Исследование умственного развития детей подготовительной группы в процессе дидактических игр

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    229,39 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование умственного развития детей подготовительной группы в процессе дидактических игр

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования умственного развития детей к школе (подготовительная группа) в процессе дидактических игр

.1 Особенности формирования умственного развития детей к школе (подготовительная группа)

.2 Дидактические игры как средство умственного развития детей к школе (подготовительная группа)

Глава 2. Определение влияния дидактических игр на умственное развитие детей к школе (подготовительная группа)

.1 Организация исследования

.2 Анализ результатов исследования

Заключение

Литература

Приложения


Введение

Дошкольное детство - первый период психического развития малыша и поэтому самый ответственный. В это время закладываются базы всех психологических параметров и свойств личности, познавательных действий и видов деятельности. В этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии наиболее деятельное участие.

Дошкольники очень чувствительны к различным действиям. Дети впитывают впечатления, стиль поведения, познания, но далеко не сходу разрешено увидеть последствия этого. Особенности психологического развития во многом описывает как стихийное, так и специально организованное обучение и формирование. Правильно организованное обучение и формирование содействует стандартному психологическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или другие психологические свойства и характеристики личности.

Дети подготовительной группы наиболее развиты. Знают содержание почти всех игр и имеют опыт их проведения, сами определяют, кому начинать игру, ставят очередность, расценивают итог. Их веселит не лишь процесс игры и исполнение установленной дидактической задачи, но и само преодоление проблем.

Игры содействуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой базу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а вероятность выразить энергичность, исполнить игровые деяния, достигнуть результата, победить. Однако если соучастник игры не овладеет познаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сумеет удачно исполнить игровые действия, достигнуть итога.

Следовательно, функциональное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависит от того, как ребенок овладел познаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это вдохновляет ребенка быть внимательным, помнить, ассоциировать, систематизировать, детализировать свои познания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то выучиться в легкой, непринужденной форме.

Актуальность исследования определяется необходимостью изучения эффективности использования дидактических игр, в целях умственного развития ребенка.

Цель работы: определить влияние дидактических игр на умственное развитие детей подготовительной к школе группе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство умственного развития детей подготовительной к школе группе.

Задачи:

-  рассмотреть современные подходы к проблеме умственного развития в психолого-педагогических исследованиях и выделить особенности умственного развития ребенка в подготовительной к школе группе;

-       показать влияние дидактических игр на умственное развитие дошкольников;

-       разработать методические рекомендации по организации и использованию дидактических игр, способствующих умственному развитию детей дошкольного возраста, для практической работы воспитателей, методистов и родителей.

Методы исследования: содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, наблюдение.

База экспериментального исследования: Детский сад общеразвивающего вида №1 г. Брянска.

Глава 1. Теоретические основы исследования умственного развития детей к школе (подготовительная группа) в процессе дидактических игр

.1 Особенности формирования умственного развития детей к школе (подготовительная группа)

Область знания ребенка-дошкольника значительно расширяется. Оно выходит за пределы того, что проистекает дома или в детском саду, и охватывает более просторный круг явлений природы и общественной жизни, с которыми малыш знакомится на прогулках, во время экскурсий или же из рассказов взрослых, из прочитанной ему книжки и т.д.

Как понятно, дошкольный возраст отличается завышенной восприимчивостью к социальным деяниям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: методы общения, поведения, дела, применяя для этого личные надзора, эмпирические выводы и личные умозаключения, копирование зрелым.

Рассмотрим сторону развития - умственное формирование (Запорожец А.В., Гальперин П.Я., Усова А.П.) - планомерное целенаправленное действие взрослых на умственное формирование деток с целью известия познаний, подходящих для разностороннего развития, для привыкания к окружающей жизни, творение на данной базе познавательных действий, умения использовать усвоенные знания в деятельности [1, с. 157].

Умственное создание малыша, как подчеркивал А.Н. Леонтьев, нереально разглядывать в отрыве от психического развития, от имущества интересов, эмоций и остальных черт, образующих его духовный вид.

Познавательные процессы, какие развивают у малыша, появляются в различных видах деятельности. Так, у малыша с развитым воображением складывается образ будущей деятельности, он планирует ее, описывает, что для нее потребуется. Знания, которые усваивает малыш, не элементарно расширяют его кругозор. Эти знания закладывают дела к людям, их поступкам, природе, искусству и т.п. Умственное создание, имея собственной целью, действие на ум малыша, благотворно воздействует на формирование его нравственного вида, эстетическом развитии, приобретении повадки к здоровому виду жизни [2, с. 257].

