Психолого-педагогические основы проведения практических занятий по дисциплине 'Пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,98 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психолого-педагогические основы проведения практических занятий по дисциплине 'Пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение'

Введение

В истории мировой педагогики и практики обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося человечества, общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный материал в этой области.

Во все времена мотивацию и интерес к обучению необходимо было пробуждать у обучаемых. Все отечественное общеобразовательное и профессиональное образование, в том числе в пожарной охране, длительное время, было ориентировано на обучение молодежи, которая в массе своей учиться не хотела. Это относится и к послереволюционному периоду (20-е годы 20 века), где в системе образования произошел отказ от учебников, учебных дисциплин, и к довоенному и послевоенному времени (30-е - 50-е годы 20 века), где только впервые в учебный процесс стали вводить производственную практику, да и в последующие периоды (вплоть до современного времени) ситуация не на много изменилась, где основная масса училась «из-под палки».

Образование в обществе того времени было фактически не востребованным, мотивация к учению у слушателей учебных пунктов и центров пожарной охраны и курсантов пожарно-технических учебных заведений была низкой. Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспитательного процесса, что педагог «тянет» учащегося к знаниям. Так из стремления заставить обучаемых осваивать учебный материал их аудиторная учебная нагрузка доводилась и в общеобразовательной школе, и в профессиональных учебных заведениях всех уровней, в том числе и в пожарной охране, до 40-50 часов в неделю. А оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса в такой ситуации как раз и являлась классно-урочная система . Она была чрезвычайно удобна тем, что материал подается малыми дозами. Учащиеся все время находятся под контролем преподавателя (а преподаватель, добавим, под контролем руководящего состава учебного заведения)

Современные социально-экономические условия в Российской Федерации предполагают значительные качественные изменения на всех образовательных уровнях, в том числе в деятельности Государственной противопожарной службы (далее ГПС).

Появление новых технологических процессов, производств и материалов, уникальных зданий и сооружений, объемно-планировочных решений объектов защиты, совершенствование систем автоматической противопожарной защиты, пожарной техники и вооружения, тактики спасения людей и различного имущества при пожарах, требует соответствующего дополнительного обучения сотрудников и работников Государственной противопожарной службы. Наряду с традиционными формами обучения, необходимо использовать и нетрадиционные формы обучения, которые позволят обучаемым адаптироваться к изменяющимся экономическим и социальным условиям в кратчайший срок и с минимальной затратой усилий.

В современных социально-экономических условиях и кадровой политике, в том числе в системе МЧС России, ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста, т.е. при хорошем образовании человек получает более достойную и респектабельную работу. Во главу угла сегодня ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «субъектно - объектные отношения» должна поменяться на позицию «объектно - объектные отношения». Преподаватель должен сориентировать, направить слушателя, создать условия, акцентировать актуальность дисциплины, найти личностно - значимые точки для обучаемого в каждом отдельном предмете. Прочитав вводные и обзорные лекции, преподаватель должен направлять самостоятельную работу обучаемого, время от времени консультировать, оказывать помощь в его самостоятельном движении от незнания к знанию - посредством индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в интерактивных формах, в малых группах и командах и т.д.

Создание условий для развития личности слушателя и качества профессиональной подготовки - ведущая задача переустройства системы профессионального образования, в том числе в системе ГПС. Поиск ориентиров в ее реализации ведется учеными и практиками, что находит отражение в работах Проблемы профессионального образования раскрываются в трудах в числе профессорского состава Академии ГПС МЧС России, таких как М.Д. Безбородько, Н.Г. Топольский , Н.Н. Брушлинский и др. Как отмечал в своих трудах профессор М.Д. Безбородько : «Образование и воспитание будущего инженера должны включать веру, способность понимания им социальной значимости своего труда, его возможных последствий, а следовательно, и социальной ответственности».

Актуальность исследования. Современные учебные центры Федеральной противопожарной службы (далее УЦ ФПС) - базовое звено дополнительного профессионального образования сотрудников и работников ГПС, в которых в первую очередь осуществляются процессы реформирования образования. Современные учебные центры ФПС должны формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся сотрудников и работников ГПС, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Одной из целей преобразований признается повышение уровня организации учебного процесса. На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационных форм учебной деятельности, которые были бы адекватны современным социокультурным условиям.

