расходы по юридическим и другим профессиональным услугам, относящимся непосредственно к данному проекту.
3.2 Оценка после признания
После признания активов, связанных с разведкой и оценкой, предприятие должно применять к ним либо модель учета по фактическим затратам, либо модель учета по переоцененной стоимости (см. МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 38) [4].
При выборе модели учета по фактическим затратам актив учитывается по его фактической стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения [12].
Остаточная стоимость объекта НМА с конечным сроком полезного использования признается равной нулю, если только не выполняются определенные критерии. Нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования не амортизируются.
Начисление амортизации начинается в момент готовности актива к эксплуатации. Некоторые идентифицируемые активы РиО (например, лицензия на осуществление разведочных работ, транспортное средство, буровая установка) могут быть готовы к немедленному использованию. Другие активы РиО могут не быть готовы к эксплуатации до определенной даты в будущем, например, до начала разработки запасов минеральных ресурсов [12].
При учете по переоценённой стоимости объект основных средств, справедливая стоимость которого может быть надежно оценена, может учитываться по переоцененной стоимости (справедливой стоимости) за вычетом амортизации и убытков от обесценения, накопленных впоследствии. Справедливой стоимостью оборудования обычно является их рыночная стоимость, определяемая путем оценки [5].
Но при определении справедливой стоимости материальных активов РиО могут возникнуть трудности, поскольку данные активы как правило носят узкоспециализированный характер и обычно не продаются, за исключением их продажи в составе действующего бизнеса или когда инженерная конструкция оборудования специально адаптирована для скважины с какими-либо особенными характеристиками [12].
Активы РиО могут быть реклассифицированы в категорию основных средств или нематериальных активов, представляющих собой капитализированные затраты по разработке.
Активы, связанные с разведкой и оценкой, нельзя продолжать классифицировать в качестве таковых, после того, как стали очевидными техническая осуществимость и коммерческая целесообразность добычи полезных ископаемых. Перед реклассификацией активов, связанных с разведкой и оценкой, их необходимо проверить на обесценение и признать любой убыток от обесценения [4].
В той мере, в какой объект основных средств используется для создания нематериального актива, сумма. Отражающая часть использованной стоимости основного средства может быть включена в фактическую стоимость созданного нематериального актива. Однако используемый актив продолжает оставаться объектом основных средств.
На рисунке 1 представлена схема, которая иллюстрирует реклассификацию некоторых видов активов.
Рис. 1. "Реклассификация некоторых видов активов"
Вид активаРиОРеклассификацияРазработкаПрименяются принципы МСФО (IFRS) 6 по признанию и оценкеМСФО (IFRS) 6 не применяетсяТранспортные средстваМатериальные активыМатериальные активыРазведочные бурильные установкиМатериальные активыНе применяетсяЭксплуатационные платформыНе применяетсяМатериальные активыЛицензии на разведывательную деятельностьНематериальные активыНематериальные активыНеидентифицируемые активыМатериальные и нематериальные активыМатериальные и нематериальные активыЗапасы минеральных ресурсов / буровая скважинаНе применяется
3.3 Обесценение
Как материальные, так и нематериальные активы при определенных условиях подлежат проверке на предмет обесценения.
Согласно требованиям МСФО (IFRS) 6 предприятие в целях проверки активов РиО на обесценение должно установить учетную политику отнесения активов РиО к единицам, генерирующим денежные потоки или группам единиц, генерирующим денежные потоки. Каждая единица, генерирующая денежные средства, или группа единиц, генерирующих денежные средства, на которую относится актив, связанный с разведкой и оценкой, не должна превышать величину сегмента, определенного на основе первичного или вторичного формата отчетности предприятия, определенного в соответствии с МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты".
Прежде всего компания должна проверять на предмет обесценения активы, связанные с разведкой и оценкой, если факты и обстоятельства или так называемые индикаторы обесценения позволяют предположить, что балансовая стоимость указанных активов превышает их возмещаемую стоимость [13].
