Особенности проведения аудита бухгалтерского учета на примере ООО 'Сигма-ИС'
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ теоретических основ аудита бухгалтерского учета на
предприятии
1.1 Сущность, предмет и метод аудита бухгалтерского учета и
отчетности
1.2 Цели и виды аудита бухгалтерского учета
1.3 Нормативное регулирование аудиторской деятельности
Глава 2. Обзор и анализ предметной области
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Структура и функциональные обязанности финансовой службы
предприятия
2.3 Методика проведения аудита хозяйственно-финансовой деятельности
в ООО "Сигма-ИС"
Глава 3. Оценка результата аудита бухгалтерской отчетности в ООО
"Сигма-ИС"
3.1 Анализ финансовых результатов и рентабельности продаж
3.2 Анализ структуры активов и пассивов
3.3 Коэффициенты ликвидности ООО "Сигма-ИС"
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Организация работы с финансовой информацией влияет на
повышения рентабельности хозяйства, более экономного и эффективного
использования материальных, денежных средств и роста производительности труда.
От того, насколько профессионально ведется финансовый контроль, зависит успех
управленческой деятельности в целом.
Современные экономические условия и поставленные задачи перед
нашей страной определили необходимость дальнейшего взаимосвязанного
бухгалтерского учета и аудита. Аудит широко применяется в мировой практике. В
его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации
предприятий и их владельцев в достоверности учета и отчетности. Аудиторский
контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная
заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в
достоверности учета и отчетности. В соответствии с Законом "Об аудиторской
деятельности" целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения
бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью
понимается степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет
на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной
деятельности предприятия.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что
для руководства предприятия аудит является важным инструментом эффективности и
надежности систем внутреннего контроля, управления рисками компании, анализа,
оценки степени достижения предприятием поставленных целей и задач.
Цель написания выпускной
квалификационной работы заключается в получении теоретических, практических
аспектов и навыков работы в области аудита бухгалтерской отчетности на
материалах объекта исследования.
В соответствии с поставленной целью в ходе выполнения
выпускной квалификационной работы будут рассмотрены следующие задачи:
· изучить организационную структуру предприятия;
· провести анализ деятельности предприятия;
· углубление и закрепление
теоретических знаний, полученных по финансовым дисциплинам;
· приобретение навыков
работы по специальности;
· сбор фактического
материала по предприятию - объекту исследования.
В качестве объекта исследования выступает
компания ООО "Сигма-ИС".
В качестве предмета
исследования выступает деятельность компании ООО "Сигма-ИС" на рынке.
Основные методы
исследования: сравнение, анализ, группировка.
В квалификационной работе была использована нормативная
документация, экономическая литература, годовая бухгалтерская отчетность за
2009-2011 год ООО "Сигма-ИС"", устав и учетная политика
хозяйства, данные первичного синтетического и аналитического учета.
Выпускная квалификационная работа изложена на ____ страниц
печатного текста компьютерного набора. В работе представлено 8 таблиц, 2
рисунка, 6 приложений. Всего использовано 24 источников литературы.
Апробация работы:
Подготовлена статья на научно-практическую конференцию НОУ
ВПО ИСЭПиМ 2012 г.
бухгалтерский учет аудит финансовый
Глава 1.
Анализ теоретических основ аудита бухгалтерского учета на предприятии
1.1 Сущность,
предмет и метод аудита бухгалтерского учета и отчетности
В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность
организаций характеризуется широкой областью экономических рисков. Общественные
отношения между участниками рынка по осуществлению хозяйственных операций,
использованию имущества, перечислению денежных средств, инвестированию
капиталов строятся на основе экономической информации о финансовом положении
организации, результатах хозяйственной деятельности и соблюдении
законодательства. На основе этой информации принимаются управленческие решения
собственниками, руководством и прочими заинтересованными лицами. Эта информация,
отраженная в финансовой отчетности организаций, может быть подвержена в силу
разных причин вольным или невольным искажениям. Для определения качества этой
информации, анализа экономических рисков возникла необходимость в развитии
особого вида экономической деятельности - независимого финансового контроля, то
есть аудита [14].
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой)
отчетности аудитируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой
отчетности.
Предметом аудита является финансово-хозяйственная
деятельность экономических субъектов и достоверное представление результатов
этой деятельности в финансовой отчетности. Метод аудита - это совокупность
элементов, с использованием которых формируется методика проведения аудита.
Элементами метода являются: аудиторская выборка, аудиторские доказательства,
рабочая документация аудитора, тесты контроля, аудиторские процедуры [13].
