Организация социально-культурной деятельности подростков в учреждении культурно-досугового типа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    63,63 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация социально-культурной деятельности подростков в учреждении культурно-досугового типа















КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине методики исследования социально-культурной сферы

на тему: организация социально-культурной деятельности подростков в учреждении культурно-досугового типа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Социально-культурная деятельность подростков в учреждениях культурно-досугового типа

.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

.2 Особенности организации социально-культурной деятельности подростков в учреждениях культурно-досугового типа

II. Организация социально-культурной деятельности подростков в муниципальном учреждении культуры «Новодвинский городской культурный центр»

.1 Структура организации социально-культурной деятельности подростков

.2 Результаты эмпирического исследования

2.3 Методические рекомендации по совершенствованию организации социально-культурной деятельности подростков для муниципального учреждения культуры «Новодвинский городской культурный центр»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема данной курсовой работы «Организация социально-культурной деятельности подростков в учреждения культурно-досугового типа».

Актуальность темы

Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.

Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Проблема организации культурно-досуговой деятельности подростков в небольшом городе заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом там, где не так много учреждений соответствующей сферы деятельности, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний.

Свойственные подросткам стремления к самоутверждению, становлению индивидуальности, уже не могут в полной мере реализовываться в условиях деятельности школы и других образовательных институтов. Необходима эффективная организация подросткового досуга в условиях учреждений культурно-досугового типа.

Свободное время - это пространство свободной деятельности человека как самоцели, деятельности, не навязанной извне, не являющейся необходимостью.

Все больше исследований свободного времени подростков говорят о том, что современные подростки чаще выбирают пассивную форму проведения свободного времени, отсутствует культура досуга и навыки эффективной организации собственного свободного времени.

Возможно, что учреждения культуры не могут удовлетворить потребность современных подростков в культурно-досуговом развитии из-за нехватки форм и методов социально-культурной деятельности в учреждении.

Проблема исследования определяется противоречием между социокультурными возможностями учреждений культурно-досугового типа и потребностями подростков в них, с одной стороны, и степенью их реализации на практике - с другой.

Разрешение данного противоречия сдерживается недостаточным теоретическим осмыслением и методическим оснащением различных аспектов деятельности учреждений культурно-досугового типа. Это актуализирует потребность в осуществлении специального исследования.

Цель исследования - выявить наиболее популярные формы социально-культурной деятельности у подростков города Новодвинска для привлечения потребителей данной возрастной категории в муниципальное учреждение культуры «Новодвинский городской культурный центр».

Задачи исследования:

·        Изучить психологические особенности подросткового возраста и особенности общения с подростками;

·        Изучить методическую литературу о средствах, методах и формах социально-культурной деятельности подростков в учреждениях культурно-досугового типа;

·        Изучить журнал учета работы учреждения и выявить количество и качество мероприятий, проводимых для подростков;

·        Разработать программу эмпирического исследования по совершенствованию методов и форм социально-культурной деятельности подростков в учреждении культурно-досугового типа;

·        Провести исследование среди посетителей муниципального учреждения культуры «Новодвинский городской культурный центр»;

·        Проанализировать результаты эмпирического исследования;

·        На основе результатов исследования разработать методические рекомендации по совершенствованию организации социально-культурной деятельности подростков в учреждении культурно-досугового типа.

Объект и предмет исследования. Объект - социально-культурная деятельность подростков в муниципальном учреждении культуры «Новодвинский городской культурный центр», предмет исследования - интересы и потребности подростков в культурном развитии, отдыхе и досуге.

Гипотезы исследования.

Гипотеза основания: формы социально-культурной деятельности МУК «Новодвинский городской культурный центр» предлагаемые подросткам не удовлетворяют их потребностей в самореализации и общении.

Гипотезы следствия:

·          низкий уровень образования и образованности руководителей коллективов художественной самодеятельности и клубных формирований;

·        отсутствие рекламно-маркетинговой службы в МУК «НГКЦ»;

·        отсутствие сотрудничества и партнерства с Молодежным центром города.

Методологическая основа исследования опирается на труды и взгляды таких авторов как М.А. Ариарский, В.П. Триодина, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.В. Ядова.

Степень разработанности проблемы. К настоящему времени изучен широкий круг вопросов, связанных с организацией социально-культурной деятельности подростков в учреждениях культурно-досугового типа. При осмыслении психологических особенностей подросткового возраста полезными оказались работы отечественных авторов, как дореволюционной (В.М. Бехтерев), так и советской поры (А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.А. Сухомлинский).

Исследования в области теории личности и деятельности принадлежат известным ученым: Б.Г. Ананьеву, Л.С. Выгодскому, О.С. Васильевой, С.Л. Рубинштейну, Ф. Перлзу, 3. Фрейду, К.Г. Юнгу и др.,

Возможности использования различных технологий социально-культурной деятельности в формировании личности отражены в трудах М.А. Ариарского, Т.Г. Бортниковой, Н.М. Геновой, Д.М. Генкина, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В.Литовкина, В.Е. Новаторова, В.М. Пич, В.Е. Триодина, B.В. Туева, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.

При разработке программы исследования незаменимы были труды В.А. Ядова, а так же учебники по общей социологии и социальной психологии.

Таким образом, вся вышеперечисленная литература необходима для решения проблемы исследования.

База исследования. Муниципальное учреждение культуры «Новодвинский городской культурный центр»

НГКЦ начал свою работу 1 декабря 2002 года. Историческое здание в центре города, зрительный зал на 320 мест, молодой творческий, мобильный коллектив, проводит все городские мероприятия, занимается гастрольной деятельностью.

На базе муниципального учреждения культуры «Новодвинский городской культурный центр» действует 41 клубное формирование в которых занимается 600 человек. Из них для детей 16 коллективов, число участников 239, для молодежи - 8, участников 138, для взрослых - 17, участников - 223.

В настоящий момент в НГКЦ центре занимаются 4 коллектива, имеющих звание «народный самодеятельный коллектив» и один - имеющий звание «народная студия»: ансамбль песни, музыки и танца «Северянка»; народный оркестр русских народных инструментов; хор ветеранов «Ивушка»; народный театр; народная студия орнаментального вязания.

В МУК «НГКЦ» два специалиста имеют звание «народный мастер» и один сотрудник получил звание «Заслуженный работник культуры Архангельской области».

Здание НГКЦ хоть и привлекательное внешне, но довольно ветхое внутри, капитальный ремонт не проводился в нем более 50 лет, каждый год учреждение закрывают как минимум на 90 суток по предписаниям ГосПожНадзора, большинство помещений в здании не используется по причине их изношенности, тем не менее в учреждении работают лучшие специалисты города, выпускники колледжа и университета культуры и искусств - режиссеры, балетмейстеры, дирижеры, художники, у нас занимается самое большое количество народных коллективов в городе, но количество участников в этих коллективах становится все меньше и меньше, мы организуем и проводим все городские уличные мероприятия, но количество мероприятий в здании резко сократилось. В учреждении существует четкая структура, но в ней отсутствует очень важная, на мой взгляд, служба - рекламно-маркетинговая, специалисты которой смогли бы «раскрутить» новые программы и мероприятия. Ко всему прочему в учреждении сменился руководитель, и его политика и стиль управления резко отличаются от стиля предыдущего директора, что очень негативно влияет на настроение сотрудников и микроклимат внутри коллектива.

