Научное объединение учащихся и технология их работы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,61 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Научное объединение учащихся и технология их работы

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический

университет им. В.П. Астафьева»

Институт математики, физики и информатики

Кафедра математического анализа и методики обучения математике в вузе










РЕФЕРАТ

Научное объединение учащихся и технология их работы

Выполнил:

Студент 31 группы

Михайлов Д.А.

Проверила:

Доцент каф. матем. анализа,

канд. физ.-мат наук

Багачук А.В.

Красноярск 2013

Оглавление

Введение

§1. Возникновение и развитие НОУ в России

§2. Функции НОУ

§3. Этапы реализации исследовательской деятельности учащихся в рамках НОУ

Библиографический список

Введение

Мы живём в информационном обществе. Происходящие изменения в жизни современного российского общества, безусловно, затрагивают и систему образования. Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков, необходимых для инновационной деятельности.

В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добычей и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Необходимо развить у учащихся самостоятельность и способность к самоорганизации; умение отстаивать свои права, развить способности к созидательной деятельности, терпимость к чужому мнению и умение вести диалог. Именно научные объединения учащихся помогают воспитать все эти качества в подростках, выявить и воспитать одарённых детей, раскрыть склонности и интерес к научно-поисковой деятельности.

Цель реферата: рассмотреть технологии работы, историю возникновения, функции и виды научных объединений учащихся.

§1. Возникновение и развитие НОУ в России

Необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса исследования неоднократно подчёркивали в своих работах Я.А.Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервег. Практика, как основа познания мира, окружающей действительности была одним из лейтмотивов реформ, проводимых в области образования в России на протяжении 18 и последующих веков. Именно это направление активно развивали Н.И. Новиков и Ф.И.Янкович. Благодаря их деятельности в среде педагогической общественности появилось значительное число сторонников, так называемого "экскурсионного метода" исследовательской деятельности. Эти педагогические идеи нашли отражение в ряде документов той поры - "Уставе народным училищам в Российской империи" 1786 года, а также "Уставе учебных заведений, подведомственных университетам" 1804 года.

В 19 веке в странах Западной Европы, а также России большую популярность приобретает идея "наглядности" в школьном образовании, сформулированная ещё в пору Песталоцци, а также идеи связанные с развитием творческих способностей ребёнка, как условия успешного обучения. При этом на первый план выступает идея прагматизации знания, возможность его практического применения. Так в книге Ф.Гансберга "Творческая работа в школе" переведённой с немецкого языка и изданной в 1913 году, прямо говорится, что "всякое знание имеет значение лишь постольку, поскольку оно может быть применено к современности и к будущему, к нашей жизни и к развитию человечества. Применимость - вот пробный камень для всякого знания, называется ли оно биологией или социологией." Применимость знаний - это был своего рода социальный заказ в условиях формирующегося индустриального общества.

В России подобные идеи пробивали себе дорогу достаточно сложно. В немалой степени это связано с условиями исторического развития в 19 веке. В числе первых, кто на практике использовал различные формы исследовательской деятельности учащихся был декабрист И.Д. Якушкин, преподававший в Ялуторовской женской школе.

В пореформенный период и особенно в начале 20 века, в отечественной педагогике немало внимания уделялось туристско-экскурсионному направлению исследовательской деятельности. Здесь объединились интересы государства, педагогов и самих учащихся. В начале 20 века в стране по некоторым подсчётам существовало около 100 организаций, которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель которых - знакомство и изучение родного края, организация образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны. При этом экскурсанты занимались не только созерцанием красот природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и публиковались в печатных изданиях учебных заведений.

В числе наиболее известных обществ созданных в этот период и оставивших о себе добрую память можно назвать Московское общество грамотности, общество Тенишевского училища, Тверское общество внешкольного развития учащихся, физико-математический кружок при Ярославской мужской гимназии, Общество содействия экскурсиям учеников созданное при Курском реальном училище, общество организации путешествий учеников при Тверской женской гимназии Л.А. Римской-Корсаковой. Как видим, тематика и направления деятельности весьма разнообразны.

Конечно, появление подобных исследовательских обществ в немалой степени зависело от увлечённости самих педагогов, осознания значимости своего дела. Немалая заслуга в обосновании эффективности экскурсий с точки зрения получения научно - практического знания принадлежит К.Д.Ушинскому, А.Я. Герду, П.Ф.Каптереву. Как напутствие могли восприниматься слова, написанные П.Ф.Кап-теревым в 1885 году в его работе "Дидактические очерки". Несомненно, придёт время, когда кругосветное путешествие, в видах учебно-воспитательных, будет необходимым элементом серьёзного общего образования, ...педагогу нужно серьёзно озаботиться тем, чтобы по возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток основательности и твёрдости в знаниях". В 1910 году известными в дореволюционной России методистами Б.Е.Райковым и Г.И.Бочем была выпущена книга "Школьные экскурсии, их значение и организация." В 1921 году по рекомендации Н.К.Крупской работа была переиздана вновь.

