Расчеты с поставщиками и подрядчиками

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,93 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Содержание

Введение

. Теоретические основы, понятия поставщиков и подрядчиков

.1 Экономическая сущность расчетов с поставщиками и подрядчиками

.2 Значение и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

. Краткая характеристика организации ОАО УОХ «Пригородное»

. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО УОХ «Пригородное»

.1 Первичный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

.2 Аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и заказчиками

.3 Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Выводы и предложения

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета и его актуальность не вызывает сомнений.

В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.

Целью данной работы является исследование соотношения расчётов с поставщиками и подрядчиками на примере предприятия ОАО УОХ «Пригородное».

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:

- рассмотреть теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками ;

- привести краткую характеристику предприятия ОАО УОХ «Пригородное»;

изучить организацию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО УОХ «Пригородное».

Предметом данной работы является бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Объектом является ОАО УОХ «Пригородное».

Методологической основой явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы, научная литература по теме работы, публикации в периодической печати, информационно-аналитические обзоры, а так же бухгалтерская отчетность предприятия ОАО УОХ «Пригородное».

. Теоретические основы, понятия поставщиков и подрядчиков

.1 Экономическая сущность и формы расчетов

Хозяйственные связи - это необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг; коммерческие условия поставки; количественные и стоимостные показатели поставок; сроки отгрузки материальных ценностей (выполнения работ услуг); порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиками (подрядчиками).

Расчеты - это денежные взаимоотношения, которые возникают между организациями. В зависимости от содержания операций расчеты делятся на два вида:

-по товарным операциям ,если предприятие выступает поставщиком своей продукции ,товара или покупателем ,заготовляющим товарно-материальные ценности;

-по нетоварным операциям ,связанным с движением денежных средств, т.е. с погашением задолженности бюджету, банку, внебюджетным фондам, работникам.

Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, выставленных аккредитивах, чековых книжках, на специальных и депозитных счетах.

Для хранения денежных средств и проведения операций по расчетам предприятие открывает в банке расчетные счета. Для открытия расчетного счета в банк представляются следующие документы:

-заявление об открытии счета установленной формы;

документ, удостоверяющий факт создания, регистрации организации;

копия утвержденного устава;

карточка с образцами подписей лиц, которым предоставлено право подписывать платежные документы, и оттиском печати;

справка о регистрации в налоговых органах, Пенсионном и других внебюджетных фондах.

Денежными средствами производятся расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие материально - производственные запасы, с покупателями за купленные ими товары, с заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям, с бюджетом по различного рода платежам, с другими юридическими и физическими лицами по разным хозяйственным операциям .

Денежные расчеты осуществляются организацией наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей. Большинство расчетов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными фондами производятся в виде безналичных платежей.

Безналичные расчеты осуществляются с помощью платежных поручений и других расчетных документов, а так же векселей и чеков, проведением взаимозачета, прекращение обязательств продажей дебиторской задолженности по договору уступки права требования (цессии). Применение безналичных денежных потоков сокращает потребность предприятия в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств, а так же обеспечивает их сохранность[1] .

Все счета по учету расчетов объединены в VI разделе плана счетов «Расчеты», так как имеют одну и ту же экономическую характеристику по назначению и структуре. По отношению к балансу счета активные, если отражена дебиторская задолженность; пассивные, если кредиторская задолженность. Все расчетные счета могут быть активно-пассивными, в этом случае сальдо показывается в балансе развернуто.

Формы безналичных расчетов избираются поставщиками и покупателями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими банками.

Все операции осуществляются по банковским счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленного в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

распоряжение покупателя о списании денежных средств со своего счета и их перечисление на счет получателя средств;

распоряжение поставщика средств на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств .

Согласно Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ» (с изменениями от 3 марта 2003г., 11 июня 2004г.) применяются следующие формы безналичных расчетов:

расчеты по платежным поручениям;

расчеты по инкассо;

расчеты по аккредитиву;

расчеты чеками.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке . Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота[7].

Платежными поручениями могут производиться:

- перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

- перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

- перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг поставщикам или для осуществления периодических платежей, когда покупатель дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы с его счета на счет получателя средств. Отгрузив продукцию, материальные ценности, или выполнив работы и услуги, поставщик выписывает счет на оплату на имя покупателя и платежное требование. Оплата подтверждается штампом банка плательщика, который первый экземпляр этого документа отсылает в банк поставщиками, который в свою очередь зачисляет поступившие деньги на счет своего клиента и извещает его об этом выписками банка[3].

Расчеты по аккредитивам производятся по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции. Применяются они, когда расчеты между покупателем и поставщиком носят непериодический, разовый характер. При аккредитивной форме расчетов банк плательщика поручает банку поставщика оплатить стоимость материалов или услуг на условиях, указанных в аккредитивном поручении. Аккредитив выдается на договорной срок, но этот срок, по согласованию покупателя и поставщика, может быть продлен (пролонгирован).

Оплата аккредитива ограничивается суммой, определяемой в договоре.

К недостаткам аккредитивной форме расчетов следует отнести замораживание средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность задержки отгрузки продукции поставщиком до поступления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков и способствует соблюдению расчетно - платежной дисциплины[10].

Чек представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку выплатить указанную в чеке сумму чекодержателю.

Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков .

Чекодержатель - это юридическое лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщик - это банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате .

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

В большинстве стран чек является основным средством безналичных расчетов. В нашей стране чеки как средство расчетов играют пока второстепенную роль и используются в основном для одногородних расчетов и платежей организациям транспорта и связи, а также при получении наличных денег со счетов в банках[4].

