Повышение уровня субъектности учащихся подросткового возраста на уроках технологии при изучении раздела 'Конструирование и моделирование изделия'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    781,05 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повышение уровня субъектности учащихся подросткового возраста на уроках технологии при изучении раздела 'Конструирование и моделирование изделия'

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)

Тема: Повышение уровня субъектности учащихся подросткового возраста на уроках технологии при изучении раздела "Конструирование и моделирование изделия"

Выполнил: Кудрявцева Светлана Сергеевна

ст. группы ЗС - 030600 - 62 (К)

Руководитель проекта: Королева Клара Иосифовна

доцент кафедры ТМТПО

Зав. кафедрой ТМТПО: Овечкин Владимир Петрович

Доктор пед. наук, доцент

Ижевск, 2008

Содержание

Введение

1. Психолого-педагогические аспекты развития субъектности учащихся

1.1 Анализ подходов ученых к сущности понятия субъектность и уровней ее компонентов

1.2 Психические особенности учащихся подросткового возраста

1.3 Приемы педагогической техники, способствующие повышению уровня субъектности учащихся в учебной деятельности

2. Разработка педагогической технологии

2.1 Модернизация учебной программы раздела "Конструирование и моделирование плечевого изделия"

2.2 Выбор инструментария педагогической технологии

2.3 Функции к средствам обучения

3. Разработка и изготовление средств обучения

3.1 Сущность и классификация средств обучения

3.2 Разработка средств обучения и требования к ним

3.3 Разработка технологии и изготовление средства обучения

4. Опытно-экспериментальная работа

4.1 Методика измерения компонентов субъектности

4.2 Описание процесса опытно-экспериментальной работы и ее результаты

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Современные тенденции гуманитаризации образовательного процесса устанавливающие приоритетность субъект - субъектных, равнопартнерских взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учеником над субъект - объектными, становятся особенно актуальными. [18]

Изменения, происходящие в современном обществе, непосредственным образом затрагивают сферу образования всех уровней. Сегодня, когда актуальными стали проблемы гуманитаризации образования, разрабатываемые в рамках различных школ (Е.В. Бондаревская, Е.И. Шиянов, М.В. Корепанова и др.), новый смысл обретает развитие личности как непременное условие ее полноценной самореализации в жизни. Современная педагогика рассматривает субъектные свойства, определяющие меру свободы личности, ее гуманности, духовности, жизнетворчества, как ядро культуры человека. [31]

По определению В.В. Серикова собственно "становление ученика субъектом учебной деятельности означает последовательное восхождение его от ситуативно-зависимого поведения к внеситуативной самоорганизации". Позиция учащегося как субъекта деятельности, когда он начинает и завершает деятельность, осуществляя самоорганизацию, саморегуляцию, меняет механизмы интереса, делает их многообразней, сложней, ближе к личности школьника. [21]

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. В целом же, состояние изученности субъектности учащихся педагогического процесса нельзя назвать удовлетворительными. В частности, практически отсутствуют представления о системном или структурном подходе к ее изучению. [19]

Основным противоречием современной системы образования является то, что упор делается на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, стремление обеспечить высокий уровень их усвоения, при этом не учитываются потребности учащихся в личностной значимости полученных знаний и умений.

В частности, в общеобразовательной школе развитие школьника происходит стихийно на основе репродуктивной деятельности. Школа не успевает перестраиваться на изменения, происходящие в среде жизнедеятельности современного общества. Так же не маловажной причиной недостаточного развития субъектности школьника является то, что учитель не имеет возможности осуществить индивидуальный подход к каждому ученику. В связи с этим возникла проблема необходимости выявить условия повышения уровня субъектности учащихся в учебной деятельности. [13]

Цель работы: Выявить условия и экспериментально проверить их эффективность в повышении уровня субъектности учащихся в учебной деятельности.

Предметом исследования - повышение уровня субъектности учащихся.

Объект исследования - уроки технологии по разделу "Конструирование и моделирование плечевых изделий"

Гипотеза: Уровень субъектности учащихся будет повышаться более эффективно при изучении раздела "Конструирование и моделирование плечевых изделий" если:

-       программа будет модернизирована в аспекте личностно - ориентированного подхода;

-       будет разработана педагогическая технология на основе использования приемов педагогической техники;

-       будут разработаны средства обучения по моделированию кокетки плечевого изделия на основе учета индивидуальных особенностей учащихся.

Задачи:

1.      Проанализировать подходы ученых к сущности понятия субъектность и ее компонентов.

уровень субъектность урок технология

2.      Разработать педагогическую технологию, обеспечивающую повышение субъектности учащихся на уроках технологии

3.      Спроектировать и изготовить средства обучения, способствующие развитию субъектности на основе учета индивидуальных особенностей учащихся.

.        Провести опытно-экспериментальную работу и подвести результаты.

1. Психолого-педагогические аспекты развития субъектности учащихся

.1 Анализ подходов ученых к сущности понятия субъектность и уровней ее компонентов


Субъектность - это способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, создавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному. [23, с.300]

Иначе говоря, субъектность - понятие, которое не раскрывается через ряд определений и не складывается из них. Подход к изучению - в корне иной, нежели в обычном объект - направленном исследовании. Но субъектность неразрывно связана с понятием субъект и поэтому необходимо рассматривать и понятие субъект, которая дана разными авторами, и может служить основополагающим фактором характеристики понятия субъектности. Например:

Философия рассматривает субъекта как продукта исторического развития и связывает его активность с особенностями деятельности людей. Реальное практическое изменение объекта в процессе этой деятельности и является критерием адекватности, соответствие действительности тем возникающим у субъекта образом, на основе которых и регулируется его деятельность.

Субъект (в переводе с лат. [subjectum]) - существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной объект. Субъект есть мыслящее существо - человек. Под субъектом так же понимается лицо или группа лиц, коллектив, организация, выступающие активным деятелем в каком-либо акте, процессе. Коллектив выступает не только объектом, но и субъектом воспитания. [4]

Субъект (с лат. subjectus - лежащий в низу, находящийся в основе, от sub - под jacio - бросаю, кладу основание), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности направленной на объект. [3]

Современные науки под субъектностью подразумевают субъектность человека, его свойство быть субъектом. Термин "субъект" употреблялся в истории философии в разных смыслах. Например, Аристотель обозначал им и индивидуальное бытие и материю - неоформленную субстанцию; в средние века схоластика понимает под "Субъектом" нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для них лишь в интеллекте). Современная трактовка понятия "Субъект" берет начало от Р. Декарта, у которого резкое противопоставление субъекта и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснование знания с точки зрения его достоверности. Следующий важный шаг на этом пути был сделан И. Кантом, который раскрыл некоторые существенные законы внутренней организации субъекта, делающее возможным достижение всеобщего и необходимого знания. В идеалистической форме тезис о социально-исторической природе "Субъекта" познания был развит Г. Гегелем, для которого познание есть надындивидуальный процесс, развертывающийся на основе тождества субъекта и объекта. Домарксистский материализм толковал "Субъект" в духе психологизма - как изолированного индивида, познавательные способности которого имеют биологическую природу и который лишь пассивно отражает внешнюю действительность. Диалектический материализм радикально расширяет понимание субъекта, непосредственно связывая его с категорией практики. Поэтому здесь "Субъект" выступает как субъект предметно-практической деятельности, а не одного лишь познания. Это по-новому объясняет и социально-историческую природу субъекта. С точки зрения марксизма, индивид выступает как субъект с присущим ему самосознанием постольку, поскольку он в определенной мере овладел созданным человечеством миром культуры - орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическим категориям, нормами этических и нравственных оценок. Активная деятельность субъекта является условием, благодаря которому то или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъект в формах его деятельности. Подобная трактовка "Субъекта" предполагает, что он не есть законченный объект, а выступает как субъект постоянного творческого преобразования окружающей действительности.

