Методика изучения жанра пейзажа на уроках изобразительного искусства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,02 Мб
  • Опубликовано:
    2015-03-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика изучения жанра пейзажа на уроках изобразительного искусства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственно бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет искусств

Кафедра изобразительного искусства и методике его преподавания




Курсовая работа

Тема: Методика изучения жанра пейзаж на уроках изобразительного искусства


Выполнила:

студентка 31 группы

Акопян Елена Степановна

Научный руководитель:

Колоколова Ольга Евгеньевна,

доцент, к.п.н.




Омск, 2014

СОДЕРДЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Теоретические аспекты обучения жанру пейзаж на уроках изобразительного искусства

.1 Роль композиции в создании пейзажа

.2 Основы линейной и воздушной перспективы, и ее применение в пейзажном жанре

. Методические основы обучения жанру пейзаж на уроках изобразительного искусства

.1 Особенности методики обучения жанру пейзажа на уроках изобразительного искусства

.2 Методические рекомендации на уроках пейзажа в старших классах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Для того чтобы передать естественное или воображаемое настроение природы, необходимо не только в совершенстве владеть рисунком, композицией, перспективой, тонко чувствовать цвет, но и отлично знать материалы живописи, их положительные и отрицательные свойства и уметь разумно пользоваться ими. Искусство свободно владеть материалами живописи и рисунка, при помощи которых художник создает пейзаж, приходит не сразу. Оно рождается в результате упорного труда, изучения их свойств и особенностей, систематического накопления знаний и опыта. Не обладая всем этим, невозможно создать произведение, увлекающее зрителя красотой, живой передачей в ней цветовых и световых особенностей натуры, звучностью красок и штрихов [14, с. 4-5].

Изображение природы оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир, оценивать и понимать художественную ценность произведения искусства. Пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков.

Изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира.

Главная ценность детского рисунка в том, что, изображая, ребёнок постигает внешний мир и тем самым обогащает свою личность. Однако, познание окружающей действительности должно осуществляться под руководством взрослого, без которого никакое реалистическое изображение невозможно.

Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью ребенка, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи, а ошибки замечал раньше учителя и самостоятельно исправлял их. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.

Из того следует сделать вывод, что изображение природы на уроках изобразительного искусства в школе способствует развитию личностных качеств школьника, эстетическому и нравственному развитию, любви к окружающему миру, к своей Родине, бережному отношению к природе.

Цель курсовой работы: изучить особенности методики преподавания жанра пейзаж.

Объект исследования: образовательный процесс на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: методы и приемы обучения школьников изображению пейзажа.

В соответствии с целью и предметом исследования, исходя из рабочей гипотезы, были определены задачи исследования:

изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;

рассмотреть теоретические аспекты обучения жанру пейзаж на уроках изобразительного искусства;

изучить особенности методики обучения жанру пейзаж на уроках изобразительного искусства;

разработать содержание уроков по теме «Пейзаж» в начальных и основных классах.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЖАНРУ ПЕЙЗАЖ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

.1 Роль композиции в создании пейзажа

Считается, что первым употребил слово «композиция» по отношению к произведению искусства итальянский ученый, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения, живописец и архитектор Леон Баггиста Альберти (1404-1472), считавший, что композиция - это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются в картину. В последующие столетия, и вплоть до наших дней, попытки дать исчерпывающее определение композиции не прекращаются [4, с. 39], некоторые из них:

Композиция... в литературе и изобразительных искусствах - построение произведения, соотношение отдельных частей (компонентов) произведения, образующих единое целое.

Словарь иностранных слов [20].

Композиция - важнейший организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.

Художественная энциклопедия [21].

Композиция - главная форма произведения искусства.

Художественная энциклопедия [21].

К множеству определений какого-то понятия приходят всякий раз не только в изобразительном искусстве, но и в других областях культуры, когда нет четкого понимания содержания понятия. Чтобы не заблудиться в дебрях словотворчества, я остановлюсь на следующем определении этого понятия:

Стремление к композиционности в искусстве - есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное. Если так определить понятие композиции, то станет ясно, что она не есть придаток к изображению, не есть украшение, а есть основной момент изображения, по-разному проникающий в разные произведения, так как цельность может быть большая или меньшая, цельность может быть различного характера [6, с. 12].

Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов, музыкантов, то есть всех тех, кто занимается творчеством.

Знание основ композиции, влияющее на развитие творческой личности, должно закладываться еще в детстве. Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства. Его роль в формировании личности очень важна. Не только труд, но и искусство создает человека. Когда оно отходит на второй план, общество не развивается, а деградирует [2, с. 4].

Художники, страстно бьющиеся над своим очередным шедевром, в сотый раз изменяя цвет и форму, добиваясь совершенства работы, иногда с удивлением обнаруживают, что их палитра, где они просто смешивали краски, оказывается тем самым сверкающим абстрактным полотном, которое без всякого предметного содержания несет красоту. Случайное сочетание красок сложилось в композицию, которая заранее не планировалась, а возникла сама собой. Значит, все-таки есть сугубо формальное соотношение элементов, в данном случае красок, которое производит ощущение порядка. Можно назвать это признаком композиции. Их много, но из всех признаков можно выделить наиболее существенные, абсолютно необходимые в любой организованной форме.

Итак, три главных формальных признака композиции:

целостность;

наличие доминанты;

уравновешенность [12, с. 3-4].

Целостность.

Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность как первый признак композиции. Целостность нельзя понимать, как непременно некий спаянный монолит; это ощущение сложнее, между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки тяготение элементов друг к другу, их взаимопроникновение зрительно выделяют изображение или предмет из окружающего пространства. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть, как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены, а может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна. Итак, целостность - это внутреннее единство композиции [15, с. 5].

Целостность внутри деталей изображения

Многие авторы отдают предпочтение цветовому единству композиции, соподчиняя центр общей колористической задаче, таким образом, создавая целостность в своей работе. Он (центр) может быть решен как самый активный по цвету, контрастный ко всей гамме, самый темный или самый светлый. Но единство и соподчинение выражаются не только в колористическом единстве и соподчинении, а еще и в единстве форм и фактур. Большую роль в создании композиции, отвечающей законам гармонии, играют средства гармонизации. К ним относятся ритм, контраст, нюанс и тождество, пропорции, масштаб [2, с. 52-53].

Наличие доминанты.

В правильной композиции всегда есть главное. Центр композиции обычно сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие, второстепенные, элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смысловой центр композиции. Ни в коем случае понятие центра композиции не связано только с геометрическим центром картины. Центр, фокус композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане, и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины - это неважно, главное, что второстепенные элементы подводят взгляд к кульминации изображения, в свою очередь, соподчиняясь между собой [12, с. 7].

При организации композиционного центра следует учитывать законы визуального восприятия плоскости. Как правило, он располагается в активной, центральной ее части. Смещение относительно геометрического центра придает порой произведению большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность в раскрытии художественного образа и темы.

Есть несколько вариантов выделения главного. В композиции, состоящей из простых по восприятию элементов, появляется элемент, сложный по силуэту. Конечно, он привлечет к себе внимание сильнее, чем группа более простых по форме. Именно он за счет своей сложности начнет играть роль доминанты или композиционного центра. Однако при этом необходимо выполнить условие единства и соподчинения всей композиции. В данном примере соподчинение может выразиться в подчинении сложному центру колористического решения или во введении новых подобных по силуэту форм - линий, а также в применении таких средств гармонизации, как ритм, контраст, нюанс и тождество, конкретный разговор о которых пойдет ниже.


Мостик написан подробнее второстепенных деталей пейзажа. Он состоит из горизонтальных элементов, тогда как остальное воспринимается вертикалью.

