Организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов в ООО 'Метелица'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    104,47 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов в ООО 'Метелица'

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты учета материально-производственных запасов на коммерческом предприятии

.1 Нормативно-правовое регулирование учета материально-производственных запасов в РФ

.2 Цели, задачи и методология учета материально-производственных запасов

. Организация учета материально-производственных запасов в ООО «Метелица»

.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации

.2 Бухгалтерский учет поступления материально-производственных запасов в организации

.3 Бухгалтерский учет выбытия материально-производственных запасов на предприятии

.4 Инвентаризация материально-производственных запасов на предприятии

. Основные направления совершенствования организации учета материально-производственных запасов в ООО «Метелица»

4. Классификация и особенность основных групп стандартов

.1 Международные стандарты аудиторской деятельности

.2 Национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности

.3 Федеральные аудиторские стандарты

.4 Внутренние аудиторские стандарты

. Аудит операций с МПЗ

.1 Аудиторские процедуры проверки учета МПЗ

.2 Методика проверки контроля, за наличием и сохранностью МПЗ

Заключение

Список использованной литературы

Приложения документов по запросу

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в рыночной экономике в условиях дальнейшей интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство меняются подходы к роли материально-оборотных средств, их составу, происходит значительное расширение и углубление понимания содержания и смысла этих видов активов в процессе многогранной хозяйственной деятельности.

Эти тенденции требуют пристального внимания специалистов к категории материально-производственных запасов, в задачи которых входит обеспечение нормального функционирования и развития любой организации, которые оказывают существенное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.

Проблемы бухгалтерского учета материально-производственных запасов в той или иной степени рассмотрены в работах таких известных ученых-экономистов, как: Н.В. Абрамовой, Д.А. Волошина, М.П. Гордона, М.Е. Залмановой, М.В. Киселева, И.А. Смирновой и др.

Вместе с тем, ряд теоретических и прикладных аспектов изучаемой проблемы не получили полного отражения и требуют дальнейших исследований. Так необходимо исследование и дальнейшее развитие следующих вопросов: структурирование системы управления запасами и роль учета в этой системе; организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов в свете интеграции российской учетной системы в международную учетную систему, построенную на основе международных стандартов финансовой отчетности.

Таким образом, из вышесказанного вытекает, что тема курсовой работы «Организация бухгалтерского учета МПЗ» весьма актуальна и практически значима для предприятий всех форм собственности и отраслевой направленности.

Объектом исследования в работе является система бухгалтерского учета материально-производственных запасов на коммерческом предприятии.

Предметом исследования - организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов в ООО «Метелица».

Цель работы состоит в изучении организации учета материально-производственных запасов и для разработки рекомендаций по совершенствованию данного раздела учета на предприятии.

Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:

-     рассмотреть теоретические аспекты учета материально-производственных запасов на современном коммерческом предприятии в соответствии с требованиями действующего российского законодательства;

-        проанализировать организацию учета материально-производственных запасов в ООО «Метелица»;

         выявить недостатки в организации учета материально-производственных запасов в ООО «Метелица»;

         разработать рекомендации по совершенствованию учета материально-производственных запасов в ООО «Метелица».

Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативно-правовые акты органов власти РФ в области бухгалтерского учета, труды отечественных ученных по проблемам бухгалтерского учета материально-производственных запасов, материалы периодической печати, касающиеся темы исследования, учетная политика, бухгалтерская отчетность, бухгалтерские регистры и первичные учетные документы исследуемого предприятия.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для совершенствования бухгалтерского учета материально-производственных запасов ООО «Метелица».

1. Теоретические аспекты учета материально-производственных запасов на коммерческом предприятии

1.1 Нормативно-правовое регулирование учета материально-производственных запасов в РФ


Материальные запасы это находящиеся на различных стадиях производства продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного.

В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

-     используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);

-        предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

         используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).

Поскольку учет приобретения, хранения и использования материалов составляет один из наиболее значимых участков бухгалтерской работы на предприятии, необходимо рассмотреть нормативно - правовое обеспечение бухгалтерского учета материально-производственных запасов.

Основным нормативным документом, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета в России в целом, и материально-производственных запасов в том числе, с 1 января 2013 года является Федеральный закон от 6 декабря 2012 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые правовые методические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами.

Вступивший в силу с 1 января 2013 года новый Федеральный закон направлен на приведение норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями.

Документами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов в РФ, помимо вышеупомянутого федерального закона являются следующие нормативно-правовые акты.

Порядок налогообложения операций с материально-производственными запасами регламентируется Налоговым кодексом РФ, частью первой от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (с изм. и доп.), законодательно закрепляющей понятие налога, налоговой системы, регулирующий права и взаимные обязанности налогоплательщиков и налоговых органов и частью второй от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с изм. и доп.), регулирующей порядок расчета и уплаты конкретных налогов.

Эти законы относятся к первому уровню нормативно-правовой документации.

Важнейшим нормативным актом второго уровня, регламентирующим порядок учет материально-производственных запасов является Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. №44н. ПБУ 5/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации.

В международной учетной практике порядок учета и оценки запасов закреплен в МСФО (IAS) 2 <garantf1://70007981.0/>«Запасы».

В соответствии с указанным стандартом запасами квалифицируются как активы, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности компаний, находящиеся в процессе производства или в виде сырья и материалов, которые будут потреблены в ходе производства или оказания услуг.

Исходя из данного определения действие Стандарта распространяется на товары, сырье и материалы, готовую продукцию, а также незавершенное производство на всех его стадиях.

Порядок организации бухгалтерского учета в мировой практике отличается от требований и положений действующего российского законодательства.

В настоящее время в Минфине России находится проект нового ПБУ по учету запасов. Этот документ более близок к требованиям Международных стандартов, чем действующее ПБУ 5/01 <consultantplus://offline/ref=3D44959D1C95A061B57FD8FD9B80FA6C6C05DA48827A9DA5AE7C68ED6089BF12EB31DF49B2FA67D4x0Z3L>. Среди предложенных изменений: включение в сферу деятельности ПБУ 5/01 <consultantplus://offline/ref=3D44959D1C95A061B57FD8FD9B80FA6C6C05DA48827A9DA5AE7C68ED6089BF12EB31DF49B2FA67D4x0Z3L> незавершенного производства; определение момента признания запасов как перехода к организации экономических рисков и выгод, связанных с владением запасами; возможность капитализации обязательств по демонтажу в первоначальной стоимости запасов.

Принятие нового ПБУ по учету материально-производственных запасов позволит сблизить российский бухгалтерский учет и учет по международным стандартам в части учета материально-производственных запасов.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н (с изм. и доп.), являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России и регламентирующие использование конкретных счетов для отражения в учете материально-производственных запасов.

Основным нормативным документом третьего уровня являются Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. №119н (с изм. и доп.).

До 1 января 2013 года оформление первичных документов по учету материально-производственных запасов было регламентировано Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (с изм. и доп.).

Начиная с 1 января 2013 года в соответствии с требованиями федерального закона №402-ФЗ формы первичных учетных документов коммерческой организации утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9). Поэтому организации должны самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике на 2013 год формы первичных учетных документов.

Основным документом четвертого уровня является учетная политика предприятия, разработанная в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. №106н (с изм. и доп.).

В учетной политики в части учета материально-производственных запасов должна быть отражена информация:

-     о порядке учета приобретения (заготовления) материально-производственных запасов;

-        о методах оценки материально-производственных запасов по их видам при списании.

Приведенный перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения в учете материально-производственных запасов нельзя считать полным, поскольку решения о порядке учета любых операций должны приниматься с учетом требований, всех действующих нормативных документов по конкретному вопросу.