Решение данных проблем возможно в системе нетрадиционных форм обучения учащихся, объединившей разнообразные формы и методы организации обучения и позволяющей придать новую динамику образовательному процессу при сохранении и эволюционном развитии наиболее перспективных форм, методов и структур в традиционной классно-урочной системе образования.

Многообразие форм организации обучения порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов обучаемого, что обуславливает не только расширение диапазона базового образования, но и получение специальных научных и профессиональных знаний, навыков и умений.

Развитие системы практических занятий обучения придает процессу образования творческий характер, обуславливает его целостность и многомерность, органично укладываясь в концепцию непрерывности образования.

Актуальность проблемы определяется необходимостью разрешения указанных противоречий, а также необходимостью целостного теоретического осмысления сущности, структуры и особенностей при проведении практических занятий со слушателями учебных центров ФПС, позволяющей расширить диапазон базового образования, создать оптимальные условия для саморазвития личности.

Объектом исследования является организация учебного процесса в учебных центрах федеральной противопожарной службы.

Предметом исследования является организация системы применения практических занятий при обучении в учебном центре дополнительного профессионального образования в системе ГПС и педагогические условия ее совершенствования.

Исходя из вышесказанного, целью работы является рассмотрение современных психолого-педагогических основ при проведении практических занятий.

Задачи исследования:

) рассмотреть практические формы организации обучения;

) рассмотреть приёмы активизации деятельности слушателей на практическом занятии;

) Составление методической разработки по дисциплине «Пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение.» и теме: «Работа с насосом на АЦ и АНР»

Рассмотрению и краткому описанию отдельных, форм и методов учебной деятельности и посвящена данная выпускная квалификационная работа.

Глава 1. Психолого-педагогические основы проведения практических занятий

.1 Характеристика основных форм и методов обучения

В современной педагогической литературе термин «форма» используется в различных вариантах: «формы организации обучения», «организационные формы обучения», «формы обучения» и т.д. Анализ различных позиций в определении понятия «форма» показывает, что среди современных ученых-педагогов нет единого понимания этого понятия. Авторы учебников и учебных пособий по педагогике каких-либо убедительных различий в указанных выше терминах не приводят, и довольно часто они употребляются как синонимы. Общим для большинства существующих определений различных авторов является признание формы как внешней стороны организации учебного процесса, имеющей связь с внутренней, содержательной стороной.

Современный словарь по педагогике предлагает следующее определение: «форма обучения - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме».

Форма организации обучения есть ограниченная жесткими рамками времени конструкция отдельного звена или совокупности звеньев процесса обучения, включающая управление преподавателем учебной деятельностью класса, групп или отдельных учащихся над определенным содержанием учебного материала, зафиксированного в соответствующих источниках знаний, с использованием сочетания методов, приемов, средств обучения и форм учебной работы.

В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения:

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

Метод - способ совместной деятельности преподавателя и учащегося с целью решения задач.

Но необходимо указать на различие двух терминов, включающих понятие «форма обучения»:

) формы обучения: коллективная, фронтальная и индивидуальная работа учащихся на уроке;

2) форма организации обучения, как вид занятия - урок, предметный кружок и т.п.

Форму обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.

Такая же «разноголосица» наблюдается и в попытках классификации этих понятий. В качестве критериев классификации форм обучения чаще всего используются следующие:

) количество и состав учащихся,

) место учебы,

) продолжительность учебной работы и др.

По количеству и составу учащихся выделяются: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

По месту учебы - в учебных заведениях и вне учебных заведений.

По длительности учебных занятий различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70-80 мин), сокращенные уроки (30-35 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности .

Все формы обучения делятся, в соответствии с вышеперечисленными критериями, на следующие группы: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные.

Также все многообразие организационных форм обучения с точки зрения решения ими целей образования и систематичности их использования можно разделить на три группы: основные, дополнительные и вспомогательные.

К основным формам относится урок.

