Использование СМИ и Интернета в профилактике наркомании и наркопреступности в молодежной среде

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    73,67 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование СМИ и Интернета в профилактике наркомании и наркопреступности в молодежной среде













КУРСОВАЯ РАБОТА

«Использование СМИ и Интернета в профилактике наркомании и наркопреступности в молодежной среде»

Автор: Бадьина Анжела Евгеньевна

Научный руководитель

Красноперова Наталья Николаевна








д. Усть - Сарапулка 2014г.

Введение

Каждый человек прекрасно знает, насколько серьезной проблемой сегодняшнего общества является наркомания.

Распространение токсикомании и наркомании в России за последние десять лет приняло катастрофические размеры. На состоявшейся недавно коллегии ФСКН России были приведены последние статистические данные о распространенности наркомании в России. Ежегодно в нашей стране умирают около 30 тысяч человек вследствие приема наркотических средств. Каждый год в стране выявляются 80 тысяч новых наркозависимых. Общее количество наркоманов от 2 до 2, 5 млн. человек в возрасте от 18 до 39 лет. Из них более 140 тысяч детей-подростков.

Особую озабоченность вызывает употребление наркотиков молодежью, что становится одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества.

В Удмуртии эта цифра, с учетом латентности, которая вычисляется по определенным методикам, достигает 50 тысяч человек и составляет порядка трех процентов населения республики. На самом же деле эксперты утверждают, что это количество в три-четыре раза больше. Не менее 20% от общего числа составляют школьники. Молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет составляют большую часть - 60% от наркоманов. Остальные 20% приходятся на людей старше 30 лет.

В современных условиях профилактика распространения и употребления наркотиков в России приобретает особую актуальность. Она должна быть отнесена к числу наиболее важных, приоритетных задач, стоящих перед государством и гражданским обществом.

Между тем, несмотря на огромные масштабы этого явления, отечественная образовательная система все еще демонстрирует откровенную неспособность к системной и комплексной профилактической работе. В общеобразовательной школе учебно-воспитательный процесс ориентирован, прежде всего, на передачу учащимся теоретических знаний, формирование умений и навыков, связанных с определенным кругом учебных дисциплин.

Что же касается проблем самопознания и самовоспитания, то они пока плохо осознаются участниками педагогического процесса, а попытки их разрешить носят, как правило, стихийный и бессистемный характер. Так что воспитание потребности в здоровом образе жизни больше декларируется, чем реализуется.    Средства массовой информации и Интернет являются одними из основных источников информации в современном обществе, играют важную роль в формировании общественного мнения и молодежной культуры. Именно СМИ и Интернет могут создать в обществе отрицательную установку на употребление наркотических средств. Поэтому им отведена немаловажная роль в борьбе с наркоманией, в профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни среды населения России. В то же время, несмотря на запрещение законом пропаганды наркотиков, открыто продолжают выходить в свет материалы, пропагандирующие наркоманию и сводящие на нет всю профилактическую деятельность СМИ. Без преувеличения можно сказать, что каждый материал, каждое неосторожное слово способно подтолкнуть человека к употреблению наркотиков (особенно подростка, более подверженных влиянию средств массовой информации).

В России проблемами наркомании, обобщая мировой опыт профилактики наркотизации, занимались В. М. Ялтонский и Н. А. Сирота. В своих трудах они обозначили основные подходы решения проблем антинаркологического направления. В современных условиях профилактика распространения и употребления наркотиков в России приобретает особую актуальность. Сегодня она отнесена к числу наиболее важных, приоритетных задач, стоящих перед государством и гражданским обществом.

Цель работы: изучить, как влияет СМИ и Интернет на профилактику наркомании в молодежной среде.

Объектом исследования являются подростки и молодые люди в возрасте 14-25 лет.

Задачи:

1)      выявить причины широкого распространения наркомании;

)        познакомиться с моделями профилактики наркомании;

)        узнать о профилактике наркомании в СМИ и Интернете;

4)      проанализировать научную литературу, интернет-сайты по данной проблеме исследования;

5)      провести анкетирование и профилактическую работу среди молодежи от 14 до 25 лет

)        проанализировать результаты исследования.

