Особенности педагогической деятельности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,4 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности педагогической деятельности

Содержание

Введение

1.Эффективность педагогической деятельности

2.Конфликты и педагогическая деятельность

.Саморегуляция педагогической деятельности

Заключение

Литература

Введение

Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого труда. Успешное выполнение педагогической деятельности требует, чтобы каждый учитель, глубоко овладел: 1) своим предметом; 2) теорией познания и педагогическими науками; 3) умением вскрывать связи и отношения между отдельными понятиями; 4) умением органически связывать полученные учащимися знания по разным предметам в единую систему научных взглядов; 5) умением использовать различные средства массовых коммуникаций (художественную литературу, радио, кино, телевидение и т. д.) для развития познавательной деятельности школьника, его общественной активности и самостоятельности.

Современное научно-психологическое исследование любого субъекта педагогической деятельности предусматривает психологический анализ его профессиональной компетентности. Этот термин совмещает в себе три основных стороны феномена педагогического труда: педагогическую деятельность, педагогическое общение и проявления личности педагога, которые считаются отдельными процессуальными показателями (или блоками) такой компетентности.

Результативность педагогического труда учителя, воспитателя или преподавателя оценивается по тем качественным позитивным изменениям в психическом развитии учеников, воспитанников или студентов, которые состоялись под воздействием педагога. Здесь учитывается личностное и интеллектуальное развитие объекта приложения педагогических усилий, его становления как личности и субъекта учебной деятельности.

В результативных показателях профессиональной компетентности принято различать два блока:

обученность и обучаемость;

воспитанность и воспитуемость.

Педагогический труд - это один из самых сложных видов человеческой деятельности. Эффективное осуществление его требует наличия определенных психологических качеств, а также операция широкими и разносторонними профессиональными знаниями и умениями, на основе которых педагог производит собственно практическое решение. Как и любой другой деятельности, такой деятельности присущи: мотивированность, целеполагание и предметность (психологическая структура деятельности: мотив, цель, предмет, средства, способы, продукт и результат), а ее специфическим признаком является производительность.

1.Эффективность педагогической деятельности

Для научно обоснованного управления учебно-воспитательным процессом учителю необходимо не только хорошо знать ту науку, которую он преподает, ее современное состояние, ее связь с другими пауками, с жизнью, с практикой, но и уметь передавать свои знания детям. Без этого нельзя стать хорошим педагогом.

Каждый школьный предмет, каждая область научных знаний имеет свои особенности, свои трудности, свой основной метод познания. В связи с этим для каждой школьной дисциплины должна быть глубоко продуманная методика преподавания. Знание методики преподавания помогает учителю обеспечить глубокое понимание и прочное усвоение учащимися основ науки, связей между явлениями природы и окружающей жизнью, умелое применение полученных знаний на практике и использование усвоенных знаний для развития и формирования личности школьника.

Эффективность обучения и воспитания учащихся зависит прежде всего от внутреннего единства знаний, целенаправленных умственных действий и правильно сформированных отношений ребенка к окружающей действительности, к людям, к делу и к самому себе как субъекту деятельности. А если это так, то совершенно очевидно, что в своей педагогической деятельности учитель не может ограничиться только функцией сообщения знаний учащимся. Он обязательно должен уметь руководить умственной деятельностью учащихся, корректировать и направлять ее. Только в этом случае учитель в состоянии обеспечить всестороннее развитие и воспитание ребенка как личности.

Эффективность управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения зависит не только от упорядочения источника информации (содержания знаний, сообщаемых учащимся), но и от упорядочения самой системы умственных действий детей. Эта система должна обеспечить решение конкретных задач. Только при этих условиях каждый школьник может активно функционировать как сознательный и самостоятельно мыслящий субъект учебной деятельности.

Вот почему учитель должен овладеть не только соответствующими знаниями, но и умениями и навыками преподнесения этих знаний. Он должен уметь мобилизовать внимание учащихся, развивать их мышление и формировать у них общественнозначимые ценностные ориентации [1, c. 265].

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.

Современному учителю очень трудно идти в ногу со временем. Стремительно изменяются условия обучения, по некоторым школьным предметам имеется от 5 до 14 учебников разных авторов. Ученическая среда характеризуется дифференциацией: один полюс образуют дети, которые знают, чего хотят в своей жизни и как этого можно достичь, а на другом полюсе - дети, которые живут одним днем: ничего не хотят и ни к чему не стремятся. Общение с учащимися усложняется как объективными так и субъективными факторами, что вынуждает учителя вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения. Какова же психологическая сторона педагогического общения?

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции ненаправленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение - многоплановый процесс организации; установления и развития коммуникации, взаимопониманиями взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых.

В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны. Акцентирование выделенных характеристик позволяет говорить, что педагогическое общение должно быть не тяжелым долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия [5, c. 93 - 94].

Достаточно большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности внешняя регламентация деятельности участников (через распределение ролей или задание способов совместной работы). При этом назначение ведущего, призванного регулировать ход обсуждения в триаде, может стать фактором самоорганизации совместной работы участников учебного сотрудничества. Говоря о способах сотрудничества, важно отметить, что существенное значение имеет не только сама форма сотрудничества, но и способ организации совместного решения задачи [3, c. 320].

