Проблемы нравственного воспитания младших школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,23 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы нравственного воспитания младших школьников

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы нравственного воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики

1.1 Историография и современное состояние проблемы

1.2 Сущностные характеристики нравственного воспитания

1.3 Общая характеристика народной педагогики

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики

2.2 Содержание экспериментальной работы по нравственному воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики

2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по нравственному воспитанности младших школьников

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложения

 

Введение


Актуальность исследования. В настоящее время, формирование гармонически развитой личности, обладающей высокими моральными качествами, призванной утверждать новые общественные отношения - главная задача учителей.

В сегодняшних условиях необходим целенаправленный взвешенный выбор методов воспитания, позволяющих реально оценить возможности учителя, помочь ему разобраться в упущениях и недостатках, найти эффективные пути решения нравственных проблем, вставших перед обществом.

Среди средств, направление на улучшение нравственного воспитания подрастающего поколения особое место занимает устное народное творчество, отражающее опыт и традиции народа, его надежды.

Обилие информации, податливость и пластичность материала, близость тем к духовным устремлениям младших школьников позволяют говорить об эффективности использования средств и методов народной педагогики.

Противопоставление таких нравственных общечеловеческих качеств как добро и зло, доброжелательность и подлость, чистосердечие и зависть, совесть и мошенничество, трудолюбие и тунеядство, милосердие и жестокость, гуманизм и бессердечие, патриотизм и измена родине в традициях помогает выработать позитивное отношение к морали, к нравственным ценностям и нормам, выработанными народными массами в процессе многовековой борьбы против эксплуатации, за свободу, за мир и счастливую жизнь.

Сегодня когда перед нами стоит задача "всемирно укреплять преемственность поколений многих народов, зажечь стремление умножить исторический опыт, воспитывать людей сильных духом", необходимость учета региональных особенностей народного творчества возрастает.

Опираясь на исторический опыт нашей цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, школа призвана формировать у детей конкретные нравственные качества - трудолюбие, уважение к старшим, гуманизм, чувство коллективизма, честность, преданность, долг, совесть, правдивость, терпимое отношение к людям, имеющие глубокие корни в жизни народа, его национальную культуру являются сказки.

При незнании национальных особенностей народа, его психологии, его традиций и обычаев, пренебрежительное отношения к прошлому означает разрушение связи между поколениями.

Данной проблемой занимались такие педагоги как Аристотель, Арсалиева М.Х., Афанасьева В.Ф., Богданова О.С., Беловолова С.П., Волков Г.Н., Григорьев В.М., Гуртуева М.Б., Измайлова А.Э., Коменский Я.А., Крупская К.К., Керимшеева О.А., Кергилова Н.В., Леонов Л.Н., Макаренко А.С., Огородников И.Т., Платон, Разумный В.А., Ханбиков Я.И. и др.

Исходя из актуальности, для практики начальной школы нами сформулирована тема выпускной квалификационной работы: "Нравственное воспитание младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики".

Объект исследования: нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования: нравственное воспитание младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики.

Цель исследования: определить пути нравственного воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики и экспериментально проверить.

Задачи исследования:

1.      Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.      Раскрыть сущность понятия нравственного воспитания.

.        Разработать методику по нравственному воспитанию младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики.

Гипотеза исследования: В основу выпускной квалификационной работы положено предположение о том, что нравственное воспитание младших школьников через опыт и традиции будет протекать успешней, если:

·        целенаправленно осуществляется этическое просвещение, обеспечивающее самоопределение школьников в системе нравственных, культурных ценностей;

·        традиции опыт народной педагогики целенаправленно включается и интегрируется в содержание и формы учебно-воспитательного процесса школы;

·        содержание нравственного воспитания школьников ориентируется на уровень развития представлений детей о взаимосвязях "человек-человек", "человек-общество", "человек-природа";

·        учащийся приобщается к доступным, нравственно ориентированным формам и видам деятельности, при этом воспитатель выступает примером носителя и проводника нравственной культуры.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике. Для решения частных исследовательских задач используются также наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, тесты, изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся; создание специально конструируемых педагогических, ситуаций.

Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является опытная работа.

Этапы исследования:

Первый этап - теоретический (сентябрь - декабрь 2004): анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы выпускной квалификационной работы.

Второй этап - экспериментальный (январь - апрель 2005): проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Третий этап - обобщающий (апрель - май 2005): анализ и сравнение полученных результатов, и литературное оформление выпускной квалификационной работы.

Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивались результатами опытной работы, адекватностью методик исследования его предмету и задачам

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по различным направлениям: выступление автора на занятиях в учебном заведении, на заседании методического совета в базовой школе; в процессе непрерывной педагогической практики

Практическая значимость работы определяется тем, что она вооружает учителей начальных классов теоретически обоснованной и практически выбранной методики использования традиций, в целях нравственного воспитания младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы.

Базой исследования: МО СОШ №1 г. Новосибирска

Структура работы: выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

нравственное воспитание народная педагогика

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы нравственного воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики


1.1 Историография и современное состояние проблемы


Исследованию формирования нравственных отношений посвящены работы многих философов, социологов, психологов и педагогов. Интерес к данной проблеме объясняется необходимостью выявления теоретических закономерностей и разработкой практических методов формирования нравственных отношений. Исследование этой проблемы имеет свою историю, определенные достижения и тенденции развития.

В истории науки впервые на проблему формирования нравственного воспитания обратили внимание древнегреческие философы: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и др.

Платон (428/427 - 348/347 гг. до н.э.), признавая врожденный характер доброжелателей, отмечал, что им можно научить, что все есть знание: и справедливость, и рассудительность, и мужество, что добродетель поддается изучению. Таким образом, Платон обратил внимание на необходимость нравственного воспитания [25, с.15].

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) считал, что даже разумная часть души получает свое содержание из окружающей среды. Отсюда вытекает его стремление к сравнению души человека с дощечкой для письма, его оригинальная концепция души человека, как "чистой доски" [22, с.31].

Анализ этических воззрений античных философов позволяет сделать определенные выводы.

Во-первых, как отмечали многие из них, люди научились жить в согласии друг с другом. В частности, Демокрит писал: "Правда, достигнуть

1.2 Сущностные характеристики нравственного воспитания


Исследования проблем нравственного воспитания имеет свою историю, определенные достижения и тенденции развития. В истории наук одним из первых на проблему формирования нравственности обратили внимание философы Сократ, Платон, Демокрит, признавая врожденный характер добродетелей, отмечали, что добродетели можно воспитать, научить им, что есть все знания: и справедливость и рассудительность, и мужество, что добродетель поддается изучению. Таким образом, они обосновали необходимость нравственного воспитания.

В эпоху феодализма Фома Аквинский, представитель религиозной эпохи, в своих трудах логически обосновал божественное происхождение нравственности: "В Боге нет никакого несовершенства". Философы эпохи Возрождения отстаивали идею естественного происхождения морали, ее суверенность перед притязаниями религии на роль источника нравственных ценностей [23, с.9].

Социалисты-утописты Томас Мор и Томмазо Кампанелла видят причину нравственных пороков людей в существовании частной собственности. Истоки нравственности выводят из природы человека, и его естественных стремлений, к взаимной поддержке и солидарности. Понятия, относящиеся к нравственности, морали, педагогической науке развивались и уточнялись.

По мнению О.Г. Дробницкого "Мораль - это не обособленная сфера деятельности человека, его поведения, а специфический способ его регуляции, не зависящий от предметного содержания действия. Мораль - особая форма социальных отношений, регулирующих деятельность людей в самых различных областях общественной жизни" [25, с.21].

Основными элементами морали как сложного целого являются:

.        нравственная деятельность, т.е. вся совокупность поступков людей;

2.      отличающие мораль особые способы регуляции этих действий - нравственные отношения;

.        моральное сознание.

Эти элементы не рядорасположены, а взаимно покрывают друг друга, а потому могут быть определены одним посредством другого. Собственно моральная сторона в многообразной деятельности человека может быть вычленена лишь посредствам специфически нравственных способов ее регуляции. Иными словами, моральные отношения - это те же явления нравственного поведения, но рассматриваемые с точки зрения их моральной обусловленности и значения. Нравственное же сознание, рассматривая социальную действительность под своим, особым углом зрения, как раз и выделяет в ней то, что относится к деятельности и отношениям морали по своей сути нравственное сознание является широко массовым, всеобщим, и в тоже время остается глубоко личностным, индивидуальным.