В процессе работы использовались следующие методы исследования:

анализ научной литературы и сети Интернет;

метод анкетного опроса;

проведение тематических классных часов;

беседа, наблюдение.

Источники - молодежные печатные и виртуальные издания, т.к. именно молодежные газеты и журналы часто становятся объектом обвинений в пропаганде наркотиков. Материалы молодежных виртуальных изданий по проблеме наркомании имеют ряд общих черт с материалами молодежных печатных СМИ, как по тематике, так и по содержанию. Это дает возможность объединить для исследования проблемы пропаганды наркомании в данной работе как печатные, так и виртуальные молодежные СМИ.     Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть полезны специалистам, работающим в школах, учреждениях дополнительного образования, социально-реабилитационных центрах, отделениях медико-социальной помощи детям и подросткам наркологических диспансеров и др.

Хронологические рамки исследования - 2005 - 2014 годы.

1. Теоретическая часть

.1 Причины распространения наркомании

Тема наркомании уже несколько лет является одной из самых серьезных и наболевших проблем современности. В последнее десятилетие распространение наркомании в России происходило особенно угрожающими темпами. В целом количество наркозависимых граждан в России увеличилось на 60%.

Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России, самыми вескими являются следующие:

·    pазвал системы детских и молодежных организаций,

·        влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни,

·        недооценка и замалчивание социальной опасности наркомании и токсикомании,

·        плохо поставленная антинаркотическая пропаганда,

·        отсутствие должного контроля за посевом и выращиванием наркотикосодержащих растений,

·        несовершенство охраны и режима отпуска наркотических средств в аптеках, лечебных учреждениях,

·        недостатки в профилактической работе правоохранительных органов; несвоевременное раскрытие преступлений и изобличение всех виновных лиц,

·        безынициативность и разрозненность действий местных правоохранительных органов, общественных организаций и медицинских учреждений, которые в течение многих лет не контролировали ситуацию, а порой просто игнорировали выполнение принятых постановлений по данному вопросу,

·        распространенность пьянства,

·        бездуховность и низкий уровень культуры части граждан.

Что же подталкивает подростков к тому, чтобы начать принимать наркотики?

А причин порой бывает не так уж и мало. Молодые люди начинают употреблять наркотики часто из-за глубоких личных внутренних проблем: девушка отвернулась, кроссовки старые, неприятный разговор с родителями (для подростка это все серьезные проблемы). И в такой момент найдется «доброжелатель», который «поможет» справиться с тяжелыми чувствами и мыслями - просто и легко - с помощью наркотика уйти от решения проблемы.

Некоторые начинают из любопытства: «Что же это такое, если о нем так много говорят и пишут?» Конечно, любопытство - это хорошая черта, и то, что дети хотят знать всё - это прекрасно. Но тем и опасно оно, что трудно управляемо. Многие школьники начинают потреблять наркотики не потому, что это нужно для организма, а потому, что есть мода на них. «Все, что модно - нам нужно». Это псевдоценность, и в ней нет позитивного переживания, а о последствиях они задумываться не хотят.

А иногда, чтобы просто поднять настроение; получить новые, необычные ощущения; вести себя раскованнее или чтобы не отстать от других и быть «как все». Все радуются, бесятся, смеются: «Смотри, как нам весело, присоединяйся и погружайся в наш мир. Ты не с нами, значит против нас, но тогда мы на тебя обидимся». И неважно, что выйти из «этого» мира не получится никогда. Но ради псевдодружбы, псевдосолидарнос-ти, псевдорадости подросток следует за «друзьями», не понимая истинного значения группового давления, не в состоянии противостоять им или отказать.

Часто это протест против образа жизни, против существующих отношений (в частности в семье - между родителями и близкими людьми). Если взрослые не дают возможности ребенку быть самим собой, значит, ему с ними неуютно и некомфортно. И он обязательно будет искать в другом месте возможности чувствовать себя человеком и личностью. Где он найдет желаемое - непредсказуемо. Плохое поведение подростка - это ответная реакция ребенка на неправильные действия родителей, педагогов и близких.