педагогическая деятельность конфликт саморегуляция

2.Конфликты и педагогическая деятельность

Очень часто люди спрашивают, можно ли прожить жизнь без конфликтов. И очень огорчаются, услышав, что это нереально. Однако одни часто ссорятся с окружающими и слывут конфликтными людьми, а другие - нет. Зависит это от многих факторов, прежде всего личностных, но также и от того, что понимать под конфликтом.

Наиболее широкое определение конфликта - это нарушение общения между людьми. В то же время все конфликты делят на две группы: внутриличностные и межличностные.

Внутриличностный конфликт - это противоборство разных тенденций в самой личности, например, конфликт между «хочу» и «надо», или конфликт между двумя «хочу», или конфликт самоорганизации, самосовершенствования, конфликт самооценки и оценки окружающих и т. д.

Внутренний конфликт всегда так или иначе связан с внешними обстоятельствами. Возникнув под их воздействием, он сказывается в поведении человека, в его поступках, эмоциональном состоянии. Эти конфликты чаще всего появляются в подростковом возрасте, а затем в течение жизни человека могут возникать в любых значимых ситуациях, при жизненных переменах. Например, лучший ученик школы оказывается одним из многих в институте, общительный, коммуникабельный человек не может найти общего языка с коллегами, лучшая студентка не может справиться с работой, с практикой и т. д.

Далеко не все способны самостоятельно разрешить свой конфликт. Большинству людей нужен внимательный и добрый друг, а некоторым - специалист.

Итак, для внутриличиостного конфликта характерно противоречие между наиболее существенными тенденциями личности. При этом обязательно страдает самооценка. Для благоприятного разрешения конфликта необходимо следующее:

. Человеку нужно осознать (или помочь ему осознать), какие из его тенденций вступили в противоречие.

. Для него должно быть убедительно, что именно эта тенденция нуждается в коррекции. При этом необходимо, чтобы он сам пришел к этому выводу.

. Необходимо вернуть человеку эмоциональное благополучие.

. Восстановить самооценку и утвердить ее на иной основе.

. Самооценку следует сделать более рациональной (рассудочной).

. Следует при этом избегать межличностных конфликтов.

. Изменять уровень притязаний, развивать самопонимание человека.

Межличностные конфликты - это конфликты между людьми, и возникают они во всех сферах, где люди вступают в контакт друг с другом. В школе это могут быть конфликты между учителем и учеником, учителем и учителем, учителем и родителем (лями). учениками, родителями и детьми (если требуется помощь и вмешательство учителя).

Педагогические конфликты делят на три группы:

. Мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. По существу, мотивационные конфликты возникают потому, что и нашей школе учителя и школьники разобщены, противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность.

.Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходятученики в процессе обучения в школе.

-й период - 1-й класс, адаптация к школе.

-й период - 5-й класс, переход в среднюю школу, адаптация к новому образу жизни.

-й период - 9-й класс: что делать дальше?

-й период - окончание школы. Готов к дальнейшей жизни или нет.

.Конфликты взаимодействий. Эти конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих.

Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2 - 3 лидеров и их группировок за свое первенство в классе. Могут конфликтовать группа мальчиков и группа девочек, могут 3 - 4 человека конфликтовать с классом и т. д.

Конфликты во взаимодействиях «учитель - ученик», помимо мотивационных, могут выступать как конфликты нраственно-этического характера, когда учителя или ученики поступают нетактично, некорректно.

Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: начиная с проблем школьного расписания и кончая столкновениями интимно-личного порядка.

Во взаимодействиях «учитель - администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.

Любой конфликт имеет определенную структуру, сферу и динамику.

Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта [2, c. 196 - 198].

Можно выделить такие потенциально конфликтогенные педагогические ситуации:

конфликты деятельности, которые возникают из-за невыполнения учеником учебных заданий, успеваемость, внеучебная деятельность;

конфликты поведения, которые возникают через нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;

конфликты отношений, которые возникают в сфере эмоционально - личностных отношений учеников и учителей и общения в процессе педагогической деятельности.

Особенности педагогических конфликтов:

профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное решение ситуации;

участники конфликтов имеют разный социальный статус, и этим определяется их разное поведение в конфликте;

разница возраста и жизненного опыта порождает разную меру ответственности за ошибки при их решении;

через разное понимание участниками событий и их причин учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями;

присутствие других учеников при конфликте делает их не только свидетелями, но и участниками; конфликт приобретает воспитательное содержание;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место поставить интересы ученика;

любая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты;

конфликт в педагогической деятельности легче предотвратить, чем успешно его разрешить [4, c. 116 - 117].

На 1-й стадии развитие конфликта можно блокировать, например, заняться практической деятельностью, спортом.

На 2-й стадии подавить конфликт уже не удается: страсти бушуют, участники возбуждены, демонстрируют «силовые приемы». Это надо пережить.

