

. Исследовать традиционную систему обучения географии и современные педагогические технологии.

. Произвести отбор эффективных методических приемов обучения, адекватных современным требованиям к обучению.

. Совершенствовать модель урока географии на основе использования активных методов и информационно-компьютерных технологий обучения.

Объект исследования: процесс обучения географии в общеобразовательной школе Республики Казахстан.

Предмет исследования: способы развитие интереса к географии на современной системе обучения.

Научная и практическая значимость курсовой работы:

• в исследовании влияния структуры урока и формы его организации на эффективность работы, как учителя, так и ученика;

• в новой трактовке дидактических принципов обучения в свете изучения мышления и научного познания;

• в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике школьной работы и могут быть рекомендованы для организации учебно-воспитательного процесса.

Методы исследования: Теоретические: сопоставление, обобщение, анализ результатов, систематизация, моделирование и прогнозирование педагогических явлений и процессов. Эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент, тест, анкетирование, опрос.

1. Исторические и теоретические основы развития познавательного интереса

.1 Исторический аспект развития проблемы познавательного интереса школьников

Одной из острейших проблем современной школы является формирование познавательного интереса, активности и самостоятельности школьников. Характерная черта сложившегося процесса обучения - без принуждения невозможно приобщить школьников к учению. Но это не так, вызвать интерес к учению можно в таком процессе обучения, который не прибегает к мерам давления на него, а находит стимулы в расположении к учению, в стремлении развивать познавательный интерес.

Родоначальником научного подхода к проблеме познавательного интереса считают Я.А. Коменского [3], который писал в «Великой дидактике», что «... нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность». Он рассматривал новую школу как источник радости, света и знания, считая интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.

Общая теория интереса, разрабатываемая советскими психологами (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубенштейн и др.), раскрывают материалистический подход к этой сложной проблеме. Понятие «интерес» не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека. Истоки интереса лежат в общественной жизни. [4]

Так, еще в XVII в. И.Ф. Гербарт, признавал интерес имманентным свойством, призывая учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.

«Школа должна организовывать многостороннюю деятельность детей, развивающую их ум, сердце и руки, опираясь на стойкие познавательные интересы» - И.Г. Песталоцци.[3] Так же значимость познавательного интереса осознавали классики зарубежной педагогики Дистервег, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк. Они считали познавательный интерес важнейшим средством привития любви к познанию. Ж.Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение.

До II половины XVIII в. определенных высказываний об интересе к обучению не было, так как грамотность и просвещение были доступны лишь немногим и обучение сводилось к зазубриванию текстов. Но во второй половине XVIII в. стало очевидным, что схоластические знания не отвечали уже потребностям общественно-экономического развития России. К поиску новых путей усвоения знаний были привлечены образованнейшие люди -И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.

«Природу детей нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению» - И.И. Бецкой. «Необходимо избавить учеников от жалостного мучения, от зубрежки и наказаний» - Ф.И. Янкович. Он выступал за использование элементов занимательности, игры в обучении.

Линия связи интереса с нравственным воспитанием отчетливо прослеживается во взглядах Н.И. Новикова, который отмечал важность развития у детей любопытства, приобщающего их к знаниям. Н.И. Новиков в работах доказывал, что чувственное удовольствие препятствует интересу к делам, требующим напряжения мысли. В то же время, опосредуемый чувством удовольствия, разум глубже проникает в познаваемое, упорядочивая представления. Н.И. Новиков впервые увидел в любопытстве одну из форм проявления интереса, возбуждения желания к учению. Однако, находясь на идеалистических позициях. Исходя из своих воззрений на природу детей, он не мог на подлинно научной основе решить проблему интереса.

Несколько по-иному, с материалистических позиций развивал эту проблему во II половине XVIII в. А.Н. Радищев (1749 - 1802), который рассматривал интерес не как самостоятельную категорию, а отождествлял его с потребностью, стремлением, жаждой знаний. Свои мысли об обучении А.Н. Радищев высказал в книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Учение, писал он, должно быть без навязывания детям готовых рассуждений и зубрежки, без перегрузки памяти, меньшими предметами, а с опорой на собственные силы детей и их стремлением к познанию других наук. Он отстаивал учение, способное развивать в ребенке потребность в знаниях.

