контроль за уровнем (качеством) проведения аттестации и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров.
В соответствии с Положением о повышении квалификации профессиональных бухгалтеров формами повышения квалификации могут быть не только прослушивание спецкурса, но и участие в специализированных семинарах, стажировка и публикация монографий, учебников, статей.
Проекты программ спецкурсов могут присылать в ИПБ России либо сами УМЦ, либо ТИПБ. Не возбраняется присылать для рассмотрения в ИПБ России и программы, разработанные отдельными специалистами.
Комитет по аттестации и повышению квалификации ИПБ России будет рассматривать эти программы и, в случае их соответствия современным требованиям - сертифицировать (присваивать номер, определять количество часов, публиковать программы в экономической прессе и т.п.). УМЦ и слушатель (профессиональный бухгалтер) имеют полное право выбора программ обучения.
Единственным ограничением для слушателей является то, что каждый из них в течение пяти лет не может повышать свою квалификацию по одной и той же программе.
Организацией процесса повышения квалификации будут в основном заниматься ТИПБ. Это достаточно большая работа. Она сопоставима по своей сложности и трудоемкости с организационной работой по аттестации бухгалтеров.
Вся организационная работа по повышению квалификации будет проводиться ИПБ бесплатно за счет членских взносов. Именно поэтому профессиональный бухгалтер, имеющий соответствующий аттестат, но не являющийся членом ИПБ, не сможет получить от ИПБ сертификаты, подтверждающие то, что он прошел необходимую для продления аттестата профессионального бухгалтера 40-часовую переподготовку.
Глава 2 Кодекс этики профессиональных бухгалтеров
.1 Этическое регулирование деятельности профессиональных бухгалтеров за рубежом
Профессиональные бухгалтеры во всем мире выполняют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели, правительство и население в целом полагаются на профессиональных бухгалтеров в плане достоверного и полного финансового учета и отчетности, эффективного финансового управления и компетентных рекомендаций по различным вопросам. Подход и поведение профессиональных бухгалтеров при предоставлении ими таких услуг влияют на экономическое благосостояние всей страны.
Профессиональные бухгалтеры смогут оставаться в таком привилегированном положении только в том случае, если они по-прежнему будут предоставлять обществу свои услуги на высоком уровне, полностью оправдывая общественное доверие, так как пользователи финансовой информации полагаются на объективность данных и порядочность профессиональных бухгалтеров в коммерческой деятельности. Поэтому представители бухгалтерской профессии всего мира более всего заинтересованы в соблюдении не только высокого уровня качества работы, но и этических требований, призванных обеспечить такой уровень.
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) в июле 1996 г. приняла Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. В январе 1998 г. он был пересмотрен. Настоящий Кодекс представляет собой свод этических требований, правил, предъявляемых к бухгалтерам во всем мире. Он состоит из трех частей:
часть А - применяется ко всем профессиональным бухгалтерам;
часть В - применяется к публично практикующим профессиональным бухгалтерам;
часть С - применяется к наемным профессиональным бухгалтерам.
Кодекс признает, что цели бухгалтерской профессии состоят в выполнении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, в обеспечении самых лучших результатов работы и в целом в выполнении требования о соблюдении общественных интересов. Эти цели требуют соблюдения четырех основных требований.
Достоверность. В обществе в целом существует потребность в достоверной информации и надежных информационных системах.
Профессионализм. Существует потребность в людях, которые могут быть без сомнения идентифицированы клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами как специалисты в сфере бухгалтерского учета.
Качество услуг. Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером, соответствуют высшим стандартам качества.
Доверие. Потребители услуг профессиональных бухгалтеров должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг.
Кодекс разработан на базе фундаментальных принципов, которыми являются:
Порядочность. Профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен при предоставлении им профессиональных услуг.
Объективность. Профессиональный бухгалтер должен быть справедливым и должен избегать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые бы мешали его объективности.
Профессиональная компетентность и должная тщательность. Профессиональный бухгалтер должен предоставлять профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью. Он несет постоянную обязанность по поддержанию профессиональных знаний и навыков на уровне, необходимом для предоставления клиенту или работодателю преимуществ, связанных с использованием профессиональных услуг компетентного лица, опирающегося на последние тенденции в практике, законодательстве и методах работы.
Конфиденциальность. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не, должен использовать или разглашать такую информацию без соответствующих надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями.
Профессиональное поведение. Профессиональный бухгалтер должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое бы могло нанести ущерб этой репутации.
Технические стандарты. Профессиональный бухгалтер должен предоставлять профессиональные услуги в соответствии с применяемыми техническими и профессиональными стандартами.