Изначально предполагалось, что к процедуре тестирования на обесценение активов по разведке и оценке будут применяться требования МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов".
Однако на практике оказалось, что компании не обладают достаточной информацией для достоверного определения возмещаемой стоимости. Ведь когда проект находится на стадии разведки и оценки, у компании нет информации о вероятных и доказанных резервах, не принято решение о методе добычи и отработки месторождения, неизвестен способ переработки. [13].
В связи с этим МСФО (IFRS) 6 вносит свои коррективы в процедуру обесценения, описанную в МСФО (IAS) 36.
В пункте 20 МСФО (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых" приведен список индикаторов обесценения:
а) срок, в рамках которого компания имеет право на проведение разведки на определенной территории, истек в течение отчетного периода или истечет в ближайшем будущем и ожидается, что он не будет продлен;
б) значительные расходы, связанные с разведкой и оценкой минеральных ресурсов на конкретной территории, не являются ни предусмотренными в бюджете, ни запланированными;
в) разведка и оценка минеральных ресурсов на конкретной территории не привели к обнаружению минеральных ресурсов промышленного значения, и компания решила прекратить подобную деятельность на указанной территории;
г) наличие достаточной информации, подтверждающей, что, несмотря на вероятное продолжение разработки на определенной территории, маловероятно, что балансовая стоимость актива, связанного с разведкой и оценкой, будет возмещена в полной мере благодаря успешной разработке или продаже [13].
Расчет возмещаемой стоимости проводится по каждому активу в отдельности. Когда это не представляется возможным, требуется, чтобы организация рассчитывала возмещаемую сумму для генерирующей единицы, к которой относится актив [11].
Возмещаемая сумма актива или генерирующей единицы - это наибольшая величина из двух значений: "справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу" и "эксплуатационной ценности" актива [8].
В некоторых случаях чистая продажная цена актива не может быть определена из-за отсутствия основы для надежной оценки. Тогда возмещаемая стоимость исчисляется в соответствии с ценностью его использования [11].
Если балансовая стоимость активов превышает возмещаемую по ним стоимость, предприятие должно оценить, представить и раскрыть любой возникающий от обесценения убыток в соответствии с МСФО (IAS) 36 [8].
Подразделения, генерирующие денежные средства, зачастую содержат не только активы, связанные с разведкой и оценкой, но и прочие активы. В Проекте стандарта 6, в частности, говорится, что подобные прочие активы должны проверяться на предмет обесценения в соответствии с МСФО (IAS) 36 до момента проверки на обесценение подразделения, генерирующего денежные средства, для активов, связанных с разведкой и оценкой. В МСФО (IFRS) 6 по этому поводу ничего не сказано, и поэтому, по-видимому, компания имеет право выбора учетной политики в отношении того, в каком порядке проверять активы, связанные с разведкой и оценкой, и прочие активы на предмет обесценения.
Наличие признаков обесценения - не единственная причина тестирования на обесценение. Напротив, успешное завершение проекта по разведке и оценке также требует проведения теста на обесценение. Когда становится очевидной техническая осуществимость и экономическая целесообразность проекта, пункт 17 МСФО (IFRS) 6 требует провести тест на обесценение до реклассификации активов по разведке и оценке на статью активов развития [13].
3.4 Затраты по займам
В соответствии с пунктом 8 МСФО (IAS) 23 "Затраты по займам" компания должна капитализировать расходы по кредитам, которые прямо относятся к приобретению, строительству и производству квалифицированного актива как части его стоимости.
Активы по разведке и оценке подпадают под определение квалифицированного актива, данное в пункте 5 МСФО (IAS) 23 "Затраты по займам": "квалифицированный актив - это актив, который требует значительного времени для подготовки его к использованию по назначению или для продажи".
Однако пункт 9 МСФО (IAS) 23 требует капитализировать затраты по кредитам лишь при условии, что существует вероятность того, что они приведут к получению будущих экономических выгод. А в случае с активами по разведке и оценке высока неопределенность относительно будущих выгод.