Субъект (от лат. sub-sum - лежащий в основе) - понятие, употребляющееся уже Аристотелем, а так же в средние века в смысле субстанции. Только в 17 в. оно начинает использоваться в современном смысле, т.е. как обозначение психолого-теоретико-познавательного Я, противопоставляемого чему-то другому - не-Я, предмету, объекту, или как обозначение объективированного Я, т.е. индивида которому противостоит, противопоставляется объект и который направляется на этот объект свое познание или действие, - в этом отношении он выступает как "субъект познания", "субъект действия". Субъективный - касающийся субъекта (Я), имеющий значение только для субъекта, основанный на субъекте, зависящий от субъекта, связанный с субъектом [26, с.411]

Истоки представления о субъектности можно обнаружить в религиях, особенно в монотеистических религиях, подчеркивающих автономность, активность. Современные науки под субъектностью человека подразумевают, его свойство быть субъектом.

Субъект - термин, используемый в психологии в следующих основных значениях:

. Человек, проявляющий активность по отношению к окружающему его миру (человек понимается в данном случае как субъект деятельности, а окружающий его мир - как объект его деятельности).

. Человек, рассматриваемый по отношению к другому человеку - тому, с кем он общается, и кто в его взаимодействии с ним играет пассивную роль (роль объекта воздействия, в то время как сам этот человек исполняет роль субъекта воздействия). [7, с.244]

Истолкование субъектности как активного начала в познавательном процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого процесса.

Педагоги склонны пользоваться психологическими и философскими представлениями о субъекте и субъектности. В нашем же случае из всех предложенных определений нам будет более близко понятие субъектность, данное Л. В Мардахаевым [23, с.300] и характеризуется проявлением самостоятельности, и активности на различных уровнях.

Активность (от лат. activus - деятельный), деятельное отношение человека к миру, способность человека производить преобразования материальной и духовной среды. Активность личности - активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности отстаивания своих взглядов. [10] Можно выделить три основных уровня активности: репродуктивно-подражательная, поисково-исполнительная и творческая активности.

Уровни активности по Г.И. Щукиной нами проанализированы и сведены в таблицу. [28]

№ п/п

Уровни активности

Показатели уровней

1.

Репродуктивная-подражательная активность

Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоения образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен.

2.

Поисково-исполнительная деятельность

Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности).

3.

Творческая активность

Сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нестандартные.


Самостоятельность, одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные условия. [17]

Процесс развития самостоятельности человека сложен и противоречив. Главными из них являются возрастные и индивидуальные возможности ребенка, педагогические условия и уровень обучения в школе. Принято считать, что по мере накопления знаний и умений пропорционально возникает и самостоятельность ученика.

Потребность устанавливать уровни самостоятельности обучаемых появилась у педагогов и психологов давно вместе с тем выявились и трудности такой диагностики, не случайно основным показателем самостоятельности большинство склонны считать учебные достижения ученика.

Можно выявит три уровня самостоятельности: подражательно-пассивный, активно-поисковый, интенсивно-творческий. [5]

Но в тоже время самостоятельность и активность проявляется через автономность.

Автономия в психологии - способность личности к самоопределению на основе собственных убеждений. Проявляется в независимости человека от давления авторитетов других личностей, группы.

В психологии и педагогике автономность рассматривается как индивидуальная позиция человека, которая характеризуется самостоятельностью и независимостью в выборе мотивов, целей стиля поведения и т.п.

Потребность в автономности включена в механизм становления личности - индивидуализацию, предусматривая формирование человека как самостоятельно мыслящего и ответственного существа. [15]

1.2 Психические особенности учащихся подросткового возраста


Подростковый возраст - это сложная и интересная пора в жизни человека.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а, следовательно, и специфику работы с ними.

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переход может иметь различное содержание и разную длительность. [8, с.124]

Подростковый возраст - это период жизни с 12-13 до 17-18 лет. Условно говорят о собственно подростковом возрасте. У девочек он длиться с 12 до 16 лет, у мальчиков с 13 до 17 лет. В это время происходит половое созревание. Подростковый возраст связан не только с физическим развитием, это ответственный этап психического развития и становления личности. Именно в этом возрасте формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений. Каждый подросток хочет стать здоровым, красивым, умным и воспитанным человеком. Но почему это не у всех получается? Дело в том, что человечность не наследуется, и в этом отличие человека от животных. Не наследуется духовность, которую каждый создает сам. Сколько бы ни было за спиной культурной истории, он всегда заново созидает духовное - обязательно собственное, потому что нельзя влить в себя чужой дух.

Важность для подростка его общения со сверстниками нередко скрывает, отодвигает на задний план проблемы его взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. Источник этих проблем - непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные и примитивные представления о его переживаниях мотивов тех или иных поступков, стремлений, ценностях.

Чтобы стать духовно богатой личностью, подростку необходимо преодолеть в себе многие явления, связанные с особенностями возраста, в частности, эмоциональную неустойчивость: колебания настроения, повышенную чувствительность, ранимость в отношении собственных переживаний и определенную черствость, и холодность к другим, застенчивость, подчеркнутую развязность, самоуверенность.

Нередки также случаи, когда школьник ставит перед собой какую-то цель и даже начинает что-либо делать по ее достижению. Но затем, столкнувшись с трудностями или потеряв к этому делу интерес по какой-то причине, он меняет цель или вообще отказывается от постановки каких-либо целей. На вопрос взрослого, почему он перестал делать то-то и то-то, подросток совершенно искренне отвечает, что ему это теперь не нужно. Кроме того, для подростка очень важна эмоциональная значимость цели. Признавая значимость организованности, необходимости выполнять свои обязанности, и даже ставя пред собой задачу, ребенок, как правило, очень быстро отказывается от этого намерения, особенно если для достижения цели следует пренебречь чем-то непосредственно привлекательным.

Значительную роль играет также чувство собственного достоинства и представления о своем уровне достижений, снижение которого оказывается чрезвычайно болезненным для самого подростка: он не может себе позволить себе "упасть в собственных глазах". Существенное значение имеет формирование необходимых нравственных качеств школьника, такие как чувство долга, ответственности.