 

.2 Цели, задачи и методология учета материально-производственных запасов


Цель организации бухгалтерского учета материальных ценностей заключается в осуществлении строгого контроля за рациональным использованием ресурсов в производстве.

Задачи бухгалтерского учета материально-производственных запасов заключаются в обеспечении:

1. действенного контроля за наличием и сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;

2. правильного и своевременного документирования всех операций по движению материальных ценностей;

3. выявления и отражения затрат, которые связаны с их заготовлением;

4. достоверного расчета фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков;

5. систематического контроля за соблюдением установленных норм запасов, выявления излишних и неиспользуемых материалов и их рационализации;

6. правильного распределения стоимости израсходованных в производстве материальных ресурсов по объектам калькулирования;

7. своевременного осуществления расчетов с поставщиками материалов.

Реализация поставленных задач будет способствовать повышению качества и оперативности учета материалов и обеспечению достоверности отчетных данных.

Единицу бухгалтерского учета материально-производственных запасов организация выбирает самостоятельно. В качестве единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов может выступать номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п..

Производственные запасы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости.

Учет запасов, которые принадлежат организации на правах собственности, в зависимости от их видов осуществляют с использованием следующих субсчетов:

·   10 «Материалы», на котором осуществляют учет сырья, материалов, топлива, запасных частей и прочих материалов, используемых в процессе производства продукции, выполнении работ и оказании услуг;

·   43 «Готовая продукция», счет который используется для учета готовой продукции, предназначенной для продажи покупателям;

·   41 «Товары», на котором осуществляется учет товаров, приобретенных организацией для последующей реализации.

Бухгалтерский учет запасов, не принадлежащих организации, осуществляется за балансом с использованием следующих счетов:

·   002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» - используется для учета запасов, по которым организация отказалась от оплаты; которые нельзя по условиям договора использовать до их полной оплаты и на других законных основаниях;

·   003 «Материалы, принятые в переработку» - используется для учета запасов, принятых в переработку;

·   004 «Товары, принятые на комиссию» - используется для учета запасов, которые приняты посредником для продажи на условиях торговой комиссии.

При отпуске производственных запасов в производство их оценка, производится одним из следующих методов:

·   по себестоимости каждой единицы;

·   по средней себестоимости;

·   по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО).

В течение отчетного года по виду (группе) запасов применяют один из методов. Конкретные методы оценки материальных ресурсов, которые относятся на затраты производства, должны быть отражены в учетной политике организации. Эти же методы оценки применяются и при списании материалов, реализованных на сторону.

Таким образом, данные бухгалтерского учета в части учета материально-производственных запасов содержат информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов и их сохранности.

2. Организация учета материально-производственных запасов в ООО «Метелица»


2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации


Общество с ограниченной ответственностью «Метелица» (Общество) учреждено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в августе 2000 года.

Юридический адрес ООО «Метелица»: 15001, г. Ярославль, ул. Песочная, 55.

Предприятие действует на основании действующего законодательства и Устава.

Учредителями общества являются физические лица - граждане РФ.

Приоритетными направлениями деятельности Общества являются:

-     производство колбасных изделий;

-        оптовая торговля колбасными изделиями.

Основная цель деятельности предприятия - поставлять на рынок высококачественную и недорогую продукцию, удовлетворяющую не только российским, но и западным стандартам.

Чтобы добиться поставленных задач, Общество заключило договоры с ведущими производителями пищевого оборудования. Фирмой были закуплены новейшие производственные линии и освоены последние технологии в производстве колбас и деликатесов, отвечающие также экологическим требованиям.

Современное оборудование дает возможность поддерживать всегда отличное качество и высокую производительность труда, что позволяет поставлять на рынок конкурентоспособную продукцию.

Компания закупает сырье, прошедшее санитарно-эпидемиологический контроль, только у оптовиков имеющих высокую репутацию на рынке.

В изготовлении используются специи австрийских и немецких фирм, доказавших свое стабильно высокое качество.

Колбасы и деликатесы Общества производятся посредством натурального копчения (без жидкого дыма), а отсутствие в их составе сои, позволяет диетологам рекомендовать эту продукцию для раздельного питания.

В ООО «Метелица» было возрождено производство колбас по традиционным рецептам: «Диабетическая», «Останкинская», «Докторская», «Молочная», «Русская» с полным соответствием ГОСТу. Так же освоена линия колбасных изделий изготавливаемых по собственной рецептуре: «Классическая», «Петровская», «Валдайская», «Купеческая» и др.

Сосиски, сардельки, шпикачки, производства ООО «Метелица» достойно конкурируют с аналогичной продукцией на рынке. Сохраняя высокий стандарт качества и умеренную цену, они обладают неповторимым вкусом, присущим только продукции Общества.

Следует также отметить, что наше предприятие - один из немногих производителей, кто изготавливает продукцию в желе и кровяные колбасы.

Сегодня компания предлагает в продажу более 80 наименований. Постоянно идет разработка и создание новых видов колбасных изделий и мясных деликатесов.

Упаковка продукции в вакууме и в модифицированной атмосфере позволяет увеличить ее срок хранения и создает привлекательный внешний вид.

Руководство Общества, большое внимание уделяет совершенствованию производства. За 2012 год в сфере производственного процесса были осуществлены следующие мероприятия:

-     установлен новый клипсатор производства Германии, что позволило улучшить внешний вид и качество продукции;

-        на полукопченых и варенокопченых колбасах искусственная оболочка была заменена на белкозин, который содержит натуральные компоненты, а значит более безопасен для потребителей, к тому же лучше пропускает копчение;

         усовершенствован дизайн этикеток и оболочек;

         упаковка всей продукции стала происходить под вакуумом и газом, благодаря чему исключается развитие патогенных микроорганизмов, а значит и безопасность продукции становится на порядок выше;

         в производстве стала использоваться свинина в основном отечественных производителей и только охлажденная, очень высокого качества;

         запущены в производство: зельц итальянский, желе ветчинное, колбаса п/к Тирольская, шпик по-домашнему из наилучшего сырья испанских свиней иберийской породы (иберийский шпик) без жил, откормленных желудями;

На 2013 год планируется выпуск ветчины Михайловской, грудинки фаршированной Арбатской, Рулета по-домашнему, корейки Фирменной, а также вместо используемых сейчас термоусадочных пакетов, планируется использование более эстетичной термоусадочной пленки.

На сегодняшний день ООО «Метелица» - это:

-        5000 кв.м. производственных цехов <#"789605.files/image001.jpg">

Рис. 1

Общее руководство деятельностью ООО «Метелица» осуществляет генеральный директор.

Основной производственный процесс осуществляется под руководством главного технолога. Главный технолог непосредственно принимает решения в области организации, осуществления и контроля за производственным процессом, разрабатывает порядок осуществления технологического процесса и контролирует его соответствие техническим требованиям.

Процесс снабжения производства сырьем и материалами, реализации произведенной продукции и его маркетинговое обеспечение осуществляется на предприятии под руководством коммерческого директора, в подчинении у которого находятся работники службы снабжения и сбыта и службы маркетинга.

Решения, на которые полномочен коммерческий директор предприятия направлены на: обеспечение высокого уровня обслуживания потребителей производимой продукции; формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на свою продукцию в рамках выбранного сегмента рынка; обеспечение достаточной экономичности осуществления торгово-технологического процесса в организации; максимизацию суммы прибыли, остающейся в распоряжении фирмы и обеспечение ее эффективного использования.

Под руководством главного экономиста сотрудниками планово-экономического отдела осуществляется плановая, аналитическая и финансовая деятельность фирмы. Главный экономист имеет право принимать решения по текущему планированию производственной и финансовой деятельности фирмы

В обязанности заместителя директора по общим вопросам входит обеспечение общего функционирования предприятия.

