Ознакомление дошкольников с украинской народной игрушкой

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    974,13 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ознакомление дошкольников с украинской народной игрушкой

Министерство образования и науки Республики Крым

Республиканское высшее учебное заведение

«Крымский инженерно-педагогический университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра дошкольного образования

Дисциплина: Народоведение в ДОО







РЕФЕРАТ

Тема: «Ознакомление дошкольников с украинской народной игрушкой»












Симферополь 2014

CОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. иСТОРИКО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКИХ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Народная игрушка как искусство, как объект игры, как предмет быта давно интересует ученых. Исследователи подчеркивают, что она формирует интерес к традициям родного народа, что ребенок через народную игрушку узнает историю жизни народа, формируются эстетические чувства и вкусы, ребенок приобщается к культуре родного народа.

Народная педагогика требует воспитывать ребенка, учитывая возрастные особенности: "Гни дерево, пока молодое, учи детей, пока маленькие".

На протяжении всего детства игра и народная игрушка занимает самое главное место в жизни ребенка. В игре дети воспроизводят труд взрослых, элементы трудовых действий. В своей игровой деятельности детей отражают то, что наблюдают в семейном кругу. У детей с малых лет воспитывается любовь к труду, дети усваивают знания об окружающей действительности. В играх для ребят развиваются выносливость, взаимовыручка, сила. В народе говорят "Где игра, там и радость".

Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Е.А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций - очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его.

Не смотря на разнообразие современной игрушки, народная делает мир детей настоящим, естественным. Исследователи подчеркивают, что она формирует интерес к традициям родного народа, что ребенок через народную игрушку узнает историю жизни народа, формируются эстетические чувства и вкусы, ребенок приобщается к культуре родного народа. Именно поэтому данная тема приобретает особую актуальность.

Цель исследования теоретически обосновать роль украинской народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

. Изучить историко-региональные особенности украинских народных игрушек.

. Раскрыть методические основы ознакомления дошкольников с народной игрушкой.

Объект исследования - процесс ознакомления детей с украинской народной игрушкой

Предмет исследования - формы работы воспитателя по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой.

народная игрушка воспитание дошкольник

Глава 1. иСТОРИКО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УКРАИНСКИХ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК

Игрушка - незаменимый спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство его всестороннего развития.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Игрушки из глины и дерева, из теста, разнообразные фигурки животных… Игрушки-обереги и игрушки-потешки…. Все это - украинские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.

Ребенок не оценивает игрушку, как произведение искусства, а потому как образ связан с определенными легендами, сказками, мифами. Однако, играя ею, осуществляет зрительное и сенсорное восприятие ее формы (материально пластической, цветной, орнаментально знаковой) незаметно для себя, присоединяется к местной, а через нее и к этнонациональной сферы образных предпочтений, художественных особенностей, которые одновременно на языке своего содержания, рассказывают о производственно-хозяйственную и празднично-обрядовую деятельность населения, той местности, того края, который этот ребенок впоследствии, когда станет взрослым, осознает как родной.

Народная игрушка является прежде явлением культуры. Но основные образные, смысловые, символические факторы народной игрушки является порождением этнонациональной среды.

В народной игрушке, наряду с архетипами общечеловеческих понятий и критериев, существуют образные и содержательно-формальные принципы этнонациональной давности. Эти качества народной игрушки порождают определенную проблематичность по детскому воспитанию в современных условиях. С одной стороны, существует настоятельная необходимость участия народной игрушки в воспитательном процессе на его определенных этапах, с другой - сложность внедрения ее в этот процесс.

Искусство украинского мастерства изготовления игрушек формирует у детей эстетические вкусы, творческие способности. Народная игрушка имеет не только экологическую, но и духовную чистоту. Сделанная с любовью, она развивает смекалку, фантазию, духовный мир ребенка, дает первые профессиональные навыки, пробуждает чувство родным корням. Отдельное место среди игрушек занимают куклы.

Кукла - одна из древнейших игрушек человечества, ее справедливо называют суперигрушкой, поскольку в течение тысячелетий она не теряет своей актуальности. "Одета" кукла сопровождает человека на протяжении всей жизни: в детстве - это одна из любимых игрушек, приятный подарок, а со временем - интересный сувенир, связанный с театральной игрой, витринные искусством, промышленным производством, художественным творчеством.

Художественно оформленная игрушка пробуждает у ребенка эстетические чувства и переживания, формирует эстетический вкус. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно действуют на психическое состояние ребенка, мировосприятия, активизируют жизненный тонус, что влияет на здоровье и физическое развитие.

Первобытное общество детских игрушек не знало. Не делают игрушек и племена, которые находятся на стадиально довольно низком уровне развития. Народная игрушка, как вещь определенного функционального назначения, по мнению многих ученых, появляется довольно поздно, когда цивилизация отдельных обществ и народов достигает достаточного уровня развития. Однако это не означает, что в условиях первобытного общества и жизнь "примитивных" племен дети совсем лишены игры и игрушки.

