По источникам формирования финансовых ресурсов (активов).
Имущество организации представляет собой совокупность внеоборотных и оборотных средств. Объекты бухгалтерского учета по своей экономической сути подразделяются на три взаимосвязанных раздела:
) имущество организации по составу и размещению;
) имущество организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства);
) имущество, участвующее в хозяйственных операциях (происходящих в сферах снабжения, производства и продажи).
В зависимости от состава и размещения (характера использования) хозяйственные средства делятся на: внеоборотные (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).
2. Синтетический и аналитический учет
В бухгалтерском учете <#"justify">Счета синтетического и аналитического учета
Например, счет «Готовая продукция» отражает движение всей продукции данного предприятия; на счете «Расчеты с подотчетными лицами» учитывают расчеты со всеми его подотчетными лицами и т. д. Однако для оперативного руководства и контроля одних обобщающих счетов недостаточно. Эти счета должны быть детализированы. Чтобы учитывать и контролировать расчеты, например, с подотчетными лицами, необходимо открыть аналитические счета каждому из них. Для контроля за снабжением производства материалами необходимо организовать учет движения каждого вида материалов в отдельности. Вследствие этого следует вести детальные счета <#"center">3. Учетные регистры
Все хозяйственные операции после их оформления первичными документами записываются в учетных регистров.
Учетный регистр - это специальная таблица, предназначенная для отображения документально оформленных хозяйственных операций.
В системе счетов, накопление и хранение учетной информации. Учетные регистры - это носители специального формата (бумажные, машины) в виде сведений, журналов, книг, журналов-ордеров и тп, предназначенные для хронологического, систематического или комбинированного накопления, группировки и обобщения информации из первичных документов, которые приняты к учету.
Информация, содержащаяся в учетных регистрах, используется для оперативного управления, экономического анализа деятельности подразделений и предприятия в целом, а также для составления отчетности. Поэтому своевременное и полное отражение хозяйственных операций в учетных регистрах - один из обязательных условий качества и оперативности учета.
Запись в регистрах бухгалтерского учета производится на основании первичных учетных документов, фиксирующих факты выполнения хозяйственных операций и распоряжений (разрешений) на их проведение, накапливают и систематизируют информацию первичных документов. Информация для учетных регистров переносится после проверки первичных документов по форме и содержанию.
Перенос информации должно осуществляться в порядке поступления первичных документов до места обработки (бухгалтерии) или не позднее срока, который обеспечивает своевременную отчетность, например, начисление и выплату заработной платы, составления бухгалтерской, статистической отчетности и тп.
Регистры бухгалтерского учета должны содержать название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, позволяющие идентифицировать лиц, которые принимали участие в их составлении.
Предприятия, которые составляют учетные регистры на машинных носителях, обязаны обеспечить технические средства для их воспроизведения в удобном для прочтения виде.
Учетные регистры составляются ежемесячно и подписываются исполнителями и главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия. Ведение учетных регистров и контролирования документов первичного учета осуществляют с применением, по меньшей мере, кода классов счетов и кода синтетического счета. Аналитические данные в учетных регистрах должны согласовываться с данными синтетического учета на последнее число месяца.
Информация о хозяйственных операциях, осуществленных предприятием за определенный период, в учетных регистрах переносится в сгруппированном виде к бухгалтерской отчетности предприятия. По своему внешнему виду учетные регистры делятся на книги, карточки и отдельные листки.
Бухгалтерские книги применяют для ведения записей из синтетического и аналитического учета. В них все листки сброшюрованных, пронумеровано, на последней странице указано количество страниц, с подписью руководителя, главного бухгалтера, а также скреплен печатью. К ним относятся: Кассовая книга, Главная книга, книга Журнал-Главная и др.
4. Выбор способов ведения бухгалтерского учета
Под выбором способов ведения бухгалтерского учета подразумевается определение способов амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и т.д.
Каждый участок учета в организации может руководствоваться теми или иными правилами, способами, которые предусмотрены методологией современного учета и нормативной базой. Для конкретного участка выбирается один способ из множества предложенных, и этот выбор имеет огромное значение в системе учета организации. В учетной политике организации по нематериальным активам должны быть отражены:
способы оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
принятые организацией сроки полезного использования нематериальных активов;
способы определения амортизации по нематериальным активам, а также установленный коэффициент при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка;
способы отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам;
порядок изменения сроков полезного использования объектов нематериальных активов;
порядок изменения способа начисления амортизации объектов нематериальных активов и способа отражения амортизационных отчислений в бухгалтерском учете.
Организация может предусмотреть один из следующих способов начисления амортизации по нематериальным активам:
линейный, исходя из норм, рассчитанных на основе срока полезного использования (по объектам, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, амортизация не начисляется, и они считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования);
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);
способ уменьшаемого остатка.
Учет амортизации нематериальных активов может осуществляться с использованием и без использования счета 05 «Амортизация нематериальных активов». В первом случае начисленная амортизация отражается по дебету учета затрат и кредиту счета 05. Во втором случае начисленная сумма амортизации списывается сразу с кредита счета 04 «Нематериальные активы» в дебет соответствующих счетов учета затрат.
Второй случай имеет место при отражении в учете деловой репутации и списании расходов, связанных с ее оценкой.
Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при постановке актива на учет исходя из ожидаемого срока функционирования нематериального актива, срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков, количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого актива. По активам, по которым невозможно определить срок их полезного использования, организация ежегодно должна рассматривать возможность определения этого срока.
Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение кредиторских обязательств в неденежной форме, устанавливается исходя из стоимости продукции или других материальных ценностей, передаваемых в обмен на нематериальные активы.
Заключение
Таким образом, в процессе ведения бухгалтерского учета, независимо от способа обработки, группировки, обобщения данных и получения информации, учетные записи могут осуществляться как по полной схеме: синтетические счета→субсчета→аналитические счета, так и в любой их комбинации.
О регистрах учета, как специальных форм, приспособленных для регистрации и группировки в них сведений о хозяйственных операциях. Ни одна хозяйственная операция не может быть совершена и отражена в бухгалтерском учете без подтверждения ее первичным документом. При написании этой работы я усвоила, как и где следует регистрировать хозяйственные операции, чтобы периодически можно было получать информацию для принятия управленческих решений и составления финансовых отчетов. Для наглядного представления включила образцы некоторых карточек, ведомостей, журналов-ордеров и дополнила свое исследование очень важной информацией для начинающего специалиста - способами исправления ошибочных записей в учетных регистрах.
1 Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Н. П. Кондраков. − 4-е изд., перераб. и доп. − М.: ИНФРА-М, 2010. − 640 с.
Гусева, Т. М., Бухгалтерский учет: учебник / Т. М. Гусева, Шеина Т.Н. − М.: Проспект, 2011. − 504 с.
Русалева Л. А., Теория бухгалтерского учета: учебник / Л. А. Русалева, В. М. Богаченко. − 6-е изд, доп. и перераб. − Ростов н/Д.: Феникс, 2009 − 406 с.
Климова, М. А. Новое в бухгалтерском учете и налогообложении в 2009 году [Электронный ресурс] / М. А. Климова // AlleBooks. Connect. - 2009. - 560 с.
5 Бабаев Ю.А., Петров А.М. Теория бухгалтерского учета. - М.: Проспект, 2012. - 240 с.
Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. - М.: Рид Групп, 2011. - 608 с.
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет. - М.: Академия, 2011. - 432 с.