Опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,25 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе

План

Введение

Глава 1. Содержание различных форм внеклассной работы по математике в начальных классах

.1 Значение и особенности внеклассной работы по математике в 1-4 классах

.2 Основные формы организации внеклассной работы по математике в начальных классах

Глава 2. Опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе

.1 Внеклассные занятия по математике в начальных классах

.2 Планирование кружковых занятий по математике в 1-3 классах

Заключение

Литература

Введение

Одной из важнейших теоретических и практических проблем современной педагогики является совершенствование процесса обучения младших школьников. История развития зарубежной и российской педагогики и психологии неразрывно связана с изучением различных аспектов затруднений в обучении. По данным многих авторов (Н.В. Вайзман, Г.Ф. Кумарина, С.Г. Шевченко и др.), число детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведённое время и в необходимом объёме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалий развития, такие дети испытывают трудности в социальной и школьной адаптации, проявляя неуспешность в обучении.

Вопрос развития элементарных математических представлений наиболее остро встаёт именно в период начального обучения. В настоящее время, время повсеместного внедрения различных систем развивающего обучения, развитие математических способностей обеспечивается самим процессом школьного курса математики. Но не следует пренебрегать и внеучебными средствами, содействующими укреплению и расширению математической активности. Одним из них является проведение внеклассной работы по математике.

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков, таких факторов, как содержание самого учебного предмета математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся. Желательно начать проводить такую работу как можно раньше, поэтому особое внимание необходимо уделять внеклассной работе в младших классах.

Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавание предмета.

Внеклассная работа по математике способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассная работа развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников. Главной целью внеклассных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

В настоящей курсовой работе нами ставятся следующие задачи:

. Изучить учебно-методическую литературу по проблеме организации внеклассной работы по математике в начальной школе.

. Изучить особенности и формы внеклассной работы по математике в начальной школе.

.Описать опыт организации внеклассной работы по математике в начальной школе.

Объект исследования: процесс изучения математики.

Предмет исследования: использование различных форм внеклассной работы по математике в начальных классах.

Цель: Теоретически обосновать опыт использования внеклассной работы по математике в начальных классах.

Глава 1. Содержание различных форм внеклассной работы по математике в начальных классах

.1 Значение и особенности внеклассной работы по математике в 1-4 классах

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков.

По мнению авторов методического пособия по внеклассной работе по математике в 1-4 классах, в младших и средних классах преждевременное проведение факультативных занятий или дополнительное, углубленное изучение каких-либо учебных дисциплин было бы совершенно неоправданным (10,25). Они указывают, что наиболее естественной и проверенной формой дофакультативной подготовки в этот период, соответствующей возрастным особенностям и возможностям детей, является внеклассная работа.

Действительно, проводить внеклассные занятия с детьми по математике надо начинать как можно раньше, чтобы у одних пробудить, а у других укрепить интерес к математике и желание заниматься ею. Поэтому основными целями внеклассной работы должны стать: развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе. (24, 67)

К сожалению, пока еще нет достаточно обобщенного опыта организации внеклассной работы по математике с младшими школьниками; почти нет современных пособий, адресованных учителям начальной школы, которые учитывали бы изменения в учебном плане, а имеющиеся не внедряются в школьные программы. (22, 75)

Развитие и воспитание математической инициативы способствует возникновению у человека интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли. Обучение математики - это основное, но не единственное средство развития математической инициативы. Активно содействуют математическому развитию и внеучебные средства (сюда можно отнести массовые популярные математические журналы, сборники математических развлечений, игр и занимательных задач, математические олимпиады школьного, городского и более высоких уровней, пропаганда математических знаний по телевидению), основным из которых является внеклассная работа по математике в школе.(22, 77)

Внеклассная работа по математике имеет следующее значение:

Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях групповых игр.

Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.

Внеклассная работа содействует воспитанию товарищества и взаимопомощи.

В результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие и таких интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, ответственности.

Главное же значение внеклассной работы по математике в том, что она содействует развитию математических способностей школьников. (24, 45)

Основные особенности внеклассной работы заключаются в следующем:

·Некоторая произвольность выбора тематики занятий, они не регламентированы по содержанию, но материал, предъявляемый детям, должен соответствовать наличным у них знаниям, умениям и навыкам.

·Разнообразие форм и видов работы с учащимися.

·Особый занимательный материал, широкое использование игровых форм и элементов соревнования.

·Занятия не регламентированы по времени, на одну и ту же тему отводится сравнительно небольшое учебное время.

·Занятия проводятся в группах, количество человек в которых не регламентировано, так же как и их возраст. (22, 78)

При проведении внеклассных занятий по математике, также как и при классно-урочной работе, необходимо соблюдать основные дидактические принципы:

·Научности

·Сознательности и активности учащихся

·Наглядности

·Должен осуществляться и индивидуальный подход.

Внеклассная работа в начальных классах имеет свои дополнительные особенности. Одна из них недостаточно развитый, не сформировавшийся и еще неустойчивый интерес к предмету у большинства учащихся, принимающих участие в этой работе. Вместе с тем именно на этом этапе у учащихся такой интерес может и должен начать формироваться. Конечно, результаты успешных занятий математикой часто не зависят от срока начала внеклассной работы. Математическая одаренность или способности конкретного человека развиваются в любом возрасте, лишь бы были благоприятны для этого условия. При этом необходимо учитывать, что многообразие математических теорий и их приложений требуют способностей разного характера.