К дополнительным - занятия, которые проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Эта группа включает также консультации и работу по самоподготовке учащихся.

К вспомогательным формам относятся занятия, направленные на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей учащихся в соответствии с их склонностями. Это, прежде всего, факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

В современной дидактике организационные формы обучения делятся на обязательные и факультативные, классные и домашние занятия. Он выделяет общие и конкретные формы. К общим формам можно относити фронтальные, групповые и индивидуальные, а к конкретным - уроки и другие формы учебных занятий по определенному предмету.

Внутренние формы организации обучения, классифицируя их по структурному взаимодействию элементов с точки зрения доминирующей цели обучения: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

А.М. Новиков проводит классификацию форм обучения по одиннадцати критериям:

) по способу получения образования;

) по количеству образовательных учреждений, в которых учится обучающийся, проходя одну образовательную программу;

) по системам обучения;

) по механизму декомпозиции содержания обучения;

) по основанию непосредственного или опосредованного общения обучающихся с педагогом и/или учебными материалами;

) по числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие;

) по числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие (по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся);

) по основанию «монолог-диалог»;

) по месту проведения учебных занятий;

) по целевой направленности занятий;

) по видам учебных занятий.

Проведенный анализ показал, что в современной педагогике нет четкого разделения понятий «формы организации обучения», «организационные формы обучения», «формы обучения» и т.д. Наличие многочисленных классификаций не позволяет учащимся и учителям-практикам разобраться в сущности данных понятий.

С.А. Михеева предлагает следующую типологию форм обучения:

а) формы обучения (формы получения образования);

б) формы организации учебных занятий (организационные формы учебных занятий);

в) формы организации учебной деятельности. В рамках обозначенных типов формы классифицированы по видам

Формы получения образования делятся на следующие виды: очная, заочная, вечерняя, экстернат, дистанционная и т.д. Каждому виду дается вполне конкретное описание (определение).

Очная форма - форма обучения, предполагающая обязательное посещение занятий, проводящихся в учебном заведении.

Заочная форма - форма обучения, позволяющая сочетать получение образования с профессиональной трудовой деятельностью. Особенностью заочной формы обучения является больший (по сравнению с очной формой обучения) объем самостоятельной работы, связанной с выполнением контрольных заданий (контрольных работ, эссе и т.п.).

Очно-заочная (вечерняя) форма - форма обучения, предполагающая посещение занятий два-три раза в неделю по вечерам. Для осуществления промежуточного контроля знаний при этой форме обучения проводятся контрольные работы, коллоквиумы.

Экстернат - форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию .

Следует отметить, что термин «дистанционное образование» , получил значительно меньшее распространение по сравнению с термином «дистанционное обучение». Это в значительной степени объясняется тем, что в России, в соответствии с Законом «Об образовании», дистанционной формы образования нет - закон регламентирует только четыре основных формы образования: очную, заочную, очно-заочную и экстернат, а также в форме семейного образования и самообразования.

Электронное обучение - новый для российской системы образования термин, который используется сегодня сравнительно редко. Данное понятие интегрируют ряд терминологических понятий в сфере применения современных ИКТ в образовании, таких как компьютерные технологии обучения, интерактивное мультимедиа, обучение на основе web-технологий, он-лайн обучение и т.п. Термин «электронное обучение» (ЭО) часто отождествляют с понятием «дистанционное обучение». Это не совсем так. Электронное обучение можно трактовать как одно из направлений дистанционного обучения. Важной особенностью электронного обучения является наличие специальной обучающей среды (оболочки) и возможность обучения в режиме On-line .

В настоящее время используется также термин «смешанное (комбинированное) обучение», под которым понимают такую организацию образовательного процесса, при которой технологии электронного обучения сочетаются с традиционным преподаванием в аудитории по расписанию в очном режиме .

Формы организации учебных занятий делятся на два вида: урок и внеурочные формы организации учебных занятий (факультативное занятие, учебная экскурсия, конференция, домашняя работа и другие). В отечественной школе урок остается основной организационной формой учебных занятий.