Методика исследования. Перед началом исследования в первую очередь была изучена теоретическая информация по данной теме - психологические особенности подросткового возраста, формы социально-культурной деятельности в учреждения культурно-досугового типа в общем и имеющиеся формы в муниципальном учреждении культуры «Новодвинский городской культурный центр» в частности. После изучения данной информации и сравнительного анализа была составлена программа эмпирического исследования и проведено само исследование. Исследование проводилось на базе учреждения, а так же рассылались анкеты в близлежащие с учреждением общеобразовательные школы (велась предварительная работа с педагогами-организаторами). После проведения исследования мы получили необходимые результаты, предоставленные в данной работе. Таким образом, благодаря полученным результатам были выявлены причины поставленной проблемы, а так же предложены пути решения и методические рекомендации по совершенствованию социально-культурной деятельности подростков для муниципального учреждения культуры «Новодвинский городской культурный центр».

I. Социально-культурная деятельность подростков в учреждениях культурно-досугового типа

.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили свое название "подросткового комплекса", а обусловленные ими нарушения поведения - "пубертатного криза".

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самодостаточностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правила и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухими мудрствованием [15, 27].

В современной западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция Э. Эриксона (1968) о " кризисе идентичности" как о главной особенности подросткового периода. Под "идентичностью" подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Формирование идентичности рассматривается с психоаналитических позиций как результат "распада детского Я" и необходимости синтеза нового "взрослого Я", образования " сверх - Я". [22].

Самой идентичности, процессу познания самого себя придаётся самодовлеющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков. По мнению Ниссена (1971), пубертатный криз слагается не только из кризиса идентичности, также из "кризиса авторитета" и "сексуального кризиса". Кризис авторитета выводит как следствие "Эдипова комплекса", как "протест против отца". Слабая роль отца в современной семье или его отсутствие в неполных семьях ведёт к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являются побеги из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности связываются склонность к психогенным депрессия и суицидальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонализации. С нашей точки зрения, суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. Кризис сексуальности объясняется по З. Фрейду сменой эрогенных зон с анальной на генитальную. [23, 147]

Реакция эмансипации. Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Термин "реакция эмансипации", нам представляется, более точно отражает суть явления, чем "кризис авторитетов".

Возможно, реакция эмансипации имеет какие-то биологические, филогенетические корни. У высших млекопитающих именно с периода полового созревания начинается борьба за свое место среди сородичей, за определенное положение в иерархической лестнице сложных взаимоотношений в стаде или в стае. Разумеется, эта реакция у подростков развертывается под действием социально-психологических факторов (чрезмерная опека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и всякой свободы, продолжающееся отношение к подростку как к маленькому ребенку).

Проявление реакции эмансипации может быть весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать "по-своему" и "самостоятельно".

Реакция эмансипации может быть продиктовано поступление на учебу или работу обязательно в другом городе, чтобы жить отдельно от родителей. Одной из крайних форм проявления реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество, когда они обусловлены желанием "пожить свободной жизнью".

Дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают играть не с ровесниками, а с ними. Подросткам свойственно группирование со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных времен [13, 73].

Стремление подростков к группированию со сверстниками, может быть, также имеет какие-то филогенетические корни. У высших млекопитающих, ведущих стадный образ жизни (некоторые виды обезьян, копытных и ластоногих), особи "подросткового возраста" образуют отдельные временные стада. Обезьяны-подростки реагируют депрессией на изоляции от группы сверстников; ни у детенышей, ни у взрослых обезьян добиться депрессии, таким образом, не удается. Однако подобное поведение молодняка высших млекопитающих также может служить моделью для изучения подростковых групп, возникших и функционирующих по социально-психологическим закономерностям. Эти закономерности ещё недостаточно изучены.

Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп из других групп, в борьбе с которыми. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму - условные знаки, свои клички, свои обряды, - например, обряд «братания кровью». Подобные группы обычно образуют только из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований необходимых для входа в неё.

По-видимому, существуют и промежуточные, и иные типы подростковых групп.

В закрытых заведениях для подростков (спортивные лагеря, интернаты) реакция группирования проявляется с особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семейно-педагогической запущенности реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростка.

Реакцией группирования может быть объяснен тот известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. В группе сверстников, как правило, подросток приучается к курению, алкоголю или, что самое ужасное, может начать принимать наркотические препараты. Впоследствии от наркотической или алкогольной зависимости избавиться без помощи врача почти невозможно.

В обстановке спортивного лагеря для подростков с нарушениями поведения быстро складываются спонтанные группы. Лидерство в них обычно добиваются подростки, судя по описанию, с выраженными гипертимными чертами - шумные, чересчур активные, всегда готовые вступить в драку, легко вскипающие, общительные подростки. С воспитателями у них устанавливаются враждебные отношения. Но эти подростки в группе завоевывают власть. В дальнейшем они поддерживаются свою власть руками «адъютанта».

Реакция увлечения - хобби-реакция. Хобби у взрослых могут быть и могут отсутствовать. Для подросткового возраста увлечения составляют особую категорию, проблем увлечений остаётся еще мало освещенной в современной психологической литературе. С нашей точки зрения, увлечения составляют категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами - с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью, средством заработка. Увлечения подростков и разнообразны, и относительно ограниченны. Хоккей и футбол, мотоспорт и автомашины, поп-музыка - наиболее частые увлечения в 60-х и 70-х годах у подростков мужского пола [9, 109].

Но наряду с ними приходится встречать самые неожиданные хобби. Попытка их систематизации встречать самые неожиданные хобби. Попытка их систематизации составляет нелёгкую задачу. Можно выделить следующие типы увлечений. Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любимому делу (музыке, рисованию, разведению цветов). К этой же групп относится стремление постоянно что-то изобретать или конструировать. Нередко подобные занятия для других, особенно старших, кажутся ненужными и странными. Однако для самого подростка они представляются чрезвычайно интересными и важными; ему, в сущности, безразлично, как на это смотрят со стороны. Поглощенные увлекательным для них делом, подростки иногда запускают учёбу и другие дела и почти всё время отдают избранному предмету. Этот вид увлечений наиболее присущ шизоидным подросткам. Телесно - мануальные увлечения - связаны с намерением укрепить свою силу, приобрести ловкость или какие-либо искусные мануальные навыки. Сюда относятся занятия различными видами спорта (например, карате), а также стремление научиться что-то мастерить, вышивать, ездить на велосипеде, водить мотоцикл или автомашину. Но все эти увлечения, казалось бы весьма разнообразные, можно отнести к данному типу, если за ними стоит именно желание развиться в определённом физическом отношении, овладеть какими-то умениями и т.п. Здесь удовольствие нередко доставляет не столько сам процесс занятий, сколько достигаемые результаты. К телесно-мануальным увлечениям особенно склонны бывают сенситивные юноши, у которых эти увлечения тесно переплетаются с реакцией гиперкомпенсации. Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни. Разные увлечения, будь то кружки, виды спорта, общественные обязанности, легко меняются, пока не попадётся сообщество, которое удаётся подчинить себе. Такие подростки, среди которых много гипертимов, являются главарями в разных группах молодёжи и при хорошей направленности интересов охотно занимаются полезной общественной деятельностью. Накопительские увлечения - это прежде всего коллекционирование во всех его видах. Учитывая, что любая коллекция, достигая значительной величины, приобретает известную материальную ценность, можно допустить, что в основе этого рода увлечений лежит склонность к накоплению материальных благ. Устойчивая страсть к коллекционированию часто сочетается с особой тщательностью и аккуратностью. Наиболее яркие случаи здесь принадлежат эпилептоидным подросткам. Эгоцентрические увлечения - всякого рода занятия, показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окружения. Чаще всего это художественная самодеятельность, особенно модные её формы - участие в любительских эстрадных ансамблях, прежде всего, иногда спортивные соревнования - всё, что даёт возможность публичных выступлений, сосредоточения на себе всеобщего внимания. Сюда можно относить увлечение экстравагантной одеждой, привлекающей взоры со всех сторон. Конечно, всё это будет существенно отличаться побудительными мотивами от неподдельного интереса к искусству или спорту, или, в случаях страсти к броской одежде, от наивного подражания моде. C целью привлечь к себе внимания могут избираться даже такие занятия, как изучение иностранных языков, литературная деятельность, увлечение стариной, рисование, попыткой стать знатоком в какой-либо модной области. Однако все эти занятия в подобных случаях преследуют всё ту же цель - демонстрацию своих успехов, привлечение внимания оригинальностью своих увлечений, желание возвыситься в глазах окружающих. Наиболее благоприятствуют этому истероидные черты характера. Азартные увлечения - картёжные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, увлечение спортлото и т.п. Виды увлечений могут меняться, но каждое из них питается чувством азарта. Этот род увлечений чаще всего встречается у эпилептоидных и гипертимных подростков.