Методика аудита основана на общих принципах, в соответствии с
которыми вырабатываются подходы к признанию и оценке объектов аудита. К
объектам аудита относятся:
· ценности - имущество организации,
финансовые вложения и т.п.;
· документы - учредительные,
распорядительные и бухгалтерские;
· операции - приобретение, выбытие, движение
ценностей, начисления;
· методы оценки стоимости - первоначальная,
восстановительная, остаточная, дисконтированная;
Участниками аудиторской деятельности являются аудиторы -
физические лица, получившие квалифицированный аттестат аудитора и являющиеся
членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудитор - лицо,
несущее окончательную ответственность за проведение аудита [12].
Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность
обнаружения аудитором существенных искажений бухгалтерской отчетности, имеют
место в силу следующих причин:
· в ходе аудита применяются выборочные
методы и тестирование;
· любые системы бухгалтерского учета и
внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать
отсутствие сговора);
· преобладающая часть аудиторских
доказательств лишь представляет выводы в подтверждение определенного вывода, а
не носит исчерпывающего характера.
В процессе аудита бухгалтерской отчетности аудитор уделяет
внимание только тем основным целям и конкретным процедурам в системе
бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к процессу
подготовки бухгалтерской отчетности.
Понимание соответствующих аспектов систем бухгалтерского
учета и внутреннего контроля наряду с оценкой неотъемлемого риска и риска
средств контроля и учетом иной информации позволяет аудитору определить виды
потенциальных существенных искажений, которые могут встретиться в бухгалтерской
отчетности; учитывать факторы, которые влияют на риск появления существенных
искажений и разрабатывать надлежащие аудиторские процедуры [12].
При подготовке к проведению аудита, аудитор принимает во
внимание предварительную оценку риска средств контроля (а также оценку
неотъемлемого риска) для того, чтобы определить надлежащий риск необнаружения,
который может быть принят в отношении процесса формирования бухгалтерской
отчетности и для определения характера, временных рамок и объема процедур по
существу для проверки данного процесса.
Индивидуальные аудиторы не имеют права заниматься какой-либо
иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания
сопутствующих услуг, связанных с аудиторской деятельностью [13].
1.2 Цели и
виды аудита бухгалтерского учета
Целью аудита является выражение мнения о достоверности
финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского
учета законодательству Российской Федерации.
Под достоверностью понимается степень точности данных
бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на
основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной
деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц, принимать
базирующиеся на этих выводах обоснованные решения [16].
При этом аудит не подменяет государственного контроля
достоверности финансовой отчетности, осуществляемого в соответствии с
законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной
власти [12].
Основная цель аудита может дополняться и другими целями,
обусловленными договором на проведение аудита, например, улучшение финансового
состояния аудируемого лица (разработка мероприятий), оптимизация затрат и
финансового результата и другие.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам
запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме
проведения аудита, но они могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Под сопутствующими аудиту услугами понимается:
· постановка, восстановление и ведение
бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности,
бухгалтерское консультирование;
· налоговое консультирование;
· анализ финансово-хозяйственной
деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и
финансовое консультирование;
· управленческое консультирование, в том
числе связанное с реструктуризацией организаций;
· правовое консультирование, а также
представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным
спорам;
· автоматизация бухгалтерского учета и
внедрение информационных технологий;
· оценка стоимости имущества, оценка
предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
· разработка и анализ инвестиционных
проектов, составление бизнес-планов;
· проведение маркетинговых исследований;
· проведение научно-исследовательских и
экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение
их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
· обучение в установленном законодательством
Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской
деятельностью;
· аудит может классифицироваться по четырем
признакам:
· по виду деятельности проверяемого
экономического субъекта различают:
· банковский аудит;
· страховой аудит,
· аудит инвестиционных институтов и бирж,
· общий аудит.
Аудиторские аттестаты выдаются по этим четырем направлениям.
по степени обязательности:
· обязательный аудит;
· инициативный аудит.
по составу и объему проверяемой отчетности:
· годовой аудит бухгалтерской отчетности
(поквартальный, полугодовой);
· специальный аудит отдельных вопросов.
по виду исполнителя аудиторских услуг:
· внешний;
· внутренний.
Внешний аудит осуществляется аудиторской организацией или
индивидуальным предпринимателем, так же аудиторами имеющими квалификационный
аттестат [12].
