, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.
Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.
.2 Факторы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
С переходом в старший дошкольный возраст вся система отношения детей к окружающему миру, прежде всего к людям, коренным образом меняется. Ведущее место в восприятии и сознании ребенка занимает человек, его действия и, что чрезвычайно важно, отношения. Дошкольник c необычайным интересом прислушивается к разговорам взрослых, пытается проникнуть в смыслы их отношений, понять причины действий и поступков, мотивы поведения. Начинается пора его социального взросления («очеловечивания», по А.Н. Леонтьеву).
Чрезвычайно значимым для коммуникативного развития признаком «взросления» является «открытие» ребенком мира сверстников. Если в раннем детстве дети могли существовать параллельно, рядом, а не вместе, ориентируясь, в основном, на взрослого, то в старшем дошкольном возрасте они входят в общее коммуникативное пространство. Сверстник вызывает живое любопытство, становится притягательным объектом взаимодействия. Дети начинают осваивать коммуникативную горизонталь. К старшему дошкольному возрасту сверстник прочно занимает доминирующую позицию в структуре коммуникативного поведения дошкольников. Возникают детские объединения, которые образуются уже не по «территориальному» признаку, а на основе общих деловых, игровых, познавательных и личностных интересов. В результате делового и игрового взаимодействия у детей складываются межличностные отношения, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.
Таким образом, если для старших дошкольников более доступными и комфортными являются коммуникативно-вертикальные отношения и сверстник становится предпочитаемым объектом общения. А взрослый для старшего дошкольника является источником знания, собеседником, который способен удовлетворить растущие познавательные потребности ребенка.
Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте становится познавательно-личностным. Личностным потому, что сам сверстник становится мотивом общения. Ребенку важно в этом возрасте играть, строить, лепить вместе с тем, кто является предпочитаемым коммуникативным партнером. В качестве такого «мотива» выступают и взрослые, которые удовлетворяют не только и не столько бытовые потребности ребенка, сколько познавательные. Так ребенок формирует свой «круг общения», состоящий из людей, программа поведения которых отвечает его потребностям и интересам.
Итак, к старшему дошкольному возрасту у ребенка уже формируются основные коммуникативные умения, его коммуникативная активность направлена как на взрослых, так и сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного - взрослый.
Если коммуникативное развитие ребенка оказывается в зоне риска, если он испытывает определенные трудности в налаживании межличностных отношений со сверстниками, то он нуждается в психолого-педагогической поддержке и сопровождении.
В последнее время при разработке методов коррекции недостатков коммуникативного поведения в дошкольном возрасте все большее внимание уделяется работе по овладению детьми кооперативными умениями в процессе совместной игровой деятельности.
Только в этих условиях у ребенка удается сформировать устойчивую ориентацию на сверстника, внимание и чувствительность к нему, умение распределять и обмениваться действиями, соблюдать правила очередности, необходимые для осуществления совместной деятельности коммуникативные навыки.
Очень важно, что именно в совместной игровой деятельности у детей возникает потребность в обмене высказываниями, то есть возникает инициативный диалог, который, возникнув, начинает планировать и регулировать эту деятельность.
Недостаточность коммуникативного развития современных дошкольников требует самого серьезного внимания со стороны родителей, психологов и педагогов, так как без своевременной психокоррекционной работы у ребенка могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения нередко становятся причиной школьной дезадаптации.
Неумение общаться может отражаться и на успешности школьного обучения, порождать у ребенка чувство неуверенности, «ожидание неуспеха», формировать низкую самооценку, следствием чего может возникнуть эмоциональная неустойчивость и агрессивное поведение, которое имеет нередко защитный характер.
Поэтому и в семье, и детском саду чрезвычайно полезны для ребенка все виды сотрудничества как со взрослыми, так и сверстниками, которых надо приглашать, организовывая совместные игры. Вместе с детьми играть, "превращаться", придумывать, вместе готовиться к праздникам, рисовать, наклеивать, читать и обсуждать истории, жить общими интересами.
Глава 2. Организация игровых занятий, направленных на развитие коммуникативных умений старших дошкольников
.1 Возможности применения игры, как средства развития коммуникативных умений старших дошкольников
Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями, художественной литературой и прочее.
Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности. Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Педагогическая работа по руководству игрой отражается в перспективных планах в нескольких аспектах:
приемы педагогического влияния на содержание игр;
помощь детям при реализации игры;
развитие сюжета;
формирование взаимоотношений между участниками игры.
Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка воспитателями своих действий и действий детей в игре. Воспитатели в своих записях отражают результаты целенаправленных наблюдений за игровой деятельностью.
В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.
Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.
Вторая группа игр - игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры - правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка - радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.
Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
В совместной деятельности также можно использовать различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться.
К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники детских садов стали меньше играть. Поэтому играть нужно не только в совместной деятельности, но и занятия выстраивать в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации.
Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.
Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.
Что могут сформировать у детей занятия-игры - коммуникативные способности и качества:
умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».
умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
умение взаимодействовать и сотрудничать.
Что требуется от взрослого во время занятий:
терпение (оно вообще, как никакое другое качество, необходимо педагогу);
желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок;
умение принимать всех детей такими, какие они есть;
умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребенка;
способность к импровизации.
И еще. Может быть, это прописные истины, но как подчас нелегко следовать им в повседневной жизни, а без них контакт с ребенком невозможен...
Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте это в общении с ним и всячески подчеркивайте.
Научитесь не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.
В ходе таких занятий детям даются не только новые знания, но и решаются их эмоциональные проблемы, развивается воображение, уверенность в себе, но самое главное - мы получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и дружбу. Но без помощи семьи нам не обойтись.
Мы должны играть вместе - воспитатели, родители и дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом.
Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей - ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра - главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими детьми!
коммуникативный умение дошкольник игровой
2.2 Программа игровых занятий, направленная на развитие коммуникативных умений старших дошкольников
В нашем дошкольном учреждении проводятся специальные занятия, направленные на адаптацию детей, в том числе и на развитие коммуникативных навыков. Занятия называются психолого-педагогический театр и проводит их педагог-психолог.
Самой первая задача, которую ставят себе педагоги и воспитатели - это социализация ребенка, и самая важная ее часть - обучение коммуникативной деятельности.
И, безусловно, самой понятной формой обучения для ребенка является игра.
На это направлена программа занятий, которая называется психолого-педагогический театр. В основу этой программы легли занятия О. Хухлаевой Маленькие игры в большое счастье, дополнена упражнениями, взятыми из книги К. Фоппеля Как научить детей сотрудничать, авторскими разработками.
В программу входят: ролевые игры; психогимнастические игры; коммуникативные игры; игры и задания, направленные на развитие произвольности; игры, направленные на развитие воображения.
Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположным привычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.
Коммуникативные игры, которые используются в программе, делятся на две группы: 1) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 2) игры, обучающие умению сотрудничать.
Чем отличаются подобные игры-драматизации, к примеру, от театральной детской постановки? Разница в том, что театральная постановка готовится заранее, четко репетируется каждая роль, в которую привнесено много взрослого видения, она зачастую лишена детской непосредственности. Кроме этого, идет постоянная оценка извне того, что делает ребенок на сцене.
Цель психологических занятий - самореализация ребенка в данный момент, в данной роли, которая никем не оценивается. Проигрывая на занятии определенный сценарий (стишок, короткую сказку), дети по несколько раз меняются ролями. Им удается побыть и, к примеру, волком, и зайчиком, попробовать себя в роли кощея, или добро-молодца. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной безоценочной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их эмоционального интеллекта, помогает педагогу создать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с воспитателем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Программа помогает формировать у детей умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Играя, дети получают опыт находить силы внутри себя даже в самой сложной ситуации. Дети учатся различать и понимать эмоции разных персонажей, а вместе с этим эмоции собственные и окружающих людей, что способствует адекватному ролевому развитию.
Заключение
Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Развитие дошкольника - это целостный и непрерывный процесс. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, постижения собственного социального опыта, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте общение и отношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития.
Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками постепенно становиться ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игре. Во время игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.
Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения - тонкий показатель отклонений психического развития.
Список литературы
1.Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 272 с.
.Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. 2003, №2
.Гавриш С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников журнал «Ребенок в детском саду» №1,2003
.Горшкова Е.В. Учите детей общаться Дошкольное воспитание, 2000г., №12
.Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. - 360 с.
