Организация туристической деятельности подростков в условиях загородного детского оздоровительного центра

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,25 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация туристической деятельности подростков в условиях загородного детского оздоровительного центра

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова»

Институт педагогики и психологии








Организация туристической деятельности подростков в условиях загородного детского оздоровительного центра












Кострома 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы организации туристической деятельности с подростками в загородном детском оздоровительном центре

1.1 Современные подходы к пониманию сущности и содержания туристической деятельности

.2 Возможности организации туристической деятельности подростков в условиях загородного детского оздоровительного центра

.3 Особенности туристической деятельности подростков

Глава 2. Практика организации туристической деятельности с подростками в загородном детском оздоровительном центре

.1 Формы организации туристической деятельности с подростками в загородном детском оздоровительном центре

2.2 Опыт организации туристической деятельности с подростками в загородном детском оздоровительном центре

2.3 Методические рекомендации по организации туристической деятельности с подростками в загородном детском оздоровительном центре

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования вопросов организации туристической деятельности с подростками в условиях загородного детского оздоровительного центра определяется необходимостью совершенствования методов и форм развития и воспитания детей и подростков.

В подростковом возрасте особенно востребованы туристические походы, так как подросток может испытать свои силы на преодоление различных препятствий, достичь каких-нибудь высот в данной сфере деятельности и в тоже время подросток может открыть что-то новое для себя. Большинство ребят посещают во время каникул, особенно самых длинных - летних каникул, детские лагеря.

Загородный детский оздоровительный центр является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка, что требует от педагогов компетентности в организации досуга детей, приобщения их к спорту, к активному образу жизни.

Загородный детский оздоровительный центр обладает большими потенциалами приобщения детей и подростков к красоте природы, в решении задач экологического воспитания, краеведческой деятельности, которые возможны в процессе организации туристической деятельности. И как известно на территории России есть лагеря, где туристическая деятельность очень развита и даже имеются туристические профильные смены, как известно во всероссийских детских центрах «Орленок», «Океан» и международном детском центре орленок «Артек» постоянно проводятся туристические походы на несколько дней.

Проблемы организации туристической деятельности рассматривались в работах А.Х. Абукова, А.Ю. Александрова, Л.И. Воронковой, З.А. Янковой и др. Исследователи отмечают, что туризм это не только активная форма отдыха, но и эффективное средство познания. Туризм дает новые знания, богатые впечатления, существенно влияет на формирование взглядов, образа мышления, характера, интересов людей.

Как отмечается в работах Т.А. Штурева, Г.В. Щукиной и др., загородный детский оздоровительный центр, по сравнению с общеобразовательной школой, имеет возможности приобщения детей и подростков к туристической деятельности.

Однако, как показывает практика, активные формы воспитательной работы в загородном детском оздоровительном центре (прогулки, экскурсии, турпоходы) излишне заорганизованы. Школьники не имеют возможности свободно подойти к природным объектам, двигаясь по определенному маршруту. Такие экскурсии и турпоходы только снижают интерес к окружающему миру, желание участвовать в коллективных выходах в природу.

Другой проблемой является отсутствие доверия некоторых педагогов к подросткам. Некоторые педагоги принимают на себя всю ответственность за поведение детей в природе, выполняя роль «надсмотрщиков». Вместе с тем, туристическая деятельность как раз и нацелена на формирование у подростков ответственности, самостоятельности в выполнении правил поведения в природе.

Третья проблема - отсутствие в некоторых загородных детских центрах учета возрастных особенностей воспитанников: если для младших школьников приемлемо организовывать экскурсии в природу, то подросткам привлекательными являются туристические походы. Именно интерес школьников к тем или иным формам экологического воспитания (прогулкам, экскурсиям, туристическим походам) является важнейшим стимулом освоения окружающего мира.

Как отмечается в работах С.И. Лобачева, И.И. Фришмана, С.А. Шмакова и др., большую роль в успешной реализации воспитательных задач является оперативное выявление и профилактика девиантного поведения подростков, которое, как показывает практика, создает серьезные проблемы организации детского отдыха, как для взрослых, так и для самих подростков.

Для преодоления девиаций поведения подростков необходимо проводить с детьми «группы риска» индивидуальную работу, осуществляя индивидуальную педагогическую помощь в решении проблемных ситуаций с окружающими: взрослыми и сверстниками. Особое внимание также необходимо уделять и профилактике аддиктивного поведения подростков, что может представлять серьезную угрозу безопасности и здоровью, как самих подростков, так и их окружающих.

Актуальность проблемы организации туристической деятельности подростков в условиях загородного детского центра определила выбор темы исследования.

Цель работы: рассмотреть особенности организации туристической деятельности подростков в загородном детском центре.

Объект: организация туристической деятельности подростков в загородном детском центре.

Предмет: особенности организации туристической деятельности подростков в загородном детском центре.

Задачи работы:

.Рассмотреть современные подходы к пониманию сущности и содержания туристической деятельности.

.Изучить возможности организации туристической деятельности подростков в условиях загородного детского оздоровительного центра.

.Разобрать особенности туристической деятельности подростков.

.Изучить и описать формы организации туристической деятельности с подростками в загородном детском оздоровительном центре.

.Рассмотреть опыт организации туристической деятельности с подростками в загородном детском оздоровительном центре

.Разработать методические рекомендации по организации туристической деятельности с подростками в загородном детском оздоровительном центре

Методы исследования: анализ научной, методической литературы по проблеме исследования; выявление педагогических фактов практической работы с подростками по организации с ними туристической деятельности; изучение и сравнение опыта организации туристической деятельности в всероссийского детского центра «Орленок», всероссийского детского центра «Океан» и международного детского центра «Артек»; опросы администраций Всероссийского детского центра «Орленок», всероссийского детского центра «Океан», международного детского центра «Артек; »разработка методических рекомендаций для организации туристической деятельности подростков.

Глава 1. Теоретические основы организации туристической деятельности с подростками в загородном детском оздоровительном центре

1.1Современные подходы к пониманию сущности и содержания туристической деятельности

Туристическая деятельность - это активная форма организации учебно-учительного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях [41, 40].

Туристическая деятельность обладает огромным познавательным потенциалом.

А.П. Дурович пишет: «Туристический поход - это и увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, турпоход как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и учительных задач» [32, 41].

Туристические походы подразделяются на:

·вводные;

·ознакомительные, исследовательские;

·обобщающими [32, 44].

На вводных турпоходах дети и подростки получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения.

Ознакомительные, исследовательские походы предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе, выявление новых интересных природных объектов, разработку новых экологических троп.

Обобщающие турпоходы проводятся в конце изучения темы или части ее и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала. Они строятся таким образом, чтобы школьники нашли в окружающей природе то, что изучали в классе и по учебнику дома.