Учетный процесс на предприятии осуществляется под руководством главного бухгалтера.

Бухгалтерия Общества, является самостоятельным структурным подразделением предприятия, функционирует на основании Положения о бухгалтерской службе и подчиняется главному бухгалтеру.

Главный бухгалтер в соответствии с должностной инструкцией принимает решения в области организации и ведения бухгалтерского, управленческого и налогового учета.

К полномочиям сотрудников бухгалтерии предприятия относится принятие решений по: организации учета фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятия; составлению отчетности перед участниками общества, государством, по налогам и т.д.

Приказом руководителя организации утверждается и объявляется сотрудникам бухгалтерии учетная политика. Данные документ утверждается на предприятии на отчетный год и отражает вопросы методики и техники учета.

Как показал анализ учетной политики, данный документ на предприятии не подвергается ежегодным корректировкам в связи с изменениями законодательства, что является существенным недостатков в организации бухгалтерского учета на предприятии. Кроме того в учетной политике, не нашли отражение вопросы организации налогового учета.

В соответствии с учетной политикой в ООО «Метелица» применяют журнально-ордерную форму учета.

Данная форма применяется наряду с использованием компьютерной программы «1С: Бухгалтерия 8.0, 8.2». Данная программа системно подключена в бухгалтерии, что позволяет в любой момент узнать объем работ и другие параметры.

Одновременно с учетной политикой, также утверждается рабочий План счетов бухгалтерского учета.

Для анализа экономической эффективности производства и реализации продукции в ООО «Метелица» воспользуемся данными таблицы 1, составленной на основании показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Другие формы отчетности на предприятии не составляются, так как Общество относится к категории малого бизнеса.

Данные таблицы свидетельствуют о повышении эффективности деятельности предприятия, что подтверждается ростом большинства основных технико-экономических показателей.

Так объем реализованной продукции, работ, услуг увеличился на 30% или 4630 тыс. руб., себестоимость реализованной продукции, работ, услуг возросла на 25,2% или 3696 тыс. руб. В результате роста объемов реализации большими темпами, чем увеличение себестоимости прибыль предприятия от реализации продукции, работ, услуг возросла более чем в два раза или на 934 тыс. руб., а величина затрат на один рубль реализованной продукции, работ, услуг снизилась на 4,2% или на 4 копейки.

В результате динамики вышеназванных показателей на предприятии за анализируемый период отмечается рост на 3,4 процентных пункта рентабельности продаж.

Таблица 1

Технико-экономические показатели производства продукции за 2010-2012 гг.

Показатели

Годы

2012 г. в % к 2010 г.



2010

2011

2012


1

Объем реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб.

15450

17681

20080

130,0

2

Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс. руб.

14638

16640

18334

125,2

3

Затраты на 1 руб. реализованной продукции, работ, услуг, руб.

0,95

0,94

0,91

95,8

4

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб.

812

1041

1746

В 2 раза

5

Рентабельность продаж, %

5,3

5,9

8,7

х

6

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

18954

19351

24965

131,7

7

Фондоотдача, руб.

0,82

0,84

0,86

104,9

8

Рентабельность основных производственных фондов, %

4,3

5,4

7,0

х

9

Среднегодовые остатки оборотных средств, тыс. руб.

10054

11578

12503

124,4

10

Коэффициент оборачиваемость оборотных средств, об.

1,5

1,5

1,6

106,7

11

Среднесписочная численность работающих, чел

97

94

91

93,8

12

Производительность труда одного работающего, тыс. руб.

159,3

188,1

220,7

138,5


Увеличение объемов производства и реализации продукции, работ, услуг за 2010-2012 гг. обусловлено, прежде всего, расширением производственных мощностей предприятия, что повлекло за собой рост среднегодовой стоимости основных фондов на 31,7% или 6011 тыс. руб.

Как положительный факт в деятельности предприятия следует отметить повышение эффективности использования основных фондов предприятия, о чем свидетельствует рост показателей фондоотдачи на 4,9% или 4 копейки и рентабельности основных фондов на 2,7 процентных пункта.

Расширение производственных мощностей и увеличение объемов производство продукции, работ, услуг вызвало рост среднегодовых остатков оборотных средств на предприятии на 24,4% или 2449 тыс. руб. за счет увеличение материальных запасов необходимых для производства продукции, работ, услуг.

Тенденция роста коэффициента оборачиваемости оборотных средств в 2012 году против 2010 года на 6,7% положительно характеризует деятельность предприятия и свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных средств, предприятия.

Несмотря на расширение производственных мощностей предприятия и рост объемов производства продукции, работ, услуг среднесписочная численность работающих за анализируемый период снизилась на 6,2% или на 6 человек, что обусловлено прежде всего применением новой автоматизированной технологии производства, позволяющей снизить затраты труда и повысить производительность труда работников на 38,5%.

В настоящее время финансовая устойчивость служит основой стабильности предприятия, поэтому анализ является очень важным. Расчетные значения коэффициентов платежеспособности и финансовой устойчивости приведены в таблице 2.

Как следует из данных таблицы, на протяжении всего исследуемого периода наблюдаются достаточно высокие значения показателей платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Метелица».

Однако анализируя динамику коэффициента абсолютной ликвидности можно сделать вывод, что на протяжении всего рассматриваемого периода Общество было не способно выполнять свои краткосрочные обязательства за счет денежных средств.

В 2010-2012 гг. ООО «Метелица» располагало достаточным количеством быстрореализуемых активов для покрытия наиболее срочных обязательств и было также в состоянии выполнять свои текущие обязательства за счет всех текущих активов.

Рассчитанные значения коэффициента автономии, свидетельствуют о том, что организация работает полностью независимо от внешних источников финансирования.

Таблица 2

Динамика платежеспособности и финансовой устойчивости за 2010-2012 гг.

Показатели

Период

Нормативы


На 31.12. 2010 г.

На 31.12. 2011 г.

На 31.12. 2012 г.


Коэффициенты платежеспособности

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,122

0,124

0,130

0,5-0,7

2. Коэффициент срочной ликвидности

2,121

1,954

1,658

> 1

3. Коэффициент общей ликвидности

2,915

2,795

2,742

1-2

Коэффициенты финансовой устойчивости

4. Коэффициент автономии

0,744

0,749

0,762

> 0,7

5. Коэффициент маневренности

0,657

0,642

0,635

0,2-0,5

6. Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования

2,858

2,548

1,889

> 0,1


Значения коэффициента маневренности за анализируемый период колебались от 0,657 в 2010 г. до 0,635 в 2012 г., т.е. данная организация была в состоянии гибко реагировать на изменение рыночной инфраструктуры.

Значение коэффициента обеспеченности запасов собственными источниками финансирования более 1, что положительно характеризует финансовое состояния. В целом финансовое состояние данной организации можно охарактеризовать как устойчивое.

Таким образом, по результатам анализа основных технико-экономических показателей деятельности и финансового состояния предприятия можно сделать вывод о повышении эффективности деятельности Общества в 2012 году в сравнении с 2010 годом.

 

.2 Бухгалтерский учет поступления материально-производственных запасов в организации


Хранение материалов в ООО «Метелица» осуществляется на складе предприятия.

С кладовщиками Общества, заключены договоры о полной индивидуальной материальной ответственности. Однако было выявлено отсутствие таких договоров с экспедиторами предприятия, которые осуществляют доставку материалов от поставщиков.

Оперативный учет материалов на складе предприятия не ведется, что приводит к затруднению контроля за движением материалов, создает условия для злоупотреблений и хищений.

Оприходование материалов на предприятии сопровождается составлением следующих первичных документов:

·   приходного ордера;

·   акта о приемке материалов.