Умственное создание исполняется как процесс усвоения подрастающим поколением многолетнего эксперимента человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в познаниях, навыках, умениях, методах познания и т.п. Умственное формирование - основное образование, являющееся центральной частью всеобщего психического развития ребенка-дошкольника во всей грядущей жизни. В свою очередность, умственное создание - непростой процесс - это создание познавательных интересов, собрание различных познаний и умений [3, с. 157].

Прежде чем, произносить о самом предмете данного изучения, необходимо остановиться на задачах умственного развития. Т.е. на том, на что будут ориентированы и нацелены все аргументированные способы и приемы педагогического деяния на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами умственного обучения детей предварительной группы являются:

творение системы простых познаний о предметах и явлениях окружающей жизни как базы обучения верного дела к ней; создание простых навыков и умений умственной деятельности, познавательных действий и возможностей, формирование речи детей; создание познавательных интересов и любознательности, умственной энергичности;

приучение детей к умственному труду [4, с. 167].

Основным содержанием умственного воспитания является формирование умственных способностей, которые являются психологическими свойствами, определяющими легкость и быстроту усвоения новейших знаний, умений и возможности их применения для решения разнообразных задач, что подразумевает определенную степень развития познавательных действий (память, мышление, воображение и т.д.).

Так, познавательные процессы - восприятие, память, мышление, фантазия и т. д. - это составная дробь любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную информацию.

Они разрешают человеку обозначать заблаговременно цели, планы и содержание будущей деятельности, проигрывать в уме ход данной деятельности, свои действия и поведение, предугадывать итоги личных действий и править ими по мерке выполнения.

Когда молвят об умственных способностях малыша, то в том же духе имеют в виду ступень развития и соответствующие индивидуальности его познавательных действий.

Чем лучше развиты у малыша эти процессы, тем более способным он является, тем крупными возможностями он владеет, от уровня его развития познавательных действий зависит легкость и эффективность его обучения [5, с. 157].

Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, но познавательные процессы новорожденный выполняет поначалу слепо, интуитивно.

Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, выучиться ими править [6, с. 327].

Поэтому степень развития познавательных способностей малыша зависит не лишь от приобретенных при рождении задатков, но и от нрава обучения и обучения малыша в семье, в детском саду, от своей его деятельности по саморазвитию собственных интеллектуальных возможностей. Исходя из вышесказанного, разрешено увидеть, что обучаемость малыша зависит, в главном, от нрава и ступени развития познавательных действий, под термином " обучаемость " следует воспринимать:

владение приемами умственной деятельности. Сюда относятся мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сопоставление и т. п.

владение приемами деятельности - в предоставленном случае игровой, т. к. забава является водящей деловитостью в дошкольном возрасте( практические умения - исполнение игрового поручения, знание основывать общую со ровесниками забаву, как избрать нужные игрушки или их заместители и т. п.) [7, с. 177].

Целью обучения в детском саду является изучение ребенком определенного данного программой круга познаний и умений. Развитие умственных возможностей при этом достигается косвенным методом: в процессе усвоения познаний.

Умственное воспитание малыша невозможно разглядывать в разрыве от психического развития, от имущества интересов, ощущения остальных черт, образующих его духовный вид.

Дошкольное детство - чрезвычайно маленький кусок в жизни человека, только первые шесть-семь лет, но они имеют непреходящее смысл. В этот период формирование идет как никогда бурно и очень быстро. Из совсем беспомощного, ничто не умеющего существа ребенок преобразуется в сравнительно самостоятельную, функциональную личность. Получают определенное формирование все стороны психики малыша, тем самым закладывается фундамент предстоящего роста.

Каждому периоду дошкольного детства подходят определенные состояния и конфигурации в развитии психики - психические новообразования, свидетельствующие "об удачливости, или не удачливости в общем развитии малыша", в предоставленном исследовании стиль идет об умственном развитии.

Для настоящего умственного развития малыша первых лет жизни нужно хлопотать о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важными задачами умственного развития деток дошкольного возраста являются:

Сенсорное формирование - целенаправленные педагогические действия, обеспечивающие, создание чувственного знания и улучшение чувств и восприятия. Познание наступает с чувственного, ознакомления с предметами и явлениями окружающего решетка, с чувств и восприятия.

Первый источник познаний о мире - чувства. С поддержкой чувств малыш узнает отдельные симптомы, характеристики предметов, какие конкретно действуют на его органы эмоций.

Ребенок выяснит о том, что предметы имеют свои смысла. Это привкус, краска, аромат, звук, вес, температуру и т.д. Более трудным познавательным действием является восприятие, обеспечивающее отображение всех признаков предмета, с которым малыш конкретно соприкасается, действует.

В дошкольные годы проистекает формирование (осложнение) всех параметров чувств - свойства, интенсивности, продолжительности, пространственной локализации.

