Если обоснованно применяются бланки строгой отчетности.
4.Если ИП (организация) является плательщиком ЕНВД <#"justify">Во всех иных случаях необходимо использовать контрольно-кассовую технику.
Как правило, ИП или организации приобретают ККТ в специализированных фирмах и заключают договоры на техническое обслуживание с Центрами технического обслуживания (ЦТО). Можно использовать и б/у кассовые аппараты приобретенные, скажем, по объявлению или у знакомых, при условии соответствия данного экземпляра всем актуальным требованиям.
Модель приобретаемого кассового аппарата должна быть перечислена в «Государственном реестре контрольно-кассовой техники». При этом нужно учесть, что данный реестр время от времени обновляется, и старые модели из него исключаются.
Использовать кассовый аппарат можно только после регистрации его в налоговой инспекции по месту жительства.
Регистрация ККТ регулируется «Положением о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и ИП» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 в ред. постановления от 07.06.08 № 441). Это положение содержит, в частности, требования к аппарату, в основном касающиеся его исправности, фискальной функциональности, наличия документов, наклеек и пломб.
Для регистрации ККТ в налоговый орган нужно подать заявление по форме, установленной приказом ФНС России от 09.04.08 № ММ-3-2/152@, вместе с документами на технику. Через пять рабочих дней должны вам должны вернуть документы и карточку регистрации кассового аппарата. Только после этого допускается использование данной ККТ.
В карточке регистрации ККТ должен быть указан нормативный срок амортизации. По окончании этого срока использовать ККТ нельзя, и она должна быть снята с регистрации.
Если кассовый аппарат морально устарел и в связи с этим исключён из госреестра, его всё-таки можно эксплуатировать до окончания нормативного срока амортизации при условии его исправности. При окончании этого срока налоговые органы могут сами снять ККТ с учёта и прислать вам соответствующее уведомление. Однако, если они этого не сделали, то это не освобождает ИП либо организацию от ответственности за дальнейшее использование кассового аппарата.
Если по каким-то причинам ИП (организация) решает не использовать ККТ (например, в случае её продажи и покупки новой), он должен снять её с регистрации. Снятие ККТ с регистрации осуществляется путём подачи соответствующего заявления в ту налоговую инспекцию, где данный кассовый аппарат был зарегистрирована.
Контрольно-кассовые машины, используемые для расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятий в соответствии с Приказом Госналогслужбы РФ от 22 июня 1995 года N - ВГ-3-14130 "Об утверждении порядка регистрации ККМ в налоговых органах".
Заявлению на регистрацию по установленной форме подается по месту нахождения ККМ. К заявлению прилагается паспорт ККМ, а также договор на техническое обслуживание и ремонт в техническом сервисном центре. Технические центры подлежат регистрации в органах исполнительной власти субъектов РФ и действуют на основании лицензии. Регистрация производится в течении 5 дней с момента подачи заявления в налоговые орган.
После проверки достоверности данных сведения о ККМ вносятся в Книгу учета ККМ организаций, ведущуюся налоговым органом.
Одновременно с регистрацией налоговый орган выдает организации Карточку регистрации ККМ по установленной форме паспорта на регистрируемые ККМ и договор об их техническом обслуживании и ремонт в Центре технического обслуживания возвращаются заявителю.
В случае необходимости замены действующих ККМ другими либо установки дополнительных машин организация обязана до ввода их в эксплуатацию подать в налоговый орган заявление о регистрации новой машины и снятии с учета зарегистрированных ранее.
В случае реорганизации, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в данной организации, он подлежит снятию с учета. При этом организация подает заявление в налоговый орган о снятии с учета ККМ.
По окончанию срока применения модели ККМ, указанного в Государственном реестре ККМ, используемых на территории РФ, налоговые органы снимают с учета ККМ этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких ККМ уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения.
Карточка регистрации ККМ хранится в организации по месту ее установки в течении всего срока ее эксплуатации, предъявляется по требованию представителей налоговых органов и других организаций, осуществляющих контроль за применение ККМ, и возвращается налоговому органу при снятии ККМ с регистрации. В налоговом органе Карточка регистрации ККМ хранится в течении трех лет после снятия машины с учета.
