Опытно-экспериментальное исследование влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    75,88 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Опытно-экспериментальное исследование влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое состояние проблемы влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста

.1 Влияние родительского отношения на личность ребенка

.2 Мотивация успеха ребёнка младшего школьного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста

.1 Организация и методика исследования влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста

.2 Результаты исследования влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста

.3 Анализ и интерпретация полученных данных исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

родительский отношение мотивация успех

Введение


Мотивация успеха играет <#"788937.files/image001.gif">

Рис. 2.1. - Результаты исследования учебной мотивации

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важными для большинства испытуемых являются такие учебные мотивы, как достижение успеха и аффилиация. Преуспевание в учебной деятельности и теплое, эмоционально близкое отношение с окружающими людьми. Результаты исследования уровня сформированности основных психологических новообразований. Известно, что у младших школьников при переходе в среднее звено формируются основные психологические новообразования - это рефлексия, произвольность и внутренний план действий.

2.3 Анализ и интерпретация полученных данных исследования

 

Итоги содержания результатов исследования позволяют нам вывести следующие положения о закономерностях влияния родителей и выбранных ими стилей семейного отношения на успехи детей младшего школьного возраста.

1. Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале принятие-отвержение показали, что 14 семей (27%) принимают своих детей такими, какие они есть, уважают индивидуальность детей, симпатизируют им. Родители стремятся проводить много времени вместе с детьми, одобряют их интересы и планы.

8 семей (15%) воспринимают своих детей плохими, не приспособленными, неудачливыми, по большей части родители испытывают к детям злость, досаду, раздражение, обиду, не доверяют детям и не уважают их.

семей (58%) показали средние баллы по шкале принятие-отвержение, что свидетельствует о несформировавшемся отношении к своим детям.

Между отношением родителей к детям по шкале принятие-отвержение существует значимая разница на уровне 0,001.

. Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале "социальная желательность" выявили, что родители из 14 семей (27%) заинтересованы в делах и планах детей, стараются во всем помочь им, сочувствуют им. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности детей, испытывают чувство гордости за них. Они поощряет инициативу и самостоятельность детей, стараются быть с ними на равных, доверяют детям, стараются встать на их точку зрения в спорных вопросах.

8 семей (15%) не сочувствуют своим детям, не гордятся ими, не доверяют, низко оценивают их интеллектуальные и творческие способности.

семей (58%) показали средние баллы по шкале "социальная желательность".

Между отношением родителей к детям по шкале "социальная желательность" существует значимая разница на уровне 0,001.

. Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале "симбиоз" показали, что родители из 7 семей (13%) стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком, ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется маленьким и беззащитным.

Родители из 8 семей (15%) не испытывают никаких симбиотических тенденций по отношению к своим детям, 37 семей (72%) показали средние баллы по данной шкале.

Между отношением родителей к детям по шкале "симбиоз" существует разница на уровне 0,05.

. Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале "гиперсоциализация" выявили, что родители из 13 семей (25%) отчетливо демонстрируют авторитаризм, требуют от детей безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать детям во всем свою волю, не в состоянии встать на их точку зрения. За проявления своеволия детей сурово наказывают.

Родители из 14 семей (27%) не проявляют никаких авторитарных тенденций по отношению к детям.

Родители из 25 семей (48%) могут себе позволить проявления авторитаризма в воспитании, о чем свидетельствуют средние баллы по анализируемой шкале.

Между отношением родителей к детям по шкале "гиперсоциализация" существует разница на уровне 0,001.

. Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале "инфантилизация" представляют особенности восприятия и понимания детей родителями. Высокие значения по этой шкале показали 10 семей (19%). У этих родителей имеется стремление инфантилизировать детей, приписать им личную и социальную несостоятельность. Родители видят детей младшими по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства детй кажутся родителям детскими, несерьезными, а дети представляются не приспособленными, не успешными, открытыми для дурных влияний. Родители не доверяют своим детям, досадуют на их неуспешность и неумелость, в связи с чем стараются оградить детей от трудностей жизни и строго контролировать их действия.

