Преподавание истоии в школах разных стран

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,41 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Преподавание истоии в школах разных стран

Введение

В конце ХХ века в мире произошли радикальные перемены, обусловленные процессом глобализации. В итоге глубокая межкультурная интеграция во всех сферах жизни людей, в том числе и в образовании, становится фактом. В мировом образовании сегодня происходит изменение представлений о сущности и конкретных целях образования. Это приводит к поиску преподавателями новых подходов к организации образовательного процесса, особенно если имеющаяся система образования имеет существенные недостатки либо не отвечает запросам времени.

Российская школа вот уже более 20 лет пытается перестроить и переработать опыт школьного обучения в СССР, подстроившись под современные реалии. Это происходит порой методом проб и ошибок и неизбежно приводит к попыткам заимствовать западный опыт в образовании, творчески преобразовав его под свои условия.

Использование западного опыта в образовании может стать для российской школы как панацеей, так и полным крахом образовательной системы, и все зависит от того, какие именно аспекты зарубежного школьного образования применять к российским реалиям и от степени перемен в образовании (от заимствования отдельных методик до полного копирования зарубежного образца).

Несомненно только одно: перемены нужны, и они должны быть направлены на развитие и созидание собственной образовательной системы, хорошо адаптированной к российским условиям. Это относится и к методике преподавания истории в современной российской школе, так как история - один из основных школьных предметов, обязательных для обучения. Применение в российской практике зарубежного опыта в таком случае вполне возможно.

Таким образом, изучение зарубежного опыта преподавания истории в частности и системы образования вообще, важно и актуально на современном этапе развития школы.

Естественно, что полное изучение зарубежного опыта всех мировых стран в рамках курсовой работы невозможно, поскольку эта тема очень обширна. Поэтому исследование ограничится тремя развитыми западными странами, имеющими давние образовательные традиции, лидирующие позиции по уровню преподавания и качеству образования. Это Соединенные штаты Америки, Великобритания и Федеративная Республика Германия.

Таким образом, основная цель данной работы - дать представление о зарубежном опыте преподавания истории в школе (на примере трех стран: Соединенных штатов Америки, Великобритании и Германии).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие важные задачи:

дать общую характеристику системы образования в каждой из трех стран (типы школ, система обучения и проч.);

охарактеризовать методику преподавания истории в школах в каждой из трех стран (цели и задачи, осуществление преподавания, методы обучения, и проч.);

обосновать возможность использования зарубежного опыта преподавания истории в российских условиях;

выявить возможные полезные аспекты обучения истории, которые теоретически пригодны для использования в российской школе;

сделать теоретические выводы.

Вопрос изучения зарубежного опыта преподавания истории и его использования на российской почве наиболее широко стал интересовать специалистов в последние годы, когда стала очевидна необходимость реформирования отдельных элементов системы образования. Специализированные монографические исследования данного вопроса практически отсутствуют, за исключением диссертационных исследований некоторых преподавателей вузов. В основном освещение данного вопроса происходит в отдельных статьях педагогов, методистов, исследователей.

Так, система американского образования кратко, но обстоятельно рассмотрена в статье "Система образования в США" журнала "Отечественные записки". Основные этапы образования детей в США, начиная с дошкольного и заканчивая высшим, включая типы существующих школ и краткие пояснения по программе обучения позволяют составить общее представление об организации американского образования. Подобные статьи этого журнала "Германская система образования" и "Образование в Великобритании" также дают наиболее общее представление об образовании данных стран.

Дополняют сведения об американской системе образования статья Кучеренко Е.Ю. "Американская школа глазами российского педагога" (плюс которой заключается именно во "взгляде со стороны" российского педагога-практика. Автор непосредственно наблюдала все этапы образования американских школьников и целенаправленно сравнивала российскую и американскую системы), а также другие вспомогательные статьи по структуре образования США.

Непосредственно обучение истории в американской школе и проблемы преподавания рассматриваются в публикации Иоанны Петры Мрачковски "Проблемы преподавания истории в американской школе", являющейся составной частью ее книги. Публикация оформлена в виде отдельной статьи на интернет-сайте журнала "История". Статья содержит описание многих проблемных вопросов американского школьного исторического образования, как то: конфликт вокруг учебников, искажение исторических фактов, распространение концепции афроцентризма, полемика вокруг программ по истории и прочих.

Интересным материалом также стали интервью преподавателя американской школы Олевича В. и директора Программы Истории Образования в Педагогической Школе Университета Нью- Йорка Д. Циммермана, которые знакомы с реалиями образования Америки не понаслышке.

Важные сведения об обучении истории в Великобритании содержатся в статье Большаковой О. "Разноцветные картинки", которая содержит описание основных целей и задач британского исторического образования, а также общие принципы преподавания истории.

Полная характеристика школьного образования в Германии дана в брошюре "Школьное образование в Германии" Михайловой Н., Кипнис Д., Кипнис А., где не только рассмотрены основные ступени образования и типы школ, но и даны списки изучаемых предметов по каждому типу. Это является важным и интересным для изучения системы школьного образования.

