Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    637,91 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста

Управление начального профессионального образования Томской области

Областное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

"СЕВЕРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ"

(ОГОУ СПО "СПК")






КУРСОВАЯ РАБОТА

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста



Выполнила: ст-ка Кириченко Ж.П.

Гр. В 113/1

Преподаватель: Миронец Н.М.





СЕВЕРСК 2014

Содержание

Введение

Глава I. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста

1.1 Научный вклад исследователей в развитии теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста

1.2 Особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Выводы по 1 главе

Глава 2. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста ДОУ

2.1 Основные понятия теории дошкольного воспитания

2.2 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

2.3 Задачи физического воспитания

Глава 3. Нетрадиционные системы в воспитании и оздоровлении дошкольников

Комплекс упражнений

Заключение

Список литературы

Введение


Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма. Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка. Физическое воспитание тесно связано с возрастными особенностями детей. В связи с этим и определяются конкретные задачи, содержание, методы и формы организации физического воспитания в раннем дошкольном и школьном возрасте, а также преемственная связь между ними. Особенно важно физическое воспитание в раннем и дошкольном детстве, когда происходит наиболее интенсивное развитие организма ребенка, когда формируются основные его движения, но вместе с тем организм еще очень слаб и раним. Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено прежде всего на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

На занятиях по физическому воспитанию ребенок, действуя с предметами, осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения, на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением. О значении физического воспитания говорится в трудах выдающихся педагогов: Я.А. Коменского, Е.А. Покровского, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко.

Важность целенаправленности организации работы по физическому воспитанию отмечали такие ученые, как Ю.Ф. Змановский, В.А. Кудрявцева, В.Г. Алямовская, А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Современные условия жизни способствуют уменьшению двигательной активности детей. В последнее время, педагогов дошкольных учреждений волнует не только низкая двигательная активность, но и состояние здоровья детей. Известно, что уже в детском саду мало абсолютно здоровых детей, в школе их еще меньше, а после нее - почти нет здоровых подростков. Перед дошкольным образованием стоят задачи охраны и укрепления здоровья детей, а также использование новых форм по организации кружковой деятельности по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой взрослых. В свою очередь, родители, педагоги и тренеры должны найти оптимальные виды двигательной активности для успешного укрепления здоровья детей и приобщения ребенка к регулярным занятиям физической культурой с первых дней жизни. Многие исследователи (З.Л. Венкова, Т.Э. Токаева, В.Г. Алямовская, Ю.Ф. Змановский, Т.И. Осокина) отмечают, что потребность в движении составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Ещё одним действенным методом повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы детских образовательных учреждений, по мнению В.Г. Алямовской, Н. Ефименко, К.К. Утробиной является внедрение новых педагогических технологий. Отличным средством профилактики переутомления и оптимизации двигательной деятельности детей, испытывающих негативное воздействие во время статических нагрузок, является использование элементов восточных техник на занятиях физической культурой и кружковые занятия йогой. Существенной стороной влияния асан (поз йоги) является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Асаны при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Основной целью занятий йогой детей является формирование позитивного и устойчивого интереса к двигательной активности. Освоение асан йоги поможет естественному развитию организма ребенка, создаст необходимый, индивидуальный двигательный режим и положительный психологический настрой. Все это способствует укреплению здоровья, физическому и умственному развитию. Задачи, которые ставят родители практикующих йогу детей, варьируются от лечения сколиоза до развития высших моральных качеств. Как правило, дети, достигшие шести - семи лет, уже могут заниматься йогой. По своему характеру они очень восприимчивы и способны получать настоящую радость от занятий йогой. Они очень подвижны, но не в меньшей степени еще и хрупки. Им нравится пробовать самые разнообразные, сложные позы и движения.

Цель исследования: психолого-педагогические условия развития и воспитания детей с помощью нетрадиционных форм физических занятий.

Объект исследования: физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: нетрадиционные формы физического воспитания детей дошкольного возраста

Гипотеза: применение нетрадиционных форм физического воспитания в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения способствует укреплению здоровья детей.

Задачами исследования:

. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

. Анализ нетрадиционных систем физического воспитания.

. Выявление эффективных систем, форм, методов нетрадиционного физического воспитания.

дошкольный нетрадиционный оздоровление физический

Глава I. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста


1.1 Научный вклад исследователей в развитии теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста


Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят вглубь многовековой русской народной педагогики.

Исторические материалы свидетельствуют о том, что уже во второй половине ХVII в. передовые мысли о физическом воспитании детей высказывал один из образованнейших людей того времени - Епифаний Славинецкий. Им был создан замечательный документ - "Гражданство обычаев детских". В этой книге особая глава посвящается играм и указывается на их большое воспитательно-образовательное значение.