Приходный ордер применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков. Его в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо (кладовщик) в день поступления ценностей на склад, а затем передает в бухгалтерию вместе с товаросопроводительными документами.

Актом о приемке материалов оформляется приемка материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика.

После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают:

·   первый экземпляр - в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей;

·   второй экземпляр - отделу снабжения для направления претензионного письма поставщику.

Материально-производственные запасы на предприятии принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Так, в марте 2013 года предприятие по договору купли-продажи приобрело 500 кг красителя пищевого по цене 4,95 руб./ кг (без НДС). Поставщиком был выписан счет-фактура, где указана стоимость материалов без НДС 2475 руб., сумма выделенного отдельной строкой НДС составила 495 руб. Общая стоимость материалов, оплаченная по предъявленному счету-фактуре, составила 2970 руб.

Транспортная организация оказала услуги по доставке материалов на предприятие и выставила счет-фактуру на сумму 360 руб. (в том числе НДС 60 руб.).

Кроме того, было уплачено комиссионное вознаграждение посреднику, организовавшему приобретение материалов, в сумме 144 руб. (в том числе НДС 24 руб.).

Таким образом, фактическая себестоимость материалов составила 2895 руб. (2475 + 300 + 120).

Сырье и материалы, используемые для производства продукции на предприятии, учитываются на счете 10 «Материалы».

По дебету счета отражается поступление материально-производственных запасов.

Бухгалтерские записи по поступлению материалов за март 2013 года в ООО «Метелица» представлены в таблице 3.

Поступление материалов отражается на предприятии в журнале - ордере №6.

Журнал-ордер №6 заполняется на основании приходных ордеров, актов о приемке материалов.

Таблица 3

Содержание хозяйственных операций и корреспонденция счетов при поступлении материалов в марте 2013 года

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.


Дебет

Кредит


Оплачено ООО «Рассвет» за краситель АП-411/11 согласно предъявленному счету-фактуре №241

60

51

2970

Отражен НДС по оприходованному красителю согласно счету-фактуре ООО «Рассвет» №241 от 12.03.2013 г.

19

60

495

Акцептован счет ООО «Сервис» за доставку красителя

10-1

60

300

Отражен НДС по счету-фактуре ООО «Сервис» №196/2013 от 13.03.2013 г.

19

60

60

Оплачено комиссионное вознаграждение посреднику ООО «Патриот»

76

51

144

Комиссионное вознаграждение отнесено на увеличение покупной стоимости красителя

10-1

76

120

Отражен НДС по счету-фактуре ООО «Патриот» №107 от 12.03.2013 г.

19

76

24

Оприходован полученный от ООО «Рассвет» краситель на склад

10-1

60

2895


Аналитический учет по счету 10 «Материалы» в ООО «Метелица» ведется по отдельным их наименованиям.

 

2.3 Бухгалтерский учет выбытия материально-производственных запасов на предприятии


Выбытие материалов на предприятии оформляется следующими первичными документами:

·   лимитно-заборной картой;

·   требованием-накладной;

·   накладной на отпуск материалов на сторону.

Лимитно-заборная карта применяется при наличии лимитов отпуска материалов. Устанавливает лимит руководитель, с целью обеспечения бесперебойного производства. Максимальное количество материалов, которое может быть отпущено со склада, указывают в графе <garantf1://12005441.10273/> «Лимит».

В Обществе встречаются случаи сверхлимитного отпуска материалов и несанкционированной замены лимитированных материалов на аналогичные их виды.

Если лимит на отпуск материала со склада не установлен, то оформляют требование-накладную.

При составлении требований-накладных встречаются случаи отсутствия даты составления документов, подписи лиц, составивших документ.

При отгрузке материалов сторонним лицам, применяется унифицированная форма №М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».

При отпуске материально-производственных запасов в производство их оценка производится на предприятии по средней себестоимости.

Например, предприятие имело на складе по состоянию на 1 марта 2013 года 20 шт. пресс-форм, применяемых для изготовления прессованного варено-копченного мяса «Купеческое», общей стоимостью 2000 руб. В марте 2013 года поступило еще 85 пресс-форм общей стоимостью 21250 руб.

В марте 2013 года было отпущено в производство 100 пресс-форм, а остаток на складе по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 5 штук. Расчет себестоимости списанных материалов в бухгалтерии был произведен следующим образом таблица 4.

Средняя себестоимость материалов была рассчитана так:

(2000 руб. + 21 250 руб.) : (20 шт. + 85 шт.) = 23 250 руб. : 105 шт. = 221,43 руб./шт.

Себестоимость списанных материалов составила:


Таблица 4

Расчет МПЗ на производстве по средней себестоимости за январь 2013 года

Остаток материалов на начало марта 2013 года

Поступило материалов в марте 2013 года

Количество

Цена за единицу, руб.

Общая стоимость, руб.

Дата

Количество

Цена за единицу, руб.

Общая стоимость, руб.

20

100

2000

03.03

5

150

750




10.03

30

200

6000




17.03

10

250

2500




30.03

40

300

12000

Итого: 20


2000

Итого

85


21250


Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается в учете по кредиту счета 10 «Материалы».

Бухгалтерские записи при выбытии материалов за март 2013 года при производстве варено-копченого прессованного мяса «Купеческое» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Содержание хозяйственных операций и корреспонденция счетов при выбытии материалов в марте 2013 года

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.


Дебет

Кредит


Передано в производство мясо свиное с/м

20

10-1

91041

Передан в производство эмульгатор АК-21

20

10-1

10675

Переданы в производство пресс-формы

20

10-1

22143

Передана в производство пленка упаковочная

20

10-2

1879


Операции, связанные с использованием материалов учитываются в журнале-ордере №10 <file:///F:\Анализ%20и%20аудит%20белая%20птица.doc>, в котором отражают обороты по кредиту счета 10 «Материалы».

Таким образом, в целом состояние бухгалтерского учета материально-производственных запасов на предприятии ведется в соответствии с требованиями российского законодательства и позволяет правильно отражать на счетах бухгалтерского учета стоимость материалов и себестоимость произведенной продукции в части материальных затрат. В то же время следует отметить ряд недостатков, которые требуют устранения, к числу которых следует отнести следующее:

-     отсутствие договоров о материальной ответственности с экспедиторами, осуществляющими доставку материалов на предприятие;

-        отсутствие складского учета материалов на предприятии;

         отсутствие отдельных реквизитов на первичной учетной документации;

         наличие случаев сверхлимитного отпуска материалов;

         наличие фактов несанкционированной замены лимитированных материалов на аналогичные их виды.

 

.4 Инвентаризация материально-производственных запасов на предприятии


В ООО «Метелица» регулярно проводиться инвентаризация материально-производственных запасов.

Для проведения инвентаризации, издается приказ, в котором указываются вид инвентаризируемого имущества, сроки проведения инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии.

Результаты инвентаризации на предприятии оформляются инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей. Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества.

В бухгалтерии проверяют правильность всех расчетов, указанных в документах и подписывают последний лист.

Результаты инвентаризации проведенной в декабре 2012 года отражены в таблице 6.

Таблица 6

Содержание хозяйственных операций и корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации материально-производственных запасов

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.


Дебет

Кредит


Выявлена недостача офисной бумаги для печати

94

10-4

341

Недостача офисной бумаги для печати списана на виновное лицо

73

94

341

Оприходована неучтенная упаковочная бумага

10-2

91-1

579




3. Основные направления совершенствования организации учета материально-производственных запасов в ООО «Метелица»

В ходе проведения анализа современного состояния документального оформления движения материально-производственных запасов было выявлено, что при оформлении документов, в организации часто не заполняются отдельные реквизиты и показатели.