Нормы, правила поведения, понятия добра и справедливости могут мыслиться личностью таким образом, что в них будет вкладываться каждый раз и индивидуальный смысл. В личностных понятиях раскрывается та особенность нравственности в целом, что в ней общественные нормативы принимаются и осознаются самим деятельным субъектом, становится его самовелениями и самооценками. На основе общеобаятельных нормативов нравственности вырабатывается особый строй моральных отношений, требований, второго порядка, который находит свое воплощение в индивидуальных проявлениях. Сложившаяся система морали, с одной стороны, определяет уровень нравственности развивающегося в ней индивида, с другой, как бы ставили границы свободного волеизъявления. Ограничивая индивидуальный выбор добра и зла, общественная мораль обрекает индивид на жесткую зависимость от установленных ее же коконов. В то же время предписание морали предполагает определенное "пространство" для творческого поступка, а не уже готовую форму поведения, которую следует только воспроизвести и передать по традиции.

1.3 Общая характеристика народной педагогики


В истории многовекового развития без официальной педагогики и школы народ шел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения, навыки, необходимые в жизни. Один из основополагающих принципов народной педагогической мысли - воспоминание реальной жизнью. Этот принцип можно считать одним из ценных положений народной педагогики. Воспоминание реальной жизнью великие мыслители прошлого стремились показать как "естественное", "природосообразное" воспитание.

Прогрессивные народные традиции воспитания обогащают теорию педагогики аргументированными положениями, закономерностями процесса воспитания и обучения, а педагогическую практику - эффективными способами, приемами и средствами воспитания.

Принцип воспитания реальной жизнью заложен в основу новой парадигмы образования. Из принципа природосообразности воспитания впоследствии развивалось положение о связи обучения и воспитания с жизнью, которое несет в себе главную идею воспитания в реальной жизни. Еще в 1916 г. П.П. Блонский писал: "Мы должны самым решительным образом отвергнуть проклятое обособление школы от жизни" [12, c.101]. По его мнению, в народной школе ребенок должен научиться жить. "Жить" означает не только познавать действительность, но и преобразовывать ее. Новую школу Блонский мыслил как самостоятельную детскую общину с коллективной деятельностью учащихся, которая по своему строю должна быть организацией не только учения, но и всей жизни ребенка. С.Т. Шацкий придерживался аналогичному взгляду. Он считал школу своеобразным социальным ферментом, где ученик жить и работать только на жизненном материале, где составной частью педагогического процесса является

Выводы по первой главе


Народная педагогика, как неотъемлемая часть педагогического наследия нашей многонациональной страны, во все времена служила целям передачи молодому поколению производственного, морального и социального опыта старших поколений. Вытекая из разнообразной повседневной деятельности, народная педагогика осуществляла преемственную связь поколений, и являлось важным звеном в едином диалектическом процессе развития человека.

Содержание народной педагогики заключается в том, что она представляет собой совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, идей, убеждений, навыков и обучения подрастающего поколения.

Таким образом, можно сказать, что нравственная культура заключается в осознании единства человеческой сущности с природной средой, гармоническом взаимодействии культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения.

Народная педагогика и нравственная культура являются неотъемлемыми аксиологическими компонентами духовной культуры народа и имеют самостоятельные поля функционирования, тесно взаимодействуют в этнопедагогическом пространстве.

Важное значение для нравственного развития детей имеет расширенные сферы и содержания их обучения с окружающими людьми, особенно с взрослыми, которые служат детям примером для подражания и основным источником формирования этических представлений и знаний.

Глава 2. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики


2.2 Содержание экспериментальной работы по нравственному воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики


Нравственное воспитание, "как мощное тайное оружие человеческого духа", проникая по всей сфере деятельности и поведения личности и обеспечивая единство их проявления в соответствии с требованиями общественной морали, становится результатом в процессе духовного воспитания личностью всей социальной реальности. Нравственное сознание отражает нравственные явления, прежде всего в форме представлений, знаний, оценок, отношений и мотивов. Оно обуславливает развитие нравственного самосознания ребенка, начиная от непосредственного переживания своих отношений с окружающими людьми и действительностью до осознания, познания себя. Нравственное сознание младших школьников формируется разными способами - через эмоциональную и рациональную сферу, выработку навыков нравственного поведения и деятельности через воспитание и развитие представлений о норме, идеале, заповедях, принципах. Все они становятся нравственными убеждениями и мотивами нравственного поведения.

Одна из главных форм проявления нравственных отношений в обществе - нравственные ценности, отражающие ценности представления, относящихся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости и счастья. В ценностях сконцентрирован жизненный опыт человечества, который в свою очередь посредствам этих ценностей передается из поколения в поколение, межпоколенческую связь.

