Организация бухгалтерского учета на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,97 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация бухгалтерского учета на предприятии

Содержание

 

Ведение

. Организационно-экономическая характеристика предприятия

.1 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия

.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии

.3 Учетная политика предприятия

. Особенности учета товаров на предприятиях розничной торговли

.1 Задачи и принципы организации товаров на предприятиях розничной торговли

.2Особенности ценообразования в розничной торговле

.3 Особенности документального оформления движения товаров в предприятиях розничной торговли

.4 Особенности учета товаров на предприятиях розничной торговли

.5 Особенности учета товаров на предприятии ООО «Баярд»

.6 Совершенствование учета товаров

. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемость

.1 Значение, задачи и методика анализа

.2Анализ товарных запасов в целом по предприятию

.3Анализ товарных запасов по товарным группам

.4Факторный анализ товарных запасов

Заключение

Список литературы

 

 

Введение


С развитием рыночных отношений торговля занимает все более значительное место в структуре общественных отношений. Все большее количество организаций, предпринимателей занимаются продажей товаров.

В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременное представление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования. Для этого решается целый комплекс бухгалтерских задач:

-       проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;

-       контроль за товарными запасами, выявление неходовых товаров;

-       контроль за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов;

-       учет расходования фонда заработной платы, выявление соотношения между ростом эффективности труда и средней заработной платой;

-       выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства;

-       контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств.

В процессе развития российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.

Розничная торговля - это торговля продовольственными и непродовольственными товарами поштучно или в небольшом количестве для личного (некоммерческого) использования потребителя. Осуществляется деятельность по реализации товаров и услуг конечным покупателям.

Основной задачей розничной торговли является доведение товаров до населения и организация торгового обслуживания покупателей, предоставление им услуг.

Актуальность темы работы состоит в том, что именно правильная организация бухгалтерского учета товаров и их реализации в торговом предприятии позволяет своевременно получать информацию о ходе отгрузки и реализации ценностей, о выполнении договорных обязательств покупателями товаров, о состоянии товарных запасов и контроле за их сохранностью.

Целью работы является исследование особенностей учета и анализа товаров на предприятиях розничной торговли.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

-   провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия;

-       рассмотреть организацию бухгалтерского учета;

-       изучит учетную политику предприятия;

-       исследовать особенности учета товаров на предприятиях розничной торговли;

-       провести анализ товарных запасов и товарооборачиваемости;

Предмет исследования - ООО «Баярд».

Объектом исследования является процесс бухгалтерского учета и анализа товаров на предприятиях розничной торговли.

В работе использованы следующие методы исследования: табличный, балансовый, графический, математического анализа, сравнительно - сопоставительный и другие.

 

. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

.1 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия


Исследуемое предприятие - Общество с ограниченной ответственностью «Баярд».

Адрес местонахождения - г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 87

Организация специализируется на товарах, необходимых для ремонта жилых и нежилых помещений, сантехнических работ, а именно, алюминиевые и биметаллические радиаторы, трубы и комплектующие для систем отопления, водоснабжения, канализации, санфаянс, смесители, мебель и аксессуары для ванных комнат, вытяжки и многое другое. Ассортиментный перечень составляет более 5000 наименований товаров.

ООО «Баярд» осуществляет свою коммерческую деятельность на основании ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», законодательства РФ, Устава и Свидетельства о государственной регистрации. Единственным учредительным документом компании является Устав. Уставом ООО «Баярд» предусмотрены различные виды деятельности, основным же видом деятельности является розничная торговля.

Основной целью компании является получение прибыли, и вложение данной прибыли в дальнейшее развитие фирмы. Режим налогообложения общий. Торговые площади, на которых осуществляется основная деятельность являются арендованными.

В условиях совершенной конкуренции основным преимуществом ООО «Баярд» перед своими конкурентами является широкий ассортимент предлагаемой продукции, рассчитанный на различные социальные группы потребителей, а также соотношение принципа торговли «высокое качество - низкая цена».

Управление деятельностью предприятия осуществляется его собственником, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штаты.

Структура управления оперативной деятельностью предприятия представлена на рисунок 1.

Рисунок 1- Структура управления ООО «Баярд»

Как показано на рисунке 1, организационная структура Предприятия является линейно-функциональной. Текущую деятельность Предприятия возглавляет Генеральный директор, который в силу своей компетенции осуществляет оперативное руководство его работой в соответствии с его Уставом, без доверенности действует от имени Предприятия, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, издает приказы о назначении на должности работников Предприятия, об их переводе и увольнении, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания.

В таблице 1 представлен анализ технико-экономических показателей.

Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели ООО «Баярд»

Показатели

2013 г., тыс.р.

2014 г., тыс.р.

Темп роста, 2014/2013%

Выручка от реализации, тыс. руб.

187600

238475

121%

Себестоимость продаж

127347

161199

102%

Коммерческие расходы

34230

47256

103%

Прибыль от продаж

2008

709

66%

Прочие доходы

117

456

123%

Прочие расходы

528

173

117%

Прибыль до налогообложения

1597

992

52%

Налог на прибыль

375

250

52%

Чистая прибыль

1213

730

51%


Выручка за 2013 год от реализации продукции основной деятельности составила 187600 тыс. руб., что составляет 99,9 %. Выручка за 2014 год от реализации продукции основной деятельности составила 238475 тыс. руб.

Прибыль ООО «Баярд» за период увеличилась на 0,54 %.

За рассматриваемый период наблюдается увеличение производительности труда на 14,5 %.

В целом финансовое положение ООО «Баярд» можно оценить как благополучное.

1.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии


Методика бухгалтерского и налогового учета на 2014 год определялась в соответствии с учетной политикой, утвержденной приказом №1 от 15 января 2013 года. Согласно приказа об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета доходы определяется «по кассовому методу». Учет товаров для продажи осуществляется по продажным ценам. При реализации товаров в розницу списание их осуществляется по методу ФИФО.

Главный бухгалтер Предприятия является организатором учета и контроля, призванным обеспечить соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, своевременно предупреждать негативные явления в финансово-хозяйственной деятельности организации.

Бухгалтерия занимается сбором и проверкой отчетов материально-ответственных лиц отделов и производств ООО «Баярд», в ее подчинение входит главный кассир, который в течение дня принимает выручку у кассиров - операционистов и ежедневно составляет кассовый отчет, а в конце дня сдает инкассовую выручку в банк.

Один раз в месяц, соблюдая принцип внезапности, старший бухгалтер ООО «Баярд» совместно с каким-либо должностным лицом проводит инвентаризацию денежных средств в кассе и составляет акт по ее результатам.

Основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле являются товары, поэтому бухгалтерия организации розничной торговли обязана обеспечить полный учет поступающих товаров и своевременное отражение в учете операций, связанных с их выбытием [10, с.38-46].

В соответствии с учетной политикой ООО «Баярд» бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме, сформирован рабочий план счетов путём отбора синтетических счетов, предусмотренных Типовым планом счетов. Рабочий план счетов аналитического учёта определён организацией самостоятельно.

В соответствии с учетной политикой ООО «Баярд» бухгалтерский учет ведется в электронном виде, с использованием программного обеспечения «1С: Предприятие 7.7». Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов. Ведение бухгалтерского учета с применением программного обеспечения позволяет: автоматизировать учетный процесс, повысить точность учетных данных, проводить более детальный контроль и анализ хозяйственной деятельности, повысить производительность труда учетных работников, снизить трудоемкость составление отчетов.

Организационная структура бухгалтерской службы ООО «Баярд» представлена на рисунке 2.

Рисунок 2- Структура бухгалтерской службы ООО «Баярд»

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций возлагается на руководителя предприятия.

1.3 Учетная политика предприятия


Учетная политика Предприятия разработана в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету, с учетом отдельных требований налогового и гражданского законодательства в Российской Федерации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и представление достоверной бухгалтерской отчетности Предприятия, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение контроля несет Генеральный директор Предприятия.

Ответственность за своевременное, достоверное и качественное составление документов, фиксирующих факт свершения хозяйственных операций и передачи их в установленные сроки для отражения в учете бухгалтерии Предприятия, несет главный бухгалтер.

Регистры бухгалтерского учета Предприятия составляются в формате, предусмотренном программным обеспечением, на базе которого ведется бухгалтерский учет на Предприятия (Программа «1С - Предприятие).

Все структурные подразделения Предприятия применяют первичные учетные документы, утвержденные органами статистики и включенные в альбом унифицированных (типовых) форм.

Документами учетной политики Предприятия являются настоящее Положение об Учетной политике, рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; график (правила) документооборота.

Регистры бухгалтерского учета Предприятия составляются в формате, предусмотренном программным обеспечением, на базе которого ведется бухгалтерский учет.

Основные правила ведения бухгалтерского учета и документирования хозяйственных операций соответствуют Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях.

Предприятие хранит первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых внутренними организационно-распорядительными документами, но не менее пяти лет.

Отчетным периодом считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 №49.

Внутренний контроль на Предприятии осуществляет ст. экономист финансово-экономического отдела, на которого данные функции возложены Генеральным директором и входят в его должностные обязанности.

 

. Особенности учета товаров на предприятиях розничной торговли

 

.1 Задачи и принципы организации товаров на предприятиях розничной торговли


Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства страны. Функции торговли весьма многогранны, обширны и дифференцированы. Торговля призвана решать исключительно важные задачи, информационные содержательные и методологические особенности которых проявляются на фоне общего механизма расширенного воспроизводства. Это механизм включает стадии производства материальных благ, распределения, обмена и их потребления. Все три стадии взаимосвязаны и взаимообусловлены и образуют сложную динамическую систему, находящуюся в состоянии непрерывных количественных изменений, многообразных структурных и функциональных преобразований. [1, с.23]

Главная задача розничного торговца - продажа товаров. Поэтому решение о том, что и в каком количестве закупить (чтобы потом продать), является основной ассортиментной стратегией предприятия.

Товарные запасы - это готовой продукции в форме средств производства и товаров народного потребления, которые подлежат реализации. Они могут находиться на складах у предприятий-изготовителей, оптовых и розничных предприятий, а также в пути от поставщиков к потребителям. Товарные запасы, как и производственные, имеют свои составные части, для которых существуют свои причины образования и своя роль в процессе обеспечения материальными ресурсами. Поэтому они рассматриваются не в единой массе, а как отдельные виды запасов [8, с.56].

Долговременной целью деятельности розничного торгового предприятия является максимизация прибыли. Реализовать эту цель можно лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей.

Наряду с названной целью в зависимости от конкретных условий, могут существовать и другие критерии - например, увеличение рыночной доли, минимизация издержек и др.

На предприятиях розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые (коммерческие) и технологические функции.

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести: [9, с.62]

·              изучение покупательского спроса на товары;

·              формирование ассортимента товаров;

·              организацию закупок и завоза товаров;

·              оказание торговых услуг покупателям;

·              рекламирование товаров и услуг.

Основными принципами организации процессов в торговых предприятиях являются:

·              Обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров.

·              Обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания.

·              Достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения.

 

.2 Особенности ценообразования в розничной торговле

ценообразование учет товар розничный

Особенности ценообразования на предприятиях торговли регламентируются методиками установления цен на продукцию и товары предприятия. В целях исследования особенностей ценообразования необходимо рассмотреть основные методики ценообразования на предприятиях торговли. [7, с. 23]

Определение цен на основе воспринимаемой покупателем ценности товара относится к рыночным методам ценообразования. Такой подход означает, что производитель при формировании цены должен ориентироваться не на свои затраты, а на то, как потребитель оценит качественные параметры изделия, будет ли он согласен платить за них или сочтет эти траты излишними. Следовательно, потребитель совершает покупку лишь в том случае, если ценность товара или услуги для него превышает их цену. При этом надо иметь в виду, что экономическая ценность даже одного товара различается для разных потребителей, поскольку каждый из них может использовать его для разных целей или нуждаться в нем в разной степени. Выбирая из нескольких вариантов, покупатель отдает предпочтение тому, при котором превышение ценности над ценой максимально.

Подход к формированию цен на основе ценности товара означает использование следующего алгоритма действий:

Покупатели -> Ценность -> Цена -> Затраты -> Товар.

Цель ценообразования в этом случае заключается в установлении цены, отражающей в полной мере экономическую ценность данного товара. Однако для того чтобы потребители могли адекватно сравнивать цену и ценность, необходимо обеспечить их информацией, анализ которой и даст им возможность принять рациональное решение. Только в таком случае производитель сумеет получить большую прибыль от реализации товара, обладающего большей ценностью.

Первоочередной задачей предприятия является достижение конкурентного преимущества. В настоящее время признано, что существуют два типа конкурентных преимуществ: преимущества, которые позволяют производить продукт с меньшими затратами; преимущества, которые связаны с предложением дифференцированных продуктов.