Для другого варианта выделения главного в композиции, возьмем одинокий по форме центр (именно он необходим автору для решения художественного образа). За счет выделения определенной формой доминанты композиции автор может добиться яркой характеристики, создать незабываемый образ. В данном случае применен контраст форм, поэтому добиться соподчинения можно путем цветового и фактурного решения, а также с помощью активного применения средств гармонизации.


У мельницы сложный проработанный силуэт, тогда как второстепенные объекты обобщены.

История искусств предлагает нам различные схемы построения композиций. В одном варианте решения организация композиционного центра осуществляется самым маленьким по форме элементом, а в другом - самым большим. Их выбор уже доказан творческим решением автора произведения и возможным выполнением непременных условий существования композиции: равновесия, единства и соподчинения. Вариантов решения этих задач может быть множество.

А вот создание композиции, центром которой является композиционная пауза, требует от художника хорошей профессиональной подготовки. При необходимости можно предложить несколько вариантов решения художественного образа таким способом. Вот два наиболее распространенных. Первый - создание движения к центру, который не выражен никакой формой, путем использования одного из средств гармонизации - ритма. Второй - расположение элементов, подобных по форме, цвету и фактуре, без какого-либо акцента. Тем самым композиция представляет собой как бы раму.


Просвет - главное в картине, так как является паузой в композиции.

Уравновешенность.

Уравновешенность - основа гармонии в произведении.

Остановимся на композиционном равновесии. Это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой.

Уравновешенность композиции по определению связана с симметрией, но симметричная композиция имеет качество уравновешенности изначально, поэтому здесь не о чем говорить. Нас интересует как раз та композиция, где элементы расположены без оси или центра симметрии, где все строится по принципу художественной интуиции в совершенно конкретной ситуации.

Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д. [17, с. 51-53].

Уравновесить композицию может пустое поле или одна-единственная точка, поставленная в определенном месте картины, а вот какое это место и какой цветовой интенсивности должна быть точка, в общем случае указать нельзя. Но здесь есть правило: чем ярче цвет, тем меньшего размера может быть уравновешивающее пятно.


Красная фигурка человека уравновешивает огромную массу освещенной кроны деревьев.

Особое внимание приходится уделять уравновешенности в динамических композициях, где художественная задача заключается как раз в нарушении, уничтожении равновесного покоя. Самая асимметричная, устремленная за пределы полотна композиция в произведениях искусства всегда тщательно уравновешена. Убедиться в этом позволяет простая операция: достаточно прикрыть часть картины - и композиция оставшейся части развалится, станет фрагментарной, незаконченной [12, с. 9].

В пейзаже есть одно традиционное правило: небо и ландшафт по композиционной массе должны быть неравны. Если художник ставит своей целью показать простор, беспредельное пространство, он большую часть картины отдает небу и основное внимание уделяет ему же. Если для художника главной задачей является передача подробностей ландшафта, то граница ландшафта и неба в картине обычно располагается значительно выше оптического центра композиции. Если границу расположить посередине, то изображение распадается на две части, равно претендующие на главенство, - нарушится принцип подчиненности второстепенного главному [17, с. 60].

Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из средств и законов композиции в отдельности не создадут гармоничное произведение, так как все взаимозависимо или уравновешено. Если же в своих творческих поисках художник активнее начинает применять одно из средств для создания более выразительного художественного образа, то результатом такого подхода должна стать переоценка всего композиционного построения произведения. Может потребоваться изменение его пропорций, увеличение или, наоборот, уменьшение количества элементов композиции, пересмотр тональных и цветовых отношений и т. д. [2, с. 58].

Итак, мы разобрались с формальными признаками композиции. Но этого мало, существует еще и такое понятие как средства выражения художественного образа, иначе - это язык, на котором с нами говорит художник. Существуют множество средств, но в пейзажной живописи наиболее распространены несколько. Одно из них это форма пятна.

Разберем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным.

Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях - тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».

Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз - сверхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.

Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.

Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм - вот их диапазон.


Линиям также свойственно выражение образа. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм. Угловатые ломаные линии напоминают треугольник. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая весомость. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы. Одна линия - это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда.


Помимо пятен и линий к элементам композиции на плоскости относится точка. Это тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов.

Совокупность тех и иных форм обогащает художественный образ, дает ему разностороннюю эмоциональную характеристику, усложняет ассоциативный строй. Но нельзя сказать, что использование более простых форм и меньшего их количества приводит к созданию менее значимых произведений [15, с. 7-8].


Для построения грамотной пейзажной композиции важно обратить внимание на положение линии горизонта. При низкой точки зрения, когда линия горизонта соответственно понижается, зеленая поверхность сильно сокращается и элементы пейзажа, расположенные на земле загораживают друг друга. Такая пейзажная композиция обычно строится на основе немногих элементов ближнего и дальнего планов. Это сближение равноудаленных предметов приводит к резкому обозначению разнице между ними по всем признакам, включая и расстояние. При высокой точке зрения зеленая поверхность широко развертывается перед рисующим, он видит, как элементы пейзажа последовательно уходят, вдаль захватывая пространство от первого плана до самого горизонта и утверждая каждый свое место в этом пространстве. Композиция с высоким горизонтом строится многоплановая. Поэтому здесь решающее значение для передачи глубины имеет не резкое противопоставление предметных признаков, а постепенное их изменение от плана к плану.

А.В. Бакушинский выделяет три этапа композиционного решения изображения [16, с. 250]:

На первом этапе лист бумаги представляется в виде горизонтальной плоскости (земля, пол, стол), на которой изображения как бы раскладываются на ней.

На втором этапе все предметы располагаются по одной линии, на одной узкой полосе.

На третьем этапе лист бумаги делится горизонтальной линией на две равные части. Нижняя часть представляется горизонтальной плоскостью, а верхняя-вертикальной.

Изображение пейзажного мотива начинается с определения формата и положения места бумаги. Затем на бумаге проводят линию, горизонта определяющую соотношение земли и неба. На земле рисуют основные элементы пейзажа. Отмечают их обобщенную пространственную форму по внешним контурам светлыми линиями.

Для закрепления важности роли композиции пейзажа, проведем анализ зарисовка пейзажа Ковалева Ф. В, выполненной с натуры.


Мотив привлекает оригинальностью: заснеженная часть игровой площадки, шапки снега на предметах, темные деревья. Формат выбран прямоугольный в вертикальном положении. Высота листа бумаги разделена на пять частей, вверх от главной точки - на две части, вниз - три части. При мысли о том, что же здесь может быть центром внимания, хотелось остановить взгляд на белой шапке грибка. Но при этом пейзаж не смотрелся цельно, не входил в глаз. Можно сказать, что не было зрительного комфорта. Когда же взгляд был фиксирован на середине будки под шапкой снега, весь пейзаж стал восприниматься цельно.

Напрашивается вывод о том, что глаз находит в натурном мотиве ту точку смотрения, при которой все элементы пейзажа находятся в наилучшем согласовании между собой, т. е. образуются гармония [4, с. 70].

Из данного параграфа следует сделать вывод, что композиция является первостепенным аспектом, от которого мы отталкиваемся, делая вывод нравится ли нам работа или нет. Чувство восторга от произведения вызывается внутренним содержанием изображаемого, выраженным всем образным строем картины. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства: формат, точка зрения, высота горизонта, характер освещения, место композиционного центра и т. д. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины. Поэтому, начиная ребенка учить изобразительному искусству, нужно больше времени уделять на формирования у него чувства правильной композиции и продолжать это делать на всем этапе обучения в школе.