А желание казаться взрослее?! Желание самоутвердиться и быть принятым в кругу общения (пусть даже такой ценой)?! Или просто потому, что их легко достать, а так как они существуют и рядом, так почему бы их и не попробовать? Тем более, что приобрести наркотики сейчас в нашей стране не так уж и трудно. Их пытаются распространять даже в школах. И первый раз их предлагают, как правило, бесплатно, а затем могут насильственно вовлекать и даже шантажировать.

Одной из важных причин наркомании является отсутствие разумных развлечений, которые иногда заменяются "нездоровой" литературой, телепередачами, специфическими кинофильмами, в которых смакуются переживания наркоманов, их жизнь и приключения. Здесь уместно вспомнить английского писателя Томаса Де Квинси, который своей книгой "Исповедь английского опиофага" дал толчок развитию опиумной наркомании в Западной Европе, став, можно сказать, «отцом» европейских наркоманов.

Все это привело к тому, что молодежь, а именно она - самая уязвимая часть общества, начинает употреблять наркотики. Проблема детской и подростковой наркомании в России достигла катастрофических размеров: на сегодняшний день уже каждый второй школьник пробовал наркотики. К сожалению, в молодежной среде принимать наркотики сегодня стало модным, престижным и почти обязательным действием.

По общей информации, собранной РИА Новости <#"788661.files/image001.gif">

Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.

Образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

В настоящее время различными являются и формы законодательного отношения к наркотикам - от разрешения на легальную торговлю «легкими» наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай, Ирак). Система профилактических мер, несомненно, нуждается в экономической оценке.

В России серьезных научных разработок профилактического антинаркологического направления в отличие от других дисциплин до последних лет не проводилось, в то время как в странах Запада профилактика стала одним из наиболее актуальных и востребованных направлений. Обобщая мировой опыт профилактики наркотизации, В. М. Ялтонский и Н. А. Сирота выделяют шесть основных подходов: информационный, обучение управлению эмоциями, поведенческий (обучение противостоянию давлению), формирование жизненных навыков, обучение альтернативной наркотикам деятельности, укрепление здоровья.

.3 Профилактическая работа с проблемой наркомании в России

С 1998 года в нашей стране действует федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.1998 № 44). На ее реализацию предусмотрено ежегодное выделение средств федерального бюджета в объеме около 1 млрд. рублей.

Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны территориальные программы профилактики злоупотребления наркотическими веществами и противодействия их незаконному обороту. Проблема постоянно находится в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти. Регулярный контроль за реализацией антинаркотических мероприятий осуществляется Правительственной комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Создана правовая основа для разработки и реализации мероприятий по противодействию наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В частности, приняты Федеральные законы «О наркотических средствах и психотропных препаратах», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О средствах массовой информации», «О рекламе». Ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками, психотропными и другими одурманивающими веществами. Следует сказать, что в России первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена - школы, профессиональные училища, менее активно - колледжи, лицеи и вузы. Решение многих задач по профилактике находится в компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений, так как через воспитательное воздействие этой системы проходит практически все молодое поколение страны. Осуществляемая здесь профилактика наркомании должна иметь четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий. Приоритетной малоэффективными попытками информирования молодежи о наркотиках и последствиях их потребления задачей борьбы с наркотизацией подростков и молодежи является организация профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ жизни. Она основана на комплексном подходе к предупреждению наркомании во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи.

Основополагающим документом, определяющим приоритетные направления деятельности органов и учреждений образования по профилактике наркотизации детей и подростков, является утвержденная приказом Минобразования России Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000 г. и рекомендована для использования в работе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации). Данные мониторинга свидетельствуют о том, что Концепция сыграла положительную роль в повышении эффективности антинаркотической работы в системе образования, став основой для разработки соответствующих целевых программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи на федеральном, региональном и местном уровнях. Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми и молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи. В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ.

В образовательных учреждениях создаются кабинеты профилактики наркомании, наркопосты, формируются службы доверия для детей, подростков и молодежи. Принимаются меры по созданию более широкой сети региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами, - по статистике на 2014 год уже функционируют 25 таких центров.

В субъектах Российской Федерации продолжается работа по развитию сети досуговых, спортивных, оздоровительных учреждений, вовлечению детей и молодежи в занятия физкультурой, спортом, туризмом.