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке) .

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование поставщика по основному договору к покупателю об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором[8].

Наиболее часто применяются расчетные документы для расчетов между поставщиками и покупателями с использованием предварительного и последующего акцепта. Акцептная форма расчетов дает возможность контролировать выполнение поставщиком условий договора, сроков, качества поставки, цен .

При последующем акцепте расчетные документы поставщиков оплачиваются немедленно при получении их банком плательщика. Если в течение трех рабочих дней организация отказалась от оплаты счета, банк обязан восстановить ранее списанные суммы на расчетном счете плательщика.

Без согласия организации в без акцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию и услуги связи[8].

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней. При акцепте платежных требований заявление составляется в двух экземплярах, первый из которых оформляется подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.

Покупатель вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям предусмотренным в договоре, в том числе в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору.

В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании договора получатель средств указывает "без акцепта", а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания. Безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:

- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

для взыскания по исполнительным документам;

в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Во всех случаях банк принимает платежные требования и расчетные документы оплате при наличии у предприятий достаточной суммы средств на расчетном счете или договора банковского счета ,согласно которому оплата счетов, согласно которому оплата счетов при временном отсутствии денежных средств у плательщика производится за счет оформляемой самим банком ссуды (овердрафа).

На практике часто используются другие виды безналичных расчетов между поставщиками и покупателями. Например, расчеты путем зачета взаимных требований[10].

Порядок проведения взаимозачетов установлен ст.410 ГК РФ, согласно которой обязательство одного участника договора прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования другого участника договора, срок исполнения которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования[13].

Взаимозачеты проводятся тогда, когда между организациями заключены два отдельных самостоятельных договора на поставку продукции или оказание услуг, а расчет денежными средствами не производятся . Для зачета достаточно заявления одной из сторон. Заявление необходимо составлять в безусловном порядке, не ожидающем согласия другой стороны на провидение взаимозачета и при наличии акта сверки взаимных задолженностей. Сделка по провидению взаимозачета вступает в силу с момента получения заявления другой стороной. Требования, которые не могут быть предъявлены к зачету: взыскание алиментов, не допускается зачет требований, по которым истек срок исковой давности, если сторона заявила о применении срока исковой давности, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, пожизненное содержание, в договоре оговорена недопустимость зачета.

В условиях рыночной экономики, особенно в переходный период, при расстройстве денежного обращения риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается. Для его уменьшения поставщик может либо потребовать предварительной оплаты, либо произвести расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчета . Наиболее гибкой , оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов[6] .

Вексель представляет собой письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее владельцу бесспорное право по истечении срока обязательства или досрочно требовать с должника уплаты обозначенной на векселе денежной суммы.

Векселя подразделяются : по эмитентам - на казначейские и частные; по форме оплаты - на простые и переводные; по признаку наличия залога - на обеспеченные и необеспеченные; по порядку оплаты - на срочные векселя и векселя на предьявителя. Кроме того , на практике векселя подразделяются на финансовые и товарные[7].

Казначейские векселя выпускаются Правительством Российской Федерации , частные векселя эмитируют коммерческие банки, финансовые группы и корпорации. Финансовые векселя отражают отношения заема денег векселедателем у векселядержателя под определенный процент. Товарные векселя используют в качестве средства платежа при расчетах между организациями за продукцию, товары, работы, услуги .

В практике также применяют формы расчетов путем плановых платежей и с помощью почтовых переводов.

Расчеты в порядке плановых платежей используются при постоянных устойчивых расчетных взаимоотношений между организациями за продукцию и услуги .Такие расчеты не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу[16].

Почтовые переводы применяются для перечисления алиментов, заработной платы и командировочных расходов, а также в качестве платежей за продукцию и услуги организациям, где нет кредитных учреждений или сумма перечислений не превышает предельной величины, установленной для банковских операций по безналичным расчетам .

Кроме безналичных расчетов применяются часто и расчеты наличными денежными средствами. Учет и расчеты по наличным денежным средствам регулируется законодательными актами. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу. Сумма наличных денег, которая может находиться в кассе на конец рабочего дня, определяется лимитом, устанавливаемым банком по согласованию с предприятием. В кассу наличные денежные средства поступают в результате платежей от покупателей за товарно - материальные ценности и услуги[14].

Прием наличных денег оформляют приходными кассовыми ордерами, а выдача денежных средств осуществляется по расходным кассовым ордерам, платежным требованиям. Выдача наличных средств осуществляется для расчетов с поставщиками сырья, материальных ценностей, оказанных услуг, выполненных работ.

1.2 Значение и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Закон о бухгалтерском учете предусматривает в составе объектов бухгалтерского учета обязательства, как неотъемлемую часть уставной деятельности организации. Обязательства возникают по разным причинам и, в первую очередь, при приобретении товарно-материальных ценностей, основных средств и прочих активов перед поставщиками, перед покупателями и заказчиками и т.д. Факты возникновения обязательств и их погашение представляют собой расчетные отношения между предприятиями [2].

Каждое предприятие в процессе хозяйственной деятельности выступает как поставщиком товаров, работ, услуг, так и покупателем .