.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. -М.-Воронеж, 2001. - 383 с.
.Маврина И. В. Возможности диагностики уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников - М.: Центр «Школьная книга», 2005. - 184 с.
.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. - Москва: Гардарики, - 2000. - 255 с.
.Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.
.Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М: Педагогика. - 1988 - 110 с.
.Смирнова Е. О. Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками //Вопросы психологии, 1988, №2, с.167.
.Смирнова Е. О. Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте Вопросы психологии, 1996, №3, с.5.
.Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. - М: Академия. - 1999. - 96 с.
Приложение
Занятие 1
Программное содержание:
Развивать умение видеть положительные черты своих товарищей, описывать их ; расширять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх); умение передавать эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимика, пантомима); Продолжать учить доброжелательно относиться друг к другу.
Ход игры
Звучит песня Улыбка.
От улыбки в хмурый день светлей,
От улыбки даже радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, с чего начинается дружба?
(Ответы детей.)
Конечно, дружба может начинаться с улыбки, со знакомства, с доброго, приветливого слова. Давайте посмотрим в глаза друг другу и улыбнемся. Игра: Угадай, кто это?
Вы представьте, кого то из своих товарищей и опишите его, т. е. какой он (она), какого цвета у него (нее) волосы, глаза, с кем дружит, что умеет делать, чем любит заниматься… А мы угадаем о ком идет речь. Видите, какие мы все разные и по характеру и по поступкам.
Игра Пожалуйста
Ребята, вы будите выполнять задание только в том случае, если ведущий попросит вас пожалуйста. (Поднимите руки, потрогайте нос, пожалуйста, и т.д.)
Молодцы! Вы были очень внимательны. Расскажите, пожалуйста, как вы себя чувствовали, когда вам говорили пожалуйста.
Ответы детей:
Приятно, когда к тебе вежливо обращаются. От этого даже настроение улучшается.
Воспитатель: А вы знаете, как можно поднять друг другу настроение?
Ответы детей:
Поиграть вместе в интересную игру.
Спеть веселую песенку съесть что-нибудь вкусненькое.
Сходить в гости.
Воспитатель: Сейчас у нас у всех хорошее настроение. Давайте немного отдохнем и повеселимся. Наталья Петровна - будет включать музыку, кто-то из вас, на кого покажет Петрушка (театр кукол), показывать движения: танцевальные, спортивные, игровые, а остальные за ним повторять.
(Дети под музыку выполняют движения.)
Игра Колокольчик
В центре круга ведущий держит музыкальный колокольчик. Зовет любого ребенка ласково: Иди, Игорек, возьми колокольчик. Игорек зовет следующего Леночка, возьми колокольчик и т. д.
Воспитатель: Давайте, дети, пройдем на полянку, посмотрим, что же происходит в лесу? (Поставить деревья.)
Этюд Недовольство - удовольствие
Воспитатель: Жил в лесу мишка - медведь, стало ему голодно, вот вылез он из берлоги, заворчал, рассердился, нахмурился.
Дети имитируют мишку хмурого, сердитого.
Воспитатель: А в лесу снег белый кругом, блестит на солнышке, да и солнышко ярко светит, идет снег большими хлопьями, тишина. Посмотрел мишка вокруг, заулыбался, потянул носом морозный воздух - хорошо!
Дети имитируют довольного, веселого мишку.
Воспитатель: Мимо лисичка бежала, увидела медвежонка, удивилась, что это он из берлоги вылез
Дети изображают лисичку, удивление.
Воспитатель: А недалеко под кусточком зайка сидел (дети садятся на корточки), прислушался: Что за шум?. Испугался, притаился.
Воспитатель: Привстал зайка, увидел медвежонка и лисичку, обрадовался - ведь это его друзья собрались на поляне, и весело запрыгал к ним. И стали они вместе - как вы думаете, что делать?
Дети: Радоваться, веселиться, играть, прыгать, кормить медвежонка…
Воспитатель: А вам, ребята, нравится на лесной поляне? Какое у вас настроение? Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу, подарим свои улыбки гостям и постараемся всегда говорить только добрые, приятные слова, и тогда у всех будет хорошее настроение.