В собственном поведении малыш все почаще прислушивается к собственным чувствам и его поведение делается сообразно тем, чувствам, какие он проверяет к тому или другому факту жизни.

Ситуативные чувства имеют все шансы быть случайными по воле самого малыша. Т.е. преднамеренно и осмысленно и он к ним прислушивается и сооружает в родное поведение.

При восприятии окружающей реальности ребенок разбирается на все наиболее развивающиеся характеристики восприятия - предметность восприятия, единство, константность, структурность. Его восприятие делается все наиболее осознанным. Формируется дееспособность к апперцепции. Начинает срабатывать зависимость восприятия от содержания психической жизни малыша, от особенностей его личности; трудные форм восприятия (восприятие места, времени, движения и т.д.) продолжают совершенствовать и все почаще малыш употребляет их к качестве ориентира в тех или других житейских ситуациях [9, с. 157].

Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные познания, сенсорный эксперимент, накопленный человечеством за всю летописи собственного развития.

Развитие психической деятельности (изучение мыслительных операций, познавательных действий и возможностей). Этот нюанс психического развития как развития мыслительных операций у малыша, когнитивных действий и возможностей. Во всех формах мышления (наглядно-действенное, убедительно образное, словесно - логическое) исполняется формирование главных мыслительных операций.

Существует сознание причинности явлений. Это мерка из доводов, какие являются специфичным методом решить интеллектуальные задачки. Формируется иное известие к интеллектуальной и практической деятельности, когда оно базируется на подготовительных аргументах и усиливает сбалансированное мышление развития.

Дошкольник переходит от связи быть готовыми к отношениям из наиболее трудных, имеется пробы разъяснить явления и процессы; экспериментирование проистекает в пути, чтоб посодействовать взять в толк скрытые связи и дела, имея познание, чтоб применять, испытать свои силы; создается предпосылки психических свойств: независимость, упругость, любопытство. С развитием любопытства, интересы познавательная мышление все просторнее употребляется для развития детей мира, который значит за рамки задач, установленных личных практической деятельности [8, с. 367].

Ребенок затевает ставить познавательные задачки, отыскивает разъяснения. Дошкольники прибегают к разным экспериментам, чтоб найти вопросы, какие интересуют их, следить явления, произносить о них и делать выводы. Дети получают вероятность произносить о таковых мероприятиях, не связанных с их собственным экспериментом, но из которых они знают из рассказов взрослых, он читал книги. Конечно, не всегда логическое мышление дети. Чтобы сделать это, им не хватает знаний и опыта. Дошкольники часто развлечь взрослых неожиданные сравнения и выводы.

В дошкольном возрасте важны когнитивные процессы, такие как память и воображение. Память это база знаний, без которых вы не можете создать:

Воображение, чтобы создать новый образ, основанный на тех, которые были замечены ранее, а также вновь приобретенные знания. Воображение вплетено во все сложные мыслительные процессы и является основой творческой деятельности ребенка.

Освоение речи. Интеллектуальная деятельность невозможна без речи. Ребенок овладевает знаниями об объектах, атрибутах, действий и отношений в соответствующих словах. Таким образом, он не только приобретает знания, но и учится думать.

Ребенок использует речь, чтобы выразить свои мысли, чувства, то есть влиять на окружающих людей. На этапах раннего и дошкольного возраста, чтобы решать важные проблемы в развитии речи, следует также формировать культуру диалога речи: умение говорить четко и выразительно, в сущности, слушать собеседника, чтобы попытаться понять его, не прерывать.

Развитие любопытства, познавательные интересы. Любопытство и образовательные интересы - разные формы когнитивной формы отношения к миру. Любопытство характеризуется как особая форма познавательной деятельности, недифференцированный акцентом на знания ребенка из окружающих предметов, явлений, и на освоение мероприятий.

Значит, познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

1.2 Дидактические игры как средство умственного развития детей к школе (подготовительная группа)

При подготовке детей к школе одним из действенных средств является дидактическая игра. С переходом к систематическому обучению наступает период школьного возраста. Этот период, конечно с переломным моментом в жизни малыша, в формировании его личности. Начальное образование - база предстоящего образования.

Основные законы приготовить малыша к успеху в школе являются: психический, эмоциональный, умственный и волевой подход. Смотря на природу, на действия окружающей реальности, детки обучаются в пространственно-временных и причинно-следственных связях, суммировать и делать выводы. Во многом у детей 5-6 лет эти познания на базе жизненного эксперимента, спонтанны и несогласованные. Среди взрослых, есть мировоззрение, что особое образование не требуется. Но это не так. Даже с огромной численностью познаний малыша не представляет целостную картину решетка. Должно быть выработано любопытство, желание выяснить кое-что новое. Таким образом, резерв познаний о мире малыша обязан быть сформирован в системе и под надзором взрослых.