Не менее значительными являются высказывания В.Ф. Достоевского, предпринявшего попытку осмыслить проблему интереса с точки зрения психологии, что позволило ему впервые разграничить понятии «любопытство» и «интерес».

Большой вклад в изучение феномена интереса внесли В.Г. Белинский и А.И. Герцен, доказав, что интерес к учению не является имманентно присущим ребенку свойством, что только стимуляция познавательной деятельности с раннего детства позволяет вызвать у детей интерес к ней. Они считали, что интерес, являясь стимулом овладения знаниями об окружающем мире, обогащает личность, воспитывает ее. В этой позиции А.И. Герцена и В.Г. Белинского просматривается связь интереса к познанию с интересом социальным. Материалистическая позиция В.Г. Белинского и А.И. Герцена, начиная с середины XIX в., получила свое продолжение в трудах Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Требуя интересной постановки преподавания, они защищали при этом серьезное, глубокое содержание обучения, они считали, что только обучение, которое дает пищу для ума, может вызвать настоящий интерес. В связи с этим необходимо использовать содержание учебных предметов для развития интереса: нужно начинать с введения элементарных понятий, знакомых детям, с живого занимательного их раскрытия, а не с отвлеченностей, фантастики, которые уводят детей от жизни. [4]

Идею о роли интереса в обучении в ряде своих статей развил Д.И. Писарев. Рассматривая динамику интереса, он говорил о двух его сторонах - об интересе как занимательности, и об интересе серьезном. Воспитание серьезного интереса Д.И. Писарев видел в постепенном переходе от наглядных представлений к абстрактным обобщениям.

Великим педагогом К.Д. Ушинским была разработана психолого-педагогическая теория интереса в обучении на основе учета возрастных и психических особенностей детей. Видя в интересе основную движущую силу познанию, К.Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет». Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому. Это высказывание перекликается с мыслью Н.И. Пирогова о необходимости обучения учителей методическому мастерству для успешного развития познавательных интересов у детей. [5]

«Познавательный интерес как феномен имеет большую значимость в развитии личности школьника, его познавательной сферы. Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно» - Л.Н. Толстой.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что педагогическая мысль II половины XIX в. была единодушна в том, что для того, чтобы вызвать интерес к учению, особенно важно его развивать уже на первоначальном этапе.

В конце XIX - XX в. теория и практика проблемы интереса обогащается работами известных педагогов К.В. Ельницкого. П.Ф. Каптерева, А.И. Анастасиева .

Для развития интереса необходимы наглядность, эвристика, повторение уроков с новой точки зрения, разнообразие видов, методов, форм, способов и приемов преподавания.

В вышедших отдельными изданиями исследованиях по интересу в обучении, весь процесс обучения раскрывается через призму интереса.

К.В. Ельницкий писал, что интерес - это условие успешного обучения, помогающее школьнику преодолевать трудности учения, доставляя удовольствие, возбуждая внимание. Высказывался против забавляющего обучения, отмечая, что это серьезный, самостоятельный труд.

В труде «Дидактический катехизис» А.И. Анастасиева отмечено: «Старайтесь развивать в учениках интерес к приобретению знаний, как одно из важнейших условий успешного обучения», так как интерес - это «живое, возбуждаемое чувством приятного ожидания, стремление человека познать окружающие предметы и явления». При этом, отмечал он, интерес должен быть предметом постоянной заботы каждого мыслящего и преданного своему делу учителя.

Наиболее полно теория интереса отражена в книге П.Ф. Каптерева «Дидактические очерки», где имеется глава «Исторический очерк учения о детских интересах, его теория и практика». П.Ф. трактовал интерес, как стремление к определенной деятельности, связанной с предметом. Первоосновой развития интересов П.Ф. Каптерев считал: врожденные органические свойства человека, а также культурные влияния, то есть окружающая среда, целенаправленное воздействие школы, привлекательность содержания.