Внутренний аудит - это элемент системы внутреннего контроля
экономического субъекта; он включает в себя проверку финансовой отчетности
компании ее специально назначенными сотрудниками с целью оценки правильности
принятых решений, выявления ошибок и пр. Так же задачами внутреннего аудита
являются контроль над сохранностью активов, оценка эффективности вложений
финансов экономического субъекта.
Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями.
При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных)
капиталах, которых доля государственной собственности или собственности
субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение
договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по конкурсу и по
итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном
Федеральным законом от 20.04.2007 г. № 53-ФЗ
<#"789763.files/image001.gif">
Рисунок 1 - Организационная структура предприятия
На сегодняшний день фирма располагает
современным оборудованием для серийного производства технических средств
безопасности широкой номенклатуры. Технологический процесс производства состоит
из четырех этапов:
. Автоматический поверхностный монтаж
электронных плат.
Качество изделий обеспечивается
современной элементной базой ведущих мировых производителей и использованием
автоматических установок поверхностного монтажа "ЕСМ-93"
(производительностью 2 тыс. элементов/час) и последней модели компании Phillips
"Тоpаz-Х" (производительностью 18,5 тыс. элементов/час) с выходным
компьютерным контролем качества;
2. Монтаж навесных
электронных компонентов и наладка блоков.
Выполняется высококвалифицированными
специалистами монтажного участка оснащенного системой климат-контроля и
современным инструментом;
. Компьютерная диагностика работоспособности
блоков.
Надежность изделий обеспечивается
применением компьютерной диагностики для проверки отдельных плат и готовых
блоков. Уникальные методики и оборудование позволяют в течение короткого
промежутка времени протестировать готовое изделие;
. Стендовые испытания готовых изделий.
Долговечность изделий обеспечивается
проведением стендовых испытаний в условиях повышенных нагрузок, перепадов
напряжения и рабочих температур.
Контроль качества производства
осуществляет созданная на фирме комиссия во главе с главным инженером, в
которую входят руководители, разработчики и ведущие специалисты. В соответствии
с требованиями международного стандарта ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9001 и стандартов
СРПП ВТ разработана и применяется система контроля качества выпускаемых
изделий.
Основной перечень выпускаемых изделий:
блок центрального процессора (БЦП) семи
модификаций, пульт управления объектом (ПУО), линейные (релейные,
ретрансляторные) адресные блоки, сетевые контроллеры, устройства считывания
кода, платы цифровой регистрации видеоинформации (РМВидео-4; РМВидео-16),
источники бесперебойного питания на 12/24В.
2.2 Структура
и функциональные обязанности финансовой службы предприятия
Структура финансовой службы отражает состав многочисленных
функциональных подразделений предприятия и определяет координацию их совместной
деятельности на пути достижения поставленных перед предприятием целей. Именно
эта координация выступает основой организационной структуры, которая обычно
определяется как совокупность устойчивых связей в организации. Данное
предприятие имеет большой объем производства и большое количество работников,
поэтому структура финансовой службы выглядит следующим образом (Рисунок 2)
[19].
Рисунок 2 - Структура финансовой службы
Наличие системы управления финансами,
ориентированной на комплексное решение задач учета, контроля и планирования
доходов и затрат, позволяет предприятию эффективно использовать собственные
средства и привлеченные инвестиции, повысить в целом управляемость бизнеса, его
рентабельность и конкурентоспособность (Таблица 1).
Использование подсистемы управления
финансами совместно с механизмами поддержки территориально распределенных
информационных баз позволяет наладить эффективное управление финансами, повышая
прозрачность их деятельности и инвестиционную привлекательность [4].