.2 Основы линейной и воздушной перспективы, и ее применение в пейзажном жанре

Перспектива как линейная, так и воздушная особенно выдающуюся роль играет в пейзаже, где она служит очень важным средством выражения пространственной глубины. Законы перспективы позволяют изобразить наш трехмерный окружающий мир в двухмерной плоскости бумаги или холста. В середине века и ранее художники полагались при рисовании только на свой опыт наблюдения за объектами. Шеллинг, например, так писал о перспективе: «...такая картина, где соблюдена перспектива, будет менее напоминать нам, что созерцаемое нами есть произведение искусства, чем та, где этого нет; но если сделать этот принцип всеобщим, искусства вообще не было бы, а коль скоро он не может быть всеобщим, то иллюзия, то есть отождествление истины с видимостью вплоть до чувственной истины, вообще не может быть целью искусства. Так и древние - по всему тому, что мы о них знаем, - не соблюдали перспективы».

Читая эти строки, нужно иметь в виду, что до эпохи Возрождения живопись не применяла, в сущности, светотени и линейной перспективы, и, возможно, не только потому, что это не соответствовало эстетическим концепциям того времени, а также и потому, что художники о них не знали.

С точки зрения развития самого метода изображения открытие законов перспективы было прогрессом, который нисколько не помешал, как это иногда пытаются утверждать и некоторые современные теоретики, развитию искусства. В эпоху позднего Возрождения и позже были созданы многие выдающиеся произведения, неотъемлемым элементом художественной формы которых являются центральная перспектива, воздушная перспектива и светотень [3, с. 25].

Основные понятия и законы линейной перспективы.

Прежде всего, надо определится, что же подразумевается под словом «горизонт». Применительно к перспективе истинный горизонт - это горизонтальная линия, находящаяся на уровне глаз. Надо заметить, что в композиционном решении важным фактором является выбор уровня линии горизонта. Один объект требует изображения при низком горизонте, чтобы подчеркнуть величественность изображаемого объекта. В другом случае изображаемый сюжет целесообразно показывать с высокой точки, в этом случае композиция приобретает определенную панорамность, что хорошо применительно в написании пейзажа.

Далее следует познакомится с точкой схода - это точка на линии горизонта, в которой соединяются все параллельные прямые.

Понятие линейной перспективы основывается на том явлении, что удаленные предметы, кажутся меньшими по размеру, чем есть на самом деле. Это легко проверить.


На рис. 1 изображен ряд вертикальных столбов, все в одну линию и одинаковой высоты. Как видно, размеры столбов становятся все меньше и меньше, пока в какой-то точке совершенно не сходятся на нет. Это и есть точка схода. Если столбы находятся на ровной поверхности, то точка схода попадает точно на линию горизонта.


На рис. 2 показано, что случится, если мы проведем одну линию по вершинам столбов, а другую, где столбы соприкасаются с землей. Обе линии являются параллельными и соединяются строго в точке схода.


На рис. 3 наглядно показано, как можно рассчитать, через какие, все уменьшающиеся промежутки следует рисовать столбы, полагая, что они находятся на равном расстоянии друг от друга. Высота каждого столба делится пополам, и через все серединные точки проводится прямая линия. Из верхней точки первого столба проводится линия через середину второго столба. Пересечение этой линии с нижней параллельной линией схода даст нижнюю точку уже третьего столба, а значит и интервал между ними. И так далее, пока ряд из столбов не достигнет линии горизонта [10, с. 42-43].

Перспективные построения различных зданий в городском пейзаже позволяют представить возможности фронтальной, угловой и купольной перспективы, особенности построения изображений, когда точка схода расположена высоко над головой или глубоко под землей.


Законы воздушной перспективы

Для передачи пространственной глубины художник должен знать явление воздушной перспективы. Воздушная перспектива заключается в том, что по мере удаления предмета и погружения его в воздушную среду изменяются его внешние черты.

Когда мы зрительно сравниваем предметы на близком и далеком расстояниях, то замечаем, что по мере удаления контрастность светлых и темных тонов постепенно смягчается, а на горизонте окраска их сливается в однотонную дымку [7, с. 129].


Если законы линейной перспективы рассматриваются изменяемостью видимых форм предметов, зависящих от их расположения по отношению а глазу, то воздушная перспектива определяет изменения цвета предметов и светлоту на разных расстояниях от зрителя.

Закономерность воздушной перспективы необходимо соблюдать как в рисунке так и в живописи, где имеют большее значение изменения в окраске, связанные с различным освещением и положением предметов в пространстве.

Различная видимость предметов зависит также от погоды, времени года, часа дня, освещения, количества в воздухе испарений, пыли и дыма. В жаркое время возникают воздушные течения, колебания воздуха, которые разрушают четкую видимость дальних предметов.

Закономерность воздушной перспективы необходимо соблюдать как в рисунке так и в живописи, где имеют большее значение изменения в окраске, связанные с различным освещением и положением предметов в пространстве.

При рисовании следует учитывать, что предметы, находящиеся на равном расстоянии, иногда зрительно воспринимаются по-разному. Так, предметы, расположенные на холме, кажутся ближе тех, что находятся под горой, предметы на равнине смотрятся более ясно, чем такие же предметы на неровной местности. На свету дальние предметы видны более четко, чем в тени. Очертания предметов на дальних расстояниях теряют резкость [1, с. 28].


На основании этих закономерностей устанавливаются правила воздушной перспективы для очертаний предметов:

Фигура с резкими очертаниями воспринимается близко стоящей, а фигура с мягкими очертаниями воспринимается отдаленной.

Цвет предметов по мере погружения в воздушную среду изменяется очень своеобразно. Все цвета на расстоянии меркнут, приобретают голубой оттенок. Цветовое различие смягчается, все цвета обобщаются в один голубовато-синий тон далеких планов. Раньше всех теряются из виду синие, зеленые краски, сливаясь с голубыми далями. Позже исчезают желтые, оранжевые и, наконец, красные. Последние, будучи ярко освещены, чувствуются на большом расстоянии.

Черные предметы на расстоянии окутываются голубым воздухом, кажутся синими. Рассеянные в воздухе голубые лучи дневного света застилают темный предмет, так как свет, отражаемый его поверхностью, очень слаб. Светлые предметы, особенно белые, заметны издалека. Их отраженный свет проникает сквозь воздушный слой на большое расстояние. Светлые предметы на далеких перспективных планах теряют в некоторой степени светлоту и в силу рассеивания света приобретают теплый оттенок, как это было уже замечено при рассмотрении цвета белых облаков на горизонте и в зените; блики на облаках переднего плана выглядят ослепительно белыми, по мере удаления - желто-оранжевыми, на горизонте - совсем розовыми.

Светотеневые контрасты, резкие на переднем плане, постепенно смягчаются и на большом расстоянии сливаются в один общий тон. Чем контрастнее светотень в изображении, тем более предмет выходит на передний план; чем мягче контраст, тем изображение больше уходит вдаль. Благодаря тому, что светотень предметов стирается, светотеневой контраст растворяется в воздухе, предметы на расстоянии теряют объемность, рельефность, приобретают силуэтные, плоскостные черты.

Итак, правильная характеристика изменения окраски светотеневого контраста и очертания предметов в воздушной среде есть средство изображения воздушной перспективы [14, с. 84-85].

Световая перспектива характеризует расстояние предметов от источника света. Она возникает в условиях неравномерного освещения. Днем, при одинаковой силе света на всем видимом пространстве, явления световой перспективы незаметны. Но утром, например, когда с востока приходит день, а на запад уходит ночь, предметы на востоке - светлее, на западе - темнее. В изображении утреннего пейзажа, видимого на востоке, предметы переднего плана приходится делать темными, предметы далеких планов - более сильными, на горизонте - совершенно яркими, сколько позволят возможности красок. В пейзаже, видимом на западе, предметы переднего плана будут светлыми, вдали - погруженными во мрак уходящей ночи.