Информативно-коммуникативные увлечения проявляются жаждой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющей этой информации обмениваться. Многочасовая болтовня со случайными приятелями, глазение на все происходящее вокруг, детективно-приключенческие фильмы, реже книги того же содержания, многие часы перед телевизором составляют содержание этого рода увлечений. Контакт и знакомства предпочитаются такие же легкие, как и сама поглощаемая информация. Все усваивается на чрезвычайно поверхностном уровне и главным образом для того, чтобы тут же передать другим. Полученные сведения легко забываются, в их подлинный смысл обычно не вникают и каких-либо выводов из них не делается. Все это можно было бы считать не увлечением, а лишь манерой поведения, формой общения и т.п. Однако все это занимает время и место увлечений и, возможно, справедливо было бы расценено как самый примитивный их уровень. Обычно, если сам подросток заявляет, что у него никаких увлечений нет, речь идет на самом деле о подробном информативно-коммуникативном хобби. Этот род увлечений наиболее присущ неустойчивый и конформным подросткам.

Увлечения могут стать основой нарушения поведения подростков. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасывается учеба, работа, все дела и даже становится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений.

Реакция отказа от контактов, игр, пищи чаще возникает у детей, внезапно оторванных от матерей, семьи, привычного места жительства. Но это реакция также наблюдалась у инфантильных подростков, когда их насильно от привычной компании сверстников. У конформных подростков подобная реакция, но в смягченном виде, проявлялась при крутой ломке стереотипа жизни [19, 177].

Собственно подростковый возраст начинается с 11-12 лет. В этом возрасте можно выделить две фазы - 10-12 лет и 12-15 лет.

Первая фаза часто бывает связана с резкими изменениями в характере человека. Некоторые черты и качества обостряются, а значит, становятся резко выраженными и порой отталкивающими. У подростка - бурная эмоциональная жизнь. И эмоции могут быть такими разнонаправленными, такими противоречивыми, что даже не верится, что они могут сосуществовать.

Резкие изменения, происходящие с личностью подростка, во многом связаны с перестройкой всего организма - ведь именно в этот период начинается половое созревание. Поэтому не удивительно, если подросток испытывает плохое самочувствие: неприятные ощущения в сердце, головокружения, периодические повышение и понижение артериального давления, скачки температуры, то возрастание аппетита, то его исчезновение. Эти биологические проявления могут негативно влиять на интеллектуальную деятельность, а значит, порой продуктивность учебы падает. Подобные проявления могут встречаться как у девочек, так и у мальчиков. Но у девочек физиологические изменения, связанные с половым созреванием, начинаются примерно на полтора года раньше, чем у их сверстников.

Но пока все только начинается - в двенадцать-тринадцать лет, - бывает очень нелегко пережить физиологическую бурю в организме и эмоциональную бурю в душе. Ведь в эти годы просыпается интерес к представителям противоположного пола, возникают первые влюбленности… Именно в подростковом возрасте начинается мучительный поиск ответов на очень непростые, «взрослые» вопросы: «какой я?», «каким я должен быть?», «как меня воспринимают другие люди?». Как сказал один остроумный психолог, подросток спрашивает себя со страхом: «Неужели я такой же, как все?» - и тут же ужасается: «Неужели я не такой, как все?» [16, 152].

С какой страстностью доказывают подростки родителям: «Я имею право! Ничего я не должен!», но случается, что стремление вырвать свои права сочетается с абсолютным нежеланием нести ответственность за то, что сделано - и в этом тоже парадокс возраста. Это не вина подростка, просто этому ему еще предстоит научиться.

Желание стать и выглядеть взрослым отражается и в стремлении быть современным. Порою это стремление оборачивается безоглядной борьбой со старым - и тогда в мусорную корзину летят прошлогодние джинсы «немодного покроя», а о романах Тургенева звучит презрительное: «Кто же это сейчас читает!». Категоричность суждений, критичность и свержение авторитетов и в то же время фанатичное поклонение избранным кумирам, например, звездам рок- или поп-музыки, и полнейшее игнорирование их недостатков - одно из ярких противоречий подросткового возраста.

С одной стороны, подросток стремится отделиться от взрослого, добиться автономности, а с другой - чрезвычайно нуждается в добром, спокойном и умном старшем друге, который без назидательности и занудства сумел бы помочь. Помочь в поиске и освоении общих способов решения самых разнообразных задач, которые предлагает жизнь - логических, этических, социальных, личностных.

Если такого старшего (взрослого) друга не находится, то подросток устремляется на поиски решений в «свободном плавании». И его команда - сверстники. Одной из самых важных черт возраста является стремление к общению, группированию со сверстниками. Ведь именно там можно найти то, чего не хватает порой в общении с родителями - признание твоей взрослости и твоего права на независимость. И здесь мы снова встречаем парадокс - подросток очень высоко ценит независимость, но оказывается чрезвычайно зависим от мнения сверстников, своей кампании. Он желает одеваться так, чтобы не быть похожим на других, и в то же время - часто одежда ребят из одной кампании совершенно неотличима. Они похожи, как горошины из одного стручка.

В группе сверстников подросток получает те знания, ту информацию о жизни, которую по каким-то причинам он не может получить дома или в школе от учителей. И это совершенно нормально. Важно только, чтобы эта информация оценивалась подростками критически, поскольку во взаимном общении отроков порой возникают совершенно фантастические мифы - особенно о такой деликатной сфере, как отношения между полами [19, 52].

Развитие Я подростка происходит по очень замысловатой траектории. Это не прямой и равномерный путь - это скачки и откаты, это взлеты и падения. Вопросы о самом себе, попытки проанализировать себя как личность - это специфические черты именно подростков. Семилетний ребенок не терзает себя размышлениями «что я за человек?». Самосознание же подростка изменяется не столько количественно, сколько качественно, причем иногда очень быстро, резко, неожиданно.

Сначала подросток осознает отдельные свои поступки, обучается анализировать их, давать им оценку, потом он становится способен оценить свое поведение в целом. От анализа поведения он переходит к анализу и оценке своих нравственных качеств, характера, способностей. Для развития самосознания подростка особое значение имеют оценки и суждения о нем со стороны родителей, учителей, друзей. Ему очень нужны эти «живые зеркала», особенно в младшем подростковом возрасте, потому что они помогают ему разобраться в своей личности, в ее особенностях.

Интересно, что нравственные принципы и идеалы подростков бывают очень своеобразны и порой сильно отличаются от нравственных ценностей взрослых. Скажем, явно или неявно может провозглашаться такой постулат: «жалость - свойство слабых». Или: «Лучше оказаться дураком, чем трусом».

Идеи, подобные последней, реализуются иногда в совершенно бессмысленных испытаниях храбрости: ревущие двигатели мотоциклов, несущихся навстречу друг другу на пустынном ночном шоссе - кто свернет первым? Или хождение по перилам балкона на девятом этаже. Не показать свой страх другим - это главное. К сожалению, последствия такой демонстрации храбрости оказываются порой весьма трагичными.