Полная и развернутая характеристика же преподавания истории в германских школах дана Ленц М.В. в статье "Содержание школьного исторического образования в Германии"

Таким образом, курсовое исследование выполнено на основе статей педагогов, освещающих современное состояние образования трех выбранных зарубежных стран, а так же дополнительных статей по теме.

Объектом исследования является зарубежный опыт преподавания истории в США, Великобритании и Германии, предметом - система и методика преподавания истории в школах указанных стран.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие теоретические методы: системного анализа, обобщения, сравнительно-исторический.

Глава 1. Соединенные штаты Америки

1.1 Система школьного образования

Общая характеристика

Система образования в Америке самими американскими авторами считается "самой демокpатической", "откpытой для всех", "создающей подлинное pавенство обpазовательных возможностей". Особенно уникальной, по их мнению, является общеобpазовательная школа. Ее обычно называют "уникальным амеpиканским изобpетением", pеализующим идею единой для всех детей школы. Это естественно, поскольку Америка - страна невероятных социальных контрастов, страна с необыкновенно смешанным (по национальному признаку) населением. В обычной американской школе могут учиться представители большинства национальностей мира и вполне закономерно, что такая школа должна работать по особым методикам. "Объединенная", "всеохватывающая" школа США, по мнению американцев, образец для подражания для других стран.

"Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов".

В США нет единой государственной системы образования и каждый штат может сам определять ее структуру.

В систему образования США входят:

·              дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3-5 лет;

·              начальная школа. 1-6 классы - elementary school (младшие классы),

·              средняя школа. 7-8классы, в некоторых школьных округах 7-9 - middle/junior high school (средние классы)

·              высшая школа. 9-12 классы, в некоторых школьных округах 10-12 - high school (старшие классы)

·              учебные заведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования".

В некоторых штатах эта типология не является верной, т.к. система школ имеет несколько другую структуру. Для нас наибольший интерес представляют средние школы (либо средние и высшие, в некоторых штатах)

Типы школ

Всего в США насчитывается порядка 115 тыс. школ, которые традиционно делятся на общественные и частные.

К общественным школам принадлежат также школы специализированные и школы чартерные. Специализированные (школы-магниты\ magnet school) предоставляют возможность получить более углубленное образование в определенных областях знаний, например, в сфере математики. "Как правило, школы-магниты создаются в отдельной учебном округе или графстве, в них переводятся одаренные дети, учащиеся в обычных общественных школах. При этом в специализированную школу может попасть любой ребенок, проживающий в графстве - принцип строгой географической привязки, действующий в отношении остальных общественных школ, здесь не работает. Для поступления в подобные учебные заведения необходимо сдать весьма сложные экзамены, на которых отсеиваются до 80-90% претендентов. Специализированные школы могут действовать в составе обычных (как "государство в государстве"), либо независимо".

Кроме того, в США действуют привилегированные или "чартерные" школы\ charter school . Чартерные школы обычно возникают на основе общественных школ. "Они получают лицензию ("хартию") на право оказания образовательных услуг, самостоятельного распоряжения выделяемым им ресурсами и пр. - взамен, они гарантируют более высокое качество преподавания и более разумное распоряжение школьными фондами. Инициатива о создании подобных школ может исходить от преподавательского состава, родителей, местных органов власти, высших учебных заведений, коммерческих структур и пр. Примерно раз в 3-5 лет местные органы власти проводят проверки чартерных школ и могут аннулировать хартию, если школа не соответствует определенным критериям".

Второй главной категорией являются частные школы\ private school, причем по территории США они распространены достаточно неравномерно. Своеобразной "столицей" таких частных школ является город Нью-Йорк. "Эти учебные заведения финансируются за счет платы, которую вносят родители. … Стоимость обучения достаточно высока и вполне сопоставима со стоимостью обучения в университете. … Причем затраты родителей учеников частных школ этим не исчерпываются. К примеру, общественные школы организуют доставку детей на занятия и домой с помощью школьных автобусов (это крайне важно, поскольку в США общественный транспорт развит плохо, а родители далеко не всегда могут завозить своих детей в школу и забирать их оттуда), а частные школы предлагают либо доплачивать за подобный сервис, либо селят школьников в платных общежитиях. Кроме того, часто требуется участие родителей в различных школьных мероприятиях. Программы этих школ заметно отличаются, и, как правило, в лучшую сторону, от программ школ общественных". Иногда малообеспеченные дети могут обучаться в таких школах, получив грант от государства, но нет гарантии, что отношения сл сверстниками в таком случае сложатся хорошо.

Американские дети также могут получить домашнее образование. Так, "до начала 1980-х годов домашнее образование в США находилось вне закона и допускалось лишь для тяжело больных детей. В начале 1980-х ситуация начала изменяться - приверженцы некоторых христианских конфессий, возмущенные тем, что в школьных программах исчезла религиозная составляющая, начали учить детей дома". Впоследствиитакую практику стали вводить и представители других социальных групп. Штаты США по-разному подходят к практике домашнего образования. В некоторых штатах для домашнего образования детей бывает достаточно проинформировать местные органы образования. В других штатах родители, имеющие желание учить детей дома, должны сдать экзамены, проверяющие их педагогическую квалификацию. "Бюро Переписи населения США предполагает, что в 2005 году домашнее образование получали примерно 2% американских детей и подростков в возрасте 5-17-ти лет. Для получения диплома о школьном образовании, домашний ученик обязан сдавать экзамены, которые сдают его сверстники, обучающиеся в общественных школах".