Утреннее состояние пейзажа передается зрителю, потому что передний план написан холодным и темным, тогда как дальний - в теплой и светлой гамме.

Цвета, холодные сами по себе, не имеют свойства удаляться, а теплые выступать, как иногда утверждают, ссылаясь на то, что на дальнем плане преобладают холодные, а на переднем теплые тона. По большей части это так и бывает, но голубые цвета удаляются, а желто-оранжевые выступают не потому, что они имеют такой оттенок, а потому, что холодные тона в противоположность теплым преобладают на расстоянии и оставляют привычное впечатление дали.

В природе мы можем наблюдать примеры, когда холодные цвета выступают на передний план, а цвета теплые уходят вглубь. Например, на закате солнца все дальние планы приобретают огненно-красный цвет, а предметы переднего плана - холодно-синие цвета. В условиях вечернего света теплые тона уходят вдаль, холодные цвета выступают вперед.

Таким образом, закономерные изменения очертаний, светлоты и окраски предметов являются важными живописными координатами в изображении перспективы [15, с. 34].

Для того, чтобы проследить как законы воздушной перспективы отражаются в пейзаже, давайте проанализируем картину И.И. Шишкиным «Полдень. В окрестностях Москвы».

Горизонт взят художником в нижней части холста. Уходящая вглубь дорога явилась одним из средств выявления пространственной глубины пейзажа. В соответствии с требованиями воздушной перспективы на первом плане дана более четкая и контрастная светотень, чем вдали. Ближе к зениту неба темнее, чем у горизонта. Солнце находится высоко перед зрителем, благодаря чему фигуры силуэтны, а тени от них направлены к зрителю. Кучевые облака освещены с противоположной от зрителя стороны, и поэтому на картине показаны только узкие светлые отграничения их, то есть они изображены «контражуром» [7, с. 131].

Из данного параграфа следует сделать вывод, что перспектива способствует выработке навыков такого изображения предметов и явлений видимого мира, которое соответствует нашему зрительному восприятию. Линейная перспектива относится к разделу начертательной геометрии и поэтому довольно сложна, требует специальной подготовки. Для изучающих изобразительной грамоты в школе вполне подходят самые общие законы перспективы, доступные для понимания ребенком. Основой для воздушной перспективы является наука цветоделения. Для передачи глубины композиции через цвет и тон так же есть базовые правила, которые описаны в этом параграфе, их будет достаточно для изучения изобразительному искусству в школе. Соблюдать законы линейной и воздушной перспективы следует обязательно на каждом уроке, связанном с реалистичной живописью или графикой и уделять этому большое внимание, чтобы у ребенка вырабатывалось интуитивное чувство к восприятию перспективы.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЖАНРУ ПЕЙЗАЖ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

.1 Особенности методики обучения жанру пейзаж на уроках изобразительного искусства

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Пейзаж - самостоятельный жанр в изобразительном искусстве и ему следует уделить наибольшее внимание, потому что природа прекрасна и бесконечно разнообразна. Окружающий мир воздействует на человека, вызывает у него глубокие переживания и мысли, а соприкосновения с произведениями пейзажной живописи укрепляет дух, обогащает внутренний мир.

Изображение пейзажа обычно начинают с изучения и рисования отдельных кустарников, деревьев, сучьев, а затем деревьев или кустарников с частью двора, постройки, и только затем рисуют пейзаж с дальними планами [5, с. 114-115].

Целые деревья и кусты изображать намного сложнее, чем отдельно взятые листья и ветви, так как них больше деталей. Но, также, как и во время рисования цветов, плодов, листьев, рисунок дерева или куста нужно начинать с очерчивания его общей массы.

Для того, чтобы лучше понимать общее очертание куста или дерева и не увлечься изображением мелких деталей, таких как листья или сучья, надо выбрать точку наблюдения и изображения не ближе 2-х, 3-х кратного их большого размера. Именно такое расстояние от рисующего до натуры позволяет видеть обобщенно, все в целом и вместе с тем рисовать выделять отдельные листья, сучья, плоды и т.д. Обычно отдельно прорисованные листья изображаются на переднем плане в освещенных контрастных местах или по краям куста, где они выступают обобщенным силуэтном.

Нужно постоянно наблюдать, сравнивать кустарники различных пород, для этого учителю следует иногда проводить пленэрные уроки, например, выводить класс в школьный сад и показывать какой индивидуальный характер носит каждое дерево или кустарник: неповторимую группировку листьев, их направление, размеры, характерные изгибы прутьев, цвет листьев, ствола и веток, наличие плодов и т.д.

Рисуя дерево, лучше всего начать с общей силуэтной формы кроны и ствола. В самом начале рисования можно штрихами наметить крайние точки дерева по ширине и высоте. После этого намечается форма и толщина ствола, направление основных сучьев - от них зависть пространственное расположение основной массы зелени. Уточняются пропорции кроны, которая делится на большие группы сучьев. Эти основные массы зелени постоянно сравниваются между собой по величине, пространственному положению, расстояниями между сучьями.

Изображая пейзаж в цвете, например, акварельными красками, не следует забывать, что воздушность, материальность изображения объектов, отношения пространственных планов, настроение передаются в материале, прежде всего точным соблюдением всех закономерностей воздушной перспективы, удачным выбором техники и приёма работы и обусловлены пробуждённым чувством взволнованности от красоты природы [11, с. 51].

Работая живописным материалом, лучше начинать с локального цветового тона кроны дерева с постепенным цветовым насыщением затененных мест и проработкой цветом ствола, сучьев, отдельных листьев. Необходимо чувствовать и стремиться передать объемность всей зеленой массы, кроны в целом и отдельных ее частей, объемность круглой формы стволов.

Все ближние к наблюдателю предметы воспринимаются с исчерпывающей полнотой, а дальние - неполно обобщенно. При изображении предметов на первом плане раскрывают индивидуальные особенности формы через прорисовку характерных для каждого предмета мелких и крупных деталей и передачу целостности большой формы, в которой все элементы согласованы и соподчинены; при изображение предметов среднего плана отбирают наиболее типичные по форме крупные части и показывают, как формируется из них характер всей массы, цельной и несколько упрощенной; предметы дальнего плана изображают более схематично, объединяя их в общую массу как формой, так и цветом [17, с. 98].

Работа над этюдами городского пейзажа требует от школьников умения рисовать дома, транспорт, улицы в соответствии с закономерностями линейной перспективы; умение разобраться во всем многообразии цвета, света, масштабности предметов и объектов, привести изображение к целостности и единства.

Лучше всего начинать писать городской пейзаж с натуры, поэтому рекомендуется перед основной работой в классе, провести с детьми и поделать зарисовки школы снаружи, улицы, зданий, находящихся на ней и т.д.

Нужно обращать внимание и замечать, как интересно сочетаются формы, объемы, материал, цвет, масштабность зданий с легким ажурным переплетом ветвей и листьев деревьев, как выглядят в окружении архитектурных сооружений люди, транспорт, как выглядит архитектура по отношению к небу, деревьям в разное время дня, сезона и в различных погодных условиях.

Если говорить о пленэре, он вызывает большой интерес у детей, но не имея возможности посещать дополнительное художественное образование, например, в кружках или школах искусств, многие ребята лишены этого. Поэтому иногда следует проводить экскурсии на улицу, во время уроков ИЗО в школе, на которых дети, кроме длительных работ, выполняют быстрые зарисовки с натуры, а затем заканчивают их красками уже в помещении. Такой порядок работы способствует развитию умения запомнить и воспроизвести наиболее характерные особенности природы, помогает понять пространственные отношения, напрямую познакомится с законами линейной и воздушной перспективы. Очень большое значение в данном случае имеет свет, освещение. Надо, чтобы дети отдавали себе полный отчет в том, какой день они изображают: пасмурный, серый с рассеянным освещением или ясный с четким отличием освещенных сторон предмета от неосвещенных. Также дети должны понимать разницу между искусственным освещением и естественным, видеть, как, то или иное освещение влияет на характер передачи светотени.