Родители из 22 семей (43%) показали низкие баллы по данной шкале, у родителей из 20 семей (38%) средние значения баллов.

Между отношением родителей к детям по шкале "инфантилизацияя" существует разница на уровне 0,001.

. Таким образом, среди семей, принявших участие в тестировании по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина нами было выделено:

14 семей с высокой рефлексией и ответственностью, которые понимают, что ребенок растет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить проблемы ребенка;

8 семей отчужденных, где родители мало интересуются детьми, избегают общения с ними и держатся от них на расстоянии;

13 семей с авторитарным стилем воспитания, родители предъявляют те же жесткие требования, что и в дошкольном детстве. Они продолжают применять и физические наказания;

7 семей с попустительским стилем воспитания, в которых господствует принцип вседозволенности: ребенок уже давно "сел на голову" родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими;

10 семей с гиперопекающим стилем воспитания, где с ребенком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями.

7. Анализ уровня притязаний и самооценки младших школьников показал следующее.

Методика М.В. Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования), узколичностные (благополучия и престижа), учебно-познавательные (связанные содержанием и процессом учения) и мотивы избегания неприятностей.

Выводы по второй главе

 

1. Для определения влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста нами было проведено опытно-экспериментальное исследование

Исследование проводилось на базе средней школы Азовского района. В эксперименте принимали участие 52 учащихся 1-х классов в возрасте 6-7 лет, из них 22 девочки и 30 мальчиков.

Перед исследованием были поставлены задачи:

. Выявить стили родительских отношений в семьях испытуемых.

. Установить уровень притязаний и самооценки младших школьников.

. Раскрыть влияние родительских отношений на мотивацию успеха в ребенка младшего школьного возраста.

2. Для осуществления вышеперечисленных задач нами использовались тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В. Столина (приложение 1), методика изучения самооценки и притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.

На первом этапе исследования мы провели тестирование родителей детей на определение родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

На втором этапе исследования была использована методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой).

Итоги содержания результатов исследования позволяют нам вывести следующие положения о закономерностях влияния родителей и выбранных ими стилей семейного воспитания на успехи детей младшего школьного возраста.

3.      Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале принятие-отвержение показали, что 14 семей (27%) принимают своих детей такими, какие они есть, уважают индивидуальность детей, симпатизируют им. Родители стремятся проводить много времени вместе с детьми, одобряют их интересы и планы.

Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале "социальная желательность" выявили, что родители из 14 семей (27%) заинтересованы в делах и планах детей, стараются во всем помочь им, сочувствуют им. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности детей, испытывают чувство гордости за них. Они поощряет инициативу и самостоятельность детей, стараются быть с ними на равных, доверяют детям, стараются встать на их точку зрения в спорных вопросах.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важными для большинства испытуемых являются такие учебные мотивы, как достижение успеха и аффилиация. Преуспевание в учебной деятельности и теплое, эмоционально близкое отношение с окружающими людьми. Результаты исследования уровня сформированности основных психологических новообразований. Известно, что у младших школьников при переходе в среднее звено формируются основные психологические новообразования - это рефлексия, произвольность и внутренний план действий.

 

Заключение


С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми.

Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы.

Таким образом, прикоснувшись к возможным условиям жизни маленького школьника в семье, можно увидеть, как невелика для ребенка вероятность жить в идеальных условиях семьи, где родители понимают особенности его умственного и личностного развития. Лишь нормальные, здоровые психически, любящие родители обеспечивают младшему школьнику чувство защищенности, доверия и условия для нормального существования.

Младший школьный возраст можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности. В младшем школьном возрасте складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Мотивация достижения включает два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, - наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

В младшем школьном возрасте мотивация успеха является комплексным образованием, включающем в себя следующие тенденции: "надежда на успех", "боязнь неудачи в связи с ощущением личной неспособности", "боязнь социальных последствий неудачи".