Существует два метода ценообразования, основанных на учете воспринимаемой ценности товара: 1) метод расчета экономической ценности товара и 2) метод оценки максимально приемлемой цены.

При использовании метода расчета непосредственной экономической ценности товара для целей ценообразования процедура расчета может включать следующие этапы:

определение цены безразличия, под которой понимается цена лучшего из доступных покупателю альтернативных товаров;

определение параметров, которые отличают данный товар как в лучшую, так и в худшую сторону от товара-альтернативы. Наиболее часто анализируются такие параметры, как функциональность, надежность, количество полезных функций (содержание полезных или вредных веществ или добавок), затраты на ввод в эксплуатацию (затраты на переключение), затраты на обслуживание. На этом этапе работа должна вестись специалистами разных подразделений фирмы: конструкторами, технологами, маркетологами и т.д.;

изучение ценности для покупателей различий в параметрах данного товара и альтернативного. На этом этапе делается попытка определения денежной оценки отличий товара от альтернативного, т.е. ищется ответ на вопрос: насколько больше готов заплатить покупатель за данное улучшение товара и во сколько он оценивает то или иное ухудшение товара по сравнению с альтернативным.

Такие оценки обычно получают на основе опроса экспертов-товароведов продавцов, опросов покупателей и проведения пробных продаж, на основе расчета экономической эффективности в том случае, если речь идет о таких качественных характеристиках товара, которые могут прямо сократить или увеличить затраты и повлиять на величину прибыли. Важно помнить, что оценке подлежат только различия в параметрах данного товара и товара-альтернативы, приобретаемого по цене безразличия. При этом следует оценивать либо экономию затрат покупателя на получение определенного результата (выпуск продукции), либо выгоду от получения дополнительной полезности при тех же затратах. В противном случае возникнет ситуация двойного счета, что приведет к неправильным решениям.

На этом этапе могут выявиться последствия неправильных маркетинговых решений, когда изделие обладает большим количеством в целом полезных свойств, но платить за которые потребитель не согласен, так как считает их излишними;

Метод оценки максимально приемлемой цены особенно полезен в случае установления цен на промышленные товары, когда выгода для покупателя в значительной мере связана со снижением издержек. Под максимальной ценой в данном случае понимается цена, соответствующая нулевой экономии на издержках. Процедура определения ее может быть представлена в виде следующих этапов: [3, с.89]

определение сферы и условий применения данного товара;

выявление достоинств данного товара для покупателя или групп покупателей. Здесь следует учитывать, что один и тот же товар может быть интересен покупателю разными характеристиками, что является основой для проведения политики кастомизированного ценообразования, направленного на конкретного потребителя;

выявление дополнительных (кроме цены) издержек покупателя, связанных с использованием данного товара (затраты на установку, обслуживание, приобретение комплектующих и т.д.);

установление цены, выгодной для покупателя (между ценой безразличия и максимально приемлемой ценой).

Методы определения цены на основе ощущаемой потребителями ценности товаров могут быть рекомендованы для применения на тех рынках, где одновременно обращается большое количество взаимозаменяемых товаров и, следовательно, возможен выбор наиболее приемлемого для данного покупателя.

2.3 Особенности документального оформления движения товаров в предприятиях розничной торговли


Документооборот по движению товаров в ООО «Баярд» ведется в соответствии с приказом об учетной политике. График документооборота не составляется, поэтому в организации иногда теряются первичные учетные документы.

Все товарные операции делятся на два вида: поступление товаров в организацию розничной торговли и их выбытие.

При получении товара необходимым документом является доверенность по форме №М-2, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара.

В ООО «Баярд» товары поступают главным образом от поставщиков и оформляются товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (товарной накладной, товарно-транспортной накладной и счетом-фактурой).

Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками.

Полученные счета - фактуры регистрируются в установленном порядке в книге покупок.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами.

Приемка товаров по количеству предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.

При приемке товаров в ООО «Баярд» заполняются следующие унифицированные формы:

–       Форма №Торг-1 «Акт о приемке товаров»;

–       Форма №Торг-2 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей»;

–       Форма №Торг-12 «Товарная накладная».

Форма №Торг-1 «Акт о приемке товаров» применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Акт составляется членами приемной комиссии и утверждается в приказе руководителем организации.

Приемный акт и сопроводительные документы передаются в бухгалтерию. Бухгалтер на основании акта делает запись по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Поставщики товара» на стоимость фактически поступившего товара. Если при приемке товара обнаружились расхождения с документами поставщика по количеству или качеству товара, то один экземпляр акта направляется поставщику или грузоотправителю, а оплачивается только количество фактически поступившего товара. Если обнаружено расхождение по качеству (например, поступил товар другой сортности), то он приходуется по рыночным ценам, соответствующим качественным характеристикам поступившего товара.

Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка проводится по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

В случае несоответствия фактического наличия товаров, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, составляется акт формы №Торг-2 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей», который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. Акт составляется комиссией, в состав которой входит бухгалтер-ревизор, товаровед и материально-ответственное лицо (заведующая магазином). В ООО «Баярд» акт составляется без представителя поставщика в одностороннем порядке.

Особое внимание уделяется при закупке товара или его приемке на наличие сертификата соответствия на закупаемый товар.

Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата поставщику могут быть различными и оговариваются в договоре поставки.

При реализации товаров в розницу денежные расчеты с населением ведутся с применением контрольно-кассовой техники.

Сумма розничного товарооборота ООО «Баярд» определяется по сумме выручки за реализованные товары уменьшенная на сумму НДС. Выручка рассчитывается как разность между показаниями сумм контрольно-кассовых машин на конец и начало дня по каждому структурному подразделению.

В объем розничного товарооборота включается сумма выручки, сданная материально ответственным лицом по окончании рабочего дня в кассу организации. Прием наличных денег оформляется приходным кассовым ордером.

Реализация регистрируется, согласно чеков контрольно-кассовых машин, в книге продаж.

Кроме этого в ООО «Баярд» отпускается товар из магазина в магазин, что оформляется накладной на внутреннее перемещение товаров.

Прием возвращаемого покупателем товара оформляется товарной накладной (форма №ТОРГ-12) в 2-х экземплярах. Один экземпляр товарной накладной заведующая магазином прикладывает к товарному отчету, а другой - вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за данный товар.

Материально-ответственные лица на основе фактического получения товаров и их реализации составляют товарный отчет.

В ООО «Баярд» товарный отчет составляется материально-ответственными лицами с 1-го по 7-ое, с 8-го по 14-ое, с 15-го по 21-ое и с 22-го по 31-ое каждого месяца.