Поставщики - это юридические и физические лица, поставляющие сырье, материальные ценности, а так же оказывающие услуги (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Для осуществления сделок и регулирования взаимоотношений между покупателями и поставщиками заключаются договора. Договор купли-продажи представляет собой торговый документ, который содержит условия, на которые одна сторона (продавец, поставщик) передает другой стороне (покупателю) в собственность какой-либо товар (оказывает услуги, выполняет работы) за определенную оплату. В договоре подробно оговариваются права и обязанности сторон с учетом особенности производимых работ, товаров, сроков и видов их поставки. Каждая сторона несет ответственность за выполнение договорных обязательств и своевременность расчетов. Порядок осуществления платежей по обязательствам за поставку товаров, выполнение работ и оказанием услуг регламентируется нормативными документами[11] .

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками включает документальные расчеты операций, систему группировки первичных данных в регистрах аналитического и синтетического учета, формированием на этой основе документально обоснованной и максимально обобщенной информации, обеспечение контроля за расчетами с поставщиками и подрядчиками в соответствии с утвержденными предприятиями постановлениями, нормативами .

Основными задачами учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками являются:

формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных операций, своевременное и полное отражение их в учете;

своевременная выверка расчетов с поставщиками и подрядчиками для предотвращения просроченной задолженности;

контроль за соблюдением установленных правил расчетных операций;

взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности;

- получение необходимых данных для правильного соблюдения налоговой дисциплины и своевременность уплаты налогов;

проведение в установленные сроки инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.

Текущими задачами являются:

контроль за оплатой счетов;

получение долгов с дебиторов;

наблюдение за расходами, совершаемыми путем оплаты с расчетного счета.;

полнота оприходования и списания полученных товаров (работ, услуг);

своевременное отражение в учете фактов совершения хозяйственных операций.

. Краткая характеристика организации ОАО УОХ «Пригородное»

«Учебно-опытное хозяйство «Пригородное» по типу образования является открытым акционерным обществом, действующим на основании Устава, принятым общим собранием акционеров, и законодательства РФ без ограничения срока действия.

Открытое акционерное общество «Учебно-опытное хозяйство «Пригородное» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеративными законами от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», другими федеральными законами и иными правовыми актами путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия учебно-опытное хозяйство «Пригородное» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 г. № 2101-р, приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 22.12.2010 г. № 379 и распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае от 15 июля 2011 г. № 310 и является его правопреемником.

Учредителем Общества является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Наименование и местонахождения общества

1.Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Открытое акционерное общество «Учебно- опытное хозяйство «Пригородное».

.Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ОАО «Учхоз «Пригородное».

.Место нахождения Общества: Российская Федерация, 656922, Алтайский край, город Барнаул, п. Пригородный, улица Новосибирская, 44.

Цели и предмет деятельности общества

Основными целями деятельности Общества является:

а) Удовлетворение общественных потребностей в результатах деятельности предприятия;

б) Получение прибыли.

Для достижения целей Общество осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности:

производство элитно-семенной и племенной продукции, разработка новых технологий, создание перспективных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, растений, пород и линии скота и их реализация;

оказание транспортных услуг по перевозке грузов, ремонтных услуг;

проведение выставок, аукционов, ярмарок;

осуществление торгово-закупочной, посреднической и иной предпринимательской деятельности;

обеспечение практического обучения студентов, повышения квалификации специалистов и руководителей сельского хозяйства, стажировка преподавателей образовательных учреждений и специалистов;

проведение экспериментальной научно-исследовательской работы, апробация научных разработок;

другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством РФ.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может занимать только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления лицензии на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то Общество в течении срока действия лицензии не вправе осуществлять другие виды деятельности , за исключением тех, которые предусмотрены лицензией и сопутствуют им.

Общество вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Учхоз ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет Минсельхозпроду России и другим государственным органам информацию, необходимую для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки статистической информации[5].

Руководителем учхоза является директор, который назначается и освобождается от должности Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации по представлению вуза.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не отвечая по обязательствам своих акционеров.

Руководствуясь Уставом, уставный капитал общества составляет 206728000 рублей, состоящим из 2067280 штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая.

Земельные угодья составляют 9640 га и расположены в 20 км от краевого центра г. Барнаула в зоне умеренно засушливой степи.

Материально-техническая база хозяйства обеспечивает потребности хозяйства и является хорошей базой для студенческой практики и научных исследований. Это животноводческие комплексы, мехтока с семяочистительными линиями и складскими помещениями, машинотракторный парк, ремонтные мастерские.

Несмотря на сложную экономическую обстановку в последнем десятилетии в учхозе полностью сохранено поголовье крупного рогатого скота, значительно выросла продуктивность животных.

Основной земельный фонд землепользования представляют почвы черноземного типа почвообразования, которые формируются на средних и тяжелых суглинках.

Расположение хозяйства благоприятно. Транспортные пути соединяют хозяйство с городом Барнаулом и другими населенными пунктами.

Организационная структура учхоза «Пригородное» представлена на рисунке 1.












Рис. 1 - Схема организационной структуры ОАО учебно-опытное хозяйство «Пригородное».

Штат бухгалтерии состоит из 8 человек: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, 2 бухгалтера отделений, бухгалтер гаража, бухгалтер по заработной плате, бухгалтер по коммунальным платежам и бухгалтер по материалам.

Проведение аналитической работы возложено на экономиста и главного бухгалтера. Результаты аналитических исследований деятельности хозяйства оформляются документами. Для внешних пользователей составляется пояснительная записка, которая прилагается к годовому отчету и заключает в себе общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия. Также в хозяйстве составляют годовые производственно-финансовые планы деятельности хозяйства.