На ряде документов отсутствуют подписи главного бухгалтера и руководителя организации, а также их порядковые номера. В то время как первичное наблюдение является основой бухгалтерского учета.

Рационально построенная, своевременно и качественно оформленная документация является основным источником экономической информации. Она способствует повышению достоверности учета, усилению его контрольных функций и сокращению трудоемкости работ.

В связи с этим главному бухгалтеру необходимо разработать график документооборота по учету материально-производственных запасов на предприятии, провести разъяснительную беседу с сотрудниками ООО «Метелица» о правилах составления первичных учетных документов.

Кроме того, в настоящее время в Обществе отсутствует складской учет материалов, что затрудняет контроль за их рациональным расходованием. В связи с этим на предприятии предполагается организовать складской учета материалов.

Учет движения и остатков материалов целесообразно осуществлять в карточках складского учета материалов .

Карточки открывает бухгалтер в одном экземпляре на основании приходного ордера или акта о приемке материалов. Карточку <garantf1://12005441.1030/> оформляют на каждый номенклатурный номер или вид материалов. В ней указывают наименование материала, марку, сорт, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит материала (в случае его установления).

Затем карточку передают кладовщику.

Кладовщик фиксирует в карточке каждую операцию по приходу или расходу материала и заверяет ее своей подписью. Запись в карточках кладовщика делает на основании первичных документов в день совершения операции.

Систематически бухгалтер материального стола в присутствии материально ответственного лица осуществляет непосредственно на складе контроль своевременности и правильности оформления первичных документов по операциям с материальными ценностями, а также состояние складского учета. Правильность записей операций и выведенных кладовщиком остатков материалов главный бухгалтер подтверждает своей подписью на соответствующей строке карточки складского учета. Одновременно он осуществляет контрольную проверку наличия дорогостоящих материалов на складе путем выборочной инвентаризации.

В цехах для хранения материалов, используемых в производстве, необходимо организовать кладовую и назначить лиц, ответственных за сохранность материалов на производстве. В обязанности данных сотрудников вменяется получение со склада необходимых материалов, сдача на склад неиспользованных материалов, контроль за соблюдением установленных лимитов материалов, обеспечение сохранности и рационального использования материалов в производстве.

По итогам месяца сотрудник, ответственный за сохранность материалов в производстве, должен составлять отчет об остатках и движении материалов в подотчете и предоставлять их в бухгалтерию. В отчет необходимо включать сведения об остатках материалов на начало месяца их поступлении, расходе и остатке на конец месяца.

Данный отчет может использоваться в качестве регистра аналитического учета движения материалов на производстве.

Все первичные документы по движению материалов материально ответственные лица должны сдавать ежемесячно в бухгалтерию, где осуществляется контроль за законностью и целесообразностью совершенной операции и правильностью документального оформления операций по движению материалов.

Взаимосвязь складского сортового учета с бухгалтерским осуществляется путем его сверки с данными синтетического учета. Для этих целей на складе ведут книгу остатков материалов на год по группам, подгруппам и наименованиям материалов.

Таким образом, организация складского учета материально-производственных запасов позволит повысить контроль за наличием, состоянием и движением материальных ресурсов на предприятии, сократить количество первичной учетной документации.

Очевидно, что эффективно управлять расходом материалов в производстве невозможно без оперативной информации о закупках материалов и размерах запасов на складе. Поэтому для повышения оперативности информации о материально-производственных запасах необходимо автоматизировать складской учет с использованием модуля «Управление запасами», входящего в программный комплекс «1С: Предприятие».

С помощью модуля «Управление запасами» осуществляется управление материальными запасами: заготовление и закупка, оприходование, списание в производство, инвентаризации, прочие виды движения материальных запасов, а также частично управление расчетами с поставщиками.

Автоматизация учета материалов предусматривает применение интерфейсов между модулями «Управление запасами» и «Финансовая бухгалтерия». Все операции по движению материалов систематизируются в модуле «Управление запасами», на основании которых с помощью автоматических интерфейсов формируются бухгалтерские записи в модуле «Финансовая бухгалтерия».

В модуле «Управление запасами» все операции, производимые с материалами (поступление на склад, передача в производство, внутреннее перемещение, возврат материалов из производства, недостачи и излишки при инвентаризациях, уценка и т.д.), занесены в систему с присвоением специального кода. Этот код (вид движения) указывается при создании любого документа в модуле «Управление запасами». Система самостоятельно, на основании интерфейса формирует соответствующие бухгалтерские записи в модуле «Финансовая бухгалтерия». Благодаря созданным интерфейсам отпадает необходимость в выверке данных складского и бухгалтерского учета.

Для эффективности контроля и проверки состояния запасов после внедрения модуля «Управление запасами» склад необходимо разделить на секции. Любая операция по движению требует указания номера секции. Это значительно упрощает проведение инвентаризаций, так как сокращается время на поиск места нахождения материала.

Применение модуля «Управление запасами» позволит оптимизировать процесс инвентаризации. Периодичность проведения инвентаризации устанавливается в зависимости от ценности материалов: более ценные материалы подлежат более частой инвентаризации, чем менее ценные. Каждому материалу присваивается специальный код, определяющий периодичность инвентаризации. Система создает автоматически списки материалов, подлежащих инвентаризации. После занесения в систему фактических остатков формируются инвентаризационные ведомости, которые утверждаются инвентаризационной комиссией. Бухгалтерские записи, отражающие разницу между фактическими и учетными остатками, формируются автоматически.

Для анализа отклонений материальных затрат от нормативных показателей в модуле «Управление запасами» предусмотрена возможность учета материалов по нормативной (учетной) стоимости с выявлением отклонений от норм. В настоящее время такая возможность используется в ООО «Метелица» только по сырьевым материалам, однако в будущем эта функциональность будет использоваться и в отношении прочих материалов (упаковка, топливо и т.д.).

Учет запасов на складах и в бухгалтерии ведется в режиме реального времени, так как любой проведенный документ по движению запасов в модуле «Управление запасами» автоматически формирует и документ в модуле «Финансовая бухгалтерия» с бухгалтерскими записями.

Применение программы «Управление запасами» сделает возможным оценивать материалы по показателю средней скользящей себестоимости единицы материала. В настоящее время применяется показатель средней себестоимости, который рассчитывался по окончании месяца. Отсутствие данных о фактической себестоимости использованных в производстве материалов в течение месяца делало невозможным оперативное управление материальными затратами.

С помощью показателя средней скользящей себестоимости можно оценивать складские запасы и расход материалов в производстве по фактической себестоимости на любую дату.

Информация о фактическом размере материальных затрат в режиме реального времени позволяет оперативно анализировать расход материалов и управлять производственным процессом.

При этом также значительно упрощается учет транспортно-заготовительных расходов.

Поступающие от поставщика материалы приходуются кладовщиком, который одновременно и отражает эту операцию в системе.

Таким образом, для совершенствования учета материально-производственных запасов на анализируемом предприятии целесообразно предложить следующие мероприятия:

-     составить график документооборота по учету материально-производственных запасов;

-        назначить лиц, материально ответственных за использование и сохранность материалов в производстве;

         провести разъяснительную беседу с сотрудниками о порядке составления первичной учетной документации в части учета материально-производственных запасов;

         организовать складской учет материалов на предприятии;

         использовать для автоматизации складского учета материала современное программное обеспечение.

Осуществление рекомендованных мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета материально-производственных запасов и приведение данного участка работы в соответствие требованиями российского законодательства не потребует дополнительных финансовых затрат и позволит более точно и эффективно организовать первичный учет материально-производственных запасов на предприятии.

учет аудит материальный запас

4. Классификация и особенность основных групп стандартов

Аудиторские стандарты - это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.

Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта, дата ввода в действие; цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.

Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.

Как правило, в качестве таких стандартов выступают разработанные ведущими специалистами фирмы конкретные аудиторские процедуры. Такие методики обычно аудиторская фирма держит в строжайшем секрете, справедливо полагая, что методика проверки, позволяющая с наименьшим риском и наименьшими затратами времени и сил провести аудиторскую проверку.

К аудиторским стандартам фирмы можно отнести организацию ознакомления сотрудников фирмы с изменениями в законодательстве и профессиональных стандартах. Составление и утверждение на собрании ведущих специалистов и руководства фирмы программ аудиторских проверок; формирование групп аудиторов и специалистов для выполнения проверки у конкретного клиента; порядок обслуживания результатов проверки; организацию хранения документации.

В настоящее время для регулирования аудиторской деятельности широко применяются как международные, так и национальные стандарты аудиторской деятельности.

.1 Международные стандарты аудиторской деятельности

В России имеются три варианта переведенных международных стандартов аудита:

дословный перевод МСА 1999 г. на русский язык, одобренный Международной ассоциацией бухгалтеров (IFAC), которая выпускает данные стандарты;

стандарты аудита, подготовленные специалистами Российской коллегии аудиторов, представляющие собой перевод издания МСА 1994 г., с комментариями;

международные стандарты аудита.

Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing - ISA)выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAS), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAS представлена Институтом профессиональных бухгалтеров России.

Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для использования при аудите финансовой отчетности.

Международные стандарты аудита содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала.

МСА не отменяют национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой (бухгалтерской) или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой МСА соответствуют местным нормативным актам в конкретном случае, аудит финансовый или иной информации в каждой отдельной стране, проводимой согласно таким местным нормативным актам будет автоматически соответствовать МСА, рассматривающий данный конкретный случай.

Международные стандарты аудита могут применяется в качестве национальных или использоваться наряду с национальными. Кроме того МСА используются как методическая база для создания национальных стандартов.

.2 Национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Национальные правила (стандарты) в России классифицируются в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» следующим образом:

Правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их качества.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующих в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудиторских лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это не предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляется в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Российские правила (стандарты) включают 11 групп, из них 10 групп соответствуют группам международных стандартов, а 11-ая группа имеет название «Образование и подготовка кадров» и включает стандарты «образование аудитора» и «Программа квалификационных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы».

Российские правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат следующих разделов:

общие принципы правила (стандарты);

основные понятия и определения (если необходимо), использованные в стандарте;

сущность стандарта;

практические приложения.

В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются:

цель и необходимость разработки данного стандарта;

объект стандартизации»

сфера применения стандарта;

взаимосвязь с другими стандартами.

В разделе «Основные понятия и определения, используемые в стандарте содержаться новые термины и их краткая характеристика.

В разделе «Сущность стандарта» формируется проблема, требующая описание, проводится ее анализ и приводится методы решения.

В раздел «Практические приложения» включаются различные приложения: схемы, таблицы, образцы документов и др.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).

Разработанные российские правила (стандарты) аудита сыграли положительную роль в становлении аудита в России, позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.

Аудиторские стандарты являются основными в суде для доказательства качества проведения аудита, и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

способствуют обеспечению высокого качества проведения аудиторских проверок и выполнения сопутствующих услуг;

содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;

определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.

Аккредитованные профессиональные объединения России, например, Аудиторская палата России, ИПБ и другие, начали проводить работу по созданию своих внутренних стандартов.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы ведут работу по созданию и обеспечению внутренних стандартов своих фирм.

.3 Федеральные аудиторские Стандарты

На основе Международных стандартов аудита были разработаны проекты первой группы новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ПСАД). В состав первой группы вошли следующие федеральные ПСАД:

Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Документирование аудита

Планирование аудита

Существенность в аудите

Аудиторские доказательства

Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

Контроль качества работы в аудите

Оценка рисков и внутренний контроль

Аффилированные лица

. События после отчетной даты

. Применимость допущения непрерывности деятельности.

. Образование аудитора

Все эти правила (стандарты) были обсуждены на заседании Координационного комитета проекта ТАСИС, были направлены в ведущие российские и международные аудиторские компании и аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, прошли рецензирование и были обсуждены в Совете по аудиторской деятельности при Минфине России. Первые шесть стандартов, представленных в списке, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. в качестве федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Для того, чтобы российские ПСАД максимально соответствовали МСА, было решено использовать при их нумерации ту же систему кодировки, которая используется и при нумерации МСА (трехзначный номер, первая цифра которого соответствует разделу МСА, вторая - номеру стандарта внутри данного раздела, а третья цифра для стандартов первой очереди была равна нулю, а в дальнейшем может быть использована для того, чтобы новые стандарты могли более логичным способом быть расположены среди ранее разработанных стандартов данной группы). Для данных ПСАД сохранена такая же нумерация пунктов, что и у аналогичных им МСА, везде, где было возможно. Это должно обеспечить при дальнейшей работе над документами по абзацный анализ их сходств и различий.

.4 Внутренние аудиторские стандарты

Внутренние аудиторские стандарты подразделяются на:

внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Первую группу стандартов разрабатывают аккредитованные профессиональные аудиторские объединения. К такой работе приступили наиболее крупные из них: Аудиторская палата России, Институт профессиональных бухгалтеров России и др.

Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);

уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

использованию для проведения аудита аудиторов-ассистентов;

увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнение сопутствующих аудиту услуг.

Внутренние (внутрифирменные) стандарты целесообразно разработать в виде следующих блоков:

по структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;

стандарты, расшифровывающие, дополняющие и учитывающие положение российских правил (стандартов);

методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;

по организации сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

целесообразность при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

преемственность и непротиворечивость - стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;

полнота и детализация - внутренние стандарты должно комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

единство теоретической базы - обеспечение единства терминов во всех стандартах и документах.

Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов - это трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу. Рекомендации по созданию внутренних, аудиторских стандартов, приведены в российском стандарте «Требования к внутренним аудиторским стандартам аудиторской деятельности».

Внутренние стандарты являются частью организационно-распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, даже ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.

Наличие системы внутренних стандартов и ее методологическое сопровождение служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты - интеллектуальная собственность аудиторской организации, ее ноу-хау. Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.

5. Аудит операций с МПЗ

Цель аудита материально-производственных запасов (далее МПЗ) - выражает мнение о достоверности и полноте отражения в финансовой отчетности информации об МПЗ.

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденный Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №44н, к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которые соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством.

Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

Приказом Минфина РФ от31.10.2000 г. №94н «об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкций по его применению» предусмотрен учет МПЗ по следующим счетам и субсчетам:

Счет 10, к счету 10 могут быть открыты субсчета:

- Сырье и материалы

- Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали.

- Топливо

- Тары и тарные материалы

- Запасные части

- Прочие материалы

- Материалы, переданные в переработку на сторону

- Строительные материалы

- Инвентарь и хозяйственные принадлежности

- Специальная оснастка и специальная одежда на складе

- Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации

Счет 11 «Животные выращивании и откорме»

Счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»

Счет 40 «Выпуск продукции, работ, услуг»

Счет 41 «Товары»

Счет 42 «торговая наценка»

Счет 43 «Готовая продукция»

Забалансовый учет материальных ценностей ведется на счетах:

счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»

счет 003 «Материалы, принятые в переработку»

счет 004 «товары, принятые на комиссию».

Хозяйственные операции по учету МПЗ относятся к операциям к повышенным уровнем риска по следующим признакам:

Вероятность санкционированного списания МПЗ под несуществующие заказы и объемы выпуска в целях увеличения себестоимости выпуска и снижения налогов на прибыль и имущество.

