разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию принципов организации целого и т.п. (анализ - литера А);
по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию продукта/гипотезы, системного объяснения/решения и иной новой информации, объясняющей явление или событие, предсказывающей что-либо и т.п. (синтез - литера С);
по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п. (оценка - литера О).
Категория действий аттестуемогоЛитера категории действийКонкретизация объектов контроля по характеру действий аттестуемогоАльтернативные глаголы дескрипторов задач/вопросов на выполнение аттестуемым контролируемых действий осознанное воспроизведение информацииВпростые действия по изложению знаний понятий, определений, терминов, законов, формул и т.п. с пониманием смысла изученного материалаОпределить, описать, выявить, обозначить, перечислить, подобрать (пару), назвать, кратко обрисовать, отобрать, изложить, различить, объяснить, расширить, обобщить, дать примеры, заключить, перефразировать, переписатьприменение информацииПпростые действия, характеризующие элементарные умения применять информацию для решения задач; применение (фактов, правил, теорий, приемов, методов) в конкретных ситуациях, соблюдение принципов и законовизменить, вычислить, продемонстрировать, узнать, манипулировать, видоизменить, действовать, подготовить, получить (какой-то результат), связать, показать, решить, использовать, превратить, защититьанализАсложные действия (деятельность), характеризующие комплексные умения разделять информацию на взаимозависимые части, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целогоАнализировать, изобразить, дифференцировать, распознавать, разъединять, выявлять, иллюстрировать, намечать, указывать, устанавливать (связь), отобрать, отделять, подразделять, классифицироватьсинтезСсложные действия (деятельность), характеризующие комплексные умения интерпретировать результаты, осуществлять творческое преобразование информации из разных источников, создавать продукт, гипотезу, объяснение, решение и иную новую информацию, объясняющую явление или событие, предсказывающую что-либо и т.п.Категоризировать, соединять, составлять, собирать, создавать, разрабатывать, изобретать, переписывать, подытоживать, рассказывать, сочинять, систематизировать, изготавливать, управлять, формализовать, формулировать, находить решение, описывать, делать выводыоценкаОсложные действия (деятельность), характеризующие комплексные умения, оценивать значение объекта/явления для конкретной цели, определять и высказывать суждение о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения Оценить, сравнить, сделать вывод, противопоставить, критиковать, проводить, различать, объяснять, обосновывать, истолковывать, устанавливать связь, подытоживать, поддерживать
Простые контрольные задания, в основном, состоят из задач/вопросов типа В и П.
Комплексные контрольные задания, как правило, состоят из задач и вопросов типов А, С и О.
В определенных случаях, когда знания и умения проверяются в комплексе, комплексные контрольные задания могут включать в себя задачи и вопросы типа В и П. При этом количество задач/вопросов типа А, С и О в них должно быть не менее 60%.
Общее количество задач/вопросов в контрольном задании рекомендуется определять не менее пяти.
Критерии оценки необходимы для определения численного эквивалента за неправильно или правильно выполненное (решенное) контрольное задание.
Для простых контрольных заданий это, как правило, бинарный признак правильности ответа (решения): дихотомическая оценка - 1 (правильно/ да), 0 - (неправильно/ нет).
Для комплексных контрольных заданий используются либо бинарная либо политомическая оценка ответов или решений. Политомическая оценка предполагает выставление балльной оценки (по возрастающей) за каждое промежуточные правильные ответы, решения или правильно выполненное действие.
Для оценки знаний, умений и компетенций в ФОС создаются комплексы оценочных средств (КОС) для каждого профессионального модуля и учебной дисциплины.
КОС должны иметь паспорт примерного состава:
цель аттестации по учебной дисциплине или профессиональному модулю;
специфическая выборка аттестуемых (контингент);
перечень пользователей результатов аттестации;
состав и назначение КОС;
документы, определяющие содержание КОС;
содержательно-компетентностная матрица КОС;
система оценивания результатов аттестации (критерии и порядок оценивания).
Оценочные средства для государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений СПО и НПО включают задание на выполнение, основные показатели оценки результатов и критерии оценки результатов выполнения и защиты выпускной квалификационной работы.
Задание на выполнение выпускной квалификационной работы имеет общую тему ВКР и перечень задач/вопросов в виде кратких формулировок действий (деятельности), которые следует выполнить и/или описаний результата, который нужно получить.
Основные показатели оценки результатов входят в состав программ профессиональных модулей и представляют собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата (продукта) деятельности аттестуемого как составляющие общих и профессиональных компетенций ФГОС СПО/ НПО. Показатели оценки результатов могут отражать как комплексный результат деятельности (характеризующий целостный опыт деятельности), так и элементарный результат выполнения отдельный действий и/или операций.
Дескриптор показателя оценки результатов формулируется с помощью отглагольных существительных, стоящих вначале предложения. Формулировка дескриптора должна быть:
ясной и понятной: использование доступных понятий, учет понимания их значений в контексте деятельности; простые предложения и стиль изложения; логичность (последовательность, непротиворечивость);
Критерии оценки - правила определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов (процесса или продукта) действий, демонстрируемых (полученных) аттестуемым с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата.
Оценочные средства для государственной (итоговой) аттестации должны обеспечивать поэтапную и интегральную оценку компетенций выпускников образовательных учреждений СПО и НПО.
2. Виды аттестационных работ
.1 Дипломные проекты и дипломные работы
По направленности дипломные проекты и дипломные работы разделяют на исследовательские, обучающие, сервисные, социальные, творческие, рекламно-презентационные, конструкторские и др.
Задание на выполнение дипломного проекта или дипломной работы должно включать тему, краткое описание планируемого результата, исходных данных: условий и ресурсного обеспечения, необходимых для выполнения работ.