Но вот конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает 3-я стадия. Возникает чувство виноватости, сожаления, раскаяния. Только теперь можно и нужно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов [2, c. 199 - 200].

3.Саморегуляция педагогической деятельности

Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.етод интроспекции - человек ставит себя на место другого, а затем воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. Но возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого. Необходима постоянная корректировка на основе знаний об этом человеке.

Метод эмпатии - вчувствование во внутренние переживания другого человека. Хорош для эмоциональных людей, «художников» с интуитивным мышлением, умеющих к тому же доверять своим эмоциям, а не только критиковать их.

Метод логического анализа - для рационалистов, опирающихся на мышление. Они анализируют ситуацию, свое представление о партнере общения, его поведение.

Во втором случае человек старается сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой конфликт. Опыт показывает, что если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». Американские психологи предлагают множество остроумных способов сохранения внутреннего спокойствия. Вот некоторые из них:

если вы попали под «удар» противоположной стороны, то, чтобы не слышать реплик нападающего, нужно думать о чем-то своем, декламировать стихи, перемножать многозначные числа, вспоминать анекдоты или рецепты;

можно представить себе, что вы одеты в некий защитный костюм, от которого все слова отскакивают, как мячики, либо стекают, как струйки дождя;

можно представлять свое внутреннее раздражение, которое выходит из вас в виде какого-нибудь облачка или привидения;

можно попытаться представить своего оппонента в смешном виде, например в каком-нибудь маскарадном костюме;

можно, наконец, представить, что все слова, которые «летят» в вас, попадают в него самого и разукрашивают его самым невероятным образом.

В любом случае для сохранения внутреннего спокойствия хороши все средства, и, которые способно ваше воображение, благо, эти средства никому не видны [2, c. 200 - 201].

Для саморегуляции можно использовать следующие методы самовоспитания и психокоррекции:

. В случае неадекватной самооценки - метод самокритики, самоочищения, из методов психокоррекции - интроспекция, идентификация, расширение способов самовыражения.

. При личной тревожности, сверхконтроле - педагогический анализ деятельности, самоконтроль, социальная рефлексия, эмпатийное слушание, моделирование поведения, анализ уроков коллег, рефлексия собственного поведения на разных этапах урока, упражнения на снятие напряженности.

. При возникновении проблемы дисбаланса культурного и социального развития хорошо использовать самокритику, самообучение, релаксацию, децентрацию.

. При эмоциональной холодности, формализме по отношению к ребенку, недостаточно развитой коммуникативной компетентности учителя, авторитарности целесообразно анализировать педагогические ситуации, проводить упражнения на овладение элементами педагогической коммуникации и системы общения в конкретной педагогической ситуации, развитие позитивного восприятия детей, овладение техникой интонации, мимики.

. В случае недостаточной профессиональной компетентности в отдельных аспектах деятельности, неумения организовывать свое время, плохо развитых отдельных педагогических способностях - соблюдение распорядка дня, планирование, тренировка рефлексивного поведения, развитие педагогической интуиции, навыков импровизации, самодиагностика личностно - профессиональных недостатков, социально - психологический тренинг [4, с. 112 - 113].

Решение проблемы самосовершенствования учитель должен начинать с изменения отношения к себе, внимательного отношения к своим личностным потребностям, развития позитивного мышления, своего интеллекта, умения управлять своими эмоциями.

Заключение

Педагогическая деятельность - это система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимися и между собой, а также структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных качеств.

Деятельность учителя - это очень сложный и многогранный по психологическому содержанию труд, требующий от личности высокой идейности, глубоких и разносторонних знаний, высокой общей культуры, устойчивых интересов в области преподавания науки, четко выраженной профессионально-педагогической направленности, любви к детям, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания.

В процессе выполнения педагогической деятельности учитель не только проявляет свои физические и духовные силы, но и формирует их, и чем выше сознание общественной и личной значимости избранной учителем специальности, тем шире возможности для всестороннего развития и формирования его личности. Огромное значение для формирования личности учителя имеют складывающиеся в процессе его деятельности межличностные отношения в педагогическом коллективе.

Высокая активность личности учителя, его педагогическое мастерство во многом зависят от его социальной и профессиональной ориентации, от уровня развития его гражданских и политических качеств, ответственности за свое поведение и действия и, наконец, от степени включенности его в творческую деятельность педагогического коллектива школы по воспитанию подрастающего поколения.

Глубокое осознание своей социальной роли, своего общественного долга и идейного единства с коллективом товарищей по труду создает благоприятные внутренние условия для всестороннего развития и формирования черт личности учителя: целеустремленности, дисциплинированности, организованности, настойчивости и деловитости. Эти качества помогают учителю проявлять волевые усилия при достижении цели, и особенно тогда, когда на его пути встречаются трудности.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

. Демидова И. Ф. Педагогическая психология. - М.: Академический проект, Трикста, 2006. - 224 с.

. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001. - 384 с.

. Кутішенко В. П. Вікова та педагогічна психологія. - К.: Центр навчальної літератури, 2005. - 128 с.

. Педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 400 с.

Похожие работы на - Особенности педагогической деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!