На укрепление экономики направлены запланированные мероприятия по развитию хозяйства: освоение новых производств (переработка собственной продукции), обновление материально-технической базы, совершенствование технологических процессов в растениеводстве и животноводстве.

Таблица 1 - Состав и структура товарной продукции «Учхоза «Пригородное» за 201 - 2013 г.

Отрасли и продукты2011 г.2012 г.2013 г.В среднем за три годатыс. руб.% к итогутыс. руб.% к итогутыс. руб.% к итогутыс. руб.% к итогуПродукция растениеводства: Зерновые и зернобобовые2067523,826043251715218,12129022,3Прочая продукция растениеводства55676,468406,634683,75258,35,5Итого продукции растениеводства2624230,13288331,62062021,826581,627,9Продукция животноводства: Молоко4749554,65735555,15905662,354635,357,3Скот и мясо1326615,31377213,21052711,112521,713,1Продукция животноводства, реализованная в переработанном виде собственного производства33103,835863,444844,73793,34Прочая продукция животноводства390,04550,05680,07540,06Итого продукции животноводства6080069,97118268,47413578,268705,772,1Всего по организации870421001040651009475510095287,3100

Из таблицы 1 следует, что животноводство является основной отраслью хозяйства, так как его доля в структуре товарной продукции за последние три года составляет в среднем 72,1 %. В продукции животноводства ведущая роль принадлежит молоку, производство которого составляет за три года 57,3 % в структуре товарной продукции.

Таблица 2 - Состав и структура основных фондов «Учхоза «Пригородное» за 2011 - 2013 г.

Показатели2011 г.2012 г.2013 г.Изменения за три года (+, -)тыс. руб.% к итогутыс. руб.% к итогутыс. руб.% к итогутыс. руб.в %Здания и сооружения6694348,95751421,15751420,1-9429-6,3Машины и оборудования4286631,35514120,36280821,91994213,3Транспортные средства22661,734001,231061,18400,6Производственный и хозяйственный инвентарь2090,2990,041950,1-14-0,01Рабочий скот200,01200,01200,01--Продуктивный скот2427317,72784710,23482912,2105567,1Многолетние насаждения1440,11440,11440,1--Земельные участки и объекты природопользования--12781546,9612781544,612781585,4Другие виды основных средств1740,11740,061740,1--Итого основных средств136895100272154100286605100149710100

Из таблицы 2 видно, что основным показателем в структуре основных фондов является земельные участки и объекты природопользования. Показатель «здания и сооружения! в 2013 году уменьшился на 9429 тыс. руб по сравнению с 2011 годом. Так же уменьшился показатель «производственных и хозяйственный инвентарь» на 14 тыс. руб. Остальные показатели увеличились, некоторые остались без изменений. В целом по таблице можно сказать, что идет расширение производства.

Таблица 3 - Состав и структура рабочей силы «Учхоза «Пригородное» за 2011 - 2013 г.

Категории и профессии работников2011 г.2012 г.2013 г.Изменения за три года.чел.% к итогучел.% к итогучел.% к итогучел.По организации, всего249100248100240100-9Рабочие, в том числе: Занятые в сельскохозяйственном производстве, всего22490,022490,322493,3-Рабочие постоянные16767,114658,917372,16Из них: Трактористы-машинисты239,2208,06229,2-1Работники животноводства4919,74719,04418,3-5Рабочие сезонные и временные208,033614,593,8-11Служащие3714,94216,94217,519Из них: руководители135,2145,6145,81специалисты166,4166,5166,7-Работники, занятые в подсобных промышленных предприятиях и промыслах208,03145,641,7-16Работники торговли и общественного питания52,0104,0125,07

Из таблицы 3 видно, что общее число работников уменьшилось на 9 человек. Уменьшилось число работников, занятых в подсобных промышленных предприятиях на 16 человек. На 7 человек увеличилось число работников, занятых в сфере торговли и общественного питания. Число сезонных и временных рабочих в 2013 году стало на 11 человек меньше, чем в 2011 году.

В остальном обеспеченность трудовыми ресурсами за последние три года существенно не изменилась.

. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ОАО УОХ «Пригородное»

.1 Первичный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Первичные документы по поступлению материальных ценностей, выполненным работам, оказанным услугам являются основой организации расчётных отношений с поставщиками и подрядчиками. Непосредственно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль расчётов, кредиторской задолженности, а также движения и сохранности материальных ценностей и выполнения работ, услуг.

На поставку материалов, сырья, товаров, оказания различного вида услуг, выполнения строительных и ремонтных работ ОАО УОХ «Пригородное» в качестве покупателя или заказчика заключает договоры соответственно либо с поставщиками, либо с подрядчиками и исполнителями. В каждом конкретном договоре указывается предмет договора, качество и комплектность, права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции, работ, услуг. Так же в договоре сторонами могут быть предусмотрены различные условия оплаты, например, с отсрочкой платежа, или в счёт оплаты производится выплата займа и порядок отгрузки.

Основанием для поставки сырья, а также материальных ценностей является заключение договора поставки (приложение 5).

Непосредственно оформление и регистрацию договоров на предприятии осуществляет секретарь. После оформления и подписания договор регистрируется в журнале регистрации договоров. В ОАО УОХ «Пригородное» предусмотрено ведение двух журналов регистрации - «Долгосрочных» и «Краткосрочных» договоров.

Договор подписывается обеими сторонами и заверяется печатями сторон.

Договоры сторонами заключаются в двух экземплярах, каждый из которых имеет равную юридическую силу.

В данном случае ОАО УОХ «Пригородное» заключает договор на оказание автотранспортных и услуг специальной техники (приложение 5).