В дальнейшем, прогрессивные общественные деятели И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев рассматривали физическое развитие в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием.

Физические упражнения представляют собой специально подобранные и организуемые в определенных условиях движения человеческого тела. В развитии теории о всестороннем воспитании детей дошкольного возраста неоценимый вклад внесла Н.К. Крупская. Она обращала внимание на обязательность подлинно научного подхода к вопросам развития ребенка, методов его воспитания и обучения с опорой на современные исследования в области педагогики, психологии и физиологии. Н.К. Крупская подчеркивала необходимость учета возрастных особенностей ребенка при разработке методики физического воспитания и обучения. Она считала физкультуру особенно важной в связи с задачей воспитания крепкого поколения. Отмечая, полезное воздействие физических упражнений на организм ребенка, Надежда Константиновна выделяла игры, которые не только физически укрепляют организм, но и могут быть использованы в целях нравственного воспитания.

Большое значение для разработки вопросов физического воспитания имели высказывания русских революционных демократов: А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. Они определяли физическое воспитание как часть всестороннего воспитания, показывали его связь с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим. Цель физического воспитания они видели в развитии физических сил и укреплении здоровья ребенка путем систематических упражнений, игр, прогулок и закаливания организма. Важную роль при этом они отводили режиму, выражающемуся в чередовании труда и отдыха, нормализации сна, питания, считая это необходимой здоровой основой для бодрости духа, способности человека к борьбе за лучшее будущее.

Замечательный педагог К.Д. Ушинский придавал большое значение играм, гимнастике, пребыванию детей на воздухе. Он рекомендовал делать в занятиях с детьми небольшие перерывы для выполнения кратковременных движений, способствующих восстановлению внимания. Большую воспитательную ценность имеют, по мнению К.Д. Ушинского, коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общественного поведения, завязывающие "первые ассоциации общественных отношений". К.Д. Ушинский предъявлял высокие требования к педагогам, считая, что они обязаны знать такие науки, как анатомия, физиология, психология, педагогика, чтобы не делать ошибок в руководстве ребенком.

Высказывания прогрессивных общественных деятелей, работы ученых, врачей послужили предпосылкой к созданию отечественной теории физического воспитания.

Создателем оригинальной теории физического воспитания в России является П.Ф. Лесгафт. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины и хирургии П.Ф. Лесгафт принадлежал к числу передовых людей своего времени. Мировоззрение П.Ф. Лесгафта складывалось в 60-е годы Х1Хв., когда идеи революционных демократов Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова захватили передовую интеллигенцию, к которой принадлежал Лесгафт. Ему были близки научные высказывания крупнейшего физиолога-материалиста И.М. Сеченова, выдающегося хирурга и педагога Н.И. Пирогова. Высоко оценивал он достижения школы молодого И.П. Павлова. Научно-материалистические взгляды П.Ф. Лесгафта легли в основу его педагогической системы, главное место в которой занимает теория физического образования. Им разработана целостная система физических упражнений для детей, которая рассматривается во взаимосвязи с физическим воспитанием (гигиеническое и оздоровительное значение физических упражнений). В основу подбора физических упражнений положены возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности детей, постепенность усложнения и разнообразие упражнений. Он стремился к тому, чтобы определенная система упражнений вела к всестороннему развитию и правильному функционированию организма человека, способствовала постепенной тренировке его физических сил. Физическое развитие П.Ф. Лесгафт признавал только во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим развитием и трудовой деятельностью. Процесс выполнения физических упражнений ученый рассматривал как единый одновременный процесс духовного и физического совершенствования. Основной задачей при обучении упражнениями считал воспитание сознательного отношения, дающее возможность выполнять большую работу с меньшей затратой сил и преодолевать встречающиеся трудности. Подчеркивал значение слова, обращенного к сознанию ребенка, исключающее механическое подражание показу и требовал от учителя систематической подготовки к занятиям и учета постепенного увеличения физической нагрузки, смену упражнений, их разнообразие. Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как "упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни". В этих играх ребенок приобретает навыки, привычки, у него вырабатывается характер. Правила в играх имеют значение закона, отношение к которому у детей должно быть сознательное и ответственное. Выполнение правил обязательно для всех, поэтому они имеют большую воспитательную силу. Теория П.Ф. Лесгафта явилась прочным фундаментом для дальнейшего развития науки о физическом воспитании детей.

Профессор В.В. Гориневский в своей врачебно-педагогической деятельности и печатных трудах развил и углубил учение П.Ф. Лесгафта о физическом воспитании. На базе научных исследований он разрабатывал вопросы физического воспитания, гигиены физических упражнений, закаливания организма, лечебной физической культуры.