Туристическая деятельность может быть организована в разное время года. Основное ее значение заключается в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных впечатлений и представлений о мире природы в процессе ее непосредственного восприятия [32, 44].

Восприятие натуральных объектов природы, окружающего мира требует большой сосредоточенности внимания детей, организованности поведения. К тому же дети во время турпоходов сталкиваются с незапланированными ситуациями, с неожиданными встречами. Все это создает известные трудности в проведении турпоходов и требует высокого педагогического мастерства взрослых и тщательность подготовки к проведению походов.

Туристическая деятельность обладает широкими возможностями для воспитания у детей бережного отношения к природе. Дети не только должны знать, что природу надо беречь и охранять, но и понимать, почему надо бережно относиться к ней.

Как отмечает Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко, при подготовке к походу и в ходе его проведения педагог объясняет детям, что нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, вырывать с корнями цветущие растения, обрывать с растений цветы, портить кору деревьев, сбивать ногами грибы, даже если они несъедобны, так как многими из них питаются животные. Дети начинают понимать, почему нельзя разгонять стаи птиц, опустившиеся на землю в поисках пищи, почему нельзя шуметь в лесу в период их гнездования [15, 13].

На лыжных экскурсиях или зимних походах дети, наблюдая замерзающих птиц, узнают, что замерзают птицы не от мороза, а от голода, проявляют желание помощь зимующим птицам в период бескормицы.

Включение в туристический поход разнообразных заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче - обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых явлениях.

Рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе сопровождаются яркими внешними проявлениями, что делает их интересным познавательным материалом, с которым ребята знакомятся во время туристических походов [15, 16].

Таким образом, «туристическая деятельность это важнейшая форма организации познавательного развития, нравственного, экологического воспитания детей, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные явления и процессы в естественных условиях» [15, 17].

Как отмечает С.И. Лобачева, туристический поход является и необходимым условием формирования у школьников здорового образа жизни. Интерес к пешим или лыжным походам часто перерастает у школьников в потребность. Такие ребята и в дальнейшем участвуют в туристических слетах, походах, соревнованиях [18, 32].

Рассмотрим основные характеристики туристического похода.

Современный туризм в нашей стране представляют следующие основные виды: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеологический, автомобильный и мотоциклетный. В практике туризма также сочетаются несколько видов туризма в одном походе (например, часть похода учащиеся плывут на байдарках, а часть маршрута проходят на велосипедах). Такой смешанный вид туризма называется комбинированным (велобайдарочный). Из всего многообразия видов туризма наиболее доступны для учащихся пешеходный и лыжный [18, 35].

Пешие походы и путешествия не требуют дополнительных средств передвижения (лыжный, водный, велосипедный и т. д.), специального снаряжения (горный и спелеологический) и совершаются в основном в бесснежные периоды года.

Для обеспечения непрерывности занятий туризмом зимой переходят на лыжный туризм.

Любой туристский поход на лыжах предъявляет к его участникам серьезные требования. В лыжном походе кроме большой физической нагрузки на организм туриста оказывают воздействие:

·низкая температура воздуха, резкая неожиданная смена погоды;

·усложняют движение различное состояние (характер) снежного покрова, повышенная скорость на спусках и прочее;

·особого внимания заслуживает личное снаряжение туриста-лыжника.

При проведении водного похода учащиеся чаще всего пользуются разборными байдарками. Их удобно хранить даже в небольшом помещении, переносить за плечами к озеру или реке, по которой пройдет маршрут похода или путешествия.

Основными формами туристской работы являются: занятия туристской секции, походы, путешествия, туристские слеты и соревнования [18, 38].

Походы могут быть одно-, двух- и трехдневными. Иногда такие походы называют походами выходного дня.

Путешествия - это многодневные походы, проводимые обычно в каникулярное время. Походы и путешествия могут быть ближними и дальними, т.е. их маршруты могут проходить по территории родного края (ближние) или выходить за его пределы, проходить по другим областям и регионам страны (дальние).

Путешествия, носящие спортивный характер, подразделяются на пять категорий сложности. Их сложность определяется протяженностью маршрута, количеством и характером препятствий, а также иными факторами, характерными для данного вида туризма.

Туристские слеты и соревнования - действенные средства повышения туристско-краеведческого и спортивного мастерства туристов и пропаганды туризма, привлечения к нему учащихся профтехучилищ.

Организация туристского слета осуществляется в соответствии с Положение о слете и включенных в него соревнованиях. В Положении обычно указываются цели и задачи слета, место и время его проведения, программа; определяются его участники и порядок выявления и награждения победителей. Руководит слетом штаб, соревнованиями - судейская коллегия, конкурсами - жюри, в состав которых входят и учащиеся. Туристские слеты учащихся профтехучилищ проводятся обычно в течение одного-двух дней (с учетом похода команд до места слета).

Соревнования по туризму можно разделить на три вида: соревнования по туристским навыкам, по туристской технике и по ориентированию на местности. Проводятся также краеведческие конкурсы.

В программу соревнований по туристским навыкам включаются оценки устройства и оборудования лагеря, приготовления группой обеда, выпущенного тургруппой боевого листка или туристской газеты, выступления туристов с номерами художественной самодеятельности или туристскими песнями, туристской агитбригады и т. д. [18, 41]

Соревнования по туристической технике проводятся обычно по двум видам: туристской полосе препятствий и туристской эстафете. Туристская техника может проверяться еще и на специальном контрольно-комбинированном маршруте (ККМ) или контрольно-туристском маршруте (КТМ). В первом виде соревнований команда должна преодолеть все препятствия полным составом своего коллектива (также проводятся ККМ и КТМ), а во втором - каждый член команды преодолевает только свой этап. Длина дистанции соревнований колеблется от 300 до 2000 метров.

Полоса препятствий может включать в себя:

·подъем по крутому склону (по веревке или без нее);

·спуск с крутого склона;

·бег по пересеченной местности;

·преодоление водной преграды (на лодке, плоту, байдарке, по клади, выступающим камням, вброд и т. д.);

·навесную переправу;

·переноску пострадавшего;

·разжигание костра и пережигание нитки (или кипячение воды);

·установку палатки;

·бег по кочкам («болото»);

·преодоление различных форм завалов, требующих подлезания, пролезания и перелезания [18, 44].

Для становления и развития навыков в ориентировании на местности на туристских слетах организуются соревнования по туристскому и спортивному ориентированию. Эти соревнования проводятся как передвижение по местности с целью отыскания контрольных пунктов и прохождения трассы с помощью компаса и карты.

В практике используются следующие виды соревнований по спортивному ориентированию: в заданном направлении, по маркированной трассе, по выбору, эстафетное ориентирование.