«Я» подростка отражается в его увлечениях. Именно здесь оно находит наиболее яркое воплощение. Увлечения подростков весьма разнообразны: кто-то конструирует модели самолетов или кораблей, кто-то коллекционирует марки, кто-то активно занимается спортом, кто-то шьет, играет на гитаре или гоняет на картингах. Но в настоящее время есть два наиболее явно выраженных увлечения, объединяющих подавляющее большинство подростков: это современная музыка и компьютеры. Сами по себе эти увлечения не являются плохими или хорошими. Проблема возникает тогда, когда «одна, но пламенная страсть» заменяет собой все другие и заслоняет разнообразные богатства жизни.

Портреты поп-звезды на стенах комнаты, многочасовые стояния в подъезде с одной-единственной целью - увидеть своего кумира хотя бы мельком, страстные письма с признаниями в любви и многодневные слезы восхищения над пуговицей, оторванной у предмета поклонения в толпе таких же фанатов, - стоит ли ограничивать свою жизнь только этим?

Компьютеры - вещь, безусловно, необходимая в современном мире. Без владения информационными технологиями немыслим в будущем, видимо, ни один вид профессиональной деятельности. Но восьми - десятичасовые битвы с виртуальными монстрами в какой-нибудь сетевой игре или ночные бдения с воспаленными глазами и беззвучной болтовней на чатах в Интернете - могут ли они заменить живое общение - глаза в глаза - с друзьями?

Есть о чем поразмышлять и что обсудить - и лучше - глаза в глаза…

Вторая фаза подросткового возраста. Человеческое Я проходит непростой путь. К 15-16 годам многое в человеке меняется. Между ним и двенадцатилетним - огромная разница. Сглаживаются резкие поведенческие проявления, уравновешиваются эмоции, более сдержанными становятся суждения, меньше - конфликтность.

В этом возрасте у человека появляются новые психологические особенности: самосовершенствование и самоопределение, которые связаны со стремлением стать интересным, умным, ярким, разносторонним; повышение значимости собственных ценностей; превращение частных самооценок отдельных личностных качеств в общее, целостное самоотношение.

Если раньше подросток достаточно обще оценивал себя по шкале «хороший - плохой», то теперь оценки осуществляются в разных направлениях для разных свойств и черт. Пятнадцатилетний человек в большей степени ориентируется при оценке себя на свое собственное мнение и анализ своих поступков, чем на мнения окружающих и поэтому порой ошибается - со стороны-то виднее.

Думать о себе хочется все-таки хорошо. Отсюда особенности этого возраста - повышенно оптимистический взгляд на себя, достаточная устойчивость самооценки. В младшем подростковом возрасте самооценка скачет, как кузнечик - утром ребята высказали одобрение твоим «прикидом» - и ты считаешь себя самым славным парнем на свете, вечером услышал насмешку симпатичной девчонки - и ты ощущаешь себя окунувшимся в грязь.

Наше Я в это время открывает глубины собственного внутреннего мира. Мы вдруг понимаем, что мир внешний, реальный - это только один из возможных миров, а наше внутреннее содержание предоставляет нам неисчислимые богатства. Поэтому порой хочется побыть одному, поразмышлять, почитать «умные», философские книги. А отсюда - уменьшение количества друзей (при возрастании количества приятелей). Но и требования к друзьям высокие. Друг должен уметь выслушать все то сокровенное, чем хочется поделиться, уметь понять и принять мое самораскрытие.

Изменяется и отношение к взрослым. Они уже не противники, у которых надо отвоевать право на свободу и независимость. Умный взрослый - это замечательный собеседник, с которым можно построить доверительные отношения. Полного самораскрытия со стороны подростка, конечно же, взрослому ожидать нечего. Зато, если он покажется достойным, то может стать примером для подражания, имеющим какие-то черты, которые являются эталоном. Для старшего подростка идеальных взрослых нет. Но у одного взрослого имеется одна привлекательная черта, у другого - другая. Так, составив набор эталонов, можно смоделировать такой образ, по которому и можно начать целенаправленно строить свое Я [16, 90].

Самое главное, что появляется у подростка в этот период и чем он резко отличается от младших ребят - это чувство взрослости. Подобного ощущения он никогда не испытывал раньше. И оно усиливается - хотя бы потому, что в зеркале подросток видит не малыша, а человека, у которого налицо признаки взрослеющего человека. Впрочем, довольно часто у подростков - и мальчиков, и девочек - вызывают негативное отношение некоторые особенности собственной внешности. Сколько страданий доставляют подросткам обоего пола такие естественные в этом возрасте и такие нежеланные прыщи! Не меньше проблем связано с неуклюжестью, угловатостью подростковых фигур, с излишней полнотой или неестественной худобой. Ведь так хочется выглядеть красивой (-ым) и привлекательной (-ым)!

Представление о себе как о взрослом человеке не может не влиять на поведение и манеру общения с людьми. Конечно же, трудно принять отношение к себе со стороны взрослых, «как к маленькому»". Поэтому подросток демонстрирует порой грубость, упрямство, замкнутость, пытаясь доказать свое право на самостоятельность и независимость от внешних указаний. Он считает правомерным претендовать на отношение к нему, как ко взрослому, желает оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства взрослых, подчеркнуто категорично высказывает свои взгляды, не совпадающие со взглядами взрослых.

социальный культурный подросток муниципальный

1.2 Особенности организации социально-культурной деятельности подростков в учреждениях культурно-досугового типа

Основным местом проведения досуга молодых людей традиционно считаются Дома, Дворцы культуры и Центры досуга. Молодежь же предпочитает собираться во дворах, в квартирах, на зеленых площадках, в подъездах домов, но месту жительства. Взрослое население, в основной своей массе, выпадает из поля зрения культурно-досуговых учреждений и проводит свое свободное внутрисемейное время дома.

В последние годы во многих регионах России развитие культурно-досуговой деятельности имеет вариативный характер.

Происходящая реорганизация в культурно-досуговой сфере ликвидация многих клубных учреждений и изменение их детальности открыли дорогу для разнообразной работы клубов по интересам в микросоциумах. При целесообразно сформированной педагогической деятельности, имеющей непосредственное влияние на выбор свободного времени подростков и молодежи, происходит развитие организованных и неорганизованных видов и форм самодеятельного творчества. Для того, чтобы удовлетворить запросы и интересы современного поколения, важно и нужно экспериментировать, но не по принуждению, а при условии всестороннего выявления интереса личности. Изменения, наблюдаемые во всех сферах общественной жизни, отражаются как на развитии художественной самодеятельности, так и на развитии любительства. Становится все более сложным как заниматься самим художественным творчеством, так и создавать среду его обитания, что вызывает возникновение новых проблем. Причин для этого множество:

• во-первых, несформированность российского рынка, когда соотношение спроса и предложений не уравновешены;

• во-вторых, отсутствие опоры в виде теоретического опыта в организации досуговых форм, что порождает неуверенность в действиях руководителей клубных объединений;

• в-третьих, несущественная поддержка государством культурных учреждений (а иногда и вообще отсутствие ее) [8,136с].

Несмотря на все трудности в организации работы учреждений досуга, процесс демократизации общества усилил проявление инициативы среди работников социально-культурной сферы. Этому способствовал и отход от заорганизованных форм работы, и модификация ценностной ориентации подростков, стремление к независимым и свободным видам досуга, являющимся основными в работе многих культурно-досуговых учреждений на современном этапе. Множество вариантов дискуссии о возможном перемещении клубных объединений в стены школьных учреждений, где существует добровольно большое количество кружковых коллективов, стали основной темой поиска новых путей в организации досуга подростков. Но возлагать на школу всю работу по организации досуга школьников вряд ли правомочно, так как многие из них, особенно в городах страдают от нехватки помещений (занятия в две-три смены), да и школьная атмосфера не всегда располагает к свободному общению и вовлечению наибольшего количества детей и подростков в сферу любительского творчества.