Таким образом, возникают два подхода к учету и признанию расходов по кредитам:
) первый подход основан на определении квалифицированного актива по МСФО (IAS) 23 и на требованиях МСФО (IFRS) 6, разрешающего капитализировать расходы по разведке и оценке, даже если отсутствует вероятность получения будущих экономических выгод. Этот подход разрешает капитализацию расходов, связанных с кредитами.
) второй подход запрещает капитализировать расходы по кредитам и требует признавать их в отчете о прибылях и убытках по мере возникновения. Этот подход опирается на требование пункта 9 МСФО (IAS) 23 "Затраты по займам"
Некоторые аудиторские компании не согласны с первым подходом, который разрешает включение расходов по кредитам в стоимость активов по разведке и оценке.
Они считают, что если разведочные и оценочные работы в течение отчетного периода не привели к классификации запасов как вероятных и доказанных и не создали доказательной базы того, что будущие экономические выгоды от использования этого актива вероятны, то капитализировать расходы по кредитам нельзя. Если же компании выбирают метод капитализации затрат по кредитам, то данные капитализированные затраты должны быть сразу обесценены [13].
3.4 Раскрытие информации
Предприятие должно раскрывать информацию, определяющую и объясняющую суммы, признанные в финансовой отчетности, которые возникли в результате разведки и оценки запасов полезных ископаемых.
В целях соблюдения пункта 23 предприятие должно раскрывать следующую информацию:
(a) учетную политику предприятия в отношении затрат, связанных с разведкой и оценкой, включая признание активов, связанных с разведкой и оценкой.
(b) суммы активов, обязательств, доходов и расходов, а также движения денежных средств от операционной и инвестиционной деятельности, возникающие в результате разведки и оценки запасов полезных ископаемых.
Предприятие должно рассматривать активы, связанные с разведкой и оценкой, в качестве отдельного вида активов и раскрывать информацию в соответствии с требованиями либо МСФО (IAS) 16, либо МСФО (IAS) 38 в зависимости от того, как классифицированы данные активы [16].
4. Сфера применения МСФО в России
С 1 января 2012 года вступил в силу новый стандарт бухгалтерского учета - ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2011 г. № 125н). Он адресован пользователям недр - компаниям, которые осуществляют затраты на поиск, оценку месторождений и разведку полезных ископаемых. Теперь такие затраты обобщенно именуются поисковыми (п.2 ПБУ 24/2011).
Источником специальной терминологии, представленной в ПБУ 24/2011, служит Закон от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты.
Правоустанавливающим документом для признания затрат на освоение природных ресурсов является лицензия на пользование недрами, которая всегда относится к определенному участку недр. Действие ПБУ 24/2011 распространяется на компании, имеющие лицензию на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых. В стоимость лицензии разрешено включать прямые затраты на ее получение: оплату за оформление документов, участие в конкурсе или аукционе, разовый платеж за пользование недрами, - понесенные до момента получения лицензии (п.15)
Кроме того, по вопросам учетной политики, не урегулированным российскими стандартами, компании вправе опираться на Международные стандарты финансовой отчетности [14].
В систему этих стандартов входит Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS 6)"Разведка и оценка запасов полезных ископаемых". Он-то и послужил основой для разработки ПБУ 24/2011, но российские правила отличаются большей конкретностью [14].
Настоящее Положение применяется организациями в отношении поисковых затрат, осуществляемых до того момента, когда в отношении участка недр, на котором осуществляется поиск, оценка и разведка полезных ископаемых, установлена и документально подтверждена вероятность (более вероятно, чем нет) того, что экономические выгоды от добычи полезных ископаемых превысят понесенные затраты, при условии технической осуществимости добычи полезных ископаемых и при наличии у организации ресурсов, необходимых для добычи полезных ископаемых (далее - коммерческая целесообразность добычи) [3].
Поисковые затраты должны относиться к определенному участку недр и возникают в условиях, когда компания еще не приняла решение о коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых на этом участке. Данный этап может временно не приносить доходов или даже оказаться в принципе безрезультатным.