Занятие 2
Развитие коммуникативных навыков посредством театрализованных игр
Цель занятия:
Использование в работе театрализованных игр, позволяет добиться высоких результатов в развитии у детей коммуникативных навыков, позволяет поддержанию интереса у детей на протяжении всего периода воспитания. У детей формируются умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)- средствами человеческого общения. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером.
Сценарий развлечения Путешествие в страну Добра для старшей группы Программные задачи:
Образовательные: расширять социально-нравственный и эмоциональный кругозор, обогащая знания детей о таких понятиях как добро, вежливость, честность; добиваться усвоения детьми умений оценивать поступки героев, объяснять свои суждения.
Развивающие: развивать коммуникативные способности детей, выразительность жестов, мимики, слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость, мышление, воображение, память, чувство эмпатии; формировать межличностные отношения и этические представления; способствовать развитию у детей прекрасного, созданию радостного настроения и поддержанию благоприятного психологического климата.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.
Развлечение Путешествие в страну Добра
Дети и ведущая свободно входят в зал и останавливаются перед занавесом.
Вед: Ребята, подойдите ко мне ближе. Я хочу рассказать вам сказку. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве есть волшебная страна Добра и Справедливости. Хотите, ребята попасть в эту страну? (ответ детей) Тогда я приглашаю Вас в увлекательное путешествие. Но, чтобы попасть в эту страну, нужно открыть волшебные двери. Подходят к дверям (нарисованы и прикреплены к занавесу)А вот и двери.
Реб : Что ж нам делать, как нам быть, как нам двери отворить?
Вед: У меня есть ключ ( вставляет)
Хоть ключ наш в дверь вставляется, но дверь не открывается.
Ребята, давайте скажем волшебные слова.
Реб: Дверь, откройся дам конфетку (показывает конфетку)
Реб: Дверь, откройся угощу яблоком (показывает яблоко)
Вместе: Не открывается.
Вед: Давайте попробуем вместе.
Все: Дверь. Откройся. Пожалуйста.
Звучит волшебная музыка. Занавес открывается, детей встречает Фея.
Фея:
Здравствуйте! - говорю по обычаю,
Доброе утро! - желаю всем встречным я.
Доброго дня, вам, милые дети!
Добрых людей так много на свете.
И мне в ответ улыбаются люди,
Доброе слово все они любят.
Здравствуйте, ребята! Я рада всем, кто хочет стать честным, вежливым и щедрым, всем, кто хочет стать жителем моей страны. Я приглашаю вас в свою страну.
Дети берутся за руки, идут змейкой под музыку за Феей, подходят к домику.
Фея: Ребята, послушайте мелодию песенки и постарайтесь отгадать про кого эта песенка.
Звучит мелодия песни Аккуратный гном.
Дети: про гнома.
Фея: Я вижу вы знаете эту песенку, а давайте изобразим ее жестами и мимикой.
Дети одевают колпачки гномов и становятся врассыпную.
Дети исполняют песню Аккуратный гном Л.Гусевой жестами и мимикой.
Появляется гном из домика.
Гном: Здравствуйте, друзья! Я расскажу о нашей стране и проверю: достойны ли вы стать ее жителями. Сейчас я познакомлю с законами нашей страны и волшебными словами, без которых ее жители не могут прожить и дня.
Добрый день! - тебе сказали,
Добрый день! - ответил ты,
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
Здравствуйте! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Будьте добры! - это я говорю по секрету.
Будьте добры! - и не ждите за это конфету.
Будьте добры! без игры и во время игры,
Если сумеете будьте добры!
Фея: Спасибо тебе. Гном, за прекрасные слова. Есть два заветных ключика к сердцам людей. И каждый может научиться ими пользоваться. Запомните, ребята, это - Спасибо и Пожалуйста.
Гном: Я знаю игру Пожалуйста. Давайте поиграем.
Игра Пожалуйста
(Гном дает детям задание выполнить определенную команду. Выполняется команда только после слова пожалуйста. Команды: хлопните в ладоши, положите руку на плечо соседа, возьмитесь за руки, присядьте и др)
Гном: а сейчас я приглашаю вас потанцевать
Коммуникативный танец- игра (любая 2-х частная музыка)
(На 1 часть музыки дети выполняют поскоки врассыпную, в конце становятся парами; на 2 часть здороваются плечиками. Полька повторяется 3 раза, на 1 часть движения те же, на 2 часть- здороваются щечками, затем носиками. В конце польки дети благодарят друг друга)
Фея: Нам было весело и интересно с тобой, Гном, но нам пора с ребятами отправляться дальше.