Меры ответственности за неприменение или ненадлежащее использование контрольно-кассовой техники
контрольный кассовый техника проверка
Контроль за соблюдением требований по использованию ККТ организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями осуществляют налоговые органы, которые:
осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона №54-ФЗ;
осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона №54-ФЗ.
Право рассмотрения дел о неприменении кассовой техники и наложения административных штрафов за такое правонарушение за налоговыми ведомствами закреплено КоАП РФ и Законом №54-ФЗ.
Налоговые ведомства имеют право налагать штрафные санкции за неприменение ККТ на организации и предпринимателей, такое право им представлено статьей 7 Закона №54-ФЗ.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, признается поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг в организациях торговли и других организациях, которые осуществляют такие же операции, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа:
на граждан - в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Напомню, что в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда, исходя из которого начисляются административные штрафы, составляет 100 рублей.
Налоговые ведомства имеют право налагать административные штрафы на:
организацию;
должностное лицо;
гражданина (кассира-операциониста) в обязанности которого входит применение ККМ.
Однако налоговые ведомства не имеют право за конкретное правонарушение привлекать к ответственности одновременно всех трех субъектов.
Под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:
фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;
использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;
использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в не фискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
За неприменение ККТ на индивидуальных предпринимателей может быть наложен штраф в размере от 30 до 40 МРОТ.
В случае неприменения контрольно-кассовой машины штраф может быть наложен при условии, что доказаны не только сам факт совершения правонарушения, но и вина юридического лица или индивидуального предпринимателя, которая проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени предприятия и допустивших неприменение контрольно-кассовых машин.
Возложение ответственности на предприятие (предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.
Таким образом, к ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, должны привлекаться только организации торговли либо иные организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы или оказывающие услуги, а равно граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В свою очередь организация (предприниматель) может в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.
на граждан - от 1 до 3 МРОТ;
на должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ;
на юридических лиц - от 30 до 50 МРОТ.
Проверка ККТ и виды наказания за административные правонарушения при использовании контрольно-кассовой техники
Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения утвержден Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н (далее - Регламент).
Согласно п. 2 Регламента государственную функцию по контролю за применением ККТ исполняют специалисты Инспекций по месту осуществления деятельности организации (кроме кредитных организаций) или индивидуального предпринимателя.
Проверяемыми объектами (лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, надзору) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт.
Срок проведения проверки в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) Инспекции и не может превышать пяти рабочих дней. Срок исчисляется с даты выписки поручения руководителя (заместителя руководителя) Инспекции (п. 19 Регламента).
В соответствии со ст. 114 НК РФ под налоговой санкцией понимается мера ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливаемая и применяемая в виде денежных взысканий (штрафов) в установленных размерах. Налоговые санкции, а именно штрафы, подлежат уплате в добровольном или судебном порядке. Следует знать, что недоимки и пени по налогам, выявленные в результате проведенной проверки, которые не являются налоговыми санкциями, уплачиваются налогоплательщиком добровольно или могут быть взысканы в бесспорном порядке.
Состав многих административных правонарушений похож на состав налоговых правонарушений, выявляемых в ходе проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах. Пунктом 7 ст. 101 НК РФ и п. 13 ст. 101.1 НК РФ предусмотрено составление должностными лицами налогового органа протокола по выявленным фактам административных нарушений. В этом случае административная ответственность должностных лиц налогоплательщика может наступить как бы «в дополнение» к налоговой ответственности самого плательщика.