Расчеты производятся на основании товарно-транспортных накладных, путевых листов, актов на приемку выполненных работ, подписанных представителями заказчиков и ремонтной организации. С автотранспортными предприятиями за оказанные работы и услуги организации рассчитываются по тарифам на перевозку грузов, которые являются неотъемлемой частью договора.

Несоблюдение договорных обязательств, при поставке материальных ресурсов, выполнения работ, услуг влечет за собой применение санкций. При нарушении исполнения обязательств одна из сторон сделки оформляет и направляет в адрес оппонента претензию по поставке, либо расчётам.

Одним из видов обеспечения исполнения обязательств применяемого в предприятии может выступать неустойка. Согласно (ст. 330 ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения.

Если изготовитель (поставщик) в установленный срок устранил дефекты в поставленной продукции, штраф не взыскивается. Покупатель в праве отказаться от принятия и оплаты продукции, не соответствующей договору.

Если она уже оплачена, он в праве потребовать возврата перечисленных сумм и замены продукции.

Договором может быть предусмотрен срок устранения обнаруженных в оборудование дефектов.

Обязательным условием договоров по поставке товаров является определение срока исполнения обязательств по расчетам.

Отражение в учёте поступления ТМЦ производится при получении права собственности на ценности, то есть подписания сторонами сделки накладных либо актов в графах «сдал» и «принял» непосредственно генеральным директором либо уполномоченными им на то лицами.

Бухгалтерский учёт в ОАО УОХ «Пригородное» согласно положения по бухгалтерскому учету «Учет материально - производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н, организован в порядке оформления поступлений по каждому виду товарно-материальных ценностей.

При поступлении ТМЦ кладовщик регистрирует документы в журнале учета поступающих грузов. Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации (организации) уполномоченному лицу выдаётся соответствующие документы и доверенность на получение материалов[7].

При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах.

При перевозке продукции, сырья, товаров автотранспортом в качестве первичного документа для оприходования ценностей применяется товарная накладная.

Товарная накладная составляется грузоотправителем в трех экземплярах: первый из них служит основанием для отгрузки у грузоотправителя, второй для оприходования груза получателем, третий - является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарная накладная используется в качестве приходного документа в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной[14].

При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству, указанному в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемка осуществляется комиссией, которая оформляет акт о приемке материалов.

Приемный акт служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации.

Акт составляется в двух экземплярах: первый - передается в бухгалтерию, второй - в отдел снабжения. В данном случае поставка считается неотфактурованной. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта.

Второй экземпляр акта направляется поставщику. При этом применяются меры по установлению поставщика (если он неизвестен) и получению от него расчетных документов. Материальные запасы приходуются по рыночным ценам (по последним аналогичным отфактурированным поставкам). Бухгалтер после получения расчетных документов (обязательная регистрация входящего номера через секретариат) по неотфактурованным поставкам их учетную цену корректирует с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняет расчеты с поставщиком (составляется акт сверки).

Имеющиеся у ОАО УОХ «Пригородное» основные средства требуют реконструкции, ремонта и модернизации. Поэтому текущий и капитальный ремонт основных средств проводится как работниками, занятыми обслуживанием оборудования, то есть хозяйственным способом, так и привлечёнными организациями подрядным способом. При осуществлении работ хозяйственным способом затраты на ремонт списываются в дебет счетов по учёту затрат с кредита счетов 70 «Расчёты по оплате труда», 69 «Расчёты по социальному страхованию» и другие.

В случае проведения ремонтных работ подрядными организациями кредитуется счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчёты с разными дебиторами кредиторами».

При осуществлении ремонта основных средств подрядными организациями ОАО УОХ «Пригородное» заключает договоры. По окончании работ составляется акт выполненных работ и справка формы № 2 к смете договора.

ОАО УОХ «Пригородное» осуществляет закупки товарно-материальных ценностей у организаций имеющих статус юридического лица. В свою очередь юридические фирмы поставляют товар, как с налогом на добавленную стоимость, так и без указанного налога.

Все предприятия осуществляющие предпринимательскую деятельность на общем режиме налогообложения, согласно Налогового кодекса РФ, обязаны выделять в расчётах сумму налога на добавленную стоимость (НДС).

Учёт налога на добавленную стоимость производится на основании выписанных поставщиками счетов-фактур (приложение 6). Счет-фактура служит показателем НДС, который идет к вычету из бюджета.

Счет-фактура содержит все необходимые данные о видах поступающих материальных ценностей, их количестве, цене, суммах и общей стоимости. При этом обязательно выделяются суммы НДС в соответствии с требованиями Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС (утвержденный Постановлением Правительства РФ от 02.12.2010 № 914 (ред.15.03.2001) для целей правильного исчисления и зачета НДС.

Счет-фактура является основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками и подрядчиками. Этот документ выписывает поставщик или подрядчик. Счета-фактуры служат основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на погашение задолженности: платежных поручений, платежных требований, чеков. В счете-фактуре заполняются следующие реквизиты: продавец (поставщик или подрядчик) и его адрес, идентификационный номер продавца (ИНН); грузополучатель и грузоотправитель; покупатель, его адрес и идентификационный номер. В нем указываются сведения о поставленных товарах или описание выполненных работ, оказанных услуг по их видам, единицу измерения, количество (объем), цену; стоимость за все количество товаров (выполненных работ или оказанных услуг) с налога на добавленную стоимость.

