Применение телеконференции как формы образовательной деятельности
Красноярский государственный
педагогический университет им. В.П. Астафьева
Курсовая работа
по профилю «Психологическое
образование»
На тему: «Применение телеконференции
как формы образовательной деятельности»
Выполнил
Рыжков Р.А.
Ермаковское 2009
Содержание
Введение
. Назначение
.1 Дистанционное обучение
. Способ организации
.1 Организация учебного процесса
.2 Принципы дистанционного образования
. Особенности дистанционного образования
.1 Интернет и учителя
.2 Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся
.3 Организационно-методические модели Д.О
.4 Организационно-технологические модели Д.О
. Компьютерные телеконференции
Заключение
Список использованных материалов
Введение
Использование информационно-коммуникационных технологий представляет
собой новый уровень мыслительной, творческой, коммуникативной и исполнительской
деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности,
включая учебную и обучающую. В психологии факт связи деятельности и общения
констатируется исследователями. Из психологии известно, что посредством общения
деятельность организуется и развивается. Как правило, при этом рассматриваются
три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная (обмен информации),
интерактивная(взаимодействие) и перцептивная (факт установления
взаимопонимания).
Эффективность педагогического воздействия при дистанционной форме
обучения посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно понять
вне особенностей общения между обучающим и обучаемым. Пути решения проблем,
обусловленных тем, что:
1
информация в
процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется,
развивается;
2
вербальное
общение реализуется при помощи фактического, информационного, дискуссионного и
исповедального типов диалогов;
3
органическим
дополнением вербальной речи является употребление невербальных средств общения,
таких, как жесты, мимика, качество голоса, его диапазон, тональность
4
визуальное
общение (контакт глазами);
5
интерактивная
сторона общения проявляется в совместной деятельности;
6
в процессе
общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками.
Что побуждает применять системы телекоммуникаций в дистанционном
образовании?
Привлекает не только возможность обеспечения оперативной обратной связи между
обучаемым и обучающим на расстоянии по сети, средств предоставления знаний, но
и постоянная актуализация учебного материала с наименьшими затратами. В связи с
идеями индивидуального и развивающего обучения, особый интерес представляют
функциональные возможности использования средств информационных технологий в
обучении.
. Сегодня Интернет - технологии занимают важное
и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. В
последнее время все больше и больше говорят о внедрении и использовании
Интернет в образовательном процессе. Возможности использования сетевых
технологий в образовании определяются в первую очередь не техническими
характеристиками телекоммуникационных систем, а содержательным и методическим
наполнением. Конечно, Интернет - технологии предоставляют совершенно уникальные
возможности, недоступные в других сетях. Однако можно услышать мнение, что пока
далеко не все понятно, что с этими возможностями можно делать в образовательных
целях как на самих уроках, так и во внеурочной деятельности.
Поэтому, прежде чем использовать те или иные инновации в
учебном процессе, учителю всегда важно четко себе представлять, какие новые
возможности можно использовать и как они повлияют на эффективность обучения.
Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными
информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако
необходимо учитывать то, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное
средство обучения и информационно-предметная среда, прежде всего, первичны дидактические
задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные
определенными целями образования. А Интернет со всеми своими возможностями и
ресурсами - средство реализации этих целей и задач.
По этой причине, следует определить, для решения каких целей
и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет
всемирная компьютерная сеть.
Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет
связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с
информационными ресурсами, которые могут быть полезны в образовательном
процессе.
Рассмотрим некоторые из предоставляемых услуг всемирной
компьютерной сети, которые можно применять в образовательном процессе.
Вещательные услуги:
книги, методическая литература, газеты, журналы в электронном
виде;
обучающие и другие имеющие отношение к педагогике
компьютерные программы;
электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;
обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные
книги, справочные файлы, словари, справочники.
Интерактивные услуги:
- электронная почта;·
- электронные телеконференции;·
- IRC (Internet Relay Chat).