Ознакомление с ориентированием начинается обычно с вида - «по выбору». На старте участникам вручают карты местности с нанесенными на них контрольными пунктами (КП). За каждый КП начисляется определенное количество очков в зависимости от сложности его нахождения [18, 45].

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств [18, 46].

Таким образом, туристический поход - это и специфическая форма организации познавательной деятельности учащихся, интересная деятельность, в процессе которой они получают знания, развивают способности, формируют представления о ценностной картине мира.

В процессе турпоходов у детей и подростков накапливаются интересные, но разрозненные знания о росте и развитии животных и растений, о связи растущего организма с окружающей средой. Поэтому важной задачей учителя является планомерная и целенаправленная организация туристических походов в течение года, с последующим закреплением и систематизацией полученных сведений.

Расширение объема знаний о природе в процессе турпоходов не влечет за собой автоматические развития ценностных представлений о мире природы, однако создает определенные предпосылки для этого процесса.

Для своей реализации эти предпосылки требуют весьма активного систематического воздействия. Не всякий фактический материал сам по себе и не в любом виде полученный побуждает подростков к размышлениям, переживаниям. Необходимы активизирующие условия преподнесения изучаемого материала, создание ситуаций пробуждающих познавательный интерес, природную любознательность детей.

Таким образом, туристическая деятельность занимает важное место в социальном, физическом, экологическом, познавательном воспитании детей и подростков.

Туристический поход - исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха воспитанников в загородном детском оздоровительном центре. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.

В успешной организации туристической деятельности в загородном детском оздоровительном центре большую роль играет учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

1.2 Возможности организации туристической деятельности подростков в условиях загородного детского оздоровительного центра

Загородный детский оздоровительный центр в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, настоящим Типовым положением, решениями учредителей лагеря и своим уставом.

Согласно данному положению основными целями деятельности лагеря являются обеспечение развития, отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 и до достижения ими 18 лет [22, 21].

Воспитательная деятельность с детьми и подростками в загородном детском оздоровительном центре должна быть направлена на организацию индивидуально-ориентированного досуга, способствующую физическому и духовному развитию детей, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей.

Важным аспектом положения является определение спектра задач, реализацию которых должен обеспечить лагерь:

·организация содержательного досуга детей;

·сохранение и укрепление здоровья детей;

·создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятия детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни, правопослушного поведения в обществе;

·организация условий размещения детей, обеспечение их полноценным питанием и достаточным количеством питьевой воды;

·воспитание и адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма;

·формирование у детей общечеловеческой культуры и ценностей;

·привлечение детей к туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной и военно-патриотической и иной другой деятельности [22, 29].

В основе деятельности загородного детского оздоровительного центра положены следующие принципы деятельности:

.Безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства, предполагает создание единого пространства для обеспечения сохранности жизнедеятельности личности.

.Приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения.

.Гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ.

.Конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей.

.Единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

.Вариативность программ и их реализации.

Таким образом, загородный детский центр - это образовательная организация, обеспечивающая воспитательное пространство для детей и подростков, которую составляет систему взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, социальных и иных влияний, которые обеспечивают специалисты различного профиля (врачи, педагоги, психологи, социальные педагоги, обслуживающий персонал и др.) [22, 26].

Существуют следующие типы загородных детских центров:

·загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие;

·специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря);

·оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления [38, 33].

Основными функциями загородного детского центра являются:

·оздоровительная - укрепление здоровья детей;

·социальная - это накопление опыта участия в общественной жизни, в труде, в коллективе;

·коммуникативная - умение жить в коллективе, быть в ладу с самим собой, доброжелательная настройка коллектива;

·развивающая - это развитие познавательной активности детей, их эрудиции и сообразительности;

·досуговая - это воспитание культуры свободного времени.

С учетом возраста и интересов детей в загородном детском центре создаются отряды, группы и другие объединения.

Выделяются следующие потенциалы воспитательного пространства загородного детского оздоровительного центра.

.Кратковременность функционирования, или кратковременность пребывания. Формируется временный детский коллектив, который, как правило, за время смены проходит длительный путь развития и достигает высокого уровня, что позволяет через коллектив оказывать положительное влияние на развитие личности.

.Высокий темп жизни. За короткий промежуток времени ребенок может включиться в разнообразную деятельность, тем самым приобретая различный социальный опыт, новые навыки и интересы, развивая способности).

.Высокая эмоциональная насыщенность жизни, обусловлено наличием в жизни детей ярких, эмоцтональных, незабываемых дел, которые как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны.

.Насыщенность, интенсивное общение. Подросткам приходиться выстраивать общение с новыми незнакомыми ранее людьми, разными по статусу, по возрасту.

.Разнородность состава взрослых и детей. В условиях лагеря формируется полипрофессиональня,поливозрастная общность,значительно расширяющая контакты детей, осуществляется вариативность взаимодействия детей и взрослых.

.Своеобразная субкультура. В лагере формируются определенные стереотипы поведения на основе традиций, законов жизни лагеря.

.Организация жизнедеятельности, режим жизни и питания, организация деятельности создает условия для отдыха и оздоровления, развития детей, приобретение ими социального опыта.

.Дополнительное образование детей, предусматривает возможность выбора различных программ и направлений обучения.

.Досуговый характер деятельности. В загородном детском оздоровительном центре создаются условия не только для включения детей полезный, интересный досуг, но и для формирования у них ценностных ориентаций в сфере досуга, расширение круга интересов, накопление знаний о формах досуга [38, 61].

При правильно организованной работе загородный детский центр обладает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания детей и подростков [38, 63].

Важным психолого-педагогическим условием успешного формирования здорового образа жизни является общность мотивов. Вот почему так важно в загородном детском центре создать такую обстановку, которая вызвала бы у подростков положительный эмоциональный настрой и помогла формированию положительного отношения к своему здоровью, овладению средствами закаливания, приобщению к занятиям спортом.

Благоприятная социальная среда загородного детского центра пробуждает самоактивность детей и подростков, формирует у них ощущение сопричастности к решению задач, стоящих перед коллективом. В такой социальной среде каждый ребенок может максимально выразить себя, свободно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками [42, 42].

Загородный детский центр имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами образовательной туристической деятельности [42, 42].

В детских загородных лагерях может успешно реализовываться один из ведущих принципов организации летнего досуга детей - разнообразия личностно-ориентированных видов деятельности.

Успешность реализации воспитательного потенциала по организации туристической деятельности в условиях загородного детского центра во многом зависит от следующих факторов:

·наличие четко сформулированной цели, отражающей реализацию содержания деятельности по формированию здорового образа жизни;

·реализации основных принципов (безопасность жизни и здоровья детей; приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения; самодеятельности, самостоятельности, самоуправления детей и взрослых; единство оздоровительной и туристической деятельности с детьми и подростками; массовость и общедоступность занятий по интересам);

·наличие структурированной программы работы, которая обеспечивает этапность работы, отражает основные направления деятельности по организации туристической деятельности.