В документе обязательно делают ссылку на договор, согласно которому отпущены материальные ценности, указывают номера квитанций и накладных по отпускаемым (отгружаемым) материальным ценностям.

Счета - фактуры поставщиков тщательно проверяют с точки зрения всех реквизитов, применяемых цен, и после проверки соответствия количества поступивших грузов количеству, указанному в счете - фактуре, их принимают к записи в бухгалтерском учете фирмы.

Оплата поставщикам производится, как правило, на основании счёта.

Для этого используются платежные поручения (приложение 7), в котором указывается наименование получателя и адрес его банка, сумма перечисления и вид платежа. В этих документах обязательно ставятся подписи руководителя и главного бухгалтера, которые сверяются с карточкой, хранящейся в банке. На основании этих документов банк перечисляет средства со счета.

Часть наличных расчётов с поставщиками производится через подотчётных лиц. Выдача подотчетных сумм производится на основании расходного кассового ордера. Список подотчетных лиц в ОАО УОХ «Пригородное» установлен приказом директора. По мере расходования денежных средств подотчётные лица составляют авансовые отчёты, где отражается (на основании оправдательных первичных документов (квитанции, чеки, билеты и т.д.) фактический расход денежных средств.

Все первичные документы по поступившим материальным ценностям со складов и подразделений поступают в бухгалтерию, где после соответствующего контроля передаются для последующей обработки. На этой стадии бухгалтер осуществляют действенный контроль за правомерностью, целесообразностью и правильностью документального оформления.

Все первичные документы в бухгалтерии подвергаются проверке по форме (полноте и правильности оформления, заполнению реквизитов) и содержанию (законности операций, логической увязке отдельных показателей). На основании прошедших проверку первичных документов с помощью соответствующих обработок формируются учетные регистры по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

В ОАО УОХ «Пригородное» расчеты с поставщиками и подрядчиками учитывают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет является пассивным и имеет кредитовое сальдо. На счете 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» учитывают расчеты с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.

Счет кредитуется на стоимость фактически поступивших или принятых к оплате товарно-материальных ценностей, потребленных услуг и работ в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов товарно-материальных ценностей или затрат. Независимо от оценки счетов товарно-материальных ценностей на материальных счетах счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на сумму согласно расчетным документам поставщиков (счета - фактуры, накладные, платежные документы).

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитывают также расчеты с подрядными организациями за выполненные работы.

По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитывают уплаченные суммы в погашение задолженности поставщикам и подрядчикам, внесенные предприятием в соответствии с условиями договора, предварительные и другие платежи поставщикам.

В каждую бухгалтерскую запись операции заносятся бухгалтерские проводки. Затем эти проводки группируются в автоматизированные отчёты в разрезе синтетических и аналитических счетов в конце отчетного периода, а так же на любую отчётную дату.

В ОАО УОХ «Пригородное» данные, отраженные в первичных документах, подлежат компьютерной обработке. Для этого подобные данные группируются по однородным признакам и заносятся в компьютер. После соответствующих обработок первичных и сводных данных составляются регистры аналитического и синтетического учета.

Одним из регистров подобного рода в ОАО УОХ «Пригородное» выступает карточка счета 60 (приложение 8), в которой отражается сальдо на начало отчетного месяца, перечень хозяйственных операций с указанием сумм и корреспондирующих счетов, а также сальдо на конец месяца.

Необходимо отметить, что данный документ ведется в разрезе каждого отдельного контрагента, то есть поставщика, ежемесячно. В течение месяца в карточке счета по датам совершения сделок отражают операции с указанием корреспондирующих счетов и их стоимости.

По истечении календарного года ежемесячные данные карточек каждого отдельного контрагента обобщаются в сводную карточку счета 60 по контрагентам.

Обработка карточки счета с помощью компьютера позволяет составить анализ счета 60 (приложение 9), где отражаются те же данные, что и в карточке, но уже сведенные в итоговые суммы по определенным счетам, корреспондирующим со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Соответственно корреспондирующие счета в данном случае указываются по дебету и кредиту счета.

На основании анализа счета 60 составляется оборотно-сальдовая ведомость (приложение 10) , которая составляется ежемесячно и обобщает в себе все данные по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», то есть охватывает всех поставщиков и подрядчиков.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 в ОАО УОХ «Пригородное» составляется ежемесячно (приложение 10). В этом регистре в разрезе всех поставщиков и подрядчиков отражают суммы дебиторской и кредиторской задолженности на начало месяца, суммы дебетовых и кредитовых оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и, соответственно, суммы остатков задолженности на конец месяца.

Ежемесячные оборотно-сальдовые ведомости по счету 60 по истечение года обобщаются в годовой оборотно-сальдовой ведомости по счету 60.

Рассмотрим порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками ОАО УОХ «Пригородное» в корреспонденции счетов на конкретных примерах (таблица 8).