Чтобы обнаружить, какие именно способности могут развиваться у данного учащегося, ему полезно принять участие в самой разнообразной математической деятельности. Конечно, для проверки способностей детей на разном материале нужно много учебного времени. Невозможно не учитывать такие особенности младших школьников, как обязательность, исполнительность, которые позволяют учителю еще до озорного возраста 5-7 классов заинтересовать учащихся предметом. Без внимания учителя к организации внеклассной работы в начальном звене многие подростки никогда не придут в математику.

Эти обстоятельства подсказывают еще одну особенность проведения внеклассных занятий по математике в самом юном возрасте на занятия надо приглашать учащихся, не дожидаясь пробуждения у них собственной инициативы. Внеклассная работа по математике в 1- 4 должна быть массовой. (24, 88)

Одной из особенностей проведения внеклассной работы в начальной школе является особое внимание учителя к поощрению учащихся. В младших классах особенно важно не пропустить незамеченным ни один успех школьников в их дополнительной математической деятельности. В доброжелательности учителя, умении удивляться, казалось бы, самым незначительным сдвигам в работе своих воспитанников проявляется педагогическое мастерство, степень влияния учителя на формирование и развитие интереса к предмету у учащихся.

Также учитель должен внимательно следить за настроением учащихся во время занятий, должен стремиться к наибольшему эффекту развития у учащихся веры в свои силы. Это свойство характера важно воспитывать на ранних ступенях обучения, так как это первый росток творческой, исследовательской работы, который ведет к развитию интереса к предмету. В связи с возрастными особенностями младших школьников, упражнения лучше предлагать в форме игры.

При работе необходимо учитывать и другие особенности учеников этого возраста. Дети, как правило, очень любят посильные индивидуальные поручения, учеников интересует также и соревновательный мотив. Кроме того, в проведении внеклассной работы необходимо также опираться на любовь учащихся этого возраста к сказкам и различным интересным, веселым историям.(24, 98)

Таким образом, изучив значение и особенности внеклассной работы по математике, сделаем вывод, что внеклассной работой по математике следует заниматься с младшего школьного возраста, так как она позволяет привить интерес к предмету, развивать творческие и математические способности, компоненты которых формируются наиболее активно именно в этом возрасте.

.2 Основные формы организации внеклассной работы по математике в начальных классах

Внеклассная работа по математике зарождается, в сущности, на занятиях в классе. Задачи повышенной трудности, логические задачи и занимательный материал, предлагаемый в учебниках (особенно много таких заданий в учебниках по развивающим системам), это собственно упражнения для внеклассных занятий. Однако часть этих упражнений может быть и должна быть решена в классе при всех учащихся. Именно эти упражнения (или им подобные) связывают содержание и формы классных и внеклассных занятий.

Внеклассная работа с учащимися самим своим названием предполагает, что ее проводят вне уроков, обязательных для всех. Ее основные формы:

·групповые занятия после уроков;

·кружковые занятия;

·вечера и сборы;

·математические олимпиады;

·добровольные зачеты;

·часы и минуты занимательной арифметики;

·математические игры;

·написание математических сказок и сочинений;

·математические уголки;

·математические стенгазеты;

·математические выставки и прочее. (22, 75)

Невозможно не указать на то, что внеклассная работа по математике в начальных классах сильнодействующее педагогическое средство. Оно может принести пользу, но в руках невнимательно относящегося к делу педагога эта работа может обратиться против учащихся, отпугивая их от занятий математикой, оказывая вредное влияние на здоровье детей. Поэтому, вовсе нет надобности заставлять каждого ученика решать все запланированные учителем упражнения. Пусть дети решают столько задач, сколько могут.

Остановимся поподробнее на некоторых формах внеклассной работы.

Кружковые занятия

Проведение кружковых занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство классных и внеклассных занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся и тому подобное. При этом желательно учащимся предоставлять больше инициативы, давать им больше возможностей высказывать собственные суждения по обсуждаемому вопросу. Надо учесть, что иногда ошибочные рассуждения и их опровержения, тренировка в разговоре на математические темы дает учащимся больше пользы, чем изложение учителем готовых решений. Ребята нуждаются в развитии собственной инициативы, своего личного подхода к решению данной задачи. Важно поощрять различные способы решения задач, не стремиться навязывать свое решение. Вместе с тем, учителю необходимо следить за тем, чтобы тематика занятий и методы работы в кружке были разнообразной. Ценность содержания внеклассной работы и определяется разнообразием тематики и методов решения задач, новизной по отношению к содержанию урока математики в классе. Но основной отличительной особенностью кружковой работы является принцип добровольности вовлечения в работу.

На кружковых занятиях школьников обязательно надо учить ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачи на незнакомую фабулу, с непривычным для них математическим содержанием. Темп проведения кружковых занятий должен постепенно возрастать. Нецелесообразно на занятиях кружка проводить систематическое повторение ранее пройденных вопросов, так как основная задача кружковой работы - развитие творческого подхода, повышение уровня математической подготовки, но не сообщение учащимся определенных математических фактов, подлежащих обязательному усвоению. Учитель на занятиях не должен стеснять инициативы и находчивости учащихся в поисках решения задачи, облегчения вычислений. Кроме того, для занятий необходимо подбирать такие задания, которые представляют собой развитие типовых задач, предусмотренных или непредусмотренных программой.