Вторым этапом нашего исследования был миниформирующий эксперимент. Здесь было разработано и проведено внеклассное мероприятие по формированию нравственной воспитанности с использованием народной педагогики "Урок нравственности". Так же на уроках русского языка и природоведении использовались средства народной педагогики (см. Приложение 4).

Мероприятие "Урок нравственности" было проведено следующим образом: класс празднично украшен, на доске прикреплены плакаты с пословицами, поговорками. На доске размещена плакаты, на которых написано "Доброе слово человеку, что дождь в засуху", "Не одежда красит человека, а его добрые дела", "Спешите делать добро". Учащимся было дано опережающее задание подготовить сказки, пословицы, поговорки на тему нравственности.

Цель мероприятия: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитания стремления совершать добрые дела. Развитие самооценки.

Мероприятие начиналось со стихотворения, которое обращает внимание ребят на готовность к уроку. После стихотворения учителя идет беседа "О добре и зле". По окончанию беседы учащиеся предлагают пофантазировать на тему "Планета добра". Для закрепления всего представленного ребятам предлагается взять с "Планеты добра" самые добрые и искренние поступки (ребята предлагают различные варианты). После чего дети с учителем делают вывод и подводят итог.

Следующий этап беседа "О волшебных сказках".

Ребятам предлагается вспомнить, часто ли они употребляют добрые слова (волшебные слова). После обсуждения предлагается игра "Волшебные слова" (читается стихотворение и там где учитель останавливается, дети говорят доброе слово), например:

Будьте здоровы!

Если кто - то, допустим, чихнет,

Вы готовы

Тут же откликнуться: … (Будьте здоровы!)

Надо либо кивать, либо

Благодарно сказать человеку… (Спасибо!)

Потом задается вопрос, "Какие мы еще добрые "волшебные" слова не назвали?", дети называют слова.

После того, как дети назвали слова, разыгрываются сценки:

"Продавец покупатель" (2 учащихся); "У врача" (несколько учащихся).

После окончания сценок идет обсуждение. Ребята высказывают свое мнение о поступках. В закреплении делается вывод. Дети читают пословицы: "Доброе слово человеку, что дождь в засуху", "Не одежда красит человека, а его добрые дела". После прочтения идет обсуждение их смысла.

Задается вопрос "Легко ли быть добрым человеком?" дети высказывают свое мнение. Учитель читает стихотворение "Вовка добрая душа".

Проводится игра "Сказки". Учитель называет сказочного герое, а дети хлопают в ладоши, если герой добрый. Если герой злой закрывают глаза ладонями.

После игры ребятам задается вопрос, "А на какого героя вы хотели бы быть похожими и почему?". Дети называют героя и доказывают свою точку зрения.

В заключении учащимся раздаются круги. И предлагается нарисовать на них добро и подарить тому человеку, которому они хотят сделать добро.

Учитель говорит добрые пожелания детям.

На уроках русского языка и природоведения также использовались средства народной педагогики. Например, на уроках русского языка при изучении нового словарного слова использовались пословицы "Сам погибай, а товарища выручай" (см. Приложение 5).

На уроках природоведения использовались загадки, например: "Брат с братом через дорогу жив, а один другого не видит".

Также на уроке природоведения использовался кроссворд на тему "Как мы воспринимаем окружающий мир", его вопросы составлены в форме загадок (см. Приложение 6).

Таким образом, анализ результатов полученных на завершающем этапе миниформирующего эксперимента показал устойчивую тенденцию к существенному улучшению нравственной воспитанности младших школьников.

2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по нравственному воспитанности младших школьников


В настоящее время народная педагогика является органической стороной общественной жизни, культуры своеобразным инструментом социализации подрастающих поколений, осуществляет связь между прошлым и будущим.

Народ сохраняет и передает последующим поколениям только те методы, средства, элементы своей воспитательной традиции которые действительно способны что-то воспитать.

Сейчас, когда перед нами стоит проблема нравственного воспитания, возрастает необходимость внедрение народной педагогики в воспитательный процесс.

Основным вариантом решения нравственных проблем в системе "человек - человек" является нравственное образование и воспитание, формирование нравственной культуры у подрастающего поколения. Важное место в формировании нравственной культуры учащихся занимает начальное звено образования.

Таким образом, не менее актуальным вопросом в системе нравственное образования учащихся является выбор методов, форм и средств, повышающих эффективность процесса воспитание. По нашему мнению увеличение результативности данного процесса способствует народная педагогика.

Исходя из вышесказанного, появилась необходимость выявления уровня нравственной воспитанности младших школьников.