Каждый период жизни и развития малыша характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под водящей деятельностью понимается та, в процессе которой проистекают высококачественные конфигурации в психике детей, создаются и развиваются главные психические процессы и характеристики личности, возникают психические новообразования, соответствующие конкретно для предоставленного конкретного возраста: в дошкольном - игровая.

Сущность забавы как водящего вида деятельности содержится в том, что дети отображают в ней разные стороны жизни, индивидуальности взаимоотношений зрелых, уточняют свои познания об окружающей реальности. Игра - имеется средством знания ребенком реальности.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это трудное психологическое явление, которое дает результат всеобщего психического развития. В игре малыш " проживает " и отпечатки данной жизни поглубже остаются в нем, чем отпечатки реальной жизни. В игре малыш обучаться покорять родное поведение правилам игры, узнает критерии общения с людьми, развивает свои умственные возможности и познавательные интересы, какие в особенности главные для удачного обучения в школе. Игра для малыша - это суровое рукоделие [15, с. 257].

Педагоги-практики спроектировали взгляды, содержание и способы умственного обучения детей, позволяющие нарастить обучающий результат образования, что по сути является дидактической игрой.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего действия зрелого на малыша. Игра владеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует зрелый, иная - игровая, из-за которой действует малыш.

Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Традиция использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И Сорокина и др. [16, с. 157].

В настоящее время, дидактической игре придается большое значение. Имеется ее эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще [17, с. 257].

Так, дидактическая игра способствует:

-  Развитию познавательных способностей. Получению новых знаний, их обобщению и закреплению. В процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются. Следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра - незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

-       Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка. Так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания. Такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой.

Социально - нравственное развитие ребенка - дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к обществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия. Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил - организовывать действия , поведение детей .

Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно - печатные и словесные игры.

Игры с предметами в играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величине, качеству, цвету.

Игры с природным материалом всегда вызывают у детей желание играть. Семена растений, листья, камни, разнообразные цветы, - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки и др.

Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения [22, с. 747].

Можно группировать игры и так:

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

Игры-предположения. «Что было бы...?» Или «Что бы я сделал ...?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Все это характеризует активный поиск решения задачи.

Значит, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми я работаю, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, учебной направленности - все это привлекает мое внимание в данном типе игр.

Поэтому, одним из средств умственного развития ребенка в период дошкольного возраста дидактическая игра, в которой проявляются, формируются умственные способности ребенка - возможность управлять обстоятельствами, создаваемыми ходом игры. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится играя. Особая роль дидактической игры в учебном процессе дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Глава 2. Определение влияния дидактических игр на умственное развитие детей к школе (подготовительная) группа

.1 Организация исследования

В исследовании участниками изучения стали дети подготовительной к школе группы, 6-7 лет в численности 16 человек. Их них 10 девочек и 6 мальчиков. Исследовательской базой является детский сад общеразвивающего вида №1 г. Брянска.

Основной целью изучения является определение влияния дидактических игр на умственное формирование детей подготовительной к школе группе. Исследование проводилось в 3 шага в течение 2 месяцев:

. Диагностика умственного развития до проведения дидактических игр (в приложениях по 1 картинке);

. Проведение системы дидактических игр, способствующих умственному развитию детей в период дошкольного возраста (2 месяца);

. Диагностика умственного развития после проведения курса дидактических игр (в приложениях по 2 картинке).

Все диагностические способы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться персонально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим эксперимент коллективной работы. Как правило, испытания для дошкольников предъявляются устно или в облике тестов на практические действия. Так как в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня умственного развития обязаны быть соответствующими.

Следует учесть и время, которое потребуется для проведения испытаний. Для дошкольников рекомендуется отрезок времени на тестирование в пределах часа, учитывая и налаживание контакта с ребенком.

При проведении обследований дошкольников установление контакта между испытуемым и экспериментатором преобразуется в специальную задачу, от успешного решения которой станет зависеть надежность получаемых данных. Для налаживания контакта изучение проводилось в знакомой ребенку обстановке в пребывании близкого родственника, воспитателя. Были сделаны необходимые условия, при которых ребенок не испытывал отрицательных эмоций от общения с неизвестным человеком (страха, неуверенности и т.д.), для чего работу с ребенком была начата с игры и лишь постепенно, незаметно для ребенка включать требуемые тестом поручения.