К занятию учителю необходимо готовиться. Следует обдумывать план каждого занятия кружка, учитывая разнообразие методов работы с учащимися. Включать в этот план отдельные фрагменты бесед учителя, рассказов, выступлений учащихся с короткими сообщениями по истории математической теории, биографии ученых, интересными решениями задач, сообщениями о самостоятельных исследованиях и так далее. Это поможет обобщению опыта внеклассной работы, систематическому улучшению ее организации и методики. (5, 24)

Математические вечера

Цель и характер проведения математических вечеров (утренников) несколько отличны от обычных целей и привычного образа действий, когда учащийся занимается математикой: решает задачи, доказывает теоремы, выполняет геометрические построения или является зрителем и слушателем литературно-художественного вечера.

Прежде всего, на таких вечерах, как правило, присутствуют не только те учащиеся, которые проявили свои способности в математике, но и школьники, которые такого интереса к математике еще не имеют, а их успехи по этому предмету весьма скромны. Степень их участия в математическом вечере зачастую ограничивается лишь таким видом деятельности, который прямо не связан с предметом: подготовкой оформления вечера, выпуском газеты, исполнением ролей в инсценировках, подготовкой билетов и премий, декламацией стихотворений, раздачей материала для игры и так далее.

Организация математических вечеров для школьников младшего возраста имеет своей целью:

·заинтересовать предметом;

·представить серьезные математические идеи в занимательной форме;

·вызвать удивление, желание помечтать;

·вызвать стремление самому сформулировать и решить задачу.

Конечно, нужно при этом помнить, что чрезмерное увлечение занимательной стороной математики не даст желаемого результата. На одних шутках и внешних эффектах не привьёшь учащемуся настоящего и устойчивого интереса к занятиям математикой.

Ценность математических вечеров не только и не, сколько в их математическом содержании, сколько в характере деятельности на этих вечерах. Это вечер, на котором дети фантазируют, учатся рассуждать, правильно мыслить и говорить. Таким образом, время, проведенное на математическом вечере, для учащихся работает не на одну только математику, а имеет общекультурную ценность и воспитательное значение.

·Формы математических вечеров бывают разными. Они могут проходить в виде

·викторин,

·КВНов,

·соревнований одной группы учащихся с другой,

·утренников.

При этом содержание вечера не может ограничиваться одними лишь математическими вопросами. Математическая тематика предстает перед учащимися в игровой форме в виде ребусов, кроссвордов, викторин, занимательных вопросов и ответов, загадок, софизмов и тщательно замаскированных ошибок в рассуждениях, которые учащиеся должны обнаружить, и другие.

Занятия такого вида вызывают острый интерес у учащихся, дают им возможность вдоволь пофантазировать, опираясь как на интуицию и здравый смысл, так и на рассуждения, подчиняющиеся логике, принятой в математических доказательствах.

В методике проведения вечера следует учитывать особенности возраста учащихся 1-4 классов, а именно, детям необходима постоянная активная деятельность. Поэтому большая часть времени у учащихся должна быть занята выполнением упражнений, решение которых не требует пространных рассуждений, длительного времени, не связано с громоздкими вычислениями и тождественными преобразованиями. Краткость решения, неожиданность результата, занимательность, связь с другими предметами вот основные направления при разработке содержания конкретного математического вечера.

При организации вечера необходимо добиваться активного участия школьников в работе, вызывать дискуссии, споры, публичный обмен мнениями, утверждениями и подробный и популярный разбор правильного решения вопроса, оглашение фамилий учащихся, которые способствовали отысканию истины.

Содержание вечера должно перекликаться со школьным курсом математики и отчасти отражать содержание занятий в кружке и в достаточной мере быть доступным и вновь пришедшим учащимся, не уделявшим до этого большого внимания занятиям математикой.

Математические вечера нецелесообразно проводить часто. Их подготовка занимает немало времени, в нее вовлечены многие учащиеся, поэтому таких вечеров должно быть один-два в год. Целесообразней включать их в общешкольный план работы.

Можно также устраивать вечера для всех классов параллели. В этом случае вечер можно провести в качестве соревнования команд от каждого класса. Ученики, не занявшие место в команде, должны организовать группу поддержки, можно придумать даже кричалки. Наиболее уместным концом такого вечера может явиться дискотека. Сценарием такого вечера может служить сценарий классного КВНа, викторины или утренника.

Весь порядок проведения вечера должен быть подробно спланирован и расписан: материал и задания учащимися должны быть заранее даны. Необходим и четкий порядок контроля за выполнением заданий. Здесь в помощь следует привлекать старших учащихся, учителей смежных классов, которые совместно готовят вечер. В поручениях необходимо учесть: оформление зала, приглашение гостей, проведение отдельных фрагментов вечера, выставки работ учащихся (классные тетради, лучшие контрольные работы, оригинальные решения задач; лучшие задачи, составленные самими учащимися, лучшие газеты).

Вечер занимательной математики замышляется как определенный о состоянии математического образования в классах данной параллели.