Успешная организации туристической деятельности в условиях загородного лагеря становится реальной только в том случае, если дети и подростки оказываются ее субъектами, т.е. у них возникают стремление и возможность реализовать в процессе походов свои потребности и интересы: например, познакомиться с окружающим пространством, испытать свои возможности и способности.

Таким образом, организация туристической деятельности в загородном детском центре основывается на природных, социокультурных потенциалах, позволяющих активно использовать новые формы и методы воспитательной работы с детьми и подростками с учетом их возрастных особенностей.

1.3 Особенности туристической деятельности подростков

Возрастные особенности - это важные характеристики каждого этапа развития детей и подростков, включающие новообразования в сфере их физического, психического и социального развития. Множественность схем возрастной периодизации отражает объективный факт многомерности и многовариантности человеческого развития, включающего в себя и онтогенез, и социализацию, и творческий жизненный поиск [21, 47].

Различные авторы (И.В. Дубровина, О.Н. Истратова, Д.Б. Эльконин и др.) выделяют различные подходы к описанию возрастной периодизации.

По мнению А.В. Мудрика, переход от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11-12 до 23-25 лет и делится на три этапа: подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет), ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) и третий период, от 18 до 23-25 лет, который можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости [21, 48].

Подростковый возраст как кризисный, «переходный» этап взросления человека, выделяли многие исследователи - Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А.А. Реан и др.

По мнению ученых, подростки представляют собой группу повышенного риска:

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.

Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества.

В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли [35, 51].

Все исследователи выражают общее мнение, что психологически подростковый возраст сложен и противоречив. Неслучайно он привлекает пристальное внимание исследователей в области, педагогики, психологии, физиологии и др.

Основные направления исследований посвящены изучению разных аспектов развития подростков.

Подростковый, отроческий возраст можно назвать переходным, прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма.

В социальном плане подростковая фаза - продолжение первичной социализации. Большая часть подростков этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства.

Психологические особенности подросткового возраста заключаются в том, что в этом возрасте возникает и развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личных отношений между подростками. Эта деятельность была названа деятельностью общения. Личное общение становится той деятельностью, внутри которой оформляются свойственные участникам взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее,- одним словом, формируются личные смыслы жизни. Благодаря этому появляются предпосылки для возникновения новых задач и мотивов дальнейшей собственной деятельности, которая превращается в деятельность, направленную на будущее и приобретающую в связи с этим характер профессионально-учебной [35, 57].

Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости - главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Для каждого отдельного вида психической деятельности существует оптимальное время наиболее интенсивного развития, которое получило наименование сензитивного периода [31, 57].

Так, для интеллектуального развития сензитивным периодом считается возраст до 13 лет. Это не значит, что после 13 лет не происходит развития интеллектуальных способностей. Просто после 13 лет можно считать, что лучшие годы для интенсивного интеллектуального развития в основном прошли. После 13 лет человек овладевает еще очень большим числом интеллектуальных умений, приемов, но пик для сензитивного развития интеллектуальных способностей уже пройден.

Мир подростка - это сложный мир ребенка и взрослого одновременно. Развитие органов идет быстро и крайне неравномерно. Движения подростка плохо скоординированы, порывисты, угловаты. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что часто проявляется и в повышенной критичности к другим людям.

Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении.

Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.

Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.

Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится более образной, выразительной и доказательной. Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое рассуждение, доказательство, умозаключение [35, 58].

Активно идет процесс социализации подростка. В этот период происходит процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин «социализация» обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам детства и юности [21, 33].

Формируется миропонимание подростка, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках.

Мир подростка - это мир романтики и жажды приключений. В этом возрасте часто меняются интересы и увлечения. Нередко подростки пытаются заниматься в нескольких кружках сразу. Появляется интерес к приключенческой и детективной литературе. При чтении для подростка главное - не внутренний мир литературного героя, а сам сюжет, само событие.

Таким образом, подростковый возраст является важнейшим периодом развития личности, формирования жизненных планов.

Задача родителей и педагогов в этот ответственный период в жизни подростка, используя разнообразные педагогические ситуации, побуждать его правильно, прежде всего, с нравственных позиций, принимать решения, систематически корректировать его поведение [21, 36].

Большую помощь в воспитании подростков реализации их потребности в самостоятельности, активном образе жизни может оказать организация туристической деятельности в загородном детском оздоровительном центре, которая представляет целостную систему.

В ней заложены возможности укрепления психического, физического, нравственного здоровья. Такую деятельность отличает обогащенное содержание, самостоятельно-творческие способы организации, направленность на всестороннее комплексное развитие детей (физическое, умственное, психическое), всего коллектива загородного детского оздоровительного центра.

Содержание туристической деятельности может быть разнообразным, все зависит от времени проведения данной деятельности тем разнообразней ее содержание. При проведении похода и экспедиции содержание данных мероприятий могут включать:

·Спортивно-туристическое: спортивное ориентирование, контрольно-технические маршруты (КТМ), полоса препятствий, спортивные игры и соревнования и т.д.;

·Художественно-эстетическое: конкурсы, вечера песни, игровые программы, ролевые игры и т.д.;

·Экологическое: лекционные занятия, исследования, практикумы, природоохранная деятельность и т.д. [30, 119]

Самое важное для ребят - это общение не формальной обстановке друг с другом и с педагогом. При совместном преодолении препятствий формируется взаимовыручка друг друга, многие ребята в условиях похода раскрывают скрытые таланты, знания, умения, навыки.

турпоход познавательный воспитательный загородный

Глава 2. Практика организации туристической деятельности с подростками в загородном детском оздоровительном центре

2.1 Формы организации туристической деятельности с подростками в загородном детском оздоровительном центре

Туристическая деятельность является одним из интересующих видов деятельности отдыха подростков можно выделить следующие формы организации туристической деятельности в условиях ЗДОЦ:

.Прогулка - это самое простая форма организации туристической деятельности, во время которой не обязательно покидать территорию лагеря, проводимое в течение 1-3 часов, для ее организации не требуется особой подготовкой ребят. Во время прогулки ребята смогут пообщаться и наладить межличностные контакты, так же вожатый может сам наладить контакт с самим отрядом [6, 51].

.Поход - это форма организации туристической деятельности, требующая небольшой подготовки педагога (вожатого) и подростков, проводится в течение 1-3 дней смены в лагере [6, 57].

