Методический журнал 'Литература в школе'
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория и методика преподавания литературы»
на тему: «Методический журнал «Литература в школе»»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Методический журнал «Литература в школе»
Структура журнала
Журнал «Литература в школе» по рубрикам и статьям
Анализ журнала
Роль журнала в жизни страны
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Содержание школьного образование по литературе - одна из главных составляющих, которая определяет воспитание интеллигентного, мыслящего человека, неравнодушного к судьбе своей страны и своих близких. Литература - единственный предмет, который делает человека человеком. Именно она, а не история, расставляющая слишком много ловушек, которые могут завести молодого человека не туда, куда надо. В настоящее время идет агрессивное вытеснение литературы из школьного образования - ценятся знания экономики и иностранных языков. А ведь школьная литература восстанавливает шкалу нравственных ценностей, без которых не может быть ни одной экономической модели развития государства.
Журнал «Литература в школе» ставит своей главной задачей спасение литературы в школе. Это, в принципе, и есть решение вопроса, как воспитать для России думающих людей. Дети должны читать и размышлять на примерах самых лучших книг и самых достойных писателей. Журнал пытается решить проблему нового стандарта литературы в школе, прежде всего, через подготовку грамотных и методически подкованных педагогов.
Моя курсовая работа посвящена изучению журнала « Литература в школе» и выяснению его научной и педагогической роли.
Задачи работы:
-раскрытие понятия методического журнала;
-определение функций журнала;
-исследование структуры журнала «Литература в школе».
Основными источниками информации для моей курсовой работы являются:
·номера самого журнала «Литература в школе» ;
· статьи, которые опубликованы в других периодических изданиях и интернете;
· научная литература;
интервью с главным редактором Н. Л. Крупиной, опубликованное на сайте КГИМО.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ»
«ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ»- ежемесячный методический журнал, который издается с 1936 г. Он знакомит читателей с достижениями методики преподавания, теорией и историей литературы, вопросами литературоведения, пропагандой передового опыта, содержанием и объемом курса литературы в школе. Издание публикует статьи ведущих литературоведов, критиков, писателей о русской и зарубежной классике, современной литературе, знакомит с опытом работы лучших учителей, предлагает сценарии литературных вечеров, гостиных, праздников. В каждый номер включаются репродукции картин известных художников, портреты великих русских писателей, редкие фотографии. Основные рубрики журнала: «Актуальные проблемы преподавания», «Интегрированные уроки», «Фольклор», «Древнерусская литература», «Литература XX века» и др.
Цель данного журнала -научно-методическая поддержка процессов модернизации образования в области методики преподавания литературы.
Функции журнала:
·Связь между наукой и педагогической практикой
·Связь между социокультурной ситуацией и образованием
·Перестроение сознания, самосознания субъектов образовательного пространства
·Формированием потребности смены профессиональных установок
·Формирование нового образа педагога
·Освоение новой научно-педагогической лексики
·Обогащение творческого потенциала
·Совершенствование профессиональных личностных качеств
·Включен в систему непрерывного педагогического образования
Миссия журнала в социуме:
. Журналы не просто в системе образования, они в образовательном пространстве, а еще точнее - в социокультурном пространстве;
. Журналы находятся между системой образования и педагогическим сообществом, между педагогической теорией и педагогической реальностью;
.Для конкретного учителя - это встреча с наукой и культурой;
.Журналы фиксируют образовательный опыт в социокультурную реальность;
.Журналы можно понимать как научно-исследовательское пространство;
.Журналы информационное пространство, они информируют о изменениях в образовательном пространстве;
. Журналы - историческое пространство, т.к. пишется новая модель образования.
СТРУКТУРА ЖУРНАЛА
Журнал «Литература в школе» рассчитан на профессиональную читательскую аудиторию - преподавателей русского языка и литературы. Издание содержит методические советы по построению уроков, по внедрению новых способов раскрытия изучаемой темы. Журнал предлагает учителям литературы уже готовые планы уроков по некоторым темам, в качестве образца. Для удобства поиска необходимого материала в журнале печатается алфавитный указатель статей за год. Помимо информации для преподавателей, издание содержит материалы в помощь учащимся. В частности, на страницах журнала печатаются материалы, призванные помочь школьникам в работе над сочинениями.
В Интернете размещаются онлайн журналы «Литература в школе». При желании можно прочитать любой журнал из архива, выложенный в Интернете. На сайте журнала «Литература в школе» опубликовано содержание журналов за несколько лет.
образование литература методический журнал
ЖУРНАЛ «ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ» ПО РУБРИКАМ И СТАТЬЯМ
В рубрике «Наши духовные ценности» рассматривается вклад писателей и поэтов в нравственное и эстетическое воспитание человека. Духовные ценности рассматриваются на примерах литературных героев и сюжетов великих мастеров писательского искусства.