Очень важно обеспечить школьника средствами достижения желаемой цели, организации своего поведения. К таким средствам относятся: умение учитывать последствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, способность представлять такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально (например: представить собственные переживания при ответе невыученного урока). Школьника следует специально обучать умению представлять себе, как он будет себя чувствовать в дельнейшем через определенное время. [16]

И именно в подростковом возрасте можно при правильном и грамотном подходе в общении формировать в ребятах многие качества, (способствовать становлению тех или иных качеств). Предоставляя возможность для проявления учащихся активности, самостоятельности, учитель способствует успешному протеканию деятельности учащихся, установлению субъектно-ориентированных взаимодействий в образовательном процессе, при котором субъективность обладает значительными возможностями своего развития. Учитывая всю специфику работы с подростками учителю технологии можно подобрать и использовать такие методические приемы и методы обучения, которые будут способствовать формированию полноценной, способной к самоанализу и саморазвитию личности школьника.

1.3 Приемы педагогической техники, способствующие повышению уровня субъектности учащихся в учебной деятельности


Современный учитель, прежде всего, обеспокоен тем Что излагать? и Как подать готовые знания?, а не тем, как организовать учебную деятельность учащихся. Нельзя не согласиться с тем, что современный урок невозможен без самостоятельности и активности ученика. По словам автора Г.О. Аставацатурова: "Учителя стремятся организовать учебную деятельность учащихся и, прежде всего самостоятельную работу. Но как добиться наивысшей продуктивности, самостоятельности на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведенного времени добиться наиболее эффективного результата?" [2]

Наиболее эффективно субъектность учащегося в учебной деятельности реализуется в процессе выполнения творческих заданий на конструирование, пере конструирование, до конструирование. Очень важно чтобы "вся деятельность приобретала для школьника личную значимость, были окрашены яркими переживаниями", формируются чувства собственного достоинства, что, несомненно, укрепляет интерес, положительно влияет на его развитие.

Эффективности образовательных технологий способствует овладение учителем "искусством" педагогической техники, проявляющего при взаимодействии с учениками, предъявлении им принятия учащимися учебных заданий, использовании средств обучения, владения ситуацией урока.

К педагогической технике относится умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия. Именно такой подход позволит нам говорить о педагогическом мастерстве, как о системе и будет способствовать технологизации урока.

Овладение приемами педагогической техники - одна из главных педагогических задач каждого учителя. Знакомясь с описанием того или иного приема, он каждый раз примеряет его на себя. Разумеется, не все приемы будут применены в повседневной работе. Но, вооружившись даже несколькими из них и отшлифовав их до блеска, учитель может добиться прекрасных результатов. Педагогу открывается возможность для творчества. Главное, чтобы используемые приемы были освоены и обеспечение условий становления учащимися полноправными соучастниками учебного процесса. Технологичность урока возможна лишь в том случае, когда реализация всех обучающих задач урока обеспечены целым арсеналом приемов педагогической техники.

Исходя из представления о формировании целостного педагогического процесса как целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, рассмотрим приемы педагогической техники, которые будут способствовать повышению субъектности учащихся:

1. Сжатая информация.

Это один из приемов по сжатию информации. Ученика предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, технологический или физический процесс.

Пример: Ученикам предлагается несколькими предложениями описать технологический процесс по моделированию кокетки плечевого изделия, переносом вытачки.

Ученики при этом приеме участвуют в планировании учебной деятельности. Данный прием проводится учителем после объяснения учителя и записей в тетрадь.

2. ПОПС - формула.

Эффективный прием, направленный на развитие субъектной позиции. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие суть следующих четырех моментов ПОПС - формулы:

П - позиция. Первое из предложений должно начинаться со слов: "Мы считаем, что …"

"Мы считаем, что перенос вытачки в боковой срез обеспечит возможность моделирования кокетки"

О - обоснование. Втрое предложение (обоснование позиции) начинается со слов: "Потому что …"

"Потому что мы можем линию вытачки продлить и создать желаемую форму кокетки"

П - пример. Третье предложение (ориентированное на умение доказывать правоту позиции на практике) начинается со слов: "Мы можем это доказать тем, что …"

"Мы можем это доказать тем, что сами при помощи лекало можем произвести моделирование кокетки используя перенос вытачки"

С - суждение. Четвертое предложение (суждение, выводы), начинается со слов: "Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что …"

"Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что процесс моделирования кокетки возможен при переносе нагрудной вытачки в линию бокового среза".

Через использование этого приема у учащихся проявляется самостоятельность, активность. Проводится на заключительном уроке.

3. Ассоциативный ряд.

Учитель пишет на доске какое-нибудь слово (или название темы). Учащимся требуется записать на отдельных листочках ассоциации, которые у них возникли в связи с представленном на доске словом. Далее учитель собирает листочки с ассоциациями и совместно с учащимися деятельности анализирует написанное. В результате такого анализа проявляется либо структурно-логическая схема, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся, либо по совпадению ассоциаций определяется обобщенный образ темы (субъектный опыт учащихся). Такая работа позволяет учителю и учащимся не только провести классификацию имеющихся у школьников представлениями, но и спланировать изменение новой темы с учетом субъектного опыта учащихся. [27, с. 194] Данный прием помогает учителю провести актуализацию знаний учащихся.

4. Мудрые совы.

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника. Работа над текстом может быть организованно в индивидуальной, парной или групповой форме. Каждый ученик (или группа) получает рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Различные подходы к обработке текста называются "Мудрые совы".

"Мудрые совы"

Что, не ждали?

Выберите из текста такую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим первоначальным представлениям о моделировании.

Главная жизненная мудрость

Постарайтесь выразить основную мысль текста одной фразой.

Известное и неизвестное

Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая является неизвестной.

Вывод

Можно ли сделать из прочитанного вывод, который будет, значим для будущей деятельности и моделированию кокетки используя метод переноса выточки.

Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом определяется последовательность этапов работы групп.

Эта педагогическая техника позволяет: выявит субъектный опыт учащихся; обогатить опыт ученика; обеспечить развитие информационной и коммуникативной культуры школьников, умение выделять главное в тексте. [27, с. 200] Прекрасный прием, применяемый при изучении новой темы второго урока.

5. Пчелиный улей.

Очень часто учитель после объяснения нового материала обращается к учащимся с просьбой задать вопросы по поводу изученного. Практически всегда этот вопрос остается без ответа.

Как же активизировать деятельность учащихся в этом направлении?

Педагогическая техника "Пчелиный улей" позволяет эту проблему решить.

Далее каждая пара по очереди формулирует свои вопросы, на которые отвечает либо учитель, либо другие учащиеся.

Таким образом, благодаря этой техники обеспечивается переработка полученной от учителя информации. Кроме того, становятся, очевидными затруднения, которые возникли у школьников в связи с пониманием новых знаний. [27, с. 201] Прием, который применяется учителем после изучения новой темы урока.

Благодаря данному приему происходит повышение активности и самостоятельности, учащихся в учебной деятельности.

Данный тип проведения урока поможет учителю выявить учащихся, которые не совсем усваивают изучаемую программу и уже прорабатывать материал с отстающими учениками не учебное время.

Ребята учатся задавать вопросы, совместно просматривать информационный материал, фильмы с показами мод и видеофрагменты по выполнению процесса моделирования. Ребята учатся задавать вопросы не репродуктивного характера, а вопросы и задания и оценивающего характера.

Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимости, своеобразии. Это должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого - организация единого пространства познания и индивидуального развития.