Таблица - 4 Группировка хозяйственных операций по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками за март 2014г. В ОАО УОХ «Пригородное»

Содержание хозяйственной операцииСумма, руб.ДебетКредитСальдо на 01.03.2014 года (кредиторская задолженность)919044,00Начислена задолженность за принятые от поставщиков основные средства 6065,34 08 60.1Начислена задолженность поставщикам за принятые к учёту материалы 238779,17 10 60.1Отражены суммы НДС по приобретённым товарно-материальным ценностям 98908,87 19 60.12Акцептованы счета подрядчиков за выполненные ими работы и оказанные услуги в основном производстве 301811,48 20 60.1Начислена задолженность к уплате за работы и услуги для общехозяйственных нужд 14364,09 26 60.1Отражена сумма предварительно выданных авансов303895,5660.260.1Итого по кредиту счёта963824,51Оплачена задолженность поставщикам и подрядчикам через подотчётных лиц 7159,53 60 71.1Погашена задолженность перед поставщиками и подрядчиками путём перечисления денежных средств с расчётного счёта 235014,27 60.1 51Отражена сумма предварительно выданных авансов303895,5660.260.1Отражен зачет по товарообменным операциям20446,806062Списана сумма невостребованной кредиторской задолженности 400000,00 60 91Итого по дебету счёта966516,16Сальдо на 01.04.2014года (кредиторская задолженность)916352,35

Списание кредиторской и дебиторской задолженностей по которым истёк срок исковой давности в учёте отражено: дебет счёта 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредит счёта 91.1 «Прочие доходы» - списание кредиторской задолженности, дебет счёта 91.2«Прочие расходы» кредит счёта 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - списание дебиторской задолженности.

.3 Совершенствование учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Следует отметить, что срочные сделки, позволяя привлечь спекулятивный капитал, увеличивают ёмкость рынка и обеспечивают возможность производителю и посреднику быстрее реализовать свою продукцию.

В целях оживления торговли и денежного оборота необходимо объединить производителя, кредитора и потребителя в целях интеграции их с финансовыми структурами, способными предоставлять денежные кредиты под взаимовыгодные проценты.

ОАО УОХ «Пригородное» осуществляет активную экономическую деятельность, поэтому предприятие обеспечило единство информационной системы по региональным производителям и потребителям из других регионов о наличии товаров и их ценах. В настоящее время на предприятии необходимо разработать систему по рейтинговой оценки поставщиков. А так же широко использовать информационную систему в Интернете в целях отслеживания тенденций на внешнем рынке и предвиденья колебания цен.

Для управления расчётами в современных условиях большое значение имеет получение своевременной, достаточно полной и достоверной информации о совершающихся производственных процессах. Научные методы хозяйствования могут базироваться только на непрерывном обеспечении аппарата управления необходимыми сведениями о ходе производства. В этом немалую роль играет организация правильного учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.

Правильная организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками способствует укреплению расчетной дисциплины, дает возможность осуществлять контроль за выполнением договоров поставки, за своевременным и полным оприходованием материальных ценностей материально - ответственными лицами, за материалами в пути, обеспечивает достоверность данных по поставщикам и подрядчикам.

Проведенный анализ организации бухгалтерского учета в ОАО УОХ «Пригородное» показал, что в целом поставленный учет отвечает требованиям. Однако наблюдается некоторые недостатки, которые необходимо устранить. Поэтому необходимо предложить пути по их устранению, которые приведут к совершенствованию существующего бухгалтерского учета в данном предприятии в целом и учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в частности.

Одним из недостатков организации учетной работы ОАО УОХ «Пригородное» это недостаточно точное оформление первичных и сводных документов. Ряд реквизитов в документах не проставляются, а также отражаются не все предусмотренные документом данные. А так же недостаточный контроль за оформлением входящих первичных документов.

Следовательно, для устранения данного недостатка необходимо на предприятии закрепить ответственность на всех процессах документооборота, а так же в договорах поставки необходимо предусматривать ответственность за такие ошибки.

Не осуществляется на предприятии периодическая сверка расчётов в связи с увеличением объёма камеральных налоговых проверок НДС.

Следовательно, предприятию необходимо настроить автоматизированное получение сверок из бухгалтерской программы «1С: Предприятие»

Ритм хозяйственной деятельности любой организации, четкость, оперативность и своевременность принятия оптимальных управленческих решений зависят от быстроты совершения хозяйственных операций, сроков обработки и передачи своевременной информации об изменениях на соответствующих объектах, что, в свою очередь, предопределяется порядком создания и использования в учетной работе первичных и сводных документов. Этим достигается и обеспечивается качество ведения бухгалтерского учета.

Совершенствование учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками необходимо проводить в каждом предприятии, так как от этого зависит быстрота и качество ведения документации по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками. Для этого также необходимо пользоваться нормативными документами по бухгалтерскому учёту (ПБУ) и принимать опыт у специалистов из других стран.

В целом бухгалтерский учёт на предприятиях организован на основе единой методологии. Всё это позволяет поддерживать организацию бухгалтерского учёта на предприятии на высоком уровне, сохранять его качество и достоверность.

Но тем не менее, бухгалтерской службе и руководству следует по формам расчётов усилить контроль за состоянием расчётов, а именно своевременно производить оплату и сверку расчётов с каждым поставщиком и подрядчиком ,соблюдать корректную корреспонденции счетов. Для этого необходимо выполнять требования Инструкции к плану счетов ,утверждённую приказом Министерства Финансов РФ от 31.10.2010 года № 94Н. При составлении договоров необходимо усилить работу со стороны юридической службы, более точно установить сроки расчётов. Совершенствовать автоматизацию учёта.

В целях оперативной сверки, силами программистов, можно настроить формирование отчёта «Сверка расчётов с поставщиками и подрядчиками».

На мой взгляд, устранение выше указанных недостатков позволит поднять уровень организации и ведения бухгалтерского учёта на более высокий уровень. Это, в свою очередь, незамедлительно скажется на результатах деятельности предприятия в целом.