Особое значение имеет воплощение постоянного наблюдения за поведением ребенка во время обследования - его функциональным и эмоциональным состоянием, проявлениями энтузиазма или безразличия к предлагаемой деятельности и т.д. Эти наблюдения могут дать ценный материал для суждения об уровне развития ребенка. Многое в поведении ребенка могут объяснить и пояснения матери, воспитателя, поэтому важно организовать сотрудничество всех 3-х сторон в процессе интерпретации итогов обследования ребенка.

Соответственно были избраны следующие методики-задания.

"Нелепицы", нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор,

Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация),

Простейшие умозаключения,

Задания на нахождение закономерностей,

Задания на установление логических связей.

Методика "Нелепицы". Методика ориентирована на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Для организации обследования заблаговременно готовится картинка (Приложение 1).

Ребенку предлагается разглядеть картину. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если протест негативный или неясный, дается еще время. Если испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается содействие: стимулирующая, направляющая, обучающая.

Оценка исполнения задачи. При оценке учитываются:

а) вложение малыша в работу, серьёзность, известие к ней, независимость;

б) сознание и критика ситуации в целом;

в) планомерность описания рисунки;

г) нрав словесных выражений.

-й уровень - малыш сходу включается в работу. Правильно и обобщенно расценивает ситуацию в целом: "Здесь все перепутано", "Путаница некая". Доказывает изготовленное обобщение разбором конкретных фрагментов. Фрагменты исследует в определенном порядке (сверху книзу или слева вправо).

В работе независимый. Высказывания емки и содержательны.

-й уровень - ситуация оценивается верно, но степень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе исполнения задачки просит стимулирующей поддержке. При описании картинки фрагменты выделяются беспорядочно, случаем. Описывается то, на что свалился взор. Ребенок нередко затрудняется в розыске подходящих слов.

-й уровень - поставить верно и обобщенно ситуацию малыш сам не может. Его взор продолжительно блуждает по картинке. Чтобы адепт начал ответствовать, необходимо направляющее роль преподавателя. Усвоенный с его поддержкой метод разбора используется при описании, оценке остальных фрагментов, но служба идет чрезвычайно сонно. Активность малыша приходится все время провоцировать, слова растягивать.

-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Методика «нахождения недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор». Суть данной методики заключается в подборе недостающей части рисунка к исходному образца (Приложение 2).

Задача на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация). Ребятам предлагаются картинки, среди которых следует выделить предметы объединенных общим признаком (Приложение 3).

Задача на нахождение закономерностей. Предусматривает продолжить ряд из имеющихся животных (Приложение 4).

Методика простейшие умозаключения определяет запас знаний ребенка, эрудицию (Приложение 5).

Задания на установление логических связей. С помощью картинок определить последовательность действий (Приложение 6).

Первая группа игр - это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр - загадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Радио»).

В этой группе игр следует особо сказать об играх, которые направлены на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете. Учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это проявляется в логической четкости, доказательности речи, способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомления ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Вторая группа - игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Домино», «Найди пару»).

Третья группа - игры, требующие от детей умения отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать юмор («Кто больше заметит и объяснит небылиц?").

Четвертая группа - игры, воспитывающие умение владеть собой (Фанты»).

Дети дошкольного возраста могут не только действовать с готовыми моделями, но и без помощи других основывать их. Моделирующий нрав игровой и продуктивной деятельности дозволяет не только косвенно учить окружающую реальность, но и совершенствовать умственные возможности. "Фанты". Ребенок - водящий обязан обнаруживать затейливость в подборе вопросов, чтоб вынудить партнера ошибиться и заявить запретное слово, рассмешить его. На протяжении всей игры участникам нужно держать в голове запрещены слова, впору подменять их иными, не рассмеяться, ежели выйдет смешное сочетание слов. Она интересна, полна разных выдумок и находок самих детей.

Наибольший энтузиазм у ребят вызвали последующие дидактические забавы.

"Что катится?" Эта игра познакомит малыша с формами предметов. Организуйте жизнерадостную игру - соревнование - кто быстрее докатиться свою фигурку в игрушечных ворот, построенных на столе или на полу, а фигурками, какие необходимо ехать, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребенку станет все равно, какую фигурку выбрать, но после неких проб он усвоит, что выигрывает тот, кто выбирает шарик. Спросите малыша, отчего он выбирает шарик, и сделайте совместный вывод, что шарик катится обратно, что он выпуклый.

"Сырье предметы". Перед ребенком ставятся две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем схожи меж собой эти предметы, а чем различаются. Например, кролик и медведь схожи друг на друга тем, что они пушистые, у них имеется лапки, глазки, ушки. А различаются тем, что медведь - белый, а зайка - серый. Мишка - большой, а зайка - маленький. Можно усложнить задачу: поставить вблизи две игрушки, наиболее схожи друг на друга, к примеру, две машины или два мячика. Цель схожих занятий - развить у детей интерес и выработать дееспособность малыша укреплять его на одном предмете.