Схема 1. Приемы педагогической техники

2. Разработка педагогической технологии

2.1 Модернизация учебной программы раздела "Конструирование и моделирование плечевого изделия"


В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора развития личности как индивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социальной среды, в которой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ценности, требования, адаптируется к ним, а с другой - активно создает для себя необходимые условия для вхождения в культуру общества сообразно свои индивидуальным особенностям, мировоззренческим ценностям и личностным установкам.

Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии. Это должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого - организация единого пространства познания и индивидуального развития.

Однако, несмотря на непрерывное развитие образования и внедрение в него новых инновационных технологий, традиционное обучение до сих пор является преобладающим в общеобразовательных школах.

Таблица 1. "Достоинства и недостатки традиционного обучения" [20, с.109]

Позитивные стороны

Негативные стороны

Систематический характер обучения

 Шаблонное построение, однообразие

Упорядоченная логически правильная подача учебного материала

Лишение учащихся функции целеполагания, планирования, оценивания На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентация в материале, а достижения высоких уровней перекладывается на домашние задания

Организационная четкость

Учащиеся изолируются от общения друг с другом* Отсутствие самостоятельности*

Постоянное эмоционально воздействие личности учителя

Пассивность* Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика - 2 минуты в день)

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Усредненный подход (который не подходит для всех) Отсутствие индивидуального подхода в обучении


Мы видим возможность на уроках по разделу "Моделирование и конструирование", устранить негативнее стороны традиционного обучения, отмеченные звездочкой на основе использования приемов педагогической техники.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход, который обеспечивает свободу выбора задания и способа его выполнения.

Пояснительная записка

Технология 8 класс.

Настоящая программа, составленная для учащихся 8 класс, разработана на основе обязательного минимума содержания курса технологии, основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников этой школы.

Содержание этого раздела представляет основу для раскрытия новых идей, как материальное по созданию новых моделей изделий и умение проектировать собственные модели плечевых изделий с кокеткой.

Курс включает в себя основы конструирование и моделирование плечевого изделия с кокеткой способом переноса выточки.

Настоящая программа рассчитана на 16 часов.

При создании данной программы использовалась программа, разработанная автором Комышевой М.В. (Приложение А).

Обучение должно способствовать воспитанию интереса к знаниям, самостоятельности, активности, целеполаганию, трудолюбия. Решению этих задач служат разнообразные методы и формы обучения. В основе данной программы лежит деятельностный подход, суть которого целесообразно е преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту - творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляется как субъект своего развития. [10, с.15]

Применение деятельностного подхода позволяет развивать самостоятельность, творчество учащегося, учит целеполаганию, планированию, организации, контролю, оценке своей деятельности.

Разделы учебного предмета (образовательная область "Технология") отбираются из реальной действительности, адаптируются к педагогической действительности и располагается в определенной последовательности с учетом возможностей и потребностей образовательного учреждения; социальных приоритетов, потребностей и интересов учащихся, возрастных закономерностей и физического, психического, интеллектуального развития. Каждый раздел образовательной области "Технология" является необходимым для развития учащегося, а вся совокупность разделов должна быть достаточна для формирования его в качестве субъекта устойчивого культурно-технологического развития самого себя и среды своей жизнедеятельности. [9, с.144 - 145]

Главная цель образовательной области "Технология":

1.      побуждать детей самостоятельно оценивать результаты своих действий, способствовать проявлению активности на уроках;

2.      обеспечение интеллектуального, этического и эстетического развития личности;

.        формирование знаний и умений использования средств и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт;

.        формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

В процессе преподавания предмета "Технология" должны быть решены следующие задачи:

1.      развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи;

2.      обеспечение учащимися возможности самопознания;

.        использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформления их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;

.        воспитание привычки к качественному выполнению работ, к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве. [25]

Рабочая программа составлена с учетом обязательного минимума содержания по образовательной области "Технология" (приказ Минобразования России №1236 от 19.05.1998 года).

Основная часть рабочего времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность. Содержание учебного материала по информационным технологиям, профессиональному самоопределению и основам культуры межличностных отношений не выделяется в качестве основных разделов, его изучение осуществляется, интегрировано в соответствии с выбранными видами обработки материалов, профильными направлениями образовательной деятельности учащихся.

Для того чтобы на уроках технологии учащиеся стали полноправными участниками учебной деятельности, в основную программу модуля: "Конструирование и моделирование" включены элементы личностно - ориентированного образования. Их суть:

-       предоставление каждому ученику права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений. [29]

Но нельзя, изменив цели и функции, оставить содержание учения прежним. Именно при включении данного подхода в образовательный процесс будут развиваться в человеке качества:

-       способность быть стратегом своей жизни;

-       способность его ставить и корректировать цели;

-       самостоятельно выстраивать действия;

-       оценивать их соответствие задуманному (целям).

Рассмотрим подробно технологию построения личностно-ориентированного образовательного процесса, обеспечивающего на деле условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка, становление у него важнейших в современном мире умений:

-       самостоятельно приобретать и использовать полученные знания;

-       принимать самостоятельные решения;

-       планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты;

-       строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.

Тематическое планирование

2.2 Выбор инструментария педагогической технологии


На уроках по моделированию изделия учитель может использовать разнообразные методы и средства обучения, направленные на достижение более эффективного результата по изучению данного раздела. Учитель должен раскрыть также то, что при моделировании изделия будь, то платье, сарафан, блуза и даже жакет учащиеся должны помнить, что они должны моделировать изделие, подбирая линии, которые будут скрывать или подчеркивать особенности фигуры и уметь скрывать недостатки. Для достижения хорошего результата учитель может использовать плакаты, которые наглядно демонстрируют, примеры, как можно смоделировать платье, чтобы скрыть недостатки фигуры и подчеркнуть достоинства. Так же учитель может использовать историческую справку, в каком веке появилось понятие моделирование. Так же учитель должен быть осведомлен обо всех новинках по моделированию плечевого изделия, и учитывая это должен помогать учащимся, смоделировать так плечевое изделие, чтобы оно подчеркивало достоинства фигуры.

На основе анализа достоинств и недостатков традиционного обучения нами выявлены возможности использования элементов личностно-ориентированной технологии в аспекте устранения следующих недостатков: отсутствие взаимодействия участников педагогического процесса; продуктивности самостоятельности; пассивности.

С этой целью при изучении раздела "Конструирование и моделирование" на уроках технологии мы ведем возможности использования следующего инструментария:

-       методы обучения: беседа, дискуссия, демонстрация, видеометод, иллюстрация, самостоятельная работа, ситуационный метод, практический метод;

-       приемы педагогической техники: "Сжатая информация", "ПОПС - формула", "Ассоциативный ряд", "Мудрые совы", "Пчелиный улей"

-       формы организации деятельности учащихся: в основном использование в процессе объяснения нового материала фронтальной работы учащихся, при творческой работе индивидуальный, а для выполнения по уровневых заданий - групповая.

-       средства обучения, их вариативность, обеспечить выбор ученика с его индивидуальными особенностями (стиль восприятия материала, темпы переработки информаций): инструкционные карты, учебники по технологии; разноуровневые карточки задания, текстовый документ.