Международный кодекс этики является образцом для национальных этических рекомендаций. Он определяет целый ряд принципов, которые должны соблюдаться профессиональными бухгалтерами для достижения общих целей, независимо от культурных традиций и нормативных требований различных стран.
Этический механизм регулирования деятельности профессиональных бухгалтеров является в современных условиях России дополнительным к административному и экономическим механизмам. Его роль будет неуклонно возрастать по мере развития рыночной экономики и росту числа и роли профессиональных бухгалтеров и аудиторов.
2.2 Кодекс этики бухгалтеров в России
На базе Международного Кодекса ИПБ России в 1999 году разработан первый вариант Кодекса Этики члена ИПБ РФ. В 2003 году был дополнен и утвержден второй вариант Кодекса, который в полной мере соответствует требованиям Международной федерации бухгалтеров. В настоящее время действует Кодекс этики члена ИПБ России, утв. решением Президентского совета ИПБ РФ, протокол № 08/03 от 24 сентября 2003 года. Кодекс Этики члена ИПБ РФ во многом соответствует Международному Кодексу Этики профессиональных бухгалтеров и разработан с учетом национальных особенностей хозяйственной деятельности в России.
Он формулирует правила поведения профессиональных бухгалтеров на различных этапах деятельности предприятия и в разных ситуациях, а также излагает порядок разрешения этических конфликтов и ситуаций, если взгляды и мнения профессиональных бухгалтеров, клиентов и работодателей не совпадают. Поэтому одной из целей этого кодекса являются установление общих принципов, которыми должны руководствоваться профессиональные бухгалтеры и аудиторы в своей работе и поведении.
Кодекс начинается с программного заявления, где говорится о том, что:
целью профессии профессионального бухгалтера является работа в соответствии с наивысшими стандартами профессионализма для достижения максимального уровня эффективности и удовлетворения потребностей общества и т.д.
Долее в Кодексе дается ряд терминов в указанных значениях, а именно дается определение: аудиторского задания, близких родственников, профессиональный бухгалтер, публичность, реклама и т.д.
Далее Кодекса включает семь этических норм, которым должны следовать все профессиональные бухгалтеры.
Честность и объективность. Согласно существующей международной практике профессиональные бухгалтеры составляют финансовую отчетность и оказывают услуги по налоговому и управленческому консультированию, осуществляют внутренний аудит и выполняют функции по финансовому управлению хозяйствующим субъектом, принимают участие в процессе обучения и повышения квалификации. Вне зависимости от выполняемых функций бухгалтер должен быть порядочен и объективен.
В соответствии с Кодексом бухгалтеру не следует принимать подарки, которые могут считаться оказывающими влияние на его профессиональное суждение, и предлагать такого рода подарки лицам, с которыми он ведет дела. При этом необходимо учитывать, что в разных странах существуют различные представления о том, что считается неуместным подарком.
Разрешение этических конфликтов. В Кодексе этики бухгалтера предусмотрена возможность существования давления на бухгалтера со стороны вышестоящего руководителя, менеджера, директора или партнера, особенно, если отношения между ними носят семейный или личный характер. Поэтому Кодекс предостерегает от возникновения отношений или интересов, которые могут оказать негативное воздействие, нанести ущерб или угрожать порядочности профессионального бухгалтера.
В российской практике бухгалтер, если не хочет потерять работу, как правило, даже при наличии серьезных этических проблем, вынужден следовать политике, принятой в его организации.
Профессиональная компетентность. Бухгалтер должен иметь определенный уровень общего образования, за которым следует специальное образование, повышение квалификации и сдача экзаменов по соответствующим дисциплинам, а также стаж работы по специальности.
Также для поддержания уровня профессиональной компетенции необходимо следить за изменениями в сфере бухгалтерского учета, в соответствующих национальных и международных положениях, нормативно-правовых актах.
Конфиденциальность. Профессиональный бухгалтер обязан соблюдать конфиденциальность в отношении информации о клиенте или работодателе, полученной при выполнении своих обязанностей, за исключением случаев, когда ему предоставлены особые полномочия по раскрытию информации или это продиктовано требованиями закона.
Бухгалтер не должен использовать или создавать видимость использования сведений о клиенте или работодателе для личной выгоды или выгоды третьих лиц. Следует отметить, что конфиденциальность информации охраняется законом или общим правом, поэтому подобные этические нормы зависят от нормативно-правовой базы каждой конкретной страны.
Бухгалтер может раскрыть информацию в следующих случаях:
если клиент или работодатель дают разрешение на ее раскрытие. Однако следует рассмотреть заинтересованность всех сторон, в том числе и третьих лиц, на интересы которых это может оказать воздействие;
когда раскрытие информации предписано законом. Например, при предъявлении документов или даче показаний в ходе судебного разбирательства.