Высоких риск хищения

Огромный объем операций и соответственно большой массив первичной учетной документации, следствие чего могут стать отсутствие некоторых оправдательных документов, несанкционированное списание МПЗ (отсутствие реквизитов, придающих документам юридическую силу, а также утеря бумаг.

Искажение фактов списания МПЗ из-за технических ошибок при подсчете и измерении совершаемых операций на стадии сбора и регистрации информации.

Чтобы оценить уровень указанных рисков, аудитор проверяет эффективность системы внутреннего контроля за организацией учета по данному разделу на предприятии, в частности:

наличие должным образом организованного места хранения МПЗ (как оно защищено от доступа посторонних лиц; имеется ли охрана и пожарная сигнализация, существует ли контроль выдачи и вывоза ценностей);

проведение инвентаризации материальных ценностей (обязательной, плановой, внезапной), оформление ее результатов соответствующими документами;

установление круга лиц, отвечающих за сохранность, приемку и отпуск МПЗ;

заключение с данными людьми договоров о материальной ответственности;

соблюдение порядка оформления первичных документов, в т.ч. Унифицированных форм первичной документации, составление приходных и расходных документов на каждую операцию в день ее совершения, заполнение всех обязательных реквизитов;

своевременное и полное отражение операций с МПЗ в регистрах бухгалтерского учета, проведение проверки полноты учета операций, связанных с движением МПЗ, используемые счета, методы оценки и др., применение учетной политики последовательно от периода к периоду;

проведение регулярной сверки данных ведомостей, журналов-ордеров с главной книгой;

осуществление оприходования материалов, полученных от ликвидации основных средств, определение стоимости указанных материалов по рыночным ценам;

наличие нетипичных операций с МПЗ.

.1 Аудиторские процедуры проверки учета МПЗ

Весь объем аудиторских процедур проверки можно условно разделить на несколько групп:

аудит наличия и сохранности МПЗ;

аудит движения МПЗ;

проверка правильности налогообложения МПЗ.

В ходе проверки наличия и сохранности МПЗ аудитор осуществляет ряд процедур:

проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;

сопоставляет данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета МПЗ;

удостоверяется, что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;

проверяет установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры принимаемые для их ликвидации;

проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета;

проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек складского учета;

устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на себестоимость;

анализирует организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах бухгалтерского учета;

проверят сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете.

При проверке движения МПЗ аудитор детально изучает:

документальное оформление операций по движению МПЗ, применение унифицированных форм, наличие всех необходимых реквизитов, отношение операций к проверяемому периоду;

правильность оприходования МПЗ при покупке, безвозмездном получении, прочим поступлении;

верность списания и отражения прибыли при продаже, прочим выбытие МПЗ;

правильность оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств;

соблюдение законодательства при отражении нетипичных операций;

правильность забалансового учета МПЗ, принятых на ответственное хранение, а также товаров, взятых на комиссию;

соответствие законодательству операций при передаче МПЗ в залог и т.д.

Для определения правильности налогообложения МПЗ аудитор проверят:

правомерность отражения в учете НДС при приобретении МПЗ, применение налогового вычета;

верность начисления в учете НДС при реализации;

правильность и полноту формирования первоначальной стоимости МПЗ для целей налогового учета;

правильность включения в расходы израсходованных МПЗ;

включение МПЗ по методам, закрепленным в учетной политике для целей налогового учета;

правильность формирования доходов и расходов при продаже МПЗ.

Все выше указанные процедуры помогают аудитору собрать необходимую аналитическую информацию о составе, стоимости и движении МПЗ, которая в совокупности с данными, полученными в ходе аудита всех остальных статей финансовой отчетности, позволит проверяющему выразить мнение о достоверности полученных сведений.

.2 Методика проверки контроля за наличием и сохранностью МПЗ

Проверка состояния складского хозяйства и сохранности МПЗ - одно из важнейших аудиторских процедур.

Для комплексного изучения этого участка деятельности организации, аудитор обследует склады, кладовые, цеха и другие места хранения производственных запасов, проверяя условия их хранения, состояния противопожарной безопасности, оснащенность складов необходимым оборудованием, техникой, приборами и правильность их эксплуатации.

Неудовлетворительная организация складского хозяйства свидетельствует о низком уровне внутреннего контроля за сохранностью МПЗ.

В ходе обследования особое условие уделяется проверке организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей. Одним из условий обеспечения материальных ценностей является вручение материально ответственным лицам должностных инструкций, в которых определяются обязанности работников.

При осмотре мест хранения МПЗ по имеющимся у материально ответственных лиц документами проверяют, своевременно ли они оформляют приемку и отпуск ценностей и делают записи в книге или карточки складского учета.

Обследование состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей в сочетании с последующей документальной проверкой дают возможность сделать обоснование вывода о сохранности МПЗ и разработать профилактические мероприятия.

Аудит МПЗ можно разделить на:

проверку их фактического наличия, которая осуществляется с помощью инвентаризации;

проверку правильности оценки ценностей в учете и отчетности.

Аудиторские процедуры подразделяются на проводимые до инвентаризации, во время инвентаризации и после ее проведения.

До проведения инвентаризации, аудитор запрашивает документы о результатах предыдущих инвентаризации, анализируют структурные и качественные изменения запасов, получает информацию о местах хранения запасов, а также об организации инвентаризационной работы.

Аудитор может присутствовать при инвентаризации, проводимой работниками проверяемой организации в последние дни отчетного или в первые дни следующего года.

Запасы могут хранится на нескольких складах, и в этом случае их инвентаризацию целесообразно проверять одновременно, чтобы исключить возможность переброски ценностей с одного склада на другой.

Если по каким-либо причинам это сделать невозможно, то аудитору нужно по документам отследить внутреннее перемещение запасов между подразделениями (складами) от момента начала инвентаризации на первом складе до ее завершения на последнем складе.

При проведении инвентаризации, у аудитора могут возникнуть сложности в получении доказательств о запасах, вызванные особенностями технологического процесса.

Для этого могут понадобиться консультации специалистов.

Также могут возникнуть сложности в получении доказательств, связанные определением количества запасов, которые обусловлены:

а) применением выборки. В рамках одной проверки невозможно проверить все запасы сплошным методом, однако, при явном несоответствии учетных записей о запасах их фактическому наличию необходимо проверке всех товарно-материальных ценностей;

б) необходимость удостоверения, что не было повторного счета и случайно или преднамеренно неучтенных ценностей.

в) природой инвентаризуемых ценностей (например, инвентаризация запасов древесины на целлюлозно-бумажном комбинате, металлопроката и т.п.).

Наличие некоторых видов запасов нельзя проверить на наличие путем простого пересчета, например, в непрерывных производствах - химическом или сталелитейном.

В этом случае аудитору придется полагаться на процедуры внутреннего контроля, а также с разрешения клиента привлечь экспертов для инвентаризации таких материальных ценностей.

Иногда по ряду причин провести инвентаризацию невозможна. Например, когда к моменту заключения договора на аудит, инвентаризация на конец года клиентом уже была проведена или когда проведение инвентаризации достаточно дорога. В таком случае аудитор может применить математические методы, которые с определенной вероятностью позволяют оценить величину запасов.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача 1

. Два работника в течение нескольких лет, занимались мошенничеством, которое оставалось незамеченным:

начальник склада обязан проверять по копии заказа на покупку соответствие количества и качества поступившего сырья условиям договора поставки. Сговорившись с водителем машины, доставляющим материалы, он принимал на склад только часть заказанных материалов, при этом после учета поставки грузов им делалась запись о поступлении материалов в количестве, предусмотренном договором поставки. Оставшиеся материалы впоследствии продавались на сторону, а доходы от продажи делились между начальником склада и водителем.