Подобная активная работа учителей не осталась незамеченной властями. Так, Министерство Народного просвещения в 1910 году рекомендовало к включению в учебные программы экскурсии, как вид исследовательской деятельности. Идя навстречу многочисленным просьбам руководителей обществ Министерство путей сообщения ввело в 1899 году первый льготный тариф со скидкой в 75% со стоимости билетов для ученических экскурсий. Группы экскурсантов получили право найма отдельного вагона по тарифу 3 класса (правда в 1912 году льготы были сокращены до 50%).

В начале 20 века издавались специализированные туристско - экскурсионные журналы "Экскурсионный вестник" в Москве, одесские "Записки Крымско - Кавказского Горного клуба", "Русский турист" в Спб, кроме того каждое общество стремилось на страницах печати поделиться своим опытом.

Несколько слов следует сказать о технологии создания и работе создаваемых обществ и кружков. После принятия решения о начале деятельности приступали к работе над Уставом. Как правило, главой общества избирался директор училища, либо представитель попечительского совета. Устав определял структуру общества, права и обязанности его членов, регламентировал его финансовую деятельность, определял порядок работы ревизионной комиссии и вопросы связанные с внесением дополнений в Устав, отчётность, прекращение деятельности общества. Власти неусыпно следили за их деятельностью. Так, например, устав общества должен был быть утверждён в МВД, ежегодные отчёты должны были составляться в 2-х экземплярах (для губернатора и в МВД), изменения в устав должны были вноситься с разрешения всё того же МВД. В качестве яркого примера можно привести выдержки из Устава общества содействия экскурсиям учеников Курского реального училища, утверждённого 4.02.1902 года товарищем министра внутренних дел П.Дурново.

§2 Функции НОУ

Система занятий ИД (исследовательской деятельностью) представляет собой трёхуровневую систему, состоящую из трёх этапов, каждый из которых является качественно новым уровнем ИД. Движение учащихся от уровня к уровню происходит после прохождения программы каждого этапа.

При организации занятий ИД на первом уровне ведущую роль играет образовательная функция исследовательской деятельности учащихся и учителя, цель которой - приращение образованности всех участников обучения (учащихся и учителя). Занятия на этом уровне представляют собой подготовительный этап исследовательской деятельности.

Подготовительный этап ИДУ (исследовательской деятельности учащихся) начинается уже в среднем звене, в 5-м классе. В течение года проводятся следующие мероприятия:

знакомство с понятием «НОТ»;

расширение и углубление понятия «Алгоритм»;

введение понятия об алгоритмизации обучения;

углубление и уточнение представления о плане (простой, сложный, цитатный, вопросный и т. д.).

В 6-м классе проводим экспресс-повторение подготовительного этапа, углубление и расширение базовой платформы исследования:

обучение составлению конспектов различных видов (цитатный конспект, пересказ-анализ статьи, смешанный конспект);

формирование умения работать со справочной, критической, научной литературой.

Следующий, 2-ой уровень, ИД строится на работе по выполнению методологической функции. Он реализуется в 7-8-ых классах, когда мы переходим к осуществлению следующей функции ИД, которую исследователи называют методологической или мировоззренческой.

Это такая организация обучения, при которой учащиеся проводят исследования с целью приобретения опыта исследовательской деятельности. На этом этапе ИДУ (исследовательской деятельности учащихся), который можно обозначить как практический, ученики обогащают свой понятийный аппарат научными терминами: исследование, метод исследования, его виды, объект, предмет, цель, задачи, средства исследования, гипотеза и др.

Таким образом, оба этапа ИДУ: подготовительный и практический - реализуются в среднем звене обучения и служат для достижения цели: овладеть общенаучными умениями и навыками (ведение и фиксирование хода и результатов наблюдения или эксперимента; осуществление умственных действий; изучение специальной литературы; организация ИД). Следует отметить, что и образовательная, и методологическая функции ИД отслеживаются и в старшем звене обучения, но работа по пониманию их специфики, умению воплотить их в своей деятельности проводится в средних классах на подготовительном и практическом этапах ИДУ.

В старшем звене обучения организация ИД проводится на третьем, самом сложном уровне, так как реализуется самая сложная функция ИД - управленческая, т. е. умение управлять исследовательской деятельностью, следовательно, происходит продвижение на автономный этап ИДУ.

Наиболее полное воплощение 3-го уровня проявляется в ll-м классе. Ученики сами

выбирают и формулируют тему;

определяют зоны исследования;

проводят целеполагание;

планируют и реализуют методы исследования;

описывают ход работы;

делают выводы;

вырабатывают рекомендации.

Таким образом, следуя системе работы по организации исследовательской деятельности учащихся, учитель выполняет социальный заказ общества - формирует конкурентоспособного выпускника.

§3 Этапы реализации исследовательской деятельности учащихся в рамках НОУ

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать четкие задачи. Исходя из практического опыта деятельности целесообразно выделить 6 этапов.

этап. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников желающих работать в Исследовательском обществе, Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть "искру" исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах).