Таблица 1 - Оценка управления финансами в ООО
"Сигма-ИС"
№
|
Подсистема
управления финансами
|
Степень
реализации
|
1. 1.1
|
Организационное
обеспечение управления финансами. Структура и состав финансовой службы:
подразделения финансовой службы
|
50%
|
|
численность
подразделений
|
3-100%
|
|
уровень
экономической квалификации
|
хороший
|
|
управленческого
персонала
|
отличный
|
1.2
|
Степень
формализации управленческих процедур: положение о финансовой службе,
должностные инструкции
|
есть
|
|
характерность
практики делегирования первым руководителем своих полномочий
|
70%
|
2 2.1
|
Финансовое
планирование Направления планирования финансово-хозяйственной деятельности:
планирование объемов реализации
|
100%
|
|
планирование
затрат
|
100%
|
|
планирование
потребностей в оборотных средствах
|
80%
|
|
планирование
потребности в персонале и фонда оплаты труда
|
100%
|
|
планирование
прибыли
|
100%
|
|
составление
плана движения денежных средств
|
80%
|
2.2
|
Степень
реализации финансового планирования на предприятии разработка финансовой
стратегии
|
|
текущее
планирование финансовой деятельности
|
есть
|
|
разработка
оперативных планов и их привязка к центрам ответственности
|
нет
|
3 3.1
|
Финансовый
анализ Виды финансового анализа: периодичность финансового анализа
|
ежегодный
|
4 4.1
|
Информационное
обеспечение Уровень организации информационных потоков на предприятии:
наличие и соблюдение графика и документооборота
|
соблюдается
|
|
степень
автоматизации
|
Хорошая
|
5 5.1
|
Финансовый
контроль Степень реализации финансового контроля на предприятии: наличие
контроля за выполнением планов
|
регулярный
|
|
проведение
анализа причин отклонений фактических показателей от плановых
|
нет
|
|
контроль над
достоверностью бухгалтерской информации (аудит)
|
внутренний
|
На данном предприятии обязанности финансовой службы исполняют
три человека, это финансовый директор - главный бухгалтер, финансовый менеджер
и бухгалтер - кассир. Их обязанности основываются на должностных инструкциях, в
которых имеются функциональные обязанности, составленных руководителем для
каждого сотрудника службы.
В функциональные обязанности финансового директора - главного
бухгалтера входят:
· организация управления движением
финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений в целях
наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства
и реализации продукции и получения максимальной прибыли;
· определение источников финансирования
производственно-хозяйственной деятельности предприятия (бюджетное финансирование,
краткосрочное и долгосрочное кредитование, лизинговое финансирование,
привлечение заемных и использование собственных средств);
В целях определения внешнего источника финансирования
организует деятельность работников финансового подразделения по следующим
направлениям: поиск источников, оценка стоимости источников, оценка финансового
риска, соотношение собственных и привлекаемых источников финансирования [20].
· ведение переговоров с коммерческими
банками, иными кредитными учреждениями и другими внешними организациями;
· координирование работ по проведению
анализа финансово-экономического состояния предприятия (анализа бухгалтерской
отчетности, горизонтального и вертикального анализа, расчета финансовых
коэффициентов);
· обеспечение разработки учетной политики
предприятия (определение: методов списания сырья и материалов в производство;
вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов; возможности
применения ускоренной амортизации; форм планирования новых производств и
участков; методов учета готовой продукции; пр.);
· осуществление руководство работами по
формированию кредитной политики предприятия, включающими: проведение анализа
структуры баланса; определение уровня соотношения собственных и заемных
средств; принятие решения о привлечении заемных средств; определение выгоды от
привлечения заемных средств; изучение кредитных организаций; анализ договорной
документации; составление плана возврата заемных средств; расчет процентных
ставок за период кредита; определение суммы процентов по проектам кредитных
договоров; установление источников выплаты суммы кредита и процентов;
разработка планов и схем погашения кредитов; пр.);
· организация исследований и анализ затрат
на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортных
издержек, торгово-комиссионных и иных расходов, затрат на амортизационные
отчисления, процентов за кредит, арендной платы, затрат на содержание аппарата
управления, на текущий ремонт оборудования и других издержек с целью
определения политики управления издержками;
· определение дивидендной политики
предприятия (политику постоянных выплат, политику регулярного дивиденда,
политику неоднократного увеличения, политику дополнительных дивидендов) и
разрабатывает предложения по определению части прибыли, направляемой на выплату
дивидендов; установлению и корректировке условий выплаты дивидендов, и пр.;
· организация работ по разработке разделов
бизнес-плана (раздела основных показателей финансово-экономического состояния
предприятия; раздела оценки финансового и производственного рисков и способов
их страхования; раздела прогноза прибыли и убытков, прогноза движения (потока)
наличных средств; пр.);
· осуществление организации подготовительных
работ по бюджетному планированию (подготовке предложений по формированию
системы функциональных бюджетов (бюджета погашения кредитов, налогового
бюджета); разработке предложений по составлению сводного бюджета, определению
структуры бюджета, определению ответственности за исполнение бюджета,
установлению процедуры согласования, утверждения и контроля исполнения
бюджета);
· организация и обеспечение контроля за
исполнением финансовых планов (в т. ч. плана по прибыли) и бюджетов с целью
выявления отклонений от плановых значений, разработки мероприятий по ликвидации
непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа,
оперативной корректировки бюджета и плана; за прекращением производства
продукции, не имеющей сбыта; за правильным расходованием денежных средств и
целевым использованием собственных и заемных оборотных средств;
· организация проведения финансового анализа
по следующим показателям: поступление средств на счет предприятия за
отгруженную продукцию (товары) и оказанные услуги (выполненные работы);
расходование выручки от продаж по основным направлениям (закупка сырья и
материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности
предприятия); выплата процентов по кредитам; выплата дивидендов; величина
свободных средств предприятия (или величина их дефицита);
По результатам финансового анализа обеспечивает разработку
предложений, направленных на обеспечение платежеспособности, предупреждение
образования и ликвидацию неиспользуемых товарно-материальных ценностей,
повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на
производство и реализацию продукции, укрепление финансовой дисциплины [23].