Одним из разделов вечера может быть оглашение результатов работы кружковцев, результатов проводимого математического конкурса, а в конце года и объявление результатов проведенного зачета. Не следует забывать и различные занимательные фокусы, отгадки задуманных чисел и прочее.

Организация вечера или проведение математической викторины требует значительной подготовительной работы. При этом не следует забывать, что сама подготовка не менее полезна для учащихся, чем проведение мероприятия. (22, 77)

Математические игры

Большую роль на внеклассных занятиях по математике играют игры, главным образом дидактические. Основная их ценность в том, что они возбуждают интерес детей, усиливают эффект самого обучения. Создание игровых ситуаций приводит к тому, что дети увлечены игрой и незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Игра делает отдельные элементы внеклассной работы по математике эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой: праздничное оформление класса, красочные оригинальные газеты, красоту древней легенды, включающей задачу, драматизацию математического задания, наконец, стройность мыслей при решении логических задач. Игра так же содействует воспитанию дисциплинированности, так как проводится по правилам.

Чтобы игра была наиболее эффективной, необходимо, чтобы учитель тоже включался в игру. Но не следует забывать, что игра - это не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Поэтому математическая сторона должна выдвигаться на передний план. Однако при проведении математических игр учителю необходимо соблюдать некоторые правила. Правила должны быть простыми, точно сформулированными, доступными.

·Игра не должна вызывать слишком бурной реакции детей.

·Дидактический материал должен быть прост в изготовлении и удобен в использовании.

·Если игра предполагает соревнование команд, то должен быть контроль и открытый учет результатов.

·Дети должны активно участвовать в игре, а не бездействовать в длительном ожидании.

·Легкие игры должны чередоваться с более трудными.

·В конце должна быть проведена наиболее легкая и живая игра.

·Если на нескольких занятиях проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала должен соблюдаться принцип от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

·Подвижные игры должны чередоваться со спокойными. (11,55)

Игровой характер проведения внеклассных занятий по математике должен иметь определенную меру.

Игры имеют познавательное значение, поэтому на первом плане должны оказаться умственные задания, для решения которых в мыслительной деятельности должны использоваться сравнение, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Надо предоставлять детям возможность высказаться.

В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание, а после игры сделан вывод.

Что касается подбора игр, то здесь учителю предоставляется полная свобода, ведь, как говорил Б.А. Кордемский: Любая игра является математической, если ее исход может быть предопределен предварительным теоретическим анализом . (12,23) При подборе игр учителю необходимо продумывать следующие моменты:

цель игры;

количество участвующих;

необходимые материалы и пособия;

как ознакомить детей с правилами игры в минимальные сроки;

длительность игры (игра не должна быть затянутой, чтобы дети захотели вернуться к ней);

как обеспечить наиболее полное участие детей в игре;

как организовать наблюдение за детьми в процессе игры, чтобы понять интересна ли она им;

как можно использовать основу игры с другим математическим материалом;

какие выводы должны сделать дети после игры. (26, 69)

Кроме того, математические игры могут быть настольными и подвижными. В первом случае материал для нее могут изготовить сами дети на уроках труда или рисования (например, математическое лото). Примером подвижной игры может стать математическая эстафета.

Таким образом, формы внеклассной работы по математике очень разнообразны. Педагогу, проводящему внеклассную работу систематически, можно их комбинировать.

Глава 2. Опыт организации внеклассной работы по математике в начальных классах

.1 Внеклассные занятия по математике в начальных классах

Групповые занятия после уроков чаще называют внеклассными занятиями по математике. Их отличительная особенность в том, что они имеют наибольшее сходство с обычным школьным уроком. По существу они и являются школьными уроками, в основе которых лежат интересные истории, путешествия, соревнования, то есть это уроки, которые проходят в игровой атмосфере. Внеклассные занятия близки к урокам тем, что используемый на занятиях математический материал - это материал школьной программы, может быть немного усложненный и расширенный.

Целью таких занятий может являться закрепление пройденного школьного материала, проверка знаний, умений и навыков учащихся, расширение и обогащение пройденного материала.

Создание игровой атмосферы на занятиях развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

При разработке занятий надо следить за тем, чтобы задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения, эмоциональность, непринужденность, занимательность.(24, 98)

На занятиях-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас детей, развивается речь, активизируется внимание, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное детям интересно заниматься, они не отвлекаются, стремятся поскорей выполнить задание, чтобы продолжить так понравившееся путешествие. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.

В качестве примера приведем разработку игры-путешествия из опыта работы учителя начальных классов школы №40 г. Оренбурга Осиповой Ольги Петровны, цель которой закрепление знания табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через разряд.

Мы сегодня с вами, ребята, совершим необычное путешествие. Давайте все представим, что мы с вами оказались на необитаемом острове, где нас подстерегает много опасностей и неожиданностей, много удивительных приключений. Но прежде чем отправляться изучать наш дивный остров, нам надо немного подкрепиться. Чем мы полакомимся? (бананами) Но для этого нам надо влезть на пальму, решив примеры.