Особая роль в разработке проблемы интереса принадлежит Н.К. Крупской (1869 - 1939 гг.). Поставив перед новой школой задачу пробудить в учениках пытливый активный интерес к явлениям и фактам жизни, Надежда Константиновна требовала также, чтобы жизнь школы учитывала интересы детей, а учебно-воспитательная работа опиралась на них и обеспечивала их развитие. Поэтому, Н.К. Крупская обращалась к сущности интереса, к особенностям его возрастного развития, к методике его формирования. В педагогическом наследии Н.К. Крупской немало методических рекомендаций по развитию действенного интереса: это опора на окружающую ребенка действительность, на конкретные знакомые ребенку факты, на исследовательский подход к изучаемым предметам; знакомство с материалом, наводящим на сравнение; его живость, конкретность. Непременным условием развития интереса учащихся Н.К. Крупская считала: увлеченность самого учителя предметом, его умение давать толчок мысли учеников, зарождать у них вопросы. [6]

Эти научные положения были созвучны идеям А.С. Макаренко, который в своих трудах отмечали, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. Школа должна опираться на стремление детей учиться; изучать все, что содействует интересу или тормозит его в опыте ребенка.

А.С. Макаренко раскрыл некоторые методические приемы поддержания и развития интереса: подсказку, вызывающую догадку; постановку интересного вопроса; введение нового материала; рассматривание иллюстраций, будящих интерес к подробностям, причинам. Большое значение в развитии интереса он придавал личности учителя, его педагогическому мастерству, авторитету.

Проблема интереса не меньшее звучание получила в современных исследованиях, изучающих ее с различных позиций. В работах Валиева Х. - познавательный интерес выступает в основном как средство обучения.

Интерес как источник побуждения, как мотив поведения и деятельности изучен психологами.

Исследователи решают такие проблемы как определение структуры интереса, рассматриваемого во взаимосвязи с потребностями. Изучается роль интересов в поведении личности, определяются основные направления его воздействия на социальные процессы, в частности, интерес исследуется как причина социального действия и непосредственная основа познавательной деятельности. [6],

Для теоретического обоснования рассматриваемой проблемы особого внимания заслуживают труды Джумагуловой К. С., в которых подчеркнута значимость развития познавательного интереса как важнейшего образования личности в социальном возрасте, как самого энергичного стимулятора его деятельности. [7] Рассматривая познавательный интерес как мотив учения, Г.И. Щукина отмечает, что он становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, в том случае, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свое учение. При этом познавательный интерес как мотив деятельности должен опираться на потребности самой личности, на то, что представляет для нее необходимость и ценность. [8], [9]

Интерес - это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, как принято называть, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием

учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития школьника, его знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто сопротивляется каждому начинанию учителя. Поэтому, проблема интереса в обучении стоит и по сей день.

Интерес школьников к учению, является определяющим фактором в процессе овладения знаниями. Великие педагоги - классики всех времен, подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Поэтому, одна из важнейших задач педагога - выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.

Анализ психологической структуры познавательного интереса привел советских психологов к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, где в целом, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно - эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет интересным, - писал А. Н. Леонтьев, - это, значит, сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели школьников». «Процесс формирования интересов, - отмечает Г.И. Щукина, - происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов». [10]

Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов, учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован. Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса. [11] Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения. Широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательного интереса.

Развитие познавательного интереса и активность личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Сегодня проблема познавательного интереса все шире рассматривается в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет учителям успешно формировать и развивать познавательный интерес учащихся, обогащая личность, воспитывая в ней активное отношение к жизни. Таким образом, познавательный интерес - важная составляющая часть процесса обучения. Интерес школьников к учению, является определяющим фактором в процессе овладения знаниями. «Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно» - Л.Н. Толстой. Учение должно сопровождаться любопытством, интересом к данной области знаний, а не наказаниями и зубрежкой. Как было отмечено выше: познавательный интерес - один из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

1.2 Методы исследования в методике обучения географии

Методы исследования в методике обучения географии делятся на две группы:

Теоретические методы направлены на создание обобщений, анализ фактов, выявление закономерностей процесса обучения. К ним относятся: системно-структурный анализ, типологический подход, математические методы, исторический и сравнительный методы. Суть системно-структурного анализа в том, что предмет исследования рассматривается в качестве целостной системы, состоящей из взаимодействующих компонентов, причем в центре внимания находится изучение взаимосвязей и взаимодействий между этими компонентами. В соответствии с этим при исследований процесса обучения географии выявляяются связи между деятельностью учителя и ученика (т. е. преподаванием и учением), между целями, содержанием, методами и средствами обучения, между усвоением знаний, развитием и воспитанием школьников. Системно-структурный анализ предполагает определение целей урока, в связи с целями определяются содержание обучения, методы и приемы обучения, учебное оборудование. Системный подход проявляется и в том, что учитель планирует и разрабатывает сразу несколько уроков по той или иной теме, определяя функции каждого урока и их связи между собой по целям, содержанию и методам обучения, по характеру познавательной деятельности школьников.[12]

С помощью типологического подхода осуществляется классификация, группировка изучаемых объектов и явлений. При этом определяются существенные черты, признаки объектов, производится анализ и на основе анализа выделяются группы изучаемых объектов и явлений. Типологический подход находит применение при исследовании всех проблем методической науки. С его помощью выделяются компоненты содержания школьной географии (знания, умения и навыки; мировоззренческие идеи), классифицируются методы и средства обучения, выделяются типы уроков, виды самостоятельных работ учащихся и т. д.

Отличительная черта развития науки в настоящее время - использование математического аппарата в процессе исследования. Точные математические методы начали использовать для изучения процесса обучения географии. Они дают возможность не только качественно оценить изучаемые объекты, но и выразить их количественно, изучить более глубоко связи и зависимости между компонентами процесса обучения (например, от каких факторов зависит совершенствование методов обучения географии; какая связь существует между методами обучения и уровнем знаний и умений школьников, развитием их творческих способностей). [13 ]

Суть исторического метода состоит в том, что все исследуемые явления должны рассматриваться в развитии, изменении во времени. Этот метод требует, чтобы при разработке вопросов методики обучения географии учитывался опыт прошло го, производился анализ того, как изменились данные процессы в историческом аспекте, какие стадии прошли, - только тогда можно сделать прогноз на будущее. С помощью исторического метода данные историко-методических исследований привлекаются при изучении проблем современной методики обучения географии.

Сравнительный метод исследования - метод логического познания вообще.

Сравнивать можно только однородные объекты и явления, сравнения нужно проводить по существенным чертам, признакам. Путем сравнения осуществляется типологический подход, производится классификация изучаемых объектов и явлений. Сравнительный метод используется также и при изучении зарубежного опыта обучения географии. [14]

Эмпирические методы исследования направлены на изучение уже имеющегося педагогического опыта или для создания нового педагогического опыта. Для выявления того, что существует в педагогической практике, используются следующие методы. [15 ]

. Наблюдение процесса обучения. Определяется цель наблюдения, разрабатывается программа, согласно программе в процессе наблюдения регистрируются факты, они обрабатываются, на основе анализа полученных результатов делаются выводы.

. Анкетирование учителей и учащихся. Определяется цель анкетирования, разрабатывается анкета, проводится анкетирование, данные обрабатываются.

. Изучение школьной документации (классных журналов, тематических и поурочных планов, планов работы кружков и т. д.). На основании изучения делаются определенные выводы о постановке учебно-воспитательной работы в школе.

. Собеседования. Определяется цель собеседования, проводится собеседование, на основании чего делаются выводы и обобщения.

. Письменные проверочные работы. Служат для выявления уровня подготовки учащихся, по полученным результатам судят о состоянии в целом учебно-воспитательного процесса.

Обычно для изучения педагогического опыта школ используют совокупность методов. [16]

Для создания нового педагогического опыта предназначен метод педагогического эксперимента. При этом вводится что-то новое в обучение- новый учебный материал, новый прием обучения, новое средство обучения и т. д. Выявляется, как это новое влияет на качество знаний, развитие и воспитание учащихся. Для проведения эксперимента выделяют контрольные и экспериментальные классы, они должны быть одинаковыми по уровню подготовки. В экспериментальном классе вводят новый элемент обучения, в контрольном - обучение ведется традиционно. Затем сравнивается качество знаний учащихся в классах.

