Развитие детского самоуправления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    230,81 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие детского самоуправления

Содержание

Введение

.        Понятие самоуправления

.        Приемы, способы развития детского самоуправления

.        Возрастные особенности младших школьников

.        Особенности формирования самоуправления у учащихся начальных классов

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление

Школа должна меняться, идти в ногу со временем, соответствовать потребностям общества, что прямо указано в Законе «Об образовании». Так, согласно статье 22 Закона "Об образовании”, основной целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Закон дает обучающимся, то есть школьникам право на участие в управлении учреждением образования через деятельность в органах самоуправления. Таким же правом обладают педагоги и родители.

.       
Понятие самоуправления

Как приоритетные ценности в начальной школе выделяются индивидуальное саморазвитие, успешная самореализация и самоопределение обучающихся.

Цель воспитания - создание в системе непрерывного образования оптимальных условий для становления, развития и самореализации личности школьника как гражданина и будущего специалиста, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

Одними из задач воспитания являются:

• Создание и развитие воспитательных систем организаций образования, способствующих формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности.

• Формирование личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе и эффективной профессиональной деятельности, развитие потребности в непрерывном личностном и профессиональном самосовершенствовании.

Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в начальных классах.

Что означает слово - самоуправление?

Самоуправление - это определенная форма организации жизнедеятельности коллектива детей, через участие в которой обеспечивается развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между отдельными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы.

Выполняя общественное поручение, ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для становления гражданственности, навыки общественной деятельности, уроки демократической культуры. Это способствует духовному росту учащегося, расширяет круг его запросов, повышает личную ответственность. Самоуправление помогает раскрыть потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач поставленных перед классом.

.        Приемы, способы, развития детского самоуправления

Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести».

Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать.Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и "выйдут в жизнь". Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Особый вклад принадлежит А.С. Макаренко, разработавшему основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения. А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от требования педагога через требование актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В этой формуле представлены этапы развития коллектива.

Этапы развития коллектива:Этап:

Организационную функцию классный руководитель берет на себя:

предъявляет требования

задает правила и нормы взаимоотношений

призывает к интересу детей в совместной деятельностиЭтап:

Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.

Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.Этап:

Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети - сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

Всякий раз мы, учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:

Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?

Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?

Обязанность учителю начальных классов - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Начальные классы - это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. Младшим ребятам не подходят серьезные формы - совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще.

Игра - это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Игра - веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность - это одно из главных правил любой игры.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное - сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

повышение активности учащихся в классных делах;

реализация интересов каждого учащегося;

привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

формировать толерантность, умение общаться.

Функции органов самоуправления по видам деятельности:

Познавательная - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.

Трудовая - отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, дежурство по классу.

Культурно-массовая - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.

Спортивная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.

Социальная - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.

Как хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.

Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.

В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.

Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Школьное самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью воспитательной системы школы является формирование и укрепление школьных традиций. Системный и деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно учувствовать в мероприятиях разного уровня.

Дети включаются в самоуправленческую деятельность в том случае, если:

•        создается ситуация добровольности: включается в дело, работу тот, кто хочет;

•        обеспечивается понимание важности и значимости предстоящей работы;

•        на учеников возлагается полная ответственность за результат;

•        учащимся оказывается полное доверие, исключается открытая подстраховка со стороны педагогов;

Великий педагог А.С. Макаренко советовал:

•        педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии выполнить сами;

•        педагог ни в коем случае не должен подменять орган самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению органа самоуправления;

•        педагог при обсуждении вопросов свое мнение и предложение высказывает последним, ненавязчиво обосновывая свою точку зрения;

•        если педагог считает невозможным выполнение решения органа самоуправления, он не должен отменять решение, а обращается к общему сбору;

•        педагог добивается того, чтобы принятое решение было выполнено.

Такой подход позволяет удовлетворить потребность многих детей в лидерстве, развивает у них организаторские и коммуникативные умения, способствует развитию самодеятельных начал в коллективе.

         Важным средством проявления и развития детского самоуправления являются конкретные дела.

Нужно усвоить следующие Правила развития детского самоуправления:

.        Все должны знать, для чего проводится дело.

.        Прежде чем проводить любое дело, нужно четко представить проблему и определить возможные варианты ее решения.

.        Надо сделать так, чтобы все члены коллектива участвовали в поиске решения проблем, выдвигали различные идеи.

.        Коллективное решение принимается на основе сопоставления различных точек зрения.

.        В решении задачи должны принимать участие большинство членов коллектива.

.        При подведении итогов дела коллектив должен дать оценку каждому его участнику и коллективу в целом.

.        Каждое дело должно определять новые задачи, стоящие перед коллективом.

Важно, чтобы все дела, проводимые в школе, были коллективными, творческими.

.        Возрастные особенности младших школьников

Ребенок растет, меняется. Совсем недавно он был послушным дошколенком, а теперь - гордо вышагивает в школу. Как сохранить любознательность ребенка, сберечь здоровье? Знание возрастных особенностей учебной деятельности детей поможет лучше понять своего ребенка, помочь ему справиться с проблемами в школе, повысить качество его подготовки.

Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями.

В младшем школьном возрасте в организме ребенка происходят существенные изменения. Увеличивается мышечная масса, сила мышц. Активно развиваются мелкие мышцы кисти. Идет процесс окостенения позвоночника.

Отмечается качественное и структурное изменение головного мозга - устанавливается доминирование и подчинение в системе межполушарных отношений. Доминирование в данном возрасте функций левого полушария создает условия для формирования и функционирования абстрактного (вербально - логического) способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанности психических функций и состояний. Таким образом, мышление развивается от эмоционально - образного к абстрактно - логическому.

Переходная стадия развития высшей психической деятельности предопределяет преобладание процесса возбуждения над процессом торможения. Для данного возраста характерна недостаточность процесса избирательного реагирования, связанная с особенностями функционирования переднеассоциативных областей мозга, ответственных за принятие решений, оценку значимости поступающей информации и организацию адекватного реагирования. Как следствие, наблюдается затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями.<#"790029.files/image001.gif">

Приложение 4

Законы классного коллектива

. Закон Правды.

Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.

. Закон Добра.

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

. Закон Заботы.

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.

. Закон Любви.

Любовь - одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее.

. Закон Милосердия.

Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо - не забывай о них.

. Закон Памяти.

Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

. Закон Уважения.

Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.

. Закон Старости.

Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.

. Закон Свободы.

Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.

. Закон Смелости.

Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас - в коллективе: будь смел.

. Закон Чести.

Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, достоинстве.

Приложение 5

Похожие работы на - Развитие детского самоуправления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!