Достижение показателей оценки результатов выполнения и защиты дипломного проекта или дипломной работы оценивается государственной аттестационной комиссией в контексте актуальности, практической значимости, новизны, исполнительского уровня, технического, информационного и финансового обеспечения.
Критерии оценки результатов выполнения и защиты дипломного проекта или дипломной работы должны быть простыми для понимания, однозначными и непротиворечивыми. Допускается применение дихотомических и политомических систем оценивания знаний, умений и способностей выпускников.
.2 Выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа
Задание на выполнение письменной экзаменационной работы и выпускной практической квалификационной работы содержит краткое описание: действий (деятельности) аттестуемого и/или планируемого результата работ; условий, используемых материалов, инструментов и приборов (аппаратов) и, при необходимости, проект наряда-допуска на проведение работ установленного образца, определенных нормативными документами.
Выполнение аттестуемым письменной экзаменационной работы оценивается по основным показателям оценки результатов в соответствии с определенными критериями оценки в части описания разработанного процесса выполнения выпускной практической квалификационной работы, используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, параметров и режимов ведения процесса.
Выполнение и защита аттестуемым выпускной практической квалификационной работы оценивается по основным показателям оценки результатов в соответствии с определенными критериями оценки, отражающими исполнительский уровень аттестуемого по выполнению задания и/или качество результата (продукта).
Критерии оценки результатов выполнения письменной экзаменационной работы должны однозначно определять условие допуска аттестуемого до выполнения выпускной практической квалификационной работы.
Критерии оценки результатов выполнения выпускной практической квалификационной работы должны быть простыми для понимания, однозначными и непротиворечивыми на основе применения дихотомической системы оценивания знаний и умений выпускников (знает/не знает; умеет/не умеет, выполняет/ не выполняет).
3. Разработка и экспертиза оценочных средств для государственной (итоговой) аттестации
студент выпускник образование аттестация
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются Программой государственной (итоговой) аттестации профессиональной образовательной организации на основании Порядка проведения о государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО или СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
Тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования.
Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями профессиональных образовательных организаций совместно со специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в трудоустройстве выпускников.
Обучающемуся предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначаются руководитель и консультанты.
Перечень тем выпускных квалификационных работ рассматривается на заседании методической комиссии профессиональной образовательной организации и утверждается ее руководителем.
По утвержденным темам ведущие специалисты образовательных учреждений - руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания на выполнение выпускных квалификационных работ для каждого студента. В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.
Задания на выпускную квалификационную работу (ВКР):
разрабатываются ведущими специалистами профессиональной образовательной организации;
подписываются руководителем работы и рассматриваются методической комиссией профессиональной образовательной организации;
проходят экспертизу у работодателей;
согласовываются с работодателями и утверждаются заместителем руководителя по учебной работе;
выдаются студенту не позднее чем за две недели до начала производственной (преддипломной) практики.
Сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.
Разработанные задания на ВКР, основные показатели оценки результатов выполнения и защиты ВКР и критерии оценивания (оценочные средства ГИА) проходят предварительную экспертизу на соответствие требованиями ФГОС СПО/НПО и обсуждение в методической комиссии образовательного учреждения.
По результатам экспертизы и обсуждения оценочные средства ГИА корректируются и проверяются разработчиками, после чего направляются на согласование с работодателями.
Процедура согласования с работодателями оценочных средств ГИА включает их предварительную экспертизу.
Ведущие специалисты от работодателей проводят экспертизу оценочных средств ГИА на соответствие требованиям профессиональных стандартов и/или квалификационных требований, и с целью определения актуальности, уровня, обоснованности и выполнимости выпускных квалификационных работ.
Оценочные средства ГИА, прошедшие экспертизу, направляются на процедуру согласования на предварительное заседание государственной аттестационной комиссии. После согласования оценочные средства, получившие положительное заключение, утверждаются руководителем образовательного учреждения. На титульном листе задания на ВКР ведущим специалистом из числа работодателей, либо председателем государственной аттестационной комиссии подписывается гриф «согласовано», а руководителем образовательного учреждения - гриф «утверждаю».
Оценочные средства ГИА, не получившие положительного заключения по результатам экспертизы работодателя, направляются в образовательное учреждение с соответствующими замечаниями и предложениями.
Утвержденные оценочные средства НИА доводятся до сведения выпускников не позднее чем за две недели до начала производственной (преддипломной) практики.
Литература
1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд - во Тюм. Гос. Унив., 2008.- 216 с.
. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса. // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2009, с. 3 - 9.
. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика, 2008, №10, с. 8 - 14.
. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. Монография. - Ростов-на-Дону, 2010. - 386с.
. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Зеер Э. Ф., 2009. - 480 с.
. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.2006.
. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. 2006. № 5. С.34 - 42.
. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации студентов (Методические рекомендации). Екатеринбург: УрГППУ, 2010. - 39 с.
. Максимов Н.И., Савельева Г.П. Анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта создания рейтинговых систем оценки качества образования: учебно-методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 41 с.
. Новое в оценке образовательных результатов [Текст]: международный аспект / [А. Литтл, М.Э. Локхед, В. Чайнапа и др.]. 2009. - 367 с
. Пузанков Д.В. и др. Проблема оценивания результатов обучения при компетентностном задании требований к выпускнику ВУЗа. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008.
. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции [Текст]: сб. науч. тр. Вып. 4 / Федер. агентство по образованию; Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Рос. акад. образования, Ур. отд-ние, 2009. - 571 с
.Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: Институт новых образовательных технологий. 2009. - 19с.
. Чапаев Н.К., Вайнштейн М.Л. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт. - Челябинск: ИРПО, 2008. 405 с.