"Запомни рисунки". Для данной игры нужно заблаговременно изготовить 10-12 картинок, на всякой картинке обязан быть изображен некий объект. Игру разрешено вести как состязание меж несколькими детьми или же посоревноваться с ребенком в том, кто более запомнит картинок. Играющие разглядывают рисунки несколько минут, позже их убирают, а соучастники по очереди называют рисунки, какие запомнили. Выигрывает тот, кто крайним назовет картину, о которой еще не упоминали. Эта игра содействует развитию памяти ребенка.

"Почини игрушку". Подберите для данной игры элементарную игрушку с несложным механизмом, к примеру, машинку, и предоставьте ребенку некоторое количество дней поиграть с ней, так, чтоб в процессе игры ребенок как можно лучше ознакомился с ее механизмом. Затем неприметно, чтоб малыш не видел, на колесо машины наденьте резинку так, чтоб колесо не вертелось. Теперь, для такого чтоб машинка ехала, нужно прикладывать еще более усилий. Цель игры состоит в том, чтоб малыш сам увидел неисправность и избавил ее причину. Эта игра способна существенно развить мышление и воображение малыша.

психологический познавательный дошкольный дидактический игра

2.2 Анализ результатов исследования

Готовя ребёнка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитывать ребёнка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.

В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов, уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В дошкольный период у ребёнка должна быть развита слуховая культура и разговорная речь. Невыразительная речь ведёт к плохому усвоению навыков чтения, декламации. Он должен ясно выражать свои мысли, связно передавать то, что слышал и видел.

Одним из ведущих психологических процессов в обучении является воображение. Недостаточно развитое воображение затрудняет мыслительную деятельность, решение творческих задач.

При подготовке ребенка к школе нельзя забывать о развитии памяти: зрительной, слуховой, логической или смысловой, эмоциональной. Память можно развивать с помощью специальных приемов. Делать это лучше в игровой форме, постепенно увеличивая объем учебного материала, добиваясь не только дословного запоминания, но и общего понимания.

Ребенку необходимо иметь развитое внимание. Он должен быть способен не отвлекаться хотя бы 10 минут, переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

При соблюдении вышеуказанных условий возможно успешное формирование интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Дидактическая игра является активной формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное.

Предназначение дидактической игры - смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. Формы реализации игрового действия разнообразны:

-  игровые манипуляции с предметами, игрушками;

-       «зачин», который создает игровое настроение (сказка, история, волшебная игрушка, секретное письмо, введение героя из детской литературы и т.д.);

-       осуществление поиска и находки, предмета, числа, звука, игрушки;

-       загадывание и отгадывание загадки;

-       выполнение определенной роли;

-       соревнование (коллективное и индивидуальное);

-       особое игровое движение: хлопки, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий, звуков и многое другое.

Для того, чтобы игры полностью решали поставленные перед ними задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения: объявление названия игры, сообщение о месте проведения игры (сидя за столом, у доски, объединяясь в группы и т.д.), о порядке использования игрового материала, объяснение хода игры, показ определенных действий воспитателем; подведение итогов игры.

Каждая игра - это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только при таком условии игры будут полезны для развития ребенка. В приложениях предложены варианты игр, направленных на умственное развитие ребенка при подготовке его к школе.

Если исходить из позиции, что развитие умственных способностей детей - это составная часть всей работы воспитателя, то имеет место при оценке эффективности этого направления в работе опираться на общие результаты умственного развития и результаты развития познавательных процессов, которые являются основой умственных способностей.

Правда, существует при этом определенного рода формальность. Т.к. результат - это не всегда цифры, выведенные в уровень.

Наилучший показатель умственного развития - это умение дошкольника получать новые знания. Умение рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций и т.д.

Результаты диагностики показали, что контингент детей группы составляют дети, имеющие средний (50% - 8 человек) и низкий (50% - 8 человек) уровни умственного развития.

Диагностика уровня умственного развития у детей осуществляется по следующим критериям:


Критерии оценки

Внимание

Умение заштриховывать необходимые фигурки

Память (объем)

Запоминание 7-8 названий предметов.