Поисковые услуги:
- каталоги;·
поисковые системы;·
метапоисковые системы.
Все указанные услуги уже существуют и достаточно хорошо
развиты в русскоязычном Интернете.
Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить:
. Курсы дистанционного обучения.
. Курсы, программы, предназначенные для самообразования.
. Обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные
проекты.
. Методические объединения учителей.
. Телеконференции.
. Консультационные виртуальные центры (для школьников,
учителей, родителей).
. Научные объединения (для школьников, учителей).
Большинство информационных ресурсов сети Интернет можно использовать
не только на уроках по предметам, но и во внеурочной деятельности.
Причем во многих видах внеурочной деятельности тесно
приплетаются такие услуги Интернет, как вещательные, так и поисковые,
интерактивные и информационные.
Естественно, что комплексное использование возможностей
компьютерной сети, можно добиться действительно превосходных результатов.
Рассмотрим пути применения некоторых из перечисленных
предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети.
Поиск и отбор теоретического материала.
Этот вид внеурочной деятельности изначально направлен на сбор
информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой
информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой
аудитории.
Часто, для проведения внеклассных мероприятий, например при
проведении математической викторины, посвященной решению квадратных уравнений,
необходимо подготовить много теоретического материала, в том числе и
исторические справки, новые методы. Ученики сами подбирают теоретический
материал под руководством учителя. В этом нет ничего нового, кроме тех средств,
которыми могут в современном обществе воспользоваться ученики.
Речь не идет о том, чтобы оборудовать каждый кабинет
необходимым количеством компьютеров и организовать учебный процесс только таким
образом, чтобы учащиеся работали исключительно в сети или с компьютерными
программами. Ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо другое
средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово,
непосредственное общение. Речь главным образом идет о другом - о включении
компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически
обоснованной внеурочной деятельности.
Интернет содержит в себе огромную массу информации, как
полезной, так и в какой-то мере вредной для детских умов.
Перед учителем ставится задача не только отследить сам
материал, но и правильно организовать его поиск и отбор.
Но зато, сколько дополнительных возможностей открывает
Интернет.
Учащиеся учатся обращаться с новой для них информацией,
отбирать водные и актуальные моменты.
Этот вид деятельности широко применяется в
телекоммуникационных проектах, о которых в дальнейшем будет рассказан
подробнее.
педагогический дистанционный обучение интернет компьютерный
1. Назначение
.1 Дистанционное обучение
Исходя из специфики предмета, строится методика применения
возможностей и ресурсов Интернет во внеурочное время. Много возможностей
предоставляет дистанционное обучение.
Так, на сегодняшний день, уже трудно представить современный
урок без информационных технологий, уже много сказано о роли компьютера в
развитии познавательной активности учащихся на уроке.
Но Интернет предоставляет учителям новые возможности в
стимулировании познавательной активности учащихся и во внеурочной деятельности,
и в большей степени с помощью системы дистанционного обучения.
Термин "дистанционное обучение" (distance
education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной
педагогической литературе, встречаются такие его варианты как "дистантное
образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant
learning), но все же наиболее часто употребляется термин "дистанционное
обучение", который и будем использовать в дальнейшем.
Дистанционное обучение - это разновидность заочного
образования, предусматривающая активный обмен информацией между учащимися и
учителями (преподавателями), а также между самими учащимися, и использующая в
максимальной степени современные средства новых информационных технологий
(аудио - визуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникации).
Существует достаточно большой спектр курсов дистанционного
обучения, применимый для использования учителями и школьниками во внеурочное
время под руководством учителя:
курсы дистанционного обучения для школьников по отдельным
дисциплинам,
курсы, интегрированные с системой базового, углубленного,
углубленно-профильного обучения;
курсы, интегрированные с кейс-технологиями (печатными
учебными пособиями, видеокассетами, CD-ROM дисками, пр.).
Чаще всего, для более эффективной работы, выбирается курс
дистанционного обучения, предусматривающий наличие в системе учителя, учащихся
и электронного учебника.