- обеспечение
своевременного поступления доходов, оформление в установленные сроки
финансово-расчетных и банковских операций, оплату счетов поставщиков и
подрядчиков, погашение займов, выплату процентов, заработной платы рабочим и
служащим, перечисление платежей в банковские учреждения;
- обеспечение разработки
налоговой политики предприятия (формирование налоговой базы по всем видам
налогов и сборов; выбор формы налогового учета; определение состава затрат,
относимых на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) для целей
налогообложения; определение механизмов использования налоговых льгот и т.д.);
- разработки налогового
бюджета, позволяющего определять плановое значения прибыли; проведение расчетов
прибыли и налогов на прибыль;
- обеспечение перечисление
налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в
государственные внебюджетные социальные фонды в установленном законодательством
порядке;
- осуществление руководство
разработкой стандартов финансового учета и взаимосвязи с бухгалтерским учетом
(форм отчетности, не утвержденных на нормативно-правовом уровне; сроков;
системы информационных потоков и документооборота, пр.);
- ведение учета движения
финансовых средств и составления отчетности о результатах финансовой
деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности,
достоверность финансовой информации; контролирует правильность составления и
оформления отчетной документации;
- координирование работы по
составлению пояснительных записок (ежемесячных, ежеквартальных, ежегодных) по
формам финансового учета и отчетности с расчетными показателями, с подробным
анализом отклонений (от плановых, среднеотраслевых показателей, показателей
предыдущего года, предприятий-конкурентов, пр.);
- организация работы по
подготовке отчетов для руководителя предприятия (коллективного органа
правления, общего собрания учредителей) по финансовым вопросам;
Бухгалтер несет ответственность по финансовым вопросам наравне
с руководителем предприятия и имеет право второй подписи.
Функциональные обязанности финансового менеджера:
- управляет финансовыми
средствами предприятия с целью получения прибыли;
- разрабатывает проекты
перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов
денежных средств;
- разрабатывает нормативы
оборотных средств и проводит мероприятия по ускорению их оборачиваемости;
- разрабатывает мероприятия
по управлению структурой капитала и определяет цену капитала;
- анализирует финансово-экономическое
состояние предприятия и результаты его деятельности;
- проводит мероприятия,
направленные на обеспечение платежеспособности предприятия, предупреждение
образования и ликвидацию неиспользуемых материально-технических ресурсов,
повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на
производство и реализацию продукции (товаров), укрепление финансовой
дисциплины;
- обеспечивает выполнение
финансового плана и бюджета, плана по прибыли и другим финансовым показателям;
- разрабатывает методы
регулирования финансовых результатов производственной деятельности предприятия
(определение оптимальных вариантов формирования элементов себестоимости
производства, распределения затрат, ценообразования, пр.);
- определяет источники финансирования
производственно-хозяйственной деятельности предприятия (бюджетное
финансирование; краткосрочное и долгосрочное кредитование; выпуск и
приобретение ценных бумаг; лизинговое финансирование; привлечение заемных и
использование собственных средств, пр.), анализирует возможности их
использования и разрабатывает схемы их использования;
- визирует предложения о
размещении средств, получении кредитов, использовании иных источников
финансирования и представляет их на рассмотрение руководителю предприятия;
- устанавливает деловые
связи с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями, лизинговыми
компаниями, другими организациями;
- обеспечивает целевое
использование собственных и заемных средств;
- подготавливает банковские
документы на все виды платежей по обязательствам предприятия;
- проводит анализ и оценку
эффективности финансовых вложений.
Обеспечивает:
- своевременное поступление
доходов;
- оформление в
установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций;
- оплату счетов поставщиков
и подрядчиков;
- погашение займов;
- выплату процентов,
заработной платы рабочим и служащим.
Обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных
и платежных обязательств, своевременное отражение происходящих изменений в
платежеспособности предприятия, отслеживает состояние собственных средств [15].