Восприятие

Различает 3-4 оттенка какого-либо цвета Умение сопоставлять по величине 7-10 предметов одинаковой формы Умение называть различия двух фигур разной формы Умение разделять сложную фигуру на несколько более простых

Воображение

Дорисовать начатое изображение, дополнив его деталями. Самостоятельно сочинить небольшую сказку или история на заданную тему

Элементы логического мышления

установление сериационных отношений между понятиями (использование сериационного ряда как модели сериационных отношений между понятиями) овладения сериационным рядом как средством решения задач устанавливать видовые отношения между понятиями умение отображать классификационные отношения (построение модели классификационных отношений между понятиями)

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы об особенностях познавательных процессов у детей подготовительной к школе группы на момент сентября 2013 года:

-  память - недостаточный объем памяти (из предложенных 8 названий предметов дети в среднем воспроизводят 3-4, что свидетельствует о низком уровне объема памяти; дети, воспроизводившие 5-6 названий имеют средний уровень объема памяти; воспроизвести все 8 названий не смог никто)

-       внимание - недостаточная концентрация и слабая устойчивость внимания на задании, повышенная отвлекаемость на внешние раздражители (шум, шепот детей), вследствие чего плохо стравились с заданием.

-       восприятие - отмечаются значительные сложности при назывании и определении оттенков основных цветов; недостаточно развиты умения сопоставлять по величине предметы разной формы, умения называть различия двух фигур разных форм)

-       воображение - испытывают значительные сложности при необходимости дорисовать начатое изображение, дополнив его деталями; самостоятельно могут сочинить небольшой рассказ или сказку, но содержание не интересное, простое, элементы фантазии при сочинении минимальны.

-       элементы логического мышления - основная часть группы 82% (13 человек) с трудом устанавливают (либо ошибочно устанавливают) сериационные отношения между понятиями, испытывают сложности в установлении видовых и классификационных отношений между понятиями.

На протяжении всего обучения в подготовительной группе проводилась развивающая работа с использованием системы дидактических игр как средства умственного развития детей.

После проведения системы игр была выявлена положительная тенденция в формировании умственных способностей детей, как в качественном, так и в количественном отношении.

Так, высокий уровень изменился на 12% (2 человека), средний уровень остался по количеству детей (соответственно и процентов) неизменным. Но в данном случае изменился списочный состав детей, имевших и имеющих на момент диагностики средний уровень, который претерпел изменения за счет детей с низким уровнем на январь месяц, соответственно уменьшил свои показатели низкий уровень с 4 человек (25%) до 2 человек (13 %).

Для того чтобы оценить эффект и результат педагогического воздействия на процесс умственного развития дошкольников посредством дидактических игр использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня умственного развития и уровня познавательных процессов, в исследования принимали участие те же 16 детей.

Контрольный эксперимент проводился в октябре 2013года.

Анализ сравнительных результатов диагностики за периоды сентябрь-октябрь 2013 уч. года показал, что в умственном развитии детей произошли положительные изменения во всех уровневых показателях.

Так, значительно изменился в лучшую сторону показатель высокого уровня с 0 человек до 10 человек, что составляет 64%; показатель среднего уровня снизился с 8 человек (50%) до позиции 6 человек (36%), т.е. произошло изменение списочного состава детей, имеющих и имевших средний уровень - качественные изменения показателя; низкий уровень в начале работы с детьми присутствовал и составлял 8 человек - 50% от всех детей, на конец периода работы с выделенной группой детей, низкий уровень показатель низкого уровня опустился до отметки 0 человек - все вышесказанное касается общего показателя умственного развития детей.

Можно заявить, что произошли значимые конфигурации в плане познавательных действий и имеется позитивная динамика в их развитии. Отмечены высококачественные и количественные преображения в показателях: Низкий уровень - отсутствует.

Средний уровень - вырос как в целом по показателям познавательных действий, так и в раздельно взятых показателях (к примеру, составляющие логического мышления с 18% - 3 человек до 50% - 8 человек; интерес с 18% - 3 человек до 44%-7 человек и т.д.)

Высокий уровень - вырос с 6% - 1 человек до 56% - 9 человек. Восприятие с 6% - 1 человек до 62% - 10 человек и т. д.

В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли значительные позитивные конфигурации в умственном развитии у выделенной группы дошкольников средством применения системы дидактических игр как 1-го из средств умственного обучения.

Вышесказанное свидетельствует о том, что дидактические игры стимулируют познавательную активность и являются важными для умственного развития детей дошкольного возраста. Это непростая интеллектуальная деятельности выполняется детьми с огромным энтузиазмом, что формирует условия для саморазвития, самодвижения детского мышления. При построении модели дети употребляют уже имеющиеся познания, а, воплощая собственный план в процессе сюжетно-ролевой игры, дети нередко раскрывают новейшие для себя познания и методы умственной деятельности [28, с. 157].

Содержание дидактических игр сформировывает у детей верное известие к явлениям публичной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет познания о Родине, армии, профессии, трудящийся деятельности.