Урок - форма организации учебных занятий с группой учащихся одного возраста, постоянного состава и с единой для всех программой обучения. Выделяют следующие типы уроков: урок овладения новыми знаниями; урок формирования и совершенствования умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок повторения, закрепления знаний; контрольно-проверочные уроки; комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач. Существуют и другие типологии уроков.

Экскурсия - форма организации учебных занятий, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью. В зависимости от дидактической цели и содержания предмета обучения экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала; сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного.

Учебная конференция - форма организации учебных занятий, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Конференции выполняют следующие функции:

а) расширение и углубление знаний по изученным вопросам;

б) формирование умений работы с источниками информации;

в) формирование навыков публичных выступлений с докладом (сообщением);

г) воспитание интереса к самостоятельной научной работе.

Проведение конференций способствует выявлению склонностей и способностей учащихся, развитию интереса к научным знаниям.

Консультации - для учащихся проводятся с целью устранения пробелов в знаниях и умениях и оказания помощи в усвоении предмета. В процессе консультаций преподаватель отвечает на вопросы учащихся, возникшие в процессе учебной работы.

Домашняя учебная работа - это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения. Домашняя работа выполняет функции закрепления знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала, развития умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение.

Факультативные занятия - это один из видов дифференциации обучения. Факультатив - необязательный учебный курс <#"789983.files/image001.jpg">

Рис. 1. Показания мановакууметра при испытании насоса на герметичность (сухой вакуум). Деления шкалы от 0 до -1 показаны условно.

по истечении времени - сделать заключение о герметичности насоса и открыть сливной кран центробежного насоса.

После показа последовательности проведения проверки запустить двигатель и предложить одному из слушателей осуществить проверку насоса на герметичность, попросив его прокомментировать свои действия и использовать допущенные ошибки при работе для подробного разбора характерных ошибок при выполнении данного упражнения.

Предложить еще нескольким слушателем повторить проверку.

После выполнения перечисленного комплекса работ, напомнить, что все эти операции водитель пожарной автоцистерны должен выполнять каждое утро, при смене дежурства. Обратить их внимание в необходимости осуществления контроля за действиями водителей со стороны начальствующего состава пожарных частей в повседневной деятельности оперативных подразделений ГПС МЧС России.

Ответить на вопросы о порядке проведения проверки на герметичность пожарных центробежных насосов.

Отработка четвертого учебного вопроса.

Дать задание подсоединить к напорному патрубку насоса напорный рукав, к рукаву подсоединить ручной ствол.

Выполнить упражнение самостоятельно, в медленном темпе, сопровождая свои действия подробными пояснениями по порядку выполнения упражнения, при этом привлечь к пояснениям слушателей.

Порядок действий:

присоединить рукавную линию к напорному патрубку (при этом нужно стремиться, чтобы количество изгибов при прокладке рукава было минимальным);

проверить при помощи ключа плотность закрытия заглушки на всасывающем патрубке насоса, а также вентилей, задвижек и краников;

из кабины водителя запустить двигатель, выключить сцепление, включить коробку отбора мощности (КОМ), плавно переместив рычаг включения в положение «на себя», включить сцепление;

подойдя к насосному отсеку - выключить сцепление, переведя рычаг дистанционного управления сцеплением в положение «на себя»;

открыть вакуум - клапан для обеспечения выхода воздуха из полости пожарного насоса. (наличие воздушной пробки в верхней части полости насоса не позволяет воде заполнить насос);

открыть вентиль из цистерны, после появления воды в смотровом глазке вакуум - клапана или из диффузора ГВА, закрыть вакуум-клапан;

включить сцепление и увеличить обороты до давления на манометре 2-3 кгс/см2;

плавно открыть задвижку напорного патрубка;

плавно прибавить газ и довести давление до необходимой величины.

После появления воды из ручного ствола, выполнить операции по прекращению подачи воды, а именно:

снизить обороты двигателя до холостых;

выключить сцепление;

закрыть вентиль подачи воды из цистерны;

закрыть задвижку подачи воды в напорную линию;

выключить КОМ и двигатель автомобиля;

открыть сливной краник из насоса и вакуум-кран.