Наличие четкой светотени облегчает восприятие и передачу объема и рельефа. Пейзаж с пасмурным, рассеянным освещением требует способности видеть, различать более тонкие тоновые и светотеневые отношения. Однако есть свои трудности и при изображении солнечного пейзажа. Здесь сложнее привести к живописному единству все детали.

Важно обращать внимание и на такие явления природы, как ветер, дождь и т. п., все, что придает различный эмоциональный строй пейзажу, выражающийся в динамичности очертаний предметов. В связи с этим целесообразно нарисовать два изображения, предположим, одного и того же дерева при тихой и при ветреной погоде, в ясный и дождливый день, в разное время года. Для этого достаточно провести экскурсию с детьми в школьном саду в разное время года, объяснить им как меняется характер одних и тех же деревьев и кустарников в зависимости от разного солнечного освещения. В классе привести примеры произведений искусства.


На примере мы можем наблюдать, как меняется характер центра композиции и второстепенных объектов в тоновых и цветовых отношениях в зависимости от времени суток.

И все же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога. Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Не случайно Я.А. Коменский провозгласил принцип наглядности «золотым правилом дидактики».

Задачи изображения пространства в пейзаже должны решаться в последовательности, предусматривающей нарастание сложности решения. Более легким заданием является изображение сравнительно ограниченного пространства, когда задний план занят стенами строений, холмами или опушкой леса. Здесь имеется возможность опираться на навык решения пространства, выработанный у детей при рисовании натюрморта, который, как правило, имеет фон, установленный непосредственно сзади предметов. Более трудным заданием является пейзаж с открытым пространством, когда видны широкие горизонты [13, с. 64].


На первой работе задний план занят опушкой леса, это облегчает написание пейзажа, так как не требует от автора сложной передачи уходящей вдаль перспективы. Тогда как на второй работе задний план уходит до горизонта, и школьнику без пленэрного опыта сложно будет передать глубокую воздушную среду.

С детьми во время школьного курса следует практиковать разные типы пейзажей, как по памяти, представлению, так и воображению.

Обязательно нужно писать сельский пейзаж. Он как ни один другой из типов пейзажей, развивает у школьников чувство пространства. Такой пейзаж не требует от детей четкости предметных форм и линий, но на нем делается акцент передачи воздушной перспективы. Поэтому, если школьники впервые пишут такой тип пейзажа, следует включить в зрительный ряд во время теоретического материала фотографии и репродукции пейзажей в пасмурное и туманное время, где тоновая градация от переднего к заднему плану более наглядная.

Близкий к сельскому пейзажу, но более сложный тип - это топографический (горный) пейзаж. В отличие от плоских предметов трехмерные имеют длину, ширину и высоту, т. е. объем. Один из способов изображения пейзажа состоит в изображении объема как более или менее четко выраженного рельефа. Такой тип пейзажа представляет собой скульптурный вид, определяемый рельефом земной поверхности. При написании таких работ дети учатся изображать не только пространство, но и объем, как если бы они изображали натюрморт, но в натюрморте не так ясно выражена воздушная перспектива. То есть от такого пейзажа двойная польза.

В городском типе пейзажа большую роль играет правильная передача линейной перспективы. Такие работы сложнее по композиции, так как имеют разнообразие форм, линий и объемов. Но легче в отношении передачи воздушной среды, потому что, в основном, не имеют видимого горизонта, который закрыт «ширмой» в виде городских строений.

В школьную программу также следует включать пейзажи с центральной композицией, когда взгляд зрителя сосредоточивается на каком-то определенном элементе пейзажа и постоянно возвращается к нему, это происходит потому, что цель художника состояла в выделении именно этого элемента. Изгиб дороги, упавшее дерево, дом или поляна в лесу могут стать сюжетно-композиционным центром всей картины. С точки зрения композиционной структуры он находится в геометрическом центре картины. Такой тип пейзажа развивает умение школьников грамотно выделять центр композиции.

Можно составлять различные сюжетные композиции с этими типами пейзажа. Включать в них людей и животных, воду. Писать пейзажи в разное время когда и при разной погоде. Городские пейзажи можно изображать в разное историческое время [19].

Из параграфа следует сделать вывод, что очень важно иметь правильный подход к обучению детей пейзажу, потому что отражение поэтических образов в рисунках имеет большое значение для нравственно- эстетического воспитания школьников, для развития творческих способностей. Образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине. С детства научившись понимать природу, ценить ее красоту и разнообразие, ребенок в будущей жизни будет испытывать на себе ее благотворное влияние.

.2 Методические рекомендации на уроках пейзажа в старших классах

В соответствии с современными требованиями к уроку в условиях введения ФГОС разработан ряд программ, который дает выбор современному педагогу.

Проанализировав содержание уроков по обучению пейзажу в программах второго поколения, мы выбрали рабочую программу под редакцией Б.М. Неменского и разработали технологические карты уроков для начального и основного классов. пейзаж урок изобразительный обучение

класс. «Искусство вокруг нас». четверть. «Художник и зрелище».

Тема: «Картина - особый мир. Картина пейзаж» [8, с. 64].

Цель: Формирование художественно-творческой активности личности, воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, знакомство учащихся с жанром пейзаж.

Задачи:

Предметные: понять, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями; узнать имена крупнейших русских художников-пейзажистов; научиться изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением; научиться рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

. Метапредметные: овладеть умением видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; захотеть общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; научиться организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; овладеть умением оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

. Личностные: эмоционально-ценностно относиться к окружающему миру; толерантно принимать разнообразия культурных явлений; совершенствование художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; овладеть навыком работы акварельными красками; захотеть использовать художественные умения для создания красивых вещей.

Практическое задание: Изобразить осенний пейзаж по представлению.

Оборудование и материалы для учеников: 2 листа акварельной бумаги а4, 2 альбомных листа, графитный карандаш, ластик, кисть, стаканчик для воды, акварельные краски.

Зрительный ряд: репродукции картин художников пейзажистов И. Левитана «На Волге», «Владимирка», А. Саврасова «Грачи прилетели», «Распутица», Ф. Васильева «Деревня», «Рассвет», А. Куинджи «На острове Валааме», «Лунная ночь»; методические пособия «Композиция в пейзаже», «Линейная перспектива», «Воздушная перспектива», упражнение для глаз.

Литературный ряд: Стихотворения: автор под псевдонимом «Искра души» «Ночной пейзаж», М. Лермонтов «Весенний пейзаж», А. Климанов «Воздушная перспектива».

Музыкальный ряд: Ю. Энтин «Танец маленьких утят <#"788556.files/image019.jpg"> Рассказывает о картине в целом: дает определение, объясняет где и зачем мы встречаемся с картинами, рассказывает о мире в картине, о роли рамы для картины. Демонстрирует слайд с репродукцией работы И. Шишкина «Пейзаж с соснами» (1882 г.) без оформления и с оформлением рамой:     

Внимательно слушать. Рассматривать слайды с фотографиями.

3. Сообщение теоретических сведений. - Поставить цели, задачи урока. Беседа по теме урока. - Обобщить знания по теме «Композиция», «Перспектива». - Расширять кругозор детей. - Определить последовательность рисования пейзажа. - Организовать активный диалог.