Для определения влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста нами было проведено опытно-экспериментальное исследование

Исследование проводилось на базе средней школы Азовского района. В эксперименте принимали участие 52 учащихся 1-х классов в возрасте 6-7 лет, из них 22 девочки и 30 мальчиков.

Перед исследованием были поставлены задачи:

4.      Выявить стили родительских отношений в семьях испытуемых.

5.      Установить уровень притязаний и самооценки младших школьников.

. Раскрыть влияние родительских отношений на мотивацию успеха в ребенка младшего школьного возраста.

Для осуществления вышеперечисленных задач нами использовались тест-опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В. Столина (приложение 1), методика изучения самооценки и притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.

На втором этапе исследования была использована методика изучения самооценки и притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д.

Итоги содержания результатов исследования позволяют нам вывести следующие положения о закономерностях влияния родителей и выбранных ими стилей семейного воспитания на успехи детей младшего школьного возраста.

Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале принятие-отвержение показали, что 14 семей (27%) принимают своих детей такими, какие они есть, уважают индивидуальность детей, симпатизируют им. Родители стремятся проводить много времени вместе с детьми, одобряют их интересы и планы.

Результаты тестирования родителей по методике "Тест-опросник родительского отношения" А.Я. Варги и В.В. Столина по шкале "социальная желательность" выявили, что родители из 14 семей (27%) заинтересованы в делах и планах детей, стараются во всем помочь им, сочувствуют им. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности детей, испытывают чувство гордости за них. Они поощряет инициативу и самостоятельность детей, стараются быть с ними на равных, доверяют детям, стараются встать на их точку зрения в спорных вопросах.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее важными для большинства испытуемых являются такие учебные мотивы, как достижение успеха и аффилиация. Преуспевание в учебной деятельности и теплое, эмоционально близкое отношение с окружающими людьми. Результаты исследования уровня сформированности основных психологических новообразований. Известно, что у младших школьников при переходе в среднее звено формируются основные психологические новообразования - это рефлексия, произвольность и внутренний план действий.

Таким образом гипотеза нашего исследования о том что особенности мотивации успеха ребенка (уровень выраженности мотивов стремления к успеху и избегания неудачи) являются результатом опосредованного влияния родительского отношения, как наиболее значимого социального фактора в становлении личности ребенка, доказана.

 

Список литературы


1.    Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х т. / А. Анастази. - М.: Педагогика, 2012. - 296 с.

2.      Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии / Дж.Браун, Д. Кристенсен - СПб.: Питер, 2011 - 352 с.

.        Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - СПб., М., Харьков., Минск. - 2002. - 528 с.

4.    Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. / М. И. Буянов. - М., Изд. Просвещение. - 2003. - 207 с.

.      Валитова И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка. / И.Е. Валитова // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. - Брест: БрГУ, 2007.

6.      Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. / А.Л. Венгер // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - 45 с.

.        Выготский Л. С. Психология. / Л. С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - 1008 с.

.        Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике: Учеб. Пособие / Н. С. Глуханюк; Рос. акад.образования, Моск. психол.-социал.ин-т.-2-е изд., перераб. и доп. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005. - 204 с.

.        Дружинин В.Н. Психология семьи. / В.Н. Дружинин. - М.: "КСП", 2006. - 176 с.

.        Железнякова З.Р. Организация взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада / Железнякова З.Р. // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. - Брест: БрГУ, 2011. - 132 с.

.        Зацепин В.И., Цимбалюк В.Д. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов. / В.И.Зацепин, В.Д. Цимбалюк. - М.: 2001.- 367 с.

12.  Земска М. Семья и личность. / М. Земска. - М., Изд. Прогресс. - 2009. - 133 с.

.      Карвасарский Б. Д. Психотерапия. / Б. Д. Карвасарский. - М.: Медицина. - 2010. - 271 с.

14.    Ковалев С.В. Психология семейных отношений. / С.В. Ковалев. - М.: Педагогика. - 2011. - 158 с.