Для подготовки к походу ребята проходят ознакомление с техникой безопасности, если того требуется физическая подготовка для избегания травматизма во время похода, в некоторых загородных детских центрах обязательно дети проходят профилактический осмотр у медика лагеря и получают или не получают допуск к участию в походе. Со стороны администрации лагеря предоставляется педагог, который также ознакомлен с техникой безопасности, прошел медицинский осмотр и консультацию с медиком по оказанию первой помощи, предоставляются провизию (продукты питания, вода) на период проведения похода, транспортные средства, материальное обеспечение (палатки, посуда, спальные мешки и т.д.), предоставление плана маршрута похода и т.д.

Во время походов ребята могут преодолеть какие-либо трудности в плане преодоления определенного пути, наладить межличностные отношения друг с другом и педагогом, проявить инициативу и выдержку в полевых условиях.

.Экспедиция - это путешествие, которое проводятся с учащейся и студенческой молодежью с целью изучения истории родного края, окружающей среды, явлений социальной жизни, цивилизации, исследования географических, этнографических, исторических объектов с использованием технических средств передвижения или без них. Экспедиции в зависимости от цели и направления работы могут быть краеведческие, научные и т.п. [6, 61].

От походов экспедиции отличаются более комплексными учебно-воспитательными задачами, а также длительностью (1 неделя). В системе туристической деятельности экспедиции выступают, как более сложный в сравнении походами вид путешествия. Поэтому в экспедициях из детей принимают участие только старшие подростки, уже имеющие опыт в туризме и проявляющие повышенный интерес к исследованиям. Экспедиция дает возможность подросткам овладеть элементарными приемами исследовательской работы в полевых условиях, развить инициативу и самодеятельность.

Несмотря на различия экспедиции и похода между ними есть сходства.

Основные направления деятельности экспедиций и походов:

·Лечебно-оздоровительная работа с учетом индивидуальности подростков, детей включает дозированные водные процедуры, утреннюю гимнастику, постоянное пребывание на свежем воздухе, выполнение режимных моментов в соответствии с возрастными особенностями детей.

·Спортивная деятельность. Проведение различных соревнований и спортивных праздников, спортивных шуточных эстафет. Занятия по интересам различными видами спортивного туризма: пешеходное, горное, водное туристское многоборье, скалолазание по программе «Юный спасатель». Спортивные походы (по видам туризма: водные, пешие, горные, вело).

·Экологическое направление. Походы и экспедиции рассчитаны на проживание в полевых условиях, это способствует: к углубленному изучению окружающей среды, проведению исследовательских работ, сбору краеведческого материала, к формированию культурно-экологического сознания преследуя цель "Спасти и сохранить", к поддержанию здорового образа жизни.

Предлагаются следующие виды деятельности туристических групп и экспедиционных отрядов:

·описание окрестностей;

·составление карт (маршрутов, экскурсий, экологических троп, прогулок, походов);

·проведение природоохранных мероприятий (обустройство родников, защита малых рек от загрязнения);

·описание близлежащих населенных пунктов, памятников [1, 84]

4.Туристическая тропа (Экологическая тропа) - специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность детей в природном окружении. Данное мероприятие можно проводить во время походов [6, 65].

Данное мероприятие может проводиться на уровне между отрядами, а так же между лагерями, если на территории загородного детского оздоровительного центра располагается несколько лагерей, например, как во всероссийском детском центре «Орленок», всероссийском детском центре «Океан» и международном детском центре «Артек». Данное мероприятие лучше проводить среди старших отрядов, так как это отличная возможность для ребят, чтоб проверить свои знания, удовлетворение потребности в преодолении препятствии и т.п.

.Туристические соревнования - это одна из самых важных форм подготовки туристических групп к участию в безопасных и содержательных походах. Туристические соревнования - это отличная школа не только для юных участников, но и для педагогов, посвятивших себя туристическо - краеведческой деятельности [6,72].

Соревнования по туризму можно разделить на три вида: соревнования по туристическим навыкам, по туристической технике и по ориентированию на местности. Проводятся также творческие конкурсы.

В программу соревнований по туристическим навыкам включаются оценки устройства и оборудования лагеря, приготовления группой обеда, выпущенного группой туристской газеты, выступления туристов с номерами художественной самодеятельности или бардовскими песнями, туристической агитбригады и т. д.

Соревнования по туристической технике проводятся обычно по двум видам: туристской полосе препятствий и туристской эстафете. Туристическая техника может проверяться еще и на специальном контрольно-комбинированном маршруте (ККМ) или контрольно-туристском маршруте (КТМ). В первом виде соревнований команда должна преодолеть все препятствия полным составом своего коллектива (также проводятся ККМ и КТМ), а во втором - каждый член команды преодолевает только свой этап. Длина дистанции соревнований колеблется от 300 до 2000 метров. Полоса препятствий может включать в себя: подъем по крутому склону (по веревке или без нее); спуск с крутого склона; бег по пересеченной местности; преодоление водной преграды (на лодке, плоту, байдарке, по клади, выступающим камням, вброд и т. д.); навесную переправу; переноску пострадавшего; разжигание костра и пережигание нитки (или кипячение воды); установку палатки; бег по кочкам («болото»), различные формы завалов, требующие подлезания, пролезания и перелезания.

Для становления и развития навыков в ориентировании на местности на туристских слетах организуются соревнования по туристскому и спортивному ориентированию. Эти соревнования проводятся как передвижение по местности с целью отыскания контрольных пунктов и прохождения трассы с помощью компаса и карты [5,30].

Данная форма туристической деятельности чаще всего проводится на базе лагеря, как самостоятельный лагерь от клуба или школы по туристической деятельности.

.Туристическое ориентирование одна из ветвей туристической деятельности, в которой, используя карту и компас, участники должны пройти маршрут по незнакомой местности. Ориентированием на местности принято называть совокупность действий по определению своего положения (точки стояния) среди окружающих объектов или ориентиров, сторон горизонта, направления движения и достаточно точному выдерживанию этого направления. В понятие ориентирования входит также умение быстро и точно запоминать незнакомую местность, пройденный путь и при необходимости безошибочно находить обратную дорогу [6, 77].

Из всего многообразия объектов местности для ориентирования обычно используют характерные, выделяющиеся на местности предметы, или ориентиры - точечные, линейные и площадные.

Точечные ориентиры - предметы, изображающиеся на топографических картах внемасштабными условными знаками (отдельные строения, башни, трубы, пункты геодезической сети, курганы, воронки), или точки пересечения линейных ориентиров и изломов контуров (развилки дорог, перекрестки просек, слияние ручьев, углы и выступы контуров леса, луга, населенного пункта).

Линейные ориентиры - объекты, имеющие существенную длину на местности и изображающиеся на карте линейными условными знаками (дороги, реки, каналы, берега озер и морей, линии связи и электропередачи, лесные просеки, вытянутые формы рельефа - овраги, хребты, впадины).