Проводит расчеты прибыли от реализации выпускаемой продукции,
использования основных средств, а также проведения операций, непосредственно не
связанных с основной деятельностью предприятия.
Принимает решения о распределении прибыли по следующим
направлениям: финансирование производства, исходя из производственных планов;
выплата дивидендов; выплата заработной платы; погашение задолженности, в т. ч.
в государственный бюджет.
Проводит работу по: расчетам налогов на прибыль и иных
налогов; планированию и управлению минимизацией налогов; перечислению налогов и
сборов в государственные и местные бюджеты [22].
Анализирует исполнение смет, оперативную и бухгалтерскую
отчетность по финансовой деятельности предприятия.
- выполнением планов
производства и реализации продукции (товаров);
- прекращением производства
продукции, не имеющей сбыта;
- правильным расходованием
денежных средств.
Организует учет движения финансовых средств и подготавливает
отчеты для руководителя предприятия (коллективного органа правления, общего
собрания учредителей) по проблемам финансирования, администрирования и другим
финансовым вопросам.
Обеспечивает правильность составления отчетной документации и
достоверность информации, содержащейся в ней. Выполняет функцию координатора и
советника руководителя предприятия по финансовым вопросам [15].
Функциональные обязанности бухгалтера-кассира:
Бухгалтер - кассир обязан:
- осуществлять операции по
приему, учету, выдаче и хранению
денежных средств с обязательным соблюдением правил,
обеспечивающих их сохранность;
- получать по оформленным,
в соответствии с установленным порядком документам денежные средства или
оформлять их для получения безналичным путем в учреждениях банка для выплаты
рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других
расходов;
- вести на основе приходных
и расходных документов кассовую книгу, сверять фактическое наличие денежных
сумм с книжным остатком;
- составлять описи ветхих
купюр, а также соответствующие
документы для их передачи в учреждения банка с целью замены
на новые;
- составлять кассовую
отчетность;
- осуществлять наличные
расчеты в установленном порядке с организациями и физическими лицами при оплате
работ и услуг предприятия [4].
2.3 Методика
проведения аудита хозяйственно-финансовой деятельности в ООО
"Сигма-ИС"
Аудиторская проверка - это сложный и длительный процесс.
Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время
проверки, не снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая
аудиторский предпринимательский риск [12].
Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является
выработка четкой методики проверки каждого раздела или участка бухгалтерского
учета [14].
Общий перечень объектов проверки при проведении аудита в ООО
"Сигма-ИС" приведен в (Таблице 2).
Таблица 2 - Виды работ, подлежащих аудиту
№ п/п
|
Наименование
раздела или вида работ
|
Краткая
характеристика информации и подразделов, подлежащих аудиту
|
1.
|
Учредительные и
другие общие документы предприятия
|
Устав
предприятия Лицензия Структура предприятия Приказы, распоряжения, служебные
записки, протоколы заседаний учредителей Штатное расписание
|
2.
|
Учетная
политика предприятия
|
Рабочие
документы по методическому, техническому и организационному аспектам учетной
политики предприятия
|
3.
|
Основные
средства и нематериальные активы
|
Синтетические
счета 01-09 Аналитический и синтетический учет основных средств Начисление
износа по основным фондам Переоценка основных средств Реализация и выбытие
основных средств Учет капитальных вложений основных средств Учет аренды
основных средств Учет поступления и создания нематериальных активов Учет
выбытия и реализации нематериальных активов Расчеты по налогооблажению в
операциях с нематериальными активами
|
4.
|
Производственные
запасы
|
Синтетические
счета 10-19 Аналитический учет движения материальных ценностей на складах
предприятия Списание материальных ценностей на затраты производства Списание
недостач, потерь и хищений материальных ценностей Учет малоценных и
быстроизнашивающихся предметов (в запасе и эксплуатации) Свободный учет
материальных ценностей Анализ использования материальных ресурсов
|
5.
|
Расчеты по
оплате труда
|
Синтетический
счет 70 Учет рабочего времени сотрудников Учет начислений по
рабочим-сдельщикам Аналитический учет по оплате труда сотрудников
Аналитический учет удержаний Синтетический учет расчетов по счету 70
|
6.
|
Затраты на
производство
|
Синтетические
счета 20-39, 43, 44 Выявление и распределение косвенных расходов Учет потерь
в производстве Учет незавершенного производства Свободный учет затрат на
производство Калькулирование себестоимости продукции
|
7.