Недропользователи получили право часть своих поисковых затрат учитывать в составе внеоборотных активов нового вида. А оставшиеся затраты они должны признать расходами по обычным видам деятельности. Причем классификация поисковых затрат компании является предметом ее учетной политики. ПБУ 24/2011 не дает жестких указаний на этот счет, а лишь предлагает рекомендации [13].
Внеоборотные активы недропользователя в период освоения природных ресурсов именуются поисковыми активами и подразделяются на материальные поисковые активы (МПА) и нематериальные поисковые активы (НПА). Признать их можно при условии, что компания имеет лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений и (или) разведке полезных ископаемых (п.5 ПБУ 24/2011). Объекты МПА должны иметь материально-вещественную форму.
ПБУ 24/2011 рекомендует затраты на приобретение сооружений (систем трубопроводов и т.д.), оборудования (специализированных буровых установок, насосных агрегатов, резервуаров и т.д.), транспортных средств, которые используются в процессе поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки полезных ископаемых, относить на формирование материальных поисковых активов (п.7 <#"justify">Вложения во внеоборотные активы (поисковые активы) Расходы по обычным видам деятельностиМатериальные поисковые активыНематериальные поисковые активы - сооружения (система трубопроводов и т.д.); оборудование (специализированные буровые установки, насосные агрегаты, резервуары и т.д.); транспортные средства - право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, подтвержденное наличием соответствующей лицензии; приобретенная геологическая информация; затраты на 3-D и 4-D сейсморазведку; оценка технической осуществимости и коммерческой целесообразности добычи на участке недр, выполняемая сторонними организациями - затраты на топографические, геологические, геохимические и геофизические исследования; затраты на содержание служб, проводящих данные исследования; прочие затраты, не отнесенные к поисковым активам
В отдельных случаях стоимость нематериального поискового актива может формировать фактическую стоимость основных средств организации. Например, затраты на геологоразведочные работы, относящиеся к конкретным скважинам. Признанные в составе нематериальных поисковых активов, могут быть включены в фактическую стоимость скважин при их признании объектами основных средств организации [3].
Поисковые активы учитываются на специальных субсчетах счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". При этом они амортизируются по тем же правилам, как основные средства или нематериальные активы. И в том же порядке переоцениваются (п.16 ПБУ 24/2011).
При первоначальном признании поисковые активы оцениваются по сумме фактических затрат компании.
Заметим, что для нематериальных активов устанавливать срок полезного использования не обязательно. Активы с неопределенным сроком использования амортизации не подлежат (ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"). Это правило применимо и для НПА.
В состав ОС и НМА поисковые активы переводятся по остаточной стоимости, т. е по фактическим затратам с учетом осуществленных переоце-нок за вычетом накопленной амортизации (подп. "б" п.23 ПБУ 24/2011).
Для нового (впервые принятого к учету) объекта ОС или НМА бухгалтер должен определить срок полезного использования и выбрать способ амортизации в общеустановленном порядке.
Ну а если добыча полезных ископаемых на участке недр признана бесперспективной либо поисковый актив выбывает или не способен приносить экономические выгоды в будущем, он списывается на финансовый результат (п.25 ПБУ 24/2011):
Отметим, что в отчете о прибылях и убытках такие расходы необходимо раскрывать обособленно (п.28 ПБУ 24/2011).
Нужно обратить внимание на одну важную деталь: в стоимость поисковых активов включаются будущие обязательства компании в отношении охраны окружающей среды, рекультивации земель, ликвидации сооружений (п.13 ПБУ 24/2011). Это не что иное, как оценочные обязательства, возможность включения которых в стоимость активов предусмотрена в пункте 8 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы".
ПБУ 24/2011 (п.4) устанавливает, что поисковые затраты, не отнесенные компанией к поисковым активам, признаются расходами по обычным видам деятельности.