В.В. Гориневский является основоположником врачебного и педагогического контроля за осуществлением занятий физическими упражнениями и спортом, Опираясь на принципы П.Ф. Лесгафта в подборе упражнений, В, В. Гориневский экспериментально определил специфические особенности физического развития в разные возрастные периоды жизни человека. Его таблица - "Физические упражнения, соответствующие данному возрасту" - имела широкое распространение. Среди большого количества научных работ по вопросам физического воспитания, гигиены и закаливания детей особую популярность имела книга "Физическая культура дошкольного возраста".

Если П.Ф. Лесгафт как основоположник физического образования в России заложил основу физического воспитания молодого поколения, то продолжатель его дела - В.В. Гориневский развил на этой основе возрастную специфику физического воспитания с учетом новых задач и требований.

Профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач-гигиенист Е.А. Аркин продолжал идеи П.Ф. Лесгафта и В.В. Гориневского. В доступной увлекательной форме знакомил воспитателей с основным положением учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности, режима и организации жизни детей, обосновывал важность совместной работы детского сада и семьи.

Л.И. Чулицкая развивала направление выдающегося ученого-педиатра И.П. Филатова и углубляла педагогические идеи П.Ф. Лесгафта и В.В. Гориневского. Опираясь на научные данные об анатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста, она определила гигиенические нормы их воспитания и обучения и ввела эти нормы в практику детского сада. Л.И. Чулицкой написано свыше 50 научных работ по вопросам гигиены, закаливания, об особенностях детей дошкольного возраста

Большая роль в области физического воспитания детей дошкольного возраста принадлежит врачу и педагогу Е.Г. Леви-Гориневской. Продолжая линию своих предшественников, она внесла значительный вклад в развитие теории и практики физического воспитания. Из опубликованных ею работ наибольшую популярность приобрела книга "Закаливание организма ребенка", написанная в соавторстве с А.И. Быковой, а также ее последняя работа "Развитие основных движений у детей дошкольного возраста".

Значительный вклад в развитие системы физического воспитания дошкольников внесла совместная работа А.И. Быковой и Е.Г. Леви-Гориневской.А.И. Быкова, разрабатывая проблему развития движений детей дошкольного возраста, обосновала и раскрыла процесс обучения детей движениям - его значение, содержание, организацию и методы. Она подчеркнула воспитывающий характер обучения, его своеобразие, которое она видит в тесной связи с игрой, "широком применении игровых приемов в занятиях с детьми, эмоциональности их проведения".

На развитие теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста значительное влияние оказали научно-методические работы Н.А. Метлова, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой. Совместно с другими авторами они разрабатывали программы по физическому воспитанию детей, учебные пособия и сборники подвижных игр для дошкольников.

Одной из первых работ по формированию двигательных навыков у детей является исследование Д.В. Хухлаевой, определившей значение и соотношение методических приемов обучения в формировании двигательных навыков у детей 6-7 лет.

Значительный вклад в развитие отдельных вопросов физического воспитания детей вносит лучший опыт практических работников Н.Н. Кильпио, Н.Г. Кожевниковой и другие, раскрываются творческие поиски лучшей организации закаливания, обучения детей физическим упражнениям на физкультурных занятиях, методики проведения подвижных игр, игр с элементами спортивных игр.

Таким образом, результаты исследований оказывают значительное влияние на развитие теории и практики физического воспитания детей. Многие исследователи, педагоги, ученые внесли значительный вклад в развитие теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста, которые отражаются в программах воспитания и обучения, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.

 

1.2 Особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ


Физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. При этом понятие "здоровье" поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень, становясь основой формирования здорового образа жизни людей. Основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

Доктор медицинских наук Иванова С.П. считает, что. "…болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка".

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразие преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальные педагогические условия его реализации.

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы, всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которого обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.

Вместе с тем, предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом. Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей.

По этому поводу академик А.В. Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития.

Физическое воспитание, в то же время, комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию системы физического воспитания.

Именно поэтому в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется физической культуре, организации оздоровительной работы с детьми. В нее входят гимнастические упражнения, общеразвивающие разминки, спортивные, подвижные и народные игры.

Чтобы осуществлять физическое воспитание детей, необходимо:

Формулировать задачи физического воспитания на определенный период и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;

Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению цели;

Организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;

Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;

Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.

Только при таких условиях физическое воспитание дошкольников будет принимать глобальную задачу всестороннего формирования человека. Под действием физических упражнений и двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир.

Одной из задач физического воспитания и развития является формирование системы двигательных умений и навыков. В теории физического воспитания двигательные умения определяются как степень владения двигательным действием, которая отличается необходимостью пробного, сознательного контроля за действием, невысокой быстротой.