В структуре социальных потребностей современного городского населения возросла тенденция к неформальному «дворовому общению». Неформальные группы существуют повсеместно, охватывая большинство подростков. Зачастую эти группы функционируют вне педагогического руководства и контроля, выпадая, таким образом, из сферы внешкольной работы.

Одним из путей решения этой проблемы явилась во всех регионах страны активизация деятельности подростковых клубов по месту жительства. К тому же с развитием подростковых клубов появилась возможность объединения усилий школы, семьи, государственных учреждений и общественных организаций для непрерывного воспитательного процесса. В книге «Основы социально-культурной деятельности» дается следующее определение: «Местожительство - социокультурное пространство, окружающее клуб, в котором: осуществляется жизнедеятельность семьи; проводится время; реализуется быт, досуг и рекреация (восстановление сил подростков и взрослых); происходит социокультурное общение жителей на базе обмена социальными нормами и культурными образцами; складываются традиции, ценности и инициативы общинной жизни» [8, 136].

В некоторых регионах, городах России, контингент участия подрастающего поколения в клубах по месту жительства определяется малыми возрастными рамками - это до 15 лет. Но некоторые подростковые клубы посещает и молодежь до 30 лет. Там, где возрастной ценз больше, к услугам молодежи спортивные тренажеры, теннис, неформальное общение по интересам. Тем не менее, повсеместно в организации работы по месту жительства до сих пор существует ряд проблем. Среди них можно назвать следующие: устаревшая нормативно-правовая база не соответствующая новым реалиям; различные подходы к определению статуса подростково-молодежного клуба (клуб зачастую рассматривается как учреждение дополнительного образования; клуб как учреждение культуры; клуб как центр молодежного досуга по месту жительства); ориентация многих клубов на кружково-секционную работу, отсутствие системы подготовки и переподготовки специалистов, недостаточная защищенность работников; слабое материально-техническое обеспечение. Эта позиция отражается многими теоретиками и практиками в области организации подростково- молодежного досуга.

В подростковых клубах по месту жительства применяются разнообразные эффективные формы работы, способствующие: снижению уровня девиантности; активизации развивающего досуга несовершеннолетних, молодежи; формированию физической культуры и здорового образа жизни в молодежной среде [18].

В соответствии с имеющейся базой, контингентом ребят, посещающих клубы, интересами их и педагога-организатора, профилем кружков, работающих в клубе, определяется и направленность клуба. Однако, независимо от выбора любой из программ деятельности, клуб должен быть местом общения ребят друг с другом и с педагогом, представляющим мир взрослых людей. Непосредственно живой пример и художественная подготовка педагога, руководителя объединения, его компетентность в различных видах искусства не только порождают у подростков и молодежи внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к искусству.

Работа подростковых клубов строится в тесном контакте с различными социально-культурными институтами. Проведенные и планируемые исследования направлены на рассмотрение многих нерешенных задач, стоящих перед работниками сферы культуры:

• определение наиболее приоритетных видов художественного творчества;

• исследование проблем бытования художественного творчества в подростково-молодежной среде;

• выявление роли школьных и внешкольных учреждений в формировании творческих интересов подрастающего поколения;

• разработка рекомендаций по возрождению, сохранению и развитию любительского художественного творчества на региональном уровне и многое другое [18].

Анализ воспитательной деятельности любительских объединений в подростковых клубов в нашей стране показал, что за небольшой период времени изменилась методика организации и планирования досуговых акций. Наиболее популярными становятся такие формы творчества, которые способствуют воплощению идей, замыслов в конкретной идейной форме, а также реализации выдумки, фантазии через индивидуальный и массовый процесс видения многих жизненных явлений. Это студии декоративно-прикладного творчества, спортивно-оздоровительные секции, музыкальные и игровые программы, а также многое другое.

Произошедший спад интереса к традиционным формам кружковой самодеятельности привел к созданию условий для возникновения авторских видов объединений художественной направленности с целью распространения практики мастеров-умельцев среди любительских объединений детского, молодежного движения, инвалидов и людей пожилого возраста. В результате заметно активизировалась работа во многих клубах и стал наиболее интересным досуг ребят.

Наибольшей популярностью пользуются традиционные формы любительских объединений и клубов по интересам, где в процессе музыкально-педагогического воспитания формируются и развиваются индивидуальные исполнительские способности личности. Творческие, исполнительские способности развиваются в процессе жизнедеятельности человека, поэтому необходимо создавать такие социальные условия, которые способствуют их формированию. Среди главных и ключевых проблем подростков можно отметить организацию досуга и их поддержку в период взросления. Возникает необходимость формирования служб социально-психологической помощи подросткам и молодежи, а также возможность реализации региональных программ социально-психологической, культурно-образовательной реабилитации. А.И. Лучанкин и А.А. Сняцкий в учебном пособии «Социально-клубная работа с молодежью» пишут: «Нужен клуб профессионалов, нужны энтузиасты клубного дела - и, прежде всего, из числа менеджеров социальной сферы, не говоря уже о просто умных людях, способных брать на себя ответственность. В этой связи перспектива пропаганды идеологии социально-культурной работы, обработка механизмов ее внедрения и апробации - задача не только практическая, но и методологическая» [10, 130].

Каждый клуб - это мини-мир, в котором существуют свои традиции, создается индивидуальная культура общения, питательный микроклимат познания и творчества. Масштабные акции, организуемые городским Центром по работе с детьми и молодежью могут предложить разнообразные по содержанию и форме проведения игры, праздники, познавательные и просветительные беседы, встречи с интересными людьми. В подростковых клубах подрастающее поколение реализует свой потенциал, здесь каждый компенсирует те или иные проблемы общения, здесь наиболее реально усваиваются социально-культурные образцы поведения.

Педагог любительского объединения при руководстве коллективом или группой обязан владеть тремя аспектами деятельности, которые создают благоприятные условия для развития личности. Это художественный, педагогический и организаторский, без которых невозможно увлечь, удовлетворить духовные потребности человека, а также реализовать их. Для данного действа необходимы интуиция руководителя, обоюдное вдохновение педагога, личности или группы, наличие новизны в имеющихся формах деятельности и «животворящая струя» оригинальности идей, не характерных для данных условий. Именно тогда может создаваться творческая атмосфера

В последнее время в России заметно повышается интерес к национальным традициям и праздникам, в проведении которых с удовольствием принимают участие и дети, и взрослые жители микрорайона. Такое сотрудничество способствует вовлечению «неорганизованных» любителей в коллективное времяпрепровождение и является возможностью передачи мастерства старшего поколения младшему.

Особым интересом, как среди детей, так и взрослого населения пользуются традиционные праздники - «Рождественские посиделки», «Крещенские вечера», «Масленица» и многие другие, проводимые клубами по месту жительства и перенявшими эстафету по организации местных традиций от Домов культуры. Среди традиционных массовых праздников можно назвать «Лесной карнавал» и нововведение - форум «Культура мира через детское восприятие» [18].

Для стимулирования участия подрастающего поколения в совместном времяпрепровождении необходимо обеспечение навыков культурного досуга, которое возможно при:

• обеспечении благоприятных условий для ежедневного пребывания подростков и молодежи в самодеятельных художественных организациях;

• создании и реализации программ по организации неформального общения в подростковых и молодежных группах, при учете демографических данных, склонностей и интересов;

• создании условий для самостоятельного, индивидуального вклада личности в художественно-творческую деятельность коллектива, группы, для чего применять многообразие развлекательных и деловых игр с целью развития фантазии и уверенности в своих силах;

• осуществлении специфических условий развития каждого индивида при выявлении внутреннего состояния (анкетирование, индивидуальные беседы) и общего развития индивида, не навязывая, а увлекая видами и жанрами художественного творчества в сфере свободного времени;

• варьировании методов воспитания и увлечений в кружках, студиях, любительских объединениях для самостоятельного выбора индивидом видов и жанров любительского художественного творчества;

• привлечении местного населения в клубы но интересам и любительские объединения к живому действу гармонии, красоты и старины;

• организации любительских объединений: «Папа, мама, я - творческая семья», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Изба ремесел», «Мастерская умелые руки».