Площадные ориентиры - объекты с хорошо выраженными контурами, занимающими определенную, сравнительно небольшую площадь (озеро, болото, луг, опушка леса, роща, населенный пункт) [1, 35]

Ориентирование на местности принято подразделять на общее и детальное. Общим называют такое ориентирование, при котором известны направление движения, район местонахождения, расстояние до ближайших крупных ориентиров. Общим ориентированием ограничиваются в тех случаях, когда нет нужды в детальном изучении местности, точном определении точки стояния для нахождения пути к какому-либо конкретному ориентиру.

При детальном ориентировании точно определяются положение точки стояния (местонахождение группы), направление сторон горизонта в пути следования, опознаются окружающие географические объекты и определяется их положение. Детальное ориентирование устанавливается и сохраняется в ключевых точках маршрута, например когда надо выяснить путь к перевальной седловине, причалить у входа в опасный порог, свернуть из основной долины в одну из боковых, ведущих к нужной вершине, на развилке дорог выбрать именно ту, которая приведет к цели пути. Очевидно, что восстановление детальной ориентировки необходимо перед началом глазомерных съемок местности для уточнения ходовой карты или создания схемы перевала, порога и т. п. [5, 47].

При проведении данных форм организации туристической деятельности подростков в условиях лагеря ребята могут раскрыть в себе что-то новое, полностью раскрыться перед сверстниками как личность, получить новые знания, навыки и умения. Для педагога это отличный способ вывить потенциальных лидеров группы, сплотить коллектив и т.д.

2.2 Опыт организации туристической деятельности с подростками в загородном детском оздоровительном центре

Организация туристической деятельности в условиях загородного детского центра в Костромской области находится на низком уровне или вообще не проводится.

На территории России есть 2 всероссийских детских центров, которые имеют огромный опыт по организации туристической деятельности подростков - всероссийский детский центр «Орленок» и всероссийский детский центр «Океан». А также международный детский центр «Артек», в котором тоже проводится туристическая деятельность подростков.

Всероссийский детский центр «Орлёнок» - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, действующее на основании законодательства Российской Федерации и собственного Устава, имеющее лицензию на ведение образовательной деятельности.

«Орлёнок» - детский центр, принимающий круглогодично на отдых и оздоровление подростков 11-16 лет (учащихся 6-10 классов) [3].

На территории всероссийского детского центра «Орленок» расположено 8 лагерей: «Звездный», «Стремительный», «Штормовой», «Солнечный», «Дозорный», «Комсомольский», «Олимпийский» и «Солнышко».

В каждом детском лагере имеются душевые, своя столовая, медицинские пункты, комнаты администрации, специально оборудованные места для отрядной работы, летние эстрады, хозяйственные, вспомогательные помещения, сушильная и гладильная комнаты. У большинства детских лагерей есть свои хорошо оборудованные спортивные площадки для занятий волейболом, баскетболом, минифутболом, городками, подвижными играми.

Во всероссийском детском центре «Орленок» для ребят проводят туристическую эстафету для выявления уровня туристических навыков ребят. По желанию ребят проводится подготовка их к походу по лицензированным маршрутам.

Под руководством опытных инструкторов ребята могут отправиться в однодневный (без ночевки) или двухдневный поход. Предлагается 7 маршрутов для пеших и комбинированных (с доставкой на автобусе к определенному месту) походов. Часть из них - с восхождением на горы, посещением водопадов, пещер, дольменов, живописных мест Черноморского побережья. Ребята ночуют в палатках на оборудованных туристических базах. Конечные пункты маршрутов - горы Почежуго, Индюк, Семашхо, Два брата, поселки Анастасиевка, Архипо-Осиповка, Небуг, Тенгинка.

Протяженность пеших переходов от 12 до 50 км (в зависимости от возраста ребят). При подготовке к походу ребята осваивают навыки туриста, программу "Выживание в экстремальных природных условиях".

В походе ребята узнают историю и легенды Черноморского побережья Кавказа, любуются красотой Главного Кавказского хребта и Черного моря [3].

Всероссийский детский центр «Океан» - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, всероссийский детский центр в Приморском крае. Расположен на берегу Тихого океана, в 35 км от города Владивосток, в бухте Емар. Один из крупнейших детских центров России, который ежегодно принимает детей в возрасте от 12 до 18 лет [2].

На территории всероссийского детского центра «Океан» расположено 4 лагеря (дружины): «Бригантина», «Парус», «Китенок», «Тигренок».

В каждом детском лагере имеются душевые, своя столовая, медицинские пункты, специально оборудованные места для отрядной работы, летние эстрады, хозяйственные, вспомогательные помещения, сушильная и гладильная комнаты. У большинства детских лагерей есть свои хорошо оборудованные спортивные площадки, кинозалы, библиотеки и т.д.

В образовательном пространстве «Океана» предоставляются все направления дополнительного образования детей, в том числе: художественно-эстетическое, декоративно-прикладное, эколого-биологическое, физкультурно-спортивное, научно-техническое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, профессионально-прикладное и др.

В «Океане» существуют специализированные смены для туристов, где для детей проводятся занятия по туристической технике, мастер-классы, соревнования. Также есть кружок туристической техники во всероссийском детском центре «Океане», который работает каждую смену и дети могут в нем заниматься по желанию [2].

Международный детский центр «Артек» - международный детский центр в Крыму. Расположен на южном берегу Крыма в посёлке Гурзуф. В прошлом - самый знаменитый пионерский лагерь СССР и визитная карточка Пионерской организации страны. Долгое время служил местом приёма делегаций из социалистических стран, а также глав государств ближнего и дальнего зарубежья [4].

На территории МДЦ «Артек» расположено 9 лагерей: «Морской», «Янтарный», «Хрустальный», «Лазурный», «Озерный», «Полевой», «Речной», «Кипарисный», «Лесной».

В каждом детском лагере имеются душевые, своя столовая, медицинские пункты, специально оборудованные места для отрядной работы, летние эстрады, хозяйственные, вспомогательные помещения, сушильная и гладильная комнаты. На территории лагерей также находятся бассейны, музеи, библиотеки, спортивные площадки и т.д.

Туристическая деятельность для детей, отдыхающих в лагере разных возрастов, существует с основания Артека. На данный момент по желанию предлагается для детей с 14-16 лет профильная программа "Туристический отряд", где дети получают теоретические и практические навыки: ориентирования на местности, теория выживания, предоставление первой медицинской помощи и т.д.

«Туристический отряд» работает по специальной программе для подростков от 14 до 16 лет, независимо от общей физической подготовки, широко использующая природно-исторические и климатические особенности Крыма.

Опытные педагоги-инструкторы, прошедшие специальную подготовку работают с ребятами по программе туротряда.

В программе МДЦ «Артек» проходят такие туристические мероприятия как:

·однодневный поход на г.Аю-Даг;

·поход на т/б «Криничка» (посещение пещеры «Мраморная»);

·обучение туристическим навыкам на «Турграде» (учебно-тренировочные занятия);

·туристические соревнования.