При этом двигательные умения последовательно переходят в навык. Двигательные навыки развиваются в процессе индивидуального опыта. Практическое значение двигательных навыков для ребенка очень велико. Они дают ему возможность очень быстро и точно выполнять действия, содействуют возникновению положительных эмоций, которые оказывают влияние на успешность выполнения заданий и движений.

Развитие физических качеств - одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость.

Ряд ученых считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям или применение каких-либо игр затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной и др.

С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено. Но и двигательные качества формируются на одной ступени с общим физическим развитием ребенка.

Потребность в двигательной активности у многих ребят очень велика. Задачи педагога заключаются в контроле за двигательной деятельностью своих воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности.

Физические качества - это основная сторона физического воспитания. Они связаны с психофизиологическими и биологическими особенностями организма ребенка. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально-положительного состояния психики дети проявляют все большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность.

Так же, как и во всей педагогической работе, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен помочь каждому развить свои способности и проявить их в движении, наиболее соответствующих возможностям ребенка.

Физические качества проявляются через определенные умения, двигательные навыки. Двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармонического развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.

"Программой воспитания и обучения в детском саду" предусмотрено последовательное усложнение основных движений. Например, дети. - 2-3-лет подпрыгивают на месте, затем овладевают прыжками с места; с 5 лет обучаются прыжкам с разбега в высоту и длину. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют. Дети должны уметь применять освоенные умения в игровой ситуации (например, способы бросания и ловли мяча, прыжки) или в более сложных условиях местности - бег или ходьба на лыжах по парку, лесу, на склонах и горках.

Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.

Упражняясь в метаниях и прыжках, когда дети прикладывают усилие, необходимое в каждом конкретном случае, учатся соразмерять его с весом бросаемого предмета, с тем расстоянием, которое необходимо перепрыгнуть, с направлением движения. Например, прыжки в высоту и в длину требуют разного направления усилия. Часто можно видеть; как дети не могут управлять своей силой в прыжке в длину, энергично отталкиваются вверх, в то время как надо бы направить толчок вперед. Наряду с усвоением внешней формы движений (постановка ног, отведение рук) дети должны почувствовать ритм усилий, их последовательность. Иногда следует отдавать предпочтение более простым движениям.

На протяжении дошкольного возраста осуществляется непрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствуют показатели общей физической подготовленности детей. Необходимо учитывать эти особенности при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников.

В возрасте 6 лет у детей имеется определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими достижениями, поэтому появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности.

С возрастом двигательная деятельность становится все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры, начинается формирование разнообразных способов многих видов спортивных упражнений. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий. Начинают создаваться небольшие группировки по интересам к тому или иному виду упражнений. Движения ребенка старшего дошкольного возраста становятся все более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную педагогом, самостоятельно выполнять указания педагога, определяющие заданный способ.

Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Дети научаются постепенно планировать свои практические и игровые действия, стремясь к их результативности. Оценка ребенком движений как своих, так и товарищей приобретает более развернутый и обоснованный характер, что обуславливает большую ее объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом.

Выводы по 1 главе


Развитие моральных и волевых качеств детской личности продолжает оставаться важной стороной педагогического руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспитания. Через знакомство с правилами игры ребенок начинает приобретать опыт, который ему необходим для выработки саморегуляции.

Следует подчеркнуть, что накопление у ребенка опыта идет через игру этот механизм самоорганизации и самообучения. Укрепляется, и сохранятся здоровье детей, вырабатываются у них устойчивые навыки в основных видах движений и в выполнении физических упражнений, с ранних лет заложено в сознании дошкольников любовь к физическому воспитанию. В процессе занятий, наблюдая за животными, путешествуя с героями сказок, подражая олимпийским чемпионам, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники приобретают привычку к здоровому образу.

Таким образом, учитывая особенности физического развития детей дошкольного возраста можно закономерно развивать двигательные умения и навыки, физические качества. Свободная двигательная активность, позволяет ребенку испытывать радость от физических упражнений, освобождаться от чувства тревожности, зажатости, страха, влиять на свое собственное состояние и поведение.

Глава 2. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста ДОУ


2.1 Основные понятия теории дошкольного воспитания


Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.

Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.

Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.

В широком понимании термин "Физическое развитие" включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течении года проводится специальное обследование уровня физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие физиологическим показателям.

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового)

В широком смысле физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе.

Физическая подготовка - это профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическая культура - часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

Физическая культура - совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.

Содержание физической культуры составляют:

) личная гигиена, включающая в себя навыки в труде и быту (аккуратность, опрятность одежды, чистоту помещений), и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиена сна, питания и т.д.);

) закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода);

) физические упражнения.

Физическая культура, как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое начало в развитии человека.