Для выявления уровня состояния проблемы нами было проведено исследование на базе средней общеобразовательной школы №189 г. Новосибирска.

Исследование проводилось в 3а и 3б классах.

а класс - экспериментальный;

б класс - контрольный.

Хотелось бы дать краткую характеристику классов.

В 3а классе обучается 30 человек, из них 14 мальчиков и 16 девочек. Для всех учащихся характерен высокий уровень познавательного интереса.

Анализ успеваемости и качества знаний показал, что в классе 25 человек успевает на 4 и 5, качественная успеваемость составляет 83%, количественная успеваемость 100%.

Все ребята в классе активно принимают участие в общешкольных и классных мероприятиях.

В 3б классе обучается 31 человек, из них 19 мальчиков и 11 девочек. Для 17 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 10 учащихся средний, 4 - низкий.

Анализ успеваемости качества знаний учащихся показал, что в классе 17 человек успевают на 4 и 5, что составляет 58% качественной успеваемости, количественная успеваемость составляет - 100%.

Большинство ребят класса являются участниками общешкольных и классных мероприятий.

Исследование проводилось в 3 этапа:

.        констатирующий эксперимент;

2.      формирующий эксперимент;

.        контрольный эксперимент.

Цель исследования: выявить уровень состояния проблемы нравственной воспитанности младших школьников.

На констатирующем эксперименте нами использовались такие методы исследования как анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение.

Уровень нравственной воспитанности мы выявляли по следующим критериям и уровням:

·        когнитивный;

·        эмоционально-мотивационный;

·        деятельностный.

Таблица 1

Критерии и уровни нравственной воспитанности

Критерии

Уровни


Высокий

средний

Низкий

Когнитивный - должны знать понятия: мораль, добро, справедливость; правила поведения; знать устное народное творчество; отличать добро и зло, доброжелательность и подлость; чистосердечие и зависть, совесть и мошенничество, трудолюбие и тунеядство, милосердие и жестокость, гуманизм и бессердечие, патриотизм и измена родине.

Знают понятия: мораль, добро, справедливость; знают правила поведения, устное народное творчество; отличают добро и зло, доброжелательность и подлость, чистосердечие и зависть, совесть и мошенничество, трудолюбие и тунеядство, милосердие и жестокость, гуманизм и бессердечие, патриотизм и измена родине.

Имеют представление: морали, добра, справедливости, чистосердечия, совести, милосердия и трудолюбия.

Имеет представление о морали, добре и трудолюбии.

Эмоционально-мотивационный - имеют потребность, желание узнать о нормах нравственности, присутствие интерес к данному вопросу.

Дольно высокая степень сформированности нравственных потребностей и мотивов; доминирование в структуре личности нравственных потребностей и мотивов, постоянное устремленность совершенстве своего поведения в деятельности.

Отсутствие нравственных потребностей и мотивов, или наличие минимального набора нравственных мотивов; безразличное отношение к нравственным категориям, даже если они представлены в игровой форме.

Деятельностный - изучение дополнительной литературы; соблюдение правил поведения со сверстниками и старшими в школе, на улице и дома; уважение к старшим; участие в различных мероприятиях посвященных нравственному воспитанию; помощь в подготовки различных праздников.

Изучают дополнительную литературу; соблюдение правил поведения со сверстниками и старшими в школе, на улице и дома; уважение к старшим; участие в различных мероприятиях посвященных нравственному воспитанию; помощь в подготовки различных праздников.

Соблюдение правил поведения со сверстниками и старшими в школе, на улице и дома; уважение к старшим; участие в различных мероприятиях посвященных нравственному воспитанию.

Соблюдение правил поведения и уважают старших.


На констатирующем эксперименте проводилось тестирование. Тест "Размышление о жизненном опыте" состоял из двадцати вопросов. На каждый вопрос дается 3 варианта ответа (см. Приложение 1).

Во время тестирования задавались такие вопросы как, например,

"Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что ты сделаешь?"

а) они мои раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто потерял;

в) может быть, заберу себе.

% учащихся написали вариант "а", 75% учащихся дали ответ "б", 5% учащихся дали ответ "в".

"Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную работу для своего класса. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?"

а) поднимаю руку и сообщаю о свое м желании сделать работу;

б) сижу и жду, пока кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим временем, чтобы согласиться.

% учащихся дали ответ "а", 25% учащихся дали ответ "б", 10% учащихся ответили "в".