Все выше перечисленные инструментарии сведем в таблицу:

Конспект урока: "Место расположение кокеток, формы кокеток. Для чего необходимы кокетки в оформлении одежды"

Цели урока:

1.      Создать условия для знакомства учащихся с видами кокеток, принципами ее моделирования учащихся с элементами моделирования плечевого изделия программируемых учебной программой, но и личностным образованием каждый.

2.      Сформировать умение самостоятельно моделировать желаемую форму кокетки при использовании информационного листа.

.        Способствовать развитию у учащихся самостоятельности.

.        Воспитывать аккуратность и терпение, прививать интерес по созданию новых моделей.

Задачи:

1.      Развивать навыки по моделированию, проектированию.

2.      Ознакомить с различными видами оформления горловины изделия.

.        Ознакомить с основными приемами по моделированию горловины.

Тип урока: Комбинированный

Дидактическое обеспечение урока: Урок оснащен следующими наглядными пособиями: индивидуальные карточки с заданиями (для каждого ученика с разным типом усвоения информации), плакаты с процессом моделирования, образцы готовых моделей кокеток, рисунки и журналы. Инструкционные карты с описанием принципа их моделирования.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Деятельность учителя: Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада снова вас видеть. И надеюсь, что эта встреча принесет нам с вами позитивные моменты. Я рассчитываю, что мы с вами сегодня хорошо и продуктивно проведем этот урок.

Деятельность учащихся: Здравствуйте! Мы тоже очень рады вас видеть. И также надеемся, что этот урок тоже будет очень интересен и полезен для нас. Как и все остальные ваши уроки.

2. Актуализация знаний:

Деятельность учителя: Сейчас я на доске напишу название темы, а вы на листках напишите ассоциации, которые у вас возникают в связи с представленным на доске темой урока. Тема нашего сегодняшнего урока "Моделирование кокетки". После того как вы напишите ваши ассоциации, проговорим их совместно.

Деятельность учащихся: Ребята берут в руки листочки и начинают писать свои ассоциации, которые у них возникают при слове моделирование кокетки.

Класс обсуждает возникшие ассоциации и приходит к общему выводу, что ребятам известно, что такое моделирование, но незнакомы с моделированием кокетки.

3. Объяснение нового материала:

Деятельность учителя: Мы с вами определили, какие ассоциации у вас возникают с процессом моделирования. Я очень рада, что вы уже имеете навыки моделирования и знаете основные принципы моделирования. Сегодня мы с вами тоже будем заниматься моделированием изделия, а если конкретно, то моделированием кокетки плечевого изделия. Также не маловажное значение имеет место нахождение кокетки. Кокетки обычно бывают, расположены как на полочке, так и на спинке изделия. Также форму кокеток можно распределить по следующей классификации форма кокеток может быть: фигурная, прямая, круглая и т.д. (Приложение Е). Существует несколько способов моделирования кокеток, мы же с вами познакомимся с моделированием кокетки с использованием переноса вытачки. Для того чтобы лучше понять процесс моделирования кокеток. Для этого нам понадобится основа плечевого изделия. Для того чтобы получить фигурную кокетку нам необходимо наметить место переноса вытачки в боковой срез, и разрезав, ее мы соединяем концы выточек, намечаем линию, по которой мы будем ее отрезать нашу кокетку. (Приложение Б) Таким образом, у нас получилась фигурная кокетка с переносом вытачки в боковой срез. Пример выполнения изделия с фигурной кокеткой эта представленный на манекене сарафан. Мы уже знаем для чего необходимо моделирование изделия и особенности построение чертежа основного изделия. Но с моделированием кокетки еще незнакомы. Записываем в тетрадь важные моменты моделирования кокетки.

Деятельность учащихся: Смотрят журналы мод и находят изделия, в которых присутствует кокетка. Производят действия, которые выполняет учитель, записывают последовательность моделирования в тетрадь. Так же рассматривают образцы изделий с кокетками, и смотрим видеофрагмент с процессом моделирования. Взяли в руки, приготовленные на урок шаблоны полочки плечевого изделия и вместе с учителем, но уже в тетради обводят его, затем намечают линию прямой кокетки. Затем берут цветную бумагу и так же обводят шаблон и намечают линию, вырезают и отрезают кокетку по намеченной линии. Получившуюся кокетку и нижнюю часть полочки приклеивают в тетрадь при помощи клеящего карандаша. Таким образом, познакомились с процессом моделирования кокетки. И узнали о месте расположении кокеток на изделии.

4. Проверка усвоенного материала

Деятельность учителя: Дается задание для обсуждения процесса моделирования в парах, используется прием "Пчелиный улей" просит сформулировать по 2 вопроса, на которые отвечает либо сам учитель, либо другие учащиеся.

Деятельность учащихся: Ребята объединяются по парам и в процессе обсуждения задают возникшие вопросы по изученной теме. Если же они знают ответ на вопрос, который возник у другой пары, то отвечают на него в этот период идет обмен мнениями между учениками.

5. Консультация:

Деятельность учителя: Учитель отвечает на появившиеся вопросы по принципам моделирования кокеток. Объясняет, на какие типы и виды делятся кокетки и места их расположения.

Деятельность учащихся: Задают появившиеся вопросы по теме: "Объясните основные принципы моделирование кокеток?" "Можно ли совмещать еще с какими либо изменениями чертежа?"

6. Индивидуальная работа:

Деятельность учителя: Учитель предлагает ученикам выбрать ту карточку с заданием, которую ему будет по силам выполнить. Карточки задания составлены на каждого ученика и соответствуют типу восприятия информации.

Деятельность учащихся: Ребята выбираю каждый себе индивидуальное задание (Приложение Г), по моделированию согласно своим потребностям и возможностям. Смотрят, чтоб это задание было выполнить им, прилагая определенные усилия.

7. Подведение итогов:

Деятельность учителя: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с разнообразием вида и типа кокеток, узнали место их расположение на изделии.

2.3 Функции к средствам обучения


Средства обучения должны быть доступными и грамотно выполненными они должны способствовать формированию у учащихся данного возраста повышения уровня субъектности. Также средства обучения должны быть направлены на всех участников педагогического процесса вне зависимости от уровня восприятия информации. Они должны быть выполнены на листах формата А 1, иметь четкое название, и информацию которую должны донести до учащихся.

Наглядность, основанная на использовании реальной действительности, может быть названа предметно-реальной. Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет в себе предметно-образную наглядность и знаковую наглядность. Наглядность, основанная на использовании представлений познающего субъекта, может быть связана с любым из названных видов наглядности. Наглядность, основанная на использование наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность. Соответственно наглядные учебные пособия могут быть предметно-образными и знаковыми (см. схему 1).

Схема 2 Средства наглядности, используемые в педагогической действительности.

Предметно-образные пособия включают две группы наглядных учебных пособий - натуральные и объемно-образные.

Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта. К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т.д.

Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые пособия.

Образно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся: картины, рисунки, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п.