Для проведения педагогического эксперимента разрабатывается научное предположение, гипотеза, готовится необходимый учебно-методический материал (новый учебный текст, новые наглядные пособия, проверочные работы и т. д.). Если введение нового содействует углублению знаний и развитию самостоятельности детей и подтверждает ранее высказанное предположение, оно рекомендуется для внедрения в массовую школу. [17],[18]

Проведение методических исследований включает следующие этапы:

) установление главной проблемы исследования (на основе изучения литературы и ознакомления с опытом школы) и ее формулировка;

) выдвижение гипотезы;

) формулировка задач исследования на пути решения главной проблемы и проверка гипотезы;

) выбор методов исследования;

) подготовка экспериментальных материалов, необходимых для решения каждой задачи;

) проведение эксперимента;

) формулировка выводов исследования;

) показ практической значимости полученных результатов.

Изучение процесса обучения осуществляется теоретическими и эмпирическими методами одновременно. Эмпирические методы дают возможность накопить фактический материал, его обрабатывают с помощью теоретических методов. Используется при этом анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, сравнение, обобщение. [19]

1.3 Познавательный интерес как педагогическая проблема

Один из главных мотивов учебной деятельности - познавательный интерес, формирование которого есть не только средство, обеспечивающее успешное усвоение программного материала, но и цель обучения. Успех обучения во многом определяется усвоением новых видов познавательной деятельности. Первый из них - мотивационный. Если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал и не хочет учиться, то научить его невозможно.

«Интерес - это сложное личностное образование, представляющее собой многообразие процессов мотивационной сферы» - А.К. Маркова.[18] Это означает, что проявление или непроявление учащимися интереса к учению зависит от многих переменных в его мотивации - от того, что является для него смыслом учения, каковы его мотивы и направленность, от того, умеет ли он ставить и реализовывать цели, от того какие эмоции он испытывает в учении и какова их роль.

«Интерес - мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной» -Г.И. Щукина.

«Интерес - основной внутренний механизм успешного учения» - К.Д. Ушинский.[20] «Важная особенность познавательного интереса то, что в центре находится такая познавательная задача, которая требует от ученика активной творческой деятельности» - А.З. Рахимов. [21]

Как было отмечено уже выше, познавательный интерес - это особый вид интереса в обучении, а точнее интерес к познанию. В процессе познавательного интереса происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование; положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность подростка. В то же время он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями и коллективом и др.). Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Познавательный интерес формируется в деятельности, как направленность в личности и как любой психический процесс. На фоне общего положительного отношения к учению, к учебной деятельности, к лицам и объектам, участвующим в ней, сама учебная деятельность детей, организованная учителем, завершает формирование познавательного интереса. Для пробуждения и развития интереса, эта деятельность должна быть особым образом организована. [22], [6], [16]

«Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него жажды знаний» - Божович Л.И.[23]

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. [24] Наличие мотивов недостаточно, если у ученика отсутствует умение ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы.

Цель - осознаваемый образ предвосхищаемого результата, на достижение которой направлена деятельность человека.

Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся и личность учителя (Рисунок 1).[25] Решающее значение оказывает именно сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности.

 <#"790349.files/image002.jpg"> <#"790349.files/image003.jpg"> <#"790349.files/image004.jpg"> <http://privetstudent.com/uploads/posts/2013-04/1365875500_privetstudent.com-4.png>

Рисунок 3 - Сравнение уровней познавательного интереса учащихся в начале и в конце эксперимента

Таким образом, важное место в развитие познавательного интереса, принадлежит методам и средствам обучения, содержанию и личности учителя. Анализ проблемы развития познавательного интереса школьников показывает, что познавательный интерес является формой проявления потребности в познании и занимает особое место в современном учебном процессе.

Принципиально важным является понимание того, что развитие познавательного интереса у школьников может быть, с одной стороны, направлено на предмет познания (география), а с другой стороны, на процесс познания через овладение самой методикой познавательного интереса (умение выделить главное, работать самостоятельно, использовать компьютер, интернет). Каждый учащийся должен пройти путь исследователя, самостоятельно прийти к истинному решению. Ребята должны владеть географической информацией, уметь использовать свои знания при доказательстве какого-либо факта, закономерности. Ведь в целом, география формирует у учащихся - полную географическую картину мира.

Заключение

Современный урок - это постоянно развивающиеся классические формы урочного преподавания, сочетающие в себе нетрадиционные технологии и обеспечивающие эффективную социализацию личности учащихся.