Дает определение жанра в изобразительном искусстве, затем определение пейзажа. Рассказывает краткую историю пейзажа. Формирует цель и задачи урока.  Объясняет какие типы пейзажей существуют, демонстрируя слайды с примерами работ: Сельский пейзаж. Городской пейзаж.   К. Коро. Горный пейзаж, 1860. Ф. Алексеев. Городская площадь, 1790. Пейзаж с людьми. Пейзаж с животными.    Ф. Милле. Сборщицы колосьев, 1857. Д. Фаттори. На отдыхе, 1873. Речной пейзаж. Пейзаж с небом.  С. Дени. Река, 1891. Николай Рерих. Веления неба, 1915. Горный пейзаж. Пейзаж с равниной.   Э. Хоппер. Зерновой холм, 1930. Ж. Мишель. Величие. 1812.  Окутывающий пейзаж. Панорамный пейзаж.  Ж. Коро. Луга в Фонтенбло, 1864. Л. Гоффье. Вид на Валломброзу, 1890.  Показывает слайд с репродукцией картины А. Саврасова «Грачи прилетели», 1871:   Читает стихотворение М. Лермонтова «Весенний пейзаж»: Когда весной разбитый лед Рекой взволнованной идет, Когда среди лугов местами Чернеет голая земля, И мгла ложится облаками На полуюные поля, Мечтанье злое грусть лелеет В душе неопытной моей; Гляжу, природа молодеет, Не молодеть лишь только ей; Ланит спокойных пламень алый С собою время уведет, И тот, кто так страдал, бывало, Любви к ней в сердце не найдет. Вместе с учениками анализирует картину: какое настроение выражено в пейзаже, состояние души, какими деталями художник передает время года в работе. Демонстрирует слайд с репродукцией картины А. Куинджи «Лунная ночь», 1895:  Читает стихотворение «Ночной пейзаж» автора под псевдонимом «Искра души»: Нарисуй мне шум дождя, Смех природы озорной, Лучик трели соловья, И волнующий прибой. Нарисуй закат в тиши, Звезды- россыпь хрусталя, Озеро в ночной глуши, И чем дышит вся земля. Нарисуй дыхание ветра, Вздох речушки молодой, Горизонт, что ждет рассвета, И туман, что над водой. Нарисуй деревья в платьях, И травы большой ковер, И луну в ночных объятьях, Небо- сказочный шатер. Нарисуй. Отдай народу Сей мистический пейзаж, Может быть тогда природу Будут меньше обижать! Вместе с учениками анализирует картину: какие чувства автор стремился донести до зрителя, состояние души произведения. Объясняет, что художник добивается выразительности в пейзаже через определенные приемы. Начинает рассказывать о них. Демонстрирует методическое пособие «Композиция в пейзаже», рассказывает о типах композиции:  Схемы типов композиций пейзажей: 1 - схема горизонтальных пространственных планов, 2 - горизонтальных пространственных планов и центральной плоскости; 3 - горизонтальных пространственных планов и ритма контрастных плоскостей, 4 - горизонтальных пространственных планов и плоскости кулисы, 5 - горизонтальных пространственных планов и 2 плоскостей кулис, 6 - горизонтальных пространственных планов и вертикальной линии, 7 - горизонтальных пространственных планов и 2 кулис из вертикальных линий, 8 - горизонтальных пространственных планов и вертикальных линий, 9 - пространственных планов диагонального направления, 10 - треугольного хода в глубину к точке схода в центре картины, 11 - треугольных ходов в глубину к точке схода в центре картины, 12 - треугольного хода в глубину к точке схода, находящейся у края картины, 13 - треугольных ходов в глубину, точка схода которых находится у края картины, 14 - хода в глубину дугообразного направления, 15 - хода в глубину дугообразного и треугольного направлений, 16 - ходов в глубину дугообразного направления, 17 - несколько ходов в глубину дугообразного и треугольного направлений  Приводит в пример репродукции картин:  И. Левитан «На Волге», 1888. Тип композиции - треугольного хода в глубину, точка схода которого находится у края картины.   Ф. Васильев «Деревня», 1869. Тип композиции - горизонтальный пространственный план и плоскость кулисы.  Демонстрирует методическое пособие «Линейная перспектива»:   Дает определение линейной перспективы, основные понятия. Приводит в пример репродукции картин:   А. Саврасов. Распутица, 1894. И. Левитан. Владимирка, 1892.  Показывает методическое пособие «Воздушная перспектива»:    Дает определение воздушной перспективы, основные законы. Приводит в пример репродукции картин:   А. Куинджи. Ф. Васильев. Рассвет, 1873. На острове Валааме, 1873.  Читает стихотворение А. Климанова «Воздушная перспектива»: Не мудрствуя лукаво написать Природу нынче - дорогого стоит. Художник, небо, поле - благодать! Холст, масло - впечатление такое, Что он увидел поле в первый раз, Ультрамарин с белилами мешая. На умбре пашни ляжет снег в матрас - Мазки, полоски - на переднем крае Густая краска, дальше тонкий слой И линии у горизонта тают, Сливаясь с небом… так и мы с тобой Сольемся с небом - живопись простая.

Слушать рассказ учителя. Знакомиться с картинами и именами крупнейших пейзажистов России. Рассматривать и сравнивать картины- пейзажи, анализировать их, рассказывать о настроениях, которые художники передают в работе. Овладевать знаниями композиции, линейной и воздушной перспективы.

4. Динамическая пауза. - Выполнить упражнение для отдыха глаз.

Показывает слайды презентации «Упражнение для глаз».

Выполнять каждое движения 6 раз:

5. Практическая деятельность по выполнению упражнений. - Выполнить упражнения.

Организует деятельность на изучение нового материала и повторение более раннего через следующие упражнения:  Упражнение 1. «Приемы работы акварельными красками»: Объясняет основные приемы работы акварельными красками: 1) Наносить рядом друг с другом три вертикальные полоски разного цвета. Ждать, когда они подсохнут. Поверх них изобразить горизонтальные полоски других цветов. 2) Покрыть одним цветом три прямоугольника. Дать краске высохнуть. Затем наносить ее только на два прямоугольника. Третий прямоугольник заполнить акварелью еще раз - по просохшему слою.  3) Положить рядом друг с другом несколько мазков краской разного цвета, пока краски не высохли, размыть и соединить их края кисточкой.  4) Повторить третье упражнение с тремя и более цветами.  Пример работы:     Упражнение 2. «Краски осени»:  Дает задание пятнами при помощи акварели изобразить краски осени: неба, зелени, земли. Пример работы:   Упражнение 3. «Развитие чувства пространства»: Демонстрирует план местности, дает задание изобразить пейзаж этого плана, соблюдая законы линейной перспективы. План местности: 

Выполнять упражнения. Овладевать навыком работы акварельными красками. Развивать чувство пространства. Упражнение 1: «Приемы работы акварельными красками». Пример детской работы:   Упражнение 2: «Краски осени». Пример детской работы:    Упражнение 3: «Развитие чувства пространства». Пример детской работы:    

6. Динамическая пауза. - Выполнить танцевальные движения под музыку.

Учитель включает музыкальную композицию Ю. Энтин «Танец маленьких утят <#"788556.files/image053.gif">

7. Практическая деятельность по выполнению основного задания. - Выполнить композицию по теме урока, с соблюдением законов, правил перспективы и композиции.           Дает задание выполнить работу по теме «Осенний пейзаж», соблюдая законы композиции и перспективы, демонстрирует пример выполнения задания:   Включает музыку Людвига ван Бетховена «Тишина»: 

Во время практической работы выполняет фронтальный, индивидуальный контроль.Выполнять творческое задание. Пример готовой работы: 

Показывает лучшие работы, предлагает ответить на вопросы и оценить рисунки. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Задает вопросы: - Какое настроение передает пейзаж? - Что видим на 1 плане? - Что видим вдалеке? - Какие законы композиции соблюдаются? - Как соблюдается перспектива? Предлагает проанализировать свои работы.