Условно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, которые передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К условно-знаковым пособиям относятся: схемы, диаграммы, чертежи, таблицы и т.п. Средства осуществления практических действий включают приборы и приспособления для учебных экспериментов, учебно-лабораторное оборудование. Оборудование мастерских, кабинетов, спортивных залов и т.д. Основное назначение этой группы средств - способствовать формированию умений и навыков практического характера. При этом среди них могут быть как средства, специально созданные для процесса обучения, так и любые средства окружающей действительности, не создаваемые специально для учебного процесса, но используемые в нем с указанной целью. Формирование опыта осуществления деятельности, как основной части содержания образования, в значительной степени зависит от многообразия этой группы средств обучения.

Технические средства обучения позволяют реализовать одну или несколько дидактических функций с помощью специально технических устройств. Разнообразие технических средств обучения привело к разработке различных классификаций. Все технические средства обучения делятся на пять групп:

1.      Технические средства информации (ТСИ)

2.      Технические средства контроля (ТСК)

.        Информационно-контролирующие технические средства обучения (ИКТСО)

.        Тренажерные технические средства обучения (ТТС)

.        Обучающие комплексы на базе ЭВМ (ОК/ЭВМ) [32]

Вспомогательные средства учебного процесса - такие средства, которые являются необходимой составной частью оснащения учебного процесса, но дидактических функций не выполняют. К ним относятся: доска, мел, бумага, учебные принадлежности, зашторивающее устройство и т.п.

Несмотря на широкую область применения и разнообразие функций, которые выполняют средства обучения, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой педагогического процесса. Средства обучения не подменяют, а расширяют его возможности. Они - одно из средств обучения педагогический инструмент в руках преподавателя, которыми он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения.

В настоящее время разработаны принципы отбора материала для учебников и теоретические основы структурирования их содержания. Различные учебные пособия на печатной основе призваны помочь педагогу и учащимся в передаче и усвоении отдельных вопросов, тем, в научной организации труда, в получении дополнительной информации и т.д. [30]

3. Разработка и изготовление средств обучения

3.1 Сущность и классификация средств обучения


Педагогический процесс представляет собой функционирующую педагогическую систему. В состав любой педагогической системы входят компоненты: педагог, учащийся, содержание образования, формы организации учебного процесса, методы педагогического процесса (методы обучения и методы воспитания), средства педагогического процесса, цель и результат. Самыми крупными составляющими, по-другому - процессуальными компонентами, педагогического процесса являются взаимосвязанные между собой обучение и воспитание. Они в свою очередь, подразделяются на другие, более мелкие составляющие. Например, процесс обучения - на преподавание и обучение и т.д. И обучение, и воспитание могут рассматриваться как подсистемы функционирующего педагогической системы. У них общие функции (образовательная, воспитательная, развивающая), но с образовательной доминантной - в первом случае, и с воспитательной - во втором.

Процесс обучения представляет собой функционирующую дидактическую систему. В ней задействованы все компоненты педагогической системы. Каждый из них может быть предметом рассмотрения, в данном случае это средства обучения. Все компоненты в целостном педагогическом процессе взаимосвязаны между собой. Их эффективность, как порознь, так и в системе, повышается, если процесс организуется на основе какой либо теории или концепции. [10]

Средство обучения - это объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Сам по себе этот объект существует независимо от учебного процесса, да и в учебном процессе он может участвовать как предмет усвоения, средство обучения либо в какой-то другой функции. Средство обучения представляют собой материальные или духовные ценности, необходимые для достижения учебно-воспитательных целей. Обычно они используются с соответствующими методами обучения. Но если методы отвечают на вопрос "как учить?", то средства - "с помощью чего учить?". К традиционно используемым средствам обучения относятся: учебники, рисунки, таблицы, речь, оборудование учебных мастерских, кабинетов, лабораторий, информационные (компьютерные) средства и средства организации и управления учебным процессом.

Понятие о средстве обучения используется в дидактике для обозначения одного из компонентов деятельности учителя и учащихся наряду с компонентами (образ конечного продукта, предмет преобразования, средства и технология деятельности). Средство обучения "расположено" между учащимися и учебной информацией. [12, с.228]

Средства обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы. Это отражено на схеме 2. Для того, чтобы быть задействованными в функционирующей дидактической системе средства обучения должны быть, прежде всего, взаимосвязаны с компонентами дидактического базиса, т.е. с педагогом и его деятельностью, с учащимся и его деятельностью, с содержанием образования. Это реализуется посредством вовлечения компонентов педагогической коммуникации (педагогической надстройки), к которым, кроме средств обучения, относятся формы организации обучения, методы обучения и воспитания. Направленность функционирования дидактической системы задается целью и корректируется результатом, что позволяет назвать их системоориентирующими компонентами.

Схема 3 взаимосвязь средств обучения с компонентами дидактической системы

С педагогической точки зрения взаимосвязи средств обучения с остальными компонентами дидактической системы отличаются следующими характерными, наиболее значимыми, особенностями: для педагога средства обучения - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций; для учащихся средства обучения - средство познания и одно из средств реализации учебных функций; по отношению к содержанию образованию средства обучения - способ передачи содержания и организации его усвоения; по отношению к методам учебно-воспитательного процесса и формам организации обучения средства обучения - способ из разнообразия и совершенствования, один из вариантов разработки и применения новых сочетаний компонентов педагогической коммуникации; по отношению к средствам обучения цель играет общую ориентирующую роль при их создании и применении, при этом средства обучения должны взаимодействовать между собой и способствовать достижению результата, который, в свою очередь, может определяться с их помощью.

Условно все средства обучения можно разделить на следующие группы (см. схему 3):

-       учебники и учебные пособия;

-       средства наглядности;

-       средства для осуществления практических действий;

-       технические средства обучения;

-       вспомогательные средства учебного процесса.

Схема 4. Классификация средств обучения

Состав каждой группы этих средств зависит от развития науки, в том числе педагогической практики.

Группа средств "Учебники и учебные пособия" охватывает как литературу для преподавателей, так и литературу для учащихся. Сюда относятся: учебники по каждой дисциплине, научная литература по специальности, дидактические и методические пособия для преподавателей, сборники задач и упражнений, руководства по выполнению самостоятельных работ, контрольные работы, обучающие программы, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д. Средства наглядности, применяемые в обучении, разнообразны.

Применение средств обучения должно быть методически обоснованно. Целесообразным, достаточно мотивированным использованием кого-то средства обучения, можно считать тот случай, когда не может быть достигнута равная педагогическая эффективность при помощи других, более доступных, средств обучения.

Использование средств обучения - органическая составная часть учебного процесса. Средства обучения должны органически вписываться в систему построения учебного занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на его структуру, методику изложения учебного материала и т.д. следует четко определить их место на занятии, продумать возможность органического включения в деятельность и преподавателя, и учащихся.

Эффективность использования средств достигается при их определенном сочетании с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов не однозначна: одно какое-либо средство обучения чаще всего может использоваться в сочетании с разными методами обучения, и, наоборот, для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных средств. Это обусловлено многоцелевыми возможностями использования средств и методов, в частности технических (ТСО) обучения, разработкой унифицированных (единообразных) средств демонстрационного эксперимента и практикумов. Систематическое использование разнообразных и целесообразных средств обучения позволяет повысить успеваемость и качество знаний учащихся, содействуют их умственному развитию и становлению способностей. Дидактическая эффективность средств обучения достигается при их определенном сочетании с учебной информацией, задачами, методами обучения. Чем разнообразнее задачи, методы и средства обучения, тем более развитым становится человек. [31]

3.2 Разработка средств обучения и требования к ним

 

Конструктивные требования к средству обучения.