Эта позиция не соответствует определению, содержащемуся в пункте 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации". Ведь компания, осваивая природные ресурсы на участке недр, не осуществляет изготовление и продажу продукции, выполнение работ или оказание услуг для заказчиков. Но усматривать в этом коллизию не нужно. По сути, ПБУ 24/2011 расширило понятие расходов по обычным видам деятельности.
Из пункта 28 ПБУ 24/2011 следует, что "поисковые" расходы по обычным видам деятельности отражаются в отчете о прибылях и убытках, притом обособленно.
Новый стандарт не разъясняет, что такое обесценение поисковых активов, но подробно указывает, в каких ситуациях необходимо выполнить эту процедуру. отражение обесценения - не право, а обязанность недропользователя.
При этом подлежат рассмотрению, как минимум, следующие признаки обесценения:
окончание в течение отчетного периода или в ближайшем будущем срока, на который организация получила права на выполнение работ по поиску, оценке и разведке полезных ископаемых на определенном участке, при отсутствии намерений и (или) возможности продления соответствующих прав;
прекращение планирования организацией существенных затрат, необходимых для выполнения работ по дальнейшему поиску, оценке и разведке полезных ископаемых на определенном участке;
принятие решения о прекращении деятельности, связанной в поиском, оценкой и разведкой полезных ископаемых на определенном участке, вследствие того, что поиск, оценка и разведка полезных ископаемых на данном участке не привели к обнаружению промышленно значимых полезных ископаемых;
наличие обоснованных предположений о том, что при продолжении поиска, оценки и разведки полезных ископаемых на определенном участке стоимость поисковых активов с учетом накопленных амортизации и обесценения, вероятно, не будет возмещена в полной мере при добыче полезных ископаемых или передачи прав на месторождение другим лицам.
Проверку следует проводить по правилам МСФО, а именно IAS 36 "Обесценение активов" (Приложение № 24 к приказу Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н).36 опирается на новые для российских бухгалтеров характеристики объекта внеоборотных активов - "справедливая стоимость за вычетом расходов на продажу" и "ценность использования". Первый показатель на практике определяется исходя из рыночной стоимости объекта (ст.7 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности"). А второй показатель рассчитывается как дисконтированная стоимость денежных потоков, ожидаемых от коммерческого использования актива в течение его срока службы. Из этих двух величин нужно установить наибольшую и сравнить ее с балансовой стоимостью актива. Отрицательная разница будет представлять собой убыток от обесценения актива. На сумму этого убытка нужно уменьшить стоимость актива.
Материальные поисковые активы не относятся к основным средствам, даже если компания осуществляет с их помощью попутную ("некоммерческую") добычу [15].
В соответствии с п.1 ст.374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса. (НК РФ) [2].
Заключение
Развитие рыночных отношений в РФ привело к изменению национальной учетной системы. Причинами являются необходимость ее соответствия современным политическим, экономическим и социальным условиям России.
Динамика экономической деятельности потребовала разработки направлений реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Предполагается, что постепенный переход на МСФО повысит прозрачность, достоверность, объективность данных бухгалтерской отчетности и станет одним из условий привлечения иностранных инвестиций, роста совместных проектов.
Набирающие популярность в России МСФО до последнего времени не содержали специфических требований к учету деятельности нефтегазодобывающей деятельности. Однако МСФО признают существование специфики, так как в ряде действующих стандартов есть специальные оговорки, ограничивающие применение стандартов для отрасли и уже выпущен специальный стандарт МСФО 6 "Разведка и оценка минеральных ресурсов".
В процессе работы были рассмотрены поставленные вопросы и сделаны следующие выводы:
. Согласно МФСО (IFRS) 6 предприятия должны идентифицировать и раздельно учитывать затраты, относящиеся к предразведывательной деятельности, деятельности по разведке и оценке запасов и деятельности по разработке месторождений.
. В зависимости от выбранной учетной политики предприятия, затраты на разведку и оценку могут либо относиться на расходы по мере их возникновения, либо капитализироваться.
. Капитализированные затраты не РиО должны быть выделены и в зависимости от характера отнесены либо к материальным активам, (основным средствам), либо к нематериальным активам.