В ряде случаев налоговые органы наделены правом проведения проверок с целью выявления административных правонарушений, правом ведения производства по делам об административных правонарушениях и привлечения лиц к ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). КоАП РФ, вступивший в действие с 1 июля 2002 года, дает понятия административного правонарушения, административного наказания и порядка его назначения, устанавливает порядок производства по делам об административных правонарушениях. Кодекс содержит описание более 400 составов административных правонарушений. Одним из важных отличий нового КоАП РФ от ранее действовавшего законодательства в этой области является то, что в большинстве случаев функции по возбуждению дел об административных правонарушениях (составлению протоколов) и их рассмотрению (вынесению постановлений о привлечении к административной ответственности) разделены. Ситуации, в которых один и тот же орган (одно и то же лицо) уполномочен и возбуждать дела, и рассматривать их, скорее исключение, чем правило. Для определения перечня административных правонарушений, отнесенных к компетенции тех или иных государственных, в т.ч. налоговых, органов, следует руководствоваться положениями ст. 28.3 и гл. 23 КоАП РФ.
Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных:
ст. 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин» (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин);
ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций»;
ст. 15.2 «Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций».
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:
ст.15.3 «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе»;
ст. 15.4 «Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации»;
ст. 15.5 «Нарушение сроков представления налоговой декларации»;
ст. 15.6 «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»;
ст. 15.7 «Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику»;
ст. 15.8 «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)»;
ст. 15.9 «Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента»;
ст. 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности»;
ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»;
ч. 1 ст. 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»;
ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения»;
ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)».
Когда в ходе проверки налоговый инспектор выявляет одно из перечисленные выше нарушений, он составляет протокол об административном правонарушении. Руководитель налогового органа выносит постановление о привлечении нарушителя к административной ответственности. Протокол направляется в орган, уполномоченный рассматривать дела по этим статьям. В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела по всем перечисленным статьям должны рассматриваться мировыми судьями.
Если такие нарушения выявлены сотрудниками МВД России или других уполномоченных органов, то составленные ими протоколы направляются в налоговые органы для рассмотрения и принятия решения о привлечении к административной ответственности.
Налоговые органы также наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела по ним. Данное право предоставлено КоАП РФ:
органам, осуществляющим государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 68 ч. 2 ст. 28.3 и ст. 23.50 КоАП РФ);
органам валютного контроля (п. 80 ч. 2 ст. 28.3 и ст. 23.60 КоАП РФ);
органам, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (п. 8 ч. 2 ст. 28.3 и ст. 23.61 КоАП РФ).
Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом МНС России от 17.10.2003 № БГ-3-06/547.
Рассмотрим составы этих правонарушений подробнее. В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях ККМ наказывается административным штрафом. Несмотря на то, что действующая редакция КоАП РФ была принята до вступления в силу Федерального закона № 54-ФЗ (о чем свидетельствуют хотя бы слова «контрольно-кассовых машин», а не «контрольно-кассовой техники»), формулировка состава правонарушения дает возможность привлекать к ответственности лиц, нарушающих законодательство о применении ККТ не только в расчетах с населением, но и в других установленных законодательством случаях.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ требования к ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ. В настоящее время действует Положение по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 № 745 (в ред. от 08.08.2003, далее - Положение). Пункт 1 данного Положения определяет, что на территории Российской Федерации допускается применение ККМ моделей, включенных в Государственный реестр ККМ и зарегистрированных в налоговых органах.
В соответствии с п. 4 Положения, если вы осуществляете денежные расчеты с населением с применением ККМ, то обязаны выдавать покупателям чеки или накладные документы, напечатанные ККМ. На выдаваемом чеке должны обязательно отражаться следующие данные:
наименование организации (Ф.И.О. предпринимателя);
ИНН налогоплательщика;
заводской номер контрольно-кассовой машины;
порядковый номер чека;
дата и время покупки (оказания услуги);
стоимость покупки (услуги);
признак фискального режима.
Чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью ККМ в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной памяти. При осуществлении денежных расчетов с населением применение ККМ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению ККМ.