А для этого необходимо научиться:

• работать с детьми на близкой психологической дистанции (контакт общения, внутреннее ощущение состояния каждой личности);

• организовывать семинары-практикумы для повышения мастерства в работе с детьми и молодежью;

• привлекать в детское и молодежное любительское движение людей старшего возраста, занимающихся каким-либо видом художественного творчества на дому для совместного времяпрепровождения, с целью общения и передачи опыта мастерства;

• отмечать инициативных участников, а также спонсоров (телевидение, газетные публикации, брошюры из опыта работы сотрудников сферы культуры и досуга), принимающих активное участие в возрождении региональной культуры своего края [18].

Таким образом, вышеперечисленные рекомендации направлены на создание единой системы организации любительского движения по месту жительства. Все это говорит о том, что подростковые клубы по месту жительства - это почва для самовыражения, развития и выявления творческих способностей личности, где реализуются сиюминутные желания, зарождается новый талант, складывается атмосфера развития любительства, домашнего неорганизованного творчества. Это координирующее звено в системе социализации подростков и молодежи с привлечением взрослого населения в процесс воспитания, где при условии разнообразных видов деятельности происходит параллельная активизация сферы общения через кружковые занятия по интересам. Именно здесь проявляется воспитывающий эффект педагогического воздействия средствами искусства, с помощью которых раскрываются духовные и творческие качества любого посетителя и участника клуба.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что для организации социально-культурной деятельности подростков в учреждениях культурно-досугового типа необходимо вводить четкое разграничение возрастных особенностей, специалистам обязательно нужно изучать возрастную психологию и для каждого возраста подбирать соответствующие формы социально-культурной деятельности.

II. Организация социально-культурной деятельности подростков в муниципальном учреждении культуры «Новодвинский городской культурный центр»

.1 Структура организации социально-культурной деятельности подростков

В городе Новодвинске осуществляют свою деятельность пять учреждений культуры, три учреждения дополнительного образования, а так же секции и кружки в каждой школе. В данной работе будет описана структура организации социально-культурной деятельности подростков в муниципальном учреждении культуры «Новодвинский городской культурный центр».

Итак, как говорилось ранее, в нашем учреждении 20 коллективов художественной самодеятельности, в каждом из них существует от 2-х до 4-х возрастных групп, в том числе и подростковые. Из 20 коллективов 5 хореографических разной направленности (народный танец, эстрадный, современный, сюжетный), 1 коллектив эстрадного вокала, 3 коллектива народного вокала и 1 академического, народный театра, театральная студия, 2 группы студии орнаментального вязания и студии кройки и шитья, оркестр русских народных инструментов и 4 объединения по интересам, где обсуждаются волнующие темы и вместе предлагаются пути решения каких-то проблем. Таким образом, в учреждении работаю коллективы разной направленности, способные удовлетворить многие потребности в самореализации подростков. Данные о количестве подростков, занятых в коллективах художественной самодеятельности приведены ниже в таблице 1

Таблица 1

№ п/п

Наименование коллектива художественной самодеятельности

Кол-во участников от 10 до 13 лет

Кол-во участников от 14 до 16 лет

1.

Народный ансамбль песни, музыки и танца «Северянка»

6

8

2.

Народный оркестр русских народных инструментов

0

4

3.

Народный хор ветеранов «Ивушка»

0

0

4.

Народный театр

0

0

5.

Народная студия орнаментального вязания

35

30

6.

Театральная студия «Лукоморье»

29

40

7.

Хореографический коллектив «Талисман»

20

15

8.

Коллектив эстрадного танца «Эльф»

16

8

10.

Коллектив современного танца «Экспансия»

10

10

11.

Студия восточного танца «Амани»

16

28

12.

Эстрадная студия «Эдельвейс»

6

4

13.

Мастерская «Свой стиль»

4

10

14.

Вокальная группа «Родники»

0

4

15.

Вокальная группа «Настроение»

0

3

16.

Вокальная группа «Надежда»

0

0

17.

Кружок «Светлый батик»

0

4

18.

Клуб по интересам «Посиделки у Светланы»

0

0

19.

Женсовет

0

0

20.

Клуб авторской песни «Аккорд»

0

7

ИТОГО

142

175


Диаграмма 1

Всего в МУК «НГКЦ» занимаются 563 участника. Изобразим графически соотношение возрастных категорий в группах в диаграмме 1

Таким образом, деятельность учреждения направлена в основном на удовлетворение потребностей в дополнительном развитии детей и подростков.

Что же касается соотношения подростков по половой принадлежности, то тут возникает огромная разница. Из 317 подростков, занимающихся в учреждении всего 18 - юноши - Диаграмма 2.

Диаграмма 2

Таким образом, видно, что подавляющее большинство участников клубных формирований - девушки.

Приведенная выше информация касается организации работы клубных формирований и коллективов художественной самодеятельности для подростков в учреждении. Но социально-культурная деятельность подростков в нашем учреждении заключается не только в развитии хореографических, вокальных или актерских данных, но и в формировании активной гражданской и жизненной позиций. Ежемесячно в Новодвинском городском культурном центре проводятся мероприятия для подростков и с их участием.

Данные о мероприятиях, проведенных в МУК НГКЦ в 2011 году приведены ниже в таблице 2 [7]

Таблица 2

месяц

Количество мероприятий

Количество посетителей

Количество зрителей


платные

бесплатные

гастрольные поездки

выставки

всего:

взрослые

Подростки от 11 до 16 лет

Дети до 11 лет



взрослые

Для подростков и детей

взрослые

Для подростков и детей














творческие

товаров






январь

15

5

8

12

2

0

6

48

2657

983

637

4277

февраль

16

7

6

10

1

6

7

53

2487

728

312

3527

март

19

2

8

4

1

2

7

43

3126

557

275

3958

ИТОГО за I кв.

50

14

22

16

4

8

20

144

8270

2268

1224

11762

апрель

17

6

9

9

4

0

5

50

3810

613

360

4783

май

12

2

6

5

0

0

0

25

670

220

117

1007

июнь

1

3

2

5

1

0

0

12

93

670

95

ИТОГО за II квартал

30

11

17

19

5

0

5

87

4573

1503

572

6648

ИТОГО за I полугодие

80

25

39

35

9

8

25

231

12843

3771

1796

18410

июль

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

август

2

4

8

2

0

1

0

16

105

156

124

385

сентябрь

14

6

8

6

1

2

0

34

2769

247

189

3205

ИТОГО за III квартал

16

10

16

8

1

3

0

50

2874

403

313

3590

октябрь

17

8

7

4

1

3

0

40

3084

280

615

3979

ноябрь

19

10

5

2

0

0

0

36

3107

346

271

3724

декабрь

23

14

3

4

1

3

0

48

4263

803

617

5683

ИТОГО за IV квартал

59

32

15

10

2

6

0

124

10454

1429

1503

13386

ИТОГО за II полугодие

75

42

31

18

3

9

0

174

13328

1832

1816

16976

ВСЕГО:

155

67

70

53

11

17

25

405

26171

5603

3612

35386


Численность населения в городе Новодвинске составляет 42 000 человек, соответственно каждый месяц в Новодвинский городской культурный центр приходит примерно десятая часть всего населения города. Но в данной работе нас интересует не вся аудитория, а только подростковая. Чтобы оценить картину охвата возрастной аудитории, представим данные из таблицы 2 в диаграмме 3. Эти данные необходимы для анализа деятельности учреждения и могут использоваться при некоторых корректировках направленности видов и форм социально-культурной деятельности в данном учреждении.