Физические упражнения-движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

2.2 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях


Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает также учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни.

2.3 Задачи физического воспитания


В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Выделение трех групп задач позволяет более целенаправленно выстраивать работу по физическому воспитанию дошкольников.

Оздоровительные задачи.

Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. Охрана жизни и укрепления здоровья, улучшение физического развития, функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребенка, а также закаливание являются первоочередными задачами. Это обусловлено тем, что органы и функциональные системы у дошкольников еще несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, чаще болеют.

Учитывая специфику возраста, задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата. Способствовать развитию всех групп мышц, особо - мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; способствовать совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.

Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения.

Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями.

Образовательные задачи

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать и образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Так при плавании дети знакомятся со свойствами воды.

Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом "из-за спины через плечо", выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов.

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать физические качества.

Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через ров в игре "Волк во рву", а о том, как лучше спастись от волка.

В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.).

У детей дошкольного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать.

В детском саду и в семье большое внимание должно уделяться привитию навыков и привычек личной и общественной гигиены (мытье рук, посещение туалета перед занятиями физическими упражнениями, забота о чистоте тела, костюма, обуви, игрушек, помещения и т.д.). От этого во многом зависит здоровье детей.

Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.). название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

В процессе занятий физическими упражнениями дети закрепляют также знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.

Таким образом, образовательными задачами предусматривается формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, получение дошкольниками элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

Среди основных методов следует выделить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картинок и иллюстраций.

Воспитательные задачи.

С самого раннего возраста нужно воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду и дома. Важно учить детей организовывать и проводить физические упражнения, в том числе подвижные игры, со своими сверстниками и малышами.

В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.

Хорошо поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию.

На занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние.

Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

Таким образом, воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Конечно, эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами, поскольку при их решении также формируются личностные качества ребенка.

Средствами реализации этой группы задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).

Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная активность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья).

Методы-упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

Можно сделать вывод, что целью физического воспитания в дошкольном учреждении является содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности. Основным средством для достижения этой цели является изучение детьми основ личной физической культуры, под которой понимается определенное количество знаний, навыков и потребностей, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом целенаправленно следует вести работу с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.

Основное средство изучения физической культуры - освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем.

Глава 3. Нетрадиционные системы в воспитании и оздоровлении дошкольников


Значение использования нетрадиционных систем.

Повышение эффективности физического воспитания дошкольников - важнейшая задача современного общества. Решить эту задачу пытались и пытаются многие ученые и педагоги поиском альтернативных подходов к физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.

Принципы альтернативной физкультуры:

принцип целостности (единство образовательной, воспитательной и развивающей функций, где объединение знаний, умений и навыков составляют единую систему, целевая установка на качественное изменение одного состояния организма ребенка на другое, более совершенное при помощи различных средств физического воспитания)

принцип вариативности средств физического воспитании (одно и то же психофизическое качество можно развивать, используя различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога. Это обстоятельство дает педагогу уникальную возможность обеспечивать на физкультурном занятии достижение единой целевой установки, варьируя для этого различные по характеру воздействия средства физического воспитания)

экзистенциальный подход (адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физического воспитания, выбор формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка)

Альтернативная физкультура в детском возрасте - это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.

Физическая культура - это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная ее форма - физкультурные занятия.

Однако постоянное использование только данной структуры зачастую "ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.

Выход из этой ситуации - использование вариативных и нетрадиционных физкультурные занятий в ДОУ. В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога - непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.

Организация таких занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Результатом обучения и воспитания детей являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Главное заключается в том, чтобы все они были направлены на решение следующих задач:

укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;

гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;

формирование правильной осанки;

совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;

развитие психических способностей и эмоциональной сферы;

воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Основными условиями считаются:

воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;

включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры;

развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;

создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях;

выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;

создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Таким образом, воспитание двигательной культуры дошкольника должно быть одной из наиглавнейших задач каждого педагога не только в теории, но и в практической ежедневной работе с детьми.

По мнению новаторов-педагогов: Алябьевой Е.А., Голицыной Н.С., Латохиной Л.И., Овчинниковой Т.С., Савельевой Н.Ю., Сивачевой Л.Н., Талер Л.А., Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г., Чистяковой М.И. для детей в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания, "Детство", "Старт" и др. Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.

На сегодняшний день существуют следующие формы работы с детьми по физическому воспитанию:

физкультурные занятия;

утренняя гимнастика;

физкультурные праздники;

дни здоровья;

туристические походы.

Но этих форм, для решения данных задач недостаточно, поэтому в практике работы дошкольных учреждений разрабатываются нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и полоролевой принцип подбора движений.