расчет поставщик подрядчик аналитический

Выводы и предложения

Таким образом, было установлено, что хозяйственные договора составляются надлежащим образом, их условия выполняются своевременно и в полном объеме. Первичный учет имеет ряд недостатков: не всегда заполняются обязательные реквизиты и не всегда соблюдается форма документов. Остатки по счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в полной мере соответствуют реальной задолженности. Также отсутствует утвержденный график документооборота. В остальном замечаний обнаружено не было.

В целом учет расчетов поставлен достаточно четко и эффективно, состояние расчетов характеризуется как удовлетворительное, соблюдается законность совершаемых операций и операции своевременно и в полном объеме отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета[17].

Признаками плохой организации внутреннего контроля и учета являются следующие:

несвоевременное предъявление претензий поставщикам за обнаруженные нарушения договорных обязательств и отсутствие должного учета по претензиям;

несвоевременное отражение операций по расчетам в регистрах бухгалтерского учета;

невыполнение пересчета сумм по поступившим счетам от поставщиков;

Для совершенствования контроля обязательным является проведение инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, в ходе которой, должна быть установлена:

правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;

правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками по недостачам и хищениям;

правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

В части совершенствования системы внутреннего контроля рекомендуются следующие мероприятия[15]:

создать комиссию по работе с дебиторской задолженностью расчетов с поставщиками и подрядчиками, в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов. Важной составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки напоминаний должникам, и своевременное предъявление претензий по оплате продукции;

необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и подрядчиком, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию;

ввести документооборот ,так как данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными, их целесообразно аккумулировать в отдельном документе, например: реестр старения счетов поставщиков и подрядчиков. Составлять такой реестр можно в виде матрицы, по строкам указываются субъекты задолженности, по столбцам указываются субъекты задолженности, по столбцам - сроки образования. Реестр может оперативно выявлять тех должников, успешная работа с которыми может принести наибольший результат для предприятия, а также тех с которыми должны устанавливаться особые отношения;

постоянно следить за соотношением расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
-контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей.
В сложившейся ситуации можно посоветовать организовать на предприятии систему аналитического учета дебиторской задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц, физических лиц и предлагаемых условий оплаты.

Таким образом, проведение инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками позволит делать меньше ошибок в работе и ускорит ее процесс.

Заключение

При написании данной курсовой работы были рассмотрены основные вопросы касающиеся основ теории бухгалтерского учёта, нормативное и документальное регулирование расчётов с поставщиками и подрядчиками.

Так же были раскрыты методологические основы бухгалтерского учёта операций с поставщиками и подрядчиками. И практическое применение теоретических знании при анализе соотношения дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками и подрядчиками на примере предприятия ОАО УОХ «Пригородное».

Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие сырьё, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Для бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Аналитический учет ведется по каждому поставщику и подрядчику в разрезе расчетных документов.

Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после отгрузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.

В настоящее время организации сами выбирают форму расчётов за поставленную продукцию или оказанные услуги. В Положении о безналичных расчётах в РФ предложена новая форма расчётов, основанная на использовании выписываемого поставщиком платёжного требования-поручения.

Существуют ошибки и нарушения, свойственные первичному учету расчетов с поставщиками и подрядчиками: арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта, несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации, регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы, отсутствие необходимых реквизитов, нарушения, допущенные при оформлении первичного документа, отсутствие графиков документооборота, ошибки при регистрации документа и другие.

При написании данной курсовой работы были изучены основные особенности и проблемы в организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, предназначение счёта 60 Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками и его кредитование.

С учётом поставленной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:

раскрыта сущность и формы расчётов с поставщиками и подрядчиками;

исследован порядок документального оформления операций по учёту расчётов;

отражены особенности синтетического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.

- была описана практика учета расчетов в ОАО УОХ «Пригородное».

Список использованных источников

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: по сост. на 1 марта 2014 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

2.Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая : по сост. на 1 января 2014 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

.Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СПС Консультант Плюс.

.ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»: Приказ МФ РФ от 06.10.2008 г. № 106н (в действующей редакции) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

.ПБУ 6/01 «Учет основных средств»: Приказ МФ РФ от 30.03.2001 г. № 26 н(в действующей редакции) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: приказ МФ РФ от 31.10.2001 г. № 94 н. (в действ. ред.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

7.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н. (ред. от 25.10.10) // СПС Консультант Плюс

8.Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета : учеб. пособие / В. П. Астахов.- 8-е изд, перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2009. - 608 с.

9.Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет. - М.: ВЗФЭИ Вузовский , 2012. - 243 с.

10.Бухгалтерский управленческий учет./ Под ред. М.А. Вахрушена. - М.:Омега - Л, 2012 - 576 с.

.Гетман Н. Главный бухгалтер. Методические указания по организации учета животных на выращивании и откорме. 2009 № 117. - с.25.

.Гетман Н. Главный бухгалтер. Сельское хозяйство. Учет животных, переданных на выращивание по договорам. 2010 №2. - с.16.

13.Гомола, А.И. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.И. Гомола, В.Е. Кириллов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 208с.

15.Полякова, С. И. Бухгалтерский учет : учеб. пособие / С. И. Полякова, Е. В. Старовойтова. - М. : ЭКСМО, 2010. - 416 с. - (Новое экономическое образование).

.Стешиц Л.И., Стешиц М.И. Бухгалтерский учет на сельскохозяйственных предприятиях/ Л.И. Стешиц. - Мн.: Высшая школа, 2009. - 189 с.

.Швецкая, В.М. Теория бухгалтерского учета: учебник для вузов / В.М. Швецкая. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 400 с.

Похожие работы на - Расчеты с поставщиками и подрядчиками

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!