Вспоминать цель и задачи. Анализировать работы одноклассников, отвечая на вопросы учителя, высказывать своё мнение. Осуществлять самооценку.

9. Подведение итогов: - Сделать вывод по уроку.

Делать вывод по уроку.  Результаты: Предметные: Иметь представление, что картина - это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами, переживаниями; знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов; изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением; уметь рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. 2. Метапредметные: уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; желать общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; уметь организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; уметь оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. 3. Личностные: эмоционально-ценностно относиться к окружающему миру; толерантно принимать разнообразия культурных явлений; иметь художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; владеть навыком работы акварельными красками; стремиться использовать художественные умения для создания красивых вещей. Даёт домашнее задание найти картину И. Шишкина «Пейзаж с гуляющими», 1869, проанализировать ее: определить настроение картины, познакомиться с композицией, пронаблюдать за правилами линейной и воздушной перспективы. Благодарит за работу.

Записать домашнее задание. 


класс. «Изобразительное искусство вокруг нас».четверть. «Человек и пространство».

Тема: «Пейзаж в графике» [9, с. 74].

Цель: знакомство с графическими зарисовками и набросками пейзажей известных художников России, изучение приемов передачи воздушной среды при помощи графических материалов.

Задачи:

Предметные: развивать визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитывать уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве; приобрести опыт создания художественного образа в жанре пейзаж; приобрести опыт работы в технике сухой пастели; развивать потребности общения с произведениями изобразительного искусства, осваивать практические умения и навыки восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства.

. Метапредметные: научить соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; научить оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; научить работать индивидуально и в группе.

. Личностные: формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формировать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности; развивать эстетическое сознание через наследие великих художников России, творческой деятельности эстетического характера.

Практическое задание: Создание графического пейзажа на тему «Настроение погоды» в технике сухой пастели.

Оборудование и материалы для учеников: 1 лист пастельной бумаги, 3 альбомных листа, графитный карандаш, ластик, сухая пастель.

Зрительный ряд: репродукции картин и зарисовки к ним: А. Саврасова «Грачи прилетели», А. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре», И. Шишкин «Паутина в лесу»; методическое пособие «Воздушная перспектива в графике»; репродукции пейзажей, выполненных в разных графических техниках; упражнение для глаз.

Литературный ряд: Стихотворения: В. Козлова «Закат охладевал», Н. Чумаченко «Сосновый бор»; стихотворения для динамических пауз: «Вместе по лесу идем», «На двери висит замок».

Музыкальный ряд: А. Вивальди «Скрипичный концерт, 3 ч. Allegro», П.И. Чайковский «Времена года. Апрель».

Технологическая карта урока:

Этапы и задачи урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихся



1.Организационный этап. - Настрой обучающихся на урок.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Проверяет явку учащихся.

Проверять готовность рабочих мест.

2.Этап мотивации и актуализации знаний. - Привлечь внимание детей. - Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Дает определение жанра пейзаж. Рассказывает о самостоятельном художественном значении графического пейзажа. Рассказывает краткую историю графики. Объясняет, что перед написанием великих произведений, художники всегда пребывали в поиске композиции: делали зарисовки и наброски графическими материалами. Демонстрирует слайды с репродукциями знаменитых картин и зарисовок к ним:    А. Саврасов. Грачи прилетели. 1871.  А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре, 1880   И. Шишкин. Паутина в лесу. 1880-е.  Читает стихотворения Н. Чумаченко «Сосновый бор»: Сосновый бор, сосновый бор Какой размах, какой простор. Здесь воздух редкой чистоты Наполнен ароматом смол. Здесь удивительный покой Как свечи, стройные стволы, Одевшись золотой корой, Венчаются убором хвой. Сосновый бор, сосновый бор С тобой вступает в разговор То трелью дятла, а порой Поет охотничьей трубой. Алмазной чистоты родник Горгочет по камням елани, Встречая всплеском солнца блик И поцелуй дрожащей лани. Сосновый бор, сосновый бор Волшебных гуслей перебор Струною ласковой звенит Все дальше, дальше вглубь манит.

Внимательно слушать. Рассматривать слайды с фотографиями.

3. Сообщение теоретических сведений. - Поставить цели, задачи урока. Беседа по теме урока. - Обобщить знания по теме «Композиция», «Перспектива». - Расширять кругозор детей. - Определить последовательность рисования пейзажа. - Организовать активный диалог.             Формирует цель и задачи урока.  Рассказывает о средствах выразительности в графическом рисунке и многообразии графических техник. Демонстрирует слайды с репродукциями пейзажей, выполненных в разных графических техниках: Рисунок. Виды рисунка: Линейный рисунок. Тоновой рисунок.  Рисунок-набросок. Силуэтный рисунок.    Рассказывает о различных графических материалах в рисунке, демонстрирует примеры работ: Простые карандаши. Цветные карандаши.  Уголь. Тушь.   Пастель. Сангина (сепия, бистр).   Соус. Акварель.   Книжная графика:  Иллюстрация. Лубок.  Прикладная графика:  Коллаж. Плакат.  Знакомит учащихся с печатной графикой и ее ролью в изобразительном искусстве. Рассказывает о понятиях «эстамп» и «гравюра». Демонстрируют слайды с видами печатной графики: Выпуклые гравюры:  Ксилография. Линогравюра.   Рельефная гравюра на металле.   Углубленные гравюры: Резцовая гравюра. Офорт.   Плоские гравюры:  Литография.   Рассказывает о приемах передачи воздушной среды при помощи графических материалов. Показывает методическое пособие «Воздушная перспектива в графике»: Слушать рассказ учителя. Знакомиться со средствами выразительности в графическом рисунке и с многообразием графических техник.

Рассматривать слайды презентации.

Овладевать знаниями воздушной перспективы в графике.


 

4. Динамическая пауза. - Выполнить упражнение для снятия напряжения с мышц туловища.

Зачитывает стихотворение: Вместе по лесу идём,  Не спешим, не отстаём.  Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)  Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)  Вот ромашка, василёк,  Медуница, кашка, клевер.  Расстилается ковёр  И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)  К небу руки протянули,  Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)  Отдохнуть мы все успели  И на место снова сели. (Дети садятся.)

Выполнять движения под руководством учителя.

5. Практическая деятельность по выполнению упражнений. - Выполнить упражнения.          Организует деятельность на изучение нового материала и повторение более раннего через следующие упражнения:  Упражнение 1. «Графические техники»:  Объясняет правила выполнения тонировки рисунка в разной технике: Альбомный лист поделить на 6 частей. Затем выполнить следующие приемы работы карандашом: 1) Плоская тонировка. Заштриховать гранью карандаша прямоугольник. 2) Круговая тонировка. Круговыми движениями заштриховать прямоугольник. 3) Тонировка разной толщиной линий. Используя разное давление карандашом, изобразить в прямоугольнике темное небо со светлыми облаками. 4) Тонировка контурном. Используя разное давление на карандаш, нарисовать вьющуюся ленту, создавая трехмерный эффект. 5) Тонировка крестом. Заштриховать прямоугольник в одном направлении. Поверх первой штриховки, рисовать дерево штришками в другую сторону.  6) Точечная тонировка. Руку держать вертикально и, ставя быстро точки, рисовать изображение облака. Пример работы:   Упражнение 2. «Приемы работы сухой пастелью»: Объясняет основные приемы работы пастелью: 1) Пастель держать под углом и штриховать острой гранью. 2) Пастель держать вертикально и штриховать тупым краем. 3) Обертку снимать и рисовать всем боком пастельного карандаша. 4) Рисовать боком пастельного карандаша, а затем круговыми движениями тушевать рисунок. 5) Рядом штриховать двумя мелками разного цвета, затем при помощи растушевки соединять их. 6) Штриховать краем карандаша полоску, постепенно ослабляя силу давления, затем тушевать рисунок, получая тоновую растяжку. 7) Повторять седьмое упражнение, затем поверх растушевки штриховать краем карандаша другого цвета. Пример работы:     Упражнение 3. «Дикая ежевика»: Объясняет этапы упражнения, направленного на повторение основ воздушной перспективы: Рисовать трехплановый пейзаж, используя сухую пастель. Первый план изображать насыщенным теплым цветом; второй - более мягким и холодным; третий - светло-голубым или светло-фиолетовым. Небо рисовать произвольным цветом. Приступать к выполнению ежевики. На первом плане кустарники изображать насыщенно, добиваясь контраста с поляной и небом; прорисовать детали: ветки, траву. На втором плане кусты с ежевикой показывать силуэтом, не прорисовывая детали, менее контрастно, чем на первом. На последнем - образы еще больше обобщать, рисуя их холодным цветом, по тону близкому к поляне, на которой они стоят. Пример работы:    Во время выполнения детьми упражнений включает музыку А. Вивальди «Скрипичный концерт, 3 ч. Allegro»: Выполнять упражнения. Овладевать навыком работы сухой пастелью. Развивать чувство композиции и пространства.