Гном: До свидания, друзья! Счастливого пути!
Гном уходит, дети снимают колпачки, идут за Феей. Подходят к сундуку.
Фея: Посмотрите, ребята, сундук. Он не простой, волшебный.
Звучит волшебная музыка, сундук открывается. Фея достает из сундука осколки из сказки .
Фея: Ребята, нужно собрать осколки и угадать из какой они сказки.
Игра Узнай сказку
(голубой осколок - отрицательные герои, желтый- положительные)
Собрав осколки, дети называют сказку Снежная королева.
Затем Фея обращает внимание на полянку и предлагает детям присесть.
Разб: Привет! А вот и я! Люблю я всем мешать: в птичек стрелять, котов за хвост тягать, прыгать, скакать и дразнить детей. А вы любите? (ответ детей). Вы такие воспитанные, такие вежливые, аж противно ( дразнит детей).
Фея: Ребята, кто это к нам в гости пришел? Напугала всех, и одета кое-как. Да это же настоящая разбойница.
Разб: Если я по-вашему разбойница, то вы - невоспитанные задаваки.
Фея: Нет, ты ошибаешься! Эти дети добрые, воспитанные, щедрые и приветливые.
Разб:Нет, нет, нет! Самая скромная, самая воспитанная, самая вежливая - это я.
Фея: Хорошо! Сейчас мы проверим, какая ты воспитанная и вежливая. Как ты будешь себя в гостях на Дне рождения?
Разб: Если меня пригласят на День рождения, я забуду дома подарок- он мне и самой пригодится. Ни с кем не буду разговаривать. Выбирать буду и есть самое вкусное.
Фея: Как тебе не стыдно. А давай у ребят спросим как они будут себя вести. Дети рассказывают, как необходимо вести себя в гостях.
Фея: А что ты будешь делать, если твой друг вдруг упадет?
Разб: Ой! Покажу на него пальцем, буду громко смеяться, чтобы он понял, что я совсем не огорчилась. Настоящий товарищ не будет огорчать своих друзей.
Фея: Ну разве так можно?
Фея предлагает детям рассказать, что нужно делать.
Разб: А что я такого сказала? Я вот ребятам могу дать полезные советы: не мойте руки, шею и лицо - пусть остаются грязными; все равно вы их снова запачкаете, так зачем же время попусту тратить? И не завязывайте утром шнурки, все равно развяжутся.
Фея: Ребята. неужели вам нравятся такие советы? (ответ детей) Давайте дадим свои советы.
Дети становятся в круг. Разбойница становится в центр круга.
Игра Дай совет
(Передавая солнышко, дети дают добрые советы)
Разб: Спасибо тебе Фея и вам ребята, что поверили в меня. Я обязательно буду внимательной, приветливой, вежливой и доброй. Я побежала делать добрые дела. (убегает)
Звучит грустная музыка, дети начинают грустить, принимают определенную позу с окончанием музыки
Фея: что случилось? Не пойму. Почему все загрустили, не играют и не веселятся.
Пробует расшевелить детей, дотрагиваясь до них.
Фея: Я сейчас взмахну волшебной палочкой (взмахивает). Пусть заиграет веселая, добрая музыка.
Звучит вступление к песне Если добрый ты, дети оживают.
Песня если добрый ты муз. Савельева
Фея: А сейчас давайте вырастим цветок добра.
Дети становятся в круг. Звучит музыка Э. Грига Утро.
Представьте, что вы мои маленькие, маленькие зернышки (группируются).Я очень бережно отношусь к зернышкам: поливаю их, ухаживаю. В тепле зернышки начинают медленно расти (выпрямляют медленно спину). Появляются цветочки (поднимают голову), появляется бутон (встают на колени). Наступает момент - бутон раскрывается ( встают, соединяют ладони друг друга) Какой красивый цветок! Это цветок добра! (дети опускают руки)
Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось, ребята, в моей стране?(ответ детей).Вы добрые и вежливые дети, поэтому вам обязательно найдется место в моей стране. До свидания, ребята!
Дети прощаются, под музыку уходят.