|
Готовая
продукция, товары и реализация
|
Синтетические
счета 40,41,45,46,47,48,62 Учет выпуска готовой и движения продукции на
складах Учет отгруженной продукции и реализованной продукции Учет
коммерческих расходов
|
8.
|
Денежные
средства
|
Синтетические
счета 50-59 Учет кассовых операций Учет операций по расчетному счету Учет
операций по валютному счету Учет краткосрочных финансовых вложений Учет
прочих операций по денежным средствам
|
9.
|
Расчеты
|
Синтетические
счета 60-79 Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты с покупателями и
заказчиками Расчеты с бюджетом Расчеты по социальному страхованию и
обеспечению Расчеты с подотчетными лицами Расчеты с персоналом по прочим
операциям Расчеты с дебиторами и кредиторами Расчеты с учредителями
|
10.
|
Финансовые
результаты и использование прибыли
|
Синтетические
счета 80-84 Прибыли и убытки Использование прибыли Оценочные резервы Доходы
будущих периодов
|
11.
|
Капиталы и
резервы
|
Синтетические
счета 85-89 Учет уставного капитала Учет резервного капитала Учет добавочного
капитала Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка
|
12.
|
Кредиты и
финансирование
|
Синтетические счета
90-99 Учет кредитов банков Учет ссуд Учет целевого финансирования и
поступлений
|
13.
|
Бухгалтерская
отчетность и приложения
|
Баланс (ф. №1)
Отчет о финансовых результатах (ф. №2) Отчет о движении капитала (ф. №3)
Отчет о движении денежных средств (ф. №4) Приложение к балансу (ф. №5)
Расчеты, декларации и другие формы по учету и налогообложению
|
Из таблицы 2 видно, что декомпозиция разделов и видов работ,
подлежащих аудиту, охватывает практически все комплексы бухгалтерского учета и
отчетности.
Методики по различным разделам учета должны разрабатываться
по единой схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета составляется
методика, которая должна включать в себя:
. перечень основных нормативных документов;
2. описание альтернативных учетных решений, выбор
которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете,
"Положение о бухгалтерском учете и отчетности", отражаемых в учетной
политике;
. первичные документы по разделу учета;
. регистры синтетического и аналитического учета и
отчетность;
. классификатор возможных нарушений;
. вопросник аудитора для составления программы
проверки;
. методы сбора аудиторских доказательств, применяемые
при проверке;
Проверка, осуществляемая традиционным способом, включает
выполнение положений, приведенных в первых четырех пунктах методики.
Последующие пункты методики целесообразно использовать, если к работе
привлекаются ассистенты [14].
Глава 3.
Оценка результата аудита бухгалтерской отчетности в ООО "Сигма-ИС"
3.1 Анализ
финансовых результатов и рентабельности продаж
Одним из важнейших направлений аудита предприятия является
анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия
характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и
использования его финансовых средств [19].
Информационной базой для проведения анализа финансового
состояния является бухгалтерская отчетность. В первую очередь это бухгалтерский
баланс (ф. №1) (Таблица 3.1) и приложения к балансу: ф. №2 - " Отчет о
финансовых результатах и их использовании" (Таблица 3.2) [1].
Таблица 3.1 - Финансовые результаты (усредненные значения)
Наименование
показателя
|
За 2009 г.
|
За 2011 г.
|
Отклонение
|
|
Абсолют.
|
%
|
Абсолют
|
%
|
Абсолют
|
%
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6=4-2
|
7=5-3
|
Чистая выручка
|
101 777,00
|
89,78
|
168 828,00
|
98,48
|
67 051,00
|
8,70
|
Себестоимость
реализованной продукции
|
89 889,00
|
79,30
|
157 519,00
|
91,89
|
67 630,00
|
12,59
|
Валовая прибыль
|
11 888,00
|
10,49
|
11 309,00
|
6,60
|
-579,00
|
-3,89
|
Полная
себестоимость реализованной продукции
|
91 407,00
|
80,64
|
160 928,00
|
93,88
|
69 521,00
|
13,24
|
в том числе
коммерческие расходы
|
1 518,00
|
1,34
|
3 409,00
|
1,99
|
1 891,00
|
0,65
|
Результат от
основной деятельности
|
10 370,00
|
9,15
|
7 900,00
|
4,61
|
-2 470,00
|
-4,54
|
Прочие доходы
|
11 580,00
|
10,22
|
2 598,00
|
1,52
|
-8 982,00
|
-8,70
|
21 027,00
|
18,55
|
5 445,00
|
3,18
|
-15 582,00
|
-15,37
|
Результат от
прочей деятельности
|
-9 447,00
|
-8,33
|
-2 847,00
|
-1,66
|
6 600,00
|
6,67
|
Прибыль
(убыток) до налогообложения
|
923,00
|
0,81
|
5 053,00
|
2,95
|
4 130,00
|
2,14
|
Налог на
прибыль и другие обязательные платежи
|
396,00
|
0,35
|
1 660,00
|
0,97
|
1 264,00
|
0,62
|
Чистая прибыль
(убыток)
|
516,00
|
0,46
|
3 382,00
|
1,97
|
2 866,00
|
1,51
|
Справочно:
Всего доходов
|
113 357,00
|
100,00
|
171 426,00
|
100,00
|
58 069,00
|
0,00
|
Чистая выручка ООО "Сигма-ИС" за анализируемый
период увеличилась на 67 051 тыс. руб. или 65,88% (с 101 777 до 168 828 тыс.