Рубрика «Готовясь к уроку» знакомит учителей с методическими приемами раскрытия отдельной темы, на примере программных произведений. Большая рубрика «Опыт. Поиск. Мастерство» разработана для совершенствования педагогического мастерства учителя литературы. В ней приведены примерные планы уроков на отдельном вкладыше, которые учителя могут использовать в своей деятельности, дается современный взгляд на произведения зарубежной литературы и обзор новых методических книг и пособий. Рубрика «Уча учусь» - это сборник критической литературы по программным произведениям.
АНАЛИЗ ЖУРНАЛА
1. Выходные данные:
·"Литература в школе", 10`2003
·Научно-методический журнал. Основан в августе 1914 года Выходит 10 раз в год.
·Учредитель - Министерство образования Российской Федерации, ООО «Редакция журнала "Уроки литературы"»
·Главный редактор: Н. Л. КРУПИНА
·Зам. главного редактора: Т. П. КАЗЫМОВА
·Редакторы: Е. И. БУШИНА, Н. Н. ЗУЕВ
·Отв. секретарь: И. С. ГОЛОВИНА
·Дизайн и верстка: А. Г. БРОВКО
·Компьютерный набор: Е. Г. ГРИШИНА
·Корректор: А. А. БАРИНОВА
·Общественный совет: Л. А. Аннинский, Е. А. Зинина, И. П. Золотусский, В. С. Непомнящий, Н. Н. Скатов, О. Ю. Богданова, А. Г. Кутузов, В. П. Журавлев, Т.А. Калганова, Л. Н. Пастухова, Н. А. Попова
·Адрес редакции: Покровский бульвар, дом 4/17, стр. 5, Москва, почтамт, ГСП-0, 101990, Тел. 924-77-38 Факс 924-77-78
·Журнал зарегистрирован в Министерстве печати и информации РФ Регистрационный № 495 oт 20.12.1990г.
·Отпечатано: ЗАО «Алмаз-пресс», г. Москва, Тираж 30000
·© Журнал «Литература в школе». 2003
·НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ.
·Б. Н. ТАРАСОВ - Жизнь. Игра. Смерть. Анализ создания представителя "среднего класса" в повести Л. Н. Толстого "Смерть Ивана Ильича"
·Л. В. ЗАНКОВСКАЯ - Характерные черты стиля Сергея Есенина
·Ю.М. ПАВЛОВ - О поэме Сергея Есенина «Пугачев»
·В. А. ЧАЛМАЕВ - «Горница» Никотая Рубцова. Темы преодоления бездомности - растущей беды России в XXI веке.
·ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО.
·Т. А. КАЛГАНОВА - Содержание Гуманитарного образования Решение и проблемы нашего времени
Уроки
·М. А. БОНДАРЕНКО - "А душу можно ль рассказать?" Поэзия Сергея Есенина в школе. XI класс.
·Е. Ю. ПОЛТАВЕЦ - Начало и конец споров о всеобщем мире. Первый урок по роману «Война и мир»X класс.
·Е.Н. ПЕЧЕНКИНА - Отец и дочь По роману-эпопее Л Н Толстого «Война и мир». X класс.
·Р.Я. ГАБДУЛХАКОВА - "Может быть я жил не так как должно?"Повесть Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». X класс.
·А. И. ШЕВЧЕНКО - Грех отцов падет на детей.Рассказ Л. Толстого «После бала» Материал для урока. VII класс.
·Т.А. КАЛГАНОВА - Анализ стихотворений Ф. И.Тютчева. V-VI классы.
·НАМ ПИШУТ.
·В. Б. БЕЛУКОВА - "Он был нравственным талантом". О поэте Алексее Гессене.
·Календарь знаменательных дат на 2004 год
·Указатель статей, опубликованных в журнале "Литература в школе" в 2003 году.
. Общее впечатление.
·Журнал занимает 46 листов. 46 листов, от которых невозможно оторваться. Это странно, но на меня он произвел неповторимое впечатление.
·Во-первых, он глянцевый, его просто даже в руках приятно держать.
·Во-вторых, иллюстрированный - а это значит, что в нем собран не сухой материал, написанный мелким шрифтом, а действительно интересные работы, статьи, методические указания, причем все снабжены иллюстрациями, репродукциями картин, портретами писателей, фотографиями их музеев, портретами их современников, и др. И к тому же, каждая тема выделена разным фоном.
·В-третьих, материал подан не только теоретический, но в большинстве своем практический, который присылают учителя разных школ России.
·В-четвертых, статьи написаны живым языком, а не таким, когда за каждым словом надо лезть в словарь. Эти методические указания помогут не только учителям, ученикам, но и просто любому человеку, который не знает с какого "конца" подойти к произведению.
. Приложение "Уроки литературы"
-2003. Занимает 15 листов, и, надо заметить, очень гармонично вписывается в общую канву самого журнала.
Выходные данные:
·Научно-методический, культурно-образовательный журнал.