начальник отдела снабжения предложил одному из постоянных поставщиков за определенную сумму, уплаченную ему, обеспечить постоянным заказом эту фирму.

Определить, какие следует использовать виды контроля, чтобы устранить почву для злоупотреблений, описанных выше. Обоснуйте ответ. Составьте проект программы независимой аудиторской проверки или проверки соответствующих данных, охватывающий все операции, начиная от направления заказа и заканчивая получением счета. Опишите обязанности аудитора по предотвращению и раскрытию случаев злоупотребления.

Решение:

Необходимо организовать внутренний контроль на предприятии. С этой целью целесообразно организовать службу внутреннего аудита, которая раз в квартал будет проводить проверку

Совершенствование системы внутреннего контроля - это непрерывный процесс обоснования и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей ее создания (реструктурирования) и развития; рационализация ее отдельных сторон, контроль и выявление "узких мест" на основе непрерывной оценки соответствия системы контроля внутренним и внешним условиям функционирования предприятия.

Аудиторский отдел представляет собой важную функцию управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия. Отдел аудита должен систематически контролировать деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления от стандартов, отклонение от целей поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативному устранений выявленных нарушений. Организация отдела внутреннего аудита как функции управления предприятием подразумевает строгую регламентацию своей деятельности, определение прав, обязанностей и ответственности специалистов, квалификационные требования, взаимоотношений с подразделениями и персоналом предприятия.

В задачи отдела внутреннего аудита должно входить создание системы внутреннего контроля, необходимой для осуществления компетенции, прав и ответственности органов управления и должностных лиц, а также четкой системы экономической ответственности должностных лиц и специалистов предприятия.

В обязанности внутренних контролеров могут быть включены:

проверка эффективности системы контроля;

оценка эффективности предприятия;

определение уровня достижения программных целей.

На внутренних контролеров могут возлагаться и функции управленческого аудита, целью которого является изучение деловых операций для выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов, оптимальному достижению конечного результата. Управленческий учет должен помогать руководителям в выполнении их функций, формулировании правильной политики предприятия.

Работа службы отдела внутреннего аудита на предприятии должен организовываться в соответствии с индивидуальными и календарными планами работ, которые должны быть утверждены руководителем предприятия. По окончании любого вида работ отдела внутреннего аудита должен представляет руководителю предприятия отчет, позволяющий привлечь внимание руководителя к выявленным или возможным нарушениям. Работа отдела внутреннего аудита должна считается выполненной тогда, когда вопросы, поставленные в отчетах отдела внутреннего аудита, рассмотрены руководителем предприятия и когда издано официальное распоряжение о принятии (непринятии) рекомендаций отдела внутреннего аудита.

Проект программы независимой аудиторской проверки или проверки соответствующих данных, охватывающий все операции, начиная от направления заказа и заканчивая получением счета, включает следующие этапы:

. Проверка копии заказа на покупку соответствие количества и качества поступившего сырья условиям договора поставки.

. Поверка соответствия учетных данных фактическому наличию товароматериальных ценностей на складе

. Проверка наличия актов инвентаризации и внеплановых проверок


Заключение


Учет материально-производственных запасов интересует практически всех бухгалтеров, так как материалы используются в хозяйственной деятельности всех предприятий.

Это еще раз подтверждает тезис об актуальности темы исследования.

Как показал проведенный в данной работе анализ современное состояние бухгалтерского учета операций с производственными запасами и материальными ценностями в ООО «Метелица» в целом соответствует требованиям российского законодательства. В то же время встречаются нарушения ведения первичного учета, к числу которых следует отнести следующее:

-     отсутствие договоров о материальной ответственности с экспедиторами, осуществляющими доставку материалов на предприятие;

-        отсутствие складского учета материалов на предприятии;

         отсутствие отдельных реквизитов на первичной учетной документации;

         наличие случаев сверхлимитного отпуска материалов;

         наличие фактов несанкционированной замены лимитированных материалов на аналогичные их виды.

Для совершенствования учета операций с производственными запасами и материальными ценностями в ООО «Метелица» было рекомендовано:

-     усилить контроль за своевременным и правильным оформлением документации с обязательным заполнением всех обязательных реквизитов в них;

-        для регистрации фактов хозяйственных операций применять типовые унифицированные формы первичной документации, предусмотренных законодательством;

         усилить контроль за соблюдением положений учетной политики в части учета материально-производственных запасов;

         организовать складской учет материалов на предприятии;

         использовать для контроля за движением материально-производственных запасов на предприятии современное программное обеспечение.

Осуществление рекомендованных мероприятий и приведение данного участка работы в соответствие требованиями российского законодательства не потребует дополнительных финансовых затрат и позволит более эффективно организовать учет материально-производственных запасов на предприятии, точно исчислять величину материальных затрат.

 


Список использованной литературы


1.   Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с изменениями от 4 марта 2013 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».

2.      Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Справочно-правовая система «Гарант».

.        Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. №44Н) (с изм. и доп. от 25 октября 2010 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».

.        Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. №119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» (с изм. и доп. от 24 декабря 2010 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».

.        Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изменениями от 8 ноября 2010 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».

.        Абрамова Н.В. МПЗ: учет и налогообложение. - М.: Пресс, 2011.

.        Абдукаримов И.Т. Производственные запасы // Бухгалтерский учет. - 2013. - №2.

.        Авдеева Л.И. Оценка материально-производственных запасов // Бухгалтерский учет.- 2012. - №23.

.        Азалин Т.Д. Учет материально-производственных запасов // Бухгалтерский учет. - 2013. - №5.

.        Банк В.Д. Учет производственных запасов // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2013. - №4.

.        Балдин А.Б. Бухгалтерский учет для руководителя. - М.: МЭГУ, 2010.

.        Вещунова Н.Л. Бухгалтерский учет.- М.: Финансы и статистика, 2010.

.        Волков Н.Г. Учет производственных запасов // Бухгалтерский учет. - 2013. - №4.

.        Волков Н.Г. Оценка товарно-материальных ценностей в учете и отчетности // Бухгалтерский учет. - 2012. - №11.

.        Гордон М.П. Как осуществить учет материалов на предприятии.- М.: Дело, 2011.

.        Ефремова А.А. Способы учета материальных ценностей // Консультант бухгалтера. - 2013. - №1.

.        Залманова М.Е. Материалы: учет и анализ. - Саратов: Саратовский гос. техн. университет, 2011.

.        Зудилин А.В. Бухгалтерский учет на предприятиях.- М.: Бухгалтерский учет, 2011.

.        Киселев М.В. Учет и анализ материально-производственных запасов. - М.: «АиН», 2011.

.        Луговой В.А. Учет производственных запасов. - М.: АО «Аудит», 2011.

.        Маркин Ю.П. Бухгалтерский учет. - М.: Бек, 2011.

.        Назарова И.Д. Формирование фактической себестоимости материально-производственных запасов // Бухгалтерский учет. - 2012. - №13.

.        Никитин Б.Ю. Формирование учетной стоимости материально-производственных запасов // Бухгалтерский учет. - 2012. - №14.

.        Патров В.В. Учет материально-производственных запасов // Бухгалтерский учет. - 2012. - №18.

.        Полетаева Е. Запасы в МСФО: основы учета // Расчет. - 2012. - №11.

.        Смирнова Н.Д. Учет материальных ценностей // Бухгалтерский учет. - 2012. - №8.

.        Смирнова И.А. Учет запасов в соответствии с МСФО (IAS) 2 // БУХ.1С. - 2012. - №8.

.        Титова С.Н. МСФО: подход к учету запасов // Новая бухгалтерия. 2013. - №5.

Похожие работы на - Организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов в ООО 'Метелица'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!