Современный урок - это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активно думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно ориентированный подходы в обучении.

Современный урок - это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации по поставленной задаче, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем. На современном уроке учитель должен в первую очередь работать с такими технологиями, как критическое мышление, проблемное обучение. Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущения комфорта учителем;

обучение через открытие, через коллективный поиск;

наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения;

развитие личности;

способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом;

демократичность, открытость процесса обучения;

осознание учащимся деятельности - того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал ученик.

Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью обучающегося.

Познавательный интерес развивают при следующих условиях:

максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

положительная эмоциональная атмосфера обучения.

Выделяются стадии развития познавательного интереса:

любопытство;

любознательность;

познавательный интерес;

устойчивый познавательный интерес.

Реализация процесса развития познавательного интереса на уроках географии, осуществлялась следующими методами и приемами:

приемы, направленные на развитие учебной (чтение карты, ориентирование на местности, наблюдение) и умственной деятельности (анализ, синтез, абстракции, обобщение, сравнение, воображение).

наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично поисковый метод, игровой и исследовательский методы.

Список использованной литературы

1. «Стратегия «Казахстан - 2050», Послание Главы государства Н. Назарбаева народу Казахстана. 11 ноября 2014 г.

. «Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан», - ГОСО-2012 №1080, 2012 г.

. Педагогическое наследие: Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. / сост. В.М. Кларин, А.И. Джуринский - М.: Педагогика, 1999 г. - 416 с.

. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; Под ред. и со вступ. ст. Д.И. Фелбдштейна. - М., 2003.- 352 с.

. Ушинский К.Д. Воспитание человека: избранное / К.Д. Ушинский; сост. и автор С.Ф. Егоров. - М.: Карапуз, 2000 г. - 256 с.

. Валиев, Г. X. Постановка проблемы педагогического исследования / Г. X. Валиев // Педагогика. 2001.- № 4.- С. 19-22.

. Джумагулова, К. С. Влияние новых технологий на творческую деятельность личности / К. С. Джумагулова (на каз. яз.) // Сб. ст.- Шымкент, 2006.- 5 с.

. Джумагулова, К. С. Инновации путь к развитию творческого потенциала / К. С. Джумагулова // Сб. ст. ЮКПУ - Шымкент, 2004. - 8 с.

. Мухина, В. С. Возрастная психология Л В: С. Мухина - М.: Академия, 2007.

.Джумагулова Эффективность использования интерактивных методов обучения / К. С. Джумагулова // Сб. ст.- Шымкент, 2004. 6 с. (В соавт.)

. Надыров,, III. М;. Проблемы реформирования образования в средней и высшей школах / Ш. М. Надыров // География в школах и в вузах; Казахстана: Журн.-2006- №1/9

. Карбаева, III. Об особенностях преподавания географии в средних школах в 2006-2007 учебном году / Ш. Карбаева // География в школах и в вузах Казахстана, Журн 2006 - № 5/13.

. Камалетдинова, Л. Н. Апробирование новых учебных программ и учебников по географии в условиях подготовки к переходу на 12-летнее обучение в Казахстане / Л. Н. Камалетдинова // В школах и вузах Казахстана: Журн 2006 - Нояб.-дек.

. Харламов, И. Ф. Как активизировать учение школьников / И. Ф. Харламов.

. «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году», Инструктивно-методическое письмо, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Национальная академия образования им. И. Алтынсарина

. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 2002. - 203 с.

. Душина, И. В. Методика и технология обучения географии в школе: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов / И. В. Душина, В. Б. Пяутнин, Е. А. Таможня. - М. : Астрель, 2002. - 203 с.

. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов // М.: ИНТОР, 1996.-544 с.

. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. - М.: Гранд - Фаир, 2004.

. Рахимов А. З. Философия психодидактики: моногр. / А. З. Рахимов. -Уфа: БГПУ, 2008. - 290 с.

. География: Типовая программа для общеобразоват. учреждений (6-10 кл.) / Алматы: Атамура, 2002.

. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; Под ред. и со вступ. ст. Д. И. Фелбдштейна. - М.: Инст-т практ. психологии, 2003.- 352 с.