·УЧРЕДИТЕЛЬ: ООО «Редакция журнала "Уроки литературы"»
·Главный редактор Н.Л. КРУПИНА
·ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ: В. С. РОЗОВ (писатель), С. Н. ЕСИН (писатель, ректор Литературного института), Ю. В. ЛЕБЕДЕВ (профессор, доктор филологических наук, Костромской ПГУ), С. А. НЕБОЛЬСИН (доктор филологических наук, ИМЛИ им М Горького), Л. А.ТРУБИНА (доктор филологических наук, профессор МПГУ), З. А. ШЕЛЕСТОВА (кандидат педагогических наук, доцент МПГУ), М. А. БОНДАРЕНКО (учитель школы № 1013, Москва), И. А. УЧАМБРИНА (методист научно-методического центра Юго-Восточного округа Москвы, учитель школы № 919)
·Зарегистрировано Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
·Свидетельство № 77-1667 от 10 февраля 2000 г
·Отпечатано: ЗАО «Алмаз-пресс», Москва, Тираж 30000
·АДРЕС: Покровский бульвар, д. 4/17, стр. 5, Москва, почтамт, ГСП-0, 101990. Тел.: 924-77-78, 924-77-38
·© Журнал «Уроки литературы». 2003
·В номере:
·Разумное, доброе, вечное."Пусть станет чистым все и новым…"(Иллюстрации, репродукции картин, стихотворения, как нельзя лучше отражающие суть названной темы)
·Уча, учусь.
·Т.Г. СОЛОВЕЙ - Изучение Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" IV класс.
·Т. ЕЛИСЕЕВА - Проза и поэзия жизни. Рассказ О`Генри "Дары волхвов", VII класс.
. Анализ методического опыта.
ПЕЧЕНКИНА Елена Николаевна - учитель Вятской гуманитарной гимназии. Отец и дочь. По роману-эпопее Л Н Толстого «Война и мир». X класс.
·Статья снабжена 2-мя иллюстрациями: портретом Н. С. Волконского и матери Толстого (урожденной Волконской).
·Статья построена в виде урока: вопросы учителя - ответы, рассуждения, размышления, записи учеников.
·Интересен творческий подход к такому нелегкому материалу как "Война и мир": детям выдаются цитаты о важности влияния отца на детей, приводится пример индивидуальных домашних заданий (отношение самого Толстого к детям, их отношение к нему с цитатой из дневников его дочери). Даются творческие задания (написать письмо князя Волконского после отъезда Курагиных)
·Тема дается не в отрыве от остальных произведений школьной программы: тема отцов-детей - "Отцы и дети", "Гроза", "Бесприданница"
·Идет непосредственная работа с текстом, а не "голый" монолог: дети вынуждены искать в тексте цитаты, чтобы отвечать на вопросы, вести диалог.
РОЛЬ ЖУРНАЛА В ЖИЗНИ СТРАНЫ
Восемь десятилетий, почти совпавшие с существованием СССР, были прожиты журналом не в бездушном пространстве - вместе со страной и эпохой.
В одном из обращений к читателям, опубликованном в журнале , говориться о том, что свою важнейшую роль журнал видит в том, чтобы неустанно способствовать развитию педагогической практики и образования в целом.
«... Журнал сегодня и завтра падает зерном на почву местами иссохшую, выжженную солнцем зла, местами заболоченную и превратившуюся в трясину без чести и совести, но еще, смею верить, не обреченную там, где живая душа тянется к свету великих и трудных истин человеческого бытия. Вот здесь и прорастает зерно, и настанут иные времена, и появятся новые люди, открытые новой русской судьбе...»
Журнал «Литература в школе» является неотъемлемой частью научно-методического литературного процесса и продолжает оставаться востребованным своим читателем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Журнал на бессменном дежурстве. Являясь ковчегом великой традиции, заявляя о своей верности ей , он стойко держит эту вахту...».
Литература играет важнейшую роль в культурной жизни нашей страны. «Литература в школе», как методический журнал, является срезом современной методической литературы. Только читая такие журналы можно быть в курсе новейших методов преподавания литературы.
Журнал «Литература в школе» - это гора , которую обтекают меняющиеся времена , нравы, эпохи, новые литературные направления. Он все тот же - с той же размеренной структурой и рубриками. Жалко, что лишь немногие в наше время могут оценить всю прелесть, понять все преимущества этого вида периодических изданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александр Трифонович Твардовский [Электронный ресурс].- Электронные текстовые данные 2010.
2. Ганопольская Е. Интервью с главным редактором журнала «Литература в школе» Н. Л. Крупиной [Электронный ресурс].- Электронные текстовые данные.- М.: Топос, 2005.
. Кардин В. «Литература в школе» : постюбилейные заметки [Электронный ресурс].- Электронные текстовые данные. 2008.
. Коровин В. Методические журналы в России [Электронный ресурс].- Электронные текстовые данные 2009.
. Твардовский Александр Трифонович [Электронный ресурс].- Электронные текстовые данные. 2012.