Далее проводить отработку упражнения с каждым слушателем, добиваясь немедленного устранения имеющих место ошибок.

После выполнения упражнения всеми слушателями подгруппы ответить на вопросы о порядке подачи воды от автоцистерны без установки ее на водоисточник.

Отработка пятого учебного вопроса.

Дать задание о подсоединении к всасывающему патрубку насоса всасывающего рукава с подсоединенной всасывающей сеткой. Опустить рукава с сеткой в водоем. Всасывающая сетка должна быть опущена не менее, чем на 300 мм. ниже уровня воды (во избежание подсоса воздуха), но не на дно водоема.

Выполнить упражнение самостоятельно, в медленном темпе, сопровождая свои действия подробными пояснениями по порядку выполнения упражнения в следующей последовательности:

проверить закрытие сливного краника, всех задвижек, вентилей и кранов;

включить коробку отбора мощности;

выключить муфту сцепления из насосного отсека (вращение вала насоса при создании разрежения в полости насоса недопустимо);

открыть вакуум - клапан «на себя» и включить подсветку смотрового окошка;

включить газоструйный вакуумный аппарат;

рычагом дроссельной заслонки увеличить обороты двигателя до максимальных (слышен характерный шум работающего ГВА);

при появлении воды в смотровом окошке (можно ориентироваться и по изменению звука работающего ГВА), сделать небольшую выдержку до прекращения выхода пузырьков воздуха, затем закрыть вакуум - клапан (положение «от себя»);

убавить частоту вращения двигателя до «холостого хода»;

выключить ГВА;

включить сцепление;

рычагом дроссельной заслонки установить давление воды на манометре 2-3 кгс/см2;

плавно открыть напорную задвижку в рукавную линию;

плавно довести давление до необходимой величины.

При появлении воды из ручного ствола, выполнить операции по прекращению подачи воды, а именно:

снизить обороты двигателя до минимальных;

выключить сцепление;

закрыть задвижку подачи воды в напорную линию;

выключить КОМ и двигатель автомобиля;

открыть сливной краник из насоса и вакуум -кран.

Далее проводить отработку упражнения с каждым слушателем, добиваясь немедленного устранения ошибок при их допущении.

После выполнения упражнения всеми слушателями подгруппы ответить на вопросы о порядке подачи воды от автоцистерны при установке ее на водоисточник.

По окончании первой части практического занятия, командир группы строит личный состав, проверяет наличие и докладывает преподавателю о готовности к смене места проведения занятия.

Подгруппы слушателей меняются рабочими участками и осуществляют их отработку на другом типе пожарных машин (преподаватели остаются на тех же рабочих участках).

Заключительная часть (10 минут)

Дать указание командиру группы на построение личного состава в двух шереножный строй.

Отметить качество работы группы. Подвести общий итог занятия, при этом отметить слушателей, которые наиболее хорошо и правильно усвоили и выполнили все отрабатываемые способы и приемы подачи огнетушащих веществ и слушателей, не проявивших должной активности и интереса к рассматриваемым вопросам.

Объявить выставленные оценки.

Ответить на вопросы.

Выдать задание на самоподготовку, объявить тему, вид и место проведения следующего занятия.

Поставить в известность начальника УПЧ о обнаруженных недостатках в техническом состоянии пожарных автомобилей и ПТВ с целью их устранения.

Задание на самоподготовку:

1. Повторение изученной темы.

2. Составить и представить к следующему занятию подробный конспект, в котором должен содержаться порядок выполнения каждого из упражнений, а также схемы боевого развертывания.

Литература, рекомендуемая по данной теме:

Основная:

1.           Степанов К.Н., Повзик Я.С., Рыбкин И.В. Пожарная техника. Справочник: М.: ЗАО «Спецтехника», 2003, 400 с.

.             Богданов М.И., Архипов Г.Ф., Мястенков Е.И. Справочник по пожарной технике и тактике. Учебное пособие: УГПС СПб и ЛО МЧС России. 2002, 120 с

3.      Федотов М.Н. Приемы забора и подачи огнетушащих веществ. Ч 1 и 2. СПб: СПбВПТШ., 1992.