+ 5

+ 4

+ 8

+ 7

Ой, ребята, неприятные новости принесла нам Черепаха. Ее друзья попали в беду, они прятались от дождя в пещере и их завалило камнями. Им никак не выбраться. Надо им помочь. Поможем, ребята? Тогда отправляемся спасать наших бедных друзей. Вот она, эта пещера. Но чтобы добраться до нее, надо перейти по мостику через огромную пропасть. Чтобы не провалиться, давайте проверим, все ли мостки целы.

Молодцы, ребята! Ловко перебрались через пропасть. Вот мы у входа в пещеру. Как же сдвинуть эти тяжеленные камни? Чтобы камни исчезли, надо решить волшебные примеры и записать на камнях недостающие в этих примерах числа.

- = 8 6 = 9 15 - 8 = 5 = 7 9 + = 12

Посмотрите, кого мы спасли! Это чудные зверюшки Свиночка и Курочка. Они нам очень благодарны, радуются своему спасению. Они ребята, в качестве благодарности хотят задать вам интересные задачки. Они уверены, что вы с легкостью их решите. Итак, первая задача от Свиночки:

Определите, сколько мне лет. А мне столько, сколько изображено на рисунке (учитель показывает иллюстрацию с изображением сороки), только без последнего знака.

Молодцы! А вот справитесь ли вы с задачкой от Курочки?

Когда я стою на одной лапке, то вешу 2 кг. Сколько же я буду весить, встану на обе лапки?

Вот молодцы! Вы, ребята, очень хорошо научились считать, думать, соображать, с честью выдержали все испытания, а, самое главное, приобрели надежных и верных друзей. Так давайте все вместе играть и веселиться.

Учитель проводит игру «Повторяй за мной».

Можно, как уже отмечалось, провести внеклассное математическое занятие с целью проверки знаний, умений и навыков учащихся, степени усвоения ими нового материала. Такое занятие целесообразней проводить в форме соревнования, индивидуального или группового. Не следует при этом забывать и о непринужденной форме проведения такой проверки, о необходимости использовать на занятии игровые моменты. Предлагаем следующую, сюжетную окантовку для внеклассного занятия, разработанную тем же педагогом, с целью проверки умения решать задачи. Она может быть использована для любого класса, учителю лишь необходимо подобрать нужный математический материал. Это групповая игра, которая в то же время предполагает и индивидуальный контроль над каждым учеником. Детям выдаются листочки с заданиями или без (на усмотрение учителя). Если листы заполнены, то все это дублируется и на доске.

Мы сегодня все пилоты. Небо нас к себе зовет.

На волшебной на ракете отправляемся в полет.

Кто тут самый умный? Кто здесь самый смелый?

Кто из вас сумеет покорить космос целый?

Наш сегодняшний полет

С вами Петя проведет.

Космонавт он самый лучший,

Так что ты его послушай.

Он заданий вам задаст.

Кто справиться, экзамен космонавтский сдаст!

Итак, мы отправляемся в полет.

Каждый ряд - одна команда, славный экипаж.

За самый быстрый ответ - корабль ваш!

(Ряд, быстрее остальных справившийся с заданием, получает очко ѕ космический корабль. Учителю необходимо не только учитывать скорость выполнения задания, но и его правильность. Для этого после выполнения каждого задания нужно осуществлять проверку.)

Вот задачка вам простая. Ты ее скорей реши,

Только вот по новой схему ты, приятель, запиши.

(Здесь детям дается задача и схема к ней. Ученикам необходимо придумать новую схему, более удобную для решения именно этой задачи.)

Ну и ну! Никак не думал, что под силу это вам.

Я сейчас еще сложнее вам задание задам!

Вот задача, вот вам схема. Только вот одна проблема:

Где на схеме разместится то, о чем в задаче говорится?

(Дети на слух воспринимают задачу и ее данные заносят в схему, которая заранее нарисована на выданных им в начале занятия листочках.)

Вот еще одна задача. Ну, никто еще не плачет?

Вам не справиться с заданьем, очень сложное оно:

И придумать, и решить, и внимательными быть.

(Это задание заключается в том, что детям дана схема задачи с подписанными данными. Ученики должны придумать задачу по схеме и решить ее)

Ну и молодцы, ребята! Разве думал я когда-то,

Что мудреные задачки вы решите так легко?

И за это вам в подарок поиграем в «Молоко».

Вот и кончился полет. Вам теперь на звездолет

Всем садиться, и вперед!

Вы, ребята, молодцы, умные и ловкие,

Вы экзамен с честью сдали, с толком и сноровкою.

Всем полеты разрешаю! И от всей души желаю

Всем ребятам без сомненья праздничного настроенья,

Радость, смех, улыбок море, чтобы вы не знали горя,

Чтоб оценки только «5» попадали вам в тетрадь!

Всем учиться на «отлично», никогда не унывать!

Подводятся итоги соревнования, награждается победившая команда. «Лучший пилот», победитель в индивидуальном зачете выявляется после проверки учителем работ. На следующем занятии или на одном из уроков он объявляется и награждается тоже.

Внеклассные занятия по математике могут проводиться и вне учебного материала, то есть не зависеть от имеющихся у детей на данный момент учебных умений и навыков. Интересными внеклассные занятия может сделать исторический материал, положенный в их основу. Известный французский математик, философ, физик, Ж.А. Пуанкаре отмечал, что при выборе методов преподавания история науки должна быть главным проводником, ибо всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета (16, 45). Чтобы учащиеся проявляли повышенный познавательный интерес к математике, чтобы она не казалась им скучной, сухой, труднопреодолимой наукой, целесообразно в систему внеклассных занятий включать элементы истории математики. Осуществление принципа исторического подхода дает возможность уяснить, что процесс познания есть исторический процесс, понять связь теории с практикой, увидеть, что математика развивалась на основе практики и что критерием достоверности теории является практика.