. Гафурова, Н. В. О педагогических основаниях готовности учащегося к профессиональному самоопределению / Н. В. Гафурова // Профильная школа,- 2005 № 6.

. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский.-М.: Педагогика, 1991.-480 с.

. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. -М .: Просвещение, 2001. - 142 с.

. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А, Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с.

. Душина, И. В. Методика и технология обучения географии в школе: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов / И. В. Душина, В. Б. Пяутнин, Е. А. Таможня. - М.: Астрель, 2002. - 203 с.

. Данюшенков, В. С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении географии в базовой школе / В. С. Данюшенков. - М.: Прометей, 2002. - 208 с.

. Джумагулова, К. С. Методика анализа статистической информации географических карт и таблиц / К. С. Джумагулова // Вестник-№ 4 Туркестан, 2006. - 5 с.

. Есназарова У.А. Методическое пособие по географии Республики Казахстан: Пособие для> учителей1 / У. А. Есназарова- Алматы, 2003.- 149 с.

. Бейсенова, А. Физическая география Казахстана: Учеб. для 7 класса общеобразоват. школы / А. Бейсенова, К. Карпеков // Алматы: Атамура, 2004.

Приложение А

познавательный интерес география урок

Конспект урока с применением заданий, направленных на развитие познавательного интереса (любопытство, переходящее в любознательность)

План урока

Тема: Физико-географическое положение Казахстана Цели и задачи урока:

Образовательная - познакомить с физико-географическим положением Казахстана, научить давать характеристику ФГП страны.

Развивающая - продолжить формировать умение работать с картами Воспитательная - развитие мировоззренческих идей: целостности мира и взаимосвязи компонентов.

Тип урока: по дидактической цели - изучение нового материала. Формы организации учебной деятельности: фронтальная.

Оборудование: физическая карта Казахстана, учебник «Физическая география Казахстана», атлас по географии за 7 кл..

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Ход урокаОрганизационный момент (1-2 мин).

Подготовка к уроку, приветствие, проверка посещаемости на уроке.Знакомство с физико-географическим положением материка (ФГП)

Казахстан - трансконтинентальное государство <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD,_%D0%BE%D1%85%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B5_%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0&action=edit&redlink=1>, располагающееся в центре Евразии, бо́льшая часть которого относится к Азии, а меньшая - к Европе

По площади территории Казахстан занимает 9-е место среди государств мира <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8> (2 млн 724,9 тыс. км²). Омывается водами внутриконтинентальных Каспийского и Аральского <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5> морей. Казахстан - крупнейшая страна, не имеющая выхода в Мировой океан <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%BA_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8E_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0>.

План описания ФГП материка:

) Определите, как расположен Казахстан на территории Азиатского материка.

) Найдите координаты крайних точек страны в градусах, и протяженность в км. с востока на запад, и с севера на юг.

) В каких климатических поясах расположен Казахстан?

) Какие ландшафтные зоны расположены на территории Казахстана?

) Как расположен Казахстан на территории Евразии.

На контурной карте Казахстана отметить: пустыни, степи, горы и лесостепную зону.Климатические особенности Казахстана

Влияние пустынь и степей на засушливость. Влияние горных хребтов Тянь-Шаня на воздушные потоки и количество осадков на юго-востоке Казахстана.

Влияние лесопосадок на снижение силы ветров на равнинах.Практическая работа (закрепление).

Приложение Б

Анкета на выявление интереса к географии

Нравится ли Вам школьный предмет география?) да

Б) нет) не знаю

Вам нравится учитель по географии

А) да

Б) нет

Вы любите узнавать что-то новое про страны, различные народы, окружающую Вас природу, промышленность и т.д.

А) да

Б) нет

Сколько времени ты можешь потратить на выполнение домашнего задания по географии) меньше 20 мин

Б) 20 - 40 мин) больше 40 мин

Как часто ты самостоятельно изучаешь географию) каждый день

Б) 2-3 раза в неделю) 1 раз в неделю, и то на перемене

Чем ты пользуешься при выполнении домашнего задания) школьными учебниками, атласами Б) интернет) другие источники знаний

У вас в школе есть географический кружок?) да

Б) нет) не знаю

Посещаешь ли ты его?

А) да

Б) нет

Похожие работы на - Развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!