. Предприятие может изменить свою учетную политику в отношении активов РиО, если такое изменение приведет к представлению более надежной (но не менее значимой) информации.
. При наличии признаков того, что балансовая стоимость какого-либо актива РиО может превышать его возмещаемую величину, применяются общеустановленные тесты на предмет обесценения. Приводятся отраслевые спицеические признаки обесценения.
Специальный стандарт бухгалтерского учета - ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов" предназначен для пользователей недр. Поскольку его прототип - МСФО (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых" отличается незарегламентированностью учетных процедур, российский стандарт также предполагает необычно широкую вариативность учетной политики. Но российские правила отличаются большей конкретностью.
Список использованной литературы
1. Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н (ред. от 18.07.2012)"О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации", [Электронный ресурс], Доступ из справочно-правовой системы "Консультант Плюс".
. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]. Части первая и вторая: текст с изм. И доп. На 15 сентября 2012 г. - М.: Эксмо, 2012. - 768 с, - (Законы и кодексы).
. Учет затрат на освоение природных ресурсов [Электронный ресурс]: положение по бухгалтерскому учету 24/2011: утвержден приказом Минфина РФ от 6 дек. 2011 г. № 125 н. Доступ из справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".
4. Разведка и оценка запасов полезных ископаемых [Электронный ресурс]: междунар. стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6: приказ Минфина РФ от 25.11.11 г. №160н. Учебные пособия по МСФО. -
Режим доступа: #"justify">. Нематериальные активы [Электронный ресурс]: междунар. стандарт финансовой отчетности (IAS) 38: приказ Минфина РФ от 25.11.11 №160 н. Учебные пособия по МСФО. - Режим доступа: #"justify">. Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки [Электронный ресурс]: международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8: приказом Минфина РФ от 25.11.11 №160н. Учебные пособия по МСФО. - Режим доступа: #"justify">8. Обесценение активов [Электронный ресурс]: международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36: приказом Минфина РФ от 25.11.11 №160н. Учебные пособия по МСФО. - Режим доступа: #"justify">. Затраты по займам [Электронный ресурс]: международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 23: приказ Минфина РФ от 25.11.11 №160н. Учебные пособия по МСФО. - Режим доступа: #"justify">. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности [Текст]: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 512 с. - (Высшее образование). ISBN 978-5-16-002922-1
. Миславская Н.А. Международные стандарты учета и финансовой отчетности [Электоронный ресурс]: Учебник / Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2012. - 372 с. Режим доступа: #"justify">. МСФО (IFRS) 6 Разведка и оценка запасов минеральных ресурсов: первый опыт применения. Международные стандарты финансовой отчетности [Электронный ресурс]: Серия публикаций "КПМГ Интернейшнл" Режим доступа: http://www.kpmg.com/global/en/pages/default. aspx
13. Алла Красникова. Как учесть расходы, связанные с разведкой и оценкой полезных ископаемых [Электронный ресурс]: Электронный журнал: МФСО на практике. Режим доступа: http://msfo-practice.ru/article. aspx? aid=299414 <http://msfo-practice.ru/article.aspx?aid=299414>
. Е. Диркова. Как применять новое ПБУ 24/2011 с 1 января 2012 года [Электронный ресурс]: Информационно-аналитическое электронное издание "Бухгалтерия.ru" Режим доступа: http://www.buhgalteria.ru/article/n54214
. Е.Ю Диркова. Особый порядок учета затрат на освоение природных ресурсов [Электронный ресурс]: Электронный журнал "Налоговая политика и практика" Режим доступа: http://nalogkodeks.ru/
. Международный стандарт финансовой отчетности "Разведка и оценка полезных ископаемых" (IFRS) 6 [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы "Консультант Плюс".
. Графкин Олег. Какие поисковые затраты по ПБУ 24/2011 целесообразно относить к расходам по обычным видам деятельности? [Электронный ресурс]: Доступ из системы "ГАРАНТ".