Нетрадиционность обучения предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменное главное:

на каждом занятии физкультурой должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;

обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

содержание и методика проведения занятия должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

В дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные:

средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, танцев и другие;

варианты проведения физкультурных занятий;

методики;

формы.

Все эти системы еще не объединены, далеко не совершенны, и все же это новый взгляд на здоровье детей. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор - эти можно объяснить высокую эффективность методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями

Использование нетрадиционных систем в работе помогает заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка. Следовательно, необходимо использовать в педагогическом процессе ДОУ нетрадиционные формы физического развития дошкольников.

Детская йога - это вариант нетрадиционной формы физического развития дошкольника, разработанный с учетом особенностей психологического, физиологического и физического развития ребенка. Многие специалисты и врачи по всему миру подтверждают благотворное воздействие йоги на развивающийся детский организм и мышление.

Дети 6-7 лет легко воспринимает и усваивает новую информацию, особенно если она преподносится в игровой форме. Йога как нельзя лучше подходит для игры. Именно здесь ребенок имеет возможность представлять себя "журавлем", "кошкой", "кузнечиком" или "луком". Такие названия заменяют в детской йоге традиционные наименования поз и создаются по форме животного или растения, которое напоминает тело при выполнении той или иной асаны - позы в йоге. Асаны в йоге способствуют не только гибкости тела ребенка, но и развивают его воображение и внимательность, а также учат концентрироваться на выполнении поставленной задачи. Заниматься йогой можно с самых ранних лет. Это имеет важное значение, так как упражнения йоги направлены не только на формирование физически здорового тела, но и на совершенствование духа маленького человека.

Принятие различных поз и растяжение мышц обеспечивают полноценное здоровое развитие ребенка, укрепляют его организм, улучшают пластичность тела и гибкость суставов. Кроме того, физические упражнения йоги учат выносливости, концентрации, сосредоточенности и внимательности.

Наиболее эффективно можно заинтересовать детей любым видом полезной деятельности, превратив занятия в игру. Игра лежит в основе любого развития и творчества, удовлетворяет любознательность маленького человека. Наличие правил в игре учит ребенка существовать и действовать в рамках определенных договоренностей, с чем взрослые люди ежедневно сталкиваются в обычной жизни. Кроме того, действия в установленных рамках избавляют детей от страха сделать что-то неправильно. Они легче воспринимают суть задания, если оно принимает вид игры. Именно по этой причине эффективно проходит знакомство детей с практиками йоги через метод игры.

Еще одним действенным методом воздействия на детский ум является метод подражания. Дети любят копировать и передразнивать. Йога как нельзя лучше подходит для этого. Общепринятые названия поз в йоге, изображающие растения, птиц и зверей, доступны детскому мышлению и вызывают в малышах неподдельный интерес. Очень занимательным и интересным для детей станет выполнение таких асан, как "дерево", "цапля", "кузнечик", "лягушка", "кошка" и тому подобное. Восприятие йоги через подражание и копирование повышает заинтересованность детей в окружающем мире, развивает внимательность и наблюдательность.

Йога не опасна для формирования сознания личности, так как это не религиозное учение, способное увлечь за собой еще не сформированную личность, не способную адекватно оценить все плюсы и минусы религиозных направлений. Основной задачей йоги для детей является: формирование здорового, гибкого и выносливого тела, существующего в гармонии с позитивным отношением к жизни и стремлением к самопознанию. Поэтому можно сказать, что йога для детей - это один из эффективных способов позаботиться о будущем своего ребенка.

С точки зрения здоровья, занятия йогой гарантируют ровную осанку, гибкость, пластичность, выносливость и целеустремленность в физическом развитии. Кроме того, возможно, более важным достижением йоги является то, что она поможет сформировать психологическую устойчивость к стрессам и умение справляться даже с самыми неожиданными ситуациями. Также неоценимую услугу ребенку 6-7 лет в его будущей жизни окажут умение концентрироваться и сосредотачиваться на выполнении определенного задания. Данные навыки очень важны в предстоящем в скором времени школьном процессе.

Гимнастика “Хатха-йога”, способствует развитию физических качеств: гибкость, равновесие, выносливость, и гармонизации эмоционально-волевой сферы ребёнка. Гимнастика с элементами Хатха-йоги доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике Хатха-йоге основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность Хатха-йоги - сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений. Физические упражнения Хатха-йоги улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, являются профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата и простудных заболеваний. Они способствуют не только физическому укреплению ребёнка, но и оздоровлению его психики.

Данные преимущества явились основой выбора гимнастики “Хатха-йога" при разработке программы “Развитие физических качеств у детей 6-7 лет”.