Ознакомление учащихся с историей математики как раз и надо проводить на внеклассных занятиях, которые будут способствовать развитию познавательных интересов к математике; углублению понимания изучаемого фактического материала; расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры. Необходимо начинать такую работу с 2 класса и проводить систематически. Содержание, объем и стиль изложения вопросов из истории математики должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Форма сообщения сведений может быть различной: это и краткая беседа, и лаконичная справка, это решение задачи и экскурс, доклад одного из учеников или театральная миниатюра, показ фрагмента диафильма или разъяснение рисунка.(16,78)

Опираясь на психологические исследования проблемы обучения и механизмы умственного развития младших школьников, А.В. Запорожец отмечает, что не следует бояться преподнести ученикам что-то более сложное, взятое из будущего материала. Им было установлено, что умственное развитие осуществляется успешнее, если обучение строится не только на достигнутом уровне развития учеников, но и на механизмах познания, которые еще не созрели, но могут функционировать. «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию» (9, с. 249), оно придает уроку развивающий характер и вызывает активную умственную деятельность учащихся.

Тематика таких внеклассных занятий должна соответствовать порядку ознакомления школьников с различными математическими фактами и понятиями в школьном курсе. Так, после прохождения темы «Меры длины», на внеклассных занятиях происходит углубление знаний по теме в процессе проведения бесед и практических упражнений по измерению длины отрезков старинными способами. В доступной форме осуществляется знакомство детей с происхождением различных единиц измерения.

Аналогичная работа возможна при изучении темы «Меры времени». Краткие сведения о происхождении часов, некоторых единиц измерения времени, о зарождении календаря и путях его совершенствования, можно на занятии и раскрыть взаимосвязь мер времени с природными явлениями.

Не менее интересные сведения могут получить школьники и в ходе изучения темы «Многозначные числа». Беседы о том, как люди научились вести счет, записывать числа, выполнять с ними операции обязательно вызовут интерес у детей.

Таким образом, создается возможность систематически сочетать изучаемый раздел программы по математике с внеклассной работой, углублять знания учащихся, прививать интерес к изучаемому предмету.

.2 Планирование кружковых занятий по математике в начальных классах

Математический кружок - это объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися. Он является основной формой внеурочной деятельности по математике.

В начальной школе математика служит ключевым предметом. Она обеспечит прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.

Много задач стоит перед начальной школой. Учащиеся начальных классов имеют маленький словарный запас и всевозможные речевые нарушения, и ещё слабый, тихий невыразительный голос, а также невнятное произношение слов, поэтому на занятиях кружка нужно развивать математическую речь учащихся.

Основными целями проведения кружковых занятий являются:

·привитие интереса учащимися к математике;

·углубление и расширение знаний по математике;

·развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

·воспитание настойчивости, инициативы.

В нашей работе мы представляем примерное тематическое планирование кружковых занятий с 1 по 3 класс из опыта работы учителя начальных классов школы № 93 г. Омска Н.В. Понаморёвой, который при планировании кружковой работы опирался на методическое пособие В.П. Труднева .( 24 )

класс

Занятие 1. 1.Занимательная задача на сложение. 2.Упражнение на проверку знания нумерации. 3.Загадки. 4.Игра «Весёлый счёт».

Занятие 2. 1. Упражнения в измерении на глаз. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка. 4.Задача-шутка. 5.Загадки. 6.Игра «Задумай число» (в основе a+x=b, x+a=b).

Занятие 3. 1.Упражнение на сравнение фигур. 2.Ребусы. 3.Задача в стихах. 4.Задача-смекалка. 5.Загадка. 6.Игра «На 5 больше и на 5 меньше».

Занятие 5. Выпуск математической газеты. 2.Логическая игра «Какая математическая фигура исчезла?».

Занятие 6.1.Итоги работы кружка. 2.Выставка лучших работ учеников. 3.Математические игры.

класс.

Занятие 1. 1.Ребусы. 2.Знимательные задачи на сложение. 3.Упражнения на знание нумерации. 4.Задача-смекалка. 5.Задача-шутка. 6.Загадки. 7.Игра «Весёлый счёт» (в пределах 24).

Занятие 2. 1.Ребусы. 2.Задачи в стихах на сложение. 3.Анализ геометрических фигур. 4.Задача-смекалка. 5.Задача-шутка. 6.Загадки. 7.Игра «Число добавляй, а сам не зевай!».

Занятие 3. 1.Танграм. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка на изменение разности. 4.Загадка. 5.Игра «Задумай число».

Занятие 4.1.Выпуск математической газеты. 2.Игра «Не собьюсь».

Занятие 5. 1.Итоги выпуска газеты. 2.Задача в стихах. 3.Логические упражнения с отношениями «больше», «меньше», «равно». 4.Задача-шутка. 5.Игра «Таблицу знаю».