Известный коллекционер и знаток игрушки Г. Блинов отмечает, что первыми детскими игрушками "видимо ... были случайные предметы: камни, шишки, сухие ветки. И такие" игрушки ", разумеется, старше, чем сам человек"

На территории Украины древнейшие прототипы игрушки обнаружены в с. Мезин Коропского района Черниговской области. Это были фигурки птиц, волка или собаки, изготовленные из мамонтовых бивней примерно 25 тыс. лет назад. Имели они обрядовое значение.

В IV-III тыс. до н. э трипольцы изготовляли керамические женские статуэтки, разнообразные фигурки животных (овец, лошадей, быков и др.) и их детенышей, которые символизировали плодовитость. В могильнике на территории Львовской области археологами найдено лепные полые фигурки птиц, которые впоследствии трансформировались в игрушки-свисток. Детские игрушки древних славян (деревянные лошадки, уточки) найдено во время раскопок на Приднепровье. Датированные они примерно X-началом XII в.

В дохристианский период игрушки преимущественно изображали священных животных, птиц, фантастических существ, свидетельствует об их связи с языческим культом, народной мифологией. После принятия христианства игрушки основном использовали с игровой и декоративных целей. Однако некоторые из них сохранили ритуальный характер и до сих пор (елочные украшения к Новому году, праздничные шарики и т.д.).

От украинских игрушек периода XIV-XVIII вв. почти ничего не сохранилось. Однако этнографы утверждают, что изготовление игрушек не прекращалось ни в XIV, ни в XVI веках. Во второй половине XVIII в. вследствие развития в Украине ярмарочной торговли началось массовое производство игрушек на продажу. Ни один ярмарку не обходился без глиняных лошадок, барашков, петушков, маленького посуды, кукол - "пани", расписанных орнаментом, украшенных цветной глиной и покрытых прозрачной глазурью.

Расцвет кустарного игрушечного промысла приходится на середину XIX в. Больше изготовляли игрушек на Приднепровье, Подолье, Прикарпатье. Среди тогдашних игрушек Приднепровья конца XIX в. - Деревянные кружку для зачерпування жидкости, деревянные куклы, маленькие модели бытовых вещей (игрушечные товкачикы, тачивкы, рубли, украшенные резьбой, волчки, мельницы и др. Популярными были механические игрушки с соответствующими двигательными элементами - вырезанные фигурки попарно соединенных планками медведей, кузнецов, ткачей; головоломки для детей так называемые большая и малая мороки. Большая морока состояла из двух длинных и двенадцати коротких колышков, которые образовывали на основной оси три крестообразные конструкции, а малая - из четырех одинаковых колышков, связанных в крестик. Чтобы их разобрать, а потом сложить, необходимо было проявить смекалку и изобретательность.

Следовательно, можно сделать вывод, что народная игрушка от времени, когда она носила обрядовое значение (примерно 25 тысяч лет назад), и до наших прошла длительный путь развития. Менялись материал, из которого изготовляли игрушку, ее содержание, окраска, технологии изготовления, функции.

В новых условиях традиционная игрушка, как и вышитое полотенце, и родственный ковер, народная картина или икона, должна быть атрибутом родовой, семейной памяти о далеком и не очень далекое прошлое, о той функционирующую систему народной культуры, элементом которой была эта игрушка. Последняя же, еще раз подчеркнем, и в новых современных условиях остается носителем тех информативно-генетических богатств, составляющих основу национальной и миропознания и миропонимания.

Украинская народная "игрушечная культура" сложная и разнообразная. Для того чтобы изучать, нужно каким-то образом классифицировать, т.е. разделить игрушки на группы. Наиболее простой и прямолинейной классификации является разделение на две группы:

Игрушки, в которых основной чертой является пластичные, художественно-эстетические факторы: куклы, лошадки, барашки, олени, Цапко, всадники, птицы, "барыни", "кумовья" и др.;

Игрушки, основной функцией которых является результат осуществления определенной механического воздействия: коростели, Фуркало, колотушки, свистки, луки со стрелами, погремушки, хихичкы т.д.

Таким образом, в изменении характера игрушек на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки, обусловленная историей развития общества, историей развития ребенка в обществе. Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ

В старшей группе детского сада дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов может быть проведен по предложению воспитателя и по замыслу детей.

На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности.

Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластику переходов от одной части к другой, на то, какими способами они вылеплены и оформлены.

Для лучшего ознакомления детей с народной глиняной игрушкой проводятся дидактические игры: «Магазин игрушек» (где ребенок угадывает игрушку по описанию других детей) или « Устроим выставку украинской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки).

Прежде чем приступить к занятиям, воспитатель познакомит детей с историей промысла.