Упражнение 1. «Графические техники». Пример детской работы:


Упражнение 2. «Приемы работы сухой пастелью». Пример детской работы:


Упражнение 3. «Дикая ежевика». Пример детской работы:



 

6. Динамическая пауза. - Выполнить упражнение для снятия напряжения с кистей рук.

Учитель зачитывает стихотворение и демонстрирует движения рук под него: На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.) Потянули… (Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.) Покрутили… (Выполняются волнообразные движения кистями рук.) Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку.) И открыли! (Пальцы расцепились.)

Выполнять движения руками под руководством учителя.

7. Практическая деятельность по выполнению основного задания. - Выполнить рисунок по теме урока, с соблюдением законов, правил перспективы и композиции.           Дает задание выполнить работу по теме «Настроение погоды», соблюдая законы композиции и перспективы, показывает пример выполненного задания:    Включает музыку П.И. Чайковского «Времена года. Апрель»:

Во время практической работы выполняет фронтальный, индивидуальный контроль.Выполнять творческое задание. Пример детской работы:


 

8. Рефлексия. - Формировать умение оценивать себя и других людей, видеть ошибки и положительные стороны в работе.

Показывает лучшие работы, предлагает ответить на вопросы и оценить рисунки. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Задает вопросы: - Какое настроение передает пейзаж? - Что видим на 1 плане? - Что видим вдалеке? - Как соблюдена воздушная перспектива? Предлагает проанализировать собственные работы.

Вспоминать цель и задачи. Анализировать работы одноклассников, отвечая на вопросы учителя, высказывать своё мнение. Осуществлять самооценку.

9. Подведение итогов: - Сделать вывод по уроку.

Делает вывод по уроку. Результаты: 1. Предметные: развить визуально-пространственное мышление как форму эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве; приобрести опыт создания художественного образа в жанре пейзаж; приобрести опыт работы в технике сухой пастели; развить потребность общения с произведениями изобразительного искусства, освоить практические умения и навыки восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства. 2. Метапредметные: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть основами самоконтроля, самооценки; уметь работать индивидуально и в группе. 3. Личностные: сформировать ответственное отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; сформировать коммуникативную компетентность в общении со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности; развить эстетическое сознание через наследие великих художников России, творческой деятельности эстетического характера. Задаёт домашнее задание найти 2-3 иллюстрации в жанре пейзаж, проанализировать их: определить настроение картины, познакомиться с композицией, пронаблюдать за передачей воздушной перспективы. Благодарит за работу.

Записать домашнее задание. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие детей в становлении личности через пейзаж огромно. Сама природа является средствами такого воспитания, а картины моря, леса, поля, луга, переданные живописными средствами и несущие в себе настроение автора, его отношение к изображению, - еще более сильный фактор развития творческого воображения, нравственного воспитания, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Таким образом, обучение изобразительному искусству детей на образцах пейзажного жанра - это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.

Подводя итоги проделанной работе можно сделать вывод о том, что современный подход к обучению изобразительному искусству предполагает, что дети должны уметь свободно и смело работать карандашом и кистью, знать теоретические основы изобразительной грамоты: законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции, последовательность введения работы по любому виду художественно - творческой деятельности, уметь передавать особенности ландшафта, цветовую окраску, тональные отношения. Знать различные художественные материалы и приемы работы с ними.

Отсюда следует, что для того, чтобы школьники успешно изображали пейзаж, они должны знать светотеневые отношения, воздушную перспективу, отношение теплый - холодный, особенности солнечного света, у них должны быть выработаны навыки работы с гуашевой, акварельной красками и кистями. Но одних технических умений и навыков мало. Дети должны заниматься на уроках изобразительной деятельности творчеством, а не ремеслом, им должно быть интересно, только при этом условии возможно успешное усвоение умений и навыков. Именно в деятельности раскрываются и формируются умения и навыки, а также художественные способности. Эти аспекты необходимо учитывать педагогу в своей работе при обучении детей рисованию.

Написав данную работу, мы пришли к следующим результатам:

изучили психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;

рассмотрели теоретические аспекты обучения жанру пейзаж на уроках изобразительного искусства;

изучили особенности методики обучения жанру пейзаж на уроках изобразительного искусства;

разработали содержание уроков по теме «Пейзаж» в начальных и основных классах.

ЛИТЕРАТУРА

Буйнов, А.Н., Смирнов, Г.Б., Первоначальные сведения о перспективе, - М.: Профиздат, 1960. - 80 с.

Голубева, О.Л., Основы композиции: учеб. пособие. - М.: Сварог и К, 2008. - 144 с.

Зайцев, А.С., Наука о цвете и живописи. - М.: Искусство, 1986. - 121 с.

Ковалев, Ф.В., Золотое сечение в живописи. - Киев.: ВЫЩА ШКОЛА, 1989. - 144 с.

Кузин, В.С., Изобразительно искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1998. - 336 с., ил.

Ломов, С.П., Аманжолов, С.А., Методология художественного образования: Учебное пособие. - М.: МПГУ, 2011. - 188 с.

Манизер, М.Г., Школа изобразительного искусства, - М.: Академии художеств СССР, 1962. - с. 152].

Неменский, Б.М., Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского, 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 129 с.

Неменский, Б.М., Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского, 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 84 с.

Павлик, К.В., Изобразительное искусство в начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания. - М.: Флинта, 2002. - 88 с.

Паранюшкин, Р. В., - Композиция. Теория и практика изобразительного искусства. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 79 с.

Порте П., Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э.А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2005. - 124 с.

Ревякин, П.П., Техника акварельной живописи, - М.: Искусство, 1959. - с. 170 с.].

Смит, Р.К., Перспектива. Глубина и реалистичность изображения. - М.: Кристина - новый век, 2001. - 48 с. ].

Сокольникова, Н.М., Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 368 с., ил.

Стародуб, К.И., Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учеб. пос. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 190 с.

Картины художников мира. URL: <http://art-pics.ru/> (дата посещения 12.05.2014).

Мир кадров. Школа живописи. URL: <http://www.mir-kadrov.ru> (дата посещения 27.04.2014).

Словарь иностранных слов. URL: http://www.inslov.ru (дата посещения 02.05.2014).

Художественная энциклопедия. http://dic.academic.ru (дата посещения 02.05.2014).

Похожие работы на - Методика изучения жанра пейзажа на уроках изобразительного искусства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!