Туристические отряды организовываются в детских лагерях: «Речной», «Озерный», «Хрустальный», «Янтарный» [4].

Со стороны администрации детского лагеря при подготовке похода предоставляется педагог, который также ознакомлен с техникой безопасности, прошел медицинский осмотр и консультацию с медиком по оказанию первой помощи, предоставляется провизию (продукты питания, вода) на период проведения похода, транспортные средства, материальное обеспечение (палатки, посуда, спальные мешки и т.д.), предоставление плана маршрута похода и т.д.

Изучив опыт туристической деятельности во всероссийских детских центрах «Орленок», «Океан» и международный детский центр «Артек» можно выделить общее между работами этих лагерей - это то, что основная форма организации туристической деятельности является поход чаще всего на 2 дня, которые происходят по лицензированным маршрутам. В «Орленке» и «Артеке» чаще проходят походы в горы или походы с посещением пещер. Перед началом проведения данной формы организации туристической деятельности проводится организационная работа в виде соревнований по туристическим навыкам, и проводятся подготовка ребят к походам.

Самое главное, что связывает всероссийский детский центр «Орленок», всероссийский детский центр «Океан», международный детский центр «Артек» при работе с детьми по организации, подготовки детей к походу и в течение всего похода их сопровождают специально подготовленные педагоги по туризму. И при этом вожатые и педагоги по туризму прямо взаимодействуют друг с другом. Туристические походы в данных учреждения проводится в летнее время, так как более благоприятные погодные условия.

.3 Методические рекомендации по организации туристической деятельности с подростками в загородном детском оздоровительном центре

Рассмотрев опыт работы по организации туристической деятельности во всероссийских детских центрах «Орленок», «Океан» и международном детском центре «Артек» мы можем разработать методические рекомендации для организации туристической деятельности с подростками в загородном детском центре.

Как было выявлено, что сами подростки заинтересованы в данном виде деятельности, в особенности во время нахождения на летней смене в лагере. Поскольку это может разнообразить программу смены в лагере для более ярких эмоций и впечатлений.

Методические рекомендации:

.Взаимодействие загородного детского оздоровительного центра с учреждениями дополнительного образования, образовательная программа которых направлена на туристическую деятельность.

Сотрудничество загородного детского центра с учреждениями дополнительного образования, специализирующихся на туристической деятельности, для совершения специализированных смен в лагере, организация туристической деятельности во время смен в лагере, подготовка педагогов по туристической деятельности, проведение мастер-классов для детей, педагогов.

.Взаимодействие с органами МЧС, полиции, районной больницы и т.д.

Регистрация и лицензирование маршрутов проведения форм туристической деятельности, получение экстренной помощи вы условиях чрезвычайной ситуации.

.Получение письменного разрешения родителей на участие ребенка в туристической деятельности.

Взаимодействие родителей и детского лагеря не мало важно, потому что администрация и вожатые лагеря несут полную уголовную ответственность за здоровье детей на протяжении нахождения ребенка на смене в лагере. Для того чтоб исключить конфликтные ситуации с родителями ребенка, лучше получить письменно разрешение от родителей на участие ребенка в формах туристической деятельности, проводимой в лагере, в связи с тем что во время проведения туристической деятельности возможно нанесение вреда здоровью ребенку. Самое главное, чтоб родители сообщили администрации или вожатому лагеря о наличии у ребенка аллергий, хронических заболеваний, в особенности в периоды обострения и т.п.

.Специальная подготовка педагогов и медицинских работников для работы в полевых условиях.

Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов, тренингов и практикумов для педагогов и медицинских работников загородного детского оздоровительного центра для обмена опыта, получение новых навыков в полевых условия по оказанию первой медицинской помощи.

.Разработка лицензированного маршрута.

Разработка лицензированного маршрута согласно географическому положению лагеря, природно-экологических условий окружающей среды, наметить краеведческие объекты региона, тип дороги, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей и т.д. Регистрация разработанного маршрута в органах полиции и МЧС.

.Разработка и ознакомление детей и педагогического коллектива с техникой безопасности для проведения форм туристической деятельности в загородном детском центре.

Техника безопасности должна включать в себя разделы по действиям педагогов и детей в чрезвычайных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение, оползни, обвалы и т.д.), по правилам поведения в лесу, горах, пещерах и т.д., для педагогов действия при получении ребенком различных видов травм, и т.д.

При подготовке к походу детей и педагогов обязательно ознакомляют с данной техникой безопасности. После чего каждый человек обязательно расписывается в журнале техники безопасности лагеря.

В технику безопасности могут входить такие документы как:

·инструкция по организации проведению туристических походов, экспедиций, прогулок, троп, ориентированию с детьми;

·инструктаж руководителя туристического похода, экспедиции, прогулки, тропы, ориентирования;

·инструктаж для участников по правилам безопасности;

·правила безопасности в транспорте и т.д.

7.Организация туристических отрядов.

При успешной организации какой-либо формы туристической деятельности можно организовать на территории лагеря кружок по туртехники, туризму, в котором возможна организация туристических отрядов, в которых ребята могут получать более глубокие знания по туристической деятельности, усиленные навыки по туризму.

Проведение оздоровительной гимнастики, подвижных игр, различных соревнований, они влияют на здоровье детей через природные и климатические условия данного региона.

.Создать материально-технической и методической базы, как для детей, так и для воспитателей (вожатых).

Методическая база по туристической деятельности в основном направлена на воспитателей, вожатых и педагогов для того чтоб получить теоретические знания в данной сфере деятельно, для обмена информацией с педагогами более опытными. Материально-техническая база направлена на детей и педагогов, но ответственность за состояние и комплектование базы ответственна администрация лагеря, так как она отвечает за доставку детей и педагогов на место начала маршрута и обратно в лагерь, если место начала маршрута находится далеко от территории лагеря. Администрация обязана предоставить также посуду, спальные мешки, палатки и т.д.

.Взаимодействие с другими лагерями.

Для проведения совместных форм туристической деятельности, различных видов соревнований по туристической деятельности. Обмен опытом для педагогов. Налаживание новых контактов общения для ребят.

.Для сопровождения туристической группы необходимо 2 взрослых на 25 человек детей.

Данное соотношение детей и сопровождающих педагогов считается оптимальным для обеспечения безопасности детей.

Несмотря ни на что, прежде всего безопасность в проведении любых форм организации туристической деятельности, поскольку данный вид деятельности считается самым травмоопасным и об этом нельзя забывать педагогу и стараться более усердно следить за детьми во время проведения какого-либо мероприятия.

При выполнении данных методических рекомендаций возможна успешная организация туристической деятельности с подростками в условиях загородного детского оздоровительного центра.