В ООО «Баярд» ведется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, движение товаров и тары отражают в журнале - ордере по кредиту счета 41. Записи в регистре ведут не по каждому первичному документу в отдельности, а в целом по товарному отчету, где показывают остаток товаров на начало отчетного периода, обороты по Дебету и Кредиту счета 41 с указанием корреспондирующих счетов и остаток товаров на конец отчетного периода.

По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 подсчитывают итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам. Итоги журнала-ордера записывают в Главную книгу.

Бухгалтерия организации контролирует полноту и своевременность оприходования и списания реализованных товаров, правильность документального оформления, законность и целесообразность товарных операций и осуществляет своевременное и правильное отражение в учете.

2.4 Особенности учета товаров на предприятиях розничной торговли

ценообразование учет товар розничный

Учет движения товаров (приход и реализация) осуществляется на основе первичных документов: накладных, счетов фактур, накладных на внутреннее перемещение товара, карточек складского учета и т.д. В отдельном файле приведен пример заполнения счет - фактуры. [4, с.65]

В бухгалтерском учете торгового предприятия товары могут оцениваться по покупным или продажным ценам. Конкретный способ учета зависит в первую очередь от специфики деятельности предприятия. В оптовой торговле товары учитывают по покупной цене, а в рознице - по продажной.

Движение товаров учитывается на счете 41 «Товары».

К счету 41 «Товары» могут быть открыты субсчета: 41/1 «Товары на складах», 41/2 «Товары в розничной торговле», 41/3 «Тара » и другие.

Рассмотрим более подробно, как происходит отражение торговых операций в оптовой торговле. Итак, сначала товары приходят на предприятие от поставщиков. Потом отгружаются покупателям.

Когда поставщики привозят товар на склад, то он должен сопровождаться документами - накладной и счет - фактурой. Кладовщик делает запись в карточке складского учета о приходе товара и отдает документы в бухгалтерию. Учет товаров на складе ведется так же, как и учет материалов.

Реализация товаров в оптовой торговле регулируется договорами купли-продажи, поставки, мены, комиссии, перевозки и т.д. Суть этих всех договоров состоит в том, что происходит продажа товара одного лица другому лицу(7. С. 154).

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Таким образом, оптовые организации отгружают товары в соответствии с заключенными договорами.

Моментом отражения реализации товаров является отгрузка товаров.

Бухгалтерский учет реализации товаров осуществляется на счете 90 "Продажи", который предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, и определения финансового результата по ним. [5, с.92]

Таким образом, недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала.

2.5 Особенности учета товаров на предприятии ООО «Баярд»


В ООО «Баярд», согласно учетной политике, учет товаров организуется по продажным (розничным) ценам. Розничная цена включает в себя отпускную цену и торговую наценку для покрытия торговых издержек организации розничной торговли.

Для реализации товаров розницу ООО «Баярд» учитывает приобретенные товары на счете 41-2 «Товары в розничной торговле» по продажным ценам с отражением торговой наценки на счете 42 «Торговая наценка».

Так как в ООО «Баярд» учет товаров организуется по продажным ценам, разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам отражается обособленно на счете 42 «Торговая наценка». Счет 42 «Торговая наценка» является регулирующим контрактивным счетом по отношению к счету 41-2 «Товары в розничной торговле». Если из сальдо счета 41-2 «Товары в розничной торговле» вычесть сальдо счета 42 «Торговая наценка» разность покажет покупную стоимость товаров. Счет 42 не может существовать самостоятельно, он применяется только в сочетании со счетом 41-2 и только при условии товаров по продажным ценам.

Работа по управлению товарными запасами облегчена для пользователей, поскольку учет товаров автоматизирован, а именно, ведется с использованием программного обеспечения «1С: Предприятие 7.7». Таким образом, всегда имеется достоверная и оперативная информация о наличии товаров, можно эффективно отслеживать ходовые и залежалые позиции товаров.

Размер торговой наценки устанавливаться обществом с таким расчетом, чтобы покрыть все издержки обращения, учитываемые торговой организацией на счете 44 «Расходы на продажу», сумму начисленного НДС и обеспечить получение прибыли.

2.6 Совершенствование учета товаров


Основными резервами роста товарооборота являются: [7, с.55]

–       дополнительная закупка товаров непосредственно у производителей на льготных условиях;

–       повышение производительности труда торговых работников;

–       оптимизация времени работы торгового предприятия;

–       дополнительное открытие торговых точек и внедрение прогрессивных форм торговли.

Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия.

С другой стороны, розничный товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.

Формирование и поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из наиболее важных задач торговых организаций. Для торговых предприятий с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников.

Когда в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия для эффективного решения задач, стоящие перед бухгалтерским учетом предприятия розничной торговли. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий.

Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала.

Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия.

 

. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемость

 

.1 Значение, задачи и методика анализа


Необходимость рационального управления товарными запасами в торговле связана с изменениями спроса и производства ряда товаров, нарушением сроков и размеров партий поставляемых товаров в розничную сеть, что определяет необходимость проведения анализа и планирования товарных запасов на торговом предприятии.

На предприятиях торговли проводят анализ и учёт товарных ресурсов.

Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи: [2, с.96]

o     выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу;

o     установление динамики и оценки изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров;

o     выявление и расчёт факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов.

Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.

При изучении товарных запасов на торговом предприятии традиционно применяют следующие методы анализа и учёта: [3, с. 68]

o     Инвентаризация, то есть сплошная или выборочная проверка, как в целом по предприятию, так и по отдельным показателям, местам хранения, по отдельным товарным группам и товарам.

o     Оперативный учёт, или снятие остатков, то есть сверка фактического наличия товаров с данными товарного отчёта

o     Балансовый метод, основанный на использовании формулы балансовой увязки показателей товарооборота:

Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических размеров этих запасов с их нормативами. Нормой запаса называется расчетное минимальное количество товара, которое должно находиться у торговых предприятий для обеспечения бесперебойного процесса товарного обращения. Расчет норм запасов может осуществляться различными способами, в частности, эвристическими методами, методами технико-экономических расчетов, экономико-математическими методами, которые приобретают все более широкое распространение. [4, с.56]

Изучение товарных запасов проводят как в денежном выражении, так и в натуральном и временном, то есть в днях. Рассмотрение товарных запасов в денежном и натуральном выражении проводится путем изучения их абсолютных величин. Чтобы определить величину товарных запасов в днях необходимо абсолютную величину запасов (по состоянию на определенную дату) разделить на среднедневной товарооборот соответствующего периода и умножить на число дней расчетного периода, то есть:

V= , где (1)

V- уровень товарных запасов в днях;

З - сумма товарных запасов;

О - объем товарооборота;

Т - число дней в периоде.