Знания об окружающей жизни предоставляют детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в таковой последовательности: детей поначалу знакомят с вхождением определенного вида труда, потом с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с шагом изготовления при разработке нужных предметов, товаров, после что открывают перед детьми смысл любого вида труда. С поддержкой дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно раздумывать, применять приобретенные познания в разных критериях в согласовании с установленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.


Задача преподавателя состоит в том, чтоб отыскать максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано рвение ребенка к функциональной умственной деятельности. Педагог обязан непрерывно улучшать процесс обучения, позволяющий детям отлично и отменно одолевать программный материал. Поэтому принципиально применять игровые составляющие и игру на уроках.

Игра способствует общению, она может содействовать передаче накопленного эксперимента, получению новейших познаний, верной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. А также таковых черт, как коллективизм, энергичность, дисциплинированность, наблюдательность, бдительность.

Умственное воспитание подразумевает создание у дошкольников познавательных интересов, скопление различных познаний и умений, овладение речью. Следует помнить, что умственное воспитание ребенка невозможно рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, ощущения остальных черт, образующих его духовный вид. Познавательные процессы - составная дробь любой человечной деятельности, они разрешают человеку обозначать заблаговременно цели, планы и содержание грядущей деятельности, проигрывать в уме ход данной деятельности, свои деяния и поведение, предугадывать итоги собственных действий и управлять ими по мере исполнения.

Исследования российских психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) проявили, что формирование ребенка проистекает во всех видах деятельности, но, прежде только, в игре. Сущность игры как водящего вида деятельности содержится в том, что дети отображают в ней разные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои познания об окружающей реальности. Игра - это трудное психологическое явление, которое дает результат всеобщего психического развития. Психологи и педагоги-практики спроектировали взгляды, содержание и способы умственного обучения детей, позволяющие нарастить обучающий результат образования, что, по сути, является дидактической игрой.

В свою очередность, теоретико-методологические базы дидактической игры, ее роль, пространство в системе педагогического действия осмотрены популярными преподавателями прошлого и настоящего.

Над проблемой применения дидактической игры, как средства умственного развития дошкольников, работали Тихеева Е.И., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М., Веракса Н.Е, Смирнова Е.О., Бондаренко А.К., Короткова Н.С. и др.

Каждый из названных представителей науки привнес собственный бесценный вклад в вопросы теории и практики дидактической игры, любой из них советовал ее внедрение для заслуги различных целей, для решения различных дидактических задач, но взгляды на суть дидактической игры остаются схожими и обозначено ее явное воздействие на формирование личности ребенка-дошкольника, в целом.

Литература

1.   Басов А.В., Тихомирова ЛФ. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, - 348 с.

2.      Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 2009. - 484 с.

.        Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. - М., 2001. - 160 с.

.        Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 2008. - 248 с.

.        Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 2009. - 378 с.

.        Гилева А. Дидактические игры и игровые занятия. - Тбилиси, 2007. - 347 с.

.        Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева. - М., 2010. - 169 с.

.        Дидактические игры для дошкольников. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. - М., 2013. - 160с.

.        Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. - М., 2008. - 487 с.

.        Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. - М., 2009. - 348 с.

.        Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. // Дошкольное развитие.- 2008. - №4. - С.46-58

.        Каличенко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2008. - 296 с.

.        Козловская И.Ф., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2008. - 256 с.

.        Логвинова В.И. Развитие и развитие детей в детском саду. - СПб, 2009. - 374 с.

.        Логвинова ВИ, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Ч.1. - М., 2008. - 487 с.

.        Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка. / Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 123-128.

.        Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2009. - 348 с.

.        Немцов Р.С. Психология. КН. 2. - М., 2008. - 497 с.

.        Понкратов А.П. Педагогика. - М.: Наука, 2008. - 286 с.

.        Программа воспитания и обучения в детском саду / Васильева М.А. - М., 2009. - 196 с.

.        Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. - М., 2011. - 278 с.

.        Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 2009. - 245 с.

.        Рыжыкова И. Учимся играя. // Дошкольное развитие. - 2012. - № 2. - С. 23-27

.        Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя д/с. - М., 2012. - 359 с.

.        Сорочкина А.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. - М., 2012. - 243 с.

.        Удалая Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 2010. - 348 с.

.        Умственное развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. - М., 2011. - 342 с.

.        Уруваева А.Г. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М., 2010. - 274 с.

.        Филимонова А.Г. Дошкольная психология. - М., 2009. - 483 с.

Приложение 1

Методика «Нелепицы»

Инструкция испытуемому

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь:

Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?», «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь»,

Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»,

Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?».

Приложение 2

Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор




Приложение 3

Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация)







Приложение 4

Задания на нахождение закономерностей:




Приложение 5

Методика «Простейшие умозаключения»




Приложение 6

Задания на установление логических связей:




Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!