15.  Крайг Г. Психология развития. / Г. Крайг. - СПб, Изд. Питер. - 2010. - 992 с.

.      Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика. - 2003.- 118 с.

17.    Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т 2. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев- М.: Педагогика, 2003. - 320 с.

18.  Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. / М. И. Лисина- М., Педагогика. -2006. - 263 с.

.      Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / И. М. Марковская. - С-Пб.: Речь, 2000. - 150 с.

20.    Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Институт практической психологии, 2005. - 356 с.

.        Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 440 с.

.        Практикум по возрастной и педагогической психологии/ автор-сост. Данилова Е.Е. - М.: Изд. Центр "Академия", 2009. - 160 с.

.        Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2012. - 694 с.

24.  Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А. - М., Просвещение. -2009. - 206 с.

.      Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. / Н. Ю. Синягина. - М.: Изд-во: Владос, 2011. - 96 с.

.      Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. / В. Я. Титаренко. - М., Мысль. - 2007. - 351 с.

.      Федотов А.Ю. Психология семейных отношений. / А.Ю. Федотов. - М., 2010.- 210 с.

28.    Фельдштейн Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества. / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2002. - № 1.

.        Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. / Ф. Франселла, Д. Баннистер. - М.: Прогресс, 2007. - 206 с.

30.     Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен -СПб.: "Речь", - 2011.

31.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий - СПб.: Медицина, 2013. - 178 с.

Приложение 1


Методика диагностики родительских отношений (ОРО) А. Я. Варга и В. В. Столина

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

НАЗНАЧЕНИЕ

Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Инструкция.

Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утверждением, то напротив него напишите "верно", если же не согласны, то напишите "не верно".

Текст опросника 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок. 3. Я уважаю своего ребенка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 8. Мой ребенок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают. 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне. 17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка. 18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 21. Я принимаю участие в своем ребенке. 22. К моему ребенку "липнет" все дурное. 23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни. 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось. 25. Я жалею своего ребенка. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребенком. 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. 39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком. 41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 43. Я разделяю увлечения своего ребенка. 44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. 45. Я понимаю огорчения своего ребенка. 46. Мой ребенок часто раздражает меня. 47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка. 48. Строгая дисци пл и на в детстве разви вает сил ьный характер. 49. Я не доверяю своему ребенку. 50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка. 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 53. Я разделяю интересы своего ребенка. 54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. 55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком. 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержащие одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Ключи к опроснику 1. Принятие-отвержение: 3,4,8,10,12, 14,15, 16, 18,20,24, 26,27, 29, 37, 38, 39,40,42,43,44,45,46,47,49, 52, 53, 55, 56, 60. 2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36. 3. Симбиоз: 1,5, 7, 28, 32,41,58. 4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. 5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: - отвержение, - социальная желательность, - симбиоз, - гиперсоциализация, - инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160.

Приложение 2

Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой).

Инструкция к тесту

Проводится три серии испытаний.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал

. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

. Хочу окончить школу и учиться дальше.

. Хочу быть культурным и развитым человеком.

. Хочу получать хорошие отметки.

. Хочу получать одобрение учителей и родителей.

. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

. Хочу быть лучшим учеником в классе.

. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

. Не хочу получать плохие отметки.

. Люблю узнавать новое.

. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

. Люблю думать, рассуждать на уроке.

. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

. Люблю решать задачи разными способами.

. Люблю все новое и необычное.

. Хочу учиться только на "4" и "5".

. Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключ к тесту

Мотивы:

* долга и ответственности: 1 - 2 суждения;

* самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

* благополучия: 5 - 6;

* аффилиации: 7 -8;

* престижа: 9 - 10;

* избегания неудачи: 11 - 12;

* учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

* учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

* коммуникативные: 17 - 18;

* творческой самореализации: 19 - 20;

* достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

Похожие работы на - Опытно-экспериментальное исследование влияния родительского отношения на мотивацию успеха ребёнка младшего школьного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!