Также на констатирующем эксперименте с учащимися контрольного и экспериментального классов проводилось анкетирование. Анкета содержала в себе 12 вопросов. Вопросы анкеты построены таким образом, что на них нужно дать свой ответ (см. Приложение 2).

Хотелось бы привести несколько вопросов, например,

"Какие народные праздники отмечают у вас в семье?"

% учащихся ответили "Масленица; Новый год", 25% учащихся дали ответ "День рожденья" и 10% учащихся ответили "по-разному".

"Какие нравственные качества ты хотел (а) бы передать своим детям: уважение к старшим, трудолюбие, умение приспосабливаться к жизни, практичность, патриотизм?"

% учащихся ответили "Уважение к старшим", 10% учащихся дали ответы "Все перечисленные качества" и 20% учащихся ответили "по-разному".

На констатирующем эксперименте проводилась беседа, она проходила в форме диалога. Здесь задавались вопросы, на которые учащиеся высказывали своё мнение (см. Приложение 3).

Хотелось бы привести несколько примеров:

"Что для вас значит добро?"

Данный вопрос бурно обсуждался учащимися. Были даны такие ответы: Настя К., Саша С., Никита Т.

Настя К. ответила "Это все хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама".

Также в беседе задавался такой вопрос.

"Что для вас есть зло?"

Наиболее интересные ответы дали: Миша К., Руслан К., Настя В. и др.

Миша К. ответил "Это нечто противоположное добру: бурное, плохое, беда, несчастье".

"Вспомните, когда вы встречали в жизни добро?"

На данном вопросе у ребят возникли затруднения. Наиболее интересные ответы дали: Даша К., Леша С., Маша К.

Даша К. дала такой ответ: "Помощь пожилым людям, уступить место в транспорте, покормить бездомных животных и т.д.".

На основе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:

По когнитивному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

У учащихся контрольного класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

По эмоционально-мотивационному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

У учащихся контрольного класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

По деятельностному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

У учащихся контрольного класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального и контрольного классов средний уровень нравственной воспитанности.

Вторым этапом нашего исследования был формирующий эксперимент.

Цель формирующего эксперимента: формирование нравственной воспитанности младших школьников.

Здесь были разработаны и проведены внеклассное мероприятие по формированию нравственной воспитанности младших школьников (см. Приложение 4).

В разработанном мероприятии большое внимание уделялось нравственным отношениям. В разработанном мероприятии использовались средства народной педагогики, такие как загадки, пословицы, поговорки, сказки.

Так же на уроках русского языка и природоведения использовались средства народной педагогики.

Третьим этапом нашего исследования итоговый эксперимент. Эксперимент проводился в форме наблюдения. В результате наблюдения мы получили следующие результаты.

По когнитивному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

По эмоционально-мотивационному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

По деятельностному критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:

% учащихся обладают высоким уровнем нравственной воспитанности;

% - средним уровнем нравственной воспитанности;

% - низким уровнем нравственной воспитанности.

Все данные мы занесли в таблицу 2.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса уровень нравственной воспитанности повысился, а у учащихся контрольного класса уровень нравственной воспитанности не изменился.

Таблица 2

Динамика нравственной воспитанности младших школьников (в %)

Критерии

Уровни

Экспериментальный класс

Контрольный класс



До эксперим.

После эксперим.

До эксперим.

После эксперим.

 Когнитивный

высокий

20

25

15

15


средний

65

70

60

60


низкий

15

5

25

25

Эмоционально- Мотивационный

высокий

25

20

30

20


средний

65

60

65

60


низкий

10

20

5

20

Деятельностный

высокий

35

30

35

30


средний

55

50

60

50


низкий

10

20

5

20

Рис. 1. Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников экспериментального класса по первому критерию

Рис. 3 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников экспериментального класса по третьему критерию

Рис. 4 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников контрольного класса по первому критерию

Рис. 5 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников контрольного класса по второму критерию

Рис. 6 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников контрольного класса по третьему критерию

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса уровень нравственной воспитанности повысился.

На основе проведенного исследования хотелось бы дать несколько рекомендаций:

·        Увеличить количество часов на дисциплины нравственного цикла;

·        Проводить внеклассные мероприятия, посвященные нравственной деятельности;

·        Традиции и опыт народной педагогики целенаправленно включать и интегрировать в содержание и форму учебно-воспитательного процесса школы;

·        Воспитатель должен выступать примером носителя и проводника нравственной культуры.