Постановление ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин» разъясняет, что следует понимать под неприменением контрольно-кассовых машин, а именно:
фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена статьями 4 и 5 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003, а порядок регистрации ККМ в налоговых органах утвержден Приказом ГНС России от 22.06.95 № ВГ-3-14/36);
использование ККМ, не включенной в Государственный реестр;
использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
использование ККМ, у которой пломба отсутствует либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания является обязательным условием допуска ККМ к применению);
пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Пункт 7 Положения определяет, что допускается применение только исправных ККМ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной памяти, которые:
) соответствуют техническим требованиям;
) допущены к использованию в соответствии с классификатором ККМ;
) имеют прикладные программы, допущенные к использованию с конкретной моделью ККМ;
) оснащены средствами визуального контроля (голографическими наклейками) «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»;
) находятся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания ККМ;
) зарегистрированы в налоговых органах.
Не допускаются к применению ККМ, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания.
В соответствии с п. 8 Положения неисправной считается ККМ, которая:
не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке необходимые реквизиты;
не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;
не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;
не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;
применяет прикладные программы, не допущенные к использованию с конкретной моделью ККМ.
В соответствии с Положением организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить наличие единообразно и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары или прейскурантов на оказываемые услуги.
Таким образом, если в ходе контрольных мероприятий налоговыми органами выявлено нарушение действующего порядка применения ККМ в денежных расчетах с населением, а именно:
использование ККМ в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
применение ККМ, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, то возникают основания для привлечения виновных лиц к административной ответственности по ст.14.5 КоАП РФ.
Статья 15.1 КоАП РФ определяет ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Эти правонарушения влекут за собой наложение административного штрафа.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ, составляют должностные лица налоговых органов. Статьей 23.5 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1, рассматривают налоговые органы.
Заключение
Контроль над соблюдением требований к ККТ осуществляют сотрудники ИФНС по месту осуществления деятельности коммерсанта.
При этом налоговики имеют право беспрепятственного доступа к контрольно-кассовой технике, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам и (или) автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности (БСО). При этом проверяемые предприниматели вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки.
Коммерсанты обязаны предоставить для контроля документацию, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ, ходом ее регистрации, информацию о платежах и ее хранением. Налоговики имеют право задавать в ходе проверки вопросы. В свою очередь проверяемые лица должны давать соответствующие объяснения.
Инспекторы должны проводить проверки выдачи:
кассовых чеков,
бланков строгой отчетности,
документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) по требованию покупателя (клиента).
Контролеры могут в ходе проверок взаимодействовать с органами внутренних дел РФ.
Если в ходе проверки выявятся нарушения законодательства о применении ККТ, инспекторы вправе привлекать к административной ответственности объектов контроля.
При этом предприниматели вправе знакомиться с результатами проверки.
Список литературы
1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Электронная система законодательства «Консультант+» с изменениями на 14.01.2013 г.
.Бюджетный кодекс Российской Федерации. Электронная система законодательства «Консультант+» с изменениями на 14.01.2013 г.
2.ФЗ РФ от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ «О Применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» с комментариями от 24.12.2012. Система юридического законодательства «Гарант»
.Приказ от 22 июня 1995 г. №ВГ - 3 - 14/36 Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органа. В ред. законодательства «Сфинкс» 2012 г. т.4.
.Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением от 30 августа 1993 г. №104 в ред. Сборника законодательства «Налоговик» от 23.12.2012 г. с комментариями юристов по решению налоговых споров от 10.11.2012.
5.Завгородний В.П. Налоги и налоговый контроль в РФ - К. - 2010 г. - 640 с.
6.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение, учебное пособие, М.,Инфра-М,2009 г., 515с.
7.Панкратов Ф.Г., Памбухчиянц В.К, Коммерция и технология торговли: учебник для высших торгово-экономических учебных заведений. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2010 г., 245 с.
8.Резникова И.П. ККМ на предприятии малой торговли. Главбух №22/2012 г., 107 с.
.Савицкая Г.В. Анализ учетной деятельности предприятия. - Москва, 2010 г., 685 с.
10.Сахацкая З.А. Бухгалтерский учёт кассовых операций, бухгалтерия М. изд «Эксмо» перераб и доп. 2011 г., 455 с.
11.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение, учебник. М., Инфра-М, 2009, 323 с.