Сегодня роль телекоммуникаций в организации дистанционного
обучения, определяют его как телеобучение (teletraining) - комплексную систему,
включающую планирование, распространение и управление программами обучения,
использующую для этого передовые средства дальней связи.
Современные компьютерные телекоммуникации могут обеспечить
передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации во внеурочное время
наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.
Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные
доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть
Интернет с помощью интерфейсов Mosaic и World Wide Web, могут не только
обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют
учителю управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных
сред.
И в то же время подобное обучение должно строиться на уже
освоенных, успешно прошедших апробацию методиках, отбирая наиболее эффективные
и прогрессивные из них. Система дистанционного обучения призвана не подменять,
а дополнять традиционную систему образования.
В зависимости от выбора средств дистанционного обучения и
форм коммуникации сейчас можно выделить три вида технологической организации
дистанционного обучения:
1. "Единичная медиа".
Данная модель предполагает использование какого-либо о
средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через
переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим
средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически
отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного
обучения к традиционному заочному обучению.
. "Мультимедиа"
При данной модели дистанционного обучения используются
средства обучения - учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы
учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако,
доминирует при этом передача информации в "одну сторону" при
ограниченной двусторонней коммуникации. При необходимости используются личные
встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или
консультаций, прием экзаменов и т.п.
. "Гипермедиа"
Это модель дистанционного обучения третьего поколения,
которая предусматривает использование новых информационных технологий при
доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом
является использование электронной почты и телеконференций, а также
аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта
модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств
как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику
при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств,
систем знаний и искусственного интеллекта.
Наиболее перспективными технологиями при дистанционном обучении
считаются компьютеризированное обучение и интерактивный видеодиск
<#"789900.files/image001.gif">
Рисунок 1
Заключение
Процесс информатизации является закономерным и объективным процессом,
характерным для всего мирового сообщества. Он проявляется во всех сферах
человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Во многом благодаря
этому процессу стала возможной новая синтетическая форма обучения -
дистанционное обучение, которое вбирает в себя лучшие черты традиционных форм
обучения - очного, заочного, экстерната, и хорошо с ними интегрируется. Можно
обратить внимание на тенденцию, когда все известные формы обучения сольются в
перспективе в одну единую форму с преобладанием характеристик современного
дистанционного обучения. Использование в качестве инструментов
видеотелеконференции, интернет и другие системы передачи данных «сблизит»
преподавателя и студента находящих далеко друг от друга, приблизит
дистанционное образование к традиционному, к непосредственному общению
преподавателя со студентом, лектора с аудиторией, групповым семинарским
занятиям, апробированными столетиями. Именно поэтому дистанционное обучение
часто называют формой обучения XXI века.
В России и за рубежом накоплен значительный опыт дистанционного обучения.
Становится очевидным, что научно-исследовательская и практическая работа над
проблемами дистанционного обучения, методического, методологического и
технического обеспечения дистанционного образования должна быть постоянной и
непрерывной. Можно быть уверенными, что результаты такой работы принесут
реальные плоды в современный образовательный процесс, а вместе с тем в развитие
систем телекоммуникаций.
Список использованных материалов
1. Пуговкин, А.В. Основы построения телекоммуникационных
систем и сетей.Часть. 1: Системы передачи. - Томск: ТМЦДО. - 2002. - 107 с.:
2. Олифер В.Г. Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы,
технологии, протоколы: Учебное пособие для вузов/: Питер, 2001. - 668,
3. Современные информационные технологии в образовании / И.
Роберт / Школа-Пресс / 1994
4. В.Л. Усков, М. Ускова. Информационные технологии в
образовании. - Информационные технологии, 1999, с.31-37.
. Управление современным образованием: социальные и
экономические аспекты / Под редакцией А.Н. Тихонова. - Москва, 1998, с. 256.
. Дистанционное обучение - наиболее перспективная форма
заочного образования. Иванов В.А., Удалова И.Б., НГТУ.