Дополнительная:

4.           Безбородько М.Д., Иванов А.Ф. и др. Пожарно-техническое вооружение. М.., Стройиздат.,1981.

5.      Рекомендации по практической работе со специальными агрегатами пожарных автомобилей. ВНИИПО МВД России, 1994г.

Нормативно-техническая и справочная

6.           Приказ МВД России №34 от 24.01.96г. «Наставление по технической службе ГПС МВД России».

7.      НПБ 163-97* Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний.

.        НПБ 181-99 Автоцистерны пожарные и их составляющие.

Разработал:

Ст. преподаватель цикла ПТиС

подполковник внутренней службы А.В. Лавор

Заключение

обучение практический занятие профессиональный

В выпускной квалификационной работе были рассмотрены формы и методы обучения, был сделан акцент на методике проведения практического занятия. На практическом занятии происходит активное формирование профессиональных навыков и умений слушателей необходимых для повышения уровня их профессионализма.

В ВКР рассмотрены основные приёмы активизации обучающихся при проведении практического занятия.

Целью данной работы является методическая разработка для проведения практического занятия. Исходя из личного опыта преподавания дисциплины данная тема является трудноусваиваемой для данной категории слушателей и применение активизации при обучении приводит к более полному изучению и пониманию материала.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости использования подобной формы обучения в учебном процессе, поскольку это не только вносит разнообразие в организацию учебного процесса, но и позволяет преподавателю выявить, насколько успешно усвоен слушателями теоретический материал, а также сформировать необходимые профессиональные навыки и умения, которые, несомненно, пригодятся обучаемым в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, практическое занятие, применимо в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими знаниями.

Ценность практического занятия состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретными профессиональными ситуациями.

Литература

1.       Безбородько М.Д. Методика подготовки и проведения практических занятий. М. 2006;

2.      Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС РФ, от 31.08.2011г;

.        Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с

.        Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: 1991;

.        Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. - 185 с.;

.        Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005. - 62 с.;

.        Степанов К.Н., Повзик Я.С., Рыбкин И.В. Пожарная техника. Справочник: М.: ЗАО «Спецтехника», 2003, 400 с.

.        Богданов М.И., Архипов Г.Ф., Мястенков Е.И. Справочник по пожарной технике и тактике. Учебное пособие: УГПС СПб и ЛО МЧС России. 2002, 120 с

.        Федотов М.Н. Приемы забора и подачи огнетушащих веществ. Ч 1 и 2. СПб: СПбВПТШ., 1992.

10. Безбородько М.Д. и др. Пожарная техника. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.

Приложение 1

ЗАДАНИЕ

НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

по учебной дисциплине ” Пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение»

Тема № 11 «Работа с насосом на АЦ и АНР»

Место проведения: плац

Дата проведения: согласно расписанию занятий.

Учебные вопросы

. Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО).

. Проверка технического состояния насоса.

. Проверка насоса на герметичность (сухой вакуум).

. Подача воды от емкости АЦ без установки на водоисточник.

. Забор и подача воды из открытого водоёма.

В ходе подготовки к практическому занятию каждый слушатель обязан отработать теоретический материал по рекомендованной литературе и конспекту лекций.

Приложение 2

Краткий текст инструктажа по охране труда

В ходе изучения вопросов практического занятия, проявлять организованность и дисциплину. Не предпринимать самостоятельных действий, так как они могут привести к травмам, как самого слушателя, так и окружающих. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

Не покидать место проведения практического занятия без разрешения преподавателя.

Запрещается курение в неустановленных и необорудованных для этих целей местах.

Заметив нарушение инструктажа другим слушателем предупредить его о необходимости соблюдения требований обеспечивающих безопасность работы.

Командиру группы обеспечить неукоснительное соблюдение слушателями требований правил по охране труда

После проведения инструктажа по охране труда, каждый курсант расписывается в журнале учета проведенных инструктажей по технике безопасности с личным составом.

Похожие работы на - Психолого-педагогические основы проведения практических занятий по дисциплине 'Пожарная и аварийно-спасательная техника, связь, автоматика, противопожарное водоснабжение'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!