Продолжает совершенствоваться система наркологической помощи, в том числе детям и подросткам. Во всех регионах введена должность заместителя главного нарколога по детско-подростковой наркологии, открыты специальные отделения и кабинеты, в штаты наркологических диспансеров включены социальные работники, которые обеспечивают контакт с подростками в семье и на «улице», а также психологи и психотерапевты. По профилактике наркотизации подростков и молодежи эффективное взаимодействие имеет место между наркологическими службами, органами управления образованием, органами по делам молодежи, комиссией по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, общественными организациями. Практически нет взаимодействия (либо оно минимальное) с религиозными организациями, органами социальной защиты.

Схема 1. Мнение экспертов о том, какие организации участвуют в реализации комплексной программы мероприятий по противодействию наркотизации подростков молодежи

Вывод: проведение профилактических мероприятий по предупреждению развития наркотизма и наркомании не может быть обеспечено усилиями только медицинской службы. Необходима совместная деятельность врачей, педагогов, правоохранительных органов, широкой общественности. Следует признать, что до настоящего времени не выработано единой стратегии по данной проблеме.

Антинаркотическая пропаганда - основное содержание деятельности государственных, муниципальных органов и общественных организаций в рамках профилактики наркотизации подростков и молодежи. По признанию опрошенных, профилактические беседы активно ведутся учителями в школе, работниками здравоохранения, а также родителями и друзьями. Недостаточно активно ведется разъяснительная работа о вреде наркотических средств и психоактивных веществ в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (диаграмма 2)

Схема 2. Кто вел беседу с подростками и молодежью о вреде потребления наркотических средств, %

Активно осуществляется работа по вовлечению родителей в профилактику наркомании при поддержке специалистов по социальной работе. Именно в этих кругах особенно остро осознается противоречие, из которого каждый родитель должен найти выход самостоятельно: как найти грань между развитием самостоятельности у ребенка и целенаправленным включением его в систему общественных нормативов, как убедительно показать подростку связь между "надо" и "хочу", как одновременно обеспечить свободу для развития и обозначить границы этой свободы. В стране должны появиться группы самопомощи: родители, озабоченные сходными проблемами (например, пробы наркотиков) будут регулярно собираться для обмена опытом и обсуждения своих трудностей в "группе равных".

В настоящее время в профилактическую работу включаются многочисленные общественные организации, позитивную деятельность которых следует поддерживать. Однако в большинстве случаев их работа носит стихийный, недостаточно квалифицированный характер. Необходимо предпринять усилия по упорядочению деятельности этих организаций, подготовке специалистов, работающих в них, координации взаимодействия государственных и общественных структур.

В Удмуртии на сегодняшний день немало общественных организаций, занятых профилактикой наркомании, - “Православная молодежь Удмуртии”, ижевская скаутская организация, добровольная народная дружина, общественное движение “Матери против наркотиков”, некоммерческое партнерство “Взаимодействие”, общественно-просветительская организация “За жизнь!”. Реабилитационных центров всего два, и оба - негосударственные.

Управление ФСКН России по Удмуртии заключило уже более 30 соглашений в рамках программы военно-патриотического воспитания допризывников «Во славу Отечества». Эти документы ориентированы на сотрудничество с различными общественными объединениями, религиозными конфессиями, занимающимися образовательной, социальной, благотворительной и культурно-просветительской деятельностью, и небезразличных к проблемам профилактики злоупотребления наркотиками, защите здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечению безопасности жителей республики.       

В целях осуществления совместной антинаркотической работы Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике и Сарапульской и Можгинской Епархией Удмуртской Митрополии Московского Патриархата Русской Православной Церкви было заключено Соглашение о сотрудничестве. Епископ Сарапульский и Можгинский Викторин выразил точку зрения духовенства епархии: «Церковь ждет, что она будет хорошим соработником с государственными органами, такими, как наркоконтроль, местными органами власти. На это мероприятие мы пригласили руководителей антинаркотических комиссий всех районов, где расположены приходы нашей епархии, и мне хотелось бы, чтобы в этих комиссиях на местах работали и священнослужители, без чьих-то указаний, а чувствуя ожидания людей. Активно и ответственно, зная, что этого от них ждут».