руб.). Основная деятельность, ради осуществления которой было создано
предприятие, за анализируемый период была прибыльной.
Себестоимость реализованной продукции организации за
анализируемый период увеличилась на 69 521 тыс. руб. или на 76,06% (с 91 407 до
160 928 тыс. руб.) [5].
Как следствие этого, эффективность основной деятельности
предприятия снизилась, так как темп изменения выручки отставал от темпа
изменения себестоимости реализованной продукции [18].
Таблица 3.2 - Финансовые результаты по исходной форме №2
(усредненные значения)
Наименование
|
За 2009 г.
|
За 2010 г.
|
За 2011 г.
|
I. ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
|
|
|
Чистая выручка
|
101 777,000
|
127 272,000
|
168 828,000
|
Себестоимость
реализованной продукции
|
89 889,000
|
112 873,000
|
157 519,000
|
Валовая прибыль
|
11 888,000
|
14 399,000
|
11 309,000
|
Полная
себестоимость продукции
|
91 407,000
|
114 605,000
|
160 928,000
|
в том числе
|
|
|
|
коммерческие
расходы
|
1 518,000
|
1 732,000
|
Результат от
основной деятельности
|
10 370,000
|
12 667,000
|
7 900,000
|
II. ПРОЧАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
|
|
|
Прочие доходы
|
11 580,000
|
19 985,000
|
2 598,000
|
Прочие расходы
|
21 027,000
|
17 125,000
|
5 445,000
|
Результат от
прочей деятельности
|
-9 447,000
|
2 860,000
|
-2 847,000
|
Прибыль
(убыток) до налогообложения
|
923,000
|
15 527,000
|
5 053,000
|
Налог на
прибыль и обязательные платежи
|
396,000
|
4 267,000
|
1 660,000
|
Чистая прибыль
(убыток)
|
516,000
|
11 260,000
|
3 382,000
|
Валовая прибыль предприятия за анализируемый период
уменьшилась всего на 579 тыс. руб., то есть менее чем на 5%.
В конце периода в структуре совокупных доходов, полученных от
осуществления всех видов деятельности, наибольший удельный вес приходился на
доходы от основной деятельности.
Следует отметить, что расходы по прочей деятельности организации
падают медленнее, чем доходы по ней.
В начале анализируемого периода предприятие имело прибыль от
основной деятельности в размере 10 370 тыс. руб. Результат от прочей
деятельности при этом составил - 9 447 тыс. руб [5].
В конце анализируемого периода предприятие имело прибыль от
основной деятельности в размере 7 900 тыс. руб. Результат от прочей
деятельности при этом составил - 2 847 тыс. руб. Отрицательный результат от
прочей деятельности организации в конце анализируемого периода возникает, в том
числе, за счет начисления налогов, относимых на финансовые результаты.
От осуществления всех видов деятельности в конце
анализируемого периода ООО "Сигма-ИС" получило прибыль в размере 5
053 тыс. руб., что на 447,45% больше прибыли в начале периода, составившей 923
тыс. руб. Налоговые и иные обязательные платежи в конце анализируемого периода
занимали 32,85% в величине прибыли до налогообложения. Наличие в анализируемом
периоде у предприятия чистой прибыли свидетельствует об имеющемся источнике
пополнения оборотных средств.
3.2 Анализ
структуры активов и пассивов
Актив баланса содержит сведения о размещении капитала,
имеющегося в распоряжении предприятия. Основным признаком группировки статей
актива баланса считается степень их ликвидности. По этому признаку все активы
подразделяются на долгосрочные (основной капитал) и текущие (оборотные) активы.