Для целей экономического анализа принято считать, что число дней в месяце - 30, в квартале - 90, в году - 360.

Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью оборачиваемости товаров. При неизменном объеме товарооборота ускорение оборачиваемости приводит к снижению товарных запасов, и наоборот, замедление оборачиваемости требует большей товарной массы.

Товарооборачиваемость - это скорость обращения товаров, или время, в течение которого реализуются товарные запасы. Если товарные запасы в днях показывают насколько дней торговое предприятие обеспечено товарами на определенную дату. Оборачиваемость товаров отражает среднее время обращения товарного запаса за определенный период (квартал, год). Для предприятия оборачиваемость товаров в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента оплаты счета поставщиков до момента их продажи.

Для расчета товарооборачиваемости в днях необходимо средние товарные запасы разделить на среднедневной объем розничного товарооборота, то есть: [10, с.38-46]

Т = , где (2)

Т- товарооборачиваемость в днях;

З - величина средних товарных запасов;

Д - количество дней анализируемого периода;

Р - среднедневной объем розничного товарооборота.

Для товарооборачиваемости также рассчитывают значения в отчетном и плановом периоде. Для определения суммы средств, высвобожденных в результате ускорения товарооборачиваемости, необходимо изменение времени обращения товаров в днях умножить на фактический среднедневной товарооборот.

Кроме того, товарооборачиваемость может исчисляться в количестве оборотов. Тогда ее рассчитывают по формуле:

Т =  или Т =  (3)

Этот показатель показывает, сколько раз в течение года или другого временного интервала обновлялись товарные запасы. Если количество оборотов в отчетном году или другом периоде увеличилось, то это говорит о более эффективном управлении торговым предприятием своими товарными запасами.

Анализ средних товарных запасов и товарооборачиваемости проводят не только в целом по предприятию, но и в разрезе каких-либо конкретных групп товаров. Естественно, что по разным группам товаров товарооборачиваемость будет различной. Кроме того, не все товары занимают одинаковый удельный вес в общем итоге розничного товарооборота. Поэтому можно провести факторный анализ товарооборачиваемости и выявить влияние на нее двух факторов: изменения структуры товарооборота и изменения времени обращения отдельных товарных групп. В данном случае в качестве качественного фактора будет выступать товарооборачиваемость в днях, а в качестве количественного - удельный вес конкретной группы товаров в розничном товарообороте.

Важнейшее значение на современном этапе приобретает, таким образом нормирование товара. Как правило, норму запаса исчисляют в днях, путем сложения времени на приемку и подготовку товаров к продаже, рабочего запаса, запаса до следующего завоза товара и гарантийного запаса.

3.2 Анализ товарных запасов в целом по предприятию


У ООО «Баярд» имеются следующие данные о движении товаров.

Розничный товарооборот по сравнению с планом возрос за счет сверхнормативных товарных запасов на начало года (+90,4 тыс. руб.), перевыполнения плана поступления товаров (+2324 тыс. руб.). Возможности увеличения товарооборота уменьшились в связи с увеличением товарных запасов на конец 2014 года (- 422,4 тыс. руб.). По сравнению с 2013 г. объем товарооборота увеличился за счет роста поступления товаров (+59892 тыс. руб.). Возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец 2014 года (- 5383 тыс. руб.).

Таблица 2 - Товарный баланс по ООО «Баярд» за 2013-2014 гг.

Показатели

2013 г.

2014 г.

Отклонение

Повлияли



План, тыс. руб.

Факт, тыс. руб.

от плана, тыс. руб.

от прошлого года, тыс. руб.

на план, тыс. руб.

на динамику ТО, тыс. руб.

Товарные запасы на начало года

1160,4

1000

1090,4

90,4

-70

90,4

-70

Поступление товаров

22432

80000

82324

2324

59892

2324

59892

Реализация

22502

76000

76941

941

54439

941

54439

Товарные запасы на конец года

1090,4

6051

6473,4

422,4

5383

-422,4

-5383


Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце 2014 года, осело на остатках товаров в магазине, что привело к замедлению оборачиваемости товарных запасов.

В работе рассмотрена эффективность использования товарных ресурсов, правильность их распределения. Основным показателем оценки эффективности использования товарных ресурсов является объем товарооборота на один рубль товарных ресурсов (Этов.).

По ООО «Баярд» показатель эффективности товарных ресурсов составил:

)        за 2013 г. Этов. = 22502/(1160,4+ 22432 - 1090,4) = 1,00 руб.

)        за 2014 г. Этов.план = 76000/(1000+ 80000 - 6051) = 1,01 руб.

)        за 2014 г. Этов.факт = 76941/(1090,4+ 82324 - 6473,4) = 1,00 руб.

При анализе розничного товарооборота немаловажным показателем является товарооборачиваемость. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров.

Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте.

Товарооборачиваемость в днях в 2013 г. составила Тдн. = (942х365)/22502 = 15 дней.

Товарооборачиваемость в днях в 2014 г. составила Тдн. = (5789х365)/76941 = 27 дней.

По сравнению с 2013 г. по ООО «Петер Хаус» товарооборачиваемость замедлилась на 12 дней, что привело к затовариванию магазинов вследствие снижения покупательской способности населения.

По ООО «Баярд» скорость обращения товаров составила (в оборотах):

1)   фактически за 2013 г. 22502 / 942 = 24 оборота;

2)   фактически за 2014 г. 365/27 = 13,5 оборота.

Следовательно, товарные запасы в 2014 г. обновились 13,5 раз, тогда как в 2013 г. они сделали 24 оборота. В динамике оборачиваемость товаров замедлилась на 10,5 оборота.

3.3 Анализ товарных запасов по товарным группам


Второй этап предполагает анализ поступления в разрезе товарных групп и товаров, в ходе которого необходимо установить, как на розничном торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос на отдельные товары. Для полного удовлетворения спроса населения ООО «Баярд» необходимо проводить работу по наполнению магазинов товарами достаточного ассортимента.

Рассмотрено движение товаров по группам за 2013 и 2014 годы в Таблицах 3 и 4.

Таблица 3 - Движение товаров по группам в ООО «Баярд» за 2013 год

Группы ассортимента

Остаток 01.01.13 г. тыс. руб.

Поступило в 2013 г

Выбыло в 2013 г

Остаток 31.12.13 г. тыс. руб.



тыс. руб.