Занятие 6. 1.Ребусы. 2.Задача в стихах на сложение. 3.Логические упражнения на сравнение фигур. 4.Задача-смекалка. 5.Задача-шутка.

.Загадка. 7.Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке».

Занятие 7. 1.Таблица умножения на пальцах. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка. 4.Задача-шутка. 5.Загадка. 6.Игра «Телефон».

Занятие 8. 1.Выпуск математической газеты. 2.Игры.

Занятие 9. 1.Итоги выпуска газеты. 2.Задача на вычисление времени. 3.Задача-шутка. 4.Задача-смекалка. 5.Загадка на меры времени. 6.Игра «Волшебный циферблат».

Занятие10. 1.Выставка лучших работ учеников. 2.Игры. 3.Подведение итогов работы кружка.

класс.

Занятие 1. 1.Ребусы. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка. 4.Загадка. 5.Игра «Таблицу знаю».

Занятие 2. 1.Числа-великаны. 2.Коллективный счёт. 3.Задача-смекалка. 4.Задача-шутка. 5.Загадка. 6.Игра «Знай свой разряд».

Занятие3. 1.Логическая задача на сравнение фигур. 2.Задача в стихах. 3.Наглядная алгебра. 4.Логическая задача. 5.Задача-шутка. 6.Загадка. 7.Игра «У кого какая цифра?».

Занятие 4. 1.Выпуск математической газеты. 2.Игры.

Занятие 5. 1.Итоги выпуска газеты. 2.Задача на движение. 3.Логическое упражнение на усвоение смысла «одновременно». 4.Задача в стихах. 5.Задача-смекалка. 6.Загадка. 7.Игра «Удивительный квадрат».

Занятие 6. 1.Ребусы. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка (нахождение целого на доле). 4.Задача о встречных поездах. 5.Задача-шутка. 6.Загадка. 7.Игра «Молодцы и хитрецы».

Занятие 7. 1.Сценка о С.В.Ковалевской. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка. 4.Задача-шутка. 5.Загадка. 6.Игра «Задумай число по формуле

(x3): x + 7 = 10».

Занятие 8. 1.Выпуск математической газеты. 2.Игры.

Занятие 9. 1.Итоги выпуска газеты. 2.Задача в стихах. 3.Задача-смекалка.

.Задача-шутка. 5.Загадка. 6.Игра «На 40 больше и на 40 меньше».

Занятие 10. 1.Итоги работы кружка. 2.Выставка лучших работ учеников. 3.Игры.

Подобная система занятий может быть взята за основу, однако каждому учителю можно усовершенствовать и перестроить эту систему в соответствии с особенностями своих учеников.

Приведём пример математической игры на развитие пространственного воображения, которую можно использовать на кружковых занятиях в 1 классе.

Для неё потребуется набор моделей плоских геометрических фигур(например: равносторонние треугольники, разрезанные на два равных прямоугольных треугольника с катетами, равными сторонами прямоугольника), на каждую пару игроков лист бумаги и карандаш. Участники игры разбиваются на пары. Каждая пара получает одинаковый набор фигур. У них одна и та же задача: составить из имеющихся фигур как можно быстрее и больше различных геометрических фигур и зарисовать их. При этом один игрок складывает фигуры, а другой зарисовывает их.

Получив фигуры, игроки по сигналу руководителя приступают к выполнению задания. Когда отдельные пары заканчивают работу, руководитель даёт команду: «Стоп! Положить карандаши!» и оценивает успехи каждой пары, быстро просматривая сделанные чертежи.

Выигрывает та пара, у которой больше составленных и зарисованных фигур.

На итоговых кружковых занятиях целесообразно применять математическую игру, включающую несколько заданий, объединённых одним сюжетом.

Приведём пример такой игры из опыта работы учителя начальных классов школы №34, г.Саяногорска Яковлевой Т.Н.

Плывём к Робинзону Крузо

Цель: закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100 (устные вычисления).

Должны быть рисунки обитателей острова, корабля и моря, выполненные на картоне. На доске записаны примеры.

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в гости к Робинзону Крузо. Путешествие далёкое, интересное, но опасное, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков.

А есть ли среди нас такие? Это мы проверим, когда выполним три задания.

.Слушайте внимательно!

Я называю числа: 15, 18, 20, 3, 45, 37.

Определите лишнее число. Почему число 3 лишнее? (Число 3 однозначное, а все остальные числа двузначные.)

Увеличьте однозначное число на 10. Сколько стало? (13)

Какое это число? (Двузначное)

Так как получить из однозначного числа двузначное? (Прибавить десяток.)

. Игра «Ночь - день!»

Учитель тихо произносит слово «Ночь!» - дети закрывают глаза и кладут головы на парты. Учитель предлагает задания: «15 - это 9 и …» Дети думают. Затем он говорит «День!» - дети просыпаются, поднимают руки и по одному отвечают:

- это 8 и …

-это 6 и …

- это 5 и …

Затем отвечают хором:

это 9 и …

- это 9 и …

- это 8 и …

.Назовите ответ:

-3 60+12

-5 13+40

-2 80+19

-8 17+90

Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием и можете смело отправиться в путешествие. Проходите на корабль по рядам парами.

Проходя, дети первого ряда отвечают, как можно получить число 11, второго - 12, третьего- 13.