Масса средств обучения не должна быть большой, для того чтобы его можно было свободно передвигать по классу. В случаях необходимости использования учителем для демонстрации, учитель мог бы вывесить объект на доску, а в случаях решения проблемных задач учащимися, учащиеся могли бы устанавливать его к себе на стол для удобства выполнения работы. По окончанию работы со средством обучения его без труда можно поместить в отдельное место для хранения. Внешний вид средства обучения должен привлекать внимание учащихся, удерживать его как можно дольше и должен способствовать развитию познавательного интереса. Для привлечения внимания цвет должен быть контрастным в отличие от школьного кабинета, ярким, но не пестрым, так как пестрота, на мой взгляд, быстро утомляет, а так же утомляет сильно выраженный яркий цвет. Материал для изготовления средства обучения нужно подбирать такой, который бы легко поддавался обработке, был наиболее доступным и экологически чистым, а так же хорошо соответствовал бы всем функциям.

Технологические требования, связанные с изготовлением средства обучения.

Процесс изготовления средства обучения не должен быть трудоемким, материал должен легко обрабатываться, а себестоимость средства обучения должна быть низкой. В противном случае в изготовлении средства обучения будут возникать всевозможные трудности.

Эксплуатационные требования по обслуживанию средства обучения.

Поддерживание внешнего, работоспособного вида, должно быть не сложным. Пыль, случайная грязь, должна легко удаляться со средства обучения. Существующие в средстве обучения детали, которые легко подвергаются загрязнению, необходимо предохранит от загрязнения при технологии изготовления средства обучения, всевозможными существующими способами, что приведет к продлению его срока эксплуатации.

Требования к хранению средства обучения.

Средство обучения должно храниться при комнатной температуре и умеренной влажности. При соблюдении этих требований оно прослужит наиболее длительный срок эксплуатации. [10]

Данное средство обучения не должно отрицательно влиять на здоровье учащихся, а так же не должно влиять на расстройство психики учащихся, так как учащиеся непосредственно контактируют со средством обучения.

Для повышения уровня субъектности учащихся на уроке технологии "Моделирование плечевого изделия, виды кокеток", мы предлагаем использовать средство обучения, которое создаст такую обучающую среду, где учащиеся будут рассматриваться не как объекты обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющиеся субъекты учения.

Таким средством обучения является плакат "Последовательность моделирования кокетки плечевого изделия переносом вытачки", который изготовлен учителем с учетом индивидуальных особенностей восприятия информации учащимися. На плакате изображена модель плечевого изделия с фигурной формой кокетки, и описана последовательность моделирования кокетки, используя метод переноса вытачки. (Приложение В)

С помощью такого средства обучения учитель создает обучающую среду, которая будет способствовать проявлению субъектности учащихся при выборе модели оформления горловины изделия и моделирования этим способом плечевого изделия.

К данному плакату прилагаются карточки-задания (Приложение Г), они так же рассчитаны на учащихся с разными особенностями восприятия информации. На каждой карточке изображена модель плечевого изделия и способы нанесения линий, относящиеся к данному типу моделирования кокетки, но не все, а лишь один. Недостающий, способ учащимся предстоит выполнить самостоятельно, в чем и заключается задание карточек.

Для более доступного представления учащимися вариантов различных кокеток при моделировании учитель предоставляет готовые модели плечевых изделий, которые они могут потрогать и рассмотреть со всех сторон.

Для реализации личностно-ориентированного обучения используются карточки задания (Приложение Д).

3.3 Разработка технологии и изготовление средства обучения


Для повышения уровня субъектности учащихся на уроке технологии "Моделирование кокетки плечевого изделия с переносом вытачки", мы предлагаем использовать средство обучения, которое создаст такую обучающую среду, где учащиеся будут рассматриваться не как объекты обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющиеся субъекты учения.

Представлены на плакате модели одежды с различными видами кокеток (Приложение Б).

Для объяснения процесса переноса нагрудной выточки в кокетку является плакат "Последовательность моделирование кокетки переносом нагрудной вытачки в линию бокового среза" (Приложение В), который изготовлен учителем с учетом индивидуальных особенностей восприятия информации учащимися. На плакате изображена модель плечевого изделия с кокеткой и описана последовательность переноса нагрудной вытачки двумя способами. Словесный и графический способ моделирования кокетки с переносом нагрудной выточки. Плакат выполнен на ватмане, чтобы каждому учащемуся был наглядно виден процесс моделирования кокетки

С помощью такого средства обучения учитель создает обучающую среду, которая будет способствовать проявлению субъектности учащихся при выборе модели плечевого изделия с кокеткой, способа моделирование кокетки с переносом нагрудной вытачки.

К данному плакату прилагаются карточки-задания (Приложение Г), они так же рассчитаны на учащихся с разными особенностями восприятия информации. На каждой карточке изображена модель плечевого изделия и дано описание этой модели. Учащимся предстоит выполнить самостоятельно, выполнить выбранное задание, используя записи в тетради и пользуясь данным описанием. Такие задания как моделирования кокетки с переносом нагрудной вытачки (в линию горловины, в пройму для создания прямой кокетки, в пройму для создания круглой кокетки).

Для изготовления плаката "Последовательность моделирования кокетки с переносом нагрудной выточки в линию бокового среза" понадобится такой исходный материал, как:

·        Ватман;

·        Фотография изделия;

·        Клеящий карандаш;

·        Основа плечевого изделия;

·        Учебник по технологии под ред.В.Д. Симоненко, с описанием последовательности моделирования.

Для изготовления карточек заданий нам понадобятся 4 фотографии с изображенными моделями кокеток выполненных различными способами и их описание. Учащимся предстоит выполнить моделирование.

4. Опытно-экспериментальная работа

4.1 Методика измерения компонентов субъектности


Изучение личности учащихся должно происходить в соответствии с требованиями. Для проверки истинности и ложности гипотезы нами была использованная методика, которая позволила нам говорить о том, что уровень субъектности учащихся, будет повышаться и способствовать становлению у учащихся автономности.

Методика №1

"Тестовый опросник для выявления автономности учащихся"

Цель: Выявить автономность учащихся.

Порядок проведения: Каждому ученику дается инструкция, согласно которой они должны написать слово - "да", напротив номера вопроса с утверждением, с которым он согласен. Если же с утверждением не согласен, то ставит слово - "нет".

.        Окружающие меня люди считают меня уверенным в себе человеком

2.      Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо работать.

.        При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы.

.        Я склонен отказываться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так.

.        Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны.

.        Я с одинаковым старанием выполняю как интересную работу, так и неинтересную для меня.

.        Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали.

.        При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную.

.        После того, как я завершил какую-нибудь работу, я привык обязательно проверить, правильно ли я сделал.

.        Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже тогда, когда меня никто не контролирует.

.        Сомнения в успехе часто заставляют меня отказываться от намеченного дела.

.        Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели.

.        Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями.