%

тыс. руб.

%


Запорная арматура, шланги, обжимные и резьбовые фитинги

170,06

4287,25

19

4365,7

19

89,61

Вытяжки для кухни

84,27

353,62

2

384,7

2

53,19

Смесители

44,67

649,47

3

615,03

3

79,11

Металлопластиковые трубы и фитинги

145,88

5258,25

23

5277,3

23

126,83

Трубы и фитинги из полипропилена для систем внутренней канализации

224,72

2343,04

10

2455,1

11

112,66

Полипропиленовые трубы и фитинги

319,58

550,86

2,5

629,5

3

240,94

Мойки для кухни

24,4

157,69

0,7

142,27

39,82

Санфаянс

64,5

407,87

2

412,1

2

60,27

Радиаторы отопления

55,1

8143,49

36

8000,0

35,4

198,59

Краны шаровые

27,22

282,46

1,8

220,3

1

89,38

Итого

1160,40

22432

100

22502

100

1090,40


В результате проведенного исследования установлено по данным бухгалтерского баланса, что остаток товаров на 01.01.13 года составил 1160,4 тыс. руб.

За 2013 год в ООО «Баярд» поступило товаров на сумму 22432 тыс. руб., наибольшая доля принадлежит радиаторам отоплении 36%, а также металлопластиковым трубам и фитингам 23%. Наименьшую долю составляют краны шаровые 2%, вытяжки для кухни и смесители, всего 1%. Выбыло в 2013 году товаров на сумму 22502 тыс. руб. Самыми продаваемыми являются радиаторы отопления (35,4%), металлопластиковые трубы и фитинги (23%).

Таблица 5- Движение товаров по группам в ООО «Баярд» за 2014 год

Группы ассортимента

Остаток 01.01.14 г. тыс. руб.

Поступило в 2014 г

Выбыло в 2014 г

Остаток 31.12.14 г. тыс. руб.



тыс. руб.

%

тыс. руб.

%


Запорная арматура, шланги, обжимные и резьбовые фитинги

89,61

11577

14

11123,22

15

543,39

Вытяжки для кухни

53,19

529

1

283,8

0,5

298,39

Смесители

79,11

1000

1

460,5

1

618,61

Металлопластиковые трубы и фитинги

126,83

17243

21

16463,34

20

906,49

Трубы и фитинги из полипропилена для систем внутренней канализации

112,66

19158

23

18473,26

24

797,4

Полипропиленовые трубы и фитинги

240,94

6000

7

5659,95

7

580,99

Мойки для кухни

39,82

425,7

1

224,84

0,5

240,68

Санфаянс

60,27

1834,5

2

1442,47

2

452,30

Радиаторы отопления

198,59

23656,10

28

22450,67

29

1404,02

Краны шаровые

89,38

900,7

2

358,95

1

640,13

Итого

1090,40

82324

100

76941

100

6473,4


В результате проведенного анализа установлено, что за 2014 год в ООО «Баярд» поступило товаров на сумму 82324 тыс. руб., а выбыло - на 76941 тыс. руб. Больше всего в 2014 году поступило таких товаров как радиаторы отопления на 23656,1 тыс. руб. и реализовано на 22450,7 тыс. руб., потому что они пользуются наибольшим спросом у населения.

Общая сумма поступивших товаров за 2013 год составила 22432 тыс. руб., а реализовано товаров на сумму 22502 тыс. руб. За 2014 год товаров поступило на сумму 82324 тыс. руб., а реализовано на 76941 тыс. руб.

Рассмотрена структура поступивших и выбывших товаров за 2014 год, где видно, что наибольшую долю занимают радиаторы отопления 29% и полипропиленовые трубы 20%, наименьшая доля отводится смесителям и кранам шаровым, соответственно 1 и 1%, эти товары покупаются меньше других. Руководству ООО «Баярд» необходимо установить связи с поставщиками, которые смогут поставлять более качественные товары данных групп.

3.4 Факторный анализ товарных запасов


Анализ розничного товарооборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли. Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной торговли.

Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению. Анализ динамики розничных продаж ООО «Баярд» рассмотрен на основе данных субсчета 90.1 «Выручка в розничной торговле» за 2013 и 2014 гг., приведенных в Таблице 6.

Таблица 6 - Динамика розничных продаж ООО «Баярд» за 2013-2014 гг.


факт 2013 г., тыс. руб.

2014 г.

Отклонения



план, тыс. руб.

факт, тыс. руб.

% выполнения плана

абсолютные (+;-)

Темп роста, %

I квартал

2700

8000

7233

90,4

4533

267,89

II квартал

4050

13000

13850

106,5

9800

341,98

III квартал

11251

40000

40471

101,2

29220

359,71

IV квартал

4501

15000

15387

102,6

10886

341,86

Итого

22502

76000

76941

101,2

54439

341,9


Розничный товарооборот первого квартала 2014 г. по отношению к соответствующему кварталу 2013 года увеличился на 4 533 тыс. руб. или на 167,89% и составил 7 233 тыс. руб. Следует отметить, что в 1 квартале 2014 г. продажи осуществляются, но никаких резких вспышек спроса на сантехническое оборудование не наблюдается. Это обусловлено, тем, что отопительный сезон не завершен, и как принято считать, это время зимних и весенних праздников.

Розничный товарооборот второго квартала 2014 года увеличился на 241,98% или на 9 800 тыс. руб. по сравнению со вторым кварталом 2013 года и составил 13 850 тыс. руб. Второй квартал в разрезе двух лет, также не является лидером продаж, но в конце второго квартала чаще всего наблюдается незначительное увеличение спроса на данную продукцию, возможно за счет начала сезона отпусков на предприятиях.

Розничный товарооборот третьего квартала 2014 года увеличивается на 29 220 тыс. руб. или на 259,71% по сравнению с третьим кварталом 2013 года и составляет 40 471 тыс. руб. Следует отметить, что именно 3 квартал 2014 г. является лидером продаж данной продукции, это объясняется тем, что в это время происходит сезонная подготовка отопительных систем к зимнему периоду.

Розничный товарооборот четвертого квартала 2014 года также увеличивается на 10 886 тыс. руб. или на 241,86% по отношению к соответствующему кварталу 2013 года и составил 15 387 тыс. руб. Данный период также характерен наличием повышенного спроса на товары, но следует отметить, что уже к концу 4 квартала обороты сокращаются.

В процессе анализа розничного товарооборота использована система показателей, на основе которых дана характеристика выполнения плана розничного товарооборота, его ритмичность, выявлены резервы увеличения товарооборота и улучшения качества торгового обслуживания.