По инициативе ФСКН России в Удмуртии сформированы пять межведомственных лекторских групп в Ижевск <#"788661.files/image004.gif">

Диаграмма 1. Наличие у подростков знакомых людей, употребляющих наркотики, %.

Третий вопрос, пробовали ли Вы сами наркотические вещества - 10 % опрошенных ответили положительно. Средний возраст начала приобщения к наркотическим веществам снизился от 14-16 лет. В качестве причин, которые способствовали употреблению наркотиков, подростки указывают любопытство и веяние моды. 10% респондентов впервые попробовали наркотики на дискотеках, именно в клубах бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу.

Диаграмма 2.Случаи употребления наркотиков подростками, %

Четвертый вопрос, какое чувство вызывают у вас наркоманы -         72% опрошенных ответили сострадание, 20% - нетерпимость и только 8% -толерантность.

Диаграмма 3. Отношение подростков к людям, употребляющим наркотики, %

На пятый вопрос - какие формы профилактики наркомании Вы считаете наиболее интересными - 80% опрошенных ответили личный опыт родителей и успешных людей среди молодежи, 20% -беседы, показ фильмов о последствиях.

Диаграмма 4. Источники профилактики, %

Проанализировав результаты проведенного анкетирования, можно сказать, что, несмотря на проводимую в обществе профилактическую работу, 10% опрошенных нами респондентов хотя бы раз пробовали наркотики в виду различных причин.

. Проведение тематических классных часов в 5-8 классах.

В профилактических целях с подростками были проведены классные часы с презентацией на тему «Наркотики - путь в никуда!» - они направлены на формирование навыков общения, взаимодействия, самоконтроля, адекватного поведения в стрессовых ситуациях, принятия решения, умения сделать правильный выбор. На таких внеурочных лекциях дети получат ответы на вопросы: «Почему люди начинают употреблять наркотики?», «Можно ли решить проблемы с помощью наркотических средств?», «Какая перспектива у каждого наркомана?».

В работе с детьми использовался буклет «Некоторые советы молодому человеку о наркотиках».

. Работа по борьбе с наркотизмом должна вестись с привлечением компетентных специалистов. В целях антинаркотической профилактической программы в рамках школы для учащихся проведена лекция врача-нарколога о пагубном влиянии наркотиков на молодежь. Были приведены статистические данные, которые имели определенное воздействие на взгляды учащихся на проблемы наркотизации.

. В школе была проведена выставка рисунков и плакатов учащихся на тему «Нет наркотикам!». Акция прошла активно, в ней приняли 45% учащихся.

5.      На школьном педагогическом совете проведена лекция для педагогов на тему «Формы и методы работы педагога по антинаркотическому воспитанию школьников». Были рассмотрены актуальные на сегодняшний день вопросы: «Почему наши дети, зная о страшных последствиях наркомании, встают на этот путь? И как мы, педагоги, должны строить свою работу по антинаркотическому воспитанию среди школьников?». Работа была построена в форме дискуссии. ( Приложение 3)

В заключение практической части работы, мы предлагаем помимо осуществляемых мер ввести следующие:

) предоставить взрослым возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме профилактики ПАВ;

) убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой проблемы в семье;

) применять приём, когда к проведению тематических мероприятий привлекаются сами несовершеннолетние, т.е. ученик обучает ученика, что решает сразу несколько задач: - охват работой достаточно большой аудитории несовершеннолетних; - формирование устойчивых антинаркотических установок, как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются; - развитие чувства самоуважения и ответственности; - формирование навыков, важных для взрослой жизни;

) постоянно развивать систему дополнительного образования, где подростки и молодые люди смогут посещать кружки по интересам, спортивные секции, художественно-музыкальные студии;

) регулярно на базе школы и дополнительных учреждений для молодёжи проводить для учащихся, родителей и педагогов проводить просмотр видеофильмов и антирекламных роликов по данной проблеме;

На наш взгляд эти весьма простые рекомендации не только усовершенствуют профилактическую работу с подростками в школе, но и принесут весьма положительные результаты.

Заключение

июня - Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Действительно, с данной проблемой должен бороться весь мир, и борьба должна вестись на всех уровнях, в том числе и в СМИ, и в сети Интернет.