При домашнем обучении расписание занятий ребенка можно варьировать в зависимости от его психологического состояния или успеваемости. Выпускники домашних школ часто показывают лучшие результаты при сдаче экзаменов и тестов, чем обычные школьники. Но обучение ребенка на дому требует от родителей огромных затрат времени и сил.

Система обучения

Итак, "американская школа принципиально отличается от привычной для нас тем, что каждое ее звено (начальная - elementary, средняя - middle, старшая - high school) расположены в отдельных зданиях. С одной стороны, это устраняет возможность возникновения конфликтов в межвозрастных группах, с другой - исключает возможность пребывания детей разного возраста из одной семьи в одной школе".

Уже в средней школе среди учеников проходит процесс дифференциации по интеллектуальному признаку. На основании специальных тестов происходит разделение учеников на обыкновенные и "продвинутые", сильные потоки. Ученики, которые учатся лучше других по какому-либо предмету, могут учиться в "почётном" классе, где быстрее проходят весь материал и задают гораздо больше домашних заданий. Однако, в последнее время такие классы, особенно по гуманитарным дисциплинам, в некоторых местах упразднены, поскольку критики считают, что изолирование хорошо успевающих учеников не дает плохо успевающим подтягиваться".

Согласно интервью Виктора Олевича, ученика, а затем и преподавателя истории в американской школе, на сайте #"789732.files/image001.gif">//Отечественные записки. 2002. № 2. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=3&article=182 (Дата обращения 15.12.2011)

3.      Кучеренко Е.Ю. Американская школа глазами российского педагога// Директор школы . 2003. № 4. С. 56-62. URL:http://pravo33.wordpress.com/2010/10/28/ (Дата обращения 09.12.2011)

4.      Ленц М.В. Содержание школьного исторического образования в Германии// Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой науч.-практ. конф. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2006. С. 140-146. URL:http://pedsovet.org/forum/index.php?act=attach&type=blogentry&id=24427 (Дата обращения 15.12.2011)

.        Мифы и реальность американского школьного образования//Жизнь в США [сайт] URL: http://qwester.ru/2011/05/mify-i-realnost-amerikanskogo-shkolnogo-obrazovaniya/ (Дата обращения 09.12.2011)

.        Михайлова Н., Кипнис Д., Кипнис А. Школьное образование в Германии. 1999. URL:http://lib.ru/TEXTBOOKS/GERMAN/schule.txt (Дата обращения 15.12.2011)

.        Мрачковска И. Проблемы преподавания истории в американской школе//История. 2001. № 7. URL: http://his.1september.ru/2001/07/3.htm (Дата обращения 09.12.2011)

.        Обзор системы образования Великобритании//Тринити Трэвел (Обучение в Англии) [сайт]. URL: http://www.trinity-travel.ru/education/secondary-education/ (Дата обращения 13.12.2011)

.        Образование в Великобритании//Отечественные записки. 2002. № 1. URL:http://www.strana-oz.ru/?article=145&numid=2 (Дата обращения 13.12.2011)

.        Олевич В. Преподавание истории в американской школе в сравнении с российской: интервью//Педсовет[сайт] URL:http://pedsovet.org/forum/topic9025.html (Дата обращения 09.12.2011)

.        Палий И. В Калифорнии детей учат "истории гомосексуалистов"// Новые хроники [сайт]. 18.04.2011. URL: http://novchronic.ru/6140.htm (Дата обращения 09.12.2011)

.        Протопопова Д. Прошлое с английским акцентом. Как учат истории в британских средних школах//История. 2006. № 22. URL: http://his.1september.ru/article.php?ID=200602207 (Дата обращения 13.12.2011)

13.    Система образования в Германии//Итек [сайт] URL:http://www.itec.com.ru/131/ (Дата обращения 15.12.2011)

14.    Система образования в США//Отечественные записки. 2002. № 1 (2). С.125-130. URL:http://www.strana-oz.ru/?article=143&numid=2 (Дата обращения 09.12.2011)

15.    Система образования Соединенных штатов Америки//Берег [сайт] URL: http://www.bereg.ru/sprav_info/education/edu_usa.shtml (Дата обращения 09.12.2011)

16.    Система образования США// Школа №BY [сайт] URL: http:// http://www.schoolcity.by/index.php?Itemid=30&id=8988&option=com_content&task=view (Дата обращения 09.12.2011)

17.    Фоменко С.В. О складывании современной концепции школьного исторического образования в Великобритании//Исторический ежегодник. 1997. с. 83-95. URL:http://www.hrono.ru/statii/2006/scola_gb.html (Дата обращения 13.12.2011)

Похожие работы на - Преподавание истоии в школах разных стран

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!