Диаграмма 3


Всего в 2011 году сотрудниками учреждения было проведено 405 мероприятий. Сколько из них ориентированы на подростковую аудиторию можно посмотреть в диаграмме 4, ведь как уже было отмечено ранее данная возрастная категория аудитории является приоритетной и просто необходимо осуществлять как можно более масштабный охват данной аудитории

Диаграмма 4


Из данной диаграммы видно, что количество мероприятий для подростковой публики намного меньше, чем остальных. Какие же мероприятия проводит Новодвинский городской культурный центр для подростковой аудитории? Следует отметить, что организация деятельности в учреждении культурно-досугового типа осуществляется при помощи средств, форм и методов социально-культурной деятельности.

Средства социально-культурной деятельности - набор инструментов идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

К числу основных средств СКД относятся: устные (живое слово, сценическая речь), технические (кино, радио, телевидение, аудио, видео), наглядные (афиши, плакаты, экспонаты, реликвии) психолого-педагогические (игры, развлечения, общение, зрелища), искусство и самодеятельное творчество (оригинальные жанры, декоративно-прикладное, изобразительное, музыкальное, хоровое, хореографическое, театральное), печатные (газеты, журналы, научная, политическая, художественная литература) [8, 21].

Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия. К тому же выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга.

Для успешного применения средств СКД в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:

выбор средств всегда зависит от цели мероприятия. Цель определяет средство;

количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам;

всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения;

имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности.

Попытки исследовать формы социально-культурной деятельности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно.

Так, например, А.Д. Жарков отмечает, что под формами - программами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждениях культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания [6, 15].

Вместе с тем, В.Е. Триодин определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического процесса в клубе» [20, 6].

В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Все вышеприведенные формулировки имеют право на существование. На наш взгляд, форма социально-культурной деятельности - это запланированная информационно-просветительская, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель - донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

Выбор форм, их разработка и проведение - дело нелегкое и очень ответственное, т.к. формы социально-культурной деятельности обладают определенной самостоятельностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию.

Выделяются следующие основные виды форм социально-культурной деятельности:

·        Массовые - театрализованные представления, фестивали, аукционы, праздники, олимпиады;

·        Групповые - диспуты, любительские объединения и клубы по интересам, кружки, круглые столы, конференции;

·        Индивидуальные - беседы, занятия в кружках, занятость в секциях, консультации, интерактивные компьютерные игры.

Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».

Слово «метод» греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».

Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени.

Существует большое разнообразие в подходах к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности:

·        методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности (работа с литературными источниками и материалами прессы, взаимный обмен информацией, просмотр аудиовизуальных материалов, иллюстрация и театрализация, упражнения);

·        методы формирования общественного сознания личности (убеждение, внушение, пример);

·        методы включения в СКД и формирования опыта общественного поведения (практическое задание, вовлеченность в деятельность, соревнования, педагогические требования, индивидуальные поручения);

·        методы стимулирования социально-культурной активности (моральное поощрение, материальное поощрение, общественное порицание);

·        методы социологических исследований СКД (опрос, интервью, наблюдение, изучение документов, тестирование, эксперимент).

Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение: методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.

Итак, вернемся к базе исследования - Новодвинскому городскому культурному центру. Какие же мероприятия проводятся для подростков:

·        Формы информационного характера:

В 2011 году сотрудниками учреждения проводился цикл мероприятий, ориентированных на среднее школьное звено под названием Вечер-беседа «Мир, сотворенный тобой», экскурсия по зданию МУК НГКЦ «Волшебный мир Закулисья», мастер-класс от художника-оформителя «Магия бумаги»;

·        Формы просветительской направленности:

В конце каждого времени года проводится неделя добра, мероприятия для которой готовят сами подростки, в течении года проводятся отчетные концерты и открытые уроки всех клубных формирований, клубов по интересам и коллективов художественной самодеятельности;

·        Формы, активизирующие личность:

Коллективы МУК НГКЦ регулярно участвуют в конкурсах и фестивалях различных уровней и направленности, так же в нашем учреждении проходят конкурс хоровых школьных коллективов «Новодвинская весна», конкурс юных исполнителей «Молодые голоса», конкурс чтецов ярмарка талантов в День открытых дверей;

·        Формы познавательно-развлекательной направленности:

Конкурсно-игровые программы, дискотеки, вечера отдыха, массовые гуляния и викторины.

Не смотря на разнообразие предлагаемых форм, посетителей данной возрастной категории все-таки не столько многочисленно как хотелось бы. В чем же причина небольшой популярности МУК НГКЦ среди подрастающего поколения? На этот вопрос смогут дать ответ только результаты эмпирического исследования.

2.2 Результаты эмпирического исследования

Чтобы расширить возможности Новодвинского городского культурного центра и подробнее узнать интересы современных подростков, было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось с помощью нескольких методов: анкетирование, опрос и наблюдение. Цель исследования -совершенствование деятельности МУК НГКЦ в области работы с подростками. Задачи исследования:

изучить потребности подростков в художественно-эстетическом развитии;

познакомиться с интересами современных подростков в организации собственного досуга;

проанализировать имеющиеся формы культурно-досуговой деятельности в МУК НГКЦ;

подобрать возможности и методы для изменения сложившейся ситуации.

В исследовании принимали участие подростки, которые занимаются в коллективах художественной самодеятельности МУК НГКЦ, а так же учащиеся близлежащих школ в возрасте 11-16 лет. Ну а для реализации метода исследования наблюдения, было специально организовано мероприятие День открытых дверей, где в исследовании приняли участие все посетители данного мероприятия. Результаты исследования приведены ниже.

Возраст и пол участников исследования (Диаграмма 5):

Диаграмма 5


Таким образом, в исследовании участвовали 676 подростков.

Сколько из опрошенных посещают коллективы художественной самодеятельности различной направленности (Диаграмма 6)

Диаграмма 6

Итак, из 676 человек только 195 занимаются в коллективах художественной самодеятельности. Чем же занимают свой досуг остальные 481 человек? Таблица 3

Таблица 3

№ п/п

Наименование деятельности

Количество человек

1.

Прогулки с друзьями

43

2.

Компьютерные игры

28

4.

Посещение спортивной школы

67

5.

Посещение репетиторов, подготовка к экзаменам

103

6.

Посещение учреждений дополнительного образования (ДЮЦ, Школа искусств, ДДТ)

98

7.

Общественная деятельность (посещение молодежного центра)

27

8.

Чтение книг

28

9.

Технические кружки

26

10.

Другое

61


Необходимо было выяснить у участников исследования что их не устраивает в нашем учреждении и почему они его не посещают (Таблица 4)

Таблица 4

№ п/п

Наименование характеристик

Количество человек

1.

Местоположение центра (далеко от дома)

37

2.

Мои друзья посещают другие учреждения

99

4.

Тематика кружков мне не интересна

130

5.

Не хватает времени на художественно-эстетическую деятельность

72

6.

Не считаю нужным посещать подобные учреждения

43

7.

Предпочитаю пассивные формы досуга

54

8.

Затрудняюсь ответить

46


Так же было важно узнать какие формы культурно-досуговой деятельности интересны подросткам, этот вопрос задавался всем участникам исследования (Диаграмма 7)

Диаграмма 7


А что же предлагали сами подростки? Таблица 5

№ п/п

Наименование деятельности

Количество человек

1.

Заниматься творчеством

118

2.

Ходить в походы

43

4.

Делать что-то своими руками

68

5.

Заниматься спортом

72

6.