Ритмичность развития розничного товарооборота ООО «Баярд» по кварталам рассмотрена на основе данных таблицы 7.

Таблица 7 - Розничный товарооборот ООО «Баярд» по кварталам за 2013-2014 гг.


2013 год

2014 год

Отклонения


сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

в сумме (+,-)

Темп роста %

I квартал

2700

12,0

7233

9,4

4533

267,89

II квартал

4050

18,0

13850

18,0

9800

341,98

III квартал

11251

50,0

40471

52,6

29220

359,71

IV квартал

4501

20,0

15387

20,0

10886

341,86

Итого

22502

100

76941

100

54439

341,9


При анализе выявлено, что развитие розничного товарооборота в ООО «Баярд» по кварталам в 2013 году и 2014 году происходило неритмично: наиболее напряженным был третий квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (267,89%), а самый высокий - в третьем квартале (359,71%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, если в первом квартале 2014 г. удельный вес оборотов снизился по сравнению с 2013 годом на 2,6%, то в третьем квартале 2014 г. удельный вес оборотов увеличился по сравнению с 2013 годом на 2,6%, удельный вес оборотов второго и четвертого кварталов 2014 года остался на уровне по отношению к соответствующим кварталам 2013 года.

Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.

Подводя итог анализа динамики розничного товарооборота ООО «Баярд» за 2013-2014 гг., отметим, что продажи сантехнического оборудования растут в течение рассматриваемого периода, но наблюдается значительное увеличение спроса на данную группу товара именно в осенние месяцы, что подтверждает сезонность данной продукции.

На предприятии ООО «Баярд» ассортимент продукции достаточно большой и представлен следующими товарными группами - радиаторы отопления и комплектующие к ним, запорная арматура, обжимные фитинги, металлопластиковые трубы и фитинги, краны шаровые, вытяжки и различные мойки для кухни, санфаянс, смесители, шланги, трубы и фитинги из полипропилена для систем внутренней канализации, полипропиленовые трубы и фитинги, металлопластиковые трубы и фитинги и др. Для более подробного изучения товаров в ООО «Баярд» проведен анализ динамики розничного товарооборота по товарным группам за 2013 и 2014 гг. в таблице 8.

Таблица 8 - Динамика розничного товарооборота по товарным группам ООО «Баярд» за 2013-2014 гг.

Ассортиментный перечень

2013 год

2014 год

Отклонения


тыс. руб.

уд. вес %

тыс. руб.

уд. вес %

тыс. руб.

темп роста, %

уд. вес %

Запорная арматура, шланги, обжимные и резьбовые фитинги

4365,7

19

11123,22

15

6757,52

254,8

-4,0

Вытяжки для кухни

384,7

2

283,8

0,5

-100,9

73,8

-1,5

Смесители

615,03

3

460,5

1

-154,53

74,9

-2,0

Металлопластиковые трубы

5277,3

23

16463,34

20

11186,04

311,9

-3,0

Трубы и фитинги из полипропилена для систем внутренней канализации

2455,1

11

18473,26

24

16018,16

752,4

13

Полипропиленовые трубы и фитинги

629,5

3

5659,95

7

5030,45

899,1

4

Мойки для кухни

142,27

0,6

224,84

0,5

82,57

158,0

-0,1

Санфаянс

412,1

2

1442,47

2

1030,37

350,0

-

Радиаторы отопления

8000,0

35,4

22450,67

29

14450,67

280,6

-6,4

Краны шаровые

220,3

1

358,95

1

138,65

162,9

-

Итого

22502

100

76941

100

54439

341,9



Вместе с тем темпы роста товарооборота по товарным группам значительно выросли, и это говорит о том, что в 2014 году ООО «Баярд» дополнительно открыл еще один магазин. Руководство ООО «Баярд» заботится об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) по таким товарным группам, как запорная арматура, шланги, обжимные и резьбовые фитинги с 19% в 2013 г. до 15% в 2014 г., вытяжки для кухни - с 2% в 2013 г. до 0,5% в 2014 г., смесители - с 3% в 2013 г. до 1% в 2014 г., металлопластиковые трубы - с 23% в 2013 г. до 20% в 2014 г., мойки для кухни - с 0,6% в 2013 г. до 0,5% в 2014 г., радиаторы отопления - с 35,4% в 2013 г. до 29% в 2014 г., по остальным товарным группам наметился рост физического объема товарооборота.

Своевременная и равномерная поставка товаров обеспечивает успешное выполнение плана товарооборота, высокие темпы его роста в динамике. ООО «Баярд» выполнило план товарооборота за 2014 год (Таблица 5) во всех кварталах кроме 1, в результате чего план в целом по организации был перевыполнен на 1,2%. В связи с этим рост розничного товарооборота составил 54439 тыс. руб.

Для определения равномерности развития товарооборота ООО «Баярд» составлен график выполнения плана по кварталам 2014 г. (рисунок 4).

Рисунок 4 -.Выполнение плана товарооборота ООО «Баярд» по кварталам 2014 г.

Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота ООО «Баярд» является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.

Для определения влияния показателей по труду ООО «Баярд» за 2013-2014 гг. на развитие розничного товарооборота произведен анализ данного показателя (Таблица 9).

Таблица 9 - Анализ показателей по труду по ООО «Баярд» за 2013-2014 гг.

Показатели

2013 год

2014 год

Отклонения




Абсолютные (+, -)

Темп роста, %

Розничный товарооборот, тыс. руб.:

22502

76941

54439

341,93

Среднесписочная численность торговых работников - всего, чел.

29

67

38

127,59

в т.ч. продавцов

18

25

7

138,9

62,1

37,3

-24,8

х

Среднегодовая выработка на одного торгового работника, тыс. руб.:

775,9

1148,4

372,5

148,0

Среднегодовая выработка на одного продавца, тыс. руб.

1250,1

3077,6

1827,5

246,2

Прирост товарооборота за счет роста производительности труда, %

х

83,9

-16,1

х


Среднегодовая выработка на одного торгового работника ООО «Баярд» в 2013 году составила 775,9 тыс. рублей, в 2014 году - 1148,4 тыс. рублей, рост составил 372,5 тыс. рублей, темп роста 148%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере 9312,5 тыс. рублей или 17,1% общей суммы прироста товарооборота. На изменение суммы розничного товарооборота в 2014 году оказало влияние и увеличение численности продавцов на семь человек по сравнению с 2013 годом. За счет роста численности продавцов получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 12792,5 тыс. рублей (+7 чел. Х 1827,5 тыс. рублей) или 23,5% общей суммы прироста товарооборота. За счет роста производительности труда получено 83,9% прироста розничного товарооборота, что составило 45674 тыс. руб.

Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает эффективность использования материально-технической базы предприятия (Таблица 10).

Таблица 10 - Показатели эффективности использования материально-технической базы ООО «Баярд» за 2013-2014 гг.

Показатели

2013

2014

Отклонение (+,-)

Торговая площадь, м2

365

565

200

Количество рабочих дней за год

320

324

4

Средняя продолжительность рабочего дня, час

10,6

10,6

0

Выработка на 1 метр торговой площади за час работы, руб.

18,17

39,65

21,48

Розничный товарооборот в действующих ценах, тыс. руб.

22502

76941

54439


В 2014 году возросла торговая площадь магазина за счет открытия нового магазина, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 200 квадратных метров.

Количество рабочих дней в году выросло с 320 дней в 2013 году до 324 дней в 2014 году. Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 2013 году 18,17 рублей, а в 2014 году - 39,65 рублей, рост составил 21,48 рубля. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади.

В 2014 г. розничный товарооборот по ООО «Баярд» составил 76941 тыс. руб., сверх плана продано товаров на сумму 941 тыс. руб. Это произошло в результате сверхпланового поступления товаров на 2324 тыс. руб. Часть товаров была не реализована, что привело к образованию сверхнормативных запасов на 422,4 тыс. руб.

По магазину №2 план розничного товарооборота не выполнен на 685 тыс. руб., на это оказало влияние невыполнение плана поступления на 1860,7 тыс. руб., кроме того не были вовлечены товарные запасы, имеющиеся в магазине, в результате несоответствия спросу населения.

По магазину №3 сверхплановое поступление товаров на 2427,1 тыс. руб. способствовало перевыполнению плана розничного товарооборота, помимо этого торговля шла за счет имеющихся товарных запасов, которые на конец 2014 г. оказались ниже норматива на 80,3 тыс. руб. Вместе эти факторы увеличили розничный товарооборот по сравнению с планом на 979 тыс. руб.

В целях оптимизации розничного товарооборота ООО «Баярд» можно рекомендовать проводить оперативный анализ розничного товарооборота. Оперативный анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота в ООО «Баярд» необходимо проводить не только по отдельным магазинам и в целом по организации, а также по отделам и секциям ежедневно, такой анализ направлен на обеспечение ритмичной торговой деятельности, успешного развития розничного товарооборота, высокого качества обслуживания покупателей.

Выполнение плана и динамика розничного товарооборота зависят от трех основных групп факторов:

1)   обеспеченности товарными ресурсами, правильности из распределения и использования;

2)   обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников;

3)   состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы торговли [5, с. 316].

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего проверено, как товарные ресурсы обеспечивают успешное выполнение плана и динамику развития розничного товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары. Розничный товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов.

 

Заключение


Среди многообразия операций на предприятии ООО «Баярд» учет движения товаров является важным участком работы бухгалтерской службы, поскольку продажи являются основной деятельностью торговой организации. Правильная организация учета товаров и их продаж позволяет своевременно получать информацию о ходе отгрузки товаров, о выполнении договорных обязательств покупателями, о состоянии товарных запасов на предприятии.

Бухгалтерский учет движения товаров на предприятии ООО «Баярд» ведется в соответствии с требованиями действующего закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности №34н, Планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией его применения, действующими ПБУ и методическими указаниями по бухгалтерскому учету, утвержденными Минфином РФ.

В соответствии с учетной политикой организации бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме с заполнением учетных регистров в автоматизированной системе «1С: Предприятие 7.7».

Товары, приобретенные для перепродажи, оцениваются по продажным ценам на счете 41 «Товары» с применением счета 42 «Торговая наценка», на продажу товары списываются по методу ФИФО.

Оформление операций по учету движения товаров в ООО «Баярд» осуществляется унифицированными первичными документами с последующей регистрацией в учетных регистрах и отражении в формах бухгалтерской отчетности в порядке, предусмотренном правилами ведения бухгалтерского учета.

Инвентаризация товаров проводится один раз в квартал, а также в сроки, предусмотренные законодательством РФ; в организации создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

В результате проведенного анализа на предприятии ООО «Баярд» наблюдается рост таких экономических показателей деятельности предприятия, как выручка от продаж, прибыль от продаж.

Предложения по дальнейшему улучшению работы ООО «Баярд»:

-       совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность пользования товарных ресурсов. С этой целью ООО «Баярд» необходимо производить закупки товаров непосредственно у производителей, значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих промышленных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками;

-       улучшить использование материально-технической базы предприятия. С этой целью установить оптимальный режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок;

-       экономической службе предприятия разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации. Это позволит руководству предприятия и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия;

-       совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей, получение доходов от реализации товаров и др.);

–       разработать и внедрить график документооборота, это позволит более четко отслеживать движение документов в том числе и по бухгалтерскому учету товаров.

В целом ситуация в ООО «Баярд» стабильная, предприятие получает прибыль, которая гарантирует оптимальную платежеспособность организации.

Все это позволит предприятию не только увеличить объем продаж розничных товаров, но и сохранить позиции на местном рынке продаж, что обеспечит стабильное развитие торгового предприятия. Данные рекомендации позволят более эффективно решать повседневные задачи, стоящие перед руководством и бухгалтерской службой предприятия.

 

Список литературы


1.        Бдайциева Л. Ж. Бухгалтерский учёт: учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2012. - 302 с.

2.      Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебник. - М.: Феникс, 2011. - 421 с.

3.  Егоров В.Ф. Организация торговли. - СПб.: Питер, 2014. - 352 с.

4.        Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб.и доп. - М: ИНФРА-М, 2012. - 422с.

5.        Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: Новое знание, 2012. - 512 с.

6.      Логистика и управление оптовыми и розничными продажами / под ред. Воронкова С.А. - Новосибирск: Сибирское университетской издательство, 2014. - 263 с.

7.   Макаров В. Г. Теория бухгалтерского учет. - М.: Финансы и статистика, 2011.- 567 с.

8.        Организация и управление торговым предприятием. - М.: Инфра-М, 2012. - 304 с.

9.  Платонов В.Н. Организация торговли. - Минск: БГЭУ, 2013. - 287 с.

10.    Хованов А.А. Управление затратами торгового предприятия // Маркетинг в России и за рубежом, 2014. - № 3. - С.38-46

Похожие работы на - Организация бухгалтерского учета на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!