этап. После постановки проблемы и мотивации учащихся, наступает очередной этап: по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих заседаниях утверждают темы предлагаемых исследований. Здесь может возникнуть вопрос: насколько целесообразна подобная процедура. Мы полагаем, что в технологии исследовательской работы учащегося практика утверждения темы может играть ключевую роль. Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы, во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества, в-третьих, имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем предусмотренных программой, в-четвёртых, ситуация обсуждения исследовательских тем на заседаниях методических объединений способствует росту профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной научно-исследовательской деятельности.

Нередко может возникать ситуация, когда предполагаемая тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, либо требует оказания консультационной помощи представителей высшей школы. В этом случае определяется кто из специалистов-консультантов (работающих в школе-гимназии, либо представителей вузов) будет курировать работу. Школа приглашает в качестве научных руководителей работ известных учёных города, которые, как правило, охотно идут на сотрудничество. После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя и при помощи консультантов.

этап. Представление собранного материала на заседании соответствующей секции Исследовательского общества, куда приглашаются учителя, администрация школы-гимназии. Подобные секционные заседания, как показал опыт четырёхлетней работы, целесообразно проводить 1 раз в месяц. Это позволяет, во-первых, более пристально осуществлять научный контроль над процессом работы, во-вторых, позволяет оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной части исследования и др.), в-третьих, поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученической и педагогической общественности учебного заведения.

этап. По мере завершения исследовательской работы осуществляется ее независимая экспертиза, проводимая в рамках Экспертного Совета. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся, учителей, представителей науки дают предварительную оценку проделанной работе. В процессе экспертизы выявляются "слабые" стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов. В случае необходимости, работа может рассматриваться на заседании Экспертного Совета ИОУ несколько раз. Имеющийся опыт показал действенность подобной практики, повышающей уровень требовательности и ответственности к выполняемой работе среди учащихся. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции и при наличии положительного отзыва Экспертного Совета, к участию в Ученических чтениях, проводимых в преддверии ежегодной научно-практической конференции учащихся школы-гимназии, а также в предметных школьных и районных олимпиадах.

этап. В ходе реализации пятого этапа учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, а также на секционных заседаниях ИОУ проводимых в рамках Ученических чтений. К участию в чтениях привлекается широкий круг слушателей из числа не только учеников, но и педагогов. Как правило, ребята с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Одновременно авторы проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения. Работы признанные лучшими в каждой из секций выносятся на заключительную научно-практическую конференцию.

этап. Итогом исследовательской работы является, проводимая в конце каждого учебного года конференция учащихся.В ходе пленарных заседаний заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов, звучат мнения рецензентов на представленные работы. По результатам обсуждения работ Экспертный Совет подводит итоги конференции и определяет победителей по каждой из номинаций. Победители награждаются почётными дипломами и денежными премиями.

Заключение

Научные объединения учащихся имеют за плечами большую историю, в ходе которой изменялись их формы, виды и функции. Важность процесса исследования неоднократно подчёркивали в своих работах Я.А.Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервег. Значимость научно - исследовательской деятельность невозможно оспорить, ведь именно она помогает развить таланты и склонности учащихся, пробудить тягу к учению, развит умения добывать и совершенствовать свои знания, самостоятельность и способность к самоорганизации, умение отстаивать свою точку зрения, развить способности к созидательной деятельности, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог. Научно - исследовательская деятельность так же помогает развить различные компетенции. В частности развивается одна из важнейших компетенций - коммуникативная. Именно поэтому научно - исследовательская деятельность так важна при обучении современного ученика - бедующего гражданина, работника и работодателя.

В ходе работы были рассмотрены такие вопросы, как возникновение и развитие научных объединений учащихся в России, функции научных объединений, а так же этапы реализации исследовательской деятельности в рамках научных объединений учащихся. Поставленная цель была достигнута, но всё же вопрос намного глубже, чем может показаться на первый взгляд и требует более детального рассмотрения.

Библиографический список

1.Астахов А. Б. Обеспечение проектной организации школы: практическое пособие. - Москва. Изд-во: ИРП и ГО. 2011.

.Блохин А.Н. Метод проектов как продуктивное образование: практическое пособие. - Ростов на Дону. Изд-во РГПУ. 2005

.Использование метода проектного обучения в преподавании математики. Открытый класс [Электронные ресурс]. - Режим доступа: #"justify">4.Компетентность, инициатива, творчество. Сборник статей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">5.Метод проектов - один из способов реализации ФГОС. Ро - вестник [Электронные ресурс]. - Режим доступа: #"justify">6.Организация проектной деятельности учащихся. Социальная сеть работников образования [Электронные ресурс]. - Режим доступа: #"justify">7.Прохоров А. М. , А. П. Горкин, В. И. Бородулин, В. М. Карев, Н. М. Ланда // Российская педагогическая энциклопедия. - Москва. Изд-во: Большая Российская энциклопедия. 1999.

Похожие работы на - Научное объединение учащихся и технология их работы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!