Налоговая практика. При составлении налоговой отчетности бухгалтер должен обеспечить клиента или работодателя необходимой информацией о действующем налоговом законодательстве и налагаемых им ограничениях. Налоговые рекомендации и заключения, способные привести к серьезным финансовым последствиям, бухгалтеру следует представлять в письменном виде. При этом отчетность не должна содержать пропусков, ложных или вводящих в заблуждение утверждений, вносить путаницу в информацию.
Если в налоговой отчетности допущена ошибка или упущение, бухгалтер обязан немедленно известить об этом клиента или работодателя.
Соблюдение этических норм при осуществлении международной деятельности.
Этические нормы в разных странах могут быть в той или иной степени различны. При этом профессиональный бухгалтер должен руководствоваться следующими правилами:
если этические нормы страны, в которой бухгалтер предоставляет свои услуги, являются менее жесткими, чем установленные в Кодексе этики IFAC, то применяются нормы Кодекса;
если нормы страны, в которой бухгалтер предоставляет свои услуги, более жесткие, чем в Кодексе, то необходимо применять нормы данной страны;
если же этические нормы одной из стран носят обязательный характер и они более жесткие, чем было указано выше, то их необходимо соблюдать.
Этические нормы при предложении своих услуг на рынке труда. При продвижении своих услуг на рынке профессиональные бухгалтеры не должны:
использовать средства, которые наносят ущерб репутации данной профессии;
преувеличивать услуги, которые они могут оказать, а также свою квалификацию и опыт;
пренебрежительно отзываться о работе других бухгалтеров.
Также в Кодексе этики бухгалтера рассмотрены этические нормы, которые применяются публично практикующими бухгалтерами и затрагивают профессиональные навыки и специфические черты профессии.
Независимость. При составлении отчета бухгалтер не должен проявлять заинтересованность, которая может быть признана несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости.
Например, если бухгалтер в течение текущего периода был членом совета директоров, должностным лицом, служащим компании и т.д., он является лицом заинтересованным, и это может помешать его независимости при составлении отчета о деятельности компании. В подобных ситуациях также запрещается назначать публично практикующих бухгалтеров аудиторами соответствующих компаний.
Если бухгалтер предоставляет консультационные услуги, он может быть независим, но при условии, что не участвует в принятии управленческих решений и не несет ответственности за таковые.
Заключение
Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что профессия бухгалтера очень своеобразна и охватывает всю деятельность предприятия в целом.
Таким образом, бухгалтерский учет является системой, которая измеряет параметры деловой активности и представляет их в виде отчетов и конечных выводов для принятия определенных решений руководителем того или иного предприятия.
Бухгалтерия является элементом учета так же, как арифметика является составляющей частью математики.
Бухгалтерский учет следит за финансовым пульсом любой организации. В течении определенного временного цикла бухгалтерия измеряет результаты деятельности и докладывает эти результаты руководству.
Все большее количество организаций используют компьютеры для ведения подробной бухгалтерской отчетности на всех уровнях.
Также у каждого бухгалтера существуют определенные должностные обязанности, которые он должен выполнять, не нарушая Закон РФ по ведению бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками за поставленные услуги и т.д.). Он подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
Таким образом, если выразится коротко, то бухгалтер - это лицо, ответственное за финансовый учет и отчетность организации.
Список литературы
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (принят ГД ФС РФ 22.10.2011)
. Положение об аттестации Ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров России (утв. Решением президентского совета института профессиональных бухгалтеров России протокол № 05/-02 от "29" мая 2002 г.)
. Постановление Правительства РФ от 06.03.98 №283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами»
. Кодекс этики членов института профессиональных бухгалтеров России (утв. Решением президентского совета института профессиональных бухгалтеров России, протокол №08/03 от 24.09.2003 г)
. Астахова Е.Ю., Сафонова И.В. Принципы и основы бухгалтерского учета: Учеб. Пособие. В 2-х ч. Ч. I.- М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2008.- 344с.
. Бухгалтерское дело: Учебник/ В.М. Швецкая, Н.А. Головко. - М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 304с.
. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. проф. Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 382 с.
. Бычкова С.М., Бухгалтерское дело: учеб. пособие / С.М. Бычкова, Н.Н. Макарова; под ред. С.М. Бычковой. - М.: Эксмо, 2008. - 336 с.
9. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет: учеб. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Проспект, 2009. - 848с.
. Гетьман В.Г., Терехова В.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник.- М.: Дашков и К, 2009. - 496с.
11. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерское дело. - М.: Экономистъ, 2010.
. Климова М.А. Бухгалтерское дело. - М.: Инфра-М, 2010.
. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях. М., 2009
. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 640 с.
. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.