Располагайтесь поудобнее, любуйтесь морем, дышите свежим воздухом.

Итак, в путь! Наш корабль подходит к острову попугаев! Вас встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, сможете ли вы расставить в приведённых примерах нужные знаки:

* 4 * 8 = 32

* 6 * 40 =38

* 7 * 23 = 93

Гоша хвалит детей за успехи и прощается с ними. Дети снова отправляются в путь. Перед - ними остров слонов.

Маленький слонёнок давно ждёт гостей. Он учится в школе зверей и никак не может справиться с домашним заданием. Вот его примеры:

-43

-50

-40

А вы правильно поступили? Значит, за вас тоже кто-то решает домашнюю работу? Как надо было поступить? (Объяснить, а не решать)

А теперь, объясните слонёнку, как надо решать такие примеры.

Дети прощаются и отправляются дальше.

Что это? Необитаемый остров? Ребята, наш корабль захватили дикари!

Пока вы не дадите ответ на их задание, они вас не пропустят.

+7 81-5 68+6 54-9 76+5 82-7

Молодцы! А нас ждёт Робинзон! А вот и он, встречайте его!

Робинзон решил проверить какие вы сообразительные: лестница состоит из 11 ступенек. На какую надо встать, чтобы быть посередине?

Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные.

Планируя кружковые занятия по математике в начальных классах учителю следует помнить, что в основе кружковой работы лежит принцип добровольности. А так же следует учитывать основные требования к программе кружка:

) связь содержания программы кружка с изучением программного материала;

) использование занимательности;

) использование исторического материала;

) решение нестандартных, олимпиадных задач;

) учет желаний учащихся;

) особенности школы;

) наличие необходимой литературы у учителя.

Таким образом, учитель, используя в своей практике такую форму организации внеклассной работы по математике как кружок, формирует важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, так же у детей вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.

внеклассный математика кружковый игра

Заключение

Анализ литературы по проблеме организации внеклассной работы по математике в начальных классах показал, что внеклассная работа составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике.

Изучив учебно-методическую литературу по проблеме организации внеклассной работы по математике, учитывая особенности, можно сделать выводы:

Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавание предмета.

Внеклассная работа имеет некоторые особенности, которые учителю необходимо учитывать, чтобы эффективность проводимой им работы была максимальной.

Формы внеклассной работы по математике очень разнообразны, учителю, проводящему внеклассную работу систематически, можно их комбинировать.

Познакомившись с опытом работы учителей начальных классов, нами описан опыт организации внеклассной работы в начальной школе. А именно внеклассные занятия и кружковые занятия по математике. Эти формы внеклассной работы, действительно, обладают огромными потенциальными возможностями, способствуют глубокому и прочному овладению изучаемым материалом.

Таким образом, использование внеклассной работы по математике позволяет привить интерес учащихся к предмету, углубить и расширить знания, повысить математическую культуру.

Литература

1. Арутюнян Е. Моя первая энциклопедия. Математика. М.,2007

. Власова И.С. Дидактические игры как средство повышения эффективности урока математики// Начальная школа.- 2009, №12.С.43

. Волина В.В. Праздник числа. М.,1993

. Газман О. С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. М., 1991

Голованова А.С. Математические кружки // Начальная школа. -1999, №6 С.24-26

. Данилова В.Г. Внеклассное мероприятие по математике «Конкурс семейных команд» для 2-4 классов // Начальная школа.- 2010,№7 С.35-38

. Ерофеева Т.И. и др. Математическая тетрадь для младших школьников. М.,1993

. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М. 1989

. Запорожец А.В. Психическое развитие ребёнка./ избр. психол. труды в 2-х томах. М.,1986

. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: пособие для учителей - М: Прсвещение.1985

. Истомина Н.Б., Шмырёва Г.Г. Карточки с математическими заданиями для 1 класса. - Тула: Родничок, 2007

. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль «Академия развития».1997

. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.,1990

. Кордемский Б.А. Математические завлекалки. М.: ООО «Издательство Оникс»., 2005

. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М.:Физматгиз., 1958

. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел (математические головоломки и задачи для любознательных). Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1996

. Лавриненко Г.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: Издательство «Лицей». 2006.

. Математика в исторических событиях. 1-4 классы: материалы к занятиям. Авт.-сост. О.В.Воронина. Волгоград, 2009

. Моро М.И., Волкова С.И. Для тех, кто любит математику. Пособие для

учащихся 1(2,3,4) класса начальной школы. М.,2005

. Никитин Б.Л. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.,1990

. Овчинникова В.С.Дидактические игры - способ побуждения младших школьников к автоматизации действий // Начальная школа. - 2010, №9.

С.19-21

.Пономарёва Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников// Начальная школа.- 2008, №10.С. 3-6

. Стойлова Л.П. Подготовка учителя к организации внеурочной деятельности по математике. // Начальная школа. - 2010, №12. С. 75-79

. Тарасова А.П., Дубцова Е.А., Житникова С.Л. Психолого-педагогические аспекты проблемы обучения математике младших школьников.// Начальная школа. -1999, №9 С.3-6

. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. М.: Просвещение, 1975

. Яковлева А.Я. Математика? Забавно! М, 1992

. Яковлева Т.Н. Математические игры // Начальная школа. - 2008, №12 С.69


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!