Заключение

Актуальность исследования вопросов организации туристической деятельности с подростками в условиях загородного детского оздоровительного центра определяется необходимостью совершенствования методов и форм развития и воспитания детей и подростков.

В подростковом возрасте особенно востребованы туристические походы, так как подросток может испытать свои силы на преодоление различных препятствий, достичь каких-нибудь высот в данной сфере деятельности и в тоже время подросток может открыть что-то новое для себя. Большинство ребят посещают во время каникул, особенно самых длинных - летних каникул, детские лагеря.

Загородный детский оздоровительный центр является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка, что требует от педагогов компетентности в организации досуга детей, приобщения их к спорту, к активному образу жизни.

Загородный детский оздоровительный центр обладает большими потенциалами приобщения детей и подростков к красоте природы, в решении задач экологического воспитания, краеведческой деятельности, которые возможны в процессе организации туристической деятельности. И как известно есть лагеря, где туристическая деятельность очень развита и даже имеются туристические профильные смены, как известно такая работа проводиться во всероссийских детских центрах «Орленок», «Океан» и международном детском центре «Артек».

Организация туристической деятельности в загородном детском центре основывается на природных, социокультурных потенциалах, позволяющих активно использовать новые формы и методы воспитательной работы с детьми и подростками с учетом их возрастных особенностей.

Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой.

Большую помощь в воспитании подростков реализации их потребности в самостоятельности, активном образе жизни может оказать организация туристической деятельности в загородном детском оздоровительном центре, которая представляет целостную систему.

Содержание туристической деятельности может быть разнообразным, все зависит от времени проведения данной деятельности тем разнообразней ее содержание.

Для отдыха подростков можно выделить следующие формы организации туристической деятельности в условиях загородного детского оздоровительного центра:

·Прогулка;

·Поход;

·Экспедиция;

·Туристическая тропа (Экологическая тропа);

·Туристические соревнования;

·Туристическое ориентирование.

При проведении данных форм организации туристической деятельности подростков в условиях лагеря ребята могут раскрыть в себе что-то новое, полностью раскрыться перед сверстниками как личность, получить новые знания, навыки и умения. Для педагога это отличный способ вывить потенциальных лидеров группы, сплотить коллектив и т.д.

Опыт организации туристической деятельности подростков очень давно практикуется во всероссийском детском центре «Орленок», всероссийском детском центре «Океан», международном детском центре «Артек».

Изучив данный опыт во всероссийских детских центрах «Орленок», «Океан» и международном детском центре «Артек» можно выделить общее между работами этих лагерей - это то, что основная форма организации туристической деятельности является поход чаще всего на 2 дня. Перед началом проведения данной формы организации туристической деятельности проводится организационная работа в виде соревнований по туристическим навыкам, и проводятся подготовка ребят к походам.

Нами были разработаны методические рекомендации по организации туристической деятельности подростков в условиях загородного детского оздоровительного центра.

При выполнении данных методических рекомендаций возможна успешная организация туристической деятельности с подростками в условиях загородного детского оздоровительного центра.

Список литературы

1.Абуков А.Х. Туризм сегодня и завтра.. - М.: Сфера, 2008. - 118 с.

.Администрация всероссийского детского центра «Океан»: официальный сайт всероссийского детского центра «Океан».

3.Администрация всероссийского детского центра «Орленок»: официальный сайт всероссийского детского центра «Орленок»

.Администрация международного детского центра «Артек»: официальный сайт всероссийского детского центра «Артек». URL: http://www.artek.ua/, e-mail: artek@artek.crimea.ru (дата обращения - 17.02.2014г.).

5.Александрова А.Ю. Международный туризм. - М. : Аспект-пресс, 2009. - 112 с.

6.Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб. : Герда, 2010. - 132 с.

7.В помощь организатору детского оздоровительного лагеря/Под ред. М.Е. Сысоевой. - М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. - 120с.

8.Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2005 - 160 с.

9.Воронкова Л.И. История туризма. - Воронеж : Модэк, 2007. - 164 с.

.Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004 - 80 с.

11.Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.: Педагогическое общество России, 202. - 238 с.

.Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. - Волгоград: Учитель, 2007. - 166 с.

.Кинарин В.А. Лето за городом. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 192 с.

.Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. - М.: НИИ семьи, 1998. - 136 с.

.Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников: Пособие для руководителя. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 224 с. - (Библиотека вожатого).

.Куприянов Б.В. Поговорим об обязанностях отрядного вожатого...// Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - № 5.- С. 16-22.

.Лазарев Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996. - 134 с.

.Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. - М., «ВАКО», 2007. - 112 с.

.Малафий Л.Н., Зимнухова А.В., Васенева Л.П. Организация деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков на базе учреждения социального обслуживания семьи и детей. / Журнал «Беспризорник». № 3, - М.: 2007. - С. 45-52.

.Машокова Г.В. Нормативно-методические материалы по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей. - Вологда, 2006 - 47 с.

21.Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Пособ. Для пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008. - 184 с.

22.Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (1 июня 2012 г. N 761)// Российская газета, 2012. - № 214.

.Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» от 27 декабря 2007 г. N 565-ст)// Российская газета, 2008. - № 142.

24.Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный Закон от 3 июля 1998 года//Народное образование. - 2006.- №3 - с.245-251.

25.Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 .

26.Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.

27.Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.

28.Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений (Методические рекомендации)/Под ред. В.И. Бондаря. - М., 1997. - 149 с.

.Организация летнего отдыха и занятости детей/ Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.

30.Организация летнего отдыха и занятости подростков/ Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.

31.Организация летнего отдыха подростков с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений /Под ред. В.И.Бондаря. - М., 2007. - 149 с.

32.Организация туризма / под общ. ред. А.П. Дуровича. - М. : Новое время, 2008. - 186 с.

.Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА - М., 2000. - 368 с.

34.Фришман И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции// Народное образование.-2003.-N3.-С.33-41

.Целищева Н. У семи нянек дети под присмотром//Народное образование.-2013. -№3. - С.33-49.

.Шмаков С.А. Загородный летний детский центр // Летний детский отдых. - М.: Новый мир, 2008. - С. 20-28.

37.Штырев Т.А. Советы вожатого.. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 192 с.

38.Шубина Е.Г. Педагогика среды. - М.: Просвещение, 2006. - 144 с.

39.Щавелев С.С. Основы вожатского мастерства - М: Просвещение, 2002. - 144 с.

41.Щукина Г.В. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому - М.: Новый мир, 2007. - 164 с.

42.Юзафавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис - 9. Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 192 с.

.Янкова З.А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей: Метод. пособие в помощь организаторам лет. отдыха детей/З. А. Янкова, И. А. Чаброва; Науч.-исслед. ин-т семьи. - М.: НИИ семьи, 1998. - 124 с.

Похожие работы на - Организация туристической деятельности подростков в условиях загородного детского оздоровительного центра

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!