За годы существования промысла люди придумали множество новых игрушек. Сегодня большое место принадлежит композициям на темы городской жизни, в которых несколько фигурок объединяются общим сюжетом: гуляния, ярмарки, катания на лодках, карусели. Но сохранились в производстве и все традиционные игрушки - барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты, молодцы на конях.

Затем игрушки белят мелом, разведенным в молоке, и раскрашивают. Раньше их расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование большого количества разных цветов (до десяти) придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом- это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски - синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая - от четырех до десяти цветов. Когда-то использовались даже листочки сусального золота. Свистульки тоже лепят вручную, а отверстия прокалывают палочкой.

В старые времена работали, как говорили, «заводами»: одна мастерица делала юбку, другая - голову, третья лепила ведра, а потом все собиралось в одну фигурку. В наше время каждая мастерица делает игрушку целиком - от лепки до последних штрихов раскраски. Несмотря на жесткие правила росписи, каждый автор привносит в свои произведения собственный почерк и излюбленный колорит. Любая фигурка - это ручная работа, существующая в единственном экземпляре; традиционно этот промысел не имеет серийного поточного производства.

Заинтересовав детей, мы привлекаем и родителей, которые с желанием участвуют в сборе материала по дымковской игрушке. Мы сделаем альбом совместно с родителями и детьми, подбирем рисунки из групп подготовительного дошкольного возраста, их работы, собираем игрушки мастеров со всего детского сада.

После знакомства детей с историей промысла мы сделаем небольшую выставку дымковских игрушек, которые имелись в группах и в детском саду. На этой красочной и музыкально оформленной выставке каждый ребенок выбирает понравившуюся ему игрушку и рассказывает о ней. Дети любуются ими, рассматривают работы, роспись на игрушках, играют с ними.

С детьми проводятся беседы по теме «Украинская игрушка», заучиваются стихи, загадки, пословицы и поговорки про дымковскую игрушку. Рассматривают иллюстрации в альбоме «Украинская игрушка», в книгах с целью познакомить детей с народной игрушкой, вызвать желание нарисовать или слепить ее.

Большую положительную роль в занятиях играет музыка. Мы знакомим детей с украинскими народными песнями и мелодиями, приобщаем к устному народному творчеству.

Воспитателем будут использованы все методы для реализации поставленных задач: наглядный, наглядно-действенный, практический, игровой. Возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

На шестом году жизни (старший дошкольный возраст) у детей значительно меняются формы игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план: усложняются сюжеты, игра приобретает все более творческий характер, появляются игры-фантазии, игры с правилами, режиссерские игры.

Во время этих игр у ребенка развивается самостоятельность, ответственность, самообладание. Дошкольник осознает, что, выполняя обязанности роли, он способствует реализации прав других участников игры. Игры, становятся более продолжительными по времени. Ребенок старшего дошкольного возраста может проигрывать один сюжет на протяжении целого дня или даже нескольких дней. В играх появляется все больше правил, они отображают более сложные жизненные ситуации.

Для детей 5-6 лет особенно важными становятся продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование. Они требуют владения определенными способами действий, знания сенсорных эталонов, стимулируют развитие ребенка. В этом возрасте особенно полезно для ребенка посещать развивающий центр для детей.

Совершенствуются трудовые навыки. У ребенка формируются представления о труде и профессиях взрослых, мотивы выполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить цель своей деятельности и удерживать ее до достижения, формируются некоторые личностные качества - трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, старательность.

Закладываются основы учебной деятельности, и происходит это во время игры. Ребенок начинает учиться, играя, причем относится к обучению как к своеобразной ролевой игре с правилами. Овладевая ими, дошкольник, незаметно для себя, овладевает элементарными учебными действиями, у него возникает желание и умение учиться, развивается готовность подчиниться конкретным регламентированным формам организации учебного процесса.

В старшем дошкольном возрасте сильно меняется самосознание: развивается образ «Я», формируется система представлений о себе (достоинства и недостатки), самооценка, уровень притязаний. Ребенок оценивает себя как представителя определенного пола, может регулировать свое поведение исходя из внутренних этичных убеждений.

На протяжении этого периода ребенок учится подчинять свои действия не только желаниям, но и необходимости. Формируются познавательные мотивы, мотивы социальной значимости, одобрения.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфере личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение « взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя - побудить к нему интерес. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это- обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов ( с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.) в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек- самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия : по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способом действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель- равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Народная игрушка - яркая, самобытная; тесно связана с народным искусством. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Игрушка несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Игрушка учит видеть и понимать окружающую жизнь.

Искусство - средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, - расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческое деятельности, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.

Знакомство с народной игрушкой, разнообразие художественного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволило с успехом решить задачи развития личностных качеств и художественной культуры детей старшего дошкольного возраста. Это подтверждает выдвинутую гипотезу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

<#"788847.files/image001.gif">


 


Похожие работы на - Ознакомление дошкольников с украинской народной игрушкой

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!