Таким образом, анализ результатов полученных на завершающем этапе миниформирующего эксперимента показал устойчивую тенденцию к существенному улучшению нравственной воспитанности младших школьников.

Выводы по второй главе


Благодаря проведенным мероприятиям, где использовались средства народной педагогики у учащихся, повысился интерес к изучению народного творчества. Так же учащиеся пользовались дополнительной литературой по поиску загадок, пословиц, поговорок, сказок на нравственную тему.

Анализируя результаты экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса до эксперимента наблюдался средний уровень нравственной воспитанности. После проведения внеклассного мероприятия по формированию нравственной воспитанности младших школьников с помощью народной педагогики у учащихся экспериментального класса уровень экологической воспитанности остался средним, но высокий уровень повысился, а средний и низкий понизились.

А у учащихся контрольного класса, где не проводилось ни одного внеклассного мероприятия по формированию нравственного воспитания, уровень нравственной воспитанности не изменился.

Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий, а так же народная педагогика оказывают неоценимую помощь в нравственном воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с народным творчеством, развивается наблюдательность, способность видеть и ценить красоту народного творчества.

Заключение


Народная педагогика, как неотъемлемая часть педагогического наследия нашей многонациональной страны, во все времена служила целям передачи молодому поколению производственного, морального и социального опыта старших поколений. Вытекая из разнообразной повседневной деятельности, народная педагогика осуществляла преемственную связь поколений, и являлось важным звеном в едином диалектическом процессе развития человека.

Содержание народной педагогики заключается в том, что она представляет собой совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, идей, убеждений, навыков и обучения подрастающего поколения.

Исторический опыт свидетельствует, что педагогические взгляды, убеждения и идеи трансформировались и включались в действие в результате создавшихся традиций, обычаев, семейного уклада жизни. В процессе исторического становления народная педагогика накопила определенный опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Организация воспитания у народа преимущественно проходит в традиционных формах трудовой деятельности, различных формах взаимоотношений старших и младших, в процессе народных игр и праздников.

Таким образом, можно сказать, что нравственная культура заключается в осознании единства человеческой сущности с природной средой, гармоническом взаимодействии культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения.

Народная педагогика и нравственная культура являются неотъемлемыми аксиологическими компонентами духовной культуры народа и имеют самостоятельные поля функционирования, тесно взаимодействуют в этнопедагогическом пространстве.

Важное значение для нравственного развития детей имеет расширенные сферы и содержания их обучения с окружающими людьми, особенно с взрослыми, которые служат детям примером для подражания и основным источником формирования этических представлений и знаний.

Благодаря проведенным мероприятиям, где использовались средства народной педагогики у учащихся, повысился интерес к изучению народного творчества. Так же учащиеся стали, пользовались дополнительной литературой по поиску загадок, пословиц, поговорок, сказок на нравственную тему.

Анализируя результаты экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса до эксперимента наблюдался средний уровень нравственной воспитанности. После проведения внеклассного мероприятия по формированию нравственной воспитанности младших школьников с помощью народной педагогики у учащихся экспериментального класса уровень экологической воспитанности остался средним, но высокий уровень повысился, а средний и низкий понизились.

А у учащихся контрольного класса, где не проводилось ни одного внеклассного мероприятия по формированию нравственного воспитания, уровень нравственной воспитанности не изменился.

Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий, а так же народная педагогика оказывают неоценимую помощь в нравственном воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с народным творчеством, развивается наблюдательность, способность видеть и ценить красоту народного творчества.

Библиографический список


1.      Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа [Текст] / К.Ш. Ахияров. - Башкортостан: Башк. гос. пед. ун-т А.Н. Рееп, 2000. - 327с.

2.      Атангулов, У.Ш. Педагогические условия использование идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании младших школьников [Текст] / У.Ш. Атангулов. - Уфа: ин-т истории, языка и литературы, 1993. - 21с.

3.      Байчекуева, Н.Х. Педагогические условия возрождения традиционной культуры воспитания в целостном педагогическом процессе [Текст] / Н.Х. Байчекуева. - М.: Просвещение, 1995. - 125с.

4.      Багданова, О.С. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников [Текст] / О.С. Багданова, В.И. Петрова. - М.: Прсвещение, 1972. - 243с.

5.      Багданова, О.С. Нравственное воспитание младших школьников [Текст] / О.С. Багданова. - М.: Просвещение, 1975. - 105с.

6.      Багданова, О.С. Воспитание культуры поведения учащихся с 1-3 классов [Текст] / О.С. Багданова. - М.: Просвещение, 1978. - 159с.