.        Как правило, любое решение я принимаю, посоветовавшись с кем-нибудь.

.        Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться

.        Когда я поглощен какой-нибудь работой, мне трудно будет переключиться на выполнение другой работы

.        Я склонен отказаться от работы которая не клеится.

Ключ к опроснику

Да: 1; 5; 11; 14.

Нет: 2; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 13; 15; 16; 17.

За каждое совпадение с ключом дается 1 балл.

-       если набрали 11 баллов и больше, то относитесь к группе автономных;

-       если набрали 7 и более баллов, то относитесь к группе зависимых;

-       если набрали от 5 - 7 баллов, то относитесь к группе неопределенных.

4.2 Описание процесса опытно-экспериментальной работы и ее результаты


Экспериментальное исследование проводилось в гимназии №8, г. Можги в 8 классах. В 8 а экспериментальном и 8 в контрольном классах. На основании этого эксперимента мною были сделаны следующие выводы, которые описаны в виде диаграммы. Перед апробацией было выявлено количество автономных, неопределенных, зависимых учащихся в экспериментальном и контрольном классах по тестовому опроснику Г.С. Прыгина. [15] Данная методика представляется нам вполне обоснованной имеющую высокую валидность и надежность.

Результаты тестирования до апробации

                         учащиеся класс

Количество учащихся в процентах


автономных

Неопределенных

Зависимых

Контрольный

20

37

43

15

34

51


Перед апробацией необходимо выявить среди учащихся экспериментального класса аудиалов, визуалов, кинестетов.

Результаты тестирования после апробации

                                   учащиеся класс

Количество учащихся в процентах


автономных

Неопределенных

Зависимых

Контрольный

20

41

39

Экспериментальный

37

27

36


Полученные данные необходимо учитывать при планировании и организации урока и выборе средств обучения.



Заключение


Анализируя литературу и проведя исследовательскую работы подтвердилось необходимость введения в образовательную область технологии приемов педагогической техники с использованием элементов личностно-ориентированного подхода.

Выявленные нами по способности учащихся повышать уровень своей субъектности в процессе изучение раздела "Конструирование и моделирование плечевых изделий".

Анализируя полученные результаты на выходе нашего эксперимента можно сделать вывод, что они подтвердили выдвинутую нами гипотезу:

-       программа модернизирована в аспекте, личностно-ориентированного подхода;

-       педагогическая технология разработана на основе использования приемов педагогической техники;

-       средства обучения разработаны на основе учета индивидуальных способностей учащихся.

Можно сделать вывод, что поставленные цели работы достигнуты, и задачи по достижению постеленных целей выполнены.

Библиографический список


1.      Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: 1991. - 299, [2] с.

2.      Аствацатуров Г.О. "Техника продуктивного чтения" // "Школьные технологии" № 6/2002.

.        Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: "Норинт", 2000. - 1536 с.

.        Большая советская энциклопедия (В 31 томах). Гл. ред.А.М. Прохоров. Изд.3-е. М.: "Советская энциклопедия", 1976. Т.25 Струнино - Тихорецк. 1976.600 с. С илл, 27 л. Илл, 3 л. карт.

.        Гин А.А. "Приемы педагогической техники" - М.: Вита-Пресс, 1999

.        Жарова Л.В. "Учить самостоятельности" - М.: "Просвещение", 1993

.        Немов Р.С. Психология: Словарь - справочник: В 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕС, 2003. - 352 с.

.        Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.

.        Овечкин В.П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования/ Монография. - Москва-Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2005 - 220 с.

.        Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 512 с.

.        Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.: ил.

.        Педагогика: учебное пособи / под ред.П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. - 430с. (Основы наук)

.        Подласый И.П. Педагогика. Новый курс.: Учебник для студ. пед. Вузов.: М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

.        Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

.        Прыгин Г.С. Введение в диагностику - М., 2001

.        Рабочая книга школьного психолога/И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной - М.: Просвещение, 1991 - 303с.: ил. - (Психол. наука - школе).

.        Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред.В. В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 - 608 с., ил. Т1 - А - М - 193

.        Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Мн.: Белорусская наука, 1998. - 319 с.

.        Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

.        Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с. (Серия "Энциклопедия образовательных технологий".)

.        Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии.: Монография. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

.        Сластенин В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред.В.А. Сластенина: в 2-х ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.1. - 288 с.

.        Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 368 с.

.        Словарь - справочник "Человек и общество" (Философия) (Авторы - сост. Коротец И.Д., Штомпель Л.А., Штомпель О. М.) Ростов - на - Дону: Изд-во "Феникс", 1996 - 544 с.

.        Технология. Трудовое обучение 1 - 4 классы, 5 - 11 классы. Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев - доктор физико-математических наук, профессор МПГУ; В.Д. Симоненко - член корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ. - М.: Посвящение, 2000.

.        Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА - М, 1998. - 576 с.

.        Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384 с.

.        Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике.М., "Педагогика", 1971. - 352 с. ил.

.        Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного обучения в современной школе. /М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

30.    www.gumfak.ru / pedagog. shtm/

.        www.social - pedagog.edu. mhost.ru

.        psylist.net / pedagogika

 

Приложение


Приложение А. Программа, разработанная автором Комышевой М. В.

Последовательность тем в уроке (тип)

Минимальный объем, содержания на тему.

Учебно-методическое и дидактическое обеспечение

Формы контроля

Примечание


базовый

гимназический

базовый

гимназический

Классификация одежды.

Классификация одежды по назначению по размерам и ростам. Подбор цветовых сочетаний. Последовательность изготовления плечевого изделия

История возникновения изделий

Столярова "Обслуживаю-щий труд" 8 класс, стр.154 - 156.

Журнал "Работница"



Правила снятия мерок

 Правила снятие мерок с фигуры. Мерки необходимые для плечевого изделия. Прибавки на свободу облегания.


Столярова "Обслуживаю-щий труд" 8 класс, стр.60 - 63 Чернякова "Технология обработки ткани", 8 класс, стр.22 - 25


Зачет по снятию мерок


Изготовление выкройки плечевого изделия

 Построение сетки чертежа плечевого изделия. На типовую фигуру.

Проверка качества построения в соответствии со своими размерами. Корректировка сетки чертежа.

Чернякова "Технология обработки ткани" 8 класс, стр.131 - 136.




Моделирование и основные принципа процесса моделирования

Знакомство с процессом моделирования плечевого изделия

Последовательность моделирования, им моделирование отдельного элемента плечевого изделия

Чернякова "Технология обработки ткани" 8 класс,

Труханова "Основы технологии швейного производства",




 

Приложение Б. Модели плечевых изделий с кокеткой

 

Модель под № 3 учитель показывает процесс моделирования кокетки переносом вытачки.

 

 

 

Приложение В. "Последовательность моделирования кокетки плечевого изделия с переносом вытачки в боковой срез"

 

% - разрез; -

- - линия наметки разреза;

O - закрытие вытачки;

М - точка обозначающая место переноса вытачки;

А4, А6, Г8 - точки взятые с чертежа основы полочки.

Похожие работы на - Повышение уровня субъектности учащихся подросткового возраста на уроках технологии при изучении раздела 'Конструирование и моделирование изделия'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!