В современных условиях профилактика распространения и употребления наркотиков в России приобретает особую актуальность. Она должна быть отнесена к числу наиболее важных, приоритетных задач, стоящих перед государством и гражданским обществом. Их выполнение является чрезвычайно сложным делом, т.к. требует изучения накопленного мирового опыта борьбы с наркоманией и наркотизацией, поиска новых, современных подходов в преодолении этих негативных явлений, объединения усилий науки и практики, согласованности действий всех государственных органов, учреждений, различных организаций и фондов. Нельзя демонстративно не замечать факта того, что к наркотикам сегодня приобщены не только дети, подростки, юношество из асоциальной среды, но и учащиеся из благополучных семей в силу своей психологической незрелости, незащищенности.

Решение многих задач по профилактике находится в компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений, так как через воспитательное воздействие этой системы проходит практически все молодое поколение страны. Осуществляемая здесь профилактика наркомании должна иметь четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий.

Средства массовой информации и Интернет являются одними из основных источников информации в современном обществе, играют важную роль в формировании общественного мнения и молодежной культуры. Именно СМИ и Интернет могут создать в обществе отрицательную установку на употребление наркотических средств. Поэтому им отведена немаловажная роль в борьбе с наркоманией, в профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни среды населения России.

Обобщив ресурсы Интернета, источники СМИ, научную литературу, опыт социальной работы по профилактике наркомании среди молодёжи мы пришли к выводам, что региональные общественные организации и Центры занимаются исследовательской деятельностью по разработке территориальных моделей профилактики наркозависимости среди молодежи, осуществляют экстренную психологическую помощь молодым людям, медико-социальную реабилитацию, формируют волонтерские движения. В настоящее время практически во всех регионах РФ осуществляются комплексные программы, объединяющие усилия государственных и общественных организаций при планировании и проведении в жизнь мероприятий, касающихся молодежи.

Мы разработали и провели анкету, результаты которой показали, что 10% опрошенных хотя бы раз в жизни пробовали наркотик. Это говорит о том, что настоящая проблема сильно затрагивает наше общество в настоящее время, и подтверждает тот факт, что число наркоманов неуклонно растет.

Таким образом, наркомания - тяжелое заболевание, которое ведет к нравственной и социальной деградации личности, толкает потерявших контроль над своим поведением подростков к правонарушениям. Хорошая профилактика подростковой наркомании в школе приносит ощутимые результаты. Профилактика наркомании должна проводиться широко и постоянно. Ее основная задача - показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна только тогда, когда главная цель каждого - ориентир на здоровый образ жизни.

Литература

1. Аменд А., Жукова М., Фролова Е. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде // Педагогика. - 2004. ─ № 4. ─ С. 21 - 29.

. Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам: все о наркомании. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 348с.

. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144с

. Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимости (Вдали от пропасти и рядом с нею). - СПб.: КАРО, 2004. - 112с

. Колесова Л.С. Подростки как группа, уязвимая для наркомании и ВИЧ-инфекции // Педагогика. - 2002. ─ №1. - С.34 - 41.

. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Проект // Учительская газета. - 1999. ─ №52. - С. 21.

. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192с.

. Лисецкий К. Подростковая наркомания и алкоголизм: факторы риска и защиты // Основы безопасности жизнедеятельности 2004. ─ № 5. - С.40 - 42.

. Мирошниченко Л.Д. и др. Проблемы антинаркотической профилактики в подростковой среде // Педагогика. - 2000. - № 3. - С.3 - 13.

. Мочалов А. Деликатный подход к кричащей проблеме: Наркомания: профилактика и помощь Основы безопасности жизни. - 2002. - № 5. - С.18 - 20.

. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, 2001. - 416 с.

. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. - 256 с.

. Пузыревская И. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. - 2001. - № 7. - С. 38 - 39.

. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 144 с.

. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 252 с.

. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.

. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от терапии к практике. - М.: Генезис, 2001. - 216 с.

. Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

. Факторы риска, или кто чаще становится наркоманом? // Основы безопасности жизни. - 2000. - №8. - С.22 - 26.

. Школа может многое: О целевой программе «Без наркотиков» // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. - №11. - С. 24 - 28

Похожие работы на - Использование СМИ и Интернета в профилактике наркомании и наркопреступности в молодежной среде

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!