7.      Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов - на - Дону: Наука, 1986. - 120с.

8.      Бондырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории [Текст] / Н.И. Бондырев. - Просвещение, 1989. - 224с.

Приложения


Приложение 1

Тест "Размышление о жизненном опыте".

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов.

Ход проведения

·        Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (можно указать лишь половую принадлежность, поставить в углу листа букву "м" - мальчик, "д" - девочка).

·        Важно проследить за тем, чтобы атмосфера во время тестирования содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности учащихся.

·        Вопросы тестов должны быть прочитаны ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответ.

·        Учащимся предлагается выбрать один из трех ответов и обозначить его.

1.      На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?

а) обойду не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (ый) одиноко стоит в стороне. Что ты сделаешь?

а) ничего, какое мое дело?

б) не знаю заранее, как сложиться обстоятельство;

в) подойду и непременно заговорю.

. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то броситься на помощь, я тоже пойду;

в) звоня по телефону "03", останавливаю прохожих.

. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступаешь в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) никак: жизнь вообще не справедлива;

в) вступлюсь за обиженного.

. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что ты сделаешь?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто потерял;

в) может быть, возьму себе.

а) на шпаргалки;

б) на усталость учителя: авось пропустит;

в) на свои знания.

. Ты пришел на уборку школы, и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) уйду немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

. Некий волшебник предлагает тебе устроить обеспеченную жизнь без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;

в) отказываюсь решительно.

. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит дальше?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуется отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим временем, чтобы согласиться.

. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: "Есть важное дело. Надо". Как ты поступишь?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет для меня значения;

в) разрываю все свои отношения с этим человеком.

. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в) я буду ждать новых сообщений.

. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что у меня есть свои достоинства;

в) мне все равно.

. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку, на улице взрослы мальчики, требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а) отдаю - здоровье дороже;

б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарок не отдаю, сражаюсь с ними.

. Когда ты уезжаешь на долго из дома, как ты себя чувствуешь в дали?

а) быстро начинаю скучать;

б) хорошо себя чувствую лучше, чем дома;

в) не замечал (а).

. Тебя просят послать книга в детский дом. Что ты делаешь?

а) отбираю интересное и приношу;

б) не нужных книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что принесу.

. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаше всего приходит тебе в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Обработка полученных данных.

Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу участников.

Показателем, свидетельствующим о достаточно нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

"а" 1, 4, 11, 12, 18, 19;

"б" 6, 10, 13, 15, 16;

"в" 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

"а" 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20;

"б" 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19;

"в" 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтения явно необнаруживаются.

Приложение 2

Анкета "Опыт".

Цель: выявить знания учащихся о народных традициях.

Ход проведения

·        Важно проследить за тем, чтобы атмосфера во время тестирования содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности учащихся.

·        Вопросы тестов должны быть прочитаны ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответ.

·        Учащимся предлагается дать свой ответ.

1.      Назовите количество своих близких и дальних родственников.

2.      Часто ли собираются у вас родственники?

.        К какому из родственников вы чаще ездите?

.        Поют ли у вас в семье народные песни? Как часто?

.        Какие народные праздники отмечают у вас в семье?

.        Какие традиции у вас в семье?

.        В какие народные игры ты играл со своими родственниками?

.        Кто читал или рассказывал, тебе сказки в детстве? Какие?

.        Какие нравственные качества ты хотел (а) бы передать своим детям: уважение к старшим, трудолюбие, умение приспособиться к жизни, практичность, патриотизм? (поставить номер по степени важности).

.        Какое место ты считаешь своей родиной?

.        По какому принципу, ты выбираешь друзей?

По желанию и совету родителей;

По национальной принадлежности;

По личным симпатиям;

По месту жительства?

. Что в жизни ты считаешь главным: материальный достаток, воспитание детей, труд, власть, авторитет, деньги, любимое занятие, самореализации и др.? (поставить номер по степени важности).

Приложение 3

Беседа "О добре и зле".

Цель: выяснить представления учащихся о добре и зле.

·        Ребята сегодня мы вспомним, что такое добро и зло. Что для вас значит добро?

·        Что для вас означает зло?

·        Вспомните, когда вы в жизни встречали добро. А зло?

·        Какого человека можно назвать добрым?

·        Какие добрые дела вы знаете?

·        Расскажите, какие добрые дела вы делали?

Похожие работы на - Проблемы нравственного воспитания младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!