Проводить больше времени с родителями

24

7.

Общаться с друзьями

97

8.

Научиться зарабатывать деньги

83

9.

Помогать другим

32

10.

Получать новые знания и делиться своими знаниями с другими

44

11.

Заводить новые знакомства

37

12.

Вообще не хочу ничего делать

58


Все вышеперечисленные данные были взяты после обработки анкет и по результатам опроса. Данные наблюдения приведены в таблице 6. На мероприятии присутствовали 315 человек, возраст от 11 до 16 лет. Мероприятие проходило в конце сентября 2012 года и проводилось с целью привлечения новых участников коллективов художественной самодеятельности, а так же в информационно-просветительских целях, как для участников мероприятия, так и для сотрудников учреждения:

Таблица 6

Критерии наблюдения

До начала

Начало

Кульминация

Финал

После

Аплодисменты

-

-

Знакомство с информационными стендами

-

Участие в экскурсии

-

-

-

Участие в играх и конкурсах

-

-

Общение с руководителями коллективов

-

Уход из зала

-

-

-

-

-

Присутствие на выставке

Присутствие на театрализованном представлении

-

-

Участие в мастер-классе

Запись в коллективы художественной самодеятельности

Участие в конференции

-

-

Предложение своих форм культурно-досуговой деятельности (урна для голосования)

☺ - большинство участников

☻- меньшинство участников

○ - отдельные участники

- полное отсутствие

В результате наблюдения было выявлено, что большинство участников заинтересовались имеющимися формами культурно-досуговой деятельности, а так же внесли свои предложения в корректировку данной деятельности. После проведения этого мероприятия количество подростков, посещающих наше учреждение, увеличилось на треть. Необходимо сохранить новую аудиторию и удовлетворить ее интересы.

Делая вывод по всему эмпирическому исследованию, хочется отметить, что большинству подростков в нашем городе не подходят формы культурно-досуговой деятельности, предлагаемые муниципальным учреждением культуры «Новодвинский городской культурный центр», помимо данного исследования необходимо провести работу с родителями и выяснить причины с их точки зрения. Но не смотря на это, участники исследования оказались очень активными людьми, способными на различные виды деятельности и разносторонне развитые. Таким образом, возможная аудитория учреждения имеет большой потенциал и активную жизненную позицию, что несомненно может облегчить совершенствование деятельности и расширение возможностей учреждения.

2.3 Методические рекомендации по совершенствованию организации социально-культурной деятельности подростков для муниципального учреждения культуры «Новодвинский городской культурный центр»

Анализируя результаты данной работы, необходимо подвести итог и предложить пути и методы совершенствования социально-культурной деятельности подростков. Что же можно сделать в условиях и на базе муниципального учреждения культуры «Новодвинский городской культурный центр»? В первую очередь необходимо создать службу социологических исследований или дополнить должностные инструкции специалистов культурно-досуговой службы следующими обязанностями:

разрабатывать программы эмпирических исследований;

ежеквартально проводить социологические исследования потребностей и интересов реальной и потенциальной аудитории учреждения;

вносить предложения по совершенствованию деятельности учреждения;

Так же необходимо расширить список имеющихся форм культурно-досуговой деятельности для удовлетворения потребностей современных подростков города Новодвинска в дополнительном образовании и художественно-эстетическом развитии.

Провести обучение и повышение квалификации руководителей коллективов художественной самодеятельности, клубов по интересам, а так же специалистов по работе с приоритетными категориями населения, режиссеров и методистов. Установить партнерские отношения с молодежным центром города Новодвинска, с общественными организациями и центрами дополнительного образования для проведения совместных мероприятий и увеличения захвата аудитории. С помощью средств массовой информации города (телевидение, сайт администрации, печатные издания) провести рекламную компанию о предоставляемых услугах для подростковой аудитории. Провести благотворительные мероприятия с целью улучшения материально-технической базы учреждения.

Создать на базе учреждения центр детского и молодежного творчества или филиал учреждения в другом районе города.

Если нет возможности внести изменения в штатное расписание, необходимо привлечь специалистов со стороны и заключить с ними договоры гражданско-правового характера.

Поддерживать и развивать общественно значимые направления культурной деятельности подросткового досуга.

Таким образом, основными факторами, влияющими на организацию социально-культурной деятельности подростков в муниципальном учреждении культуры «Новодвинский городской культурный центр» являются популярность самого учреждения по сравнению с конкурирующими организациями, а так же потребности и интересы самих подростков.

Заключение

Данное исследование было посвящено изучению потребностей подростков в художественно-эстетическом развитии и потребностей в дополнительном образовании. В ходе исследования были заявлены следующие гипотезы:

Гипотеза основания: формы социально-культурной деятельности МУК «Новодвинский городской культурный центр» предлагаемые подросткам не удовлетворяют их потребностей в самореализации и общении.

Гипотезы следствия:

·          низкий уровень образования и образованности руководителей коллективов художественной самодеятельности и клубных формирований;

·        отсутствие рекламно-маркетинговой службы в МУК «НГКЦ»;

·        отсутствие сотрудничества и партнерства с Молодежным центром города.

Таким образом, эти гипотезы были полностью подтверждены.

Зачастую учреждения культуры не совершенствуют свою деятельность, а идут по накатанному пути, ведь у них есть своя аудитория, отработанные формы социально-культурной деятельности и все в учреждении идет своим чередом. Конечно, преемственность поколений необходимо сохранять, но те учреждения, которые не стремятся усовершенствовать свою деятельность, развить новые формы и увеличить свою аудиторию непременно останутся на обочине трасы под названием социально-культурная сфера. В 21 веке потребители наших услуг становятся все более образованными и избирательными, и сейчас у них действительно есть возможность и право выбирать услуги тех учреждений, которые готовы и удовлетворяют их потребности и интересы.

Более того одно учреждение само по себе не сможет выжить в современных условиях конкуренции, нужно обязательно налаживать партнерские отношения с другими организациями и учреждениями, а так же благотворительными фондами.

Многие из подобных учреждений, особенно коммерческого типа пользуются тем, что психика подростков неустойчива и подвластна манипулированию. Задача нашего учреждения - воспитать в юных горожанах нормы морали и систему признанных ценностей, а для этого необходимо соответствовать представлению подростков о современных учреждениях культуры или же наоборот, не соответствовать им. А чтобы познакомится с этими представлениями необходимо общаться с подростками и в учреждении и за его пределами посредством различных форм социально-культурной деятельности и конечно, эмпирических исследований.

Список использованной литературы

1.       Ариарский М.А. Семья и культура досуга. - СПб.: Специальная литература, -2011.

2.      Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: ред.-изд. центр Консорциума «социальное здоровье России», 2008. - 221с

.        Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2004. - 348 с

.        Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только. / Сфера досуга - сфера социализации. - СПб.: ГДТЮ, 2011. - 240 с

.        Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. - М., 2008. - 180 с

.        Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М., 2008. - 140 с

.        Журнал учета работы МУК НГКЦ за 2011 год

.        Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУК, 1995. - 302 с

.        Крылов А.А. Психология. - М.: ПРОСПЕКТ, 2012. - 584 с

.        Лучанкин А.И., Сияцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. - Екатеринбург:УрО РАН, Ин КОТ, 1997. - 396 с

.        Михайлова Л. И. Социология культуры. - М.:Академия, 2009. - 500 с

.        Молодежь в современном мире: проблемы и суждения. Материалы круглого стола // Вопросы философии. - 1990. - №6. - С.5-12

.        Немов Р.С. Общая психология. - М.: Просвещение - ВЛАДОС, 2008. - 576 с

.        Педагогика досуга: терминологический словарь / сост. О.Н. Хахлова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 50 с

Похожие работы на - Организация социально-культурной деятельности подростков в учреждении культурно-досугового типа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!