I. Содержание программы.

Цель: Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику “Хатха-Йога”.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

·              охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

·              совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, йоги, воздушного закаливания;

Образовательные задачи:

·              ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;

·              формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

·              расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.

Воспитательные задачи:

·              воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

Ожидаемые результаты реализации программы:

·              Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.

·              Стабилизация эмоционального фона у детей.

·              Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.

·              Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.

Организация и содержание работы по развитию физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику “Хатха-Йога”.

Теоретической основой данной программы являются работы Т.Н. Дороновой, Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой, Д.В. Хухлаевой, В.А. Доскина, Л.Г. Голубевой. В практической реализации задач программа опирается на методические пособия Л.И. Латохиной, Л. Орловой, Н. Правдиной, А. Липень, Т.П. Игнатьевой. Развитие физических качеств осуществляется в ходе решения поставленных задач.

Принципы построения программы:

·              системность - педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий;

·              преемственность - каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует “зону ближайшего развития”;

·              возрастное соответствие - предлагаемые игры и упражнения (позы) учитывают возрастные возможности детей данного возраста;

·              деятельностный принцип - задачи развития физических качеств достигаются через игровую деятельность;

·              здоровьесберегающий принцип - обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Программа рассчитана на 2 учебных года и носит системный характер. Занятия проводятся групповым способом (12 детей), 2 раза в неделю. В процессе занятий с детьми проводятся предварительные беседы и рассматривание иллюстраций.

Участники занятий:

Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья. Программа носит развивающий характер. Продолжительность занятия с детьми шестого года жизни - 30 минут, с детьми седьмого года жизни - 35 минут.

Структура занятия. Вводная часть (5-7 минут).

. Встреча: “Улыбнитесь! ”, “Настройтесь на занятие! ”

. Разминка:

·              Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.

·              Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.

II. Основная часть (15-20 минут).

.        Дети переходят к выполнению комплекса поз - 6-10 основных поз (далее асан), обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.

2.      Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе:

·              для мышц живота;

·              для мышц спины путем наклона вперед;

·              для укрепления мышц ног;

·              для развития стоп;

·              для развития плечевого пояса;

·              на равновесие.

3. Дыхательные упражнения.

. Гимнастика для глаз.

. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).

. Беседы из цикла “Тренируем тело, укрепляем дух”.. Заключительная часть (3-5 минут).

. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.

. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей).

Этапы обучения.

На первом этапе: (старший дошкольный возраст; 1 полугодие) - дети выполняют упражнения Хатха-йоги только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию.

На втором этапе: (старший дошкольный возраст; 2 полугодие) - к освоенной технике выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания.

На третьем этапе: (подготовительная группа) - к освоенной технике выполнения физических упражнений, при соблюдении правильного дыхания добавляется концентрация внимания на области тела, энергетических центрах (в зависимости от индивидуального уровня подготовленности). В каждой позе важно ее правильное выполнение, поэтому идет объяснение правильного положения тела. Обращается внимание, на какие органы влияет каждое упражнение, при каких заболеваниях выполняют ту или иную позу.

Условия проведения гимнастики:

·              четкое соблюдение принципов, методов и приемов, заложенных в программе;

·              хорошо проветренное помещение (с температурой воздуха не ниже 17 градусов);

·              коврики (одеяло);

·              одежда должна быть легкой, не стесняющей движения и хорошо пропускать воздух;

·              время проведения - утреннее или после дневного сна (но не раньше, чем через 2-3 часа после еды);

·              противопоказания: высокая температура тела, повышенное кровяное давление.

·              Собственное желание ребенка.

Методические рекомендации по организации работы с детьми.

.        Группы детей для занятий гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада и психолога.

2.      Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.

.        На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.

.        При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.

.        Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.

.        Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

.        Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.

.        После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

Особенности выполнения статических поз:

.        Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.

2.      Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.

.        Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.

.        Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.

.        Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.

.        Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.


Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуть в коленях. Руки положите вдоль туловища, ладонями к полу. Медленно поднимайте таз вверх. Удерживайте позу в точке подъема до 10 секунд. Затем плавно опуститесь на спину. Расслабьтесь и немного отдохните.

Это упражнение способствует исправлению осанки, укрепляет мышцы живота.

"Поза кобры"


Исходное положение: лежа на животе, ноги вместе, носки вытянуты. Руки согнуты в локтях. Ладони упираются в пол. Плавно выпрямляем руки. Постепенно поднимаем голову, подбородок, плечи, грудь. Постарайтесь выдержать позу 7-10 секунд. Затем медленно опускаемся в исходное положение и расслабляемся.

Улучшается работа внутренних органов, и увеличивается гибкость.

"Поза стрекозы"


Исходное положение: лежа на животе, руки вытянуть вдоль тела, ладонями вниз. Неторопливо отведите руки назад - вверх. Ноги оторвите от пола, поднимая вверх. Задержите позу на 5-10 секунд. Дыхание произвольное, спокойное. Потом медленно опуститесь в исходное положение.

Укрепляются мышцы брюшного пресса.

"Поза сердитой кошки"


Стоя на четвереньках (упор на ладони и колени), опустите голову, выгнув спину дугой вверх, как бы втягивая живот. Постарайтесь удержать позу 5-10 секунд. Дыхание произвольное. Вернитесь в исходное положение.

Это упражнение развивает гибкость.

"Поза доброй кошки"


Стоя на четвереньках (упор на ладони и колени), одновременно поднимая голову и копчик, прогните спину. Останьтесь в таком положении 5-10 секунд. Дыхание спокойное, произвольное. Вернитесь в исходное положение.

Это упражнение хорошо укрепляет мышцы живота и позвоночник.

"Поза лягушки"

Медленно приседайте. Колени разведите в стороны, не отрывая пятки от пола. Оставайтесь в такой позе 5-10 секунд. Дыхание произвольное. Вернитесь в исходное положение.

Упражнение укрепляет коленные суставы, а также улучшает работу пищеварительной системы.

"Поза цапли"

Встаньте прямо, ноги вместе, руки опустите вдоль туловища. Медленно наклоняйтесь вниз, не сгибая ноги в коленях. Постарайтесь голову прижать к коленям, обхватив ноги руками. Если наклон сразу не получается, то можно просто коснуться руками пола. Задержитесь в позе 5-7 секунд, а затем вернитесь в исходное положение. Дыхание произвольное.

Это упражнение хорошо укрепляет мышцы бедра, позвоночник и улучшает пищеварение.

"Поза калачика"

Исходное положение: лежа на боку, руки вытянуты вдоль туловища. Медленно сгибайте колени, прижимая их руками к груди. Дыхание произвольное. Задержитесь в позе 5-10 секунд. Затем вернитесь в исходное положение.

Это упражнение укрепляет пресс и позвоночник.

Можно сделать вывод, что методика использования упражнений хатха-йоги в дошкольном физическом воспитании позволяет выполнять и осваивать на более высоком качественном уровне строевые, общеразвивающие, основные движения (ходьба, бег, равновесие, лазание), акробатические упражнения; развивать физические качества; выполнять дыхательные упражнения в сочетании с элементами гимнастики хатха-йога, самомассажем, создавать мысленные образы окружающей среды живой и неживой природы, собственного тела и внутренних органов; ощущать себя в единстве с людьми и миром посредством психофизической тренировки, релаксации на "природе".

Заключение


Физическое воспитание дошкольников - сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии воспитателя по физической культуре, воспитателя группы и семьи. Для того чтобы эта работа была эффективна, необходимо ясно представлять, какого рода отдача ожидается от каждого из них. Предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом. Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание руководителя физического воспитания направляется на воспитание сознательно действующего, в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам.

При проведении занятий с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций. Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Они могут быть местными и общими, традиционными и нетрадиционными.

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса.

Список литературы


1.      Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

2.      Алферова Т.В. Возрастные особенности адаптации сердечнососудистой системы к локальноймышечной деятельности: Автореф. дис. д-ра биол. наук. - М., 1990.

.        Ананьева И.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН. - 1993. - №5. - С. 19-24.

.        Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., - 1975.

.        Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

.        Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1972.

.        Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

.        Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологические, экологические и организационные аспекты) // Теория и практика физической культуры. - 1990 - №1Волков О.А. "Веселая йога": специально для детей. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

.        Белов В.И. Йога для всех М. "КСП" 1997.

.        Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. - Мн, 1992.

.        Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

.        Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спецальности "Педагогика и психология". Ч.1, 2/В.И. Логинова, П.Г. Саморукова; Под ред.В.И. Логиновой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988.

.        Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ по специальности "Педагогика и психология". / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986.

.        Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник - М.: Просвещение, 1985.

.        Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 416 с.

.        Коряковский И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно - учебных заведений. - М.: Издательство "Физкультура и спорт", 1998.

.        Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982.

.        Латохина Л.И. Хатха-йога для детей М., Просвещение. 1993.

.        Леонтьев А.Н. Современная психология. М., 1983,Лесгафт П.Ф. Избранные. труды. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

.        Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 1991.

.        Липень А.А. "Детская оздоровительная йога". - СПб.6 Питер, 2009.

.        Рунова М.А. Характеристика модели оптимально двигательного режима. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №12. - С.38-42.

.        Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр "Академия" 2001.

.        Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

.        Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для уч-ся пед. училищ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1984.

.        Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Учебное пособие. - 3-ие изд., переаб и доп. - М.: "Академия", 1998.

.        Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992.

Похожие работы на - Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!